Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла
Введение.
Охрана и рациональное использование водоплавающих и околоводных птиц, которые являются одним из главных компонентов водных экосистем, невозможно без знания их экологии. Однако, большая часть имеющихся работ посвящена фаунистике, различным аспектам экологии птиц Европейского континента. Например, сделаны крупные обобщения по распространению, численности, размножению, линьке, питанию и миграциям были выполнены по бывшему Советскому Союзу в целом и по многим регионам внутри страны.
В Сибири специальные исследования по разным аспектам экологии водоплавающих и околоводных птиц проводились в разное время в целом по водно-болотным птицам.
Они изучены далеко недостаточно. Некоторые данные имеются в монографических работах эколого-фаунистического содержания и в ряде статей, появившихся в последние годы. Специальные исследования , посвященные населению и экологии водоплавающих и околоводных птиц Селенгинского среднегорья, пpaктически не проводились. Это обстоятельство определило, цель и задачи нашей работы.
Целью явились выявление особенностей экологии водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла на примере огаря.
Задачи, которые необходимо было решить для достижения данной цели:
- выявить особенности экологии водоплавающие и околоводные птицы степных озер;
- наметить пути охраны и рационального использования водоплаваюшие и околоводные птицы степных озер;
- определить возможность использования полученных данных в школьном курсе «Биологии».
Объектом исследования является водоплавающие и околоводные птицы степных озер.
Предметом исследования является огарь (красная утка).
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии и птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава, особенно в весенний период, и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005-2008 г.
Результаты исследований могут служить основой при решении задач рационального использования ресурсов животного мира. А также для долговременного мониторинга динамики численности и населения птиц. При всех посещениях регистрировались размещение и хаpaктер деятельности обнаруженных на них птиц.
Основная часть
В видовых очерках приведены подробные данные по биотопическому распределению, особенностям поведения в предгнездовой и брачный периоды, срокам размножения, гнездостроению, величине кладки, морфометрии яиц, насиживанию. Для каждого вида просчитаны эффективность вылупления и гнездования, рассматриваются причины гибели яиц и птенцов.
К пролетным водоплавающим и околоводным птицам Селенгинского среднегорья относятся 122 вида: из них через степные озера пролетают 83 вида, что составляет 79 %.
Начало весеннего пролета приходиться на начало марта, первыми появляются огарь, кряква. Пролет в это время не имеет определенной направленности, и носит хаpaктер кочевок по проталинам рек и озер.
Огарь – tadorna ferruginea Pall. 1764
Местообитание. Основными местами обитания огарей в гнездовой период являются степные солоноватые, иногда пойменные озера, старицы рек. Сильно заросших водоемов огарь избегает. Обязательным условием обитания птиц в долинах рек является наличие скалистых берегов, глинистые обрывы. Изредка их можно увидеть в смешанных лесах.
Весенний пролет и прилет. Первые огари появляются на Селенгинском среднегорье в середине-конце марта [Измайлов, Боровицкая, 1973; Елаев, 1997]. Самый ранний прилет 19-22/111 описан М.Г.Бакутиным (1957) в дельте р. Селенги. В северных районах, в частности на перешейке полуострова Нос передовые особи достигают к началу апреля – 8-14/1V [Гусев, 1960; Скрябин, 1975,1995]. Массовый прилет огарей на Селенгинском среднегорье приходиться на апрель. В это время они встречаются стайками из 2-6, а редко 20-25 птиц [табл.1]. В целом пролет проходит вяло и заканчивается в конце апреля.
По нашим наблюдениям прилет огарей в 2005 г. 28-2/ IV, 2006 г. 24-28/III, 2007 г. 1-6/IV, 2008г. 27/IV-1/V.
Размножение. На места гнездовья птицы прилетают уже парами, редко в одиночку. Разбивка на пары происходит еще на зимовке, причем, судя по данным кольцевания, пары существуют по несколько лет [Исаков, 1952; Лысенко, 1991]. Вскоре после прилета огари начинают подыскивать удобные места для гнездования. Поиски происходят в течение апреля- начале мая. В это время наблюдаются брачные полеты и игры, которые сопровождаются хаpaктерным для этих птиц шумом.
В пределах ареала огари имеют широкий спектр гнездовых укрытий: норы степных животных ( лисиц, барсуков, сурков), трещины, расселины берегов, старые гнезда могильников, заброшенные постройки, иногда сараи чердаки жилых построек, очень редко самостоятельно роют норы, устраивают открытые гнезда [Исаков,1952; Абдусалямов, 1971; Кучин,1991; Лысенко, 1991]. В литературе есть гнезда, расположенного в дупле лиственницы на высоте 8 м на берегу Баргузинского залива, открытых гнезд на уступах скал [Исаков, 1952].
Гнездятся чаще всего одиночными парами, местами образуют небольшие колонии (3-6 гнезд), располагающихся в подходящих скалах. Так, в окрестностях с. Нур-Тухум несколько пар огарей уже в течение ряда лет гнездится в выходах скал на одной из прирусловых террас по берегу р. Селенги: в 1989 г. здесь держалось 4 пары, в 2000 г. – 3 пары. В июне 2002 г. колония была довольно рыхлой, тянулась вдоль берега на 1,5 км, среднее расстояние между соседними гнездами составляло 700 м. На тревожные окрики самца любой из этих пар откликались другие птицы, и вся колония поднималась в воздух вместе с гнездившимися здесь степными пустельгами. Ежегодно огаря этой колонии строят новые гнезда, поскольку старых гнезд находилось здесь достаточно много хотя в литературе имеются указания на вторичное использование гнездовых построек [Исаков, 1952; Абдусалямов, 1971; Лысенко, 1991]
Обнаруженные в описанной выше колонии гнезда представляли собой рыхлое сооружение из беспорядочно накиданных стeблей трав и перьев, которое находиться обычно недалеко от входа : 4 – на расстоянии 0,5 м, 5 – 0,8-1 м, 2 – более 1 м. Гнезда, устраивающим птицам в норах, располагаются на небольшом удалении от входа – от 1 до 3 м.Гнездовой период у огарей сильно растянут. Начало откладки яиц может происходить как в начале-середине мая так и в конце месяца. Яйца откладываются ежедневно, иногда с интервалами двое суток. Число яиц в кладках огаря составляет 6-12, в среднем 10. Яйца нормально-яйцевидной формы, с блеском, кремового или светло-кремового цвета. В кладках нередко встречаются неоплодотворенные яйца. В двух из четырех гнезд, покинутых утятами, были обнаружены один или два болтуна размером 70х45 мм. Они имели зеленовато-белый цвет и мелкие темно-бурые пестрины, сконцентрированные на остром конце яйца. Размеры яиц даны в таблице 2.
Насиживание начинается после откладки последнего яйца. Насиживает только самка в течение 25-30 (в среднем 28) дней, самец не принимает участия в насиживании, держится вблизи гнездового участка. При появлении опасности самец с криками направляется к пришельцу, тем самым, предупреждая самку об опасности.
Вылупление птенцов также растянуто по срокам – в основном вторая половина июня, но иногда выводки огарей встречаются на Селенгиском среднегорье в начале июня. После выведения птенцов взрослые с выводками переходят на водоемы, озера, где обычно держатся вблизи берега и при малейшей опасности уводят в открытую часть озера. При опасности на мелких озерках, прудах взрослые поднимаются с хаpaктерными криками навстречу постороннему, в это время птенцы скрываются в зарослях травы и других укрытиях. Молодые и даже пуховички хорошо ныряют, могут находиться под водой до, 25-30 сек. В выводках, держащихся на одном водоеме, размер утят может различаться в несколько раз (например, с воробья в одном выводке и с чирка в другом). Среднее число утят в 44 выводках составило 8 с разбросом от 2-4 до 14-15, обычно при двух взрослых, редко - при одном. Семья даже на маленьких водоемах держатся отдельно и сбиваются в стаи лишь тогда, когда молодые почти достигнут размеров взрослых птиц. Оба родителя остаются с выводками до тех пор, пока молодые не поднимутся на крыло.
По нашим наблюдениям выводок составлял в 2005 г. составлял – 13, в 2006 г. – 14, в 2007 – 12, 2008 г. – 13.
Часть «забайкальской» популяции огарей (около 15-20%) в размножении не учавствует. В гнездовое время они держаться одиночками, небольшими стайками или парами обычно по берегам озер и рек, А иногда и в местах, где обитают гнездящиеся пары – на останцовых скалах, возле зимников и т. д.
Осенний пролет. В конце августа – начале сентября огари собираются на больших степных озерах. Эти скопления могут достигать многих сотен особей. При этом огари регулярно летают на близлежащие зерновые поля и пашни. Большие стаи огарей пролетают над местом нашей стоянки с 5 ч. 30 мин. до 7 ч.30 мин., после чего пролет заканчивался. Однако на озерах огари остались в большом количестве и днем. Вечером примерно с 21 часа до полного заката солнца такие же стаи возвращались обратно на озера, не раз даже в темноте. Оживление птиц длится довольно долго, и в течение ночи их гомон не прерывался. Общая численность огарей на пролете в 1996 г. составляла 6-7,5 тыс. особей. Осенью 1998 г. в том же месте мы наблюдали около 6 тыс. огарей. Ежедневно с 6 по 9 октября в эти же утренние часы большими стаями (до 100 – 150 особей) поднимались с озер и улетали в сторону Джидинского хребта, а вечером возвращались [Ешеев и др., 1998].
Отлет огарей на Селенгинском среднегорье происходит в последних числах сентября.
По нашим наблюдениям отлет наблюдали в 2005 г. 1-6 октября, 2006 г. 2-6 октября, 2007 г. 2-7 октября, 2008г. 3-5 октября.
Заключение
На основе проведенного анализа гнездовой экологии огаря были выявлены как видоспецифические, так и общие особенности, связанные совместным обитанием на степных озерах и проявляющиеся в изменении хаpaктера гнездования и поведения. Так, по местам гнездования водоплавающих и околоводных птиц можно разделить на :
- гнездящихся на воде,
- гнездящихся в прибрежной зоне;
- гнездящихся в укрытиях, вдали от водоемов.
В силу низких защитных свойств подобных местообитаний (открытые берега, отсутствие островов, дефицит сплавин) пригодных для гнездования. Многие огари гнездятся вдали от водоема. При этом они используют в качестве мест гнездования скалы, норы и т.п. Удаленность гнездовий от водоемов может доходить до 15 км. Огари , обитающие на степных озерах, способны четко дифференцировать и адекватно реагировать на беспокойство. А обитающие на небольших озерах проявляют элементы совместной защиты.
Основными факторами, угрожающими существованию птиц, в этих угодьях, по нашему мнению, являются:
- преобразование мест обитания в результате хозяйственной деятельности (весенние палы, выборочная рубка старых деревьев, особенно в лесостепной зоне, сокращение дуплистых деревьев, загрязнение и эвтрофикация водоемов) ;
- бpaконьерство, отлов с коммерческой целью;
- беспокойство в гнездовой период;
- естественная низкая численность птиц на границе ареалов, В силу своих особенностей ( небольшие размеры, гoлые берега и т. д.) степные озера весьма удобны для охоты, особенно в весенний период, на водоплавающую и околоводную дичь. Из 107 видов птиц, отмеченных нами, основными охотничьими видами являются представители отряда гусеобразных (24 вида) и ржанкообразных (26 видов). В основу гнездящихся видов пластинчатоклювых входит и огарь. Очень часто открытие весенней охоты приводит к тому, что многие водоплавающие и околоводные птицы перестают гнездится. Это приводит к коренным изменениям и полной деградации мест обитания и гнездования.
Среди основных мер по сохранению перечисленных видов мы выделяем следующие:
- выявление и охрана мест гнездования;
- организация регулярного мониторинга состояния популяций регионально редких видов птиц;
- создание небольших по площади охраняемых территорий (типа памятников природы) в местах расположения гнездовий и колоний редких птиц;
- сохранение наиболее ценных мест обитания редких видов, а именно существующих массивов верховных болот, заливных лугов, высоко ствольных пойменных лесов и др.;
- снижение фактора беспокойства в период гнездования;
- проведение биотехнических мероприятий (например: установка гнездовых платформ, организация подкормочных площадок для хищных птиц) ;
- ограничение, а в некоторых местах полное запрещение весенней охоты на водоплавающих птиц;
- экологическое образование, пропаганда охраны редких видов и мест их обитания.
Литература
- Алфеpaки С.Н. Гуси России.- Спб., 1904.
- Бакутин М.Г. Водоплавающие птицы дельты р. Селенги. Гусеобразные // Уч.зап.Бур.-Монгол.пед.ин-та. – Улан-Удэ, 1957. – вып.12. – С. 19-61.
- Богородский Ю.В. Птицы Южного Предбайкалья. Иркутск:Изд-во ИГУ, 1989. – 208 с.
- Васильченко А.А., Доржиев Ц.З., Егоров В.Г. и др. Птицы //Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР. – Улан-Удэ: Бурят кн. Изд-во, 1988. – С. 60-183.
- Дегтярев А.Г., Ларионов Г.П. Материалы по биологии некоторых водно- болотных птиц бассейна среднего течения р.Лены // Водно- болотные виды птиц долины средней Лены. – Якутск:ЯФ СО АН СССР, 1976.- С. 53-84.
- Доржиев Ц.З., Хабаева Г.М., Юмов Б.О. Животный мир Бурятии. – Иркустк, ИГПИ, 1986.- 202 с.
- Доржив Ц.З., Елаев Э.Н., Ешеев В.Е., Малеев В.Г. О летнем населении птиц степных озер юго-западного Забайкалья // Марш парков и охраняемые территории Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. – С.84-01.
- Елаев Э.Н., Рябцев В.В., Ешеев В.Е. Осенний прилет огаря в Боргойской котловине (юго-западное Забайкалье) в 1998-1999 гг. // Казарка. - №5. Бюллетень Рабочей группы по гусям и лебедям Восточной Европы и северной Азии. – М., 1999. – С. 235-238.
- Ешеев В.Е., Рябцев В.В., Елаев Э.Н. и др. Кхаpaктеристике осенней миграцииптиц в Южном Забайкалье //Экосистемы Южного Забайкалья: история изучения, оценка и проблемы сохранения биоразнообразия. Улан-Удэ, 1998. – С.45-48.
- Измайлов. , Боровицкая Г.К. , Птицы Юго-Западного Забайкалья.- Владимир, 1973. – 315с.
- Кошелев А.И. , Хроков В.В. , Птицы озер и болот. – Алма- Ата: Кайнар, 1989. – 271 с.
- Малеев В.Г. К экологии огаря В Западном Забайкалье // Марш парков и охраняемые территории Байкальского. Мат-лы регон. научн.- пpaкт. Конф. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. – С.95-96.
- Мельникова Н.И., КлименкоН.М. Некоторые черты экологии водоплавающих дельты р. Селенги // Экология птиц бассейна оз. Байкал. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1979. – С. 31-48.
- Птушенко Е.С. Подсемейство гусиные anserinae //Птицы Советского Союза. –М.: Наука, 1952.- Т.4.- С. 246-344.
- Швецов Ю.Г., Швецова И.В. Птицы дельты р. Селенги // Изв. Иркут. с.-х.ин-та.- Вып.25.- Иркутск, 1967.- С. 224-231.
Презентация – Приложение 1, Статистика наблюдений в период 2005-2008 г. – Приложение 2.
Комментарии:
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
30 06 2025 8:42:25
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
29 06 2025 6:49:19
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
28 06 2025 6:41:46
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
27 06 2025 3:52:20
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
26 06 2025 21:23:38
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
25 06 2025 13:16:35
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
24 06 2025 2:20:15
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
23 06 2025 14:48:25
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
22 06 2025 16:36:54
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
21 06 2025 4:41:26
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
20 06 2025 8:18:51
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
19 06 2025 14:47:52
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
18 06 2025 2:11:44
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
17 06 2025 9:34:49
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
16 06 2025 21:43:17
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
15 06 2025 17:53:47
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
14 06 2025 12:21:54
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
13 06 2025 16:43:44
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
12 06 2025 12:58:36
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
11 06 2025 8:44:23

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
10 06 2025 5:58:11
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
09 06 2025 15:10:26
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
08 06 2025 2:29:36
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
07 06 2025 12:13:41
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
06 06 2025 1:45:41
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
05 06 2025 14:36:46
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
04 06 2025 16:31:55
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
03 06 2025 13:31:23
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
02 06 2025 7:46:35
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
01 06 2025 6:43:41
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
31 05 2025 6:47:24

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
30 05 2025 0:56:51
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
29 05 2025 14:46:32
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
28 05 2025 10:36:27
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
27 05 2025 3:41:55
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
26 05 2025 23:44:35
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
25 05 2025 4:42:23
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
24 05 2025 14:15:43
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
23 05 2025 13:23:45
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
22 05 2025 14:41:18
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
21 05 2025 14:29:10
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
20 05 2025 15:45:42
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
19 05 2025 3:14:44
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
18 05 2025 14:44:42
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
17 05 2025 23:57:46
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
16 05 2025 20:21:43
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
15 05 2025 20:45:15
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
14 05 2025 11:19:13
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
13 05 2025 6:26:49
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
12 05 2025 12:34:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::