Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла
Введение.
Охрана и рациональное использование водоплавающих и околоводных птиц, которые являются одним из главных компонентов водных экосистем, невозможно без знания их экологии. Однако, большая часть имеющихся работ посвящена фаунистике, различным аспектам экологии птиц Европейского континента. Например, сделаны крупные обобщения по распространению, численности, размножению, линьке, питанию и миграциям были выполнены по бывшему Советскому Союзу в целом и по многим регионам внутри страны.
В Сибири специальные исследования по разным аспектам экологии водоплавающих и околоводных птиц проводились в разное время в целом по водно-болотным птицам.
Они изучены далеко недостаточно. Некоторые данные имеются в монографических работах эколого-фаунистического содержания и в ряде статей, появившихся в последние годы. Специальные исследования , посвященные населению и экологии водоплавающих и околоводных птиц Селенгинского среднегорья, пpaктически не проводились. Это обстоятельство определило, цель и задачи нашей работы.
Целью явились выявление особенностей экологии водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла на примере огаря.
Задачи, которые необходимо было решить для достижения данной цели:
- выявить особенности экологии водоплавающие и околоводные птицы степных озер;
- наметить пути охраны и рационального использования водоплаваюшие и околоводные птицы степных озер;
- определить возможность использования полученных данных в школьном курсе «Биологии».
Объектом исследования является водоплавающие и околоводные птицы степных озер.
Предметом исследования является огарь (красная утка).
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии и птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава, особенно в весенний период, и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005-2008 г.
Результаты исследований могут служить основой при решении задач рационального использования ресурсов животного мира. А также для долговременного мониторинга динамики численности и населения птиц. При всех посещениях регистрировались размещение и хаpaктер деятельности обнаруженных на них птиц.
Основная часть
В видовых очерках приведены подробные данные по биотопическому распределению, особенностям поведения в предгнездовой и брачный периоды, срокам размножения, гнездостроению, величине кладки, морфометрии яиц, насиживанию. Для каждого вида просчитаны эффективность вылупления и гнездования, рассматриваются причины гибели яиц и птенцов.
К пролетным водоплавающим и околоводным птицам Селенгинского среднегорья относятся 122 вида: из них через степные озера пролетают 83 вида, что составляет 79 %.
Начало весеннего пролета приходиться на начало марта, первыми появляются огарь, кряква. Пролет в это время не имеет определенной направленности, и носит хаpaктер кочевок по проталинам рек и озер.
Огарь – tadorna ferruginea Pall. 1764
Местообитание. Основными местами обитания огарей в гнездовой период являются степные солоноватые, иногда пойменные озера, старицы рек. Сильно заросших водоемов огарь избегает. Обязательным условием обитания птиц в долинах рек является наличие скалистых берегов, глинистые обрывы. Изредка их можно увидеть в смешанных лесах.
Весенний пролет и прилет. Первые огари появляются на Селенгинском среднегорье в середине-конце марта [Измайлов, Боровицкая, 1973; Елаев, 1997]. Самый ранний прилет 19-22/111 описан М.Г.Бакутиным (1957) в дельте р. Селенги. В северных районах, в частности на перешейке полуострова Нос передовые особи достигают к началу апреля – 8-14/1V [Гусев, 1960; Скрябин, 1975,1995]. Массовый прилет огарей на Селенгинском среднегорье приходиться на апрель. В это время они встречаются стайками из 2-6, а редко 20-25 птиц [табл.1]. В целом пролет проходит вяло и заканчивается в конце апреля.
По нашим наблюдениям прилет огарей в 2005 г. 28-2/ IV, 2006 г. 24-28/III, 2007 г. 1-6/IV, 2008г. 27/IV-1/V.
Размножение. На места гнездовья птицы прилетают уже парами, редко в одиночку. Разбивка на пары происходит еще на зимовке, причем, судя по данным кольцевания, пары существуют по несколько лет [Исаков, 1952; Лысенко, 1991]. Вскоре после прилета огари начинают подыскивать удобные места для гнездования. Поиски происходят в течение апреля- начале мая. В это время наблюдаются брачные полеты и игры, которые сопровождаются хаpaктерным для этих птиц шумом.
В пределах ареала огари имеют широкий спектр гнездовых укрытий: норы степных животных ( лисиц, барсуков, сурков), трещины, расселины берегов, старые гнезда могильников, заброшенные постройки, иногда сараи чердаки жилых построек, очень редко самостоятельно роют норы, устраивают открытые гнезда [Исаков,1952; Абдусалямов, 1971; Кучин,1991; Лысенко, 1991]. В литературе есть гнезда, расположенного в дупле лиственницы на высоте 8 м на берегу Баргузинского залива, открытых гнезд на уступах скал [Исаков, 1952].
Гнездятся чаще всего одиночными парами, местами образуют небольшие колонии (3-6 гнезд), располагающихся в подходящих скалах. Так, в окрестностях с. Нур-Тухум несколько пар огарей уже в течение ряда лет гнездится в выходах скал на одной из прирусловых террас по берегу р. Селенги: в 1989 г. здесь держалось 4 пары, в 2000 г. – 3 пары. В июне 2002 г. колония была довольно рыхлой, тянулась вдоль берега на 1,5 км, среднее расстояние между соседними гнездами составляло 700 м. На тревожные окрики самца любой из этих пар откликались другие птицы, и вся колония поднималась в воздух вместе с гнездившимися здесь степными пустельгами. Ежегодно огаря этой колонии строят новые гнезда, поскольку старых гнезд находилось здесь достаточно много хотя в литературе имеются указания на вторичное использование гнездовых построек [Исаков, 1952; Абдусалямов, 1971; Лысенко, 1991]
Обнаруженные в описанной выше колонии гнезда представляли собой рыхлое сооружение из беспорядочно накиданных стeблей трав и перьев, которое находиться обычно недалеко от входа : 4 – на расстоянии 0,5 м, 5 – 0,8-1 м, 2 – более 1 м. Гнезда, устраивающим птицам в норах, располагаются на небольшом удалении от входа – от 1 до 3 м.Гнездовой период у огарей сильно растянут. Начало откладки яиц может происходить как в начале-середине мая так и в конце месяца. Яйца откладываются ежедневно, иногда с интервалами двое суток. Число яиц в кладках огаря составляет 6-12, в среднем 10. Яйца нормально-яйцевидной формы, с блеском, кремового или светло-кремового цвета. В кладках нередко встречаются неоплодотворенные яйца. В двух из четырех гнезд, покинутых утятами, были обнаружены один или два болтуна размером 70х45 мм. Они имели зеленовато-белый цвет и мелкие темно-бурые пестрины, сконцентрированные на остром конце яйца. Размеры яиц даны в таблице 2.
Насиживание начинается после откладки последнего яйца. Насиживает только самка в течение 25-30 (в среднем 28) дней, самец не принимает участия в насиживании, держится вблизи гнездового участка. При появлении опасности самец с криками направляется к пришельцу, тем самым, предупреждая самку об опасности.
Вылупление птенцов также растянуто по срокам – в основном вторая половина июня, но иногда выводки огарей встречаются на Селенгиском среднегорье в начале июня. После выведения птенцов взрослые с выводками переходят на водоемы, озера, где обычно держатся вблизи берега и при малейшей опасности уводят в открытую часть озера. При опасности на мелких озерках, прудах взрослые поднимаются с хаpaктерными криками навстречу постороннему, в это время птенцы скрываются в зарослях травы и других укрытиях. Молодые и даже пуховички хорошо ныряют, могут находиться под водой до, 25-30 сек. В выводках, держащихся на одном водоеме, размер утят может различаться в несколько раз (например, с воробья в одном выводке и с чирка в другом). Среднее число утят в 44 выводках составило 8 с разбросом от 2-4 до 14-15, обычно при двух взрослых, редко - при одном. Семья даже на маленьких водоемах держатся отдельно и сбиваются в стаи лишь тогда, когда молодые почти достигнут размеров взрослых птиц. Оба родителя остаются с выводками до тех пор, пока молодые не поднимутся на крыло.
По нашим наблюдениям выводок составлял в 2005 г. составлял – 13, в 2006 г. – 14, в 2007 – 12, 2008 г. – 13.
Часть «забайкальской» популяции огарей (около 15-20%) в размножении не учавствует. В гнездовое время они держаться одиночками, небольшими стайками или парами обычно по берегам озер и рек, А иногда и в местах, где обитают гнездящиеся пары – на останцовых скалах, возле зимников и т. д.
Осенний пролет. В конце августа – начале сентября огари собираются на больших степных озерах. Эти скопления могут достигать многих сотен особей. При этом огари регулярно летают на близлежащие зерновые поля и пашни. Большие стаи огарей пролетают над местом нашей стоянки с 5 ч. 30 мин. до 7 ч.30 мин., после чего пролет заканчивался. Однако на озерах огари остались в большом количестве и днем. Вечером примерно с 21 часа до полного заката солнца такие же стаи возвращались обратно на озера, не раз даже в темноте. Оживление птиц длится довольно долго, и в течение ночи их гомон не прерывался. Общая численность огарей на пролете в 1996 г. составляла 6-7,5 тыс. особей. Осенью 1998 г. в том же месте мы наблюдали около 6 тыс. огарей. Ежедневно с 6 по 9 октября в эти же утренние часы большими стаями (до 100 – 150 особей) поднимались с озер и улетали в сторону Джидинского хребта, а вечером возвращались [Ешеев и др., 1998].
Отлет огарей на Селенгинском среднегорье происходит в последних числах сентября.
По нашим наблюдениям отлет наблюдали в 2005 г. 1-6 октября, 2006 г. 2-6 октября, 2007 г. 2-7 октября, 2008г. 3-5 октября.
Заключение
На основе проведенного анализа гнездовой экологии огаря были выявлены как видоспецифические, так и общие особенности, связанные совместным обитанием на степных озерах и проявляющиеся в изменении хаpaктера гнездования и поведения. Так, по местам гнездования водоплавающих и околоводных птиц можно разделить на :
- гнездящихся на воде,
- гнездящихся в прибрежной зоне;
- гнездящихся в укрытиях, вдали от водоемов.
В силу низких защитных свойств подобных местообитаний (открытые берега, отсутствие островов, дефицит сплавин) пригодных для гнездования. Многие огари гнездятся вдали от водоема. При этом они используют в качестве мест гнездования скалы, норы и т.п. Удаленность гнездовий от водоемов может доходить до 15 км. Огари , обитающие на степных озерах, способны четко дифференцировать и адекватно реагировать на беспокойство. А обитающие на небольших озерах проявляют элементы совместной защиты.
Основными факторами, угрожающими существованию птиц, в этих угодьях, по нашему мнению, являются:
- преобразование мест обитания в результате хозяйственной деятельности (весенние палы, выборочная рубка старых деревьев, особенно в лесостепной зоне, сокращение дуплистых деревьев, загрязнение и эвтрофикация водоемов) ;
- бpaконьерство, отлов с коммерческой целью;
- беспокойство в гнездовой период;
- естественная низкая численность птиц на границе ареалов, В силу своих особенностей ( небольшие размеры, гoлые берега и т. д.) степные озера весьма удобны для охоты, особенно в весенний период, на водоплавающую и околоводную дичь. Из 107 видов птиц, отмеченных нами, основными охотничьими видами являются представители отряда гусеобразных (24 вида) и ржанкообразных (26 видов). В основу гнездящихся видов пластинчатоклювых входит и огарь. Очень часто открытие весенней охоты приводит к тому, что многие водоплавающие и околоводные птицы перестают гнездится. Это приводит к коренным изменениям и полной деградации мест обитания и гнездования.
Среди основных мер по сохранению перечисленных видов мы выделяем следующие:
- выявление и охрана мест гнездования;
- организация регулярного мониторинга состояния популяций регионально редких видов птиц;
- создание небольших по площади охраняемых территорий (типа памятников природы) в местах расположения гнездовий и колоний редких птиц;
- сохранение наиболее ценных мест обитания редких видов, а именно существующих массивов верховных болот, заливных лугов, высоко ствольных пойменных лесов и др.;
- снижение фактора беспокойства в период гнездования;
- проведение биотехнических мероприятий (например: установка гнездовых платформ, организация подкормочных площадок для хищных птиц) ;
- ограничение, а в некоторых местах полное запрещение весенней охоты на водоплавающих птиц;
- экологическое образование, пропаганда охраны редких видов и мест их обитания.
Литература
- Алфеpaки С.Н. Гуси России.- Спб., 1904.
- Бакутин М.Г. Водоплавающие птицы дельты р. Селенги. Гусеобразные // Уч.зап.Бур.-Монгол.пед.ин-та. – Улан-Удэ, 1957. – вып.12. – С. 19-61.
- Богородский Ю.В. Птицы Южного Предбайкалья. Иркутск:Изд-во ИГУ, 1989. – 208 с.
- Васильченко А.А., Доржиев Ц.З., Егоров В.Г. и др. Птицы //Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР. – Улан-Удэ: Бурят кн. Изд-во, 1988. – С. 60-183.
- Дегтярев А.Г., Ларионов Г.П. Материалы по биологии некоторых водно- болотных птиц бассейна среднего течения р.Лены // Водно- болотные виды птиц долины средней Лены. – Якутск:ЯФ СО АН СССР, 1976.- С. 53-84.
- Доржиев Ц.З., Хабаева Г.М., Юмов Б.О. Животный мир Бурятии. – Иркустк, ИГПИ, 1986.- 202 с.
- Доржив Ц.З., Елаев Э.Н., Ешеев В.Е., Малеев В.Г. О летнем населении птиц степных озер юго-западного Забайкалья // Марш парков и охраняемые территории Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. – С.84-01.
- Елаев Э.Н., Рябцев В.В., Ешеев В.Е. Осенний прилет огаря в Боргойской котловине (юго-западное Забайкалье) в 1998-1999 гг. // Казарка. - №5. Бюллетень Рабочей группы по гусям и лебедям Восточной Европы и северной Азии. – М., 1999. – С. 235-238.
- Ешеев В.Е., Рябцев В.В., Елаев Э.Н. и др. Кхаpaктеристике осенней миграцииптиц в Южном Забайкалье //Экосистемы Южного Забайкалья: история изучения, оценка и проблемы сохранения биоразнообразия. Улан-Удэ, 1998. – С.45-48.
- Измайлов. , Боровицкая Г.К. , Птицы Юго-Западного Забайкалья.- Владимир, 1973. – 315с.
- Кошелев А.И. , Хроков В.В. , Птицы озер и болот. – Алма- Ата: Кайнар, 1989. – 271 с.
- Малеев В.Г. К экологии огаря В Западном Забайкалье // Марш парков и охраняемые территории Байкальского. Мат-лы регон. научн.- пpaкт. Конф. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. – С.95-96.
- Мельникова Н.И., КлименкоН.М. Некоторые черты экологии водоплавающих дельты р. Селенги // Экология птиц бассейна оз. Байкал. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1979. – С. 31-48.
- Птушенко Е.С. Подсемейство гусиные anserinae //Птицы Советского Союза. –М.: Наука, 1952.- Т.4.- С. 246-344.
- Швецов Ю.Г., Швецова И.В. Птицы дельты р. Селенги // Изв. Иркут. с.-х.ин-та.- Вып.25.- Иркутск, 1967.- С. 224-231.
Презентация – Приложение 1, Статистика наблюдений в период 2005-2008 г. – Приложение 2.
Комментарии:
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
17 01 2025 0:23:48
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
16 01 2025 3:47:29
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
15 01 2025 17:54:29
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
14 01 2025 14:28:27
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
13 01 2025 23:46:59
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
12 01 2025 7:51:42
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
11 01 2025 22:44:20
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...
10 01 2025 6:34:28
Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
09 01 2025 20:43:27
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
08 01 2025 6:58:40
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...
07 01 2025 13:41:38
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
06 01 2025 5:47:34
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
05 01 2025 12:11:56
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...
04 01 2025 12:45:36
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...
03 01 2025 1:47:12
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
02 01 2025 22:15:24
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
01 01 2025 6:28:12
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
31 12 2024 0:16:40
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
30 12 2024 9:36:55
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...
29 12 2024 1:35:25
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
28 12 2024 14:36:50
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...
27 12 2024 16:22:15
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
26 12 2024 10:45:43
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
25 12 2024 22:27:19
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
24 12 2024 5:53:51
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
23 12 2024 5:35:57
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...
22 12 2024 7:52:44
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
21 12 2024 15:50:23
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
20 12 2024 16:53:44
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
19 12 2024 23:29:12
Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...
18 12 2024 15:55:51
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
17 12 2024 18:19:26
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
16 12 2024 15:16:11
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
15 12 2024 13:45:16
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
14 12 2024 2:25:42
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
13 12 2024 4:58:21
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
12 12 2024 6:47:58
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...
11 12 2024 13:24:11
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
10 12 2024 22:22:59
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
09 12 2024 4:30:53
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...
08 12 2024 6:28:44
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
07 12 2024 15:52:29
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
06 12 2024 19:37:50
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
05 12 2024 20:27:25
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
04 12 2024 22:32:56
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
03 12 2024 19:26:54
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
02 12 2024 15:21:20
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
01 12 2024 18:55:52
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
30 11 2024 14:43:57
Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
29 11 2024 1:30:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::