План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"
Цель: развитие творческих способностей учащихся в процессе усвоения основных биологических закономерностей.
Задачи:
- способствовать формированию умений работы с учебной информацией и самоорганизации познавательной деятельности;
- изучать закономерности творческой жизни личности на основе ознакомления с биографией Ковалевского А. О.;
- способствовать формированию умения видеть проблему, намечать план ее решения, привлекать имеющиеся знания для решения проблемы, аргументировать решения, предлагать способ проверки гипотез.
Оборудование: влажные препараты, чучела и органы различных позвоночных, таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», портрет А. О. Ковалевского, учебник 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов», авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова, издательство «Дрофа», Москва – 2005 г.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Задания для групп (группы по 4 человека)
Прочитайте текст учебника на стр. 174-175. Рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:
- Выделите основные признаки типа Хордовых, приведите примеры;
- Сравните подтипы Хордовых и объясните черты различия бесчерепных и позвоночных;
- Сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии на уроке.
II. Решение биологических проблем методом контрольных вопросов:
- Ланцетник был открыт в XVIII веке. Ученые вначале отнесли его к типу моллюсков. Обоснуйте или опровергните это утверждение. Сделайте вывод о положении ланцетника в системе животного мира.
- В настоящее время на Земле обитает около 1,5 млн видов животных. Немногие из них отобраны для изучения в школе. Среди них ланцетник. Попробуйте обосновать включение этого животного в школьную программу.
- Какие изменения в природе могут произойти, если в один момент исчезнут все ланцетники?
- Ученые утверждают, что у одних видов животных понижение температуры воздуха вызовет повышение активности, а у других - ее понижение. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие высказанную позицию. Объясните, в чем заключаются причины изменения активности животных при понижении температуры воздуха.
Алгоритм метода контрольных вопросов
- Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные ответы.
- Для формулирования решений постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Как по-новому применить систему (тело, вещество, явление, процесс)?
- Как упростить систему?
- Как изменить систему?
- Что можно увеличить в системе?
- Что можно уменьшить в системе?
- Что можно заменить?
- Что можно перевернуть наоборот?
- Каковы возможные комбинации системы?
III. Анализ фрагмента творческой биографии А. О. Ковалевского (сообщения учащихся).
«Он жил, чтобы исследовать, а не исследовал, чтобы жить», – писали о выдающемся русском зоологе Александре Онуфриевиче Ковалевском. Окончив в 1863 г. Петербургский университет, он, натуралист по призванию, подчинил все свои мысли и поступки одному страстному стремлению – изучить животный мир во всем его разнообразии.
А. О. Ковалевский исследовал различные стадии развития зародышей ланцетника и асцидии, гребневика и моллюска, черепахи и акулы, цыпленка и морской свинки. Всего им было изучено свыше 70 видов беспозвоночных и позвоночных животных. Кропотливый и самоотверженный труд позволил ему представить эмбриональное развитие в виде целостного процесса, начиная от яйца до образования группы клеток в форме трех зародышевых листков, образующих впоследствии органы и ткани взрослого организма. Вместе со своим ближайшим другом И. И. Мечниковым Ковалевский доказал, что все группы животного царства — позвоночные и беспозвоночные, с различным типом симметрии, например, лучистые, билатеральные и т. д., имеют общие закономерности развития. Этот вывод имел громадное значение, так как утверждал на новом, эмбриологическом уровне дарвиновскую теорию единства происхождения всего животного мира. Ковалевского с полным правом считают отцом современной сравнительной эмбриологии. Широта научных интересов Ковалевского была необычайной. Область сравнительной физиологии и анатомия беспозвоночных животных привлекали его в не меньшей степени, чем эмбриология. Вводя в организм животного различные красители и химические соединения (лакмус, индиго-кармин, тушь, соли серебра), а также бактерии (возбудители сибирской язвы и туберкулеза), Ковалевский получил новые сведения о выделительных и фагоцитарных органах более чем 100 видов беспозвоночных. А. О. Ковалевским были открыты новые виды животных.
Обширные научные исследования Александр Онуфриевич сочетал с преподавательской деятельностью: он был профессором Казанского, Киевского, Новороссийского (г. Одесса) и Петербургского университетов.
Для сбора материала и наблюдений над животными А. О. Ковалевский совершил множество экспедиций в Крым и на Кавказ, на Средиземное, Черное и Мраморное моря, в Алжир и на Принцевы острова; работал в разных лабораториях России, в Германии, Франции и Англии. В молодости он предпринял переход на верблюдах через пески, чтобы собрать коллекцию морских животных в Красном море. Вместе с ним путешествовали жена и годовалая дочь.
Жизнь А. О. Ковалевского была богата фундаментальными открытиями. Он был одним из основоположников новых направлений в биологии — сравнительной эволюционной эмбриологии и физиологии, в последние годы жизни Александр Онуфриевич основал Севастопольскую биологическую станцию (ныне Институт биологии южных морей АН УССР, носящий его имя).
Задания для учащихся:
- Составьте анализ биографии ученого.
- Определите качества личности Ковалевского А. О.
IV. Творческая (познавательная) задача.
Если бы вам нужно было выяснить, какие органы чувств используют рыбы для охоты, как бы вы поступили? Предложите варианты эксперимента.
V. Домашнее задание:
- изучите стр. 174-175 учебника;
- составьте кроссворд (с ответами) из названий рыб или нарисуйте плакат по теме: «Охрана водоемов от загрязнений».
Комментарии:
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
27 11 2024 1:46:36
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
26 11 2024 3:55:33
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
25 11 2024 18:24:20
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
24 11 2024 11:18:45
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
23 11 2024 4:57:26
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
22 11 2024 11:44:33
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
21 11 2024 22:22:56
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
20 11 2024 18:44:14
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
19 11 2024 11:31:39
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
18 11 2024 15:18:17
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
17 11 2024 5:16:17
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
16 11 2024 2:52:17
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
15 11 2024 12:37:54
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
14 11 2024 8:25:18
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...
13 11 2024 9:31:15
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
12 11 2024 3:45:47
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
11 11 2024 5:38:36
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
10 11 2024 7:35:51
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
09 11 2024 17:52:15
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
08 11 2024 12:33:11
Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....
07 11 2024 21:34:58
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...
06 11 2024 13:28:13
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
05 11 2024 3:58:31
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
04 11 2024 1:44:26
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
03 11 2024 22:21:35
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
02 11 2024 3:46:29
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
01 11 2024 11:13:22
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...
31 10 2024 17:40:45
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
30 10 2024 11:22:14
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
29 10 2024 2:37:36
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
28 10 2024 13:49:12
Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
27 10 2024 13:46:51
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...
26 10 2024 18:56:42
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
25 10 2024 19:19:44
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
24 10 2024 19:11:56
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
23 10 2024 11:20:17
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
22 10 2024 15:29:27
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
21 10 2024 22:43:43
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
20 10 2024 6:50:50
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...
19 10 2024 18:55:35
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...
18 10 2024 2:56:51
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
17 10 2024 6:36:21
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
16 10 2024 11:17:37
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
15 10 2024 15:17:14
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
14 10 2024 11:33:19
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
13 10 2024 7:53:22
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
12 10 2024 8:12:24
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
11 10 2024 11:34:18
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
10 10 2024 17:11:46
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...
09 10 2024 9:15:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::