Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

Задача урока: Сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся.
Средства обучения: ПК; мультимедиапроектор; экран; презентация к уроку; таблицы «Бактерии», «Строение бактериальной клетки», «Разнообразие форм бактерий»; видеофильм «Рост и размножение палочек бактерий под микроскопом», «Размножение бактерий», «Город бактерий».
Панируемые результаты обучения:
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Знание разнообразия форм бактериальных клеток; выделение основных признаков бактерий; выявление приспособления к среде обитания; знание различий аэробного и анаэробного типа дыхания, процессов спорообразование у бактерий. | Познавательные УУД: Умение самостоятельно работать с источниками информации (текстом, иллюстрациями), описывать биологические объекты, проводить сравнительную хаpaктеристику. Личностные УУД: Потребность в справедливой оценки своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: Умение определять цель урока, представлять результаты работы и ставить задачи для ее достижения. Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. |
Формирование ответственного отношения к обучению, умение самостоятельно работать с информационными источниками для приобретения новых знания, интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, представление о высокой приспособляемости бактерий к среде обитания; формирование мотивации к познанию нового и научного мировоззрения. |
Основное содержание учебного материала:
- Понятие «бактерии»;
- Особенности строения бактерий;
- Распространение бактерий;
- Размножение бактерий;
- Спорообразование у бактерий;
- Бактериальные заболевания.
Ход урока
Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений; формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.
Фронтальная беседа по вопросам
- Что такое вирусы?
- Чем вирусы отличаются от других живых организмов?
- В чем заключается особенность строения вирусов?
- Можно ли увидеть вирусы в световой микроскоп?
- Где распространены вирусы?
- Назовите болезни, возбудителями которых являются вирусы.
- Как называется наука о вирусах?
- Какие меры борьбы следует предпринимать против вирусных болезней растений?
Изучение нового материала
Бактерии – Это группы одноклеточных микроорганизмов, имеющих разнообразные формы. Бактерии выделяют в настоящее время в самостоятельное царство.
Давайте сравним строение растительной и бактериальной клетки. Обратите внимание на довольно сложное строение растительной клетки по сравнению с бактериальной. В растительной клетке мы можем наблюдать ядро, вакуоли, хлоропласты, цитоплазму, клеточную мембрану и оболочку их целлюлозы.
Бактериальная клетка имеет мембрану, покрытую оболочкой, цитоплазму, клеточные органоиды. В отличие от растительной клетки отсутствует ядро. Вся наследственная информация содержится в одной хромосоме, которая имеет форму замкнутого кольца. Многие бактерии имеют один или более жгутиков, для передвижения. Обычно бактерии бесцветны, только немногие из них окрашены в пурпурный или зеленый цвет.
Давайте зарисуем строение бактериальной клетки.
Бактерии между собой различаются по форме, их название связано с разнообразием форм. Например, шаровидные – кокки, палочковидные – бациллы, спиралевидные – спириллы, изогнутые (в форме «запятых») – вибрионы.
Использую учебник, выпишите размеры бактериальных клеток.
Предлагаю вам решить задачу: «Одна бактериальная клетка меньше одного миллиметра в 10 000 раз. Какую длину имел бы миллиметр, если б длина бактериальной клетки составлял 1 миллиметр?» (1мм x 10 000=10 000мм=100м) Следовательно, бактериальная клетка очень маленькая.
В каких средах обитают бактерии? Нет места, где бы не встречались бактерии. Они обитают в знойных пустынях, на морских глубинах, в кратерах вулканов, в Арктике и Антарктиде. Распространены в почве, воздухе, воде. В организмах живых и мертвых растений, животных и человека. На теле человека и его одежде постоянно присутствуют разнообразные бактерии. Огромное количество бактерий обитают в почве: на 1 г – миллионы бактерий.
Размножаются бактерии путем деления одной клетки на 2, а скорость размножения зависит от внешних условий. При благоприятных условиях деление идет каждые 20-30 минут.
Предлагаю вашему вниманию небольшие видеоролики.
При нeблагоприятных условиях многие бактерии образуют покоящуюся спору, покрытую плотной оболочкой. Такие споры длительное время остаются живыми. Споры у бактерий служат не для размножения, а для переживания нeблагоприятных условий среды. Нeблагоприятные условия среды: температура от -273 °C до +100 °C.
Бактерии в процессе своей жизнедеятельности взаимодействуют с различными организмами. Это взаимодействие может быть как положительным, так и отрицательным. Например, азотофиксирующие бактерии играют положительную роль в сельском хозяйстве. Но так же есть бактерии паразиты, которые и живут за счет других организмов, нанося им вред.
Осторожно! Бактерии!
Дизентерия — инфекционное кишечное заболевание. Встречается по всему миру у людей всех возрастов, но особенное распространение получает в жаркий сезон.
Источником заражения служит больной человек. Заражение дизентерией происходит при несоблюдении правил личной гигиены. Дизентерия — это болезнь грязных рук. Впрочем, можно заболеть, употрeбляя заражённую воду и вымытые ей фрукты или овощи, а также недостаточно обработанные термически продукты.
Возбудитель заболевания вызывает воспаление стенки толстого кишечника. У больного ухудшается общее самочувствие: появляется тошнота, рвота, снижается аппетит, беспокоят головные боли.
Закрепление изученного материала
- Как называется наука, изучающая бактерии?
- К какому царству относятся данные микроорганизмы?
- Где обитают бактерии?
- Охаpaктеризуйте различные формы строения бактериальной клетки, используя только прилагательные. (слайд 18)
- Изобразите схематично процесс размножения бактерий.
- Дайте определение понятию спора –…
- Какие нeблагоприятные условия для жизнедеятельности бактерий ты знаешь?
- Изобрази этикетку антибактериального мыла при помощи символов (нeблагоприятных условий жизни бактерий).
Комментарии:
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
01 12 2025 21:20:42
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
30 11 2025 18:43:48
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
29 11 2025 9:15:52
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
28 11 2025 21:12:21
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
27 11 2025 1:29:13
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
26 11 2025 22:10:18
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
25 11 2025 0:33:43
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
24 11 2025 21:22:47
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
23 11 2025 19:26:31
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
22 11 2025 18:28:25
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
21 11 2025 14:14:46
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
20 11 2025 13:44:53
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
19 11 2025 2:21:11
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
18 11 2025 10:19:31
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
17 11 2025 17:48:43
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
16 11 2025 19:31:18
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
15 11 2025 11:15:48
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
14 11 2025 18:46:34
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
13 11 2025 16:44:54
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
12 11 2025 22:49:59
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
11 11 2025 22:28:51
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
10 11 2025 11:45:33
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
09 11 2025 2:21:34
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
08 11 2025 8:46:19
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
07 11 2025 16:19:52
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
06 11 2025 13:49:30
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
05 11 2025 6:34:46
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
04 11 2025 13:56:41
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
03 11 2025 20:51:24
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
02 11 2025 16:33:35
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
01 11 2025 2:34:19
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
31 10 2025 9:42:19
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
30 10 2025 3:46:15
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
29 10 2025 3:27:59
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
28 10 2025 14:27:46
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
27 10 2025 21:46:23
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
26 10 2025 15:16:41
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
25 10 2025 3:14:30
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
24 10 2025 0:30:44
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций.
...
23 10 2025 14:53:46
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
22 10 2025 1:34:36
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
21 10 2025 2:40:21
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.
...
20 10 2025 20:53:29
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
19 10 2025 1:45:36
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
18 10 2025 9:42:24
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
17 10 2025 19:55:47
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
16 10 2025 2:15:13
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
15 10 2025 16:55:41
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
14 10 2025 2:58:13
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
13 10 2025 23:20:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




