Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"
1. Особенности курса.
Пояснительная записка.
Программа данного курса рассчитана на 9 часов и предусматривает подробное изучение теории приспособительного поведения и физиологических адаптаций при активном выборе светового раздражителя в зависимости от исходной мотивации.
Пpaктическая направленность данной программы способствует экспериментальному
выявлению основных спектров видимого света; пpaктическому применению знаний строения и механизма работы органа зрения в устройстве и работе фотоаппарата. В программе подчеркивается, что каждый вид животных имеет индивидуальный набор средств восприятия окружающего мира, что раскрывается особенностями видения на глубине, ночью и перемещениями с помощью “солнечного компаса”.
Данная программа является органичным продолжением и дополнением элективного курса “Как мозг учился думать”, напечатанного в итоговых материалах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” в 2006 г.
Образовательная цель элективного курса:
Компенсация недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных, что способствует накоплению жизненного опыта, расширению кругозора у учащихся, формированию восприятия целостной картины мира.
В качестве основного образовательного результата выступает создание предпосылок для
1. расширения представлений учащихся об особенностях видового строения и восприятия зрительного анализатора на примерах знакомства с особенностями видения днем, ночью, на глубине;
2. изучения на пpaктике трихроматической основы спектрального состава света с использованием опыта с волчком Максвелла и сравнения цветного зрения человека и насекомых;
3. формирования умений применять знания на пpaктике в устройстве фотоаппарата, составления карт миграций животных, знания спектрального состава света, лечебного и поляризованного;
4. формирования навыков проведения сравнительного анализа, обобщения, составления аналитического отчета, доклада, реферата, выступления перед аудиторией.
Актуальность программы
Программа элективного курса “Поле зрения” позволяет применить знания учащимися теории Павлова И. П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории Анохина П. К. об активном выборе раздражителя на основе исходной доминирующей мотивации (опережение событий) из предыдущего курса “Как мозг учился думать” на конкретном материале данного курса об особенностях зрительного восприятия.
Основные вопросы программы элективного курса “Поле зрения”:
1. На каком содержательном материале будут реализовываться задачи предпрофильной подготовки:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” авторы: А. Сергеев, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва “АСТ-ПРЕЕС” 2000 г.
- “Чувства животных” Р. Бертрон изд. “Мир” Москва 1972 г.
- “От амебы до гориллы” И. Б. Сергеев. Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Биология в школе” 2003-2006 г. и “Байкальская волна” 2004-2006 г.
2. Изучение элективного курса будет реализовываться через следующую работу:
- Подготовка и защита рефератов, сообщений.
- Проведение исследований, экспериментов.
- Пpaктическая деятельность под руководством учителя.
- Самостоятельные работы с дополнительной литературой, аналитические сообщения.
- Индивидуальные задания, консультации.
- Экскурсии, анализ приспособительного поведения организмов.
- Тестовые, аналитические упражнения.
- Составление таблиц, схем, карт передвижения (миграций) животных.
2. Цели курса:
Учащиеся должны знать:
- Строение и функции органа зрения, вспомогательные органы и их роль.
- Спектральный состав света и действие спектров на организм.
- Особенности цветного зрения у животных: млекопитающих, насекомых.
Учащиеся должны иметь опыт:
- Ориентироваться в особенностях строения органов зрения у разных животных.
- Определять исходную мотивацию у животных в конкретных условиях, выбор светового раздражителя и включение зрительного сенсора в работу. Применять теорию функциональных систем Анохина А.К. и теорию приспособительного поведения Павлова И. П.
- Проводить самостоятельную работу с источниками информации, осуществлять сравнительный анализ, составлять карты миграций животных по световому раздражителю.
Учащиеся должны иметь представление:
- О методиках изучения строения органов зрения у разных животных.
- О пpaктическом использований знаний, о строении и функциях органа зрения в работе фотоаппарата, в анализе карт миграций животных.
- Об особенностях ночного видения и на глубине у разных видов животных.
3. Структура курса “Поле зрения”.
Структура курса состоит из 4-х модулей:
Модуль 1: Строение глаза и спектры света. Методика исследования работы глаза. 2 ч. Цель: 1, 2, 4, 5.
Модуль 2: Пpaктические исследования трихроматической природы света. Устройство и принцип работы фотоаппарата. 2 ч. Цель: 3, 5, 7, 8.
Модуль 3: Цветное зрение животных, ночное видение и зрение на глубине. 3 ч. Экскурсия: зрение млекопитающих и птиц. Цель: 6, 7, 8, 9.
Модуль 4: Навигационные возможности животных. Карты миграций.2 ч. Цель:2, 4, 5, 8, 9.
4. Содержание курса и учебная деятельность.
Программа элективного курса “Поле зрения” 9 ч.
Тема 1: Свет. Спектры света. Значение света. Лечебный свет. Эволюция зрения. Строение глаза. Методика исследования работы глаза. Вспомогательные органы.
Цветное зрение.
Тема 2: Пpaктические исследования: Трихроматическая природа света. Опыт Максвелла. Устройство фотоаппарата по принципу работы глаза.
Тема 3: Методика изучения цветного зрения животных. Цветное зрение насекомых. Опыт Фриша. Ночное видение. Тапетум. Зрение на глубине.
Экскурсия: Особенности зрения млекопитающих и птиц.
Тема 4: Навигационные возможности животных. Ориентация по свету. Поляризованный свет. Методики исследования миграций насекомых, рыб, лягушек, черепах, птиц. Составление карт миграций.
Модуль 1: Строение глаза и спектры света. Методика исследования работы глаза. 2 ч.
№ | Цели | Количество час. | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Узнать спектральный состав света, действие на организм, строение глаза. | 1 | Свет. Спектры света. Эволюция зрения. Строение глаза. | Работа с таблицами и текстом. Анализ сообщений по лечебному свету. |
2 | Закрепить знание строения глаза. Узнать о функциях глаза, роли вспомогательных органов и методиках исследования работы глаза. | 1 | Методика исследования работы глаза. Вспомогательные органы. Цветное зрение. | Сравнительный анализ таблицы и текста. Рефлексия. |
Модуль 2: Пpaктические исследования трихроматической природы света. Цветное зрение. Устройство фотоаппарата и принцип работы. 2 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Исследование природы спектров света и “цветовой” слепоты. | 1 | Трихроматическая природа света. Цветное зрение. Опыт Максвелла. | Пpaктическая работа с волчком Максвелла. |
2 | Использование знаний о строении и функциях органа зрения в работе фотоаппарата. | 1 | Устройство фотоаппарата и принцип работы | Пpaктический сравнительный анализ. |
Модуль 3: Цветное зрение животных, ночное видение и зрение на глубине.
Экскурсия: зрение млекопитающих и птиц. 3 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Иметь представление о методиках изучения зрительного сенсора. Применять знания теорий Павлова И. П. и Анохина П. К. | 1 | Методика изучения цветного зрения. Цветное зрение насекомых. |
Сравнительный анализ диаграмм и выводы. Исследование методики и опыта Фриша. |
2 | Ориентироваться в особенностях строения и работе зрительного сенсора разных животных. | 1 | Ночное зрение. Тапетум. Зрение на глубине. | Заслушивание и анализ рефератов. |
3 | Пpaктическое применение знаний по сравнительному анализу особенностей зрения и определению исходной мотивации у животных в конкретных условиях. | 1 | Экскурсия: особенности зрения млекопитающих и птиц. | Применение знаний о строении и функции органа зрения и методик исследования на пpaктике. Подготовка рефератов (по плану наблюдений) |
Модуль 4: Навигационные возможности животных. Карты миграций. 2 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Пpaктическое применение знаний. | 1 | Навигационные возможности животных. Ориентация по свету. Поляризованный свет. | Презентация исследовательских работ (предварительная консультация) Аналитические исследования. |
2 | Уметь самостоятельно работать с источниками информации, составлять карты и анализировать их. | 1 | Методики исследования навигации. | Самостоятельная работа с источниками информации. Составление карт миграций животных |
Формы отчетности по итогам курса:
1. Подготовка 2-х рефератов, представление на занятиях.
2. Участие в конкурсах, проектах, публикациях.
Формы отслеживания динамики интереса к элективному курсу:
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Собеседование с учащимися.
- Корректировка программы, исходя из запросов.
- Качество и количество подготовленных работ.
Литература для учащихся и учителя:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва. “АСТ-ПРЕСС” 2000 г.
- “Чувства животных” Р. Бертрон изд. “Мир” Москва 1972 г.
- “От амебы до гориллы” Б. Сергеев Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Байкальская волна” 2004-2006 г.
- “Наблюдения и опыты по зоологии” Г. С. Нога Москва “Просвещение” 1979 г.
- “Физиология животных” Сергеев Москва “Дрофа” 2004 г.
Литература, используемая при составлении программы.
- Журналы “Биология в школе” 2003-2006 г. Министерство образования РФ. Изд. “Школа-Пресс 1”
- Учебник Экология” 9 кл. Е. А. Криксунов, В. Д. Пасечник, А. П. Сидорин Москва “Дрофа” 2000 г.
- Учебник “Экология” 5 кл. В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов, Москва “Устойчивый мир” 2000 г.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. “Дрофа” Москва 2004 г.
Темы рефератов и исследовательских работ:
- Лечебный свет: ультрафиолетовый и инфpaкрасный.
- Особенности ночного видения.
- Зрение у глубоководных животных.
- Цветное зрение животных и человека.
- Навигация у птиц. Карты миграций.
- Навигация у насекомых на примере бабочек, у земноводных на примере лягушек, у пресмыкающихся на примере черепах.
Памятка для подготовки реферата:
- Титульный лист имеет полное название работы.
- Ф. И. О. автора, учебное заведение, класс.
- Ф. И. О. руководителя.
- Название города, поселка, год подготовки реферата.
План работы.
- Вступление, пояснительная записка.
- Цель работы, задачи.
- Основная часть работы.
- Заключение, выводы, резюме.
- Литература.
Приложение:
а) краткая аннотация-описание работы не более 8-ми строк (цель, методы, решения, выводы и т. д.)
б) инструкции, графики, таблицы, иллюстрации, сноски, ссылки и т. д.
Количество печатных страниц для реферата-до 10 страниц, приложения-до 10 страниц.Нумерация страниц реферата производится в правом верхнем углу арабскими цифрами, страниц приложения – римскими цифрами.
Реферат печатается на одной стороне стандартных страниц белой бумаги формата А – 4. Размер шрифта 12 кегель через 2 интервала между строками.
Поля: левое – 2,5 см., правое – 1 см., верхнее – 1,5 см., нижнее – 1,5 см.
Компьютерную программу оформляют на дискету (5,25” или 3,5”) с исполняемым программным модулем для 1ВМ – РС совместимых компьютеров.
Памятка для выступающего:
- Профессионализм выступающего:
- Четко представить цели исследования, подробно и доходчиво изложить процесс решения задачи, ознакомить с полученными результатами.
- Качество защиты работы:
- Четкость и ясность изложения, убедительность рассуждений, последовательность в аргументации, логика перехода от концепции к выводам, оригинальность мышления.
- Уровень знакомства с современным состоянием проблемы:
- Использование при выступлении известных результатов и научных фактов.
- Уровень знакомства с литературой:
- Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и специалистов, занимающихся проблемами в рассматриваемой области.
Уровень выполнения работы:
Композиция текста работы ( наличие введения, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы.)
Комментарии:
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
01 04 2025 23:56:41
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
31 03 2025 17:18:48
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
30 03 2025 5:30:28
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
29 03 2025 8:55:33
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
28 03 2025 12:12:51
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
27 03 2025 1:18:25
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
26 03 2025 14:32:21
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
25 03 2025 21:32:12
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
24 03 2025 17:10:57
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
23 03 2025 19:45:34
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
22 03 2025 0:27:16
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
21 03 2025 23:24:58
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
20 03 2025 0:42:49
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
19 03 2025 3:44:21
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
18 03 2025 16:27:41
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
17 03 2025 16:50:11
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
16 03 2025 10:30:19
Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....
15 03 2025 23:54:45
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
14 03 2025 11:56:26
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
13 03 2025 14:38:47
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
12 03 2025 11:47:46
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
11 03 2025 3:30:59
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
10 03 2025 5:38:11
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
09 03 2025 9:25:36
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
08 03 2025 9:11:41
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
07 03 2025 11:16:46
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
06 03 2025 18:39:40
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала.
...
05 03 2025 14:11:44
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
04 03 2025 16:36:55
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
03 03 2025 12:36:45
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
02 03 2025 13:17:42
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
01 03 2025 14:24:21
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
28 02 2025 5:39:38
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
27 02 2025 6:23:20
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
26 02 2025 19:23:46
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
25 02 2025 2:18:22
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
24 02 2025 1:17:30
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
23 02 2025 2:24:49
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
22 02 2025 4:29:31
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
21 02 2025 5:48:42
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
20 02 2025 20:29:31
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
19 02 2025 4:52:45
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
18 02 2025 18:33:41
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
17 02 2025 11:29:33
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
16 02 2025 21:58:42
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
15 02 2025 18:17:25
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
14 02 2025 4:55:57
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
13 02 2025 3:27:51
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
12 02 2025 6:17:20
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
11 02 2025 0:53:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::