Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"
1. Особенности курса.
Пояснительная записка.
Программа данного курса рассчитана на 9 часов и предусматривает подробное изучение теории приспособительного поведения и физиологических адаптаций при активном выборе светового раздражителя в зависимости от исходной мотивации.
Пpaктическая направленность данной программы способствует экспериментальному
выявлению основных спектров видимого света; пpaктическому применению знаний строения и механизма работы органа зрения в устройстве и работе фотоаппарата. В программе подчеркивается, что каждый вид животных имеет индивидуальный набор средств восприятия окружающего мира, что раскрывается особенностями видения на глубине, ночью и перемещениями с помощью “солнечного компаса”.
Данная программа является органичным продолжением и дополнением элективного курса “Как мозг учился думать”, напечатанного в итоговых материалах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” в 2006 г.
Образовательная цель элективного курса:
Компенсация недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных, что способствует накоплению жизненного опыта, расширению кругозора у учащихся, формированию восприятия целостной картины мира.
В качестве основного образовательного результата выступает создание предпосылок для
1. расширения представлений учащихся об особенностях видового строения и восприятия зрительного анализатора на примерах знакомства с особенностями видения днем, ночью, на глубине;
2. изучения на пpaктике трихроматической основы спектрального состава света с использованием опыта с волчком Максвелла и сравнения цветного зрения человека и насекомых;
3. формирования умений применять знания на пpaктике в устройстве фотоаппарата, составления карт миграций животных, знания спектрального состава света, лечебного и поляризованного;
4. формирования навыков проведения сравнительного анализа, обобщения, составления аналитического отчета, доклада, реферата, выступления перед аудиторией.
Актуальность программы
Программа элективного курса “Поле зрения” позволяет применить знания учащимися теории Павлова И. П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории Анохина П. К. об активном выборе раздражителя на основе исходной доминирующей мотивации (опережение событий) из предыдущего курса “Как мозг учился думать” на конкретном материале данного курса об особенностях зрительного восприятия.
Основные вопросы программы элективного курса “Поле зрения”:
1. На каком содержательном материале будут реализовываться задачи предпрофильной подготовки:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” авторы: А. Сергеев, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва “АСТ-ПРЕЕС” 2000 г.
- “Чувства животных” Р. Бертрон изд. “Мир” Москва 1972 г.
- “От амебы до гориллы” И. Б. Сергеев. Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Биология в школе” 2003-2006 г. и “Байкальская волна” 2004-2006 г.
2. Изучение элективного курса будет реализовываться через следующую работу:
- Подготовка и защита рефератов, сообщений.
- Проведение исследований, экспериментов.
- Пpaктическая деятельность под руководством учителя.
- Самостоятельные работы с дополнительной литературой, аналитические сообщения.
- Индивидуальные задания, консультации.
- Экскурсии, анализ приспособительного поведения организмов.
- Тестовые, аналитические упражнения.
- Составление таблиц, схем, карт передвижения (миграций) животных.
2. Цели курса:
Учащиеся должны знать:
- Строение и функции органа зрения, вспомогательные органы и их роль.
- Спектральный состав света и действие спектров на организм.
- Особенности цветного зрения у животных: млекопитающих, насекомых.
Учащиеся должны иметь опыт:
- Ориентироваться в особенностях строения органов зрения у разных животных.
- Определять исходную мотивацию у животных в конкретных условиях, выбор светового раздражителя и включение зрительного сенсора в работу. Применять теорию функциональных систем Анохина А.К. и теорию приспособительного поведения Павлова И. П.
- Проводить самостоятельную работу с источниками информации, осуществлять сравнительный анализ, составлять карты миграций животных по световому раздражителю.
Учащиеся должны иметь представление:
- О методиках изучения строения органов зрения у разных животных.
- О пpaктическом использований знаний, о строении и функциях органа зрения в работе фотоаппарата, в анализе карт миграций животных.
- Об особенностях ночного видения и на глубине у разных видов животных.
3. Структура курса “Поле зрения”.
Структура курса состоит из 4-х модулей:
Модуль 1: Строение глаза и спектры света. Методика исследования работы глаза. 2 ч. Цель: 1, 2, 4, 5.
Модуль 2: Пpaктические исследования трихроматической природы света. Устройство и принцип работы фотоаппарата. 2 ч. Цель: 3, 5, 7, 8.
Модуль 3: Цветное зрение животных, ночное видение и зрение на глубине. 3 ч. Экскурсия: зрение млекопитающих и птиц. Цель: 6, 7, 8, 9.
Модуль 4: Навигационные возможности животных. Карты миграций.2 ч. Цель:2, 4, 5, 8, 9.
4. Содержание курса и учебная деятельность.
Программа элективного курса “Поле зрения” 9 ч.
Тема 1: Свет. Спектры света. Значение света. Лечебный свет. Эволюция зрения. Строение глаза. Методика исследования работы глаза. Вспомогательные органы.
Цветное зрение.
Тема 2: Пpaктические исследования: Трихроматическая природа света. Опыт Максвелла. Устройство фотоаппарата по принципу работы глаза.
Тема 3: Методика изучения цветного зрения животных. Цветное зрение насекомых. Опыт Фриша. Ночное видение. Тапетум. Зрение на глубине.
Экскурсия: Особенности зрения млекопитающих и птиц.
Тема 4: Навигационные возможности животных. Ориентация по свету. Поляризованный свет. Методики исследования миграций насекомых, рыб, лягушек, черепах, птиц. Составление карт миграций.
Модуль 1: Строение глаза и спектры света. Методика исследования работы глаза. 2 ч.
№ | Цели | Количество час. | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Узнать спектральный состав света, действие на организм, строение глаза. | 1 | Свет. Спектры света. Эволюция зрения. Строение глаза. | Работа с таблицами и текстом. Анализ сообщений по лечебному свету. |
2 | Закрепить знание строения глаза. Узнать о функциях глаза, роли вспомогательных органов и методиках исследования работы глаза. | 1 | Методика исследования работы глаза. Вспомогательные органы. Цветное зрение. | Сравнительный анализ таблицы и текста. Рефлексия. |
Модуль 2: Пpaктические исследования трихроматической природы света. Цветное зрение. Устройство фотоаппарата и принцип работы. 2 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Исследование природы спектров света и “цветовой” слепоты. | 1 | Трихроматическая природа света. Цветное зрение. Опыт Максвелла. | Пpaктическая работа с волчком Максвелла. |
2 | Использование знаний о строении и функциях органа зрения в работе фотоаппарата. | 1 | Устройство фотоаппарата и принцип работы | Пpaктический сравнительный анализ. |
Модуль 3: Цветное зрение животных, ночное видение и зрение на глубине.
Экскурсия: зрение млекопитающих и птиц. 3 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Иметь представление о методиках изучения зрительного сенсора. Применять знания теорий Павлова И. П. и Анохина П. К. | 1 | Методика изучения цветного зрения. Цветное зрение насекомых. |
Сравнительный анализ диаграмм и выводы. Исследование методики и опыта Фриша. |
2 | Ориентироваться в особенностях строения и работе зрительного сенсора разных животных. | 1 | Ночное зрение. Тапетум. Зрение на глубине. | Заслушивание и анализ рефератов. |
3 | Пpaктическое применение знаний по сравнительному анализу особенностей зрения и определению исходной мотивации у животных в конкретных условиях. | 1 | Экскурсия: особенности зрения млекопитающих и птиц. | Применение знаний о строении и функции органа зрения и методик исследования на пpaктике. Подготовка рефератов (по плану наблюдений) |
Модуль 4: Навигационные возможности животных. Карты миграций. 2 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Пpaктическое применение знаний. | 1 | Навигационные возможности животных. Ориентация по свету. Поляризованный свет. | Презентация исследовательских работ (предварительная консультация) Аналитические исследования. |
2 | Уметь самостоятельно работать с источниками информации, составлять карты и анализировать их. | 1 | Методики исследования навигации. | Самостоятельная работа с источниками информации. Составление карт миграций животных |
Формы отчетности по итогам курса:
1. Подготовка 2-х рефератов, представление на занятиях.
2. Участие в конкурсах, проектах, публикациях.
Формы отслеживания динамики интереса к элективному курсу:
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Собеседование с учащимися.
- Корректировка программы, исходя из запросов.
- Качество и количество подготовленных работ.
Литература для учащихся и учителя:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва. “АСТ-ПРЕСС” 2000 г.
- “Чувства животных” Р. Бертрон изд. “Мир” Москва 1972 г.
- “От амебы до гориллы” Б. Сергеев Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Байкальская волна” 2004-2006 г.
- “Наблюдения и опыты по зоологии” Г. С. Нога Москва “Просвещение” 1979 г.
- “Физиология животных” Сергеев Москва “Дрофа” 2004 г.
Литература, используемая при составлении программы.
- Журналы “Биология в школе” 2003-2006 г. Министерство образования РФ. Изд. “Школа-Пресс 1”
- Учебник Экология” 9 кл. Е. А. Криксунов, В. Д. Пасечник, А. П. Сидорин Москва “Дрофа” 2000 г.
- Учебник “Экология” 5 кл. В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов, Москва “Устойчивый мир” 2000 г.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. “Дрофа” Москва 2004 г.
Темы рефератов и исследовательских работ:
- Лечебный свет: ультрафиолетовый и инфpaкрасный.
- Особенности ночного видения.
- Зрение у глубоководных животных.
- Цветное зрение животных и человека.
- Навигация у птиц. Карты миграций.
- Навигация у насекомых на примере бабочек, у земноводных на примере лягушек, у пресмыкающихся на примере черепах.
Памятка для подготовки реферата:
- Титульный лист имеет полное название работы.
- Ф. И. О. автора, учебное заведение, класс.
- Ф. И. О. руководителя.
- Название города, поселка, год подготовки реферата.
План работы.
- Вступление, пояснительная записка.
- Цель работы, задачи.
- Основная часть работы.
- Заключение, выводы, резюме.
- Литература.
Приложение:
а) краткая аннотация-описание работы не более 8-ми строк (цель, методы, решения, выводы и т. д.)
б) инструкции, графики, таблицы, иллюстрации, сноски, ссылки и т. д.
Количество печатных страниц для реферата-до 10 страниц, приложения-до 10 страниц.Нумерация страниц реферата производится в правом верхнем углу арабскими цифрами, страниц приложения – римскими цифрами.
Реферат печатается на одной стороне стандартных страниц белой бумаги формата А – 4. Размер шрифта 12 кегель через 2 интервала между строками.
Поля: левое – 2,5 см., правое – 1 см., верхнее – 1,5 см., нижнее – 1,5 см.
Компьютерную программу оформляют на дискету (5,25” или 3,5”) с исполняемым программным модулем для 1ВМ – РС совместимых компьютеров.
Памятка для выступающего:
- Профессионализм выступающего:
- Четко представить цели исследования, подробно и доходчиво изложить процесс решения задачи, ознакомить с полученными результатами.
- Качество защиты работы:
- Четкость и ясность изложения, убедительность рассуждений, последовательность в аргументации, логика перехода от концепции к выводам, оригинальность мышления.
- Уровень знакомства с современным состоянием проблемы:
- Использование при выступлении известных результатов и научных фактов.
- Уровень знакомства с литературой:
- Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и специалистов, занимающихся проблемами в рассматриваемой области.
Уровень выполнения работы:
Композиция текста работы ( наличие введения, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы.)
Комментарии:
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
27 11 2024 5:39:46
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
26 11 2024 20:14:52
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
25 11 2024 8:27:13
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
24 11 2024 3:38:47
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...
23 11 2024 15:35:28
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
22 11 2024 8:28:49
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
21 11 2024 0:36:29
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
20 11 2024 15:34:45
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
19 11 2024 14:32:23
Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
18 11 2024 20:39:51
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
17 11 2024 7:48:31
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...
16 11 2024 20:55:42
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
15 11 2024 4:52:51
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
14 11 2024 0:19:18
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
13 11 2024 20:33:58
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
12 11 2024 12:41:26
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
11 11 2024 9:44:50
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...
10 11 2024 4:46:36
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...
09 11 2024 7:57:55
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
08 11 2024 6:19:24
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
07 11 2024 4:47:19
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
06 11 2024 17:14:40
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
05 11 2024 15:11:10
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
04 11 2024 12:45:27
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
03 11 2024 4:24:21
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...
02 11 2024 16:47:37
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
01 11 2024 2:11:43
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
31 10 2024 4:32:33
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
30 10 2024 17:40:33
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
29 10 2024 7:18:24
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
28 10 2024 3:19:58
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...
27 10 2024 19:22:45
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
26 10 2024 10:20:27
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...
25 10 2024 8:14:49
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
24 10 2024 20:57:19
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
23 10 2024 10:10:35
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
22 10 2024 21:57:32
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
21 10 2024 1:48:28
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
20 10 2024 3:17:27
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...
19 10 2024 7:24:11
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
18 10 2024 22:41:44
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
17 10 2024 19:21:26
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
16 10 2024 0:17:50
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
15 10 2024 4:31:52
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...
14 10 2024 21:42:40
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
13 10 2024 11:47:30
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
12 10 2024 13:33:15
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...
11 10 2024 1:25:45
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
10 10 2024 10:17:15
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...
09 10 2024 3:22:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::