Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс
До урока класс предварительно разбивается на 4 группы (если класс более 20 человек). Путем отбора (количество правильных ответов по теме) выбирается 3 человека жюри. Каждая группа получает задание: придумать название комaнды, выбрать капитана комaнды, приготовить по 3 вопроса по теме птицы (от каждой комaнды) и, используя дополнительный материал, выбрать птицу из числа исчезающих, занесенных в Красную книгу. От имени этой птицы написать письмо-воззвание: о своей пользе и предложениях по защите.
На уроке. Столы расставлены по количеству групп, на столах таблички с названием комaнд, карандаши, листочки бумаги. На доске расчерчена таблица для занесения очков комaндам после каждого тура.
Ход урока
I Тур. Блиц-турнир “Вопрос – ответ” (1 балл за ответ)
Вопросы задаются каждой комaнде по очереди.
- Самая большая нелетающая птица (страус)
- Самая тяжелая летающая птица (дрофа)
- Самая маленькая птица (колибри)
- Самый многочисленный вид домашних птиц (куры)
- Самая высокая скорость в полете у… (сокол)
- Самый высокий полет (гриф)
- Самое длительное и на большую глубину погружение демонстрирует… (пингвин)
- Самое густое оперение у…(водоплавающих)
- Самое острое зрение у…(хищных)
- Эта крупная птица очень молчалива – никогда не издает никаких звуков (аист)
- Этот ночной хищник смеется как человек (филин)
- На току самец этой небольшой птички как бы повторяет: “Спать пора” (перепел)
- Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовались как сосуды для вина? (страус)
- Он своей песней отогнал от ложа китайского императора cмepть, если верить Г. Х. Андерсену. (соловей)
- На его оперении Гера разместила все 100 глаз Аргуса (павлин)
- Эта птица “однофамилица” с великим русским писателем (гоголь)
- У этих нелетающих австралийских птиц яйца высиживает самец (страус эму)
- Именно эта птица является частью музыкального инструмента (гриф)
- Ее можно назвать желна, а можно и по-другому (дятел)
- Эта птица с одинаковым усердием подстерегает рыбу у воды, мышь у норы, лягушку на болоте (цапля)
- Безо всякого на то основания его долго обвиняли в систематических кражах молока у коз (козодой)
- Эта небольшая птица семейства воробьиных, зимующая у нас, часто висит на дереве вниз головой (синица)
- Греки первыми назвали ее птицей мудрости (сова)
- В этом отряде птиц можно встретить одновременно и императора и короля (пингвин)
Жюри подсчитывает баллы и записывает на доске.
II Тур. Кто он? (3 балла за ответ)
Каждая комaнда получает листок с чайнвордом.
Учитель. За 3 минуты вам предстоит отгадать названия птиц, изображенных в чайнворде и впишете их в клеточки, то из выделенных букв должна получиться фамилия выдающегося русского орнитолога. Дементьев (Приложение I.)
III Тур. Ты – мне, я – тебе. (1 балл за ответ, дополнительный балл за интересный вопрос решается в конце игры)
Комaнды задают по три вопроса друг другу. Если никто из комaнды не знает ответ – может ответить игрок другой комaнды (за это комaнда получает дополнительный балл).
IV Тур. Видна птица по полету. (1 балл за каждую правильно названную птицу)
Комaндам раздаются листочки с силуэтами летящих птиц, необходимо правильно определить их. (Приложение II.)
Жюри подводят итоги двух туров и записывают результаты на доске.
V Тур. Веселая мозаика. (3 балла за правильный ответ)
Комaндам раздаются конверты, в которых находятся рисунки различных видов птиц, разрезанные в разных конфигурациях. Необходимо собрать рисунок, определить птицу и классифицировать ее. (Приложение III)
VI Тур. SOS (спасите наши души) Домашнее задание. (10 баллов)
Представителю комaнды необходимо представить одну из исчезающих видов птиц, рассказать о причинах исчезновения и мерах по охране.
Подведение итогов. Анализ урока, выводы.
Награждение победителей медалями с силуэтами птиц и надписью “Юный орнитолог”
Оценки наиболее активным представителям комaнд по представлению капитана.
Литература.
- В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко Биология. Животные. 7класс, Вентана-Граф, М., 2004 г.
- А. В. Теремов, В. С. Рохлов Занимательная зоология “АСТ-ПРЕСС”, М., 1999 г.
Комментарии:
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
24 08 2025 8:49:34
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
23 08 2025 3:49:41
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
22 08 2025 14:59:28
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
21 08 2025 4:52:26
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
20 08 2025 17:41:48
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
19 08 2025 7:50:54
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
18 08 2025 16:19:56
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
17 08 2025 6:12:26
Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....
16 08 2025 23:56:12
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
15 08 2025 9:56:34
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
14 08 2025 3:53:17

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
13 08 2025 21:55:51
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
12 08 2025 15:25:45
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
11 08 2025 12:26:23
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
10 08 2025 13:25:45
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
09 08 2025 8:35:27
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
08 08 2025 18:38:52
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
07 08 2025 22:57:17
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях.
...
06 08 2025 1:55:12
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
05 08 2025 2:51:52
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
04 08 2025 13:12:10
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
03 08 2025 13:16:24
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
02 08 2025 12:34:51
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
01 08 2025 13:59:40
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
31 07 2025 21:22:20
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
30 07 2025 11:38:30

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
29 07 2025 9:29:15
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
28 07 2025 11:43:34
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
27 07 2025 23:23:31
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
26 07 2025 6:23:12
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
25 07 2025 18:37:59
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
24 07 2025 20:26:38
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
23 07 2025 13:23:51
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
22 07 2025 23:14:56
Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....
21 07 2025 21:42:25
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
20 07 2025 19:57:38
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
19 07 2025 3:47:50
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
18 07 2025 8:57:19
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
17 07 2025 5:48:51
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
16 07 2025 13:23:27
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
15 07 2025 0:44:18
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
14 07 2025 6:24:36
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
13 07 2025 22:29:31
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
12 07 2025 8:10:20
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
11 07 2025 3:54:52
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
10 07 2025 6:28:29
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
09 07 2025 2:43:24
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
08 07 2025 0:43:15
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
07 07 2025 3:25:16
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
06 07 2025 20:59:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::