Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Содержание:
Кожа — это наружный покров тела животных и человека. Она имеет сложное строение и выполняет важные функции. Она является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов, поддерживает в определенных пределах жизненные функции организма.
Кожа участвует в обмене веществ, в частности — витаминов, выделении продуктов обмена веществ, в водо- и газообмене, теплорегуляции и теплообмене, распределении крови организма, восприятии раздражений. Наконец, кожа является местом запасания энергетического материала — жиров.
Волосы, ногти, потовые, сальные и молочные железы — это производные кожи, ее придатки.
Площадь поверхности кожи человека — 1,5-1,6м2. Состоит из трех слоев:
- Эпидермис;
- собственно кожа, или дерма;
- подкожная клетчатка.
Толщина кожи человека составляет 0,5-4мм и зависит от участка тела.
Эпидермис
Первый слой кожи человека — внешний, называется эпидермисом, или надкожицей, толщиной 0,07-2,5мм и более. Это многослойный плоский ороговевающий эпителий. Верхние слои его ороговевают и создают прочное покрытие, особенно на ладонях и подошвах.
По мере старения клетки слущиваются, а замещаются за счет размножающихся более глубоко расположенных клеток основания эпидермиса. Слои этих клеток составляют так называемый ростковый, или мальпигиев, слой. Здесь расположены пигментные клетки, синтезирующие кожный пигмент, за счет которого кожа приобретает окраску. Под воздействием солнечного света окраска усиливается, появляется «загар». Пигмент защищает от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
В эпидермисе находятся чувствительные нервные окончания. Они воспринимают прикосновение, давление, тепло, холод.
Собственно кожа (дерма)
Под эпидермисом располагается собственно кожа, или дерма. В ней выделяют сосочковый и сетчатый слои.
Сосочковый слой состоит из рыхлой соединительной ткани и образует сосочки, впячивающиеся в эпидермис. Соответственно им на поверхности кожи мы наблюдаем рельефный рисунок из линий разной конфигурации. Их форма и расположение строго индивидуальные.
Соединительная ткань сосочкового слоя помимо клеток содержит волокна, главным образом — коллагеновые и эластические, обусловливающие прочность и упругость кожи. Сосочковый слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами, нервными волокнами и окончаниями. Здесь расположены клетки с пигментом, мышечные клетки и их пучки. Они участвуют в поднимании волос, в выделении секретов кожных желез, поддерживают напряжение кожи.
Сосочковый слой осуществляет питание эпидермиса, в котором нет кровеносных капилляров. Кровеносные сосуды сосочкового слоя обладают большим суммарным объемом и потому являются своего рода депо крови.
Внутри сосочковый слой переходит в сетчатый, состоящий из соединительной ткани. Ее эластические и коллагеновые волокна создают переплетения. Поэтому слой называют сетчатым. Он обусловливает упругость кожи, в сетчатом слое залегают сальные и потовые железы, волосяные сумки. Сальные железы, начинаясь в собственно коже, открываются протоками в волосяных сумках. Выделяющиеся ими жиры смазывают волосы и всю поверхность, предотвращают сухость покровов тела.
Протоки потовых желез открываются на поверхности кожи. Образующаяся в них жидкость — пот — помимо воды содержит продукты обмена веществ организма такие, как аммиак, мочевина и другие. Следовательно, благодаря потовым железам кожа выполняет выделительную функцию.
Значение волос и волосяного покрова у человека утрачено. Однако частично на теле волосяной покров, а также способность его подниматься с помощью специальных микроскопических мышц сохраняются. При этом образуется так называемая гусиная кожа — небольшие бугорки в области отдельных волос при переохлаждении. У современных людей такая реакция на холод способствует сокращению сосудов кожи, сжатию ее, что несколько уменьшает теплопотери.
Подкожная клетчатка
Нижний слой собственно кожи, точнее пучки коллагеновых волокон сетчатого слоя, переходит в подкожную клетчатку. Этот слой, наряду с соединительной тканью, содержит жировые клетки. Толщина слоя разная и зависит от образа жизни, питания, состояния обмена веществ. Умеренная толщина жировой клетчатки выполняет благоприятную роль:
- Регулирует теплообмен организма;
- смягчает давление на близлежащие ткани;
- создает резерв жиров.
Таким образом, строение кожи таково, что оно обусловливает ряд важных для здоровья функций: защита, выделение, чувствительность, теплообмен и др.
Комментарии:
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
04 12 2025 7:14:54
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
03 12 2025 14:40:11
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
02 12 2025 7:20:43
Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
01 12 2025 12:44:22
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
30 11 2025 6:41:33
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
29 11 2025 5:57:10
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
28 11 2025 12:42:30
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
27 11 2025 22:52:22
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
26 11 2025 21:21:36
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
25 11 2025 9:25:13
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
24 11 2025 7:17:47
Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
23 11 2025 1:29:34
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
22 11 2025 9:44:58
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
21 11 2025 15:37:53
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
20 11 2025 8:41:34
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
19 11 2025 5:58:41
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
18 11 2025 0:42:32
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
17 11 2025 22:49:17
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
16 11 2025 4:26:11
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
15 11 2025 22:45:11
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
14 11 2025 18:29:58
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
13 11 2025 20:41:54
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
12 11 2025 14:18:17
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
11 11 2025 17:22:13
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
10 11 2025 18:54:12
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
09 11 2025 10:37:33
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
08 11 2025 3:43:50
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
07 11 2025 17:30:25
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
06 11 2025 6:57:38
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
05 11 2025 10:35:54
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
04 11 2025 6:19:31
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
03 11 2025 9:39:33
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
02 11 2025 6:17:29
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
01 11 2025 12:33:46
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
31 10 2025 23:34:11
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
30 10 2025 0:36:42
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
29 10 2025 23:18:44
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
28 10 2025 9:22:43
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
27 10 2025 2:54:19
Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
26 10 2025 22:46:23
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
25 10 2025 4:27:58
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
24 10 2025 0:53:15
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
...
23 10 2025 17:55:49
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
22 10 2025 1:37:22
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
21 10 2025 20:27:31
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
20 10 2025 4:25:38
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
19 10 2025 18:38:52
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
18 10 2025 19:39:44
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
17 10 2025 21:40:34
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
16 10 2025 18:48:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




