Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"
Ход занятия
В начале занятия и в ходе чтения эпиграфа тихо звучит музыка (Л.Коган, Н. Вальтер “Юмореска”.
– Добрый день, уважаемые коллеги. Мне очень приятно видеть вас на своём занятии. Предлагаю вам поговорить на тему, зашифрованную в словах Тютчева (слайд).
“Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
как нам даётся благодать.
– Что привлекло в эпиграфе ваше внимание? Выделите ключевое … (Слово, сочувствие, благодать).
– Слово! Попробуем составить портрет “Слова” … Это трудно, но … через толкование, подбор других слов, знание пословиц, высказываний (Приложения 1 и 2).
– Предлагаю сегодня выстроить схему. (На доске изображён треугольник, в основе “слово”). Рассуждение учителя …
– А как вы считаете, какого цвета и смысла могут быть слова? …. (святое, вещее, красное, золотое, тёплое, праздное, чёрное).
– Это словесная радуга, семицветная, 7 уровней.
– Мы с вами постоянно в жизни “светимся” цветами этой радуги, выражая свои мысли в слух, словами.
– Обратите внимание, описание слова и мнения ваши были очень разными, а почему? Давайте постараемся на занятии сегодня в этом разобраться …
– Для этого предлагаю нашим экспертным группам (взрослая аудитория) совершить путешествие в суверенное государство “Человеческий организм”.
Цель визита: ознакомиться с системой управления государством.
– У каждого на столах бланки – загранпаспорта (Приложение 3). Заполните их.
– Организм человека — удивительное создание, сформированное и отшлифованное природой и одухотворенное Всевышним, это маленькая Вселенная – не познанная и не изведанная до конца.
– На свете около 7 миллиардов человеческих тел. У каждого из нас свое. И одно тело на всю жизнь. Такое знакомое, но скрывающее столько тайн.
– Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма.
– Сейчас мы находимся в припограничной зоне государства “Человеческий организм”.
I. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.
– Необходимо пройти таможенный контроль. На таможне предлагается разгадать кроссворд. Итоги (Приложение 4).
– Что вы “делали”, когда отвечали на вопросы кроссворда? (Мыслили, думали, анализировали …)
– Какой орган вам позволяет выразить свои мысли, образы и ассоциации словом?
(Головной мозг и т.д. Речь … мысль, образ, понятие …).
– Слово – “мысль изреченная” – продукт разума человеческого, рассудка. И, так как зачастую непонятно, оно очень несовершенно и не может выразить всей беспредельности жизни и многообразия мира. (Заполнение далее схемы-треугольника на доске с комментариями …).
– Вам предлагается следующий маршрут передвижения, обратите внимание на загранпаспорта.
– Сегодня мы должны проинспектировать:
– Какой из пунктов маршрута вы хотели бы проинспектировать?...
Работают в экспертных группах (на местах, самостоятельно). После изучения материалов, заслушать каждую группу и выделить основное по пути следования.
В это время работа с материалом схемы головного мозга, таблица “Правое и левое полушарие человека: стимулы и ответственность” для других участников занятия (Раздаю, комментирую).
II. СИСТЕМА ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ
(Строение нервной системы человека).– Изучить материал 4-х схем и ответить потом на вопросы (Приложение 5) (слайды).
– Что вы инспектировали? (Нервную систему человека и её строение).
– Каковы её особенности строения?
– Выполняемые ею функции?
III. СИСТЕМА (получения) МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(особенности анализаторов человека).– Изучите материалы текста и таблицы (Приложение 6).
Вопросы (слайды).
– Чем представлена СМИ в организме человека? (Органы чувств, система анализаторов – перечислить их …).
– Какова их особенность? Нервные пути от отдельных анализаторов направляются в определенные центры мозга (чувствительные, вставочные, двигательные).
В коре головного мозга каждый анализатор занимает определенную область.
Эти особые участки расположены в лобной, теменной и височной зонах, называют ассоциативными.
Они обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и участвуют в процессах восприятия образов, понятий, символов.
– Наблюдается асимметрия в работе органов чувств. Например: (слайд) пояснения учителя …
IV. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (Особенности строения головного мозга). (Приложение 7).
Вопросы:
– Основные структурные части головного мозга человека? (5 отделов, перечислить их…).
– Какой отдел самый крупный и развитый? Его особенности? (Передний мозг, полушария большого мозга. Левое и правое полушарие, покрыто корой из нескольких слоёв нервных клеток. Правое и левое полушария функционально ассиметричны, т.е. выполняют разные функции, управляют разными видами деятельности (слайды).
– Таким образом, кора больших полушарий переднего мозга — это высший отдел ЦНС, регулирующий и координирующий работу всех органов. Он является также материальной основой психической деятельности человека.
V. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЛОК (пункт) (Особенности работы полушарий большого мозга). (Приложение 8).
– Изучите материал сводной схемы и таблицы.
Правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.
Левое полушарие | Правое полушарие |
|
|
IV. УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
– А теперь давайте проведем эксперимент.
– Я предлагаю вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции). (Слайды). Задействовать всех. (Приложение 9 и Приложение 10).
– Продемонстрировать упражнения, зачитать результаты участников.
– А теперь все вместе выполним ещё одно упражнение (Приложение 11).
– Мы такие разные … (Слайд). Межполушарная асимметрия – индивидуальна… ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.
– Вернёмся к эпиграфу занятия … (Рассуждение учителя, чтение стихотворения, музыка).
– Что такое сочувствие? Со – чувствие … (Приложение 12).
1) Сочувствие – Одобрительное, благожелательное отношение
2) Сочувствие – Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других
Это способность уловить вибрации чужой души и мира и откликнуться; воспринять не холодного разума слово, а невнятный лепет сердца, принять в себе радость и боль. Это духовная составляющая человека.
– Что такое благодать? (Ниспосланная свыше сила.)
– Показать подборку фотографий “Будьте милосердны”, “Милосердие в наше время”, “Сёстры милосердия” и прокомментировать их.
(Заполнение далее схемы-треугольника на доске).
– Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и личностью условна, и она невозможна без связи с мыслью и образом, душой и сердцем. (Музыка).
– Мы должны управлять своими мыслями и словами, а значит и судьбой!
ИТОГ (подводит участники занятия).
– Возможно, восполняя, компенсируя несовершенство человеческого слова (как продукта несовершенного разума), Бог наделил человека иной силой, благодатью: со-чувствием, умением проникать в души и мироздание не при помощи рассудка, а сердца, утверждает связь каждого человека со всем сущим, благодаря тому, что разум дополняется в человеке душой, духовностью.
Рефлексивный этап (Звучит “Болеро” Равеля.)
– Ученые утверждают, что на нашей планете 7 миллиардов композиторов, т.е. ровно столько, сколько людей ее населяет.
– Музыка каждого мозга индивидуальна, как отпечатки пальцев.
– Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово.
– Американскими исследователи выявили, что люди, которые постоянно ругаются, подвержены болезням.
– Российские учёные утверждают: если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но и причинит вред сказавшему.
– Учёные утверждают сегодня, что бранные слова “взрываются” в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые ведут к вырождению.
– Результаты исследований в области волновой генетики (наука, основанная П.П. Горяевым) позволяют утверждать: организму человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает, читает или говорит.
Стихотворение (по 4 строки участники занятия…).
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
(Как продолжение мысли Тютчева)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.И мы обязаны творить,
Забыть все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые.Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться:
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
– Разве не делает это стихотворение нас и мир светлее?
– Вы согласны со мной? …
– Я желаю всем здоровья, мира, добра и благоденствия!
Сочувствия! Благодати! (Слайд (цветы, улыбка). Музыка. Песня “Дорогою добра”.
Приложение 13
Презентация
Комментарии:
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
27 11 2024 5:45:23
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
26 11 2024 21:30:53
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...
25 11 2024 4:35:50
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
24 11 2024 2:32:38
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
23 11 2024 7:38:46
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...
22 11 2024 16:21:23
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
21 11 2024 5:11:12
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
20 11 2024 21:40:58
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
19 11 2024 8:46:15
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
18 11 2024 5:29:22
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
17 11 2024 20:28:35
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
16 11 2024 5:32:11
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
15 11 2024 12:47:43
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
14 11 2024 7:46:25
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
13 11 2024 17:18:30
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...
12 11 2024 16:51:39
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
11 11 2024 19:17:12
На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....
10 11 2024 0:29:48
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
09 11 2024 18:35:43
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
08 11 2024 10:39:34
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
07 11 2024 23:17:27
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
06 11 2024 17:40:54
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...
05 11 2024 15:27:23
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
04 11 2024 12:30:18
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...
03 11 2024 17:41:25
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
02 11 2024 21:50:44
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...
01 11 2024 21:12:37
Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
31 10 2024 9:40:16
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
30 10 2024 15:26:39
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
29 10 2024 13:41:21
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
28 10 2024 19:11:58
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
27 10 2024 7:45:58
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
26 10 2024 7:47:39
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
25 10 2024 12:17:21
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
24 10 2024 8:35:54
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
23 10 2024 22:28:40
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
22 10 2024 17:11:18
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
21 10 2024 22:50:53
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
20 10 2024 11:56:16
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
19 10 2024 4:58:39
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
18 10 2024 1:51:17
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
17 10 2024 5:55:32
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...
16 10 2024 1:41:21
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
15 10 2024 2:20:48
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...
14 10 2024 5:35:36
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
13 10 2024 15:49:47
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...
12 10 2024 19:48:19
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...
11 10 2024 3:30:15
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
10 10 2024 19:36:23
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
09 10 2024 20:54:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::