Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии на тему "Генетика человека"

Цель урока:сформировать представление о генетике человека.

Задачи урока:

Образовательные:   

  • продолжить формирование знаний о генах, о генотипе,
  • закрепить понятия «аллели», «аллельные гены», доминантный, рецессивный признаки, аутосомы,
  • сформировать представление о методах изучения человека,

Развивающие:

  • развивать навыки решения генетических задач,
  • развивать культуру речи, логическое мышление,
  • развивать навыки работы в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру умственного труда,
  • воспитывать умение слушать, умение работать в группах,
  • продолжить формирование логического мышления.

Оборудование: модель-аппликация «Наследование резус-фактора», компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Класс разделен на микрогруппы. У каждой группы на столах: таблицы «Наследование признаков», примеры родословных, листы «Рефлексия», схемы генетических задач разных типов, тесты для закрепления материала.

Использованные технологии:элементытехнологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.

Формы работы на уроке:

  • Фронтальная эвристическая беседа.
  • Групповая работа.
  • Исследовательская деятельность: работа с таблицей, самостоятельное оставление генетических задач по схеме, анализ родословной, работа с учебником.

Ход урока.

I.Организационный момент. Определение целей и задач урока.
Создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы:
Каким родится наш ребенок?
Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос?
Кто родится – мальчик или девочка?
На многие из интересующих вопросов помогает ответить наука, которая называется
Генетика человека
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока» (см. в приложении).

После заполнения таблицы дети формулируют цели и задачи урока

II. Актуализация знаний
Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия.
Как вы считаете, какие понятия нам пригодятся сегодня?
Предполагаемые ответы.

  •  Ген
  •  Генотип
  •  Фенотип
  •  Аллельные гены
  •  Доминантный признак
  •  Рецессивный признак
  •  Гомозигота, гетерозигота
  •  Аутосомы

Идет повторение всех перечисленных понятий.

Действие законов наследственности распространяется так же на человека.
Группам предлагается составить задачи по схемам, пользуясь таблицей «Наследование признаков человека».

1 группа: Р: ♀Ааbb × ♂aaBb
2 группа: Р: ♀ааbb × ♂АaBb
3 группа: Р: ♀ХАХа × ♂ХАY

На выполнение задания дается 2 минуты. Затем группы зачитывают свои задачи.

III. Изучение нового материала
Генетика человека - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки.
Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.
Генетика человека дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы,
например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей?
Почему люди так не похожи друг на друга?
До последнего времени генетические исследования на человеке заметно отставали, например, от уровня знаний в области генетики дрозофилы, кукурузы, кишечной палочки.

Вопрос группам для обсуждения: Почему генетика человека долго не развивалась?
Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом, так как у человека:
- большое количество хромосом;
- невозможно экспериментальное получение потомства;
- поздно наступает половая зрелость;
- малое число потомков в каждой семье.

1. Методы генетики человека
Твердо установлено, что в живом мире законы генетики носят всеобщий характер. Действительны они и для человека.
Вопрос:  Давайте вспомним, какой основной метод используется в генетике при изучении растений и животных?
Ответ: Гибридологический.
Вопрос:  Как вы считаете, в чем заключается данный метод?
Применим ли данный метод для изучения генетики человека?
Гибридологический анализ на основе произвольных скрещиваний для человека неприменим. Сейчас, при использовании арсенала новых методов, разработанных молекулярной и клеточной биологией, генетика человека интенсивно развивается.
Группам дается задание:
1 группа: Прочитайте на стр. 123 учебника материал о генеалогическом методе изучения наследственности человека. Затем расскажите о прочитанном всему классу.
2 группа: Прочитайте на стр. 123 учебника материал о близнецовом методе изучения наследственности человека. Затем расскажите о прочитанном всему классу.
3 группа: Прочитайте на стр. 123 учебника материал о цитогенетическом методе изучения наследственности человека. Затем расскажите о прочитанном всему классу.

Затем группы рассказывают классу о методах изучения наследственности человека.

  • Генеалогический метод

Наиболее фундаментальный и самый старый метод генетики человека – генеалогический анализ, или метод анализа родословных.
Цель генеалогического анализа – дать заключение о наследственной обусловленности признака.
Анализ родословных используется для выявления доминантных, полудоминантных и рецессивных признаков, кар­тирования хромосом (т. е. для установления принадлежности гена, кодирующего данный признак, к определенной группе сцепления, сцепленности с Х- или Y-хромосомами), для изучения мутационного процесса (особенно в случаях, когда необходимо отличить вновь возникшие мутации от тех, которые носят семейный характер, т. е. возникли в предыдущих поколениях).
По аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия (увеличенное количество пальцев), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие.
Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота наследуются по аутосомно-рецессивному типу.
Целый ряд признаков наследуется сцеплено с полом:
Х-сцепленное наследование - гемофилия, дальтонизм;
У-сцепленное - гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины), перепонки между пальцами.
Задания для групп: Даны родословные, необходимо определить характер наследования (см. приложение)
На выполнение задания 1 минута. Затем группы отвечают.

После обсуждения группы объясняют результаты исследований родословных.

Кроме данных типов наследования у человека имеется и явление неполного доминирования.
Решите задачу:Анофтальмия у человека (безглазие) - это болезнь, за возникновение которой отвечает доминантный ген не­полного доминирования, локализованный в одной из пар аутосом. При  этом особи, имеющие генотип АА страдают безглазием.
При генотипе аа человек имеет нормальный раз­мер глазного яблока, а обладатель гетерозиготного генотипа характеризуется  наличием уменьшенного размера глазного яблока. Какова вероятность появления детей с анофтальмией от брака гетерозиготных по данному признаку женщины и мужчины?

  • Близнецовый метод

Близнецами называют одновременно родившихся детей.
Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми).
Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) частей.
Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства (конкордантностью) по многим признакам.
Дизиготные близнецы развиваются из одновременно оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток.
Поэтому они наследственно различны и могут быть как одного, так и разного пола.
Разумеется, однояйцовые близнецы генетически идентичны (если исключить случаи соматической мутации). Двуяйцовые близнецы генетически сходны не более чем обычные братья и сестры.
Близнецовый метод позволяет делать обоснованные заключения о роли наследственности и среды в определе­нии тех или иных признаков человека, сравнивая степень сходства и различия по ряду признаков у близнецов разного типа.
Разработан метод сопоставления однояйцевых близнецов, воспитанных вместе и  однояйцевых близнецов, которые воспитывались раздельно.
При сравнении однояйцевых и разнояйцевых близ­нецов, воспитанных в одной и той же среде, можно сделать заключение о роли генов в развитии признаков. Условия послеутробного развития для каждого из близнецов могут оказаться разными. Например, монозиготные близнецы были разлучены через несколько дней после рождения и воспитывались в разных условиях. Сравнение их через 20 лет по многим внешним признакам (рост, объем головы, число бороздок на отпечатках пальцев и т. д.) выявило лишь незначительные различия. В то же время, среда оказывает воздействие на ряд нормальных и патологических признаков. Установлена внимание высокая степень сходства однояйцевых близнецов по таким тяжелым заболеваниям, как шизофрения, эпилепсия, сахарный диабет.
Частота рождения однояйцовых близнецов почти не зависит от возраста матери: двуяйцовые близнецы чаще рождаются у пожилых матерей.
Склонность к рождению двуяйцовых близнецов проявляется, естественно, только у женщин; для женщин из семей с частыми случаями рождения близнецов вероятность родить двуяйцовых близнецов выше. Мужчины из таких семей могут передать это свойство своим дочерям, хотя в потомстве самих этих мужчин повышенной частоты рождения близнецов не наблюдалось.

  • Цитогенетический метод

Основан на изучении хромосомного набора человека. В норме кариотип человека включает 46 хромосом - 22 пары аутосом и две половые хромосомы.
10% болезней человека определяются патологическими генами либо генами, обусловливающими предрасположенность к наследственным болезням.
Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры. Наследственные болезни могут быть вызваны нарушениями в отдельных генах, хромосомах или хромосомных наборах.
Помимо того, один из 150 новорожденных несет структурную или числовую мутацию хромосом. Эти мутации в абсолютном большинстве возникают в половых клетках родителей, одна из 10 гамет человека является носителем структурных мутаций.

  • Генные мутации человека

Наиболее часто встречаются: генные, или точковые, мутации, связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Они могут оставаться незамеченными в гетерозиготном состоянии, например Аа, и проявляться фенотипически, переходя в гомозиготное состояние - аа.
Американские ученые выявили ген, связанный с раковыми опухолями. Как выявили специалисты, ген становится активным прямо перед тем, как опухоль начинает расти.

  • Серповидноклеточная анемия

В состав цепи гемоглобина входит 146 аминокислотных остатков, при этом в нормальной цепи шестым аминокислотным остатком является глутаминовая кислота, которая закодирована триплетом ГАА. Если же в результате мутации в ДНК произойдет замена триплета ГАА на триплет ГТА, то на месте глутаминовой кислоты в молекуле гемоглобина в соответствии с генетическим кодом появится валин. Такая замена всего лишь одного нуклеотида и одной аминокислоты приводит к развитию тяжелого заболевания – серповидноклеточной анемии.
На клеточном уровне эта болезнь проявляется в том, что эритроциты приобретают форму серпа и теряют способность к нормальному транспорту кислорода. Гомозиготы умирают в раннем детстве. Зато гетерозиготы характеризуются слабо измененными эритроцитами. При этом изменение формы эритроцитов значительно повышает устойчивость гетерозигот к малярии. Поэтому в тех регионах Земли, где свирепствует малярия (например, в Африке), отбор действовал в пользу гетерозигот. Таким образом, серповидноклеточная анемия – это пример относительности «полезности» и «вредности» мутаций.

  • Полидактилия - наследственная болезнь с доминантным типом наследования Количество пальцев – от 6 до 9. Встречается у представителей негроидной расы в 10 раз чаще, чем у европеоидов.
  • Ахондроплазия - болезнь костной системы с доминантным типом наследования Аномальный рост хрящевой ткани, резкое недоразвитие костей в длину.
  •  Низкий рост (до 120 см).
  •  Укорочение конечностей.
  •  Бедренные и плечевые кости деформированы и утолщены.
  •  Умственная отсталость, пороки психики.
  • Эктродактилия (клешневидная кисть)
  • Геномные мутации человека

Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза.

  • Больные с синдромом Клайнфельтера (47,ХХУ) всегда мужчины.
    Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).
  • Синдром Шерешевского-Тернера (45,Х0) наблюдается у женщин.
    Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, отсутствии менструаций, бесплодии. Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера небольшого роста, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая со складками.
  • Синдром Патау генотипе одна лишняя аутосома – трисомия 13
  • Микроцефалия (уменьшение головного мозга).
  • Резкая умственная отсталость.
  • Расщепление верхней губы и неба.
  • Аномалии глазного яблока.
  • Повышенная гибкость суставов.
  • Полидактилия.
  • Высокая смертность (в первый год жизни умирает 90% детей)
  • Синдром Дауна - одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47, 21,21,21). Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым
    разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются нарушения строения внутренних органов.
    В случае синдрома Дауна отмечена зависимость между вероятностью рождения больных детей и возрастом матери - она возрастает в 10-20 раз после 35-40 лет.
  • Хромосомные болезни

Возникают при изменении структуры хромосом:
- удвоении или выпадении участка хромосомы,
- повороте участка хромосомы на 180 0,
- перемещении участка хромосомы на негомологичную хромосому.

  • Синдром «Кошачьего крика» Уменьшение одного плеча хромосомы 5 пары.
  •  Глубокая умственная отсталость.
  •  Множественные аномалии внутренних органов.
  •  Характерный плач, напоминающий кошачий крик.
  •  Высокая смертность  в первый год жизни.
  • Биохимический метод

Позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные мутациями генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов.
Наследственные болезни обмена веществ подразделяются на болезни углеводного обмена (сахарный диабет), обмена аминокислот, липидов, минералов и др.

  • Фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена – аутосомно-рецессивное заболевание, связанное с нарушением метаболизма аминокислоты фенилаланина: фенилаланин превращается не в тирозин (как у нормальных людей), а в фенилпировиноградную кислоту. В результате нарушается миелинизация мозга, что приводит к нарушениям в развитии нервной системы, к слабоумию, микроцефалии. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить развитие заболевания.

2. Генетика и медицина

  • Наследование резус-фактора

Сообщение учащегося.

  • Наследование групп крови

Группы крови определяются не двумя, а тремя аллельными генами – А, В, О.
Гены А и В доминируют над О, но не подавляют друг друга.
ОО – I группа крови.
АА и АО – II группа крови.
ВВ и ВО – III группа крови.
АВ – IV группа крови.
Задание:Определите, какая группа крови может быть у ребенка, если у матери I, а у отца IV группа крови.

  • Медико-генетическое исследование

В распоряжении врачей имеется весь арсенал перечисленных выше методов генетики человека и некоторые другие методы. Пример с лечением фенилкетонурии диетой, из которой исключен фенилаланин, указывает на то, что лица, страдающие многими наследственными болезнями, в настоящее время не могут считаться обреченными. Большие надежды возлагаются на методы генной инженерии, которая в принципе может позволить заменять патологические аллели нормальными и, возможно, вообще постепенно освободит человечество от многих недугов.
Лишь немногие наследственные заболевания (например, хорея Гентингтона) проявляются в зрелом возрасте. Большинство форм наследственной патологии обнаруживается уже при рождении ребенка. Поэтому в настоящее время наибольшее внимание уделяется мерам по предотвращению рождения детей с наследственной патологией.
Среди методов, позволяющих диагностировать заболевание до рождения ребенка,
ведущее место занимает амниоцентез – получение амниотической жидкости и клеток
плода с помощью простейшей, не травмирующей плод хирургической операции. Этим методом диагностируют не только хромосомные болезни, но и некоторые заболевания, в основе которых лежат ген­ные мутации.

  • Влияние вредных факторов на генотип

Химические мутагены (алкоголь, табак, наркотики), ионизирующие излучения повышают частоту хромосомных мутаций.

  • Нежелательность родственных браков

Вопрос группам для обсуждения: Почему нежелательны близкородственные браки?
Ответ: Многие заболевания вызываются рецессивными генами.
Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. При близкородственном браке высока вероятность встречи людей, гетерозиготных по одному и тому же мутантному гену, рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии.

IV. Закрепление материала
Детям предлагается ответить на вопросы теста (см. в приложении)

 V.  Рефлексия
А теперь,  ребята, давайте вернемся к листам рефлексии. Заполните третью колонку таблицы (дети продолжают заполнение листа «Рефлексия»)

Давайте подведем итог нашему уроку.
Что же нам удалось узнать на уроке?
Что было не понятно?
Какие выводы мы можем сделать на основе изученного материала?

VI. Домашнее задание:
Общая биология под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, §35, §36, задания1и 3 на стр. 126, 3 на стр. 128,
Составить свою родословную по одному из признаков, встречающихся в вашей семье.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

04 08 2020 22:49:16

Путешествие в Китай

Занятие-путешествие проводится в « Зимнем саду», « Зооцентре», « Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и практического общения с его живыми обитателями....

03 08 2020 6:36:35

Эти загадочные Простейшие

В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

02 08 2020 12:41:18

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

01 08 2020 4:25:11

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

31 07 2020 22:29:45

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме « Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

30 07 2020 12:48:17

Интернет-ресурсы на уроках биологии

Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

29 07 2020 10:16:41

Предпосылки возникновения Дарвинизма

В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

28 07 2020 8:22:58

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы « Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

27 07 2020 9:33:41

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

26 07 2020 16:17:34

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

25 07 2020 11:52:58

Здоровье школьника – будущее нации

Программа " Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

24 07 2020 10:58:27

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А. Г., Маша Р. Д. " Биология: человек"....

23 07 2020 1:57:59

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

22 07 2020 5:25:53

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия неблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

21 07 2020 20:32:18

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

20 07 2020 21:19:47

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

19 07 2020 1:14:16

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

18 07 2020 13:10:46

Исследовательский подход в преподавании биологии

Решение задачи усиления практической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

17 07 2020 19:33:59

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

16 07 2020 12:56:17

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

15 07 2020 15:40:23

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, характерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

14 07 2020 19:42:22

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

Ролевая игра-пресс-конференция по теме " Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

13 07 2020 7:16:31

Интерактивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

Нетрадиционная форма урока с использованием методов интерактивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

12 07 2020 6:58:54

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

11 07 2020 13:57:24

Прокариотическая клетка. 9-й класс

Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

10 07 2020 2:34:26

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

09 07 2020 21:23:44

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

08 07 2020 13:47:30

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме « Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия « Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать практическое применение полученных знаний. ...

07 07 2020 15:49:15

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

06 07 2020 19:19:20

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

05 07 2020 10:44:28

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

04 07 2020 15:22:45

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме " Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

03 07 2020 11:58:41

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле З У Н....

02 07 2020 23:36:50

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

01 07 2020 3:22:12

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

" Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

30 06 2020 5:45:13

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

29 06 2020 19:25:46

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

28 06 2020 14:50:15

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Членистоногих"

Разработка урока по теме " Членистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

27 06 2020 20:52:30

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

26 06 2020 4:39:52

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

25 06 2020 2:17:53

Исследование флоры и фауны Чунской тайги

Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

24 06 2020 23:32:39

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю И К Т своей работе. Я представляю урок по теме: " Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

23 06 2020 12:50:53

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

22 06 2020 15:57:16

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

21 06 2020 19:58:14

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

20 06 2020 11:33:42

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интерактивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

19 06 2020 23:22:52

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

18 06 2020 14:48:38

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

17 06 2020 23:25:21

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

16 06 2020 18:45:19

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в предохранении организма от потери крови....

15 06 2020 7:45:15

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

14 06 2020 16:43:37

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

13 06 2020 6:12:14

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

12 06 2020 3:51:48

Работа сердца

Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

11 06 2020 16:31:48

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

10 06 2020 2:35:10

Дидактические игры на уроках биологии

В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам " Систематика растений", " Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

09 06 2020 17:49:19

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме " Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии " Координация и регуляция", первый в теме " Анализаторы"....

08 06 2020 20:40:19

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

07 06 2020 2:36:15

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

Исследовательская работа " Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема " Витамины") или при выполнении практически направленного проекта по элективному курсу " Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: " Какой сок полезен?" ...

06 06 2020 6:15:35

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

05 06 2020 13:32:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

Урок биологии в 6-м классе по теме " Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

04 06 2020 5:37:12

Урок "Все о грибах"

На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

03 06 2020 3:48:59

Урок-прогноз "Путь к долголетию"

Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....

02 06 2020 21:27:43

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

01 06 2020 5:23:15

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

31 05 2020 22:13:37

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и хулиганов....

30 05 2020 2:53:48

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

Одновременно повторяются знания о строении Ц Н С человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе « Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

29 05 2020 23:41:48

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

28 05 2020 3:18:33

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

27 05 2020 2:57:42

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

26 05 2020 2:18:56

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

25 05 2020 10:16:23

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

24 05 2020 14:31:34

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

23 05 2020 2:43:30

Сны и сновидения. 8-й класс

В уроке по биологии на тему « Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

22 05 2020 0:18:55

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

21 05 2020 4:59:40

Строение и жизнедеятельность бактерий

На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

20 05 2020 22:18:31

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

Урок по теме " Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей характеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

19 05 2020 2:37:36

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

18 05 2020 1:14:31

Работа сердца

Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме " Работа сердца"....

17 05 2020 7:46:41

Урок-семинар по теме "Иммунитет"

Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас вырабатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

16 05 2020 21:26:58

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

15 05 2020 23:47:49

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

14 05 2020 1:39:43

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

13 05 2020 3:30:39

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

12 05 2020 13:34:56

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

11 05 2020 21:46:40

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

10 05 2020 16:36:46

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

09 05 2020 13:33:52

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

08 05 2020 18:42:20

Цветок

На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

07 05 2020 7:20:17

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

Данный урок входит в систему уроков изучения темы « Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

06 05 2020 9:46:43

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы « Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра К В Н. Авторы предлагают сценарий К В Н « Смотри. Слушай. Решай». ...

05 05 2020 4:53:36

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

04 05 2020 6:38:56

Шляпочные грибы

В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

03 05 2020 15:50:59

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

В статье даётся анализ У У Д-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

02 05 2020 15:39:59

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

01 05 2020 19:29:54

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p> Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

30 04 2020 10:38:19

Тип Членистоногие: общая характеристика, признаки и строение

Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием....

29 04 2020 10:22:31

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

28 04 2020 11:47:43

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

27 04 2020 21:44:32

«Счастливый случай» на уроках зоологии

Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме командного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух команд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на команды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы команды....

26 04 2020 5:29:27

Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс

В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И. Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов Е К Ц О Р. Структура урока изложена в соответствии с требованиями Ф Г О С....

25 04 2020 20:30:26

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

24 04 2020 6:30:14

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

23 04 2020 3:23:22

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

22 04 2020 15:33:16

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

21 04 2020 19:45:50

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

20 04 2020 14:49:23

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование И К Т-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

19 04 2020 3:59:42

Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"

В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение Д З, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...

18 04 2020 11:26:53

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

17 04 2020 13:35:47

Брейн-ринг "Растения и животные России"

Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме « Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

16 04 2020 6:31:39

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

15 04 2020 4:15:46

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и полового типов размножения....

14 04 2020 15:11:54

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

13 04 2020 8:53:25

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, практических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

12 04 2020 9:56:52

Использование слайдовой презентации на уроке биологии

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

11 04 2020 6:15:54

Информационные технологии на уроках биологии

Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

10 04 2020 8:52:30

Строение и функции кожи. Терморегуляция

В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы " Кожа"....

09 04 2020 14:41:49

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

08 04 2020 3:42:13

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

07 04 2020 17:59:39

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе « Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

06 04 2020 0:21:34

Многообразие земноводных и их значение

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

05 04 2020 5:26:23

Модульная технология обучения биологии

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

04 04 2020 3:31:12

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 « Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 « Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

03 04 2020 5:47:30

Урок по теме "Органы цветкового растения. Семя и его строение"

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме « Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 « Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....

02 04 2020 20:53:52

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

01 04 2020 21:41:22

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

31 03 2020 4:31:51

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

30 03 2020 21:17:18

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

29 03 2020 8:36:24

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

28 03 2020 8:14:12

Преподавании биологии

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

27 03 2020 21:38:13

Интеллектуальные игры в нашей школе

Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: " Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. ...

26 03 2020 3:31:28

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

25 03 2020 1:25:55

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

24 03 2020 3:10:16

Жизненная емкость легких. Гуморальная и нервная регуляция дыхания

Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

23 03 2020 12:10:43

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

22 03 2020 2:45:54

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: « Кровообращение», « Дыхание» и « Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

21 03 2020 21:37:39

Мастерская "Omne ex owo"

«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

20 03 2020 12:21:39

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

19 03 2020 21:32:14

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

18 03 2020 8:47:57

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме " Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опорных схем и конспектов. Использование интерактивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

17 03 2020 6:21:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

16 03 2020 0:52:13

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

15 03 2020 16:21:14

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

14 03 2020 15:10:26

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

13 03 2020 12:49:14

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

12 03 2020 22:56:54

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Чарльз Дарвин в книге « Происхождение человека и половой отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

11 03 2020 22:41:34

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

10 03 2020 21:42:49

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

09 03 2020 14:52:11

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

08 03 2020 11:59:33

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)