Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

Цели урока:

  • обобщить знания о цветке, как органе семенного размножения;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать бережное отношение к природе, познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями своего края, с мерами их защиты.

Оборудование: таблицы “Цветок”, “Опыление”, “Оплодотворение у цветковых растений”, “Строение семян двудольных растений”, карточки-задания, открытки с изображением редких и исчезающих растений Белгородской области, микроскопы, микропрепараты “Пыльца разных растений”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель. Наш урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Кто из нас не глядел в гoлyбые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в изумлении перед благородством розы? Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы. Ими украшают парки, сады, улицы и жилища. Наряднее и веселее становится в комнате с цветами. Нет ничего на земле прекрасней и нежнее цветов. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.

Цветы и природа всегда вдохновляли музыкантов и художников, поэтов и писателей, о них сложены мифы и легенды. Преданье утверждает, что ландыш – это счастливый смех русалки Мавки; роза, по древнегреческим мифам, появилась из морской пены, вместе с богиней любви Афродитой; незабудка наделена чудесной силой возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину; по греческим сказаниям, мак является цветком бога сна. Еще одна легенда гласит, что бог запретил работать в воскресение, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, а опыляют его шмели.

Скажите, пожалуйста, какой это цветок? И действительно ли он опыляется только шмелями?

Ученик. В легенде говорится о клевере. Но есть и другие цветы, которые опыляют только шмели. Это, например, львиный зев, льнянка, яснотка белая. Связана эта особенность со строением цветка. Такие растения имеют закрытый цветок, который может раскрыть лишь тяжелый и грузный шмель. Под его тяжестью открывается узкая щель, куда и вползает насекомое. При этом на его спину высыпается пыльца из пыльников. Пока шмель доберется до нектара, он оставит на рыльце пестика пыльцу, принесенную с других цветков.

Учитель. Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу. Для сбора 1 килограмма меда одной пчеле нужно летать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков. А давайте подсчитаем, сколько соцветий должна посетить пчела, чтобы собрать 500 граммов нектара? Известно, что одно соцветие содержит 8 мг. нектара (1мг. равен 0,001г. )

500 : 0,008 = 62500 соцветий.

И сколько полетов совершит пчела, собирая эту массу нектара, если зобок вмещает 0,02г. нектара.

500 : 0,02 = 25000 полетов.

Скажите, а что еще привлекает насекомых-опылителей, помимо нектара и пыльцы?

Ученик. Цветки имеют крупные размеры и яркоокрашенный околоцветник. Кроме того, мелкие цветки многих растений собраны в крупные заметные соцветия. Еще один важный признак, хаpaктеризующий цветки, опыляемые насекомыми, - это запах. Например, ландыш, роза, сирень издают нежный тонкий аромат, а цветки клевера, яблони, груши – пахнут медом. Но есть цветки с запахом гнилого мяса (раффлезия). Такие запахи привлекают определенных насекомых: мух, жуков. Особенно сильный запах имеют, как правило, цветки, распускающиеся в сумерки или ночью, например душистый табак.

Учитель. Как опыляются растения, у которых нет цветков со всеми перечисленными признаками?

Ученик. Многие растения опыляются с помощью ветра. Цветки ветроопыляемых растений не имеют крупных лепестков, они бы мешали переносу пыльцы ветром; у них нет нектарников; большинство их не имеют запаха. Но у них образуется много пыльцы; пыльцевые зерна мелкие, сухие, поэтому пыльца легкая, тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка наружу, где их обдувает ветер; крупные и пушистые рыльца тоже высовываются из цветка; ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи; многие ветроопыляемые растения зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья, задерживающие пыльцу.

Учитель. Приведите примеры ветроопыляемых растений.

Ученик. Осока, пырей, тимофеевка, ольха, береза, осина, орешник, дуб, тростник.

Учитель. Какие способы опыления вы можете назвать еще?

Ученик. Искусственное опыление – разновидность перекрестного опыления, осуществляемого человеком. Такое опыление осуществляют с целью повышения урожайности, для получения новых сортов. Существует еще самоопыление, когда пыльца попадает на рыльце пестика собственного цветка. Растениями – самоопылителями являются пшеница, горох, фасоль и другие.

Далее обучающиеся самостоятельно составляют схему “Типы опыления”.

ТИПЫ ОПЫЛЕНИЯ

 

Учитель. Какое опыление, по вашему мнению, имеет преимущество и почему?

Ученик. Перекрестное опыление, так как потомство образуется с признаками отцовского и материнского организма, а при самоопылении – признаки лишь одного организма. Поэтому наиболее распространено перекрестное опыление и цветки большинства растений имеют приспособления, препятствующие самоопылению, например, неодновременное созревание пыльцы и рыльца.

III. Изучение нового материала.

1. Строение пыльцы. (рассказ учителя с использованием микроскопов, микропрепаратов и таблиц “Цветок”, “Оплодотворение у цветковых растений”).

Вы уже знаете, как опыляются растения. А что происходит после опыления? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим сначала строение пыльцы.

Пылинки, образующиеся в пыльниках тычинок, представляют собой мелкие зернышки, их так и называют пыльцевые зерна. Самые крупные достигают в диаметре 0,5мм, обычно же они гораздо меньше. Под микроскопом видно, что пылинки разных растений не одинаковы. Они отличаются по размерам и по форме. Ее поверхность покрыта выступами, бугорками. Попадая на рыльце пестика, пыльцевые зерна удерживаются при помощи выростов и выделяющейся на рыльце липкой жидкости.

Попав на рыльце пестика, пыльцевые зерна прорастают в пыльцевые трубки. Они растут и продвигаются внутрь рыльца и столбика по направлению к завязи.

2. Строение семязачатка. (рассказ с элементами беседы).

Вспомните, что образуется в завязи пестика? (В завязи пестика образуется семязачатки).

Снаружи семязачаток снабжен покровами, внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток. Одна из клеток зародышевого мешка – женская пoлoвая клетка.

Как называется женская пoлoвая клетка? (Женская пoлoвая клетка называется яйцеклетка).

Используя рисунок учебника (рис. 72), скажите, как называется клетка, расположенная в центре зародышевого мешка. (В центре зародышевого мешка расположена клетка, которую называют центральной).

Пыльцевые трубки растут по направлению к семязачаткам, к их зародышевым мешкам. Покровы полностью закрывают зародышевый мешок, со стороны яйцеклетки имеется узкий канал – пыльцевход, или микропиле.

3. Оплодотворение. Образование плодов и семян. (рассказ с элементами беседы; с использованием таблицы “Оплодотворение цветковых растений”).

В пыльцевой трубке имеются две маленькие мужские пoлoвые клетки. Вспомните, как они называются? (Мужские гаметы называют cпepмиями). Когда пыльцевая трубка через микропиле проникает внутрь зародышевого мешка, один из cпepмиев сливается с яйцеклеткой. Как называется этот процесс? (Процесс слияния двух гамет – пoлoвых клеток – называют оплодотворением. ) Что образуется в процессе оплодотворения? (В процессе оплодотворения образуется зигота).

Другой cпepмий сливается с центральной клеткой. Таким образом, два cпepмия, совершенно одинаковые по внешнему виду, сливаются с совершенно разными клетками. Ничего подобного ни у каких растений, кроме цветковых, не происходит. Открытие двойного оплодотворения – великая заслуга русского ученого С. Г. Навашина (1898 год).

Используя текст учебника (параграф 24), найдите ответ на вопрос: что происходит после оплодотворения?

Ученик. В дальнейшем зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш. Центральная клетка, слившаяся со вторым cпepмием, также многократно делится, однако второй зародыш не возникает. Образуется особая ткань – эндоcпepм. В нем накапливаются запасы питательных веществ, необходимые для развития зародыша. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. Из стенки завязи образуются стенка плода, называемая околоплодником.

Учитель. Составьте схему “Образование плодов и семян”.

IV. Закрепление знаний и умений.

1. Ребята, не оставили наш урок без внимания наши старые знакомые – Всезнайка и Незнайка. Всезнайка нам прислал тест по теме “Цветок – орган семенного размножения”, где допущены досадные неточности. И наша задача – выявить неверные суждения. А наш друг Незнайка, возродив в себе “поэтический дар”, написал стихи на эту тему и зашифровал ими работу Всезнайки.

Пожалуйста, I вариант – выбирает верные суждения, а II – неверные.

Приложение

I вариант – 3, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 16.

II вариант – 1, 2, 4, 5, 8, 11, 14, 17.

Iв. Одна пчела летит, за ней вторая
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки, щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.
IIв. Какой сегодня день хороший!
Ну, ветерок родной, не подкачай
Опыли-ка картофель, горошек -
Будет щедрый у нас урожай.

Обучающиеся находят биологические ошибки, допущенные Незнайкой. В первом варианте – рожь и береза – это не насекомоопыляемые,а ветроопыляемые растения; во втором варианте – горох и картофель относятся к самоопыляемым растениям, а не ветроопыляемым.

2. Ответы на вопросы, поступившие в редакцию телепередачи “Скажи мне, почему?. . ”

Вопрос 1. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов? (Во время дождя насекомые не летают. Следовательно, они не опыляют цветущие садовые растения: яблони, вишни, сливы и др. )

Вопрос 2. Почему весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом – с белыми или желто-белыми? (Синие и фиолетовые цветки в безлиственном на светло-коричневом фоне прошлогодних листьев более заметны для насекомых-опылителей. Венчик цветка такой окраски воспринимает весной больше тепла. Желто-белая окраска цветков летом пpeдoxpaняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений. )

Вопрос 3. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет? (Однополые цветки, тычиночные и пестичные, могут располагаться на одном растении, например береза, ольха, кукуруза, огурец. Это однодомные растения. А у тополя, конопли, ивы, облепихи на одних растениях находятся тычиночные цветки, а на других – пестичные. Такие растения называют двудомными. У таких растений должны произрастать рядом растения с тычиночными и пестичными цветками, чтобы произошло опыление. А плоды будут только на растении с пестичными цветками).

3.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я первоцветным лугом!
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты –
Все улеглось! Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

(Н. Рубцов)

Вы услышали прекрасные стихи о самом прекрасном на земле. Через эти стихи красной нитью проходит обращение ко всем нам не рвать цветы, а оставлять красу, созданную природой в первозданном виде.

Скажите, а почему не следует рвать цветы, какие меры по охране растений необходимо соблюдать.

Ученик.

- Люди, собирающие букеты из дикорастущих растений, наносят природе большой вред, т. к. растения с оборванными цветками не образуют плоды и семена, а значит и не оставляют потомства.

- При сборе букетов растения часто вырываются из почвы с корнями, от чего они могут погибнуть. Так, в нашей области стали редкими такие растения, как венерин башмачок, ландыш майский, купальница европейская, прострел луговой, иссоп меловой, левкой душистый, тюльпан Биберштена и другие.

- Массовые посещения лесов и лугов приводят к вытаптыванию дикорастущих растений, к уплотнению почвы, в результате чего затрудняется рост растений, прорастание семян, нарушается естественный процесс ежегодного возобновления растений.

Меры по охране растений.

  1. Создание законов об охране растительного мира.
  2. Изучение охраняемых и исчезающих видов растений и занесение их в Красную книгу.
  3. Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и т. д. )
  4. Создание центров разведения исчезающих растений.
  5. Соблюдение правил поведения в лесу.

V. Домашнее задание.

Изучить параграф 24, покажите роль цветка, как в жизни растения, так и в жизни человека в прозе, в стихах, рисунках.



Комментарии:

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

16 04 2024 2:55:33

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

15 04 2024 18:56:10

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

14 04 2024 0:34:31

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

13 04 2024 4:33:55

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

12 04 2024 20:29:53

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

11 04 2024 9:11:39

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

10 04 2024 2:55:50

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

09 04 2024 22:20:24

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

      Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

08 04 2024 9:10:36

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

07 04 2024 7:22:21

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

06 04 2024 12:29:41

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

05 04 2024 3:15:49

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

04 04 2024 22:15:55

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

03 04 2024 23:58:14

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

02 04 2024 13:52:34

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"


    Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

      Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

01 04 2024 19:31:53

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"


    Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

      Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

31 03 2024 17:29:33

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

30 03 2024 9:29:14

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

29 03 2024 17:14:49

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

28 03 2024 1:35:10

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

27 03 2024 2:40:58

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

26 03 2024 2:18:17

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

25 03 2024 22:26:52

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

24 03 2024 1:13:43

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

23 03 2024 17:10:56

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

22 03 2024 13:37:27

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

21 03 2024 0:31:23

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

20 03 2024 12:53:13

Урок-игра "Классы рыб"


    Урок-игра "Классы рыб"

      Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

19 03 2024 18:18:15

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

18 03 2024 0:42:42

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

17 03 2024 11:34:43

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

16 03 2024 22:48:34

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

15 03 2024 16:12:40

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"


    Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

      Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

14 03 2024 20:56:40

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

13 03 2024 8:35:46

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

12 03 2024 8:40:51

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

11 03 2024 8:39:24

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

10 03 2024 11:24:47

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

09 03 2024 9:38:20

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

08 03 2024 6:49:19

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

07 03 2024 20:46:39

Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"


    Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"

      В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...

06 03 2024 1:17:47

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

      Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

05 03 2024 11:23:56

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

04 03 2024 8:43:42

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

03 03 2024 6:54:57

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

02 03 2024 7:10:24

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

01 03 2024 22:53:46

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....

29 02 2024 17:40:23

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

      Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

28 02 2024 0:14:19

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

27 02 2024 8:57:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::