"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

Тема: Чешуекрылые.  Значение их в природе и жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 7.
Цели:

Образовательная:

  1. Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отрядов чешуекрылые, показать значение их в природе и жизни человека.
  2. Познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылые, обитающих в Московской области.

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, работать с дополнительной литературой.

Воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые.

Инструментарий: компьютерная презентация, наглядный раздаточный материал представителей отряда чешуекрылые

Опережающее задание: творческим группам учащихся подготовить сообщения о тутовом шелкопряде и о бабочках Московской области.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны знать признаки представителей отряда чешуекрылые;
- уметь называть и различать в коллекциях и на рисунках представителей названного отряда;
- знать о роли этих насекомых в природе и жизни человека.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучать многообразие класса насекомых и более подробно остановимся на изучении отряда чешуекрылых или бабочках. Работа на уроке будет проходить по плану (план на доске):

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Систематическое положение бабочек.
  3. Основные признаки отряда чешуекрылых.
  4. Дневные и ночные бабочки.
  5. Значение чешуекрылых в природе и жизни человека.
  6. Бабочки Московской области, занесенные в Красную книгу.
  7. Итог урока.

Введение: Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

  1. Индивидуальная работа по карточкам. (2 человека. 6 мин)
  2. Работа у доски. (4 человека. 3мин + 3 мин проверка)

На доске находятся слова. Что это за слова?

 Жесткокрылые
 Клопы
 Стрекозы
 Вши

(Это названия отрядов насекомых, изученных на прошлом уроке)

Соотнесем  хаpaктерные признаки с  соответствующими отрядами.

III. Изучение нового материала.

Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый.
Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.
Мы с вами на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями природы,  населяющими пpaктически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:
(1 слайд)

Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой!

 «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стeбля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.

Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» - бабочки»

(2 слайд)

Учащиеся записывают тему урока на рабочую страницу информационного листа.

Объяснение учителя, как работать с информационным листом.
Информационный лист – это часть рабочей тетради школьников, который они вклеивают дома в свои тетради. Информационный лист состоит из 2-х частей: рабочая страница, на которой вы будете работать и тест-опросник, в конце теста есть таблица, в которую вы будете записывать ответы.

Проблемный вопрос: Действительно ли бабочки произошли  из цветков, оторвавшихся от растений?
Выясним, к какому царству относятся бабочки и вы ответите на 1-ый вопрос вашего теста на информационном листе.

Справиться с выполнением этого задания вам поможет стихотворение, которое я вам прочитаю.

Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные – они везде встречаются,
Но по  особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Её снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одежки нет,
Нет также хлоропластов – вот в чем её секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения растут, пока живут,
Их рост неограниченным ученые зовут.
А рост животных ограничен, сокращен значительно –
Рост до определенного периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали,-
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть еще другие.

Вспомним общую хаpaктеристику класса насекомых и отвечаем на 2, 3, 4-й вопросы теста.
Стихи учителя:

У всех члeнистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют члeнистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Все это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много нам все не перечесть,
Но все-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от гpyди, внимательнее посмотри.
Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Вот, что ещё хотел бы сказать я в заключенье –
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.

Систематическое положение чешуекрылых.

записываем в информационный лист

(3 слайд)

Царство: Животные,
Тип: Члeнистоногие,
Класс: Насекомые,
Отряд: Бабочки, или Чешуекрылые.

1. Основные признаки отряда.

Работа с учебником. Учащиеся записывают в информационный лист

Общие признаки отряда

1. Две пары чешуйчатых крыльев. От цвета и формы чешуек зависит окраска крыльев и рисунок на них.

2. Сосущий ротовой аппарат – хоботок.

3. Развитие с полным превращением.

отвечаем на 5,6, 7-й вопросы теста

Вижу, что вы немного устали. Прочитаю вам детское стихотворение Э.Успенского.

Ваша задача прослушать его и найти ошибку.

Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!

Предполагаемый ответ учащихся:  в коконе должна находиться не гусеница, а куколка

2. Дневные и ночные бабочки. (стр. учебника 79)

По хаpaктеру активности бабочки делятся на ночных и дневных.
Дневные бабочки летают, питаются, откладывают яйца в светлое время суток, обычно в жаркую погоду, а на ночь прячутся в укрытия. Ночные, наоборот, активны ночью.

Записывают в информационный лист

Дневные бабочки или булавоусые.

(слайд 4)

  • имеют очень широкие крылья, которые они в покое складывают вертикально вверх и прижимают друг к другу, внутренней яркоокрашенной стороной;
  • тело стройное, гpyдь и брюшко тонкие;
  • усики булавовидные;
  • полет медленный, порхающий.

Ночные бабочки, или перистоусые

(слайд 5)

  • крылья узкие, складывают их кровлеобразно над брюшком, или же держат  распластанными в стороны;
  • гpyдь и брюшко обычно толстые, покрыты волосками;
  • усики разнообразного строения, но никогда не бывают булавовидными;
  • полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.

3. Значение чешуекрылых. (Групповая работа)

На следующем этапе урока мы попытаемся выяснить значение бабочек в природе и жизни человека
Опережающее задание: заранее учащиеся делятся на группы.
Задания группам:

1.Составить приметы, сделать вывод

(слайд 6)

«Собрать народные приметы»

1.Ночные бабочки в дом влетают - …
2.Бабочка крапивница в ясную погоду стремиться укрыться в защищенном месте - …
3.Аполлон летит и нектар собирает - …
4.Ночные бабочки в дождь летают - …

А) …сильный ветер предвещают.
Б) …быть солнечной погоде.
В) … быть грозе.
Г) … тепло предвещают.

1 - А), 2 -  В), 3 – Б), 4 – Г)

ВЫВОД: по поведению бабочек можно предсказывать погоду.

2. Рассмотрите картинки с изображениями различных гусениц и картинки с рисунками бабочек (моль, яблоневая плодожорка, зерновая совка, озимая совка, капустная белянка), коллекции с вредителями садов, полей и огородов.

ВЫВОД: Гусеницы многих бабочек наносят серьезный ущерб хозяйственной деятельности человека.

3. Рассмотри картинки и сделай вывод.

ВЫВОД: Взрослые насекомые опыляют цветковые растения.

4. Среди бабочек есть одомашненный вид – Тутовый шелкопряд

Сообщение о тутовом шелкопряде.

(слайд 7)

ВЫВОД: тутовый шелкопряд используют для производства шелка

5. Решите головоломку.

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано. Это и будет вывод.

ВЫВОД: насекомые – важнейшее звено в цепях питания природных сообществ.

6. Подведите итог. Из разных строчек составить стихотворение, и рассказать.

Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
шелковые нити поставляет шелкопряд.

Бабочки природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!

ВЫВОД: бабочки являются украшением нашей природы

А теперь, дорогие друзья, ответьте на последний 8-й вопрос вашего теста:

Что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов?

4. Бабочки Московской области, занесенные в Красную книгу. 

Конечно бабочки имеют для человека эстетическое значение, но влияние человека на экологию, на другие факторы приводит иногда к досадным фактам.
Группа учеников подготовила сообщения о бабочках Московской области.

(слайды 8,9,10,11)

Подведем итог работы на уроке

(слайд 12).

На доске таблица с  правильными ответами к тесту, проверьте себя и подсчитайте баллы.
Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют себе оценку за урок по схеме:
8 баллов – «5»; 7-6 баллов – «4»

IV. Контроль и учет знаний. Домашнее задание.

(слайд 13) 

Выставление отметок учащимся.  Подведение итогов.

Домашнее задание: используя дополнительную литературу и параграф учебника № 18 подготовить на следующий урок проекты об отрядах насекомых, которых мы называли – двукрылые, блохи, тли. Темы проектов в ваших информационных листах.
(слайд 14) 

V.   Заключение

Я благодарю вас ребята за активную работу, в  память о нашем уроке дарю вам закладки с изображением бабочек. Мы должны сохранить этих насекомых для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!  Звучит музыка!

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"


    Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"

      На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....

29 05 2023 7:17:23

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

28 05 2023 8:11:42

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

27 05 2023 8:23:21

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

26 05 2023 12:46:39

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

25 05 2023 21:59:25

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

24 05 2023 14:39:44

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

23 05 2023 4:36:52

Интегрированный урок "Газообмен в легких"


    Интегрированный урок "Газообмен в легких"

      В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....

22 05 2023 5:36:21

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс


    "Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс

      Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

21 05 2023 23:41:40

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

20 05 2023 7:56:32

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

19 05 2023 19:37:38

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

18 05 2023 5:58:25

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

17 05 2023 9:56:30

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

16 05 2023 21:53:50

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

15 05 2023 3:51:25

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

14 05 2023 3:31:20

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

13 05 2023 1:16:13

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

12 05 2023 17:14:14

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

11 05 2023 11:37:54

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

10 05 2023 6:56:53

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

09 05 2023 22:50:29

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

08 05 2023 16:58:26

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

07 05 2023 1:59:45

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

06 05 2023 18:11:36

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

05 05 2023 14:47:35

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

04 05 2023 8:30:38

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

03 05 2023 14:57:33

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

02 05 2023 23:54:16

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

01 05 2023 15:39:56

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

30 04 2023 22:34:48

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

29 04 2023 10:23:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

28 04 2023 12:59:11

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

27 04 2023 9:22:35

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

26 04 2023 23:11:34

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

25 04 2023 21:24:33

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

24 04 2023 13:13:49

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

23 04 2023 16:49:15

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

22 04 2023 1:43:30

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

21 04 2023 21:12:26

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

20 04 2023 18:46:20

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

19 04 2023 3:42:18

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

18 04 2023 10:42:32

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

17 04 2023 11:27:13

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

16 04 2023 16:39:39

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

15 04 2023 12:19:14

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

14 04 2023 13:27:49

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

13 04 2023 10:25:32

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

12 04 2023 10:10:45

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

11 04 2023 18:37:10

Цветок — орган пoлoвoго размножения Биология

Цветок — орган пoлoвoго размножения  Биология Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...

10 04 2023 18:16:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::