Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

Девиз урока: «Знание только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
Цель урока: обобщить, закрепить и расширить знания о бактериях, их строении и процессах жизнедеятельности в связи с разнообразием сред обитания, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и её изучению.
Задачи:
- уметь распознавать и определять виды бактерий на пособиях; выявлять черты сходства и различия бактерий;
- уметь хаpaктеризовать общие черты царства Бактерии;
- уметь называть особенности бактерий связанных со способами питания;
- уметь обосновывать значение бактерий в природе и жизни человека;
- прививать санитарно-гигиенические навыки предупреждения инфекционных заболеваний;
- уметь делать выводы о происхождении бактерий, через разнообразные формы обучения;
- формировать коллективную деятельность учащихся, развивать мотивацию коллективных и индивидуальных достижений через использование игровой технологии.
Оборудование:
- дидактический материал – карточки с заданиями,
- конверты с заданиями № 1-4, условия задач, вопросы капитанов,
- жетоны;
- магниты;
- выставка литературы по данной теме (учебники, пособия, энциклопедии, художественная литература).
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада
приветствовать вас на собрании клуба знатоков
биологии. Сегодня мы проведём урок в форме
конкурса по теме: «Бактерии» под девизом:
«Знания только тогда знания, когда они
приобретены усилиями своей мысли, а не памятью»
(Л.Н.Толстой). В нашей игре сегодня принимают
участие три комaнды. Комaнда, лучше других
показавшая свои знания, станет победителем.
Каждой комaнде за правильные ответы на задания
будут выдаваться жетоны. Итак, начинаем игру.
I конкурс – «Эстафета понятий»
Каждая комaнда за своим столом берёт конверт №
1, комaнды в порядке очереди раскрывают
содержание понятий. Та комaнда, которая за 1
минуту сможет раскрыть содержание большего
количества понятий, получает максимально пять
жетонов, за каждое раскрытое понятие по 1 жетону.
1-й комaнде: раскрыть смысл понятий – прокариоты,
стрептококки, автотрофы, болезнетворные
бактерии, жгутиковые бактерии.
2-й комaнде: раскрыть смысл понятий – бактерии,
стафилококки, гетеротрофы, паразиты, сарцины.
3-й комaнде: споры, бациллы, симбионты, бактериоз,
цианобактерии.
II конкурс – «Кто первый?»
Возьмите конверт под номером 2, где предложено 8 вопросов, определите буквы, по вашему мнению, правильного ответа. Напишите буквы на листке вложенного в конверт. В результате выполненного задания всей комaндой, вы сможете прочесть определённое понятие. Кто быстрее и правильно составит понятие, тот и победит в этом конкурсе, получив максимально 8 жетонов. (Приложение 1)
Определив понятия, учащиеся записали слово:
1-я комaнда, – вибрионы;
2-я комaнда, – анаэробы;
3-я комaнда, – спириллы.
III конкурс – «Третий лишний»
Учитель читает три понятия, учащимся нужно
выбрать, какое из них лишнее, объяснив
почему. За каждый правильный ответ, комaнда
получает мах 2 жетона.
№ 1 Сапрофиты – паразиты – кокки
№ 2 Гермафродиты – автотрофы
– гетеротрофы
№ 3 Вибрионы – анаэробы –
спириллы
№ 4 Фототрофы – стафилококки –
хемотрофы
№ 5 Анаэробы – аэробы – спирохета
№ 6 Симбионты – туберкулёз –
ангина
IV конкурс – «Реши и отгадай»
Взять конверт № 3, достать лист с кроссвордом, который комaндам нужно решить, ответив на вопросы и определить центральное понятие. За каждое угаданное слово получает комaнда жетон + за центральное слово ещё один (мах 8 жетонов). (Приложение 2)
V конкурс – «Обобщи и ограничь»
Используя понятие «бактерия», каждая комaнда
записывает на листах как можно больше вариантов
цепочек связанных с этим понятием, когда данное
слово может стоять на первом месте, втором,
третьем. По количеству созданных цепочек, каждая
комaнда получает жетоны.
Примеры:
Прокариоты – бактерия – кокки
Бактерии – болезнетворные – вибрион холеры
Царство живой природы – прокариоты – бактерии и
т.д.
VI конкурс – «Создай портрет»
Используя задание в конверте № 4, составьте комaндой хаpaктеристику царства бактерий по предложенному плану:
- название царства,
- особенности строения организма,
- место обитания,
- использование или применение
Первая комaнда даёт хаpaктеристику –
клубеньковым бактериям.
Вторая комaнда хаpaктеризует – молочнокислые
бактерии.
Третья комaнда описывает болезнетворные
бактерии (на выбор учащихся). За полную
хаpaктеристику комaнда получает мах количество
жетонов – 5 .
Учитель. Вот и подошло время
завершить заседание клуба знатоков биологии.
В нашем клубе знатоков победила комaнда под
названием …
Спасибо всем за работу.
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
06 02 2023 0:13:20
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
05 02 2023 13:33:16
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
04 02 2023 11:20:54
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
03 02 2023 7:12:29
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
02 02 2023 9:13:51
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
01 02 2023 0:28:33
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
31 01 2023 17:38:18
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
30 01 2023 0:49:12
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
29 01 2023 2:35:26
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
28 01 2023 19:17:41
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
27 01 2023 6:19:38
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
26 01 2023 0:10:32
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
25 01 2023 3:37:53
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
24 01 2023 1:13:41
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
23 01 2023 22:56:53
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
22 01 2023 4:26:52
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
21 01 2023 21:21:11
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
20 01 2023 18:28:46
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
19 01 2023 16:17:22
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
18 01 2023 17:17:35
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
17 01 2023 3:31:22
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
16 01 2023 16:33:20
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
15 01 2023 18:12:34
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
14 01 2023 17:23:10
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
13 01 2023 20:30:30
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
12 01 2023 14:41:32
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
11 01 2023 20:51:40
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
10 01 2023 7:20:14
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
09 01 2023 12:55:18
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
08 01 2023 16:50:35
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
07 01 2023 8:18:41
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
06 01 2023 4:29:33
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
05 01 2023 6:29:57
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
04 01 2023 23:18:16
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
03 01 2023 15:12:50
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
02 01 2023 7:58:44
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
01 01 2023 6:30:57
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
31 12 2022 4:53:42
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
30 12 2022 21:38:15
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
29 12 2022 22:39:23
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
28 12 2022 12:38:34
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
27 12 2022 17:51:23
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
26 12 2022 19:26:55
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
25 12 2022 6:16:50
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
24 12 2022 6:18:32
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
23 12 2022 1:16:48
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
22 12 2022 6:16:57
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
21 12 2022 20:26:22
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
20 12 2022 10:14:20
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
19 12 2022 17:49:14
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::