Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

Труд – основная потребность человека. Вопрос не в том, следует или не следует работать, а в том, какая работа больше всего вам подходит. Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, как нужны воздух, пища, сон, общение.
Ганс Селье
канадский физиолог, создатель теории стресса
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье вас отыщет.
К.Д.Ушинский
основатель российской научной педагогики
Если работаете по призванию, то гораздо вероятнее станете в будущем состоятельным человеком.
Стенли Т. Джи
американский ученый, писатель
Цель урока. Создать представление у учащихся о рынке труда, найме на работу, сторонах трудового договора, роли профсоюза в регулировании трудовых отношений, помочь реализовать себя в современном мире.
Задачи урока.
- Осуществить краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав.
- Определить основные права, льготы и гарантии при найме на работу.
- Выделить психологические особенности поведения человека в процессе поиска и устройства на работу.
- Обрисовать деятельность профсоюза по обеспечению трудовых гарантий работников, контроля за соблюдением гарантий.
- Сформировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности и обязанности.
- Познакомить учащихся с возрастным изменением подросткового возраста – взрослением.
- Побуждать к самопознанию, определению неправильности интересов; воспитывать желание осуществлять полезную для общества «взрослую» деятельность.
- Научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда.
- Получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор).
- Участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности.
ХОД УРОКА
1. Вступление. Что такое труд?
– Сегодня наш урок посвящен трудовым отношениям. Мы с вами попытаемся научиться воспринимать трудовую деятельность – как право и потребность, а, может быть, обязанность, видеть и знать свои трудовые права. А также ознакомимся с профессиями, востребованными в современном обществе и процедурой трудоустройства.
У учащихся на столах: извлечения из нормативных документов и законодательных актов, буклеты
– Приложения-извлечения из нормативных и
законодательных актов:
– Трудовой кодекс РФ ( статьи 57, 65, 70)
– Федеральный закон о профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности 8 декабря 1995 г.
– Закон города «О молодежи»
– Конституция РФ 12 декабря 1993 г.
– Закон РФ «О занятости населения», основные
принципы занятости
– перечень документов, необходимых для
оформления найма на работу
– резюме учащихся (заранее составленные,
обобщенные)
Учитель: Перед вами высказывания
философов, педагогов, психологов о труде.
Прочитайте внимательно и не спешите дать свой
ответ. Наш урок поможет вам выбрать высказывание,
важное только для вас. Ведь, в дальнейшем ваш
труд может быть призванием, возможностью
реализовать себя.
Трудовая деятельность человека проявляется в
различных сферах жизни общества, ее
направленность, содержание, средства бесконечно
многообразны. А что же такое «труд»?
Ответы учащихся.
– Труд – право (обращает внимание на фразы:
труд свободен, каждый имеет право на труд в
условиях …, каждый имеет право на свободное
использование своих способностей…) Конституция
РФ, глава 2: права и свободы человека и гражданина.
(Уащиеся работают со ст. 34-37)
– Я считаю, что труд – это право. Моя мама
работает, она воспитывает детей, а это тоже
нелегкий, но благородный труд в нашей семье.
– Я считаю, что право. Сейчас я учусь в школе,
но в 15-16 лет я могу заниматься трудовой
деятельностью, заpaбатывать деньги. Я имею на это
право.
– Труд – это деятельность человека,
направленная на достижение определенных
результатов, поставленных целей.
– Труд – это возможность проявить себя, свое
мастерство, знания, умения.
– Труд – это возможность заpaбатывать деньги.
– Труд – это положение в обществе.
– Труд – это деятельность человека, которая
направлена на производство материальных и
духовных ценностей.
Вывод:
Труд – это вид человеческой деятельности,
который направлен на достижение пpaктически
полезного результата.
С одной стороны: труд осуществляется под
влиянием необходимости, а также имеет целью
преобразование ее в продукты удовлетворения
многочисленных и разнообразных потребностей
человека.
С другой стороны: труд преобразует самого
человека, совершенствует его как личность,
побуждает к самосовершенствованию и
самопознанию.
2. Достойный труд
Учитель: Мы часто говорим о достойности труда. Какую роль играет труд человека в обществе? Какой же труд является достойным? Продолжите фразу.
Учащиеся: Если дворник … не выполнит качественно свою работу, то мы с вами будем жить на свалке мусора
Если нефтяник …
Если пекарь …
Если архитектор …
Если логистик …
Вывод:
Не может быть недостойного труда. Любой труд – достойный труд, так как его результат – это качество нашей жизни и будущего поколения.
3. Современные профессии
Учитель: Профессии меняются во времени, время диктует свои условия. Развитие общества приводит к изменению структуры экономики, к большему разделению труда, в связи с чем потребность общества в тех или иных специалистах быстро меняется: трaнcформируется или исчезают старые профессии, возникает много новых профессий. Ежегодно в мировом хозяйстве отмирает более 500 старых профессий и возникает около 600 новых.
Деловая игра.
На экране названия современных профессий. Необходимо: 1) Выбрать профессию «по названию». Очень часто бывает, что, не зная содержания профессии, человек оказывается в комической ситуации.
2) Соотнесите название профессий с деятельностью человека.
Копирайтер – человек, разpaбатывающий
креатив в рекламе. В его задачи входит создание
концепции рекламной кампании, рекламных текстов,
слоганов.
Фрилансер – (англ. freelancer –
свободный копьеносец, наёмник; в переносном
значении – вольный художник) – человек,
выполняющий работу без заключения
долговременного договора с работодателем,
нанимаемый только для выполнения определённого
перечня работ (внештатный работник).
Коучер – специалист, раскрывающий
потенциал личности сотрудников компании,
увеличивает их производительность и
эффективность.
Логистик – специалист, занимающийся
оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара,
средств производства.
Девелопер – специалист по операциям с
недвижимостью, занимается покупкой
недвижимости, разработкой проекта и дальнейшей
продажей или сдачей в аренду данного объекта.
Брокер – посредник при заключении сделок;
анализирует рынок, находит потенциальных
покупателей и продавцов на рынке товаров, услуг,
ценных бумаг.
Мерчендайзер – осуществляет наиболее
эффективное размещение товара на полках и
торгового оборудования в помещениях.
Стрингер – (англ. stringer, от string
– струна) – специалист по натяжке струн на
paкетках для тенниса и других игровых видов
спорта, где используются paкетки.
ЕЩЕ ОДНУ ПРОФЕССИЮ ДОБАВИТЬ
4. Деловая игра «Резюме»
Вы планируете получить работу в престижной фирме. Компания ASM по подбору персонала объявила о вакансиях в иностранной компании « Beagle» для работы за границей и в России. Количество вакансий ограничено. Предлагаем вам выбрать вакансию и составить резюме на русском и английском языках, в зависимости от предполагаемого места работы.
Учащимся раздаются шаблоны для резюме, домашние заготовки резюме (без ориентации на должность), таблички с названием должностей расставлены на отдельном столе. Учащиеся выбирают должности и пишут соответствующее резюме.
5. Трудовой договор
Излагая особенности регулирования труда работников , вы неоднократно обращали внимание на заключение трудового договора.
– Что же такое трудовой договор?
Трудовой договор – это соглашение
между работодателем и работником, в соответствии
с которым работодатель обязуется предоставить
работнику работу, обеспечить необходимые
условия труда, своевременно и в полном размере
выплачивать ему заработную плату, а работник
обязуется лично выполнять определенную этим
соглашением трудовую функцию и соблюдать
действующие в организации правила внутреннего
распорядка.
– Чем важен он для работника и для
работодателя?
– Что необходимо оговорить в трудовом
договоре, чтобы не возникло конфликтов и все ваши
трудовые права соблюдались?
Трудовой договор содержит следующие сведения (статья 57 ТК РФ):
– имена сторон;
– место работы;
– дата начала работы;
– наименование должности, специальности,
профессии;
– права и обязанности работника;
– права и обязанности работодателя;
– режим труда и отдыха;
– условия оплаты труда ( размер тарифной ставки
или должностного оклада работника, доплат,
надбавок, поощрительных выплат)
Соответственно статьям 58-59 ТК РФ трудовой договор заключается на неопределенный срок (государственные и муниципальные предприятия) и срочный трудовой договор на определенный срок (не более пяти лет).
Выделим этапы процедуры трудоустройства:
– предоставление резюме;
– приглашение на собеседование;
– заключение трудового договора;
– подача заявления о приеме на работу;
– оформление трудовой книжки;
– предоставление документов работодателю
(согласно статьи 65 ТК РФ)
6. Охрана труда
Учитель: Главным законом Российской
Федерации является Конституция. В статье 37
Конституции Российской Федерации говорится:
«Каждый имеет право на отдых. Работающему по
трудовому договору гарантируются установленные
федеральным законом продолжительность рабочего
времени, выходные и праздничные дни,
оплачиваемый ежегодный отпуск».
Право на отпуск не зависит от места работы,
выполняемой трудовой функции, формы
собственности, на основе которой ведется
хозяйственная деятельность организации, срока
трудового договора.
Имеются категории граждан, которым полагаются
определенные льготы в предоставлении отпусков. К
таким категориям граждан относятся
несовершеннолетние. Согласно статье 267 Трудового
Кодекса Российской Федерации, ежегодный
основной оплачиваемый отпуск работникам в
возрасте до восемнадцати лет предоставляется
продолжительностью 31 календарный день и в
удобное для них время. Кроме того, согласно
статье 122 Трудового Кодекса Российской
Федерации, работникам в возрасте до восемнадцати
лет предоставляется оплачиваемый отпуск до
истечения шести месяцев непрерывной работы в
данной организации.
Что же такое отпуск? Отпуск – это свободное от
работы время в течение установленного законом
количества дней.
Еще при рабовладельческом строе люди пришли к
выводу, что постоянная ежедневная работа
неэффективна. Без отдыха человек трудится хуже,
производит меньше, болеет чаще, умирает быстрее.
И уже тогда грамотные хозяева стали давать своим
paбам выходные. Такое понятие как «отпуск», в
разных странах появилось в разное время. В нашей,
по сути, оно возникло только после революции, то
есть гораздо позднее, чем в других. Что
касается продолжительности отпуска, за эти
годы она выросла в четыре раза.
Мы долгое время ориентировались на
Международную организацию труда (МОТ). Ее
специалисты подсчитали, что для восстановления
умственных сил и физического здоровья
необходимо не менее 6 дней отдыха в году. Именно
такую минимальную продолжительность отпуска
установила с 1936 года Конвенция МОТ. Только спустя
40 лет, в 1976 году, МОТ пересмотрела Конвенцию и
определила длину отпуска в три рабочие недели. С
этого момента все советские люди отдыхали 24
рабочих дня. И лишь три года назад отпуск стали
исчислять, исходя из 28 календарных дней.
Надо сказать, что дела с отпуском в России
обстоят не хуже, чем во многих других странах.
По данным Мирового института экономической
политики, швейцарцам полагается отдыхать 32
рабочих дня, датчанам, французам, австрийцам и
испанцам – 30, ирландцам – 28, японцам и
португальцам – 27, голландцам – 25, бельгийцам
– 24, норвежцам – 21, немцам – 18. Меньше всего
отдыхает рабочий человек в Штатах. Там вообще не
существует законодательных норм, определяющих
продолжительность отпуска. Все зависит от
условий контpaкта, который подписывает
работодатель и наемный работник, от статуса
организации работодателя (государственная или
частная), занимаемой сотрудником должности,
срока его работы, региона США и т. д. В итоге же
средний отпуск здесь длится всего лишь 10–12
рабочих дней.
На самом деле многие плохо представляют всю
важность отпуска.
На время отпуска необходимо полностью забыть
о работе. В настоящее время, даже вырвавшись
наконец в отпуск, некоторые люди отдохнуть не
могут. Руководство многих компании просит их
находиться в постоянном контакте с офисом.
Наличие мобильных телефонов, ноутбуков и
интернета значительно облегчает эту задачу и
позволяет работать где и когда угодно. Между тем,
отпуск в обнимку с мобильником и ноутбуком можно
легко приравнять к его полному отсутствию! Вы
просто смените окружающий пейзаж с офисных стен
на интерьер гостиницы. Конечно, это –
значительно разнообразит рабочие будни. Но ведь
отдыхать-то вы не будете! Появился новый термин
«синдром отсутствия отпуска». Продолжительность
жизни людей, долгое время страдающих от этого
синдрома, меньше, чем у хронических алкоголиков!
А заработать этот «милый» синдром легко:
достаточно несколько лет забыть об отпуске.
Накопленная усталость постепенно превращается в
хронический стресс, а уж он – в «синдром
отсутствия отпуска».
За год работы в человеческом организме
накапливается усталость, все системы нуждаются в
продолжительном отдыхе и восстановлении.
Посмотрите, как удивительно устроен наш организм
– он ведь позволяет органам периодически
отдыхать. Возьмем, к примеру, сердце. Оно работает
в такт вальсирования. Выполнив работу (вытолкнув
кровь), оно потом отдыхает (набирает ее) в два раза
больше времени. Нередко один внутренний орган
берет на себя «обязанности» другого.
Одним словом, организм способен собраться, чтобы
решить какую-то проблему. Но если мы не будем
ему помогать, он рано или поздно перестанет это
делать, выдохнется. Исследования показали,что
частые отпуска помогают людям с высоким риском
сердечнососудистых заболеваний снизить
вероятность cмepти от инфаркта на 50%.
Отпуск – лучшее средство борьбы с недосыпанием.
Во время отпуска человек хорошо высыпается, и в
течение долгого времени после него хорошо спит
по ночам.
Кроме того, исследования показали, что
женщинам отпуск очень хорошо помогает
справиться с переутомлением, депрессией,
усталостью и проблемами в семье.
По статистике ВОЗ, риск преждевременной cмepти у
тех, кто регулярно игнорирует отпуск, на 20% выше,
чем у тех, кто пользуется им ежегодно.
С каждым годом все больше расширяется круг лиц,
имеющих право на отпуск. Но все равно еще далеко
не все идеально. Многие люди не знают свои права,
не знают, например, что из-за стажа увеличивается
отпуск, не знают, куда они могут обратиться, если
их не устраивает время отпуска. Также люди не
подозревают, что им предоставлены льготы на
отпуск. Было бы целесообразно, чтобы
работодатели еще при подписании трудового
договора (соглашения) наряду с другими
вопросами объясняли работнику его право на
отдых. Ответственность за нарушение
законодательства о труде работодатель несет не
только по трудовому, но и по административному и
гражданскому праву.
7. Подведение итогов конкурса «Резюме»
8. Деловая игра. «Как устроиться на работу» (или правила поведения при трудоустройстве)
Главное в человеке – это его личность. Личность
подростка строится на основе изменения сознания,
строится план жизни и с этим планом он входит в
мир взрослых. Появляются новые широкие интересы,
увлечения, стремление занять позицию взрослых.
Это период врастания в общество, культуру.
Развитие личности идет через приобщение к
духу общества.
Важная сторона чувства взрослости – стремление
делать что-то не «игрушечное», а реально
полезное, социально признаваемое. Первым
шагом во взрослую жизнь можем считать
процедуру трудоустройства. Сейчас мы
познакомимся с правилами поведения при
поступлении на работу.
Инструкция: Ниже предоставлен сюжет, в котором описаны действия человека, пришедшего на собеседование к работодателю. Внимательно прочитайте и подчеркните в тексте ошибки, которые были допущены при этом.
К встрече с работодателем надо тщательно
готовиться внутренне и внешне.
Очень важно приехать на собеседование вовремя.
Лучше зайти в кабинет пораньше, таким образом,
показав работодателю, что это для вас очень
важно. Ваша задача – убедить работодателя, что вы
являетесь профессионалом. На собеседование
необходимо взять свои документы, портфолио,
блокнот и ручку.
Необходимо позаботиться о внешнем виде.
Одеваться нужно соответственно профессии, в
зависимости от того, на какую должность вы
устраиваетесь: учителем – в строгом костюме,
строителем – в специальном комбинезоне,
артистом – в стиле направления творчества и т.д.
Держаться нужно свободно, но не развязно.
Присаживайтесь на край стула, чтобы показать
работодателю заинтересованность информацией,
исходящей от работодателя.
Помните, что инициатива в переговорах
принадлежит вашему потенциальному работодателю.
Лучше подождать, когда вас будут готовы
выслушать или начнут с вами разговор.
Выслушивайте собеседника и сразу же
останавливайте его, если у вас есть для этого
предлог.
Не стоит повторять свои собственные слова и
мысли, навязывать свое мнение, неуместные или
необдуманные предложения. Желательно выражаться
оптимистично и уверенно.
Заранее продумайте вопросы, которые вам
необходимо задать работодателю. Начните с
обсуждения финансовых вопросов.
Заканчивая беседу, спросите, когда можно узнать о
результатах собеседования, и поблагодарите
работодателя за оказанное вам внимание.
Учитель: Называя дополнительные гарантии для несовершеннолетних, вы выделили:
– Выделение квоты для
трудоустройства молодежи.
– Как вы поняли, что такое квотирование
и зачем оно применяется?
Учащиеся работают с извлечениями из закона
города Москвы от 22.12.04. № 90 «О квотировании
рабочих мест»
Выделяют правовую основу квотирования рабочих
мест для инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет,
а также трудоустройство лиц в счет квоты.
Учащиеся: Все несовершеннолетние относятся к категории граждан особо нуждающихся в социальной защите. Они могут быть обмануты. Испытывают трудности в поисках работы. Не всегда знают свои права и обязанности.
9. Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений
На экране термины и понятия профсоюз и Коллективный договор
Учитель: Уменя в руках
Коллективный договор СОУ ГОУ СОШ с углубленным
изучением английского языка № 1383.
Знакомит с основными положениями Коллективного
договора. Рассказывает о деятельности
профсоюзной организации школы.
Обращает внимание на то, что расторжение
трудового договора производится с учетом мнения
или согласия ПК в соответствии с Трудовым
кодексом РФ, если вы являетесь члeном
профсоюзной организации.
Упражнения для закрепления. Работа в группах
1 группа.
Представьте себе, что вы работодатель.
К вам на фирму устраивается несовершеннолетний.
Что вы ему обязаны гарантировать, что пообещаете
и что реально представите?
2 группа
Представьте, что вы опоздали на работу, возвращаясь из отпуска, в связи с задержкой рейса (авиадиспетчеры проводили забастовку). При выходе на работу, вы узнали о вашем увольнении. Что делать?
3 группа
Вы являетесь молодым специалистом при поступлении на работу. Вам сообщают, что вас примут на работу с испытательным сроком на три месяца. Правомочен ли
10. Заключение
– Сегодня наш урок был посвящен
процессу трудоустройства, в который может быть
вовлечен каждый из нас. Знать свои права – значит
сделать первый шаг, чтобы научиться ими
пользоваться, что особенно важно при получении
первого трудового опыта. Успехов вам в
реализации своих планов.
Найдите для себя достойную профессию в ХХI веке!
Комментарии:
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
01 12 2025 21:22:29
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
30 11 2025 1:44:34
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
29 11 2025 9:40:10
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
28 11 2025 23:22:16
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
27 11 2025 2:28:44
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
26 11 2025 15:47:59
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
25 11 2025 15:35:36
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
24 11 2025 3:51:56
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
23 11 2025 20:44:45
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
22 11 2025 16:15:28
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
21 11 2025 4:28:53
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
20 11 2025 23:29:37
Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения.
...
19 11 2025 17:49:13
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
18 11 2025 19:42:35
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
17 11 2025 20:22:39
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
16 11 2025 12:18:17
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
15 11 2025 1:45:56
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
14 11 2025 14:46:18
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
13 11 2025 0:34:14
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
12 11 2025 19:27:38
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...
11 11 2025 5:13:33
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
10 11 2025 22:40:37
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
09 11 2025 15:39:24
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
08 11 2025 13:44:49
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
07 11 2025 17:53:55
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
06 11 2025 23:31:59
Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
05 11 2025 0:18:19
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
04 11 2025 7:59:59
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
03 11 2025 22:12:36
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
02 11 2025 13:24:33
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
01 11 2025 9:47:44
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
31 10 2025 23:11:32
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
30 10 2025 6:39:15
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
29 10 2025 4:19:43
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
28 10 2025 0:28:54
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
27 10 2025 10:38:55
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
26 10 2025 20:37:33
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
25 10 2025 23:46:37
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
24 10 2025 19:28:17
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
23 10 2025 1:23:26
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
22 10 2025 15:21:43
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
21 10 2025 18:57:46
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
20 10 2025 0:14:48
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
19 10 2025 8:28:15
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
18 10 2025 5:15:39
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
17 10 2025 10:45:10
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
16 10 2025 11:18:12
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
15 10 2025 0:15:20
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
14 10 2025 23:54:37
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
13 10 2025 9:51:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




