Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"
Задачи:
1. Образовательная:
- рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;
- показать “ отрицательное” влияние человека на природу, повторить правила поведения в природе.
2. Коррекционная:
- развитие зрительного восприятия с помощью упражнения “ Определи по контуру”.
3. Воспитательная:
- развитие у школьников мотивации и стремления оберегать природу.
Словарь: охрана, Родина.
Оборудование:
- опopные схемы “ Использование природы человеком”;
- запрещающие знаки “ Поведение в природе”;
- метафоры;
- бочонок с загадками.
Техническое оборудование:
- музыка;
- ароматизированные свечи;
- видео.
Методы:
- Фронтальная.
- Групповая.
- Индивидуальная.
- Творческие дела.
- Игры.
Ход урока
I. Активизирующее начало урока.
1. Организационный момент.
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку “ 5”.
2. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
( На доске рисунок с наложенными контурами: цветок, бабочка, снежинка ).
- Определите, что нарисовано?
- Что лишнее?
- Почему?
II. Повторение.
1. Фронтальная беседа. ( метафора)
Птице нужно небо,
Рыбе - вода,
Зверю - лес,
А человеку - Родина.
( М.М. Пришвин.)
- Что подразумевается под словом Родина?
- А, где ваша Родина?
2. Игра “ Заморочки из бочки”.
- Давайте, с вами изобразим на доске уголок природы. Но для этого нам нужно сыграть в игру. Вам нужно из бочки достать загадку и разгадать ее. Дальше нужно найти картинку с изображением отгадки, и прикрепить ее на доску, составляя общею картину природы.
Ответы: береза, ель, облака, солнце, река, грибы, дождь, сова, лиса, белка, медведь.
3. Самостоятельная работа “Живая и неживая природа”.
- Ребята мы знаем, что всю природу можно поделить на две большие группы. Назовите эти группы.
Задание. Самостоятельно разделить и записать в тетради объекты живой и неживой природы которые изображены на доске в ранее составленном нами уголке природы.
- А как вы отличили живое от неживого?
4. Физкультурная минутка. ( гимнастика для глаз)
III. Изучение нового материала.
1. Связи в природе.
Слово учителя:
- Все объекты природы тесно связаны между собой. Например, в неживой природе (вода, воздух, тепло, почва, свет) - нужны и растениям, и животным и человеку.
Многие полезные ископаемые (каменный уголь, торф) образуются из остатков растений и животных.
-А, что человеку дает природа?
2. Работа с опopной схемой.
- Так может человек обойтись без природы?
3. Проблема охраны природы.
- Все мы хотим пить чистую воду, есть чистую пищу, дышать воздухом. Но с каждым годом это становится делать все труднее. Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели животных и растений. Безграничное добывание полезных ископаемых, истощение почв. А это, прежде всего, вредит здоровью самого человека, так как человек сам пьет воду, дышит воздухом, использует в пищу растения и животных.
- Ребята, я думаю, что девизом сегодня мы возьмем слова одного русского писателя М.М. Пришвина:
“ Любить природу - значит беречь ее! ”
4. Физкультурная минутка.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, который ближе всего к природе.
- Как вы думаете, кто это? ( Лесовичек)
- А сейчас лесовичек приглашает нас к себе в лес.
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес
( посмотрите, вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает расу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садится.
- А теперь закройте глаза
( Зажигаются ароматические свечи, включается музыкальное сопровождение “ Шум леса” )
- Что вы чувствуете?
- Какое настроение?
- Открывайте глаза.
5. Правила поведения в лесу.
Лесовичек спрашивает: “ Вы в лес с добром или злом пришли?”
Лесовичек принес правила поведения в природе давайте с вами повторим их.
Правила поведения в природе.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не собирай березовый сок.
- Не рви на лугу, в лесу цветов.
- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
- Не сбивай грибы, даже съедобные.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй гнезда шмелей!
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не убивай змей даже ядовитых.
- Не разоряй птичьих гнезд.
- Не шуми в лесу, в парке.
- Не выжигай весной сухую траву.
- Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусора.
- Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не повредить траву и почву.
6. Обсуждение стихотворение “ Дикарь в лесу”.
Однажды лесовичек обходил свои владения глядь, выскочила из дупла белочка, она ему рассказала такую историю.
Дикарь в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук,
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип,
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб,
И выругался громко.
Стал гнуть орешину — сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке той смотреть
На это было больно.
(Т. Ладонников)
- Почему мальчик не понравился белочке?
7. Выводы.
IV. Закрепление.
1. Работа с запрещающими знаками.
По всему лесу у лесовичка развешены запрещающие знаки. И он хочет проверить, как вы их понимаете.
Задание. Вычеркните те номера, с которыми вы не согласны.
2. Тестовые задания.
3. Чтение стихотворения, приготовленное детьми.
V. Итоги.
- Анализ работы на уроке.
- Оценивание.
- Домашнее задание.
Комментарии:
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
30 06 2025 10:47:54
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
29 06 2025 16:25:47
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
28 06 2025 6:53:51
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
27 06 2025 8:23:55
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
26 06 2025 22:14:50
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
25 06 2025 1:26:14
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
24 06 2025 11:44:25
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
23 06 2025 11:53:59
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
22 06 2025 5:14:27
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
21 06 2025 14:12:22

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
20 06 2025 6:14:31
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
19 06 2025 22:54:15
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
18 06 2025 13:36:34
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
17 06 2025 9:16:40
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
16 06 2025 22:16:50
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
15 06 2025 6:30:16
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
14 06 2025 9:22:35
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
13 06 2025 10:57:27
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
12 06 2025 14:51:36
Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе.
...
11 06 2025 10:51:51
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
10 06 2025 10:41:35
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
09 06 2025 19:57:25
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
08 06 2025 1:21:40
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
07 06 2025 18:55:33
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
06 06 2025 20:37:48

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
05 06 2025 7:21:54
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
04 06 2025 11:36:48
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
03 06 2025 13:59:53
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
02 06 2025 20:16:41
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
01 06 2025 11:11:37
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.
...
31 05 2025 11:37:29
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
30 05 2025 12:47:18
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
29 05 2025 18:22:13
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология".
...
28 05 2025 1:35:52
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
27 05 2025 8:56:40
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
26 05 2025 6:36:47
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
25 05 2025 7:12:41
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
24 05 2025 2:54:57
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
23 05 2025 23:59:54
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
22 05 2025 17:42:28
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
21 05 2025 22:53:26
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
20 05 2025 4:36:32
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
19 05 2025 7:13:48
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы.
...
18 05 2025 12:22:55

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
17 05 2025 15:35:21
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
16 05 2025 20:47:38
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
15 05 2025 22:27:53
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
14 05 2025 15:47:44
Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....
13 05 2025 1:22:26
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
12 05 2025 15:44:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::