Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • создать условия для изучения отрядов класса Паукообразных и ознакомления учащихся с основными представителями отрядов,
  • выяснить значение паукообразных в природе и для человека.
  1. Развивающие:
  • продолжить развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков (работа с текстом, умение выделять главное, анализировать получаемую информацию),
  • развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе.
  1. Воспитательные:
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению биологии,
  • формировать бережное отношение к животному миру
  • формирование здорового образа жизни, профилактика чесотки, клещевого энцефалита, риккетсиоза.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в группе, частично-поискового метода.

Оборудование:

  • таблицы с изображением паукообразных,
  • микропрепараты клещей,
  • микроскопы,
  • раздаточный печатный материал (Приложения 1, 2, 3, 4, 5),
  • рабочая тетрадь

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы узнали об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, а сегодня – познакомимся с некоторыми представителями этого класса, разберем их значение в природе и жизни человека. Обратите внимание на доску (таблица 1), прочтите представленный материал и попытайтесь сформулировать: изучением каких отрядов класса Паукообразные мы с Вами сегодня займемся на уроке?

Таблица 1

Класс Паукообразные

Отряд Пауки Отряд Скорпионы Отряд Клещи Отряд Сенокосцы

Учащиеся формулируют, какие отряды необходимо изучить на уроке, совместно разpaбатываем план изучения каждого из отрядов:

  • Представители отряда
  • Особенности их строения, образа жизни.
  • Значение в природе и для человека

Работа в тетрадях: записываем тему урока, подготавливаем таблицу 2, которую будем заполнять по мере изучения нового материала:

Таблица 2

Отряд Представитель Особенности строения Значение в природе и для человека
       

Учитель: Итак, приступим к знакомству с отрядами класса паукообразных. Ребята, прослушайте мой рассказ об отряде Пауков, стараясь заполнить колонки нашей таблицы. (В зависимости от уровня обученности учащихся, можно предложить им дозированную помощь – раздать образцы таблиц с частично заполненными колонками).

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией рисунков и таблиц: Перед Вами наши хорошие знакомые – паук-крестовик и домовый паук. Их можно встретить в домах, сараях, кладовых, на чердаках. Пауки – хищники, но гоняться за крылатыми насекомыми они не могут, охотиться им помогают ловчие сети. А где берет паук материал для их постройки?

(Ответ: внутри брюшка паука располагаются паутинные железы, оттуда через мельчайшие отверстия на паутинных бородавках выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тончайшие нити и застывает).

Раскидывая паутину, паук как бы “вяжет” свои тенета. На концах ножек у него имеются особой формы коготки – два подвижных в виде изогнутых гребенок и перед ними еще один неподвижный (демонстрация рисунков). С помощью этих коготков он не только плетет ловчие сети, но и удерживается на паутине, не запутываясь в ней.

У каждого ученика на парте подготовлен дополнительный материал – отрывок статьи А.А. Яхонтова “Класс Паукообразных. Ловля и поедание добычи” (Приложение1).

Задание учащимся: прочитайте отрывок статьи А.А. Яхонтова “Ловля и поедание добычи” и составьте небольшой рассказ о том, как питаются пауки.

Заслушиваем ответы учащихся, дополняем их, делаем вывод: у пауков имеются ядовитые железы, находящиеся у основания хелицер. Пауки прокалывают покровы жертв и вводят в ранку яд. Передняя кишка часто образует расширение – глотку, с помощью которой пауки высасывают полужидкую пищу, поскольку они не питаются твердой пищей. В переднюю же кишку открываются протоки слюнных желез; слюна вместе с секретами печени вводится в убитое животное и приводит его содержимое в состояние жидкой кашицы, которая затем всасывается пауком. Происходит так называемое внекишечное переваривание. В брюшной отдел средней кишки у пауков открываются протоки печени. В клетках печени может происходить и внутриклеточное пищеварение.

Проверяем заполнение учащимися таблицы 2 в тетради о пауке-крестовике и домовом пауке: можно попросить одного из учащихся прочитать свой вариант заполнения или предоставить заранее приготовленный правильный вариант для сравнения и исправления ошибок (Приложение2).

Учитель: Вы прекрасно справились с заполнением первой строки нашей таблицы, а сейчас прослушаем сообщение о еще одном представителе отряда пауков, который обитает под водой, и заполним следующую строку нашей таблицы.

Один из учащихся заранее готовит сообщение о пауке-серебрянке, используя дополнительный материал (Приложение3), остальные слушают доклад и заполняют таблицу в тетради (Приложение2).

Учитель: Какую, по-вашему мнению, роль в природе играют пауки? Приносят ли они пользу человеку?

Учащиеся: Они приносят пользу, поедают мух и других насекомых.

Учитель: Действительно, пауки – хищники и уничтожают насекомых-вредителей в значительных количествах, поэтому они весьма полезны. Число вредных видов пауков невелико. К таким, например, относятся тарантул и каpaкурт (демонстрирует рисунки, учащиеся заполняют таблицу в тетради). Тарантул особенно опасен для небольших домашних животных, у человека его укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни они не представляют. Самка каpaкурта - это паук сравнительно небольшого размера (мене 1,5 см), с черным брюшком, на котором можно заметить 13 красных пятнышек. Яд каpaкурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи, действие его проявляется спустя 10-15 минут после укуса: боли в области живота, поясницы, гpyди, немеют ноги, затем начинаются головокружение. Головная боль, судороги, рвота. Без медицинской помощи может наступить cмepть. Распространение ядовитых пауков ограничено южными районами, тропиками и субтропиками. В Америке распространен близкий каpaкурту вид – “черная вдова”. Самка паука после спаривания умерщвляет самца, если ему не удается вовремя спастись, и поэтому ее так называют .

( По ходу рассказа учащиеся продолжают работу с таблицей, записывая следующие виды отряда пауков – Приложение2).

Учитель (демонстрируя таблицы, рисунки, изображающие скорпионов): Следующий отряд класса паукообразных , сведения о котором мы внесем в нашу таблицу,– Скорпионы. По внешнему виду их можно было бы принять за paка, сходство между ними только внешнее: у скорпиона нет усиков, клешнями вооружены у него не грудные, а головные конечности ( ногощупальца – придатки второй пары челюстей), дышит он при помощи легочных мешков и общее число конечностей у него такое же, как у настоящих пауков. Особенностями строения скорпионов являются члeнистое брюшко, задний отдел которого оканчивается ядовитым жалом. Жало служит и для охоты и для нападения. Яд скорпиона убивает насекомых, а человеку может причинить сильную боль и вызвать сильную опухоль. Самки скорпионов коконов не откладывают, а рождают живых детенышей, в отличие от пауков (учащиеся продолжают заполнение таблицы “Отряды класса Паукообразных”).

Работа в группах: учащимся предлагается, воспользовавшись материалом учебника, дополнительным материалом ( Приложение 4) изучить строение отряда Клещей самостоятельно, а затем, заполнив колонки таблицы2, подготовить сообщение о клещах. Ориентироваться в новом материале учащимся помогают заранее подготовленные вопросы, по ним же учитель проводит опрос и дает советы по содержанию таблицы 2 (Приложение2):

Вопросы для беседы с учащимися об отряде Клещей:

  • - Перечислите особенности строения таежного клеща.
  • - Какое значение имеет таежный клещ в природе и жизни человека?
  • - Что такое чесотка, и что ее вызывает?
  • - Перечислите клещей – вредителей продовольственных запасов.

(Ответами на вопросы являются колонки, заполненной учащимися таблицы).

Пpaктическая работа “Изучение строения таежного клеща”: учащиеся рассматривают под микроскопом препарат таежного клеща, обращают внимание на ротовые органы животного, делают вывод о невозможности полного извлечения головки присосавшегося клеща при дергани за его брюшко.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, необходимо подвести итоги, подумать, над чем успели поработать, а что возможно еще осталось неизученным.

Ученики делают вывод о том, весь урок был посвящен отрядам класса Паукообразные, изучили собственно пауков, скорпионов, клещей; узнали об особенностях их строения, образе жизни, значении в природе и для человека. Не разобрали отряд Сенокосцев.

Учитель предлагает учащимся дома проработать материал “Сенокосцы” (Приложение 5), закончить таблицу, с ее помощью подготовить устный рассказ, сочинение или статью, кроссворд для школьной газеты на тему “Это все – паукообразные!”.

Используемая литература:

  1. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина - М., “Медицина” 1985
  2. “Зоология для учителя” А.А. Яхонтов – М., “Просвещение”, 1968
  3. “Школьный атлас-определитель беспозвоночных” М.А. Козлов, И.М. Олигер – М., “Просвещение” 1991.



Комментарии:

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

27 11 2024 5:55:31

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

26 11 2024 16:11:17

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

25 11 2024 3:12:45

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

24 11 2024 10:17:37

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

23 11 2024 1:10:40

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

22 11 2024 21:55:31

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

21 11 2024 8:43:38

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

20 11 2024 0:36:23

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

19 11 2024 17:57:30

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

18 11 2024 1:58:59

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

17 11 2024 2:16:53

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

16 11 2024 19:27:44

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

15 11 2024 5:11:53

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

14 11 2024 9:18:10

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

13 11 2024 20:10:11

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

12 11 2024 22:45:56

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

11 11 2024 13:55:56

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

10 11 2024 21:51:43

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

09 11 2024 17:35:42

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

08 11 2024 22:42:38

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

07 11 2024 0:59:10

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

06 11 2024 12:13:20

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

05 11 2024 18:19:25

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

      Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

04 11 2024 1:16:27

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

03 11 2024 3:12:31

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

02 11 2024 23:34:25

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

01 11 2024 3:19:50

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

31 10 2024 10:19:36

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

30 10 2024 6:27:34

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

29 10 2024 20:13:35

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

      Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

28 10 2024 9:37:26

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

27 10 2024 14:41:47

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

26 10 2024 16:42:23

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

25 10 2024 8:17:16

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

24 10 2024 6:26:25

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

23 10 2024 19:53:38

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

22 10 2024 20:38:23

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

21 10 2024 20:37:46

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

20 10 2024 21:58:28

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

19 10 2024 16:35:13

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

18 10 2024 7:14:48

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

17 10 2024 23:14:56

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

16 10 2024 20:50:59

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

15 10 2024 23:53:32

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

14 10 2024 17:37:15

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

13 10 2024 8:44:13

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

12 10 2024 20:40:13

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

11 10 2024 19:57:44

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

10 10 2024 2:47:12

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

09 10 2024 17:11:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::