Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • создать условия для изучения отрядов класса Паукообразных и ознакомления учащихся с основными представителями отрядов,
  • выяснить значение паукообразных в природе и для человека.
  1. Развивающие:
  • продолжить развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков (работа с текстом, умение выделять главное, анализировать получаемую информацию),
  • развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе.
  1. Воспитательные:
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению биологии,
  • формировать бережное отношение к животному миру
  • формирование здорового образа жизни, профилактика чесотки, клещевого энцефалита, риккетсиоза.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в группе, частично-поискового метода.

Оборудование:

  • таблицы с изображением паукообразных,
  • микропрепараты клещей,
  • микроскопы,
  • раздаточный печатный материал (Приложения 1, 2, 3, 4, 5),
  • рабочая тетрадь

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы узнали об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, а сегодня – познакомимся с некоторыми представителями этого класса, разберем их значение в природе и жизни человека. Обратите внимание на доску (таблица 1), прочтите представленный материал и попытайтесь сформулировать: изучением каких отрядов класса Паукообразные мы с Вами сегодня займемся на уроке?

Таблица 1

Класс Паукообразные

Отряд Пауки Отряд Скорпионы Отряд Клещи Отряд Сенокосцы

Учащиеся формулируют, какие отряды необходимо изучить на уроке, совместно разpaбатываем план изучения каждого из отрядов:

  • Представители отряда
  • Особенности их строения, образа жизни.
  • Значение в природе и для человека

Работа в тетрадях: записываем тему урока, подготавливаем таблицу 2, которую будем заполнять по мере изучения нового материала:

Таблица 2

Отряд Представитель Особенности строения Значение в природе и для человека
       

Учитель: Итак, приступим к знакомству с отрядами класса паукообразных. Ребята, прослушайте мой рассказ об отряде Пауков, стараясь заполнить колонки нашей таблицы. (В зависимости от уровня обученности учащихся, можно предложить им дозированную помощь – раздать образцы таблиц с частично заполненными колонками).

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией рисунков и таблиц: Перед Вами наши хорошие знакомые – паук-крестовик и домовый паук. Их можно встретить в домах, сараях, кладовых, на чердаках. Пауки – хищники, но гоняться за крылатыми насекомыми они не могут, охотиться им помогают ловчие сети. А где берет паук материал для их постройки?

(Ответ: внутри брюшка паука располагаются паутинные железы, оттуда через мельчайшие отверстия на паутинных бородавках выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тончайшие нити и застывает).

Раскидывая паутину, паук как бы “вяжет” свои тенета. На концах ножек у него имеются особой формы коготки – два подвижных в виде изогнутых гребенок и перед ними еще один неподвижный (демонстрация рисунков). С помощью этих коготков он не только плетет ловчие сети, но и удерживается на паутине, не запутываясь в ней.

У каждого ученика на парте подготовлен дополнительный материал – отрывок статьи А.А. Яхонтова “Класс Паукообразных. Ловля и поедание добычи” (Приложение1).

Задание учащимся: прочитайте отрывок статьи А.А. Яхонтова “Ловля и поедание добычи” и составьте небольшой рассказ о том, как питаются пауки.

Заслушиваем ответы учащихся, дополняем их, делаем вывод: у пауков имеются ядовитые железы, находящиеся у основания хелицер. Пауки прокалывают покровы жертв и вводят в ранку яд. Передняя кишка часто образует расширение – глотку, с помощью которой пауки высасывают полужидкую пищу, поскольку они не питаются твердой пищей. В переднюю же кишку открываются протоки слюнных желез; слюна вместе с секретами печени вводится в убитое животное и приводит его содержимое в состояние жидкой кашицы, которая затем всасывается пауком. Происходит так называемое внекишечное переваривание. В брюшной отдел средней кишки у пауков открываются протоки печени. В клетках печени может происходить и внутриклеточное пищеварение.

Проверяем заполнение учащимися таблицы 2 в тетради о пауке-крестовике и домовом пауке: можно попросить одного из учащихся прочитать свой вариант заполнения или предоставить заранее приготовленный правильный вариант для сравнения и исправления ошибок (Приложение2).

Учитель: Вы прекрасно справились с заполнением первой строки нашей таблицы, а сейчас прослушаем сообщение о еще одном представителе отряда пауков, который обитает под водой, и заполним следующую строку нашей таблицы.

Один из учащихся заранее готовит сообщение о пауке-серебрянке, используя дополнительный материал (Приложение3), остальные слушают доклад и заполняют таблицу в тетради (Приложение2).

Учитель: Какую, по-вашему мнению, роль в природе играют пауки? Приносят ли они пользу человеку?

Учащиеся: Они приносят пользу, поедают мух и других насекомых.

Учитель: Действительно, пауки – хищники и уничтожают насекомых-вредителей в значительных количествах, поэтому они весьма полезны. Число вредных видов пауков невелико. К таким, например, относятся тарантул и каpaкурт (демонстрирует рисунки, учащиеся заполняют таблицу в тетради). Тарантул особенно опасен для небольших домашних животных, у человека его укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни они не представляют. Самка каpaкурта - это паук сравнительно небольшого размера (мене 1,5 см), с черным брюшком, на котором можно заметить 13 красных пятнышек. Яд каpaкурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи, действие его проявляется спустя 10-15 минут после укуса: боли в области живота, поясницы, гpyди, немеют ноги, затем начинаются головокружение. Головная боль, судороги, рвота. Без медицинской помощи может наступить cмepть. Распространение ядовитых пауков ограничено южными районами, тропиками и субтропиками. В Америке распространен близкий каpaкурту вид – “черная вдова”. Самка паука после спаривания умерщвляет самца, если ему не удается вовремя спастись, и поэтому ее так называют .

( По ходу рассказа учащиеся продолжают работу с таблицей, записывая следующие виды отряда пауков – Приложение2).

Учитель (демонстрируя таблицы, рисунки, изображающие скорпионов): Следующий отряд класса паукообразных , сведения о котором мы внесем в нашу таблицу,– Скорпионы. По внешнему виду их можно было бы принять за paка, сходство между ними только внешнее: у скорпиона нет усиков, клешнями вооружены у него не грудные, а головные конечности ( ногощупальца – придатки второй пары челюстей), дышит он при помощи легочных мешков и общее число конечностей у него такое же, как у настоящих пауков. Особенностями строения скорпионов являются члeнистое брюшко, задний отдел которого оканчивается ядовитым жалом. Жало служит и для охоты и для нападения. Яд скорпиона убивает насекомых, а человеку может причинить сильную боль и вызвать сильную опухоль. Самки скорпионов коконов не откладывают, а рождают живых детенышей, в отличие от пауков (учащиеся продолжают заполнение таблицы “Отряды класса Паукообразных”).

Работа в группах: учащимся предлагается, воспользовавшись материалом учебника, дополнительным материалом ( Приложение 4) изучить строение отряда Клещей самостоятельно, а затем, заполнив колонки таблицы2, подготовить сообщение о клещах. Ориентироваться в новом материале учащимся помогают заранее подготовленные вопросы, по ним же учитель проводит опрос и дает советы по содержанию таблицы 2 (Приложение2):

Вопросы для беседы с учащимися об отряде Клещей:

  • - Перечислите особенности строения таежного клеща.
  • - Какое значение имеет таежный клещ в природе и жизни человека?
  • - Что такое чесотка, и что ее вызывает?
  • - Перечислите клещей – вредителей продовольственных запасов.

(Ответами на вопросы являются колонки, заполненной учащимися таблицы).

Пpaктическая работа “Изучение строения таежного клеща”: учащиеся рассматривают под микроскопом препарат таежного клеща, обращают внимание на ротовые органы животного, делают вывод о невозможности полного извлечения головки присосавшегося клеща при дергани за его брюшко.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, необходимо подвести итоги, подумать, над чем успели поработать, а что возможно еще осталось неизученным.

Ученики делают вывод о том, весь урок был посвящен отрядам класса Паукообразные, изучили собственно пауков, скорпионов, клещей; узнали об особенностях их строения, образе жизни, значении в природе и для человека. Не разобрали отряд Сенокосцев.

Учитель предлагает учащимся дома проработать материал “Сенокосцы” (Приложение 5), закончить таблицу, с ее помощью подготовить устный рассказ, сочинение или статью, кроссворд для школьной газеты на тему “Это все – паукообразные!”.

Используемая литература:

  1. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина - М., “Медицина” 1985
  2. “Зоология для учителя” А.А. Яхонтов – М., “Просвещение”, 1968
  3. “Школьный атлас-определитель беспозвоночных” М.А. Козлов, И.М. Олигер – М., “Просвещение” 1991.



Комментарии:

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

09 10 2025 8:36:24

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

08 10 2025 11:51:48

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

07 10 2025 10:36:30

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"


    Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

      Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

06 10 2025 7:58:27

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА


    Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

      Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

05 10 2025 2:25:16

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

04 10 2025 3:31:20

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

03 10 2025 16:46:42

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

02 10 2025 7:34:51

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

01 10 2025 14:33:48

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

30 09 2025 0:15:44

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

29 09 2025 21:51:43

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы


    Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

      Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

28 09 2025 1:15:18

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

27 09 2025 17:30:29

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

26 09 2025 22:25:57

От Леонардо да Винчи до наших дней

Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....

25 09 2025 23:36:11

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

24 09 2025 17:21:50

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

23 09 2025 13:49:15

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

22 09 2025 11:37:35

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

21 09 2025 3:24:59

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

      Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

20 09 2025 7:31:31

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

19 09 2025 13:39:53

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

18 09 2025 16:28:54

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

17 09 2025 17:51:12

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

16 09 2025 6:39:41

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс


    "Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

      Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

15 09 2025 20:36:15

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

14 09 2025 0:41:28

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

13 09 2025 2:52:14

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

12 09 2025 0:45:32

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

11 09 2025 21:52:50

Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс


    Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс

      Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....

10 09 2025 4:36:17

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?


    Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

      В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

09 09 2025 0:47:37

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

08 09 2025 2:57:21

Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"


    Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"

      Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...

07 09 2025 4:15:17

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

06 09 2025 16:21:37

Урок "Иммунитет"


    Урок "Иммунитет"

      Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....

05 09 2025 2:54:47

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

04 09 2025 0:15:30

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

03 09 2025 0:36:57

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

02 09 2025 2:15:25

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

01 09 2025 3:23:20

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

31 08 2025 11:19:49

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

30 08 2025 6:27:17

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

29 08 2025 6:34:46

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

28 08 2025 17:29:39

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

27 08 2025 1:14:52

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

26 08 2025 22:13:43

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

25 08 2025 0:25:29

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

24 08 2025 10:28:30

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

23 08 2025 5:37:19

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

22 08 2025 4:46:34

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

21 08 2025 17:45:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::