Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы.
Развивающая:
- познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения.
Воспитательная:
- содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
Тип урока:
- изучение нового материала.
Методы урока:
- словесные, наглядные, пpaктические, самостоятельная работа.
Формы работы:
- индивидуальные,
- групповые.
Оборудование:
- компьютер,
- комплект компьютерных слайдов,
Лабораторное оборудование:
- кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта,
- чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода,
- ватные палочки,
- зеркала,
- карточки с заданиями.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Ребята, сегодняшняя тема нашего урока: СЛАЙД- “Пищеварение в ротовой полости”.
Запишите тему в своих информационных листах.
Давайте познакомимся с планом работы.
План работы:
- Изменение пищи в ротовой полости. Размельчение пищи за счет жевательных движений.
- Типы, строение и функции зубов.
- Слюнные железы. Методика изучения деятельности слюнных желез.
- Регуляция слюноотделения.
- Язык, его роль в пищеварении в ротовой полости.
- А кто знает, что такое пищеварение?
(Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется - пищеварением).
- Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для организма вещества?
(Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник- тонкий и толстый).
- И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью.
III. Изучение нового материала.
И сегодня перед нами стоит сложная задача, мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.
Для выяснения проблемы у нас работают научные центры:
- Научно – исследовательский центр.
- Врачи стоматологи.
- Центр гигиены.
- Центр здоровья
- Контрольная группа.
- И так, что происходит с пищей в ротовой полости?
( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)
т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработки.
- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).
- Что значит химическая обработка пищи?
( Пища смачивается слюной, и вещества находящиеся в слюне начинают действовать на нее).
- Как же образуется слюна?
- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. СЛАЙД (презентация, приложение 2). Сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Эти железы выделяют слюну –до 1,5л. в сутки. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в информационных листах) Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.
Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул.
- И так давайте обратимся к нашим консультантам из Центра здоровья.
( Учащиеся рассказывают метод фистул, используя СЛАЙД ).
- Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе)
- А сейчас мы продолжим работу в наших научных центрах, и постараемся выяснить, что же еще происходит в ротовой полости.
- У вас на столах карточки с заданием, нужно выполнить задание и записать выводы.
(Работа в группах).
Карточка №1. Научно- исследовательский центр.
Лабораторная работа по теме : “Действие ферментов слюны на крахмал”.
Карточка №2. Врачи стоматологи.
Пpaктическая работа: “Определение типов и функций зубов”.
С помощью зеркала :
- Рассмотрите свои зубы.
- Сосчитайте сколько зубов на каждой челюсти. (Сколько зубов у взрослого человека.)
- Рассмотреть их форму. С помощью учебника стр. 152 дать им названия.
- Определить, какую функцию выполняют разные типы зубов.
- Запишите выводы и подготовьтесь к ответу используя СЛАЙД.
Карточка №3. Центр гигиены.
Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.
Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы? Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?
Запишите правила ухода за ротовой полостью.
Карточка №4. Центр здоровья.
- Сообщение о влиянии никотина не здоровье зубов.
- Сообщение о влиянии никотина на ферменты слюны.
- Метод фистул.
- В древней Индии применялось “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно).
Карточка №5. Контрольная группа.
Возьмите в рот небольшой кусочек черного хлеба и жуйте его, не глотая, несколько минут.
Как изменился вкус?
Ответ объясните.
- И так, все закончили, давайте посмотрим, какие выводы по своей работе вы сделали, и что еще нового узнали в процессе исследовательской работы.
- Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи, определении ее качества.
- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.
Давайте предоставим слово врачам- стоматологам. Они нам расскажут, каких типов зубы у человека, и какую функцию они выполняют.
(Рассказ учащихся сопровождается компьютерным СЛАЙДОМ).
- Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются?
(к 6 – месяцам, молочные зубы).
- Когда молочные зубы заменяются постоянными?
(С 6-7лет и до 15 лет).
Последние зубы вырастают к 20-22 годам – зубы мудрости.
- Кроме этого зубы имеют внешнее и внутренне строение.
СЛАЙД.
-Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура зуба- это дентин, похожее на кость вещество. В нутрии зуба имеется полость, заполненная мякотью- пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные окончания.
(В информационных листах запишите строение зуба)
- За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем ученых Центра гигиены.
(Выступление центра гигиены. Привила на СЛАЙДЕ).
- Запишите правила в свои информационные листы.
- А сейчас давайте послушаем, консультантов из Центра здоровья.
Как влияет никотин на здоровье зубов?
(Выступление консультантов).
- И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается химической обработке, действию ферментов слюны.
- Давайте предоставим слово профессорам научно- исследовательского института.
(Объяснение и выводы учащихся).
- Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?!
Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты они проводили на себе.
- И так, представляем им слово.
(Объяснение, схема стр. 103 “Расщепление крахмала в ротовой полости до глюкозы”. СЛАЙД).
- Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала.
- Давайте обратимся к консультантам из центра здоровья.
(Влияние никотина на ферменты слюны).
- Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).
При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для глотания.
IV. Обобщение знаний. Закрепление знаний.
1. Игра “Голливудская улыбка”.
(Раздаю учащимся бумажные макеты зубов и предлагаю каждому по очереди выйти к лоске к рисунку и прикрепить “Свой зуб”, перед эти, назвав его).
2. Запишите формулу зубов в информационном листе.
3.Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”.
Если вы отвечаете правильно на все три задания - оценка “5”, на два задания оценка “4”, на одно задание оценка “3”.
I. Выбери один правильный ответ.
1. Сколько пар коренных желез имеется у человека?
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это химическое соединение.
1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин
3. Сколько резцов находится в каждой челюсти?
1) два 2) три 3) четыре 4) шесть
4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости?
1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая
5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение слюны при виде вкусной пищи.
1) условный рефлекс
2) безусловный рефлекс
3) произвольная деятельность
II. Рассмотрите рисунок, подпишите части зуба.
III. Дайте развернутый ответ.
1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему.
2. Представьте себе, что вы разрезали лимон на дольки и кладете их в рот. Что при этом происходит и почему.
V. Д/З
Текст стр. 152-153, по выбору: составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки о органах ротовой полости.
Информационный лист.
Тема урока: ___________________________________________________________
Основные понятия к уроку.
Безусловный слюноотделительный рефлекс- процесс отделения слюны, возникающий при раздражении механических, химических и температурных рецепторов ротовой полости.
Условный слюноотделительный рефлекс- выpaбатывается в течение жизни в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители.
Белковый состав слюны:
Лизоцим - обладает бактериальным действием.
Муцин – участвует в образовании пищевого комка.
Амилаза и мальтоза - расщепляют сложные углеводы до глюкозы.
Допишите определения.
Слюна- _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Подпишите внешнее и внутреннее строение зуба.
Запишите выводы:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Комментарии:
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
31 08 2025 22:49:11
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
30 08 2025 11:17:19
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
29 08 2025 18:17:34
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
28 08 2025 5:26:41

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
27 08 2025 4:14:29
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
26 08 2025 4:26:44
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
25 08 2025 22:44:12
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
24 08 2025 7:47:28
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
23 08 2025 16:42:39
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
22 08 2025 11:59:35
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
21 08 2025 3:16:23
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
20 08 2025 11:51:55
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
19 08 2025 0:41:16
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
18 08 2025 11:44:36
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
17 08 2025 2:29:22
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
16 08 2025 16:34:49
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
15 08 2025 7:23:50

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
14 08 2025 16:47:33
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
13 08 2025 1:44:40
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
12 08 2025 14:31:41
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
11 08 2025 11:52:18
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
10 08 2025 9:31:21
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
09 08 2025 6:22:44
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
08 08 2025 0:30:38
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
07 08 2025 4:35:39
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
06 08 2025 23:46:50

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
05 08 2025 22:17:28

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
04 08 2025 1:57:37
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
03 08 2025 10:32:17
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
02 08 2025 9:45:39
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
01 08 2025 21:33:28
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
31 07 2025 13:25:31
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
30 07 2025 14:57:10
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
29 07 2025 23:20:12
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
28 07 2025 18:49:26
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
27 07 2025 23:25:56
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
26 07 2025 13:31:50
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
25 07 2025 20:20:53
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
24 07 2025 21:40:49
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
23 07 2025 20:53:14
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
22 07 2025 20:13:51
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
21 07 2025 16:37:17
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
20 07 2025 4:35:58
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
19 07 2025 23:53:19
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
18 07 2025 11:39:39
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
17 07 2025 10:35:44

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
16 07 2025 18:41:53

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
15 07 2025 12:10:15
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
14 07 2025 10:28:39

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
13 07 2025 21:39:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::