Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока:
- углубление знаний о особенностях высшей нервной деятельности человека;
- раскрыть значения фаз сна;
- указать специфику патологий сна и сновидений, дать понятие о сне как суточном биоритме.
Форма проведения: интегрированный урок с элементами самостоятельной работы, тестированием, использованием слайд - сопровождением
Развитие умений учащихся: способность к анализу, умение выделять главное. Формирование умений самостоятельной работы, логических умозаключений.
Предполагаемый результат: повышение компетентности, интереса к предмету.
Оборудование: таблицы по теме “Нервная система”, рисунки, схемы, слайды презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1. Что такое рефлекс?
2. Назвать виды рефлекс?
3. Что лежит в основе психической деятельности человека?
4. Что такое торможение?
5. Виды торможения?
6. Для каких видов рефлексов хаpaктерно торможение?
7. Что такое инстинкт?
8. Какой тип рефлексов обеспечивает приспособление организма к изменениям внешней среды?
3. Изучение нового материала:
1. Вступление.
Значение сна. Третью часть жизни человек проводит во сне. Чередования сна и бодрствования – необходимое условие жизни человека. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счет импульсов, поступающих от рецепторов тела. В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон. Сон может развиваться и при длительном воздействии раздражителя. При этом в клетках мозга развивается торможение, имеющее охранительное значение.
Сон обеспечивает К.Б.П. условия для восстановления работоспособности.
Согласно теории И.П. Павлова – сон по своей физиологии является торможением, распространившимся по коре и подкорковым центрам.
Смена бодрствования и сна повторяет суточные природные ритмы Земли – смену дня и ночи, к которым за многие тысячелетия приспособились живые организмы. Другая потребность в сне и отдыхе – усталость. Привычные действия, обстановка, время отхода ко сну могут стать условными раздражителями, вызывающими сон.
2. Виды сна.
Рассмотрение этого вопроса целесообразно проводить с использованием таблицы, которая раздается на каждую парту или проецируется на экран. Таблица может стать основой презентации по данной теме.
При рассказе учителя о видах патологического сна можно привести цитаты из новеллы Эдгара По “Преждевременное захоронение”.
Физиологическая природа медленного и быстрого сна
При регистрации биотоков мозга у спящего человека замечено, что глубокий сон хаpaктеризуется наличием высокоамплитудного медленного ритма. Это медленный сон. Хаpaктеризуется снижением всех функций организма. Отсутствием сновидений, быстрых движений глаз.
Хотя это и глубокий сон, но человек может проснуться при действии особо важных для него раздражителей, шаги, детский плач, скрип дверей.
Периодически, через каждые 80-90 мин., медленные ритмы в ЭЭГ сменяются быстрыми высокочастотными, сходными с ритмами бодрствующего мозга. В это время регистрируются быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыхания. Быстрый сон составляет примерно 25% от всего времени сна.
Если человека в это время разбудить, то он сообщает, что видел сон. Появление высокочастотных колебаний в ЭЭГ хаpaктеризуется сновидениями.
Сновидения
Во сне нормальное функционирование между клетками мозга нарушается (находятся в стадии торможения). Этим объясняется необычный, часто фантастический хаpaктер сновидений. Необычность сновидений связана о особенностями состояния мозга во время сна: наличие бодрствующих участков на фоне заторможенности К.Б.П, что приводит к невероятным сочетаниям событий с которыми мы встречались в своей жизни, иногда во сне приходят важные решения сложных задач и даже научные открытия.
3. Гигиена сна. Предупреждение нарушений сна.
Составляющие гигиены сна разбираются на основании слайда “Гигиена сна”. Возможно привлечение учащихся к обсуждению перечисленных составляющих.
Причины нарушения сна.
Сон необходим для укрепления организма, он восстанавливает деятельность мышц. Причиной бессонницы может быть:
- уменьшение двигательной активности,
- отсутствие физического утомления,
- изменения суточного ритма,
- ночная работа,
- вечерние развлечения
– все это истощает нервную систему, оказывает нeблагоприятное воздействие.
Еще один фактор, вызывающий нарушение сна, - перегрузка информацией. Высокий темп жизни, телевидение, компьютер дают огромный объем информации, способной вызвать расстройство высшей нервной деятельности.
Рассказ учителя плавно подводит учащихся к главному заключению урока, которое выражается в том, что Сон - это прежде всего ЗДОРОВЬЕ, и для его сохранения очень важно следить за его качеством и продолжительностью.
Продолжительность сна детей и подростков
| Возраст | Продолжительность сна (число часов в сутки) |
| До года | 20 - 22 |
| 1 год | 16–17 |
| 2–3 года | 14–15 |
| 4–5 лет | 13 |
| 6–7 лет | 12 |
| 8–10 лет | 11 |
| 11–12 лет | 10 |
| 13–16 лет | 9 |
| 17–18 лет | 8,5 |
Для справки-интересная информация: Известно, что некоторые люди тратили на сон очень немного времени. Так, Петр 1, Наполеон, Шиллер, Гете, В.М. Бехтерев спали по 5 часов в сутки, а Эдисон – всего 2-3 часа.
(Делается акцент на слайд “Заключение”).
4. Закрепление
1. Работа с учебником
1. “Биология. Человек” Н.И. Сонина, М.Р. Сапина.
Учащиеся зачитывают фрагменты статьи “Сон и сновидения” - стр. 202–203, учитель комментирует.
2. Тестирование.
1. Выберите правильные утверждения:
Медленный сон хаpaктеризуется:
А) снижением активности всех функций организма;
Б) быстрым движением глаз;
В) пpaктическим отсутствием сновидений;
Г) сновидениями.
2. Выберите один правильный ответ:
В период сна сменяют друг друга:
А) сон быстрый и медленный;
Б) сон медленный и сверхбыстрый;
В) сон сверхбыстрый и быстрый;
Г) сон сверхмедленный и сверхбыстрый.
3. Выберите правильные утверждения:
У людей, длительное время лишенных сна, наблюдается:
А) снижение физической работоспособности;
Б) активизация умственной деятельности;
В) психическое расстройство;
Г) неадекватное поведение.
4. Быстрый сон, на него приходится 25% времени от всего сна, сопровождается:
А) сновидениями;
Б) повышением обмена веществ;
В) снижением обмена веществ;
Г) повышением частоты сердечных сокращений;
Д) понижением частоты сердечных сокращений.
5. Задание на дом.
1. “Биология. Человек” Н.И. Сонина, М.Р. Сапина.
Учебник – стр. 200-205.
Вопросы стр. 204.
2. Желающие могут подготовить сообщение по следующим темам:
“Биоритмы человека”,
“Гипноз”,
“Сновидения”.
3. Самостоятельная работа на дом:
Ответить на вопросы:
“Почему с возрастом меняется продолжительность сна? От чего это зависит?”.
Дополнительный материал
Комментарии:
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
06 11 2025 14:36:51
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
05 11 2025 12:20:33
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
04 11 2025 17:14:50
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
03 11 2025 23:52:22
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
02 11 2025 19:39:39
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
01 11 2025 7:12:53
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
31 10 2025 22:57:52
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
30 10 2025 16:44:52
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
29 10 2025 6:43:39
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
28 10 2025 6:16:54
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
27 10 2025 21:35:25
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
26 10 2025 15:17:39
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
25 10 2025 6:43:35
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
24 10 2025 2:13:59
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
23 10 2025 20:57:40
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
22 10 2025 11:19:50
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
21 10 2025 5:51:34
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
20 10 2025 1:44:49
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
19 10 2025 11:26:33
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
18 10 2025 2:39:28
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
17 10 2025 7:53:38
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
16 10 2025 13:51:35
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
15 10 2025 18:29:57
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
14 10 2025 9:37:59
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
13 10 2025 4:19:18
Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....
12 10 2025 5:42:55
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии.
...
11 10 2025 1:49:13
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
10 10 2025 4:20:51
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
09 10 2025 10:25:18
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
08 10 2025 3:24:46
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
07 10 2025 8:14:45
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
06 10 2025 22:13:15
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
05 10 2025 2:53:36
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
04 10 2025 9:40:36
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
03 10 2025 10:25:36
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
02 10 2025 8:13:30
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
01 10 2025 1:43:56
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
30 09 2025 1:54:59
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
29 09 2025 11:42:16
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
28 09 2025 2:58:42
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
27 09 2025 21:58:38
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
26 09 2025 14:23:47
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
25 09 2025 14:23:33
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
24 09 2025 19:35:35
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
23 09 2025 0:12:42
На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....
22 09 2025 22:30:58
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
21 09 2025 11:38:21
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
20 09 2025 11:32:48
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
19 09 2025 11:31:33
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
18 09 2025 21:22:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




