Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

ВВЕДЕНИЕ.

Работа учителя биологии направлена на то, чтобы дать учащимся прочные и осознанные знания, научить их применять эти знания на пpaктике. Я считаю, что этого можно достичь путем проверки знаний.

Основной целью проверки знаний является не только проверка усвоения материала, но и проверка умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Проверка знаний на уроках биологии служит средством контроля учащихся и должна показать каждому ученику, где и какие у него имеются пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему учителем.

Систематическая проверка знаний имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как дисциплинирует их, воспитывает у них волю, хаpaктер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку биологии, выполнять своевременно и добросовестно задания.

На основании результатов проверки знаний можно судить о том, какие разделы класс усвоил хорошо, какие - плохо, какие ученики отстают. Это позволяет мне судить о своих достижениях и недостатках и дает возможность наметить пути их исправления в дальнейшей работе с учащимися.

ГЛАВА 1.

Проверка знаний по биологии должна носить обучающий хаpaктер, то есть обязана не только выяснять степень усвоения пройденного материала, наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целям закрепления и дополнения полученных знаний.

Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и достаточно простой по форме, а результаты её доступны пониманию учащихся.

Например: задание \"биологический диктант\", приложение1, которым пользуются многие учителя-предметники, на которое отводится 10-15 минут. Суть данного задания заключается в том, что учитель зачитывает вопросы или незаконченные предложения. А задача учащихся в своих тетрадях написать только слово-ответ. Учитель зачитывает 7-10 вопросов. Каждый учащийся при опросе отчитывается о своей учебной работе индивидуально. При проверке знаний и умений необходимо принимать во внимание особенности каждого школьника: его общее развитие, особенности медленной или быстрой реакции на замечания и так далее.

Правильно поставленная проверка способствует воспитанию у учащихся таких черт хаpaктера, как честность, умение преодолевать трудности, трудолюбие, желание учиться.

Проверку уровня знаний по биологии у учащихся можно разделить на три этапа: преждевременную, текущую и окончательную.

ГЛАВА 2.

Преждевременная проверка знаний по биологии - её целью является выяснение уровня знаний и навыков за предыдущие годы, четверти, необходимых для восприятия нового материала. Преждевременная проверка проводится в начале четверти, учебного года. Её данные дают учителю представление о пробелах в знаниях и помогают своевременно организовать дополнительные занятия по биологии.

Примером может служить тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии, приложение 2. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всего класса, выяснить уровень усвоения учебного материала. Тесты зачитываются учителем или печатаются на отдельных листах и выдаются учащимся в начале или конце урока. Работа по ним проводится в течение 10-15 минут (приложение 1).

Ответы на вопросы теста школьники записывают на отдельных листочках (1/2 тетрадной страницы) в порядке определенном заданием. Вопросы при этом не переписываются, а ставится лишь их порядковый номер и вариант ответа. Кроме ответов записывается номер теста и фамилия отвечавшего ученика. Тесты требуют только анализа ответа или предварительных расчетных операций, а затем уже анализа и ответа. Вопросы теста и предлагаемые варианты ответов часто содержат полезную информацию, способствующую нахождению правильного ответа. В тесте может быть от 10 до 20 вопросов. Уровень усвоения материала можно установить, выделив соответствующие вопросы и обработав ответы на них.

ГЛАВА 3.

Текущая проверка знаний по биологии - это индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени. Данные этого вида проверки знаний позволяют систематически следить за подготовкой учащихся. Чем чаще тот или иной ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше он усваивает программный материал.

Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интереса к биологии. Большую помощь в работе по выяснению и закреплению знаний учащихся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие возможность за короткое время выявить результаты усвоения изученного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом. Карточки-задания могут быть разными по форме и содержанию.

Задания могут включать: информацию, из которой требуется выбрать сведения, хаpaктеризующие те или иные объекты или явления, биологические тексты, в которые предлагается вписать пропущенные термины, слова или написать название того или иного органа, или явления отмеченного цифрой, и так далее. Карточки могут включать задания, связанные с заполнением таблиц по предлагаемой в них схеме, приложение 3. Наибольший интерес у школьников вызывают иллюстрированные карточки-задания, включающие рисунки биологических объектов и соответствующие вопросы, приложение 4. Иллюстрации дают возможность школьникам оживить полученные ранее представления об изучаемых объектах и на этой основе извлечь из памяти необходимую информацию.

Иллюстрированные карточки могут включать вопросы и задания, направленные на выявление знаний об изученных объектах. (Напишите, что обозначено цифрами .... Поясните почему ...) ; умений сравнивать, находить общее и отличное, делать соответствующие выводы (чем сходны между собой представленные на рисунке растения?) и др. так же карточки с выбором ответов повышают активность и самостоятельность учащихся на уроках биологии. Эти задания развивают умение анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Для их выполнения необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, аналогия и другие. Как говорилось выше, наиболее эффективны рисунки, так как изобразительные материалы понятны ученикам даже при беглом их просмотре, вызывают интерес и легко усваиваются.

Вопросы и задания, включаемые в дидактические карточки, должны быть ориентированы на краткие конкретные ответы. Дидактические карточки могут использоваться учителем биологии при проведении окончательной проверки знаний учащихся. В этом случае он вызывает несколько школьников, предлагает им поменяться местами с учащимися, сидящими за первыми столами, и письменно ответить на вопросы карточек-заданий. Одновременно 2-3 ученика могут отвечать у доски устно, что дает возможность значительно увеличить количество опрашиваемых учеников в течении урока биологии.

Применение дидактических карточек дает возможность учителю при закреплении и проверке знаний осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Для текущей проверки знаний по биологии также можно использовать и тестовый контроль знаний учащихся. Но в данном случае необходимо проводить изучение материала блочной системой. Большие темы разделов поделены на 2-3 блока, маленькие составляют один блок. Проверка знаний учащихся осуществляется с помощью тестов, составленных по материалам каждого блока.

Тестовый контроль знаний учащихся в дальнейшем осуществляется также, как и при преждевременной проверке знаний. Но использование программированных (тестовых) заданий по биологии с вопросами и ответами, из которых один правильный, а 2-4 ложных, не дает ожидаемого результата, поскольку при неправильном выборе ответа у школьников могут формироваться ошибочные представления о том или ином биологическом объкте. К тому же такие задания используются только один раз. Поэтому более эффективными будут являться такие задания, которые содержали бы сведения, обеспечивающие их неоднократное использование учеником. Наиболее удачным, на мой взгляд, являются задания с использованием пошаговой подачи информации. Каждый шаг программы содержит информацию, хаpaктеризующую животных или др. по одному признаку, например по форме тела и так далее. Учащиеся должны выбрать из этой информации данные, относящиеся к определенному виду животных или др., после чего перейти к следующему шагу программы.

Информация в \"шагах\" должна быть краткой, логичной и содержать сведения, относящиеся только к тем биологическим объектам, которые перечислены в карточке. С каждым из разработанных заданий ученик может работать неоднократно: сначала выбрать сведения, хаpaктеризующие один вид животных, затем по этой же карточке –другой вид и так далее. Такое задание называется тренажером, приложение 5.

При его использовании значительно повышается эффективность урока биологии, что способствует лучшему усвоению школьниками получаемых знаний, обеспечивает систематический контроль над качеством усвоения материала, той или иной темы, вносит в урок элементы соревнования, активизирует познавательную деятельность учащихся. Этот прием проверки знаний школьников экономит много времени на уроке и позволяет проверить уровень усвоения полученных знаний на уроках.

Каждый из методов дает возможность проверить только определенные стороны знаний и навыков учащихся, поэтому проверку знаний нельзя проводить только одним методом.

ГЛАВА 4.

Окончательная проверка проводится в конце изучения темы или раздела по биологии. Она подытоживает результат приобретенных знаний, умений и навыков учащихся.

На данный этап проверки уровня знаний обычно отводится большая часть урока, нежели в предыдущих видах проверки. Поэтому на данном этапе учебного процесса можно сочетать несколько методов проверки знаний учащихся. На первом этапе урока, так сказать для \"разогрева\", необходимо заставить учащихся активизировать мыслительную деятельность, подготовить учащихся к основной части ответа. Для данного этапа подходят такие методы, как диктант или тестовый контроль знаний учащихся. Продолжительность этих заданий должна составлять 5-10 минут.

Следующий этап урока биологии должен укрепить в сознании, для основного этапа проверки, те знания, которые были извлечены на поверхность. Здесь наиболее приемлемым будет использовать тренажер или рассказы-задачи.

Биологические рассказы-задачи необходимы в обучении для того, чтобы учащиеся могли на пpaктике применять полученные знания. Придет время, когда в процессе жизненной пpaктики учащийся столкнется с необходимостью применить приобретенные знания и навыки в ситуациях, которые не в состоянии заранее предвидеть.

Поэтому время от времени, по мере накопления знаний и навыков, ставить учащихся лицом к лицу перед подобными, хотя бы только воображаемыми ситуациями, чтобы воспитать у них представление о том, что знания - это сила, и необходимо научиться пользоваться биологическими знаниями. Овладевая воображением, рассказ-сказка делает ученика как бы действующим участником той жизненной ситуации, к которой он приглашается применить свои знания, приложение 6.

Рассказ-сказка сначала дважды медленно прочитывается вслух, после чего зачитываются повторно отдельные места по желанию учащихся. Первое чтение ориентирует слушателей о ситуации в целом, дает им возможность \"нацелиться\" на решение и взять на заметку те места, которые при повторном чтении надо будет выписать и затем обдумать.

Этот вид опроса должен содержать в себе данные, не выходящие за пределы учебника и довольно-таки не сложные. Перед тем как зачитать рассказ необходимо обратить внимание учащихся на доску. Здесь, записаны вопросы, на которые им придется ответить после прослушивания рассказа.

На третьем этапе урока, в основном необходимо применять дидактические карточки разного типа.

ГЛАВА 5.

Также, в заключении изучения темы учащимся дается задание на дом, в зависимости от уровня сложности пройденного материала. В одном случае некоторым ученикам необходимо написать рефераты или оформить небольшое сообщение по биологии в целях активизации познавательной деятельности детей. Такие задания развивают знания и умения пользоваться научной литературой, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом учащихся.

Другим заданием может быть: написать сочинение по заданной теме, используя знания, полученные на уроках биологии. Данные задания можно отнести к самостоятельной работе учащихся. А также этот метод активизирует и развивает мышление и знания детей. Он необходим, так как без пробуждения их мысли нет понимания и сознательного усвоения знаний.

Выше перечисленные методы проверки знаний: сказка, реферат, сообщение и сочинение позволяет учителю определить уровень интереса к предмету, усвоения знаний, а также умение учащихся применять знания на пpaктике.

ГЛАВА 6

Во всех звеньях учебного процесса происходит в той или иной форме проверка знаний. Но, в то же время, в процессе проверки знаний происходит одновременно уточнение и закрепление знаний. Учащийся, ответивший урок, лучше знает его содержание, чем до ответа его учителю. Такая проверка знаний носит обучающий хаpaктер и, конечно будет способствовать большей осмысленности и прочности знаний учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Примером, подтверждающим данную методику, служит то, что ученики, выбравшие ЕГЭ по биологии в качестве выпускного экзамена в 2005 году, все получили оценки “отлично”.

Благодаря работе с учениками по этому методу, дети выбирают профессии, связанные с биологией, и поступают в высшие учебные заведения, например Ростовский медицинский университет, медицинский университет в городе Чебоксары, медицинский университет в городе Саратове, медицинский университет в городе Волгограде, Черкесске и т.д.

Данная методика является так же и основой для подготовки детей к участию в олимпиадах. У учащиеся участвуют в очных и заочных олимпиадах и занимают призовые места.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская “ Общая методика преподавания биологии” Москва “просвещение” 1983 г.
  2. Н.П. Бapaнов “ Общая педагогика” Москва “просвещение” 1979г.
  3. Журнал “биология ” в школе 1978г.
  4. Журнал “биология ” в школе 1983г.
  5. Журнал “биология ” в школе 2005г.



Комментарии:

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

27 11 2024 15:23:44

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

26 11 2024 15:33:35

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

25 11 2024 19:52:36

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

24 11 2024 7:50:34

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

23 11 2024 15:14:35

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

22 11 2024 17:10:42

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

21 11 2024 7:38:53

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

20 11 2024 18:12:14

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

19 11 2024 8:41:51

Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс

      Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....

18 11 2024 19:31:28

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

17 11 2024 14:56:38

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

16 11 2024 2:55:17

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

15 11 2024 6:59:55

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

14 11 2024 13:40:19

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

13 11 2024 6:42:20

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

12 11 2024 21:13:38

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

11 11 2024 0:57:57

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

10 11 2024 19:57:38

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

09 11 2024 11:13:48

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

08 11 2024 16:33:58

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

07 11 2024 11:24:59

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

06 11 2024 20:50:28

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

05 11 2024 12:51:11

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

04 11 2024 17:28:22

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

03 11 2024 8:31:54

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

02 11 2024 1:12:38

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

01 11 2024 14:57:54

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

31 10 2024 12:51:50

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс


    Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

      Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

30 10 2024 1:10:46

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

29 10 2024 23:42:23

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

28 10 2024 6:42:49

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

27 10 2024 2:53:25

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

26 10 2024 12:36:24

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

25 10 2024 9:27:35

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

24 10 2024 23:52:35

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

23 10 2024 22:41:31

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

22 10 2024 19:51:31

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

21 10 2024 4:18:40

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

20 10 2024 10:54:35

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

19 10 2024 7:49:43

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

18 10 2024 6:29:41

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

17 10 2024 17:43:36

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

16 10 2024 12:19:32

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

15 10 2024 6:14:57

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

14 10 2024 4:21:41

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

13 10 2024 13:59:14

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

12 10 2024 18:14:25

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

11 10 2024 11:37:40

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

10 10 2024 21:54:57

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

09 10 2024 8:34:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::