Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс
1. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, организация внимания.
Цель: формировать понятие “кустарник”; развивать умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитывать бережное отношение к природе.
Познавательная задача: узнать, чем кустарники отличаются от деревьев.
Учебная задача: учиться различать кустарники и деревья.
Природа – наш общий дом. Растения, животные тоже части природы. Человек – часть природы.
2. Проверка остаточных знаний.
– Каковы основные отличия между деревьями и травянистыми растениями?
– Какие травянистые растения вы знаете?
3. Просмотр видео. (Смешарики, 111 серия “Не может быть”.)
4. Сообщение темы занятия: Деревья и кустарники.
Как вы думаете почему, оберегая растения (травы, кустарники, деревья), мы тем самым помогаем животным – зверям, птицам, насекомым? (Питание.)
Как вы знаете, с древних времен деревья использовались человеком для различных нужд. Назовите несколько примеров использования древесины? Строят дома, отапливают, бумагу. Из древесины изготавливают спички (из осины) ; лыжи (из березы) ; пианино (из ели).
Многие деревья и кусты переходят в состояние покоя, сбрасывают осенью листья. Осенью, с её укорачивающимися днями и холодными ночами, у растений нет условий для роста, растение тратит свою энергию на то, чтобы накопить в клетках больше питания. А как вы думаете, дерево растет зимой?
Деревья зимой не растут, так как условия окружающей среды, например, короткие дни и пониженные температуры – становятся нeблагоприятными для роста.
Работа с раздаточным материалом. Что общего между этими растениями? (рост, размер). Выбор главного отличия кустарников от деревьев.
Работа в парах:
1. Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки. Какая пара уже готова выходит к доске отвечать.
У ели крона как треугольник, а у сосны – в виде шара, круглая. У сосны иголочки – хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели – длинные, ровные, большие.
Есть такие деревья, окраска листьев, которых осенью не меняется, например, у ели, сосны, пихты. А как вы думаете, почему сосну сажают для укрепления песков, а ель – нет? У сосны глубокая корневая система, а у ели – поверхностная.
2. Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева – это верхняя разветвленная часть. Опишите крону березы.
У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Березу еще называют доброй няней ели, т.к. молодые елочки под березами не гибнут от заморозков и лучей солнца.
Так по какому еще признаку можно узнать это дерево? (По кроне.)
3. Некоторые деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев, например, ольха, ива, орешник. А как вы думаете, какое дерево цветет позднее всех? (Липа). Липу можно сразу узнать по своеобразным листьям хаpaктерной сердцевидной формы. А если нет листьев, то по плодам. Маленькие, величиной с горошину, плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках, и каждый такой стебелек снабжен особым крылышком, тонким и довольно широким. Но, если на липе нет ни листьев, ни плодов, ее можно узнать по веточкам с почками. Почки размещаются поочередно и похожи друг на друга – яйцевидной формы, гладкие и блестящие. Самая хаpaктерная особенность их та, что каждая одета только двумя чешуйками; этим они отличаются от почек всех остальных наших деревьев. Липа цветет много позднее всех остальных наших деревьев, уже в середине лета. Цветки ее небольшие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Липа – один из лучших наших медоносов.
4. Про это дерево говорят “могучий”, “развесистый”, “величавый”. Что это за дерево?
Это дуб. В чем сила и слабость дуба? Большой, долго живет; боится морозов, распускает листья позже других деревьев.
Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.
Хотите узнать, почему они корявые?
Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.
Что же помогло нам определить дуб?
Его крона, кора.
5. Рассмотрите плоды деревьев. Плоды, каких деревьев вам знакомы?
Плоды рябины – ягоды, размером с горошину. Плод березы напоминает бабочку. Из плодов каштана и желудей мы на занятиях делали поделки.
5. Игра “Что лишнее?” (Раскладываются картинки с изображениями деревьев и одна картинка с изображением, например, кустарника.)
6. Физкультминутка: как растет дерево? (присесть, а затем медленно встать и сомкнуть руки над головой), если на улице ветер деревья качаются (качаться из стороны в сторону с поднятыми вверх руками). Так же показать кустарник, только встать не в полный рост.
7. Викторина “Растения во все времена года”
- У каких наших деревьев окраска листьев осенью не меняется? (У ели, сосны, пихты.)
- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)
- Почему березу называют доброй няней ели? (Молодые елочки под березами не гибнут от заморозков и лучей солнца.)
- Какое наше дерево цветет позднее всех? (Липа.)
- Из древесины какого дерева чаще изготавливают спички (из осины) ; лыжи (из березы) ; пианино (из ели)?
- В чем сила и слабость дуба? (Большой, долго живет; боится морозов, распускает листья позже других деревьев.)
- Почему сосну сажают для укрепления песков, а ель – нет? (У сосны глубокая корневая система, а у ели – поверхностная.)
- Почему, оберегая растения (травы, кустарники, деревья), мы тем самым помогаем животным – зверям, птицам, насекомым? (Питание.)
- Растет ли дерево зимой? (Нет.)
8. Актуализация знаний.
Разгадывание загадок.
В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
(Черника.)Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка кто со мной знаком?
(Клюква.)Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина.)Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок
(Лиственница.)Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
(Рябина.)
9. Подведение итогов занятия.
– Ребята, мы научились сегодня различать деревья и кустарники?
– Когда мы подойдем к дереву, на что обратим свое внимание?
(На его крону, рассмотрим кору, семена и почки.)
10. Домашнее задание.
Когда будете гулять, соберите листья деревьев, для дальнейшего определения на занятии.
Комментарии:
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
01 04 2025 21:20:26
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
31 03 2025 6:33:39
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
30 03 2025 12:54:32
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
29 03 2025 17:15:56
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
28 03 2025 10:16:52
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
27 03 2025 20:36:44
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
26 03 2025 19:37:13
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
25 03 2025 7:43:56
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
24 03 2025 11:47:10
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
23 03 2025 17:24:56
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
22 03 2025 2:49:41
В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии.
...
21 03 2025 18:36:12
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
20 03 2025 16:50:52

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
19 03 2025 4:38:32
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
18 03 2025 6:14:38
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
17 03 2025 21:21:23
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
16 03 2025 8:42:57
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
15 03 2025 16:55:10
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
14 03 2025 23:13:42
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
13 03 2025 10:58:40
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
12 03 2025 1:19:17
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
11 03 2025 16:16:34
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
10 03 2025 8:10:40
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
09 03 2025 7:14:57
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
08 03 2025 5:13:13
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
07 03 2025 16:23:50
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
06 03 2025 14:36:32
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
05 03 2025 22:53:52
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
04 03 2025 7:32:51
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
03 03 2025 9:38:39
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
02 03 2025 13:13:32
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
01 03 2025 18:18:48
Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания
творческого хаpaктера....
28 02 2025 23:40:28
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
27 02 2025 22:56:43
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
26 02 2025 12:40:52
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
25 02 2025 7:48:18
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
24 02 2025 0:32:51
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.).
...
23 02 2025 13:46:48
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
22 02 2025 4:37:54
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
21 02 2025 8:30:32
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
20 02 2025 0:34:52
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
19 02 2025 7:26:42
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
18 02 2025 0:20:58
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
17 02 2025 18:13:31
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
16 02 2025 22:45:23
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
15 02 2025 20:53:42
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
14 02 2025 6:13:21
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
13 02 2025 7:22:56
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
12 02 2025 20:25:44
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
11 02 2025 5:43:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::