Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


Тип урока: проблемно-диалогический с применением пpaктической работы.

Цели: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле.

Задачи:

  • Познакомить со строением и функцией цветка.
  • Развивать образное мышление через эмоциональное восприятие текста.
  • Продолжить формировать умения пользоваться лабораторным оборудованием и формировать навык поисковой деятельности.
  • Воспитывать читательский вкус и умение работать в группе.

Ход урока

1. Приветствие. Вступление

У нас сегодня необычный урок: литература и биология. А тема нашего урока "Неизвестный цветок". Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны будем сделать? Поставьте перед собой цель, пожалуйста.

Ученики: 1) изучить строение цветка и 2)проанализировать произведение А.Платонова "Неизвестный цветок".

- Не просто изучить и проанализировать, а сделать открытия. А о каких открытиях идёт речь, узнаете в конце урока.

А для этого мы выполним следующее:

- раскроем жанровое своеобразие произведения;

- выявим особенности образа цветка в произведении А.Платонова;

- познакомимся со строением цветка;

- выполним лабораторную работу по теме "Изучение строения цветка".

2. Презентация

Учитель биологии читает стихотворение

Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез,
Левкой, такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда,
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И мак, кичливо-сонный,
И белый - белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
(Л.Чарская)

Учитель литературы.

Цветы, цветы: Как много их в нашей жизни. Мы радуемся им весной, когда они появляются из-под снега, мы любуемся ими летом, когда они шёлковым ковром окружают нас, мы грустим с ними осенью, когда они увядают, и ждём их долгой зимой, когда так хочется тепла. Недаром цветам посвящались произведения искусства. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из "Вальса цветов" П.И. Чайковского и представьте свой любимый цветок, самый дорогой вашему сердцу.

Учитель биологии (беседа).

- Расскажите, ребята, какие цветы вы представили, когда слушали музыкальный фрагмент. (Ребята представили разные цветы).

- Какое разнообразие цветов, какие яркие представления, но у всех разные и дорогие сердцу.

3. Работа с текстом.

Учитель литературы.

И Андрей Платонов в сказке-были показал свой неизвестный цветок, такой дорогой для него. Дорогой потому, что произведение было написано в 1950 году, тогда писатель тяжело болел, уже не вставал с постели, но продолжал жить, благодаря своему творчеству.

Беседа (восприятие произведения).

  • А вам понравилось произведение?
  • Какой эпизод вам понравился больше всего?
  • Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  • Не заметили ли вы связи между биографией писателя и произведением?
  • Как вы думаете, а что писатель утверждает своим произведением?

Ученики. А. Платонов утверждает, что жизнь - самое ценное на земле.

И каждый имеет право на то, чтобы жизнь была счастливой. А на вопрос: "Счастлив ли наш цветок?" - мы ответим, проанализировав произведение.

Работа в тетрадях по литературе и работа в группах.

Каждая группа получает задание, в течение 4 минут готовят ответ.

  • 1 группа. Найти элементы сказки и были.
  • 2 группа. Найти слова, помогающие нарисовать образ цветка.
  • 3 группа. Найти слова, помогающие нарисовать окружающую действительность.
  • 4 группа. Найти слова, помогающие нарисовать жизнь цветка.
  • 5 группа. Найти слова, доказывающие сходство цветка и Даши.
  • 6 группа. Найти слова, указывающие на признаки живого тела.

БЕСЕДА.

- Что такое сказка и быль? Дать определение жанра.

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слова СКАЗКА и БЫЛЬ? (волшебство, чудеса и реальность, правда). В произведении переплетаются вымысел и реальность.

1 группа.

Элементы сказки (может говорить, мыслить, чувствовать, испытывать страдание и радоваться), элементы были (стебелёк, венчик, дети могли оказать помощь).

- А в описании цветка чего больше: сказочного или реального?

2 группа.

- Каким показан цветок? (разноцветные жилки, слепой, венчик светлый и ясный, необыкновенный).

Откуда послышался голос маленькой жизни?

3 группа.

Описание пустыря (гoлый пустырь, камни, сухая мёртвая глина, не растёт трава).

Какую роль играет описание пустыря? (Описание помогает понять, как трудно было выжить цветку).

4 группа. А как складывается жизнь цветка? (Он одинок, ему нечем питаться, сторожил росу, превозмогал боль, нуждался в жизни).

5 группа. Нет ли сходства между цветком и Дашей? В чём оно заключается? (Оба скучают, одиноки, но при этом остаются добрыми и ласковыми).

Итак, цветок

- необыкновенный;

-живёт на голом пустыре среди камней и сухой глины;

- одинокий, преодолевает боль, трудности, стремится к жизни;

- остаётся добрым и ласковым.

Какой литературный приём использует автор, когда наделяет цветок свойствами одушевленного существа? (олицетворение).

Вы уже говорили, что цветок показан как живое существо, но с точки зрения биологии цветок действительно живой.

6 группа.

Докажите, пожалуйста, что цветок живой (растёт, питается, размножается).

4. Изучение строения цветка.

Учитель биологии.

И все же цветок у А.Платонова и цветок с биологической точки зрения - это одно и то же?

(цветок у А.Платонова - это растение, с точки зрения биологии - это часть растения, т.е. орган с определённым строением и функциями).

Изучение строения цветка (цветоножка, цветоложе, чашелистики, чашечка: сростнолистная, раздельнолистная, венчик).

Задание: сравнить чашечку цветка картофеля и редьки.

Какого цвета венчик у розы, у василька (презентация). А что сказано о венчике в произведении "Неизвестный цветок"? (работа с текстом).

Учитель литературы.

Ребята, вы сейчас работали с биологическими терминами. А вы помните, как с точки зрения русского языка называются такие слова (цветоножка, цветоложе, чашелистики)?

Ученики: сложные слова.

Вы заметили, что строение слова помогает запомнить значение терминов? Выполним морфемный разбор (ученики объясняют правописание сложных слов).

Учитель биологии.

Рассмотрите внимательно цветок петуньи и тюльпана, найдите различия в околоцветнике (двойной, простой).

Физкультминутка для глаз.

Учитель литературы.

  • Как вы думаете, а по строению слова ОКОЛОЦВЕТНИК можно догадаться о значении слова?
  • Что может обозначать этот термин?

Предположение учеников. Околоцветник - это то, что находится возле цветка.

Предположение учителя литературы. Околоцветник защищает пестик и тычинки.

Учитель биологии.

Верно, внутри околоцветника есть главные органы - это пестик и тычинка.

Изучение строения пестика и тычинки (макет).

Цветок - это орган пoлoвoго размножения. Значит, пестик - это женское начало, а тычинка - это мужское начало.

Цветки бывают обоеполые и раздельнополые.

Итак, мы познакомились со строением цветка, а теперь увидим на настоящем цветке названные части, выполняя лабораторную работу.

5. Лабораторная работа "Изучение строения цветка" (выполняется под "Вальс цветов" П.Чайковского).

Физкультминутка .

6. Изучение двудомных и однодомных растений (на примерах из презентации).

7. Учитель биологии. Я постаралась показать вам, какие бывают цветки и растения. Но я хотела бы узнать, можно ли по терминам, использованным в тексте, догадаться о том, как автор относится к цветку? (ученики приводят примеры).

Учитель литературы.

Итак, вы сегодня так много узнали о строении цветка. Скажите, а почему же главным героем произведения является именно цветок?

Подсказка. Что такое цветок с точки зрения биологии?

Ученики. С точки зрения биологии цветок-это орган размножения. Цветок из произведения тоже оставил потомство. Значит, цветок - основа жизни, символ жизни, красота жизни.

Скажите, добился счастья цветок? И как?

Ученики. Добился упорством, умением радоваться малому, дарить радость другим жизни. Он жил и этим был счастлив.

Какое же открытие вы сегодня сделали?

Ученики. Цветок - это символ жизни. А жизнь - это счастье.

8. Рефлексия. Составление синквейна по биологии и литературе.

9. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание.

Ответить на вопрос (на выбор):

  • Нужно ли жить так, как жил неизвестный цветок?
  • Какое важное открытие вы совершили в своей жизни?


Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

22 05 2022 4:57:18

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

21 05 2022 20:30:29

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

20 05 2022 10:20:54

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

19 05 2022 16:19:15

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

18 05 2022 12:40:58

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

17 05 2022 7:17:22

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

16 05 2022 1:51:19

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

15 05 2022 17:12:36

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"


    Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

      Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

14 05 2022 1:42:57

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

13 05 2022 8:21:19

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

12 05 2022 11:41:48

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

11 05 2022 17:53:28

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

10 05 2022 9:53:10

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

09 05 2022 9:10:40

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

08 05 2022 15:16:59

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

07 05 2022 20:30:37

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

06 05 2022 7:56:22

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

05 05 2022 12:50:19

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

04 05 2022 19:46:12

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

03 05 2022 16:25:36

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

02 05 2022 4:47:13

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

01 05 2022 5:37:17

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"


    Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

      На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

30 04 2022 10:24:21

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

29 04 2022 23:40:46

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

28 04 2022 19:36:11

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

27 04 2022 7:10:35

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

26 04 2022 7:33:20

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

25 04 2022 16:45:59

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

24 04 2022 7:31:49

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

23 04 2022 9:38:49

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

22 04 2022 5:46:18

Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

      <p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

21 04 2022 12:18:49

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

20 04 2022 6:38:20

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

19 04 2022 2:48:39

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

18 04 2022 8:50:14

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

      Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

17 04 2022 3:46:57

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

16 04 2022 2:48:55

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

15 04 2022 4:25:59

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

14 04 2022 9:55:13

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

13 04 2022 22:39:51

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

12 04 2022 3:23:14

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение

Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение Существование многих насекомых тесно связано с жизнью растений, так как они потрeбляют живые растения: корни, стeбли, листья, плоды, семена...

11 04 2022 21:15:41

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

10 04 2022 20:35:38

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

      Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

09 04 2022 10:41:42

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....

08 04 2022 23:44:51

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

07 04 2022 17:25:55

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

06 04 2022 12:52:37

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

05 04 2022 4:26:55

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

04 04 2022 1:51:47

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

03 04 2022 23:56:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::