Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"
Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям “Изучение статистических закономерностей живой природы средствами MS Excel”. Занятие проводят 3 педагога (пpaктическую часть ведут преподаватели информатики по подгруппам).
Задачи урока
Образовательные:
- расширить знания студентов о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости; о пpaктическом применении программы Excel.
- сформировать умения и навыки работы в программе
Excel:
- с данными типа Список на примере Сортировки;
- элементами автоматизации вычислений с использованием статистических функций (max, min, срзнач, счетесли) ;
- с диаграммами и графиками;
- применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.
Развивающие: продолжить формирование умений:
- сравнивать на примере сравнения форм изменчивости;
- устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе графического представления зависимости между значением и частотой встречаемости вариант.
Воспитательные:
- способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы;
- способности самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, тексты индивидуальных заданий, электронный шаблон для выполнения отчета о проведенной работе.
Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала и закрепление умений прикладного использования программы MS Excel.
План урока.
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.
Электронная таблица – самая распространенная и мощная технология для работы с числовыми данными. Главное достоинство электронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого компонента таблицы. Excel в переводе с английского означает “превосходить”.
В Excel вычислительные возможности объединены с богатым набором функций, присущих текстовому, графическому редакторам и другим приложениям пакета Microsoft Office.
Табличный процессор Excel позволяет:
- Решать математические задачи: выполнять табличные вычисления (в том числе как обычный калькулятор), вычислять значения и исследовать функции, строить графики функций (например: sin(х), cos(х), tg(х) и др. ).
- Проводить статистический анализ.
- Реализовывать функции базы данных – ввод, поиск, сортировку.
- Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков.
Беседа по вопросам и заданиям.
Какой раздел общей биологии мы изучаем?
Какие свойства организма являются предметом изучения науки генетики?
Дайте определение наследственности и изменчивости.
Как взаимосвязаны между собой эти свойства организма?
(фенотип = генотип + условия внешней среды)
Какие две формы изменчивости вам известны?
3. Этап усвоения, закрепления и коррекции знаний.
3. 1 Формулировка задач урока (слайд Приложение 1)
3. 2 Сообщение плана работы (слайд)
3. 3. Сущность, причины, значение ненаследственной изменчивости (слайды).
Каждый организм развивается и обитает в определенных внешних условиях и испытывает на себе действие факторов внешней среды: колебаний температуры, освещенности, влажности, количества и качества пищи, вступает во взаимоотношения с другими организмами. Все эти факторы могут изменять морфологические и физиологические свойства организма, то есть его фенотип. Поэтому такую изменчивость называют фенотипической.
Причина: изменение условий среды, в результате чего организм изменяется в пределах нормы реакции, заданной генотипом.
Значение: адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства.
Примеры: белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.
3.4 Свойства фенотипической изменчивости.
1. Ненаследуемость. (слайд)
У гималайского кролика наблюдается неравномерное окрашивание шерсти: темноокрашенны уши, лапы, хвост, остальная шерсть – белая. Если у такого кролика выщипать шерсть на спине и положить холодную повязку – на этом месте вырастет черная шерсть. Если черную шерсть удалить и наложить тёплую повязку – вырастет вновь белая шерсть. При выращивании кроликов при температуре 30 градусов вся шерсть будет белая. У потомства двух таких белых кроликов, выращенного в нормальных условиях будет обычное распределение пигмента.
Вывод: изменения признаков, вызванные действием факторов внешней среды, не наследуются.
2. Групповой хаpaктер изменений. (Слайд)
Листья одного и того же растения могут иметь разную форму листьев в зависимости от того, в какой среде они находятся – в водной или воздушной. У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные. Также под воздействием ультрафиолетовых лучей у всех людей возникает загар – накопление в клетках кожи пигмента меланина, хотя и в неодинаковой степени
Стрелолист |
Водяной лютик |
Вывод: действие определенного фактора внешней среды у каждого вида организмов вызывает специфическую реакцию в виде изменения признака, сходную у всех особей данного вида.
3. Обусловленность пределов изменчивости генотипом, то есть хотя направленность изменений и одинакова, степень выраженности изменения у разных организмов различна. Степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости от минимального до максимального значения признака называют нормой реакции. Широта нормы реакции, то есть разница между максимальным и минимальным значением признака зависит от генотипа и важности признака в жизнедеятельности организма. Узкая норма реакции у таких признаков как размеры сердца, головного мозга; у растений – форма и размеры цветка. Широкая норма реакции у таких признаков как количество жира в организме млекопитающих, размеры листьев у растений ит. д.
3.5 Задания на закрепление.
1. Этот вид изменчивости имеет несколько названий: ненаследственная, модификационная, фенотипическая, определенная, групповая. Объясните данные названия.
(Содержание ответа: возникает под влиянием, какого либо фактора среды, действующего одинаково на все особи сорта или породы и изменяющего в определенном направлении; групповой потому, что изменения происходят у всех особей потомства в одном направлении вследствие определенных условий (изменения роста при изменении количества и качества пищи, толщины кожи и густоты шерстного покрова от изменения климата) ; ненаследственная, то есть у потомков измененной группы при воздействии на них других условий среды приобретенные родителями признаки не наследуются; изменения происходят в признаках, то есть в фенотипе; особи группы имеют разные значения одного признака, то есть модификации).
2. Дайте сравнительную хаpaктеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану:
- объект изменения;
- подверженность изменениям хромосом, молекул ДНК;
- возможность передачи изменений следующим поколениям;
- значение для отдельной особи, вида;
- роль в эволюции.
Содержание ответа:
Наследственная изменчивость | Ненаследственная изменчивость |
Объектом изменения является генотип | Объектом изменения является фенотип в пределах нормы реакции. |
Хромосомы изменяются в случае хромосомной мутации, а гены – при генной мутации. | Хромосомы и гены не подвергаются изменениям. |
Изменения передаются следующим поколениям | Не наследуются |
Полезные изменения приводят к победе в борьбе за существование отдельной особи, вредные – к гибели; может привести к появлению новых популяций, подвидов. | Повышает или понижает продуктивность, жизнеспособность, способствует адаптации особей и выживанию вида. |
Является материалом для естественного отбора. | Приводит к приспособлениям организмов к конкретным условиям среды. |
3.6 Популяционно-статистические методы в изучении ненаследственной изменчивости.
Для выявления нормы реакции организмов на воздействие определенного признака используют популяционно-статистический метод генетических исследований, который заключается в:
- определении единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы;
- определении частоты встречаемости каждой варианты;
- построении вариационного ряда, отражающего постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению;
- построении вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости;
- определении среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды;
- выявлении полученных закономерностей.
Для проведения популяционно-статистических исследований ненаследственной изменчивости возможно использование компьютерной программы Excel. И сейчас вам необходимо будет выполнить задание с использованием этой программы.
3.7 Теоретический материал по дисциплине “Информатика” (Приложение 2).
Типы данных в ячейках электронной таблицы
Ячейки рабочего листа электронной таблицы могут содержать:
- исходные или первичные данные – константы;
- производные данные, которые рассчитываются с помощью формул и функций.
В обычном режиме работы табличного процессора в ячейках с вычислительными (производными) данными отображаются значения, а формулы можно увидеть лишь при активизации (выделении) ячейки в строке ввода и редактирования.
Можно установить такой режим работы текстового процессора, что в ячейках будут показываться (и выводиться на печать) формулы, а не значения, полученные в результате вычислений. Для этого нужно использовать комaнду меню СЕРВИС—>Параметры и в диалоговом окне Параметры на вкладке Вид в поле Показывать установить переключатель Формулы.
Категория функций Статистические
К уже известным типам данных (текст, число, формула, дата) необходимо добавить функцию. Функция представляет собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать конкретные значения аргументов. Имена функций можно набирать на любом регистре – верхнем или нижнем. После правильного ввода функций буквы автоматически преобразовываются в прописные. Для облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер функций.
Рисунок 1 Примеры статистических функций
Средства Excel для работы с данными списка
Электронная таблица, все строки которой содержат однородную информацию, рассматривается как список или база данных.
К данным, организованным в виде списка (базы данных), можно выполнять следующие операции:
- добавлять, изменять и удалять записи;
- находить записи;
- сортировать записи.
Сортировка данных
Для использования некоторых операций автоматической обработки данных часто бывает необходимо заранее расположить данные в таблице (списке) в строго определенной последовательности – выполнить сортировку исходных данных.
Сортировка осуществляется “на месте” - непосредственно в таблице.
В электронной таблице можно сортировать как строки, так и столбцы. Строки можно отсортировать по значениям ячеек одного столбца или нескольких.
Строки, столбцы ли отдельные ячейки в процессе сортировки переупорядочиваются в соответствии с заданным пользователем порядком сортировки. Списки можно сортировать в возрастающем порядке (от 1 до 9, от А до Я) или в убывающем порядке (от 9 до 1, от Я до А).
По умолчанию Excel сортирует данные в алфавитном порядке. Для сортировки в другом порядке, например чтобы расположить месяцы дни недели в соответствии с логическим, а не алфавитным порядком, следует использовать пользовательский порядок сортировки.
Сортировка данных в электронных таблицах производится с помощью комaнд меню ДАННЫЕ > Сортировка или с помощью кнопок на Стандартной панели инструментов.
Рисунок 2 Пример сортировки данных
Построение диаграмм и графиков
Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных немедленно изменяет свой вид. Для построения диаграммы обычно используется Мастер диаграмм, запускаемый щелчком по кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов. Работа мастера включает 4 шага.
Тип диаграммы. На первом этапе работы мастера выбирают форму диаграммы. Доступные формы перечислены в списке Тип на вкладке Стандартные. Для выбранного типа диаграммы справа указывается несколько вариантов представления данных, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий.
Выбор данных. Второй этап работы мастера служит для выбора данных в окне Источник данных диаграммы, по которым будет строиться диаграмма. Если диапазон данных был выбран заранее, то в области предварительного просмотра окна мастера появится приблизительное отображение будущей диаграммы. Если данные образуют единый прямоугольный диапазон, то их удобно выбирать при помощи вкладки Диапазон данных. Если данные не образуют единой группы, то информацию для отдельных рядов задают на вкладке Ряд.
Рисунок 3 Пример добавления ряда в область диаграммы
Оформление диаграммы. Третий этап работы мастера (диалоговое окно Параметры диаграммы) состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках окна мастера задаются:
- название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки) ;
- отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси) ;
- описание построенных графиков (вкладка Легенда) ;
- отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данным на графике (вкладка Подписи данных).
В зависимости от типа диаграммы некоторые из перечисленных вкладок могут отсутствовать.
Размещение диаграммы. На последнем этапе работы мастера указывается, следует ли использовать для размещения диаграммы новый рабочий лист или использовать один из имеющихся. Обычно этот выбор важен только для последующей печати документа, содержащего диаграмму.
3.8 Задания на закрепление в программе MS Excel в проведении биологических исследований.
Цель пpaктической части занятия: закрепить умения прикладного использования программы MS Excel на примере биологических исследований (Приложение 3).
4. Домашнее задание:
по биологии – стр. 148-151,ответить на контрольные вопросы;
по информатике – отчет по лабораторной работе.
Пример выполненной работы (Приложение 4)
Комментарии:
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
28 03 2024 0:58:29
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
27 03 2024 21:56:12
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
26 03 2024 11:18:53
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
25 03 2024 15:58:14
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
24 03 2024 3:13:34
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
23 03 2024 6:44:52
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
22 03 2024 5:40:59
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
21 03 2024 16:59:12
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
20 03 2024 15:28:46
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
19 03 2024 3:19:21
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
18 03 2024 22:38:19
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...
17 03 2024 9:22:18
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
16 03 2024 17:23:44
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
15 03 2024 23:13:34
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
14 03 2024 12:59:45
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
13 03 2024 12:46:17
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
12 03 2024 1:36:24
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
11 03 2024 18:42:41
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
10 03 2024 11:52:35
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
09 03 2024 23:16:22
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...
08 03 2024 14:29:48
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
07 03 2024 17:18:35
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
06 03 2024 2:13:50
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...
05 03 2024 13:14:26
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
04 03 2024 1:31:12
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
03 03 2024 8:16:18
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
02 03 2024 22:56:50
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
01 03 2024 15:31:10
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
29 02 2024 2:13:25
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
28 02 2024 6:55:10
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
27 02 2024 7:27:30
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
26 02 2024 1:24:40
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
25 02 2024 9:14:15
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
24 02 2024 7:18:19
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
23 02 2024 9:39:21
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...
22 02 2024 19:50:50
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
21 02 2024 1:14:22
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
20 02 2024 21:19:46
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
19 02 2024 20:45:27
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
18 02 2024 13:28:47
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
17 02 2024 12:10:43
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
16 02 2024 0:22:48
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
15 02 2024 9:32:31
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
14 02 2024 4:25:57
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
13 02 2024 1:36:22
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
12 02 2024 20:32:32
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
11 02 2024 10:43:25
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
10 02 2024 20:36:41
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...
09 02 2024 6:34:35
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
08 02 2024 5:30:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::