Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"
Цели и задачи: проверить знания, закрепить и обобщить их; развивать интерес у учащихся к изучению: биологии, истории и обществознания, природы и истории человека с разных точек зрения; учить общению через игру, развивать в детях творческое начало.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок-спектакль.
Время проведения: 2ч.
Оборудование: шкуры, “костёр”, задник “пещера”, музыкальная запись “шум леса” и “танец дикарей”, магнитофон, одежда дикарей, каменные топоры, копья; камни, уголь для наскальных рисунков, рисунок зверя для ритуального танца охотников, задания.
Опережающие задания: для 5 класса - написание эссе “Моё путешествие в первобытный мир”, для 11 класса подготовка к дискуссии “Мой взгляд на происхождение человека”.
Структура урока
1.Вступление.
Ведущий 1:
- Уважаемые гости, мы пригласили вас быть свидетелями исторического события – объединения двух первобытных племён для совместной борьбы с другими воинствующими племенами.
Ведущий 2:
- Прошу войти племя старшее “Тумба-Юмба”. (Заходят мужчины старшего племени, за ними их жёны). Поприветствуйте мужчин старшего племени и их жён-людоедочек из племени “Ням-Ням”.
Ведущий 1:
- Прошу войти младшее племя “Юмба-Тумба”. (Заходит младшее племя). Поприветствуйте члeнов младшего племени. Предлагаем обменяться приветствиями вождям старшего и младшего племён.
Вождь младшего племени приветствует старшее:
- Приветствуем вас, наши старшие собратья.
Вождь старшего племени:
- И мы вас приветствуем, младшее племя.
Ведущий 2:
- Уважаемые племена, для того, чтобы объединиться, вам необходимо выдержать экзамен на сообразительность и художественное мастерство.
2. Проверка знаний и художественного мастерства.
- Блиц-опрос по истории для старшего и младшего племён. Приложение № 1.
- Тест по биологии для 11 класса (письменно). Приложение № 2.
- Тест по истории для 5 класса (письменно). Приложение № 3.
- Решение кроссвордов: “Происхождение человека” 11 класс, “Первобытные охотники и собиратели” 5 класс. Приложение № 4,5
- Сравнить основные стадии антропоидов и гоминид. Работа с таблицей. Приложение № 6.
- Чтение эссе “Моё путешествие в первобытный мир”(5 класс).
- Дискуссия “Мой взгляд на происхождение человека”.
- “Домино” историческое и биологическое для каждого ученика. Приложение № 7,8.
- Выполнение “наскального рисунка”. (Представители-художники старшего и младшего племени).
- Ритуальный танец охотников. (5 класс).
Вождь старшего племени:
- Уважаемые члeны младшего племени, мы принимаем вас в своё племя. Отныне вы наши собратья. (Младшие изображают восторг.)
3. Сценка “В пещере, или из жизни дикарей племени Тумба-Юмба”.
Пещера, горит костёр, слышен шум леса (запись), в пещере первобытные женщины. Они танцуют ритуальный танец “Поклонение огню”. После этого принимаются за работу. Одна - скребёт шкуру, другая - толчёт зерно, третья и четвёртая – готовят, пятая - шьёт или дремлет.
Первая швыряет скрeбло и шкуру:
1.
На земле в пещерный век,
Женщина лишь человек!
А мужчины – мужички –
Мухоморы и сморчки.
2.
Мы, людоедочки из племени “Ням-Ням”,
Очаг храним, детей растим,
Рубилом рубим, скребком скребём,
Из шкур наряды для всех мы шьём!
3.
Бизона сами мы убьём,
Ловушек нароем, медведя вспугнём,
В мамонта копья мы будем метать,
И в птицу из лука успешно стрелять.
4.
Мотыгою землю взрыхлим, а потом
Засеем её мы овсом, ячменём
Когда всё поспеет, костистым серпом
Мы урожай наш с полей уберём.
5.
Ура! Подруги! Настал наш час!
Мужчины – это низший класс.
Мы сами сеем, сами жнём
Без вас, мужья, не пропадём.
Входят мужчины, несут медведя на шесте, бросают у костра, присаживаются.
5. Опять медведя приволокли. Морозильная пещера и так вся мясом забита. Скоро зима, а вы дров не заготовили. Ничего не можете, питекантропы несчастные.
- Бизоны вы недокормленные.
- Мамонты без бивней.
- Австралопитеки недоразвитые.
- Мы сами пойдём и добудем дров.
Женщины хватают топоры, мужчины встают, отвечают жёнам.
1.
А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи! Не вижу я тебя в упор,
Сиди вон и поддерживай огонь.
2.
Выгадывать не смей на мелочах!
Не опошляй семейный наш уклад,
Не убраны пещера и очаг!
Разбаловалась ты в матриархат!
Придержи своё мнение.
Я – глава и мужчина - я!
Соблюдай отношения первобытнообщинные!
3.
Там мамонта убьют, поднимут вой,
Начнут добычу поровну делить.
Я не могу весь век сидеть с тобой –
Мне надо хоть кого-нибудь убить!
Вождь, сидя на медведе:
Сейчас старейшины придут ко мне,
Смотри ещё не выйди гoлой к ним.
В век каменный и не достать камней,
Мне стыдно перед племенем моим.
Пять бы жён мне, … наверное,
Разобрался бы с ними я,
Но дела мои скверные,
Потому что моногамия.
4.
А всё твоя проклятая родня!
Мой дядя, что достался кабану,
Когда был жив, предупреждал меня:
“Нельзя из людоедок брать жену!”.
5.
Не ссорь меня с общиной - это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт
Не клевещи на нашу молодёжь,-
Она надежда наша и оплот,
Ну что глядишь?! Тебя пока не бьют,
Отдай топор, добром тебя прошу,
До трёх считаю, после … укушу!
Вождь:
- Всё, тихо! Женщины отдайте топоры мужьям. Мы сами наготовим дров.
Берёт топор и вручает его вождю младшего племени, мужчины младшего племени, передавая топор из рук в руки, читают “Оду каменному топору”, автора, к сожалению, не помним.
1.
Топор из камня – это сила.
Огрел, и мамонт наповал.
Махнул, и пальму как скосило,
Нарвал кокосов, пожевал.
2.
Отправив дерево в кострище
Пожарил сочный шашлычок
И подался к себе в жилище,
В пещеру к милой под бочок.
3.
Не жизнь, а разлюли-малина.
Когда б не каменный топор,
То дорогую половину
Упёр давно бы подлый вор.
4.
Но с ним забыты страх и голод
Попробуй, сунься кто – убью!
5.
Топор из камня! Дикий гений
Тебя когда-то сотворил,
Тем самым он для поколений
Прогрессу двери отворил.
6.
Возьмёшь топор – сколотишь сани,
Чтоб на санях возить гранит.
Бог Ра горит под небесами
От всех напастей оградит.
4.Итог урока. Подводят учащиеся.
5.Оценки за урок.
Комментарии:
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
27 11 2024 6:40:41
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
26 11 2024 15:29:34
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
25 11 2024 16:13:42
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
24 11 2024 6:32:33
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
23 11 2024 5:36:28
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
22 11 2024 3:40:17
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
21 11 2024 5:24:54
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
20 11 2024 19:14:52
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
19 11 2024 15:32:53
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
18 11 2024 2:53:46
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...
17 11 2024 11:44:26
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
16 11 2024 11:32:52
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...
15 11 2024 18:14:49
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
14 11 2024 19:24:32
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...
13 11 2024 8:48:18
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
12 11 2024 23:44:30
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
11 11 2024 19:30:34
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
10 11 2024 18:19:55
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
09 11 2024 14:39:47
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
08 11 2024 8:58:48
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
07 11 2024 16:22:55
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
06 11 2024 0:29:28
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
05 11 2024 6:54:39
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
04 11 2024 3:23:52
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...
03 11 2024 14:56:30
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
02 11 2024 22:53:11
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
01 11 2024 14:19:10
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
31 10 2024 1:19:25
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
30 10 2024 13:28:28
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...
29 10 2024 21:46:47
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
28 10 2024 9:54:41
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
27 10 2024 8:29:58
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
26 10 2024 22:33:27
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
25 10 2024 13:13:16
Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...
24 10 2024 8:43:28
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
23 10 2024 16:16:19
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
22 10 2024 21:18:10
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
21 10 2024 3:55:17
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
20 10 2024 2:44:12
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...
19 10 2024 16:52:38
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
18 10 2024 12:27:17
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
17 10 2024 6:50:53
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
16 10 2024 21:34:22
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
15 10 2024 6:15:51
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
14 10 2024 2:21:37
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...
13 10 2024 11:40:12
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
12 10 2024 15:46:30
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
11 10 2024 16:25:51
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
10 10 2024 0:28:22
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
09 10 2024 14:43:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::