Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"
Цели и задачи: проверить знания, закрепить и обобщить их; развивать интерес у учащихся к изучению: биологии, истории и обществознания, природы и истории человека с разных точек зрения; учить общению через игру, развивать в детях творческое начало.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок-спектакль.
Время проведения: 2ч.
Оборудование: шкуры, “костёр”, задник “пещера”, музыкальная запись “шум леса” и “танец дикарей”, магнитофон, одежда дикарей, каменные топоры, копья; камни, уголь для наскальных рисунков, рисунок зверя для ритуального танца охотников, задания.
Опережающие задания: для 5 класса - написание эссе “Моё путешествие в первобытный мир”, для 11 класса подготовка к дискуссии “Мой взгляд на происхождение человека”.
Структура урока
1.Вступление.
Ведущий 1:
- Уважаемые гости, мы пригласили вас быть свидетелями исторического события – объединения двух первобытных племён для совместной борьбы с другими воинствующими племенами.
Ведущий 2:
- Прошу войти племя старшее “Тумба-Юмба”. (Заходят мужчины старшего племени, за ними их жёны). Поприветствуйте мужчин старшего племени и их жён-людоедочек из племени “Ням-Ням”.
Ведущий 1:
- Прошу войти младшее племя “Юмба-Тумба”. (Заходит младшее племя). Поприветствуйте члeнов младшего племени. Предлагаем обменяться приветствиями вождям старшего и младшего племён.
Вождь младшего племени приветствует старшее:
- Приветствуем вас, наши старшие собратья.
Вождь старшего племени:
- И мы вас приветствуем, младшее племя.
Ведущий 2:
- Уважаемые племена, для того, чтобы объединиться, вам необходимо выдержать экзамен на сообразительность и художественное мастерство.
2. Проверка знаний и художественного мастерства.
- Блиц-опрос по истории для старшего и младшего племён. Приложение № 1.
- Тест по биологии для 11 класса (письменно). Приложение № 2.
- Тест по истории для 5 класса (письменно). Приложение № 3.
- Решение кроссвордов: “Происхождение человека” 11 класс, “Первобытные охотники и собиратели” 5 класс. Приложение № 4,5
- Сравнить основные стадии антропоидов и гоминид. Работа с таблицей. Приложение № 6.
- Чтение эссе “Моё путешествие в первобытный мир”(5 класс).
- Дискуссия “Мой взгляд на происхождение человека”.
- “Домино” историческое и биологическое для каждого ученика. Приложение № 7,8.
- Выполнение “наскального рисунка”. (Представители-художники старшего и младшего племени).
- Ритуальный танец охотников. (5 класс).
Вождь старшего племени:
- Уважаемые члeны младшего племени, мы принимаем вас в своё племя. Отныне вы наши собратья. (Младшие изображают восторг.)
3. Сценка “В пещере, или из жизни дикарей племени Тумба-Юмба”.
Пещера, горит костёр, слышен шум леса (запись), в пещере первобытные женщины. Они танцуют ритуальный танец “Поклонение огню”. После этого принимаются за работу. Одна - скребёт шкуру, другая - толчёт зерно, третья и четвёртая – готовят, пятая - шьёт или дремлет.
Первая швыряет скрeбло и шкуру:
1.
На земле в пещерный век,
Женщина лишь человек!
А мужчины – мужички –
Мухоморы и сморчки.
2.
Мы, людоедочки из племени “Ням-Ням”,
Очаг храним, детей растим,
Рубилом рубим, скребком скребём,
Из шкур наряды для всех мы шьём!
3.
Бизона сами мы убьём,
Ловушек нароем, медведя вспугнём,
В мамонта копья мы будем метать,
И в птицу из лука успешно стрелять.
4.
Мотыгою землю взрыхлим, а потом
Засеем её мы овсом, ячменём
Когда всё поспеет, костистым серпом
Мы урожай наш с полей уберём.
5.
Ура! Подруги! Настал наш час!
Мужчины – это низший класс.
Мы сами сеем, сами жнём
Без вас, мужья, не пропадём.
Входят мужчины, несут медведя на шесте, бросают у костра, присаживаются.
5. Опять медведя приволокли. Морозильная пещера и так вся мясом забита. Скоро зима, а вы дров не заготовили. Ничего не можете, питекантропы несчастные.
- Бизоны вы недокормленные.
- Мамонты без бивней.
- Австралопитеки недоразвитые.
- Мы сами пойдём и добудем дров.
Женщины хватают топоры, мужчины встают, отвечают жёнам.
1.
А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи! Не вижу я тебя в упор,
Сиди вон и поддерживай огонь.
2.
Выгадывать не смей на мелочах!
Не опошляй семейный наш уклад,
Не убраны пещера и очаг!
Разбаловалась ты в матриархат!
Придержи своё мнение.
Я – глава и мужчина - я!
Соблюдай отношения первобытнообщинные!
3.
Там мамонта убьют, поднимут вой,
Начнут добычу поровну делить.
Я не могу весь век сидеть с тобой –
Мне надо хоть кого-нибудь убить!
Вождь, сидя на медведе:
Сейчас старейшины придут ко мне,
Смотри ещё не выйди гoлой к ним.
В век каменный и не достать камней,
Мне стыдно перед племенем моим.
Пять бы жён мне, … наверное,
Разобрался бы с ними я,
Но дела мои скверные,
Потому что моногамия.
4.
А всё твоя проклятая родня!
Мой дядя, что достался кабану,
Когда был жив, предупреждал меня:
“Нельзя из людоедок брать жену!”.
5.
Не ссорь меня с общиной - это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт
Не клевещи на нашу молодёжь,-
Она надежда наша и оплот,
Ну что глядишь?! Тебя пока не бьют,
Отдай топор, добром тебя прошу,
До трёх считаю, после … укушу!
Вождь:
- Всё, тихо! Женщины отдайте топоры мужьям. Мы сами наготовим дров.
Берёт топор и вручает его вождю младшего племени, мужчины младшего племени, передавая топор из рук в руки, читают “Оду каменному топору”, автора, к сожалению, не помним.
1.
Топор из камня – это сила.
Огрел, и мамонт наповал.
Махнул, и пальму как скосило,
Нарвал кокосов, пожевал.
2.
Отправив дерево в кострище
Пожарил сочный шашлычок
И подался к себе в жилище,
В пещеру к милой под бочок.
3.
Не жизнь, а разлюли-малина.
Когда б не каменный топор,
То дорогую половину
Упёр давно бы подлый вор.
4.
Но с ним забыты страх и голод
Попробуй, сунься кто – убью!
5.
Топор из камня! Дикий гений
Тебя когда-то сотворил,
Тем самым он для поколений
Прогрессу двери отворил.
6.
Возьмёшь топор – сколотишь сани,
Чтоб на санях возить гранит.
Бог Ра горит под небесами
От всех напастей оградит.
4.Итог урока. Подводят учащиеся.
5.Оценки за урок.
Комментарии:
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
25 04 2025 1:51:25

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
24 04 2025 21:44:43
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
23 04 2025 14:41:59
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
22 04 2025 21:51:28
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
21 04 2025 22:31:40
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
20 04 2025 5:27:39
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
19 04 2025 2:48:40
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
18 04 2025 5:30:31
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
17 04 2025 20:42:13
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
16 04 2025 1:51:50
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
15 04 2025 20:31:31

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
14 04 2025 5:27:19
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
13 04 2025 7:44:33
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
12 04 2025 13:34:10
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
11 04 2025 23:18:39
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
10 04 2025 14:42:56
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
09 04 2025 5:39:15
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
08 04 2025 20:17:22

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
07 04 2025 5:37:11
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
06 04 2025 18:33:27
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
05 04 2025 19:47:41
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
04 04 2025 19:35:25
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
03 04 2025 18:50:38
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
02 04 2025 17:57:21
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
01 04 2025 5:11:31
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
31 03 2025 19:36:56
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока.
...
30 03 2025 11:13:21
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
29 03 2025 21:40:26
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
28 03 2025 15:34:27
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
27 03 2025 3:34:28
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
26 03 2025 20:34:12
Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....
25 03 2025 1:20:48
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
24 03 2025 21:19:19
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
23 03 2025 15:57:51
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
22 03 2025 1:56:34
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
21 03 2025 22:33:29
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
20 03 2025 6:14:33
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
19 03 2025 7:27:22
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
18 03 2025 0:38:56
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
17 03 2025 4:42:55
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
16 03 2025 7:59:31
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
15 03 2025 3:25:28
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
14 03 2025 11:35:39
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
13 03 2025 20:51:17
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
12 03 2025 16:32:31
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
11 03 2025 5:10:54
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
10 03 2025 4:28:55
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
09 03 2025 11:25:42
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
08 03 2025 9:46:57
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
07 03 2025 20:41:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::