Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"
Цели и задачи: проверить знания, закрепить и обобщить их; развивать интерес у учащихся к изучению: биологии, истории и обществознания, природы и истории человека с разных точек зрения; учить общению через игру, развивать в детях творческое начало.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок-спектакль.
Время проведения: 2ч.
Оборудование: шкуры, “костёр”, задник “пещера”, музыкальная запись “шум леса” и “танец дикарей”, магнитофон, одежда дикарей, каменные топоры, копья; камни, уголь для наскальных рисунков, рисунок зверя для ритуального танца охотников, задания.
Опережающие задания: для 5 класса - написание эссе “Моё путешествие в первобытный мир”, для 11 класса подготовка к дискуссии “Мой взгляд на происхождение человека”.
Структура урока
1.Вступление.
Ведущий 1:
- Уважаемые гости, мы пригласили вас быть свидетелями исторического события – объединения двух первобытных племён для совместной борьбы с другими воинствующими племенами.
Ведущий 2:
- Прошу войти племя старшее “Тумба-Юмба”. (Заходят мужчины старшего племени, за ними их жёны). Поприветствуйте мужчин старшего племени и их жён-людоедочек из племени “Ням-Ням”.
Ведущий 1:
- Прошу войти младшее племя “Юмба-Тумба”. (Заходит младшее племя). Поприветствуйте члeнов младшего племени. Предлагаем обменяться приветствиями вождям старшего и младшего племён.
Вождь младшего племени приветствует старшее:
- Приветствуем вас, наши старшие собратья.
Вождь старшего племени:
- И мы вас приветствуем, младшее племя.
Ведущий 2:
- Уважаемые племена, для того, чтобы объединиться, вам необходимо выдержать экзамен на сообразительность и художественное мастерство.
2. Проверка знаний и художественного мастерства.
- Блиц-опрос по истории для старшего и младшего племён. Приложение № 1.
- Тест по биологии для 11 класса (письменно). Приложение № 2.
- Тест по истории для 5 класса (письменно). Приложение № 3.
- Решение кроссвордов: “Происхождение человека” 11 класс, “Первобытные охотники и собиратели” 5 класс. Приложение № 4,5
- Сравнить основные стадии антропоидов и гоминид. Работа с таблицей. Приложение № 6.
- Чтение эссе “Моё путешествие в первобытный мир”(5 класс).
- Дискуссия “Мой взгляд на происхождение человека”.
- “Домино” историческое и биологическое для каждого ученика. Приложение № 7,8.
- Выполнение “наскального рисунка”. (Представители-художники старшего и младшего племени).
- Ритуальный танец охотников. (5 класс).
Вождь старшего племени:
- Уважаемые члeны младшего племени, мы принимаем вас в своё племя. Отныне вы наши собратья. (Младшие изображают восторг.)
3. Сценка “В пещере, или из жизни дикарей племени Тумба-Юмба”.
Пещера, горит костёр, слышен шум леса (запись), в пещере первобытные женщины. Они танцуют ритуальный танец “Поклонение огню”. После этого принимаются за работу. Одна - скребёт шкуру, другая - толчёт зерно, третья и четвёртая – готовят, пятая - шьёт или дремлет.
Первая швыряет скрeбло и шкуру:
1.
На земле в пещерный век,
Женщина лишь человек!
А мужчины – мужички –
Мухоморы и сморчки.
2.
Мы, людоедочки из племени “Ням-Ням”,
Очаг храним, детей растим,
Рубилом рубим, скребком скребём,
Из шкур наряды для всех мы шьём!
3.
Бизона сами мы убьём,
Ловушек нароем, медведя вспугнём,
В мамонта копья мы будем метать,
И в птицу из лука успешно стрелять.
4.
Мотыгою землю взрыхлим, а потом
Засеем её мы овсом, ячменём
Когда всё поспеет, костистым серпом
Мы урожай наш с полей уберём.
5.
Ура! Подруги! Настал наш час!
Мужчины – это низший класс.
Мы сами сеем, сами жнём
Без вас, мужья, не пропадём.
Входят мужчины, несут медведя на шесте, бросают у костра, присаживаются.
5. Опять медведя приволокли. Морозильная пещера и так вся мясом забита. Скоро зима, а вы дров не заготовили. Ничего не можете, питекантропы несчастные.
- Бизоны вы недокормленные.
- Мамонты без бивней.
- Австралопитеки недоразвитые.
- Мы сами пойдём и добудем дров.
Женщины хватают топоры, мужчины встают, отвечают жёнам.
1.
А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи! Не вижу я тебя в упор,
Сиди вон и поддерживай огонь.
2.
Выгадывать не смей на мелочах!
Не опошляй семейный наш уклад,
Не убраны пещера и очаг!
Разбаловалась ты в матриархат!
Придержи своё мнение.
Я – глава и мужчина - я!
Соблюдай отношения первобытнообщинные!
3.
Там мамонта убьют, поднимут вой,
Начнут добычу поровну делить.
Я не могу весь век сидеть с тобой –
Мне надо хоть кого-нибудь убить!
Вождь, сидя на медведе:
Сейчас старейшины придут ко мне,
Смотри ещё не выйди гoлой к ним.
В век каменный и не достать камней,
Мне стыдно перед племенем моим.
Пять бы жён мне, … наверное,
Разобрался бы с ними я,
Но дела мои скверные,
Потому что моногамия.
4.
А всё твоя проклятая родня!
Мой дядя, что достался кабану,
Когда был жив, предупреждал меня:
“Нельзя из людоедок брать жену!”.
5.
Не ссорь меня с общиной - это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт
Не клевещи на нашу молодёжь,-
Она надежда наша и оплот,
Ну что глядишь?! Тебя пока не бьют,
Отдай топор, добром тебя прошу,
До трёх считаю, после … укушу!
Вождь:
- Всё, тихо! Женщины отдайте топоры мужьям. Мы сами наготовим дров.
Берёт топор и вручает его вождю младшего племени, мужчины младшего племени, передавая топор из рук в руки, читают “Оду каменному топору”, автора, к сожалению, не помним.
1.
Топор из камня – это сила.
Огрел, и мамонт наповал.
Махнул, и пальму как скосило,
Нарвал кокосов, пожевал.
2.
Отправив дерево в кострище
Пожарил сочный шашлычок
И подался к себе в жилище,
В пещеру к милой под бочок.
3.
Не жизнь, а разлюли-малина.
Когда б не каменный топор,
То дорогую половину
Упёр давно бы подлый вор.
4.
Но с ним забыты страх и голод
Попробуй, сунься кто – убью!
5.
Топор из камня! Дикий гений
Тебя когда-то сотворил,
Тем самым он для поколений
Прогрессу двери отворил.
6.
Возьмёшь топор – сколотишь сани,
Чтоб на санях возить гранит.
Бог Ра горит под небесами
От всех напастей оградит.
4.Итог урока. Подводят учащиеся.
5.Оценки за урок.
Комментарии:
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
30 05 2023 8:56:12
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
29 05 2023 23:17:32
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
28 05 2023 0:38:18
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
27 05 2023 3:20:43
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
26 05 2023 18:25:46
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
25 05 2023 6:28:27
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
24 05 2023 14:27:29
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
23 05 2023 16:15:54
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
22 05 2023 5:56:12
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
21 05 2023 15:23:58
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
20 05 2023 5:51:19
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
19 05 2023 7:58:14
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
18 05 2023 19:43:23
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
17 05 2023 14:38:53
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
16 05 2023 7:44:49
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
15 05 2023 3:42:18
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
14 05 2023 6:52:45
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
13 05 2023 4:26:22
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
12 05 2023 5:37:24
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
11 05 2023 8:40:29
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
10 05 2023 5:14:43
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
09 05 2023 4:45:57
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
08 05 2023 18:17:33
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
07 05 2023 17:50:47
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
06 05 2023 18:41:27
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
05 05 2023 20:24:52
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
04 05 2023 5:52:39
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
03 05 2023 8:48:29
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
02 05 2023 5:37:12
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
01 05 2023 15:31:58
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
30 04 2023 2:26:44
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
29 04 2023 6:53:58
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
28 04 2023 23:59:19
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
27 04 2023 13:28:50
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
26 04 2023 5:20:59
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
25 04 2023 17:59:59
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
24 04 2023 18:24:49
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
23 04 2023 20:48:42
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
22 04 2023 11:50:24
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
21 04 2023 6:53:13
Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры.
Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес.
Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.
...
20 04 2023 0:57:19
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
19 04 2023 1:12:38
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
18 04 2023 23:26:51
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
17 04 2023 5:15:16
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
16 04 2023 5:42:26
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
15 04 2023 20:13:11
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
14 04 2023 22:11:53
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
13 04 2023 0:52:28
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
12 04 2023 3:28:21
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
11 04 2023 11:22:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::