Деление клетки. Митоз
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: рассказ с элементами беседы, демонстрация, выполнение пpaктического задания.
Цель урока: cформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла.
Задачи:
- Обучающие: способствовать формированию знаний о способах деления клеток, клеточном цикле, механизме процесса митоза, его биохимических основах и биологическом значении.
- Развивающие: развивать умение работать с учебником, рисунками, таблицей, схемами, анализировать, сравнивать, выделять главное.
- Воспитательные: способствовать формированию кругозора и научной картины мира учащихся, воспитание правильного поведения на уроке.
Технические средства обучения: таблицы по общей биологии, презентация «Деление клетки. Митоз», микроскоп и микропрепарат деление клетки лука, интернет.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 | Организационный момент |
|
Приветствие. Отметка отсутствующих. | Открывают учебники и тетради на нужной странице | 1 |
2 | Актуализация знаний | Работа по вопросам, необходимым для
изучения новой темы. Ребята, давайте вспомним, что такое «деление клетки»? Что такое ДНК? Что вам известно о репликации ДНК и хромосомах? Что значит диплоидный набор хромосом, а что – гаплоидный? (Дети отвечают на вопросы, в процессе ответов учитель корректирует учащихся) Сегодня мы познакомимся с одним из типов деления клеток – митозом. Узнаем, что такое клеточный цикл и сформулируем биологическое значение митоза. (Презентация, слайд 5) |
Ученики отвечают на поставленные
вопросы: Деление клетки – это форма размножения организмов и некоторых клеток, входящих в состав многоклеточного организма; ДНК – высокомолекулярное соединение, носитель наследственной информации; Репликация ДНК – процесс самоудвоения молекулы ДНК; Хромосомы – органоид клеточного ядра, который является носителем генетической информации и определяет наследственные свойства клеток и организма в целом; Гаплоидный набор хромосом хаpaктерен для пoлoвых клеток, а диплоидный – для соматических |
3 |
|
3 | Изучение нового материала | http://infox.ru/science/human/2009/12/30/familii_genetica.phtml | Прежде чем начать рассказ ученики
смотрят видеозапись «Митоз» Рассказ учителя с опорой на видеозапись и презентацию. Клеточный цикл – это период жизни клетки от конца одного деления до конца следующего. Клеточный (митотический, жизненный) цикл клетки включает две фазы – интерфазу и собственно митоз. Интерфаза – последовательность событий, подготавливающих митоз. Интерфаза проходит в несколько этапов: Пресинтетический – подготовка к удвоению ДНК, развиваются рибосомы; Синтетический – репликация ДНК и центриолей, синтез РНК и белков, связанных с ДНК; Премитотический – усиливается формирование лизосом, делятся митохондрии и синтезируются новые белки, необходимые для митоза. Клетка может временно или постоянно выйти из клеточного цикла, тогда в ней не происходит репликация ДНК – фаза G0 (Презентация, слайды 6-10) Митоз Профаза: спирализация хромосом; разрушение ядерной оболочки; разрушение ядрышек; формирование митотического аппарата: расхождение центриолей у полюсам клетки, образование веретена деления. (Презентация, слайды 14, 15) Метафаза: Клетка диплоидна; По экватору выстраиваются двухроматидные хромосомы; Нити веретена деления прикрепляются к центромере каждой хроматиды. (Презентация, слайды 16, 17) Анафаза: К полюсам клетки отходит по одной хроматиде каждой из хромосом. (Презентация, слайды 18, 19) Телофаза: Разрушение митотического аппарата; Разделение цитоплазмы; Деспирализация хромосом% Формирование ядерных оболочек. (Презентация, слайды 20, 21) Самостоятельная работа – учащимся предлагается заполнить таблицу «Биологическое значение митоза». (Презентация, слайд 22) Пpaктическая работа – используя микроскопы и препарат «Митоз в клетках корешка лука», карту митоза, найдите в клетках, изученные нами стадии митоза. |
Учащиеся фиксируют в тетради основные процессы, которые происходят в фазах митоза, заполняют таблицу «Биологическое значения митоза». | |
4 | Закрепление | http://fcior.edu.ru/card/13478/zhiznennyy-cikl-kletki-delenie-kletki-mitoz-meyoz-amitoz.html | |||
5 | Итог урока | Цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся. | |||
6 | Домашнее задание |
Комментарии:
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
01 04 2025 20:54:10
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
31 03 2025 9:17:36

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
30 03 2025 18:48:31
В статье представлена разработка урока по данной теме.
...
29 03 2025 7:16:18
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
28 03 2025 20:27:17
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
27 03 2025 2:31:28
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
26 03 2025 17:22:24
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
25 03 2025 2:32:28
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
24 03 2025 9:56:31
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
23 03 2025 23:30:54
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
22 03 2025 5:54:13
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
21 03 2025 20:58:38
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
20 03 2025 16:34:21
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
19 03 2025 2:46:30
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
18 03 2025 10:29:15
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
17 03 2025 8:59:11
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
16 03 2025 18:58:57
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
15 03 2025 8:41:49
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
14 03 2025 5:12:41
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
13 03 2025 22:26:45
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
12 03 2025 2:54:27
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
11 03 2025 21:34:32
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
10 03 2025 14:42:32
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
09 03 2025 20:58:25
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
08 03 2025 5:32:14
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
07 03 2025 21:25:20
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
06 03 2025 4:48:48
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
05 03 2025 15:16:39
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
04 03 2025 18:42:19
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
03 03 2025 18:46:17
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
02 03 2025 0:23:32
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
01 03 2025 22:34:28
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
28 02 2025 22:35:18
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
27 02 2025 9:26:33
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
26 02 2025 12:30:38
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
25 02 2025 18:31:10
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
24 02 2025 11:15:10
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
23 02 2025 11:30:57
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
22 02 2025 4:45:33
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
21 02 2025 7:55:41
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
20 02 2025 17:36:53
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
19 02 2025 18:11:25
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
18 02 2025 22:16:48
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
17 02 2025 11:52:17
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
16 02 2025 23:41:24
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
15 02 2025 13:34:39
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
14 02 2025 14:15:47
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
13 02 2025 6:50:34
На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....
12 02 2025 14:37:52
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
11 02 2025 13:53:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::