Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

Содержание
1. Организация полевой пpaктики по ботанике
2. Методика сбора и сушки растений
3. Методика определения растений
4. Методика оформления гербария
5. Методика биоэкологического описания растений
6. Методика описания лесного растительного сообщества
7. Методика описания луговой и степной растительности
Использованная литература
1. Организация полевой пpaктики по ботанике
Полевая пpaктика включает в себя следующие формы работы: экскурсии группы учащихся под руководством учителя, камеральную (в классе) обработку собранных материалов (описание и определение растений, их морфологический анализ, анатомическое изучение и т.д.), ведение дневников и флористических списков (тетрадей), выполнение самостоятельных наблюдений и исследований по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций, участие в природоохранительных мероприятиях. В конце пpaктики проводится итоговая конференция и зачет.
Изучение флоры находит отражение в флористической тетради, которая постепенно заполняется на протяжении всей пpaктики. Целесообразно сразу размещать виды по систематическим группам - семействам для цветковых растений и классам других групп. В флористическую тетрадь записывают названия видов - русские и латинские, указывают жизненную форму растения, его экологическую приуроченность (типичные местообитания), наиболее существенные биологические особенности (например, сорность, ядовитость и т.п.). Особо отмечаются редкие и охраняемые виды.
Дневник пpaктики ведет каждый ученик. Дневник не должен служить полевым блокнотом, иначе он может быть истрепан, испачкан, вымочен. В него записывают результаты наблюдений, сделанных на экскурсии или во время лабораторной работы. Очень важно научиться вести записи лаконично, так, чтобы они отражали конкретные особенности местности, природные явления, специфику изучаемых объектов. Нельзя загромождать дневник общими сведениями, повторяющими учебник и другие руководства, зато очень важно - пусть в несовершенной форме - заносить в него свои соображения и возникающие вопросы. Сформулированный вопрос помогает искать на него ответ. Так что ведение дневника становится частью исследовательской работы.
Самостоятельные учебно-исследовательские работы по избранным темам выполняются бригадами из 2-3 учащихся. По результатам самостоятельной работы учащиеся представляют письменный отчет, снабженный документальными материалами (гербарий или другая коллекция, рисунки, фотографии, схемы, цифровой материал, графики и пр.). Материалы самостоятельных работ обсуждаются на итоговой конференции.
Материалами к зачету для ученика служат: дневник пpaктики, лабораторная тетрадь, флористическая тетрадь, отчет о самостоятельной учебно-исследовательской работе, а также собранные на пpaктике коллекции самостоятельно определенных растений.
2. Методика сбора и сушки растений
Сбор растения для гербария
Сбор растений лучше проводить в ясную и сухую погоду. Растения, собранные в дождливую или пасмурную погоду, плохо поддаются сушке, изменяется их естественная окраска.
Для гербаризации пригодны целые растения без повреждений грибами, насекомыми и животными. Деревья и кустарники собирают в виде типичных ветвей с цветками, плодами, шишками и корой. У деревьев для гербария собирают ветви и кору на высоте не ниже 1,5-2 м, у кустарников - в середине куста. Наземные травянистые растения выкапывайте с большим комом земли, осторожно стряхните землю с корней так, чтобы не повредить корневую систему. Травянистые растения высотой до 1 м соберите в целом, а более крупные - частями: подземные органы, части стeбля с прикорневыми, срединными и верхушечными листьями, цветками (соцветиями), плодами, семенами и спорангиями. Желательно выбирать растения только что раскрывшимися цветками и незрелыми плодами, чтобы последние не осыпались при сушке и оформлении гербария.
Собранные растения вложите в рубашки из газеты, сложенной вдвое: причем в одну рубашку можно закладывать только один вид растения, собранного с одного места в одно и то же время. Количество растений в одной рубашке зависит от их величины: мелкие растения закладывайте в большом количестве так, чтобы они в один слой заняли всю рубашку; растения высотой от 20 до 50 см - в количестве 3-5; крупные растения высотой до 1 м, согнутые под острым углом, - в количестве 1-2; очень крупные растения высотой больше 1 м - частями. Концы заложенных в рубашки растений не должны высовываться из них, в противном случае они повянут и будут не пригодны для гербаризации. Если вы собрали растения с толстыми корнями, корневищами, клубнями и луковицами, то сразу разрежьте их и заложите в рубашки, осторожно расправив разрезанные подземные органы. Рубашки с растениями положите в гербарные папки или в ботанический пресс.
Во время сбора растений, одновременно напишите черновую этикетку с указанием местонахождения, местопроизрастания, даты сбора и фамилии того, кто собрал растение. Черновая этикетка заполняется на любой бумаге (9х6 см).
Сушка собранных растений
Растения тщательно очистите от посторонних примесей вручную и переложите в сушильные рубашки из газетной бумаги (42х30 см), расправив его. Между рубашками вложите прокладки из 2-3 листов такой же бумаги. Уложив растения в рубашках с прокладками в ботанический пресс, туго затяните его крепким шпагатом и поставьте в хорошо освещенное место или около нагревательных приборов. В первый день сушки прокладки меняйте 2 раза, во второй день - 1-2 раза, в последующие дни - по 1 разу. Свободные прокладки сушите на солнце в полуденные часы, если погода пасмурная - прогладьте горячим утюгом.
Растения сохнут от 4 до 7 дней. Нельзя допускать пересушки растений, пересушенные растения быстро ломаются. Растение считается сухим, если оно не сгибается, когда берешь за нижнюю часть стeбля, и не чувствуется ощущение холода, когда прикладываешь растение к лицу.
При сушке некоторых растений нужно дополнительно знать следующие приемы. Суккуленты и луковицы растений сохнут быстрее и лучше, если их разрезать, обдать кипятком и выжать воду, предварительно заложив их в рубашки из нескольких слое фильтровальной бумаги. Хвойные породы, особенно лиственница и ель, при обычной сушке теряют хвою. Для сохранения хвои ветви также обдают кипятком. Если цветки растений при сушке быстро теряют свою окраску, то после двухдневной сушки прогладьте их горячим утюгом до полной потери влаги. Для сохранения формы и яркой окраски цветков обверните их ватой. Вовнутрь крупных цветков вложите вату. Запомните, что чем дольше сушится растение, тем хуже качество гербария - растения теряют естественную окраску (желтеют или темнеют).
3. Методика определения растений
Изучение флоры связано с определением составляющих ее растений. Определить растение - это значит установить его точное видовое название и принадлежность к более крупному таксону. Определение можно проводить как непосредственно в природе, не повреждая растения, так и в лаборатории (что приходится делать в случаях, когда необходимо пользоваться оптикой) по свежему или гербарному материалу. Определяют растения с помощью определителя.
Оборудование: определители растений, лупы, препаровальные иглы, линейки, бумага для этикеток.
Определитель состоит из таблиц для определения. Обычно первой помещают таблицу для определения семейств, вслед за ней идут таблицы, по которым находят принадлежность растений к роду и виду в пределах рода. В ботанических определителях и \"флорах\" таблицы строятся обычно по дихотомическому (вильчатому) принципу: они состоят из пронумерованных ступеней, каждая из которых включает два взаимоисключающих диагноза - тезу и антитезу. Выбор одного из этих диагнозов в соответствии с признаками искомого растения и составляет сущность определения.
Ошибки в определении чаще всего происходят от невнимательного выбора диагноза без детального анализа всех указанных им признаков. Чтобы избежать таких ошибок, надо следовать следующим правилам:
1) перед определением анализируют все признаки растения;
2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывают диагнозы, тезы и антитезы каждой ступени, учитывая весь комплекс, а не один признак;
3) встретившись с незнакомым термином, следует выяснить его значение.
Последовательность определения растений
(памятка для учащихся)
- Определение всегда начинать с первой ступени. Внимательно прочитать тезу и антитезу и сравнить признаки, приведенные в них, с гербарием определенного растения;
- Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходят к ступени, номер которой указан после антитезы;
- В указанной ступени опять сравнивать признаки растения с тезой и антитезой. Выбирают одну из них и переходят к другой ступени, куда вас отсылают;
- Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается;
- Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское с указанием автора) в этикетку гербарного образца, в флористическую тетрадь.
4. Методика оформления гербария
Для оформления гербария отберите лучшие из высушенных растений и смонтируйте их на стандартном листе (42х28 см) светлого тона плотной бумаги хорошего качества. Растения должны занять весь лист равномерно за исключением нижнего правого угла, где наклеивается этикетка.
На гербарный лист монтируется одно крупное растение или несколько мелких растений корнями вниз, цветками и плодами вверх. Растение плотно прикрепите к листу во избежание механических повреждений: толстые органы пришейте зеленой или серой ниткой, тонкие части приклейте узкими полосками плотной бумаги одного тона с гербарным листом. Этикетку, аккуратно заполненную или отпечатанную, наклейте в правом нижнем углу, на 1 см отступив от края листа. Гербарная этикетка является паспортом растения, поэтому заполняйте ее аккуратно и полно. Она включает следующие сведения о растении:
Гербарная этикетка
1. Название школы, где учится ученик, собравший растение.
2. Название семейства на латинском и русском языках.
3. Видовое название растения на латинском и русском языках.
4. Местонахождение - административный пункт, где собрано растение.
5. Местообитание - фитоценоз, где растет растение.
6. Фамилия и имя того, кто собрал растение.
7. Фамилия и имя того, кто определил растение.
8. Дата сбора растения.
Образец гербарной этикетки
Чурапчинская общеобразовательная школа №2
Сем. Ranunculaceae - Лютиковые
Ranunculus repens L. - Лютик ползучий
Республика Саха (Якутия) Чурапчинский улус, окр-сть селаЧурапча.
Опушка ивняков на первой надпойменной террасе долины Средней Лены.
Собрал Слепцов Сергeй
Определил слепцов Сергeй 8 июня 2007 г.
5. Методика биоэкологического описания растений
Биоэкологическая хаpaктеристика растений складывается из описания морфологических (внешнего строения органов), биологических (хаpaктера роста и развития) и экологических (взаимодействий с условиями среды) признаков растений.
Описание растений проводится по следующей схеме:
Название вида: русское, латинское, якутское.
Местообитание: лес, луг, болото, водоем и др.
Рельеф местности: понижение, склон, вершина горы и т.д.
Почва: механический состав (песчаный, супесчаный, суглинистый и глинистый), влажность (сухой, свежий, влажный, мокрый), название почвы.
Продолжительность жизни: дерево, кустарник, кустарничек, полукустарник, травянистое растение - многолетние, двулетние, однолетние, эфемероиды и эфемеры (таблица 1).
Таблица 1. Группы растений по продолжительности жизни
| Группы растений | Биологические особенности |
| Дерево | Многолетнее растение с одревесневшими частями, с хорошо выраженным главным стволом, превышающим 2 м в высоту |
| Кустарник | Древесное растение без главного ствола с ветвлением у самой поверхности почвы, его высота меньше 3 м |
| Кустарничек | Отличается от кустарника низкорослостью, высота не больше 50-60 см |
| Полукустарник | Растение в нижней части деревянистое, в верхней - травянистое. Надземные органы на зиму отмирают, перезимовывают лишь одревесневшие основания надземных побегов |
| Многолетние травы | Растения с корневищами, луковицами, многолетними корнями. Они перезимовывают в виде луковиц, корневищ, вегетируют, цветут и плодоносят ряд лет |
| Двулетники | Цветут и плодоносят, чаще всего, на второй год жизни |
| Однолетники | Успевают пройти весь цикл развития за один вегетационный период |
| Эфемероиды | Многолетние травянистые растения, которые вегетируют и плодоносят за короткий, благоприятный период года |
| Эфемеры | Однолетние растения, проходящие весь цикл развития за короткий, влажный период года |
Жизненные формы растений (таблица 2).
Таблица 2. Жизненные формы по Раункиеру
| Жизненные формы | Биологические особенности |
| Терофиты | Однолетние растения, не имеющие зимующих почек и перезимовывающие в виде семян |
| Криптофиты | Многолетние и двулетние растения, у которых почки возобновления находятся в почве |
| Гемикриптофиты | Многолетние травянистые растения и полукустарники, у которых почки возобновления находятся на самой поверхности почвы |
| Хамефиты | Кустарнички и полукустарники, у которых почки возобновления находятся низко над поверхностью почвы |
| Фанерофиты | Древесные и кустарниковые породы, у которых почки возобновления расположены высоко над поверхностью почвы. |
Корень:
- по форме (стержневая и мочковатая корневые системы) ;
- по происхождению (главный, боковой и придаточный) ;
- по расположению в почве (поверхностная и глубокие корневые системы) ; видоизменения корня (утолщенные - \"корнеплоды\", корневые шишки - корнеклубни, корни-присоски) ;
- микориза (эктотрофная и эндотрофная) ;
- симбиоз (клубеньковые бактерии).
Стебель:
- высота - в см для травянистых, полукустарниковых и кустарничковых видов, в м для древесных и кустарниковых видов;
- по форме роста - прямостоячий, восходящий или приподнимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и лазающий;
- по ветвлению - простой и неветвистый, моноподиальный, симподиальный, дихотомический и ложнодихотомический;
- по форме поперечного сечения - цилиндрический, бороздчатый, трех-, четырех- и многогранный, сплюснутый, крылатый, полый внутри или плотный;
- по особенностям поверхности - у травянистых растений растений: гoлый, опушенный (волоски жесткие или мягкие, прижатые к стeблю или оттопыренные, редкие или густые), у древесных растений: окраска и трещиноватость коры;
- почки - расположение (верхушечное и пазушное), строение (размер, форма, окраска чешуй, хаpaктер прикрепления к стeблю) ;
- видоизменения побега и стeбля - корневище (простое или ветвистое, горизонтальное, вертикальное или косое, длинное или короткое, толстое или тонкое), клубень, луковица, клубнелуковица, филлокладии, колючки, усы (их форма и размер).
8. Лист (при описании листа нужно указать различия верхушечных, средних и нижних листьев. Описывают, обычно, средние листья):
- листорасположение - очередное, супротивное, мутовчатое и прикорневая розетка;
- по прикреплению к стeблю - коротко- и длинночерешковый, сидячий, полустeблеобъемлющий, низбегающий и влагалищный;
- по степени сложности - простой и сложный (тройчатосложный, пальчатосложный, парноперистосложный, непарноперистосложный) ;
- по форме листовой пластинки (для сложных листьев листочки) - игольчастый, линейный, ланцетный, эллиптический, овальный, округлый, яйцевидный, сердцевидный, почковидный, копьевидный, ромбический, стреловидный, лировидный;
- по рассеченности листовой пластинки для простых листьев - цельный, пальчато- или перистолопастный, пальчато- или перистораздельный, пальчато- или перисторассеченный, иногда дважды-, триждыперисторассеченный;
- по краю листовой пластинки - цельнокрайний, волнистый, гордчатый, зубчатый, пильчатый, двоякозубчатый, двоякопильчатый;
- жилкование - простое, параллельное, дуговое, пальчатое, перистое и сетчатое;
- по особенностям поверхности - гoлый, опушенный (волоски простые или сложные, жесткие или мягкие, прижатые или оттопыренные, редкие или густые), покрыт кутикулой, восковым налетом или нет;
- прилистники - рано опадающие или долго сохраняющиеся, форма и размер;
- видоизменение листа - колючки и усы.
9. Цветок и соцветия:
- по расположению на стeбле - одиночные (верхушечные или пазушные), по 2-3 в пазухах листьев или собраны в соцветия (кисть, сережка, простой колос, сложный колос, початок, метелка, простой зонтик, сложный зонтик, головка, корзинка, завиток, извилина, дихазий или полузонтик) ; нужно зарисовать схему соцветия и определить размер соцветия и количество цветков в нем;
- по прикреплению - сидячий или на цветоножке;
- строение цветоложа - плоское, выпуклое, коническое, вогнутое цветоложе; поверхность цветоложа гoлая, волосистая, ямчатая, покрыта пленками или прицветниками;
- околоцветник - простой (чашечковидный, лепестковидный или чешуйчатый, двойной (чашечка и венчик) ;
- чашечка - свободнолистная, сростнолистная; число чашелистиков, долей, их форма, окраска и размер;
- венчик - свободнолепестный, сростнолепестный; число лепестков, долей и зубцов, их форма, окраска, размер и место прикрепления (к цветоложу, верхушке завязи, чашелистикам) ;
- симметрия - актиноморфность (правильный цветок), зигоморфность и асимметричность (неправильный цветок) ;
- пол цветка - однополый (пестичный и тычиночный), обоеполый; однодомное и двудомное растение;
- андроцей - количество тычинок, свободные или сросшиеся (степень срастания), место прикрепления тычинки (к цветоложу, стенке завязи и лепесткам) и пыльника к тычиночной нити (своим основанием или средней частью качающее) ;
- гинецей - апокарпный и ценокарпный (синкарпный, паpaкарпный и лизикарпный) ; число плодолистиков, столбиков и рылец; завязь (верхняя, нижняя и полунижняя) и ее поверхность (гoлая и опушенная) ;
- способы опыления цветка - энтомофилия, анемофилия, гидрофилия.
Экологические группы растений по отношению к свету:
светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Светолюбивые растения могут развиваться лишь при сильном освещении и не выдерживают затенения. Тенелюбивые растения наоборот не выдерживают сильного освещения. Теневыносливые растения лучше развиваются на свету, в то же время могут безболезненно переносить некоторое затенение.
11. Экологические группы растений по отношению к воде (таблица 3).
Таблица 3.Экологические группы растений по отношению к воде
| Экологические группы | Местообитание и биологические особенности |
| Гидрофиты | Водные растения, которые полностью или частично погружены в воду. Они плавают в воде свободно или прикреплены ко дну водоема |
| Гигрофиты | Растения избыточно увлаженных местообитаний (болото, сырые луга) |
| Мезофиты | Растения среднеувлажненных мест (лиственничные, березовые леса, луга) |
| Ксерофиты | Растения сухих местообитаний (степные участки, каменистые склоны и сухие сосновые леса). |
| Психрофиты | Растения влажных и холодных местообитаний (высокогорье и тундра) |
| Криофиты | Растений сухих и холодных местообитаний (высокогорье) |
Экологические группы растений по отношению к почве (таблица 4)
Таблица 4. Экологические группы растений по отношению к почве
| Экологические группы | Местообитание |
| Мегатрофы | растения плодородных черноземных почв |
| Мезотрофы | растения среднеплодородных дерново-подзолистых почв |
| Олиготрофы | растения бедных песчаных и супесчаных почв |
| Псаммофиты | Растения подвижных песков |
| Хасмофиты | Растения каменистых скал и склонов |
| Оксилофиты | Растения кислых сфагновых болот |
| Галофиты | растения засоленных почв |
| Кальцефилы | Растения известковых отложений и щелочных почв |
| Нитрофилы | Растения богатых азотом мусорных мест |
Значение растения в народном хозяйстве, быту и природе (пищевые, ядовитые, кормовые, технические, лекарственные, декоративные и др.).
Дата описания; фамилия и имя ученика, описавшего растение.
Использованная литература
1. Андреев В.Н., Галактионова Т.Ф., Перфильева В.И., Щербаков И.П. Основные особенности растительного покрова Якутской АССР. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1987.
2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.
3.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Просвещение, 1987.
4. Бавтуто Т.А. Учебно-полевая пpaктика по ботанике. Минск, 1990.
5. Бровкина Е.М., Державина Т.В. Экскурсии в природу // Биология в школе. 1993. №5.
6. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие учащихся 6 класса общеобразовательной школы / под ред. Черновой Н.М./ М.: издат. центр \"Вентана - Граф\", 1999.
7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов пед. Институтов по биол. спец. 4-е изд-е. М.: Просвещение, 1983.
8. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976.
9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1977.
10. Вечен ли лес на вечной мерзлоте. Как организовать общественный мониторинг в лесах мерзлотной зоны: Пособие для руководителей школьных лесничеств и экологических объелинений граждан / Под ред. П.А.Тимофеева, А.П.Исаева, Л.Г.Михалевой. Якутск: Якутский госуниверситет, 1999.
11.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-Н/Д: Изд-во \"Феникс\". 1996.
12. Иванова В.П. Высшие растения окрестностей г. Якутска (Определитель). Учебное пособие. Якутск, 1986.
13. Иванова В.П. Двудольные растения окрестностей г. Якутска (Определитель). Учебное пособие. Якутск: изд-во ЯГУ, 1990.
14. Ильин М.П. Школьный гербарий. М.: Просвещение, 1971.
15. Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М.: Знания, 1986.
16. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984.
17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. СПб. 2000.
18. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Комментарии:
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
24 12 2025 12:20:20
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
23 12 2025 13:38:41
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
22 12 2025 20:41:54
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
21 12 2025 3:48:43
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
20 12 2025 19:23:25
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
19 12 2025 17:35:50
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
18 12 2025 23:19:44
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
17 12 2025 11:49:41
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
16 12 2025 12:55:50
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
15 12 2025 0:46:45
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
14 12 2025 0:38:41
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
13 12 2025 0:37:19
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
12 12 2025 23:56:13
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
11 12 2025 10:36:55
Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
10 12 2025 15:26:28
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
09 12 2025 0:20:50
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
08 12 2025 20:50:35
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
07 12 2025 23:37:54
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
06 12 2025 21:20:13
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
05 12 2025 4:22:37
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
04 12 2025 5:46:15
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
03 12 2025 9:41:37
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
02 12 2025 8:31:47
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
01 12 2025 0:10:39
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
30 11 2025 15:17:51
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
29 11 2025 8:21:37
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
28 11 2025 8:32:49
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
27 11 2025 9:48:38
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
26 11 2025 13:33:36
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
25 11 2025 11:22:20
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
24 11 2025 3:50:24
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
23 11 2025 23:13:32
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
22 11 2025 8:12:58
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
21 11 2025 17:39:11
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
20 11 2025 19:36:49
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
19 11 2025 3:27:40
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
18 11 2025 20:41:34
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
17 11 2025 13:17:30
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
16 11 2025 13:42:37
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
15 11 2025 6:51:11
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
14 11 2025 22:18:20
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
13 11 2025 1:31:19
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
12 11 2025 20:32:12
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
11 11 2025 1:22:28
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
10 11 2025 5:27:19
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
09 11 2025 6:33:52
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
08 11 2025 14:12:38
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
07 11 2025 8:38:13
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа.
...
06 11 2025 2:43:46
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
05 11 2025 17:38:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев
Значение животных в природе и жизни человека