Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"
ЦЕЛИ:
- Изучить особенности цветка как органа размножения растения;
- Познакомиться с разнообразием цветков, продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы.
ЛИЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧАЕМОГО ДЛЯ ШКОЛЬНИКА: Человек постоянно использует покрытосеменные растения, без них невозможно хорошее качество жизни.
ТИП УРОКА: комбинированный, лабораторная работа.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Проблемный. Почему цветковые растения так разнообразны и процветают в биосфере? Частично-поисковый.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Диалог.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ УРОКА: Отдел покрытосеменные(цветковые), класс Двудольные, класс Однодольные, органы растения, эволюция, Обоеполые и Раздельнополые цветы, Однодомные и Двудомные растения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Обсуждают выступления одноклассников, подготовивших опережающее домашнее задание, т.е. повторивших изученное в прошлом учебном году, высказывают своё мнение, отвечают на проблемный вопрос урока.
ОСНАЩЁННОСТЬ УРОКА: магнитофон, музыка “Времена года” “Вальс цветов”,живые цветущие растения, таблицы Органы растения, Строение цветка; Модели-муляжи Цветок вишни, картофеля, пшеницы, редьки дикой; Загадки, стихи о цветах, Сообщения учащихся.
ЗНАТЬ: строение цветка как органа размножения; строение и многообразие соцветий, их функции; значение цветков и плодов в жизни человека.
УМЕТЬ: различать и называть части цветка, различать цветки с простым и двойным околоцветником; различать типы соцветий; работать с натуральными объектами.
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ:
ЗНАТЬ: особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков; особенности двудомных и однодомных растений.
УМЕТЬ: различать обоеполые и раздельнополые цветки, различать однодомные и двудомные растения.
Структура урока:
- Актуализация знаний об отделах растений.
- Изучение нового материала: Вступительное слово
учителя.
- Хаpaктерные признаки цветковых растений;
- Строение цветка, разнообразие, особенности;
- Классы растений: однодольные и двудольные;
- Семейства;
- Сообщения об удивительных цветковых растениях;
- Закрепление: Загадочный гербарий(стихи).
- Работа в рабочих тетрадях. Лабораторная работа.
- Вывод урока. Обобщение.
- Домашнее задание. Оценки.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний об отделах растений:
- Давайте вспомним, какие отделы растений входят в царство Растения?
- Как узнать с какого отдела данное растение?
- Какие отделы из царства Растения мы ещё не изучили?
2. Изучение нового материала:
1. Звучит музыка из балета “Щелкунчик” “Вальс цветов” П.И. Чайковского.
2. Вступление учителя:
- Вы любите цветы? Это тема нашего сегодня урока – Отдел Цветковые растения.
А прозвучала сейчас музыка из балета “Щелкунчик” “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Каждый цветок как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни. А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Цветы украшают Землю уже 125 млн. лет. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.
Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.
Работа с классом: 1. Признаки отдела.
- Давайте попробуем подобрать прилагательные, чтобы описать этот орган растения (красивый, привлекательный, таинственный, чудный, неземной, удивительный. сказочный, волшебный)
- Почему отдел называется “Цветковые”?
- А почему покрытосеменные?
- Назовите известные вам цветковые растения.
- Какие преимущества есть у цветковых растений в отличие от других отделов растений?
- В каких средах обитают эти растения?
- Сколько цветковых растений известно в настоящее время?
2. Строение цветка, разнообразие, особенности.
- По моделям вспомним строение цветка.
- Какие части цветка самые главные, почему?-
- Что такое цветок? (Орган пoлoвoго размножения, Видоизменённый побег, служащий для семенного размножения)
Знакомство с обоеполыми и раздельнополыми цветками.
Знакомство с однодомными и двудомными растениями.
3. Знакомство с классами: Однодольные и Двудольные.
- По систематике все цветковые растения можно разделить на два Класса: Однодольные и Двудольные. Найдите в учебнике таблицу с признаками этих классов (стр. 82-83).Сравним эти признаки: Корень, Жилкование, Количество семядолей в семени, Количество лепестков в цветке.
- Найдём растения класса двудольных в кабинете биологии.
- А сейчас найдём растения класса однодольных.
4. Знакомство с семействами растений и формулой цветка.
- Все растения этих классов можно разделить по семействам. Названия этих семейств вы найдёте в биологических лабиринтах ( крестоцветные, розоцветные, паслёновые, бобовые, сложноцветные. злаки, лилейные) Отличительной особенностью семейств является строение цветка. В биологии принято составлять формулу каждому цветку, как будто паспорт. По формуле цветка можно определить к какому семейству относится данное растение. В учебнике найти формулы цветов разных семейств.
- Какие из этих семейств относятся к однодольным, а какие к двудольным?
5. Сообщения учащихся об удивительных цветах:
- Бывают ли чёрные цветы?( Бывают. Например, чёрные тюльпаны).
- Самое большое в мире соцветие?(У индийской талипотовой пальмы-14 метров в длину).
- Какое цветковое растение самое маленькое в мире?(Вольфия бескорневая-1 мм.)
- Какой цветок самый большой? (Раффлезия)
3. Закрепление:
Загадочный гербарий.(отгадать загадку и определить растение по семействам).
1.
Где-то в чаще гремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка;
Там красные таблетки
Развешаны на ветке (шиповник).
2.
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.
Злак этот древностью гордится -
Уже десять тысяч лет. (пшеница).
3.
Из Америки, друзья
Завезён в Россию я.
Без меня все предки ваши
Ели только щи да кашу (картофель).
4.
Любит он расти на воле,
Не в саду, а в чистом поле,
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке-.
Саблевидном кулачке
Не раскусишь, коль засох
Называется…(горох).
5.
На сурепку похожа,
Но щетиниста кожа
Да цветок покрупнее,
Да окраска бледнее,
Да цветёт всё молодо
До большого холода.(редька дикая).
6.
Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он знатный пан,
Колпачком цветёт (тюльпан).
2. Работа в рабочих тетрадях. Лабораторная работа.
- страница 24 № 3. Рассмотрите цветок шиповника. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
№4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики у цветка шиповника.
- страница26 №4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.
- страница 28 №40.Зарисуйте строение цветка гороха.
№41 Запишите формулу цветка гороха.
- страница 29 № 44. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок.
- страница 30 №45. Зарисуйте цветок дикой редьки.
№46. Запишите формулу цветка дикой редьки.
№47. Зарисуйте цветок картофеля.
№48. Запишите формулу цветка картофеля.
4. Вывод урока. Обобщение.
- Мы сегодня познакомились ещё с одним отделом растений- цветковыми. Какими общими признаками обладают эти растения? Какова роль цветка в жизни этих растений? На какие классы делится отдел? Какие семейства вы запомнили?
- Стихотворение Т. Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
5. Оценки. Домашнее задание.
- Закончить работу в рабочих тетрадях. Выбрать свой любимый цветок и устно описать его. Можно подобрать стихотворение, загадку, нарисовать рисунок.
6. Рефлексия.
- На столе составить цветок из лепестков. По-своему настроению выберите лепесток соответствующей окраски.
Программа под редакцией Захарова В.Б., Сонина Н.И.
Комментарии:
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
19 01 2025 0:42:48
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
18 01 2025 10:51:13
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
17 01 2025 10:39:26
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
16 01 2025 20:42:54
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
15 01 2025 14:32:39
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
14 01 2025 13:54:10
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
13 01 2025 16:50:26
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
12 01 2025 12:17:31
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
11 01 2025 1:29:16
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
10 01 2025 10:17:56
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
09 01 2025 11:39:53
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...
08 01 2025 17:50:28
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
07 01 2025 9:40:29
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
06 01 2025 9:22:13
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
05 01 2025 7:39:23
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
04 01 2025 19:15:48
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
03 01 2025 3:51:36
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
02 01 2025 21:47:27
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
01 01 2025 10:35:36
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
31 12 2024 17:10:11
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
30 12 2024 7:58:49
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
29 12 2024 18:22:52
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
28 12 2024 19:10:27
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
27 12 2024 19:11:39
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...
26 12 2024 10:42:28
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
25 12 2024 13:15:35
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
24 12 2024 6:45:30
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
23 12 2024 3:40:42
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
22 12 2024 13:38:47
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
21 12 2024 15:34:11
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
20 12 2024 23:27:43
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
19 12 2024 3:10:33
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
18 12 2024 12:25:43
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
17 12 2024 5:12:49
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
16 12 2024 0:21:49
Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
15 12 2024 17:39:22
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
14 12 2024 11:17:19
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
13 12 2024 14:28:37
Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
12 12 2024 20:54:37
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
11 12 2024 7:40:34
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
10 12 2024 0:10:29
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...
09 12 2024 3:17:56
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
08 12 2024 22:53:57
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
07 12 2024 22:34:16
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
06 12 2024 7:28:40
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
05 12 2024 15:29:32
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...
04 12 2024 7:57:31
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
03 12 2024 2:25:53
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
02 12 2024 13:41:50
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...
01 12 2024 3:49:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::