Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Вид учебных занятий: пpaктикум, лабораторная работа, работа в группах.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания о закономерностях наследования признаков; подтвердить статистический хаpaктер явления расщепления признаков, возможность математического расчёта вариантов по генотипу и фенотипу;
- показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики;
- закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение;
- познакомить с методикой составления родословной и навыками её анализа.
Развивающие:
- развивать личностно смысловое отношение к учебному предмету: помочь учащимся осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость учебного материала;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, в ситуации неопределённости.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- воспитывать биологическую культуру.
Методы обучения:
- словесный;
- репродуктивный;
- пpaктический;
- аудиовизуальный;
- эвристический;
- стимулирующий.
Методические приёмы:
- анализ;
- сравнение;
- установление аналогии;
- демонстрация таблиц;
- составление схемы;
- работа с алгоритмами;
- работа с контрольными; вопросами;
- решение проблемного вопроса;
- работа с терминами.
Оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебное электронное издание “Лабораторный пpaктикум. Биология. 6-11 класс”, материалы презентации к уроку “Закономерности наследования признаков”, набор фолио “Алгоритм решения прямых задач”, “Алгоритм решения обратных задач”, графопроектор, схема “Определение типов гамет”, таблица “Родословная Пробанда”.
Оборудование: инструктивные карточки к лабораторной работе № 4 (на каждый стол), карточки с условными знаками (на каждую группу), таблички с названием групп, игра “Ромашка” с контрольными вопросами, жетоны (за каждый правильный ответ учащегося), карточки-задания по вариантам, бланк ведомости.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Объявление темы и постановка цели урока.
II. Актуализация опopных знаний, умений и навыков учащихся.
1) Работа с терминами по слайдам № 3-11, презентация “Закономерности наследования признаков”.
2) Работа по группам с необычными свойствами (на столах карточки с названием групп). Деление класса на четыре группы произвольно, с учётом пожеланий учащихся.
- Раскрыть особенности названия группы с обязательными примерами:
I группа – ДОМИНАНТ;
II группа – ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ;
III группа – ГОМОЗИГОТА;
IV группа – ГЕТЕРОЗИГОТА.
Каждый ответ в течение урока учитывается в сводной ведомости по группам, за правильный ответ учащиеся получает жетон.
№ п/п |
Фамилия учащегося |
Количество жетонов (правильных ответов) |
Итоговая оценка |
3) Работа в тетради.
Запись даты, темы урока, вида работы (постоянно оформляя в течение урока).
4) Определение типов гамет (на доске схема “Определение типов гамет”).
2n
(2 – кол-во аллелей; п – кол-во гетерозигот в генотипе)
Разбор одного из важных моментов в решении генетических задач – это определение типов гамет особи по его генотипу. (Примеры генотипов на доске, быстро). Все записи учащиеся оформляют в свои тетради.
Например: Аа ВВ Сс Дд
2n=8 типов гамет: 8:2= по 4; 4:2= по 2; 2:2=1чередуя
1) АВСД; 3) АВсД; 5) аВСД; 7) аВсД;
2) АВСд; 4) АВсд; 6) аВСд; 8) АВсд.
5) Работа с карточками – условными знаками.
Учитель называет термин, а учащиеся поднимают карточку. Правильные ответы фиксируются в ведомости группы.
III. Систематизация знаний законов Менделя.
1) Первый и второй закон Г. Менделя. Работа по слайду № 7, 8, 9.
2) Третий закон Г. Менделя. Работа по слайдам № 13.
IV. Решение генетических задач с помощью алгоритма. Лабораторная работа. Этап I.
1) Алгоритм решения прямых задач (проектируется на экран) (Приложение 1).
Отметить, что пункты алгоритма с 6 по 9 используются только, если в условии задачи рассматривается потомство второго поколения!
Работа со слайдами “Лабораторный пpaктикум. Биология. 6-11 класс”.
2) Самостоятельное решение прямых задач (карточки с условиями прямых задач розданы на каждую группу) (Приложение 2).
V. Музыкальная физминутка.
VI. Игра “Ромашка”.
Разбор контрольных вопросов по материалам учебника, главы 14 “Закономерности наследования признаков” (Приложение 3).
Игру можно провести с помощью материала презентации слайда №12.
Каждая группа отрывает по одному лепестку, после коллективного обсуждения вопроса, дают правильный ответ.
Лепесток под №5 содержит проблемный вопрос для коллективного обсуждения (окрашен другим цветом).
VII. Решение генетических задач с помощью алгоритма. Лабораторная работа. Этап II.
1) Алгоритм решения обратных задач (проектируется на экран поэтапно) (Приложение 4).
Восстановление плана действий при решении обратных задач в сравнении с планом действий при решении прямых задач. (Совместно с классом).
2) Решение обратной задачи (сильный ученик выполняет у доски).
Задачу учащиеся оформляют в тетради (Приложение 5).
Работа со слайдом “Лабораторный пpaктикум. Биология. 6-11-й класс”.
VIII. Составление родословной. Лабораторная работа. Этап III.
1) Работа с текстом инструктивной карточки под знаком “!” (Приложение 6).
2) Решение задачи и разбор таблицы “Родословная Пробанда” (Текст задачи в инструктивной карточке, схема “Родословная Пробанда” на доске).
3) Самостоятельное составление родословной по образцу. Оформление схемы и решения в тетради.
Рубрика “Проверь себя!” (Приложение 7).
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1) Оценки за активную работу с комментарием учителя (по результатам ведомостей групп).
Работа по слайдам презентации №14,15.
2) Отчёт по результатам лабораторной работы.
X. Домашнее задание. Инструктаж.
Повторите основные термины и понятия; составьте родословную своей семьи по окраске глаз.
Глоссарий
- Аллели или аллельные гены называют парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака (например, цвета волос, глаз, формы уха и т. д.). Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: A, a, B, b, C, c и т.д.
- Альтернативный признак – это гены, несущие противоположные качества одного признака.
- Генотип – совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей.
- Гетерозигота – это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), т.е. несущая альтернативные признаки.
- Гибридами называют организмы, полученные от скрещивания двух генотипически разных организмов.
- Гибридологический метод – это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения хаpaктера наследования признаков у потомства.
- Гомозигота – это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа).
- Гомологичные хромосомы – хромосомы, содержащие одинаковый набор генов, сходных по морфологическим признакам, конъюгирующие в профазе митоза.
- Доминантный признак (ген) – господствующий, преобладающий признак, проявляется всегда как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Доминантный признак обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д.
- Изменчивость – это способность организма изменяться в процессе индивидуального развития под воздействием факторов среды.
- Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), хаpaктерных для того или иного вида.
- Локус – гены располагаются в определённых участках хромосом.
- Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свою способность организма сохранять и передавать свою генетическую информацию, признаки и особенности развития потомству.
- Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии. В гетерозиготном состоянии рецессивный признак может полностью или частично подавляться доминантным. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, в, с и т.д.
- Решётка Пеннета – для удобства расчёта результатов скрещивания принято использовать схему, предложенную учёным Пеннетом. В ней по вертикали указываются гаметы женской особи, а по горизонтали – мужской. В местах пересечений записывают генотипы зигот, полученных в результате случайного оплодотворения.
- Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития организма.
- Чистая линия – это организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам, полученные от одной самоопыляемой или самооплодотворяемой особи и не дающих в потомстве проявления альтернативного признака.
Список литературы.
- Генетика человека. Уроки в профильном 10 классе / Е. М. Деркачёва – М.: Чистые пруды, 2007. – с.28-29.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.: ил.
- Решение генетических задач. 2-е изд. Сост. Г.П. Подгорнова, Е.К. Маркова. – Волгоград: Перемена, ВГПУ, 1992. – 43с.
- Учебное электронное издание. Лабораторный пpaктикум. Биология. 6-11 класс. – Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Презентация
Комментарии:
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
12 11 2025 4:40:49
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
11 11 2025 5:26:48
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
10 11 2025 8:56:13
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
09 11 2025 11:39:31
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
08 11 2025 13:52:27
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
07 11 2025 5:42:47
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
06 11 2025 13:39:51
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
05 11 2025 8:37:57
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
04 11 2025 10:21:18
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
03 11 2025 15:54:17
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
02 11 2025 21:37:21
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
01 11 2025 11:16:47
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
31 10 2025 4:19:14
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
30 10 2025 23:49:37
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
29 10 2025 17:48:55
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
28 10 2025 8:38:52
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
27 10 2025 22:13:59
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
26 10 2025 19:29:20
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
25 10 2025 18:17:25
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
24 10 2025 23:28:31
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
23 10 2025 13:15:25
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
22 10 2025 18:43:48
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
21 10 2025 1:38:38
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
20 10 2025 18:45:35
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
19 10 2025 23:50:56
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
18 10 2025 22:51:40
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
17 10 2025 13:25:52
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
16 10 2025 6:24:25
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
15 10 2025 21:41:48
Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
14 10 2025 3:57:34
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
13 10 2025 19:20:24
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
12 10 2025 10:23:17
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
11 10 2025 1:22:56
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
10 10 2025 3:54:26
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
09 10 2025 1:34:35
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
08 10 2025 3:16:42
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
07 10 2025 3:14:53
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
06 10 2025 0:13:11
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
05 10 2025 18:36:14
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
04 10 2025 9:48:53
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
03 10 2025 10:59:41
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
02 10 2025 11:39:22
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
01 10 2025 11:33:19
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
30 09 2025 0:36:17
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
29 09 2025 19:23:39
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
28 09 2025 18:44:19
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
27 09 2025 8:32:15
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
26 09 2025 22:54:35
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
25 09 2025 8:12:12
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
24 09 2025 6:37:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны