Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9 - 11 классов. Необходимость в создании дополнительного дидактического материала возникла вследствие того, что вводимые программы предпрофильной и профильной подготовки школьников лишены дидактического сопровождения, которое необходимо для более полного и глубокого изучения вопросов предлагаемых курсов. Дидактические задания разработаны по темам: “Химический состав клетки”; “Строение и функции органоидов клетки. Клеточная теория”, “Формы размножения организмов. Формы деления клеток”; “Результаты действия естественного отбора. Приспособленность и ее относительность”; “Взаимоотношения организмов и среды обитания”; “Экологические системы. Биосфера, деятельность человека и охрана биосферы”. Дидактические задания разработаны специально для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Применять их можно на разных этапах урока: во время закрепления, повторения или обобщения. Кроме того, представленные дидактические задания весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. Материал, представленный в заданиях, расширяет и углубляет знания по предмету; способствует закреплению и обобщению теоретических знаний. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования, поскольку их организация и подача является ситуативной, требует применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, часто связанных с профессиональной деятельностью людей.
9 КЛАСС. КУРС “БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ”На уроках биологии в 9 классе возможно применения опopного конспекта по теме: “Химический состав клетки. Строение и свойства веществ клетки”, который является действенным дополнением к основному дидактическому комплекту, поскольку в наглядной развернутой форме содержит основной материал по данной теме. С таким конспектом учащимся удобно работать как при изучении нового материала устно и письменно (выполняя задания в рабочей тетради), так и при закреплении и обобщении по теме, готовясь к следующему уроку или зачетному занятию. Применение опopного конспекта позволяет применять парную, групповую формы работы; также конспект предоставляет возможность разработки различного рода обобщающих и закрепляющих заданий, поскольку представляет матрицу, содержащую всю информацию по данному разделу. Умение работать с конспектом развивает коммуникативные навыки у учащихся, умение классифицировать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Опopный конспект по теме: Химический состав клетки.
10 – 11 КЛАССЫ. КУРС “ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ”
Представленные задания разработаны для изучения тем: “Строение и функции органоидов клетки. Клеточная теория”, “Формы размножения организмов. Формы деления клеток”; “Эволюционная теория”; “Взаимоотношения организмов и среды обитания”; “Экологические системы. Биосфера, деятельность человека и охрана биосферы”. Дидактические задания разработаны специально для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Применять их можно на разных этапах урока: во время закрепления, повторения или обобщения. Представленные дидактические задания весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. К таким заданиям относятся, например, задания, представляющие серию “Взаимоотношения организмов и среды обитания”. Особенностью этой серии является то, что каждая карточка в различных этапах урока может быть использована несколькими группами или может быть использована группами в серии уроков изучаемой темы. Материал, представленный в заданиях, расширяет и углубляет знания по предмету; способствует закреплению и обобщению теоретических знаний. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования, поскольку их организация и подача является ситуативной, требует применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, часто связанных с профессиональной деятельностью людей.
Опopный конспект для обобщения по теме “Строение органоидов клеток”.
Опopный конспект по теме: “Формы размножения организмов”
Задания для групповой работы по теме: “Возникновение приспособленности организмов” (выполняется устно, работа ведется в группах)
Охаpaктеризуйте положительные и отрицательные стороны своей версии, приведите примеры в защиту собственной версии. Попытайтесь опровергнуть версию каждого из противников.
Возникновение приспособленности организмов. Версия
1.
Возникновение приспособленности организмов. Версия
2.
Возникновение приспособленности организмов. Версия 3.
современные организмы адекватно изменяться не могут – это неверно, т.к. современные организмы уже приобрели в результате естественного отбора свойства адекватной изменчивости.
Возникновение приспособленности организмов. Версия 4.
Современные организмы, если меняется обстановка, могут отвечать временными адекватными изменениями некоторых своих признаков, но такая реакция , как и любое другое приспособление, возникает в результате естественного отбора. Однако адекватность изменчивости как свойство современные виды не приобрели.
Схема 1. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции
Формы отбора, графическое представление |
Особенности каждой формы естественного отбора. |
|
В пользу особей с уклоняющимися от ранее установившегося в популяции значением признака при изменяющихся условиях среды; приводит к закреплению новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды. |
|
Направлена на сохранение установившегося в популяции при неизменных условиях среды среднего значения признаков результатом действий стабилизирующего отбора является большое сходство всех особей растений или животных, наблюдаемое в любой популяции. |
Задания для групповой и индивидуальной работы по основным разделам экологии
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ.
1. В каких экосистемах мертвое органическое вещество перегнивает и образует гумус, а в каких этого не происходит? К каким последствиям приводит ежегодное накапливание полуперегнивших растительных остатков? Назовите продуцентов каждой экосистемы.
2. Составьте таблицу: роль некоторых абиотических факторов (света, воздуха, воды, тепла, минеральных солей)
Фактор |
Роль в жизни бактерий |
Роль в жизни растений |
Роль в жизни животных |
3. Сравните различные приспособления у низших и высших организмов к сезонным колебаниям среды. Как, по вашему мнению, происходила эволюция у позвоночных животных? Шла ли она в направлении усиления зависимости организма от колебаний температурного фактора среды или в направлении ослабления этой зависимости, но усиления автономии организма? А как она проходила у беспозвоночных? Приведите доказательства.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ.
1. Охаpaктеризуйте типы пищевых цепей в водных сообществах. Через какой тип цепи питания проходит большая часть биомассы, накопленная одноклеточными водорослями?
2. Изучите схемы пирамид биомассы: Б – типичной для наземных экосистем; А – представляющей водные экосистемы: I,II,III – трофические уровни. Почему эти пирамиды имеют разную конфигурацию?
БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ.
Рассмотрите схему структуры биосферы. Из каких компонентов она состоит? Что такое живое вещество биосферы? Где сосредоточена основная масса живых организмов и почему?
Охаpaктеризуйте специфические черты биосферы. Почему биосферу называют открытой системой?
Раскройте смысл выражения “круговорот веществ”. Какие вещества, какие элементы принимают участие в таких круговоротах биосферы? В состав каких химических соединений входит углерод? Охаpaктеризуйте путь углерода в цепи питания.
Комментарии:
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
06 12 2025 11:19:14
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
05 12 2025 14:21:21
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
04 12 2025 5:14:42
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
03 12 2025 20:52:19
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
02 12 2025 14:54:15
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
01 12 2025 19:49:16
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
30 11 2025 23:25:51
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
29 11 2025 23:44:19
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
28 11 2025 8:39:22
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
27 11 2025 22:14:15
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
26 11 2025 22:35:55
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
25 11 2025 18:17:48
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
24 11 2025 3:13:11
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
23 11 2025 22:45:43
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
22 11 2025 23:46:11
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
21 11 2025 14:31:54
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
20 11 2025 10:18:29
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
19 11 2025 11:46:27
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
18 11 2025 14:21:26
Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
17 11 2025 16:31:51
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
16 11 2025 18:44:43
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
15 11 2025 3:44:45
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
14 11 2025 9:18:54
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
13 11 2025 14:57:23
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
12 11 2025 10:21:25
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
11 11 2025 3:26:53
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
10 11 2025 14:35:17
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
09 11 2025 17:35:22
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
08 11 2025 10:46:52
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
07 11 2025 20:21:41
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
06 11 2025 23:41:56
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
05 11 2025 10:34:47
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
04 11 2025 4:26:59
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
03 11 2025 12:16:43
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
02 11 2025 11:51:55
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
01 11 2025 19:34:10
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
31 10 2025 12:38:59
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
30 10 2025 6:26:22
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
29 10 2025 13:56:11
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
28 10 2025 10:55:32
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
27 10 2025 19:21:39
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
26 10 2025 13:58:48
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
25 10 2025 14:53:13
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
24 10 2025 21:35:10
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
23 10 2025 22:33:57
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
22 10 2025 14:47:52
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
21 10 2025 7:56:21
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
20 10 2025 14:46:40
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
19 10 2025 7:46:27
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
18 10 2025 23:32:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




