Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9 - 11 классов. Необходимость в создании дополнительного дидактического материала возникла вследствие того, что вводимые программы предпрофильной и профильной подготовки школьников лишены дидактического сопровождения, которое необходимо для более полного и глубокого изучения вопросов предлагаемых курсов. Дидактические задания разработаны по темам: “Химический состав клетки”; “Строение и функции органоидов клетки. Клеточная теория”, “Формы размножения организмов. Формы деления клеток”; “Результаты действия естественного отбора. Приспособленность и ее относительность”; “Взаимоотношения организмов и среды обитания”; “Экологические системы. Биосфера, деятельность человека и охрана биосферы”. Дидактические задания разработаны специально для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Применять их можно на разных этапах урока: во время закрепления, повторения или обобщения. Кроме того, представленные дидактические задания весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. Материал, представленный в заданиях, расширяет и углубляет знания по предмету; способствует закреплению и обобщению теоретических знаний. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования, поскольку их организация и подача является ситуативной, требует применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, часто связанных с профессиональной деятельностью людей.
9 КЛАСС. КУРС “БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ”На уроках биологии в 9 классе возможно применения опopного конспекта по теме: “Химический состав клетки. Строение и свойства веществ клетки”, который является действенным дополнением к основному дидактическому комплекту, поскольку в наглядной развернутой форме содержит основной материал по данной теме. С таким конспектом учащимся удобно работать как при изучении нового материала устно и письменно (выполняя задания в рабочей тетради), так и при закреплении и обобщении по теме, готовясь к следующему уроку или зачетному занятию. Применение опopного конспекта позволяет применять парную, групповую формы работы; также конспект предоставляет возможность разработки различного рода обобщающих и закрепляющих заданий, поскольку представляет матрицу, содержащую всю информацию по данному разделу. Умение работать с конспектом развивает коммуникативные навыки у учащихся, умение классифицировать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Опopный конспект по теме: Химический состав клетки.
10 – 11 КЛАССЫ. КУРС “ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ”
Представленные задания разработаны для изучения тем: “Строение и функции органоидов клетки. Клеточная теория”, “Формы размножения организмов. Формы деления клеток”; “Эволюционная теория”; “Взаимоотношения организмов и среды обитания”; “Экологические системы. Биосфера, деятельность человека и охрана биосферы”. Дидактические задания разработаны специально для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Применять их можно на разных этапах урока: во время закрепления, повторения или обобщения. Представленные дидактические задания весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. К таким заданиям относятся, например, задания, представляющие серию “Взаимоотношения организмов и среды обитания”. Особенностью этой серии является то, что каждая карточка в различных этапах урока может быть использована несколькими группами или может быть использована группами в серии уроков изучаемой темы. Материал, представленный в заданиях, расширяет и углубляет знания по предмету; способствует закреплению и обобщению теоретических знаний. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования, поскольку их организация и подача является ситуативной, требует применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, часто связанных с профессиональной деятельностью людей.
Опopный конспект для обобщения по теме “Строение органоидов клеток”.
Опopный конспект по теме: “Формы размножения организмов”
Задания для групповой работы по теме: “Возникновение приспособленности организмов” (выполняется устно, работа ведется в группах)
Охаpaктеризуйте положительные и отрицательные стороны своей версии, приведите примеры в защиту собственной версии. Попытайтесь опровергнуть версию каждого из противников.
Возникновение приспособленности организмов. Версия
1.
Возникновение приспособленности организмов. Версия
2.
Возникновение приспособленности организмов. Версия 3.
современные организмы адекватно изменяться не могут – это неверно, т.к. современные организмы уже приобрели в результате естественного отбора свойства адекватной изменчивости.
Возникновение приспособленности организмов. Версия 4.
Современные организмы, если меняется обстановка, могут отвечать временными адекватными изменениями некоторых своих признаков, но такая реакция , как и любое другое приспособление, возникает в результате естественного отбора. Однако адекватность изменчивости как свойство современные виды не приобрели.
Схема 1. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции
Формы отбора, графическое представление |
Особенности каждой формы естественного отбора. |
|
В пользу особей с уклоняющимися от ранее установившегося в популяции значением признака при изменяющихся условиях среды; приводит к закреплению новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды. |
|
Направлена на сохранение установившегося в популяции при неизменных условиях среды среднего значения признаков результатом действий стабилизирующего отбора является большое сходство всех особей растений или животных, наблюдаемое в любой популяции. |
Задания для групповой и индивидуальной работы по основным разделам экологии
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ.
1. В каких экосистемах мертвое органическое вещество перегнивает и образует гумус, а в каких этого не происходит? К каким последствиям приводит ежегодное накапливание полуперегнивших растительных остатков? Назовите продуцентов каждой экосистемы.
2. Составьте таблицу: роль некоторых абиотических факторов (света, воздуха, воды, тепла, минеральных солей)
Фактор |
Роль в жизни бактерий |
Роль в жизни растений |
Роль в жизни животных |
3. Сравните различные приспособления у низших и высших организмов к сезонным колебаниям среды. Как, по вашему мнению, происходила эволюция у позвоночных животных? Шла ли она в направлении усиления зависимости организма от колебаний температурного фактора среды или в направлении ослабления этой зависимости, но усиления автономии организма? А как она проходила у беспозвоночных? Приведите доказательства.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ.
1. Охаpaктеризуйте типы пищевых цепей в водных сообществах. Через какой тип цепи питания проходит большая часть биомассы, накопленная одноклеточными водорослями?
2. Изучите схемы пирамид биомассы: Б – типичной для наземных экосистем; А – представляющей водные экосистемы: I,II,III – трофические уровни. Почему эти пирамиды имеют разную конфигурацию?
БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ.
Рассмотрите схему структуры биосферы. Из каких компонентов она состоит? Что такое живое вещество биосферы? Где сосредоточена основная масса живых организмов и почему?
Охаpaктеризуйте специфические черты биосферы. Почему биосферу называют открытой системой?
Раскройте смысл выражения “круговорот веществ”. Какие вещества, какие элементы принимают участие в таких круговоротах биосферы? В состав каких химических соединений входит углерод? Охаpaктеризуйте путь углерода в цепи питания.
Комментарии:
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
25 12 2025 8:43:12
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
24 12 2025 0:55:37
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
23 12 2025 19:29:22
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
22 12 2025 21:54:15
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
21 12 2025 14:45:37
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
20 12 2025 9:56:48
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
19 12 2025 6:38:22
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
18 12 2025 19:47:16
Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
17 12 2025 4:33:26
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
16 12 2025 23:29:26
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
15 12 2025 0:35:20
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
14 12 2025 23:11:51
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
13 12 2025 14:11:52
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
12 12 2025 8:41:30
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
11 12 2025 21:57:27
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
10 12 2025 12:17:48
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
09 12 2025 0:38:26
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
08 12 2025 13:22:17
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
07 12 2025 10:58:50
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
06 12 2025 16:45:52
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
05 12 2025 22:33:24
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
04 12 2025 22:39:19
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
03 12 2025 12:43:42
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
02 12 2025 14:43:31
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
01 12 2025 13:52:11
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
30 11 2025 23:13:33
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
29 11 2025 7:40:17
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
28 11 2025 19:27:50
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
27 11 2025 17:37:55
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
26 11 2025 20:43:41
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
25 11 2025 14:36:29
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
24 11 2025 7:40:54
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
23 11 2025 8:58:23
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
22 11 2025 16:55:35
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
21 11 2025 10:38:59
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
20 11 2025 13:43:22
Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
19 11 2025 5:34:41
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
18 11 2025 16:45:16
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
17 11 2025 10:24:54
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
16 11 2025 11:12:14
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
15 11 2025 0:36:16
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
14 11 2025 5:10:39
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
13 11 2025 18:18:54
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
12 11 2025 7:10:44
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
11 11 2025 4:37:11
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
10 11 2025 7:56:46
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
09 11 2025 14:30:16
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
08 11 2025 15:44:43
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
07 11 2025 13:33:46
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
06 11 2025 8:40:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев