Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9 - 11 классов. Необходимость в создании дополнительного дидактического материала возникла вследствие того, что вводимые программы предпрофильной и профильной подготовки школьников лишены дидактического сопровождения, которое необходимо для более полного и глубокого изучения вопросов предлагаемых курсов. Дидактические задания разработаны по темам: “Химический состав клетки”; “Строение и функции органоидов клетки. Клеточная теория”, “Формы размножения организмов. Формы деления клеток”; “Результаты действия естественного отбора. Приспособленность и ее относительность”; “Взаимоотношения организмов и среды обитания”; “Экологические системы. Биосфера, деятельность человека и охрана биосферы”. Дидактические задания разработаны специально для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Применять их можно на разных этапах урока: во время закрепления, повторения или обобщения. Кроме того, представленные дидактические задания весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. Материал, представленный в заданиях, расширяет и углубляет знания по предмету; способствует закреплению и обобщению теоретических знаний. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования, поскольку их организация и подача является ситуативной, требует применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, часто связанных с профессиональной деятельностью людей.
9 КЛАСС. КУРС “БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ”На уроках биологии в 9 классе возможно применения опopного конспекта по теме: “Химический состав клетки. Строение и свойства веществ клетки”, который является действенным дополнением к основному дидактическому комплекту, поскольку в наглядной развернутой форме содержит основной материал по данной теме. С таким конспектом учащимся удобно работать как при изучении нового материала устно и письменно (выполняя задания в рабочей тетради), так и при закреплении и обобщении по теме, готовясь к следующему уроку или зачетному занятию. Применение опopного конспекта позволяет применять парную, групповую формы работы; также конспект предоставляет возможность разработки различного рода обобщающих и закрепляющих заданий, поскольку представляет матрицу, содержащую всю информацию по данному разделу. Умение работать с конспектом развивает коммуникативные навыки у учащихся, умение классифицировать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Опopный конспект по теме: Химический состав клетки.
10 – 11 КЛАССЫ. КУРС “ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ”
Представленные задания разработаны для изучения тем: “Строение и функции органоидов клетки. Клеточная теория”, “Формы размножения организмов. Формы деления клеток”; “Эволюционная теория”; “Взаимоотношения организмов и среды обитания”; “Экологические системы. Биосфера, деятельность человека и охрана биосферы”. Дидактические задания разработаны специально для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Применять их можно на разных этапах урока: во время закрепления, повторения или обобщения. Представленные дидактические задания весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. К таким заданиям относятся, например, задания, представляющие серию “Взаимоотношения организмов и среды обитания”. Особенностью этой серии является то, что каждая карточка в различных этапах урока может быть использована несколькими группами или может быть использована группами в серии уроков изучаемой темы. Материал, представленный в заданиях, расширяет и углубляет знания по предмету; способствует закреплению и обобщению теоретических знаний. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования, поскольку их организация и подача является ситуативной, требует применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, часто связанных с профессиональной деятельностью людей.
Опopный конспект для обобщения по теме “Строение органоидов клеток”.
Опopный конспект по теме: “Формы размножения организмов”
Задания для групповой работы по теме: “Возникновение приспособленности организмов” (выполняется устно, работа ведется в группах)
Охаpaктеризуйте положительные и отрицательные стороны своей версии, приведите примеры в защиту собственной версии. Попытайтесь опровергнуть версию каждого из противников.
Возникновение приспособленности организмов. Версия
1.
Возникновение приспособленности организмов. Версия
2.
Возникновение приспособленности организмов. Версия 3.
современные организмы адекватно изменяться не могут – это неверно, т.к. современные организмы уже приобрели в результате естественного отбора свойства адекватной изменчивости.
Возникновение приспособленности организмов. Версия 4.
Современные организмы, если меняется обстановка, могут отвечать временными адекватными изменениями некоторых своих признаков, но такая реакция , как и любое другое приспособление, возникает в результате естественного отбора. Однако адекватность изменчивости как свойство современные виды не приобрели.
Схема 1. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции
Формы отбора, графическое представление |
Особенности каждой формы естественного отбора. |
|
В пользу особей с уклоняющимися от ранее установившегося в популяции значением признака при изменяющихся условиях среды; приводит к закреплению новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды. |
|
Направлена на сохранение установившегося в популяции при неизменных условиях среды среднего значения признаков результатом действий стабилизирующего отбора является большое сходство всех особей растений или животных, наблюдаемое в любой популяции. |
Задания для групповой и индивидуальной работы по основным разделам экологии
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ.
1. В каких экосистемах мертвое органическое вещество перегнивает и образует гумус, а в каких этого не происходит? К каким последствиям приводит ежегодное накапливание полуперегнивших растительных остатков? Назовите продуцентов каждой экосистемы.
2. Составьте таблицу: роль некоторых абиотических факторов (света, воздуха, воды, тепла, минеральных солей)
Фактор |
Роль в жизни бактерий |
Роль в жизни растений |
Роль в жизни животных |
3. Сравните различные приспособления у низших и высших организмов к сезонным колебаниям среды. Как, по вашему мнению, происходила эволюция у позвоночных животных? Шла ли она в направлении усиления зависимости организма от колебаний температурного фактора среды или в направлении ослабления этой зависимости, но усиления автономии организма? А как она проходила у беспозвоночных? Приведите доказательства.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ.
1. Охаpaктеризуйте типы пищевых цепей в водных сообществах. Через какой тип цепи питания проходит большая часть биомассы, накопленная одноклеточными водорослями?
2. Изучите схемы пирамид биомассы: Б – типичной для наземных экосистем; А – представляющей водные экосистемы: I,II,III – трофические уровни. Почему эти пирамиды имеют разную конфигурацию?
БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ.
Рассмотрите схему структуры биосферы. Из каких компонентов она состоит? Что такое живое вещество биосферы? Где сосредоточена основная масса живых организмов и почему?
Охаpaктеризуйте специфические черты биосферы. Почему биосферу называют открытой системой?
Раскройте смысл выражения “круговорот веществ”. Какие вещества, какие элементы принимают участие в таких круговоротах биосферы? В состав каких химических соединений входит углерод? Охаpaктеризуйте путь углерода в цепи питания.
Комментарии:
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
13 12 2025 16:36:41
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
12 12 2025 21:58:23
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
11 12 2025 19:29:44
Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....
10 12 2025 11:31:57
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
09 12 2025 20:13:44
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
08 12 2025 23:45:12
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
07 12 2025 17:10:12
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
06 12 2025 11:15:45
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
05 12 2025 19:39:44
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
04 12 2025 0:58:59
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
03 12 2025 9:51:20
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
02 12 2025 14:20:20
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
01 12 2025 11:39:19
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
30 11 2025 23:24:53
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
29 11 2025 21:38:34
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
28 11 2025 11:55:47
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
27 11 2025 11:49:18
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
26 11 2025 4:43:23
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
25 11 2025 20:20:35
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
24 11 2025 7:48:30
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
23 11 2025 20:10:56
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
22 11 2025 2:57:51
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
21 11 2025 8:50:13
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
20 11 2025 15:25:26
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
19 11 2025 15:54:36
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
18 11 2025 19:57:38
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
17 11 2025 19:15:49
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
16 11 2025 20:40:43
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
15 11 2025 7:24:50
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
14 11 2025 16:26:11
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....
13 11 2025 7:18:35
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
12 11 2025 17:12:14
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
11 11 2025 7:44:47
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
10 11 2025 10:17:17
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
09 11 2025 6:39:57
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
08 11 2025 12:42:40
На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....
07 11 2025 14:58:42
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
06 11 2025 7:14:55
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
05 11 2025 21:27:52
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
04 11 2025 12:17:23
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
03 11 2025 22:31:53
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
02 11 2025 2:55:53
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
01 11 2025 9:45:54
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
31 10 2025 11:41:18
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
30 10 2025 6:29:20
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
29 10 2025 20:53:27
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
28 10 2025 4:27:37
Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
27 10 2025 7:34:19
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
26 10 2025 4:56:33
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
25 10 2025 14:56:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"