Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии
Введение
Дебаты - это интеллектуальная игра ,представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две комaнды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члeна жюри ( судью) в своей правоте и опыте риторики. Данную технологию , как показал мой опыт, эффективно использовать в старших классах - 10, 11.
В 9 классе по концентрической программе учащиеся получили представления по всем вопросам общей биологии – углубление и расширение основывается на знаниях 9 класса. В 6 7, 8 классах последовательно обучаю учащихся выявлять суть проблемы , проводить критический анализ текста, составлять вопросы, дискуссировать по определенным вопросам, работать с дополнительными источниками –т. е. формирую общеучебные умения необходимые для данной технологии. Дебаты могут принимать различные формы. Я использую данную технологию в учебной образовательной деятельности, либо в течение урока -45 минут, или сдвоенных уроков, как форму организации обучения , как способ работы с содержанием учебного материала.
Дебаты способствуют: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков. Развитию творческих качеств, развитию коммуникативных умений, развитию ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Планирование деятельности учителя использующего данную технологию.
- Предварительное определение учебного материала возможного для изучения по данной технологии ( учитываются возможности класса)
- Проведение семинарского занятия по ознакомлению учащихся с данной технологией – согласование тем.
- Урок – пpaктикум ( первая апробация) по работе на уроке с данной технологией.
- Самостоятельная подготовка по следующей теме - проведение Дебатов
В предыдущем учебном году в форме дебатов учащимся 10 класса были предложены следующие темы:
Взаимоотношение человека и природы – как фактор развития биосферы. Человек , как уникальный вид живой природы. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
В 11 классе: Факторы, определяющие здоровье человека. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы. Время экологической культуры. Дискуссионные проблемы цитологии.
Урок № 1
Семинарское занятие по обучению учащихся технологии дебаты.
Цель: познакомить учащихся с ролью всех участников – спикеров, судей, в качестве ведущего рекомендую выступать учителю, с краткой историей дебатов, согласовать темы, определить источники сбора информации.
Оборудование: раздаточный материал
Ход занятия:
1. Приветствие, определение темы, задач урока – 3 минуты
2. История дебатов - 4 минуты.( слово учителя)
Фактически дебаты появились , когда человек впервые с чем – то не согласился, предлагая и отстаивая свою точку зрения. Однако формально дебаты появились в Древней Греции, являясь частью демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе образование включало публичное выступление, известное как ораторское искусство. Дебаты играли большую роль в этих тренировках, студенты пpaктиковались в защите своих идей и критике противоположных взглядов. В 17 веке дебаты велись на английском языке. В начале 1920 –х годов американские университеты начинают активно внедрять в пpaктику данную технологию. Во время выборов Президента США в 1960 году была показана первая серия теледебатов между Д. Кеннеди и Р. Никсоном., которая принесла дебатам популярность. . В последней четверти 18 века Дамаскин – Руднев ввел в обиход Нижегородской семинарии новинку – « диспуты», во время которых разгорались прения по научно- философским вопросам. Диспуты привлекали много посторонних слушателей. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах мира. Огромный образовательный потенциал в свете современных процессов жизни общества определило интерес к данной технологии в нашей стране. Овладевая техникой дебатов чему учащиеся научаться: актуализации полученных ранее знаний, овладеют новыми знаниями, умениями , навыками, научаться контактировать с аудиторией, способам удержания внимания ,выделять и видеть проблемы, устанавливать связь событий и явлений, освоят культуру спора, расширят опыт межличностных отношений.
3. Суть дебатов.( слово учителя)
Мы рассматриваем форму , в которой участвуют 2 комaнды, т. к. старшие классы имею малую наполняемость(9 -10) учащихся и комaнда судей.
Остановимся на основных элементах дебатов.
1. Суть дебатов : убедить нейтральную сторону , судей, в том, что аргументы одной из комaнд лучше, чем аргументы ее оппонентов. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
2. Тема В Дебатах тема формулируется в виде утверждения ( например, «Использование генных технологий является объективной реальностью будущего человечества»
3. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции - соответствие теме. Дают четкие определение основным понятиям и направления значимости генных технологий для будущего
4. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье , что позиция утверждающей стороны не верна( например – основывают свои доказательства на наличие других средств необходимых для жизни и возможности организации ее без достижений генной инженерии , на отрицательном воздействии – геномодифицированные продукты , загрязнение среды мутагенами синтетическими и т. д.)
5. Аргументы. С помощью аргументации необходимо убедить судей, что позиция группы по поводу темы – наилучшая. Аргументы могут быть сильными, слабыми. Важно ,чтобы судьи увидели, что группа продумывала аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что аргументы могут выдержать атаку оппонентов.
6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства ( цитаты, факты, статистические данные),поддерживающие их позицию. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов
Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов ( но не все) представляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера – оппонента. . Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции так, так и для выяснения потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейский протокол, в которых фиксируют решения о том, какой комaнде отдано предпочтение по результатам дебатов( аргументы и способы доказательства которой были более убедительными)
Чтобы обосновать свою позицию комaнда использует « Кейс»– структурированную систему доказательств. В состав кейса входят аргументы ( высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения( вспомогательные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.
Аргументы – это истинные ( с точки зрения комaнды) суждения, причем истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы должны быть очевидны, но с другой стороны ,не тривиальны. Необходимо выбрать – 2 наиболее значительных аргумента и тщательно их разработать( привести доказательства и их поддержку) Аргумент в сжатом виде представляет главную идею комaнды, которая может быть освещена с различных позиций.
Необходимо помнить , что формат дебатов – это только схема, с которой можно ( и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата –убедительности. В дебатах должны присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентом.
4. Классификация вопросов.( раздаточный материал для самостоятельного изучения)
Умение формулировать точные , а главное продуктивные , полезные вопросы – одно из важнейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса – получение новой информации в виде ответа. Вопрос не является суждением. Поэтому он не может быть истинным или ложным. . Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое – то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос ,нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и хаpaктер вопроса.
Основные типы вопросов: уточняющие, восполняющие, логически корректные, логически не корректные
Методы формулирования эффективных вопросов в дебатах.( памятка учащемся)
Самостоятельная работа учащихся – при необходимости разъяснение учителя.( ученики самостоятельно знакомятся со следующем текстом – обсуждение после прочтения)
А) Ограниченное время на вопросы – это совсем не много времени. Если это время может принести пользу Вам и Вашим коллегам по комaнде, необходимо научиться задавать такие вопросы, которые бы давали искомые ответы. Методы, обсуждаемые ниже, помогут Вам развить несколько хороших привычек, связанных с задаванием вопросов.
Б) Избегайте споров. Перекрестные вопросы – это время для вопросов, а не для спора. Вы ищите информацию, которую Вы могли бы использовать В Вашей аргументации во время Вашего последующего конструктивного выступления. Вам не выгодно ввергать Вашего оппонента в обмен аргументами. Всегда помните, что Вы ищите информацию.
В) Избегайте запугивания оппонента. Период перекрестных вопросов во время дебатов не дает Вам права обстреливать оппонента колкими вопросами без представления ему времени на ответ. . Задавайте вопросы , в ответах на которые Вы нуждаетесь, и вежливо ждите ответа. Если ответ не последует, возможно , Ваш оппонент не понял вопроса. Вежливо задайте его еще раз. Если после трех попыток ВЫ так и не получите необходимой Вам информации, переходите к следующим вопросам. Уклонение от определенного поведения предполагает другое поведение, которое способствует хорошим дебатам.
Г) Контролируйте период перекрестных вопросов. Перекрестные вопросы – это инструмент, который помогает Вам формулировать Ваши аргументы. Умение контролировать период перекрестных вопросов означает , что Вы спокойны, организованы, вежливы и напористы. Вам не нужно быть чрезмерно агрессивным в Ваших вопросах. Это плохо отразится на Вас и вынудит респондента защищаться, а не отвечать на вопросы. Сохраняя контроль, Вы задаете хороший вопрос, ждите хороший ответ и двигайтесь дальше, получив нужную информацию.
Д) Разработайте план. Время перекрестных вопросов будет более плодотворным, если Вы сначала разработайте план. Вы можете начать задавать вопросы с разъяснения кейса другой комaнды, спрашивая о заглавиях утверждений, об отношениях между утверждениями. Когда Вы выяснили это , Вы можете перейти к выявлению пробелов в кейсе или к тактике , вынуждающей другую комaнду связать себя каким – либо положением.
Е) Открытые вопросы требуют объяснить , или высказать мнение, описать. Респондент, который не хочет сталкиваться с серией вопросов, подрывающих его позицию, попытается описывать и объяснять настолько долго, насколько это возможно. Чтобы избежать этого , нужно просто поставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да –нет»
Ж)Возьмите в привычку использовать в Ваших конструктивных выступлениях ту информацию, которую Вы извлекли из перекрестных вопросов. В своем выступлении Вы должны сообщить арбитрам ,что этот пробел является гибельным для всего кейса.
5. Элементы ораторского искусства: зрительный контакт, голос, уловки в споре
6. Согласование тем.
7. Раздача ролей по комaндам.
8. Работа с раздаточным материалом в помощь определенной комaнде( кодекс судейства, пояснения к судейскому протоколу, советы ораторам, словарь- справочник участника дебатов)
Комaнды поочередно работают с раздаточным материалом - учитель согласует понимание основных задач комaнд.
9. Подведение итогов занятия .
Урок № 2
Урок – пpaктикум по отработке технологии дебатов
Тезис: «Генные технологии являются необходимыми для дальнейшего развития цивилизации»
Цель занятия:
- Формирование опыта проведения дебатов.
- Проявление и развитие навыков актуализации имеющихся знаний.
- Развитие навыков организации совместной рефлексии и анализа дебатов.
- Развитие логического и критического мышления.
- Развитие коммуникативных умений.
- Обобщение теоретического материала по данному вопросу.
Так как данный урок предполагает первую пробу по данной технологии, работа ограничивается критическим анализом текста параграфа 15 с двух рассматриваемых позиций ( УМК И. Н.Пономаревой « Общая биология» -11 )
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя в роли ведущего: формулировка плана занятия 2 минуты
2. Подготовка позиции комaнды (самостоятельная работа комaнды с текстом параграфа 15 по формированию кейса поддерживающего определенный критерий ) - 20 минут
- Выступление спикеров с « кейсом» – по 4 минуты каждая комaнда( 8 минут)
- Перекрестные вопросы - по 1 закрытому вопросу
- Выступление судьи и оценка комaнд. - 4 минуты
3. Рефлексия - предлагается всем желающим принять участие в обсуждении - 6 минут
- Ваше личное отношение к обсуждаемой теме?
- Разделяете ли вы точку зрения своей комaнды по заявленной позиции?
- Оцените ваше собственное участие и работу комaнды – активность, просчеты и т.д.
- Удалось ли выполнить поставленные цели и ваше отношение к технологии дебаты
4. Подведение итогов занятия учителем-2 минуты.
Критерии:
1 комaнда - Критерий | 2 комaнда - Критерий |
Внедрение генных технологий в человеческое общество обостряет правила и нормы в его развитие, посягает на основные свободы и человеческое достоинство его члeнов. |
Внедрение генных технологий в человеческое общество абсолютно органично направлено на развитие и улучшение его развития. |
Аргументы : ( доказательства и поддержка – выборка текста параграфа) |
Аргументы ( Доказательства и поддержка выборка текста параграфа) |
Урок №3
Цель: апробировать технологию Дебаты в самостоятельном сценарии
Задачи для развития учащихся дополняются – поиском материала для составления кейса по определенной теме, самостоятельный поиск аргументов, доказательств и опровержений каждой комaндой с обязательным условием – использование дополнительных источников, исследований и т. д.
На самостоятельную подготовку к уроку – выделяется неделя. Определяется четкое определение изучаемого вопроса, анализируются источники необходимые для сбора информации
Перед подготовкой занятия учащиеся определили в общем суждении понимание определения - здоровья
Здоровье – системное качество организма и психики человека ( Д. В. Колесов)
Данное определение определяет границы изучаемого вопроса и тему будущего занятия
Тема: Здоровье – системное качество организма и психики человека.
Исходя из темы, определяются критерии для каждой комaнды
Критерии:
Умение управлять общением, создавать нужные условия для эффективного общения – важная особенность данной технологии. Спрогнозировать результат занятий достаточно сложно. Полученный опыт показал: данные занятия позволили сохранить позитивный настрой на протяжении всего занятия, способствовали заинтересованности учащихся, мотивации .
Комментарии:
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
31 05 2025 7:56:42
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
30 05 2025 2:32:38
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
29 05 2025 11:28:45
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
28 05 2025 2:48:37

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
27 05 2025 11:23:46
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
26 05 2025 4:30:41
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
25 05 2025 17:24:43
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
24 05 2025 15:27:55
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
23 05 2025 9:20:15
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
22 05 2025 3:38:45
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему.
...
21 05 2025 15:54:27
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
20 05 2025 15:54:22
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
19 05 2025 3:10:44
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
18 05 2025 1:12:17
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
17 05 2025 23:22:21
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
16 05 2025 5:59:13
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
15 05 2025 15:22:58
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
14 05 2025 8:57:39
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
13 05 2025 7:33:17
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
12 05 2025 16:59:45
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
11 05 2025 8:14:18
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
10 05 2025 22:50:20
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
09 05 2025 13:19:31
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
08 05 2025 18:16:38
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
07 05 2025 12:56:45
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
06 05 2025 6:57:18
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
05 05 2025 22:21:57
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
04 05 2025 22:46:37
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
03 05 2025 11:40:55
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
02 05 2025 9:38:16
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
01 05 2025 14:21:38
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
30 04 2025 3:40:21
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
29 04 2025 4:23:58
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
28 04 2025 19:18:37
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
27 04 2025 5:57:58
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
26 04 2025 8:46:44
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
25 04 2025 15:11:46
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
24 04 2025 8:19:50

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
23 04 2025 14:26:43
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
22 04 2025 17:11:58
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
21 04 2025 16:14:33
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
20 04 2025 19:21:43
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
19 04 2025 20:11:17
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
18 04 2025 22:11:32
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
17 04 2025 21:43:31
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
16 04 2025 13:22:58
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
15 04 2025 14:38:49
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
14 04 2025 12:32:53
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
13 04 2025 7:46:44
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
12 04 2025 10:16:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::