Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии
Введение
Дебаты - это интеллектуальная игра ,представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри ( судью) в своей правоте и опыте риторики. Данную технологию , как показал мой опыт, эффективно использовать в старших классах - 10, 11.
В 9 классе по концентрической программе учащиеся получили представления по всем вопросам общей биологии – углубление и расширение основывается на знаниях 9 класса. В 6 7, 8 классах последовательно обучаю учащихся выявлять суть проблемы , проводить критический анализ текста, составлять вопросы, дискуссировать по определенным вопросам, работать с дополнительными источниками –т. е. формирую общеучебные умения необходимые для данной технологии. Дебаты могут принимать различные формы. Я использую данную технологию в учебной образовательной деятельности, либо в течение урока -45 минут, или сдвоенных уроков, как форму организации обучения , как способ работы с содержанием учебного материала.
Дебаты способствуют: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков. Развитию творческих качеств, развитию коммуникативных умений, развитию ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Планирование деятельности учителя использующего данную технологию.
- Предварительное определение учебного материала возможного для изучения по данной технологии ( учитываются возможности класса)
- Проведение семинарского занятия по ознакомлению учащихся с данной технологией – согласование тем.
- Урок – практикум ( первая апробация) по работе на уроке с данной технологией.
- Самостоятельная подготовка по следующей теме - проведение Дебатов
В предыдущем учебном году в форме дебатов учащимся 10 класса были предложены следующие темы:
Взаимоотношение человека и природы – как фактор развития биосферы. Человек , как уникальный вид живой природы. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
В 11 классе: Факторы, определяющие здоровье человека. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы. Время экологической культуры. Дискуссионные проблемы цитологии.
Урок № 1
Семинарское занятие по обучению учащихся технологии дебаты.
Цель: познакомить учащихся с ролью всех участников – спикеров, судей, в качестве ведущего рекомендую выступать учителю, с краткой историей дебатов, согласовать темы, определить источники сбора информации.
Оборудование: раздаточный материал
Ход занятия:
1. Приветствие, определение темы, задач урока – 3 минуты
2. История дебатов - 4 минуты.( слово учителя)
Фактически дебаты появились , когда человек впервые с чем – то не согласился, предлагая и отстаивая свою точку зрения. Однако формально дебаты появились в Древней Греции, являясь частью демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе образование включало публичное выступление, известное как ораторское искусство. Дебаты играли большую роль в этих тренировках, студенты практиковались в защите своих идей и критике противоположных взглядов. В 17 веке дебаты велись на английском языке. В начале 1920 –х годов американские университеты начинают активно внедрять в практику данную технологию. Во время выборов Президента США в 1960 году была показана первая серия теледебатов между Д. Кеннеди и Р. Никсоном., которая принесла дебатам популярность. . В последней четверти 18 века Дамаскин – Руднев ввел в обиход Нижегородской семинарии новинку – « диспуты», во время которых разгорались прения по научно- философским вопросам. Диспуты привлекали много посторонних слушателей. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах мира. Огромный образовательный потенциал в свете современных процессов жизни общества определило интерес к данной технологии в нашей стране. Овладевая техникой дебатов чему учащиеся научаться: актуализации полученных ранее знаний, овладеют новыми знаниями, умениями , навыками, научаться контактировать с аудиторией, способам удержания внимания ,выделять и видеть проблемы, устанавливать связь событий и явлений, освоят культуру спора, расширят опыт межличностных отношений.
3. Суть дебатов.( слово учителя)
Мы рассматриваем форму , в которой участвуют 2 команды, т. к. старшие классы имею малую наполняемость(9 -10) учащихся и команда судей.
Остановимся на основных элементах дебатов.
1. Суть дебатов : убедить нейтральную сторону , судей, в том, что аргументы одной из команд лучше, чем аргументы ее оппонентов. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
2. Тема В Дебатах тема формулируется в виде утверждения ( например, «Использование генных технологий является объективной реальностью будущего человечества»
3. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции - соответствие теме. Дают четкие определение основным понятиям и направления значимости генных технологий для будущего
4. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье , что позиция утверждающей стороны не верна( например – основывают свои доказательства на наличие других средств необходимых для жизни и возможности организации ее без достижений генной инженерии , на отрицательном воздействии – геномодифицированные продукты , загрязнение среды мутагенами синтетическими и т. д.)
5. Аргументы. С помощью аргументации необходимо убедить судей, что позиция группы по поводу темы – наилучшая. Аргументы могут быть сильными, слабыми. Важно ,чтобы судьи увидели, что группа продумывала аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что аргументы могут выдержать атаку оппонентов.
6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства ( цитаты, факты, статистические данные),поддерживающие их позицию. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов
Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов ( но не все) представляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера – оппонента. . Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции так, так и для выяснения потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейский протокол, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов( аргументы и способы доказательства которой были более убедительными)
Чтобы обосновать свою позицию команда использует « Кейс»– структурированную систему доказательств. В состав кейса входят аргументы ( высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения( вспомогательные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.
Аргументы – это истинные ( с точки зрения команды) суждения, причем истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы должны быть очевидны, но с другой стороны ,не тривиальны. Необходимо выбрать – 2 наиболее значительных аргумента и тщательно их разработать( привести доказательства и их поддержку) Аргумент в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций.
Необходимо помнить , что формат дебатов – это только схема, с которой можно ( и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата –убедительности. В дебатах должны присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентом.
4. Классификация вопросов.( раздаточный материал для самостоятельного изучения)
Умение формулировать точные , а главное продуктивные , полезные вопросы – одно из важнейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса – получение новой информации в виде ответа. Вопрос не является суждением. Поэтому он не может быть истинным или ложным. . Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое – то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос ,нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.
Основные типы вопросов: уточняющие, восполняющие, логически корректные, логически не корректные
Методы формулирования эффективных вопросов в дебатах.( памятка учащемся)
Самостоятельная работа учащихся – при необходимости разъяснение учителя.( ученики самостоятельно знакомятся со следующем текстом – обсуждение после прочтения)
А) Ограниченное время на вопросы – это совсем не много времени. Если это время может принести пользу Вам и Вашим коллегам по команде, необходимо научиться задавать такие вопросы, которые бы давали искомые ответы. Методы, обсуждаемые ниже, помогут Вам развить несколько хороших привычек, связанных с задаванием вопросов.
Б) Избегайте споров. Перекрестные вопросы – это время для вопросов, а не для спора. Вы ищите информацию, которую Вы могли бы использовать В Вашей аргументации во время Вашего последующего конструктивного выступления. Вам не выгодно ввергать Вашего оппонента в обмен аргументами. Всегда помните, что Вы ищите информацию.
В) Избегайте запугивания оппонента. Период перекрестных вопросов во время дебатов не дает Вам права обстреливать оппонента колкими вопросами без представления ему времени на ответ. . Задавайте вопросы , в ответах на которые Вы нуждаетесь, и вежливо ждите ответа. Если ответ не последует, возможно , Ваш оппонент не понял вопроса. Вежливо задайте его еще раз. Если после трех попыток ВЫ так и не получите необходимой Вам информации, переходите к следующим вопросам. Уклонение от определенного поведения предполагает другое поведение, которое способствует хорошим дебатам.
Г) Контролируйте период перекрестных вопросов. Перекрестные вопросы – это инструмент, который помогает Вам формулировать Ваши аргументы. Умение контролировать период перекрестных вопросов означает , что Вы спокойны, организованы, вежливы и напористы. Вам не нужно быть чрезмерно агрессивным в Ваших вопросах. Это плохо отразится на Вас и вынудит респондента защищаться, а не отвечать на вопросы. Сохраняя контроль, Вы задаете хороший вопрос, ждите хороший ответ и двигайтесь дальше, получив нужную информацию.
Д) Разработайте план. Время перекрестных вопросов будет более плодотворным, если Вы сначала разработайте план. Вы можете начать задавать вопросы с разъяснения кейса другой команды, спрашивая о заглавиях утверждений, об отношениях между утверждениями. Когда Вы выяснили это , Вы можете перейти к выявлению пробелов в кейсе или к тактике , вынуждающей другую команду связать себя каким – либо положением.
Е) Открытые вопросы требуют объяснить , или высказать мнение, описать. Респондент, который не хочет сталкиваться с серией вопросов, подрывающих его позицию, попытается описывать и объяснять настолько долго, насколько это возможно. Чтобы избежать этого , нужно просто поставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да –нет»
Ж)Возьмите в привычку использовать в Ваших конструктивных выступлениях ту информацию, которую Вы извлекли из перекрестных вопросов. В своем выступлении Вы должны сообщить арбитрам ,что этот пробел является гибельным для всего кейса.
5. Элементы ораторского искусства: зрительный контакт, голос, уловки в споре
6. Согласование тем.
7. Раздача ролей по командам.
8. Работа с раздаточным материалом в помощь определенной команде( кодекс судейства, пояснения к судейскому протоколу, советы ораторам, словарь- справочник участника дебатов)
Команды поочередно работают с раздаточным материалом - учитель согласует понимание основных задач команд.
9. Подведение итогов занятия .
Урок № 2
Урок – практикум по отработке технологии дебатов
Тезис: «Генные технологии являются необходимыми для дальнейшего развития цивилизации»
Цель занятия:
- Формирование опыта проведения дебатов.
- Проявление и развитие навыков актуализации имеющихся знаний.
- Развитие навыков организации совместной рефлексии и анализа дебатов.
- Развитие логического и критического мышления.
- Развитие коммуникативных умений.
- Обобщение теоретического материала по данному вопросу.
Так как данный урок предполагает первую пробу по данной технологии, работа ограничивается критическим анализом текста параграфа 15 с двух рассматриваемых позиций ( УМК И. Н.Пономаревой « Общая биология» -11 )
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя в роли ведущего: формулировка плана занятия 2 минуты
2. Подготовка позиции команды (самостоятельная работа команды с текстом параграфа 15 по формированию кейса поддерживающего определенный критерий ) - 20 минут
- Выступление спикеров с « кейсом» – по 4 минуты каждая команда( 8 минут)
- Перекрестные вопросы - по 1 закрытому вопросу
- Выступление судьи и оценка команд. - 4 минуты
3. Рефлексия - предлагается всем желающим принять участие в обсуждении - 6 минут
- Ваше личное отношение к обсуждаемой теме?
- Разделяете ли вы точку зрения своей команды по заявленной позиции?
- Оцените ваше собственное участие и работу команды – активность, просчеты и т.д.
- Удалось ли выполнить поставленные цели и ваше отношение к технологии дебаты
4. Подведение итогов занятия учителем-2 минуты.
Критерии:
1 команда - Критерий | 2 команда - Критерий |
Внедрение генных технологий в человеческое общество обостряет правила и нормы в его развитие, посягает на основные свободы и человеческое достоинство его членов. |
Внедрение генных технологий в человеческое общество абсолютно органично направлено на развитие и улучшение его развития. |
Аргументы : ( доказательства и поддержка – выборка текста параграфа) |
Аргументы ( Доказательства и поддержка выборка текста параграфа) |
Урок №3
Цель: апробировать технологию Дебаты в самостоятельном сценарии
Задачи для развития учащихся дополняются – поиском материала для составления кейса по определенной теме, самостоятельный поиск аргументов, доказательств и опровержений каждой командой с обязательным условием – использование дополнительных источников, исследований и т. д.
На самостоятельную подготовку к уроку – выделяется неделя. Определяется четкое определение изучаемого вопроса, анализируются источники необходимые для сбора информации
Перед подготовкой занятия учащиеся определили в общем суждении понимание определения - здоровья
Здоровье – системное качество организма и психики человека ( Д. В. Колесов)
Данное определение определяет границы изучаемого вопроса и тему будущего занятия
Тема: Здоровье – системное качество организма и психики человека.
Исходя из темы, определяются критерии для каждой команды
Критерии:
1 команды -Критерий | 2 команды - Критерий |
Здоровье определяется образом жизни человека ( Образ жизни – это сложившийся тип поведения человека в быту, обществе, природе, производстве) Проблема сохранения здоровья в настоящее время актуальна во всех странах мира. Успешное ее решение находится в прямой зависимости от сформированности у каждого человека ,навыков здорового образа жизни |
Здоровье не всегда зависит от образа жизни человека |
Аргументы В здоровом теле – здоровый дух. сохранения и укрепления здоровья неоспорима народная мудрость» Помоги себе сам» |
Аргументы – Образ жизни человека в условиях современного общества не соответствует биологическим ритмам ,которые сформировались в процессе эволюции человека. Человек не успевает адаптироваться к происходящим изменениям в социальной и природной среде |
Умение управлять общением, создавать нужные условия для эффективного общения – важная особенность данной технологии. Спрогнозировать результат занятий достаточно сложно. Полученный опыт показал: данные занятия позволили сохранить позитивный настрой на протяжении всего занятия, способствовали заинтересованности учащихся, мотивации .
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы " Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
16 01 2021 10:42:32
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
15 01 2021 22:13:13
В последнее время в С М И все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...
14 01 2021 12:44:30
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
13 01 2021 6:28:22
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта " К М- Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету " Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
12 01 2021 15:30:18
На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
11 01 2021 16:29:54
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...
10 01 2021 19:50:37
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...
09 01 2021 19:17:16
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
08 01 2021 22:51:45
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...
07 01 2021 0:24:38
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...
06 01 2021 21:58:45
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
05 01 2021 6:41:30
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
04 01 2021 23:38:24
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
03 01 2021 18:33:11
Разработка урока к учебнику И. Н. Пономаревой « Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
02 01 2021 7:46:34
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы В И Ч-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и С П И Да....
01 01 2021 14:52:32
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
31 12 2020 16:57:34
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел " Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
30 12 2020 19:19:14
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
29 12 2020 14:56:50
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое характерное для этих понятий. ...
28 12 2020 7:48:57
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в команде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
27 12 2020 0:34:34
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
26 12 2020 2:30:28
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
25 12 2020 16:24:40
Урок основан на интерактивных методах обучения, таких как « Мозговая атака», « Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
24 12 2020 8:43:10
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения человека, со строением его половых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
23 12 2020 2:31:13
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
22 12 2020 2:47:42
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
21 12 2020 4:23:33
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
20 12 2020 10:17:59
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
19 12 2020 4:36:11

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
18 12 2020 7:11:44
Познавательная игра-викторина " Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...
17 12 2020 0:35:53
Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...
16 12 2020 20:30:42
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
15 12 2020 3:20:20
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
14 12 2020 4:25:28
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...
13 12 2020 22:50:54
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на практике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
12 12 2020 7:21:27
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
11 12 2020 23:20:18
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме " Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
10 12 2020 16:29:44
Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
09 12 2020 10:31:55
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы « Лишайники» в соответствии с программой Д. И. Трайтака. Тема входит в раздел « Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
08 12 2020 20:31:24
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...
07 12 2020 17:22:15
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
06 12 2020 1:22:50
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
05 12 2020 16:35:44
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...
04 12 2020 4:31:21

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме « Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
03 12 2020 22:28:57
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
02 12 2020 5:26:26
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию " Обучение в сотрудничестве" и " Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...
01 12 2020 11:47:35
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
30 11 2020 20:50:49
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колеблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
29 11 2020 19:19:29
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме " Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...
28 11 2020 21:46:39
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
27 11 2020 23:16:49
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
26 11 2020 18:11:48
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
25 11 2020 5:40:29
Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
24 11 2020 20:12:43
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...
23 11 2020 21:57:52
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
22 11 2020 8:49:17
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс " Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
21 11 2020 7:10:39
Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
20 11 2020 1:25:19
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
19 11 2020 18:16:39
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема " Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
18 11 2020 18:16:19
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
17 11 2020 4:29:29
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
16 11 2020 7:47:18
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
15 11 2020 11:57:33
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
14 11 2020 7:38:41
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...
13 11 2020 2:35:20
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая практическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
12 11 2020 14:45:40
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
11 11 2020 1:40:17
Это заключительный урок главы " Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...
10 11 2020 22:16:14
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием И Т, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...
09 11 2020 11:56:48
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме « Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
08 11 2020 10:33:46
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
07 11 2020 10:24:31
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...
06 11 2020 1:54:26
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
05 11 2020 13:20:50
Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный характер. Урок построен в технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....
04 11 2020 6:29:45

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
03 11 2020 6:47:15
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
02 11 2020 10:16:51
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....
01 11 2020 2:14:41
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в команде и самостоятельно, внимательно слушать....
31 10 2020 1:49:43
Знакомство с работой К. А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
30 10 2020 8:16:39
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
29 10 2020 22:23:59
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
28 10 2020 9:42:29
Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
27 10 2020 22:41:18
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
26 10 2020 15:31:38
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
25 10 2020 19:32:40
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
24 10 2020 15:29:10
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
23 10 2020 3:35:14
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...
22 10 2020 4:55:38
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и практический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
21 10 2020 15:26:46
В работе представлен инсценированный К В Н по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
20 10 2020 4:33:54
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...
19 10 2020 7:55:45
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
18 10 2020 20:13:28
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз....
17 10 2020 15:26:56
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении " Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
16 10 2020 20:28:29
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н. И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
15 10 2020 10:18:57
Завершающий урок в теме « Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
14 10 2020 18:41:59
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на практике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
13 10 2020 22:48:57
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...
12 10 2020 13:22:13
Разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
11 10 2020 16:14:38
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
10 10 2020 10:32:10
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...
09 10 2020 3:40:33
Урок разработан по программе Сонина Н. И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
08 10 2020 0:48:29
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
07 10 2020 2:31:56
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
06 10 2020 18:32:18
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию И К Т в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
05 10 2020 20:26:26
Методическая разработка " Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
04 10 2020 17:39:11

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
03 10 2020 1:47:30
Урок общей биологии по теме " Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела " Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
02 10 2020 13:27:21

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
01 10 2020 10:29:46
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
30 09 2020 10:15:15
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
29 09 2020 23:36:38
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
28 09 2020 14:30:28
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
27 09 2020 18:31:53
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу ( Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина « Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
26 09 2020 12:18:26
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации « Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
25 09 2020 22:59:28
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
24 09 2020 15:18:21
Урок биологии в 8-м классе " Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...
23 09 2020 11:41:51
Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....
22 09 2020 22:13:31
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
21 09 2020 1:27:40
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
20 09 2020 11:56:11
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий характер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет характер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...
19 09 2020 12:39:16
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
18 09 2020 9:15:51
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...
17 09 2020 20:40:51
Урок в курсе " Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
16 09 2020 2:11:42
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
15 09 2020 7:51:44
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
14 09 2020 16:56:40
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
13 09 2020 13:14:56
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
12 09 2020 12:37:39
Цифровые диктанты охватывают курс " Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от " Общего обзора организма человека" до темы " Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым У М К....
11 09 2020 20:10:50
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
10 09 2020 14:56:10
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
09 09 2020 0:54:30
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
08 09 2020 5:36:32
Экологическая викторина " Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
07 09 2020 22:33:27
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством З У Н учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...
06 09 2020 15:28:22
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
05 09 2020 12:47:32
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...
04 09 2020 8:36:12
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных практических задач....
03 09 2020 0:53:29
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...
02 09 2020 16:25:23
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
01 09 2020 3:51:59
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
31 08 2020 21:37:24
Решение задачи усиления практической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
30 08 2020 9:14:57
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
29 08 2020 9:39:48
Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
28 08 2020 4:14:18
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
27 08 2020 8:46:24
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую практическую значимость. ...
26 08 2020 20:33:56
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
25 08 2020 11:35:28
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
24 08 2020 17:17:52
Урок проведен под эколого-просветительской акцией « Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
23 08 2020 3:29:37
Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием....
22 08 2020 15:35:32
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И. Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов Е К Ц О Р. Структура урока изложена в соответствии с требованиями Ф Г О С....
21 08 2020 3:56:50
Работа на уроке организована в командах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...
20 08 2020 23:24:35
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::