Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

Введение

Дебаты - это интеллектуальная игра ,представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две комaнды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члeна жюри ( судью) в своей правоте и опыте риторики. Данную технологию , как показал мой опыт,  эффективно использовать в старших классах - 10, 11.
В 9 классе по концентрической программе учащиеся получили представления по всем вопросам общей биологии – углубление и расширение  основывается на знаниях 9 класса.  В 6 7, 8 классах последовательно обучаю учащихся выявлять суть проблемы , проводить  критический анализ текста,  составлять вопросы,  дискуссировать по определенным вопросам, работать с дополнительными источниками –т. е. формирую общеучебные  умения необходимые для данной технологии. Дебаты могут принимать различные формы. Я использую данную технологию в учебной образовательной деятельности,  либо в течение урока  -45 минут, или сдвоенных уроков, как форму организации обучения , как способ работы с содержанием учебного материала.
Дебаты способствуют: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков. Развитию творческих качеств, развитию коммуникативных умений, развитию ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

Планирование деятельности учителя использующего данную технологию.

  1. Предварительное определение учебного материала возможного для изучения по данной технологии ( учитываются возможности класса)
  2. Проведение семинарского занятия по ознакомлению учащихся с данной технологией – согласование тем.
  3. Урок – пpaктикум ( первая  апробация) по работе на уроке с данной технологией.
  4. Самостоятельная подготовка  по следующей  теме  - проведение Дебатов

В предыдущем учебном году в форме дебатов учащимся 10 класса были предложены следующие темы:
Взаимоотношение человека и природы – как фактор развития биосферы. Человек , как уникальный вид живой природы. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
В 11 классе: Факторы,  определяющие здоровье человека. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы. Время экологической культуры. Дискуссионные проблемы цитологии.

Урок № 1

Семинарское занятие по обучению учащихся технологии дебаты.

Цель: познакомить учащихся с ролью всех  участников – спикеров, судей, в качестве ведущего рекомендую выступать учителю,  с краткой историей дебатов,  согласовать темы, определить источники сбора информации.

Оборудование: раздаточный материал

Ход занятия:

1. Приветствие, определение темы, задач урока – 3 минуты

2. История дебатов  - 4 минуты.( слово учителя)

Фактически дебаты появились , когда человек впервые с чем – то не согласился, предлагая  и отстаивая свою точку зрения. Однако формально дебаты появились в Древней Греции, являясь частью демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе образование включало публичное выступление, известное как ораторское искусство. Дебаты играли большую роль в этих тренировках, студенты  пpaктиковались в защите своих идей и критике противоположных взглядов. В 17 веке  дебаты велись на английском языке. В начале 1920 –х годов американские  университеты начинают активно внедрять в пpaктику  данную технологию. Во время выборов Президента США в 1960 году была показана первая серия теледебатов между Д. Кеннеди и Р. Никсоном., которая принесла дебатам популярность. . В последней четверти 18 века Дамаскин – Руднев ввел в обиход Нижегородской семинарии новинку – « диспуты», во время которых разгорались прения по научно- философским вопросам. Диспуты привлекали много посторонних слушателей. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах мира. Огромный образовательный потенциал  в свете современных процессов жизни общества  определило интерес к данной технологии в нашей стране. Овладевая техникой дебатов чему учащиеся научаться: актуализации полученных ранее знаний, овладеют новыми знаниями, умениями , навыками, научаться контактировать с аудиторией,  способам удержания внимания ,выделять и видеть проблемы, устанавливать связь событий и явлений, освоят культуру спора,  расширят опыт межличностных отношений.

3. Суть дебатов.( слово учителя)

Мы рассматриваем форму ,  в которой  участвуют 2 комaнды, т. к. старшие классы имею малую наполняемость(9 -10) учащихся и комaнда судей.
Остановимся на основных элементах дебатов.

1. Суть дебатов : убедить нейтральную сторону , судей, в том, что аргументы одной из комaнд лучше, чем аргументы ее оппонентов. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат,  могут быть сложными.

2. Тема В Дебатах тема формулируется в  виде утверждения ( например, «Использование генных технологий является объективной реальностью будущего человечества»

3. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции -  соответствие теме. Дают четкие определение основным понятиям и направления значимости генных технологий для будущего

4. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье , что позиция утверждающей стороны не верна( например – основывают свои доказательства  на наличие других средств необходимых для жизни и возможности организации  ее без достижений генной инженерии ,  на отрицательном воздействии – геномодифицированные продукты , загрязнение среды мутагенами синтетическими и т. д.)

5. Аргументы. С помощью аргументации необходимо убедить судей, что позиция группы по поводу темы – наилучшая. Аргументы могут быть сильными, слабыми. Важно ,чтобы судьи увидели, что группа продумывала аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что аргументы могут выдержать атаку оппонентов.

6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства ( цитаты, факты, статистические данные),поддерживающие их позицию. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов

Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов ( но не все) представляют каждому участнику  возможность отвечать на вопросы спикера – оппонента. . Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции так, так и для выяснения потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейский протокол, в которых фиксируют решения о том, какой комaнде отдано предпочтение по результатам  дебатов( аргументы и способы доказательства которой были более убедительными)
Чтобы обосновать свою позицию комaнда использует « Кейс»– структурированную систему доказательств. В состав кейса входят аргументы ( высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения( вспомогательные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.

Аргументы это истинные ( с точки зрения комaнды) суждения, причем истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы должны быть очевидны, но с  другой стороны ,не тривиальны. Необходимо выбрать – 2 наиболее значительных аргумента и тщательно их разработать( привести доказательства и их поддержку) Аргумент  в сжатом виде представляет главную идею комaнды, которая может быть освещена с различных позиций.
Необходимо помнить , что формат дебатов – это только схема, с которой можно ( и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата –убедительности. В дебатах должны присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентом.

4. Классификация вопросов.( раздаточный материал для самостоятельного изучения)

Умение формулировать точные , а главное продуктивные , полезные вопросы – одно из важнейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса – получение новой информации в виде  ответа. Вопрос не является суждением. Поэтому он не может быть истинным или ложным. . Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое – то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос ,нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и хаpaктер вопроса.
Основные типы вопросов: уточняющие, восполняющие, логически корректные, логически не корректные

Методы формулирования эффективных  вопросов в дебатах.( памятка учащемся)

Самостоятельная работа учащихся – при необходимости разъяснение учителя.( ученики самостоятельно знакомятся  со следующем текстом – обсуждение после прочтения)

А) Ограниченное время на вопросы – это совсем не много времени. Если это время может принести пользу Вам и Вашим коллегам по комaнде, необходимо научиться задавать такие вопросы, которые бы давали искомые ответы. Методы, обсуждаемые ниже, помогут Вам развить несколько хороших привычек,  связанных с задаванием вопросов.

Б) Избегайте споров. Перекрестные вопросы – это время для вопросов, а не для спора. Вы ищите информацию, которую Вы могли бы использовать  В Вашей аргументации во время Вашего последующего конструктивного выступления. Вам не выгодно ввергать Вашего оппонента в обмен аргументами. Всегда помните, что Вы ищите информацию.

В) Избегайте запугивания оппонента. Период перекрестных вопросов во время дебатов не дает  Вам права обстреливать оппонента колкими вопросами без  представления ему времени на ответ. . Задавайте вопросы , в ответах на которые  Вы нуждаетесь, и вежливо ждите ответа. Если ответ не последует, возможно , Ваш оппонент не понял вопроса.  Вежливо задайте его еще раз. Если после трех попыток ВЫ так и не получите необходимой Вам информации,  переходите к следующим вопросам. Уклонение от определенного поведения предполагает другое   поведение, которое способствует хорошим дебатам.

Г) Контролируйте период перекрестных вопросов. Перекрестные вопросы – это инструмент, который помогает Вам формулировать Ваши аргументы. Умение контролировать период перекрестных вопросов означает , что Вы спокойны, организованы, вежливы и напористы. Вам не нужно быть чрезмерно агрессивным в Ваших вопросах. Это плохо отразится на Вас и вынудит респондента защищаться, а не отвечать на вопросы. Сохраняя контроль, Вы задаете хороший вопрос, ждите  хороший  ответ и двигайтесь дальше, получив нужную информацию.

Д) Разработайте план. Время перекрестных вопросов будет более плодотворным, если Вы сначала разработайте план. Вы можете начать задавать вопросы  с разъяснения кейса другой комaнды, спрашивая о заглавиях утверждений, об отношениях между утверждениями. Когда Вы выяснили это , Вы можете перейти к выявлению пробелов в кейсе или  к тактике , вынуждающей другую комaнду связать себя каким – либо положением.

Е) Открытые вопросы требуют объяснить , или высказать мнение, описать. Респондент, который не хочет сталкиваться с серией вопросов, подрывающих его  позицию, попытается описывать и объяснять настолько долго, насколько это возможно. Чтобы избежать этого , нужно просто поставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да –нет»

Ж)Возьмите в привычку использовать в Ваших конструктивных выступлениях ту информацию, которую Вы извлекли из перекрестных вопросов. В своем выступлении  Вы должны сообщить арбитрам ,что этот пробел является гибельным для всего кейса.

5. Элементы  ораторского искусства: зрительный контакт,  голос, уловки в споре

6. Согласование тем.

7. Раздача ролей по комaндам.

8. Работа с раздаточным материалом  в помощь определенной комaнде( кодекс судейства, пояснения к судейскому протоколу, советы ораторам, словарь- справочник участника дебатов)

Комaнды поочередно работают с раздаточным материалом  - учитель согласует понимание основных задач комaнд.

9. Подведение итогов занятия .

Урок № 2

Урок – пpaктикум по отработке технологии дебатов

Тезис: «Генные технологии являются необходимыми для дальнейшего развития цивилизации»

Цель занятия:

  • Формирование опыта проведения дебатов.
  • Проявление и развитие навыков актуализации имеющихся знаний.
  • Развитие навыков организации совместной рефлексии и анализа дебатов.
  • Развитие логического и критического мышления.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Обобщение теоретического материала по данному вопросу.

Так как данный урок предполагает первую пробу по данной технологии, работа ограничивается  критическим анализом текста параграфа 15 с двух рассматриваемых позиций ( УМК И. Н.Пономаревой « Общая биология» -11 )

Ход  занятия:

1. Вступительное слово учителя в роли ведущего: формулировка плана занятия 2  минуты

2.  Подготовка позиции комaнды (самостоятельная  работа  комaнды с текстом параграфа 15 по формированию кейса поддерживающего определенный критерий ) - 20 минут

  1. Выступление спикеров с « кейсом» – по 4 минуты каждая комaнда( 8 минут)
  2. Перекрестные вопросы -   по 1 закрытому вопросу
  3. Выступление судьи и оценка комaнд. - 4 минуты

3. Рефлексия - предлагается всем желающим  принять участие в обсуждении - 6 минут

  1. Ваше личное отношение к обсуждаемой теме?
  2. Разделяете ли вы точку зрения своей комaнды  по заявленной позиции?
  3. Оцените ваше собственное участие и работу комaнды – активность, просчеты и т.д.
  4. Удалось ли выполнить поставленные цели и ваше отношение к технологии дебаты

4. Подведение итогов занятия учителем-2 минуты.

Критерии:

1 комaнда - Критерий

2 комaнда - Критерий

Внедрение генных технологий  в  человеческое общество   обостряет правила и нормы  в его развитие, посягает на основные свободы и человеческое достоинство  его члeнов.

Внедрение генных технологий в человеческое общество   абсолютно органично направлено на  развитие  и улучшение его развития.

Аргументы : ( доказательства и поддержка – выборка текста параграфа)

Аргументы ( Доказательства и поддержка выборка текста параграфа)

Урок №3

Цель: апробировать технологию Дебаты  в самостоятельном сценарии

Задачи для развития учащихся дополняются – поиском материала для составления кейса по определенной теме, самостоятельный поиск аргументов, доказательств и опровержений каждой комaндой с обязательным условием – использование дополнительных источников, исследований и т. д.

На самостоятельную подготовку к уроку – выделяется неделя. Определяется четкое определение изучаемого вопроса, анализируются источники  необходимые для сбора информации
Перед подготовкой занятия учащиеся определили в общем суждении понимание определения -  здоровья

Здоровье – системное качество организма  и психики человека ( Д. В. Колесов)

Данное определение  определяет границы изучаемого вопроса и тему будущего занятия

Тема: Здоровье – системное качество организма и психики человека.

Исходя из темы,  определяются критерии для каждой комaнды

Критерии:

1 комaнды -Критерий

2 комaнды - Критерий

Здоровье определяется образом жизни человека ( Образ жизни – это сложившийся тип поведения человека в быту, обществе, природе, производстве) Проблема сохранения здоровья в настоящее время актуальна во всех странах мира. Успешное ее решение находится в прямой зависимости от сформированности  у каждого человека ,навыков здорового образа жизни

Здоровье не всегда зависит от образа жизни человека
( отдельный человек не имеет возможности повлиять на организацию производственной деятельности ( хотя может ее выбрать),  общественной, на состояние природной среды – значит от него не всегда зависит определение типа своего поведения в данных направлениях своей деятельности

Аргументы  В здоровом теле – здоровый дух. сохранения и укрепления здоровья  неоспорима народная мудрость» Помоги себе сам»

Аргументы – Образ жизни человека в условиях современного общества не соответствует биологическим ритмам ,которые сформировались в процессе эволюции человека. Человек не успевает адаптироваться к происходящим изменениям в социальной и природной среде

Умение управлять общением, создавать нужные условия для эффективного общения – важная особенность данной технологии. Спрогнозировать результат занятий достаточно сложно. Полученный опыт показал: данные занятия позволили сохранить позитивный настрой на протяжении всего занятия, способствовали заинтересованности учащихся, мотивации .



Комментарии:

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)


    Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

      Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

22 06 2024 2:48:40

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

21 06 2024 2:11:15

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

20 06 2024 22:32:59

Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс


    Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс

      Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...

19 06 2024 8:43:14

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

18 06 2024 4:53:45

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

17 06 2024 8:36:13

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки) Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

16 06 2024 21:35:17

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

15 06 2024 13:47:42

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

14 06 2024 14:29:59

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

13 06 2024 22:58:55

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

12 06 2024 12:40:35

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

11 06 2024 14:55:57

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

10 06 2024 11:34:33

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

09 06 2024 21:19:35

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

08 06 2024 5:46:54

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

07 06 2024 7:52:51

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

06 06 2024 9:44:18

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

05 06 2024 18:48:14

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

04 06 2024 13:39:56

Французские мастерские на уроках биологии

Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

03 06 2024 5:48:21

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

02 06 2024 12:17:24

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

01 06 2024 12:16:44

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

31 05 2024 19:33:52

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

30 05 2024 13:45:25

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

29 05 2024 13:21:56

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

28 05 2024 13:28:35

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

27 05 2024 19:33:41

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

26 05 2024 18:47:46

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

25 05 2024 20:12:22

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

24 05 2024 5:40:28

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

23 05 2024 17:30:13

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

22 05 2024 21:44:20

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

21 05 2024 13:19:10

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

20 05 2024 20:56:43

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

19 05 2024 23:39:43

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

18 05 2024 18:30:49

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

17 05 2024 6:53:43

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

16 05 2024 10:59:18

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

15 05 2024 12:25:16

Урок биологии "Генетика крови"


    Урок биологии "Генетика крови"

      Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

14 05 2024 6:50:52

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

13 05 2024 9:26:53

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

12 05 2024 4:59:13

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

11 05 2024 3:20:26

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

10 05 2024 1:59:26

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

09 05 2024 15:31:47

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

08 05 2024 20:56:12

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

07 05 2024 15:21:45

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

06 05 2024 6:52:16

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

05 05 2024 9:29:34

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

04 05 2024 12:19:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::