Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических работников образовательных учреждений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе УОР, осознание преимуществ от их внедрения в образовательный процесс говорит о распространении такого явления как “информационная культура” педагога.

Применение информационно-коммуникационных технологий уже не ограничивается рамками предмета информатики, все большее количество учителей-предметников видят необходимость их использования на своих уроках.

Обучение в межпредметном компьютерном классе дает учащимся возможность индивидуальной работы, не подстраиваясь под общий темп урока, позволяет возвращаться к любым фрагментам урока, делая упор на непонятных моментах. Существующие программные продукты чаще всего предназначены именно для индивидуального применения. Компьютерный видеокомплекс (один компьютер и мультимедийный проектор с экраном) всё чаще используется в интегрированных уроках.

Демонстрация на большом экране учебных материалов в виде текста и графической информации, с компьютерной анимацией повышает дидактические возможности урока. Компьютерный видеокомплекс заменяет обычные наглядные пособия (карты, плакаты, иллюстрации), традиционные аудиовизуальные средства обучения (кодоскопы, проекторы, видеотехнику), он перекрывает возможности вышеперечисленных средств и выводит образование на новый уровень продуктивности технологий обучения.

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в мультимедийном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Обучившись на курсах компьютерной подготовки, учителя создают собственные электронные иллюстративные приложения к урокам в среде Microsoft PowerPoint

Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.

Это настоящие мультимедийные проекты с использованием фрагментов из различных программно-педагогических средств, отсканированных фотографий, оцифрованных видеоматериалов, а также сетевых образовательных ресурсов, которые служат учителям подспорьем в создании электронных иллюстративных приложений к уроку.

Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека. При этом нравственные и эстетические истины постигаются учащимся в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально-духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.

От традиционного урока нестандартные уроки отличаются сочетанием используемых средств и методов. Обычно такие уроки начинаются с определения места, т.е. учитель определяет последовательность изучения содержания учебного материала, выясняет из каких других учебных предметов будут использоваться знания на уроках, детализируются методы обучения, дозы и хаpaктер домашних заданий, а затем только разpaбатывает план урока.

Одной из форм нестандартных уроков являются интегрированные уроки-игры, которые включают в учебно-познавательный вид деятельности весь класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

интегрированного учебного занятия (биология + информатика) в 11-м классе

Тема \"Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал\"

Цель: Раскрыть комплексный хаpaктер глобальных проблем современности на примере озера Байкал.

Задачи учебного занятия:

  • Показать учащимся суть проблемы взаимоотношений человека и природы.
  • Дать возможность учащимся осознать мировоззренческое значение знаний по данной теме, сформировать собственное отношение к вопросу глобальных проблем современности, дать конкретное представление о пpaктической деятельности человека в области охраны окружающей среды.
  • Развивать экологическую культуру учащихся.
  • Развивать умения вести дискуссию, сравнивать, аргументировать свое мнение, делать выводы.
  • Развивать умение самостоятельно добывать информацию по интересующему вопросу.
  • Формировать навык использования ПК для оформления информации по изучаемому вопросу (Презентация в программной среде Microsoft PowerPoint)

Оборудование: выставка книг об озере Байкал, фильм “О Байкале” (СD-диск), компьютерный видеокомплекс (один компьютер и мультимедийный проектор с экраном), презентации в программной среде Microsoft PowerPoint.

Технология интегрированного учебного занятия по биологии и информатике.

  1. Поисковый этап - за 2-3 недели до начала учебного занятия класс разбивается на несколько групп (по 2-3 человека) по количеству рассматриваемых вопросов. Используя различные источники информации, каждая группа готовит проект презентации с помощью учителя информатики в программной среде Microsoft PowerPoint.
  2. Подготовительный этап – подготовить выступление учащихся по выбранной проблеме. Работа с источниками. Подбор фактов, статистических данных, используя Интернет. Ознакомление с презентацией в программной среде Microsoft PowerPoint. Каждый участник дискуссии определился со своей областью изучения глобальных проблем. Беседа, просмотр материала, умение его излагать и защищать в процессе дискуссии.
  3. Основной этап – Развивать экологическую культуру учащихся. Развивать умение самостоятельно принимать решение на основании данных. Формировать навык использования средств ИКТ для оформления и показа информации по изучаемому вопросу – подбор информации в Интернете, презентация в программной среде Microsoft PowerPoint. Художественное слово. Вопросы к учащимся. Использование подготовленного материала. Осознание учащимися комплексного хаpaктера глобальных проблем. Анализ и оценка выступлений.
  4. Заключительный этап - Выполнить работу, используя программу Microsoft PowerPoint. Учащиеся формулируют вывод, что решение экологических проблем носит комплексный хаpaктер. Определяют возможные пути решения глобальных и локальных проблем. Анализ презентаций. Обсуждение вариантов путей решения проблем. Ознакомление с официальными проектами решения проблем. Анализ предложенных путей решения проблем. Рефлексия учащихся учебного занятия.
  5. Подведение итогов – Обобщение знаний учащихся. Подведение итогов.

Ход учебного занятия

На учебном занятии каждая группа сидит за отдельным столом, слушает выступления учащихся, аргументирует своё мнение, делает выводы.

1 этап. Эпиграф (выведен на экран):

“Не насыщая пищей чрева,
Жуёт себя ХХ век.
И рубит, рубит жизни чрево,
Как беспощадный дровосек…
Великий разум!
Запрети ты
Рубить хотя б последний сук”.

Михаил Дудин

Учитель биологии. “Самый страшный зверь на Земле” – так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь темной клетки, он видит самого себя –за решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись? К сожалению, нет! Обедняя природу, человек сам становится беднее.

Учащийся рассказывает о глобальных проблемах современности (схема по С.Б. Лаврову) Приложение 1

Учитель биологии. На учебном занятии будет в основном рассматриваться экологическая проблема на примере озера Байкал, но мы увидим её тесную взаимосвязь с другими проблемами: демографической, экономической, продовольственной, географической, проблемой здоровья и др.

Учащийся сообщает о путях решения глобальных проблем:

  • глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;
  • острота проявления;
  • комплексный хаpaктер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
  • способность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
  • возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов. Приложение 1

На экране запись “Любое экологическое бедствие является общечеловеческим. Экологическое благополучие невозможно создать в отдельно взятом регионе”.Приложение 1

Учитель биологии. Любая экологическая проблема требует комплексного подхода в её решении. Нам следует изменить отношение к природе, понять свое место в эволюции, чтобы не разделить судьбу исключенных из нее гигантских ящеров. Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. И первоочередную задачу мы видим в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры. Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”. Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на территории нашей жемчужины озера Байкал?

Ввиду использования различных источников информации от энциклопедических словарей и возможностей Интернет - технологий до научно-популярной литературы и СМИ старшеклассники могут по-разному строить свои выступления по вопросам:

  1. Правовые основы охраны природы в РФ
  2. Историческая справка об озере Байкал.
  3. Ресурсы озера Байкал
  4. Проблемы озера Байкал.
  5. Загрязнение озера Байкал.

Желательно, чтобы в выступлениях прозвучала следующая информация:

  • авторы (сторонники) изучения данного вопроса;
  • хорошо, если учащиеся могут выделить в “своем” вопросе проблемы и недостатки, их выступления должны прояснить эколого-социальную трагедию озера Байкал.

Запись на экране “Вывод – действительно гибнет кусочек мира и необходимо кричать SOS!” (см Приложение 1.)

2 этап.

Слово предоставляется аналитикам.

Выступления учащихся (тезисное изложение), презентация в программной среде Microsoft PowerPoint на ПК - иллюстрированный материал к этой части учебного занятия подготовлен в виде файлов презентации и открыт на мониторах ПК и на экране (см Приложение 2.pps, Приложение 3., Приложение 4.pps, Приложение 5.pps)

3 этап.

Данный этап урока проходит в форме регламентированной дискуссии. Каждая группа может задавать вопросы любой другой группе, уточнять, опровергать, корректировать полученную информацию в рамках отведенного времени (например, одна минута на вопрос). Учитель информатики или назначенный им ведущий в ходе работы фиксирует активность учащихся при работе на учебном занятии в листе оценки работы на уроке. В процессе обсуждения тезисов учащиеся приходят к выводу о глобальном хаpaктере экологической проблемы озера Байкал, о необходимости комплексного подхода в её решении, о возможности предотвращения других катастроф и бедствий путём проведения исследований на различных моделях рассматриваемых систем и объектов, в том числе и на компьютерных моделях.

4 этап.

Во время работы “счетной палаты” остальным учащимся предлагается принять участие в мозговом штурме “Пути решения проблем озера Байкал”.

Пути решения экологических проблем современности (по мере поступления появляются на экране, вывод на экран осуществляет учащийся, имея при этом заготовленный слайд):

Первые 2-3 минуты отводятся для обсуждения возможных путей в группах;

Затем перечисляются все пути, создается банк идей (идеи появляются на экране) ; приложение 7.ppt

2-3 минуты предложенные пути обсуждаются в группах.

Коллективно критикуются все представленные пути решения, вычеркиваются те из них, что не выдерживают критики,2-3 минуты оставшиеся пути обсуждаются в группах.

Коллективно анализируются все оставшиеся пути, выделяются самые убедительные.

Определяется самая интересная и обоснованная идея (ее автор может повысить свой рейтинг дополнительным количеством заработанных баллов).

Учитель биологии. Итак, в ходе занятия мы попытались сформулировать и отстоять собственное мнение по вопросу экологических проблем озера Байкал. Каковы ваши впечатления? (Рефлексия: каждому ученику в классе опять предлагается произнести только одно слово или краткое словосочетание, хаpaктеризующее его отношение к происходящему).

На этом уроке мы не ставили себе целью доказать или опровергнуть какую-либо идею. Все идеи хороши, так как нас волнует судьба озера Байкал, ведь оно не только достояние нашей Родины, но и всего мира. Самым важным для нас сегодня было научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию.

5 этап.

Подведение итогов, результаты “счетной палаты”, оценка работы учащихся за учебное занятие.

Приложение 6.

Правила дискуссии

Девиз: мнение можно изменить, истина неизменна.

Помнить, что каждый должен:

  • участвовать в дискуссии;
  • говорить по сути вопроса;
  • не перебивать собеседника;
  • не переходить на личности;
  • не навязывать свое мнение, а делиться размышлениями;
  • слушать собеседника;
  • быть кратким и вежливым.

Каждому рекомендуется забыть, что:

“Дважды два всегда четыре”;

“Есть только два мнения: мое и неправильное”;

“Начальство всегда право”.

Приложение 8.

Критерии оценки работы в группах – рейтинговая система:

  1. Для объективной оценки результативности каждого участника дискуссии вводится бальная система.
  2. Параметры оценки:
    • за презентацию – до 5 баллов;
    • за вопросы, комментарии, аргументированную критику и т.п. – по 1 баллу;
    • за убедительность и доказательность защиты вопроса – до 5 баллов;
    • за внешнюю оценку одноклассников - по 1 баллу за каждый голос.
    • за нарушение правил ведения дискуссии и некорректность предусматриваются штрафные санкции по 1 баллу за каждое нарушение,
  3. Все баллы заносятся в таблицу (на классной доске), по следующей форме:
№ комaнды представленная презентация вопросы, комментарии, аргументированная критика убедительность, доказательность защиты вопроса штрафные баллы итого
№ 1          
№ 2          
№ 3          
№ 4          

При наборе 15 баллов выставляется оценка “отлично”

При наборе 13 - 14 баллов выставляется оценка “хорошо”

При наборе 11 - 12 баллов выставляется оценка “удовлетворительно”



Комментарии:

Строение и работа сердца

Цель урока: изучение строения и работы сердца....

27 11 2024 20:22:56

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

26 11 2024 15:49:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

25 11 2024 22:39:17

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

24 11 2024 14:56:43

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

23 11 2024 20:30:53

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

22 11 2024 17:53:18

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

21 11 2024 4:29:14

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

20 11 2024 7:47:10

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

19 11 2024 11:13:23

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

18 11 2024 21:44:13

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

17 11 2024 1:16:47

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

16 11 2024 19:14:34

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

15 11 2024 15:37:17

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

14 11 2024 1:10:53

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

13 11 2024 22:42:18

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

12 11 2024 5:25:27

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

11 11 2024 10:52:55

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

10 11 2024 11:26:47

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

09 11 2024 6:39:59

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

08 11 2024 15:34:42

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

07 11 2024 18:15:13

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

06 11 2024 4:49:45

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

05 11 2024 19:57:10

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

04 11 2024 10:20:25

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

03 11 2024 10:20:30

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

02 11 2024 10:51:19

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

01 11 2024 12:47:55

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

31 10 2024 17:43:21

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

30 10 2024 2:11:29

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

29 10 2024 8:46:40

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

28 10 2024 13:27:48

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

27 10 2024 14:19:24

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

26 10 2024 19:26:13

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

25 10 2024 3:55:11

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

      На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

24 10 2024 16:25:17

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

23 10 2024 20:44:12

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

22 10 2024 0:31:52

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

21 10 2024 9:39:33

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

20 10 2024 9:13:31

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

19 10 2024 22:57:24

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

18 10 2024 23:41:13

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

17 10 2024 14:35:57

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

16 10 2024 15:16:36

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

15 10 2024 9:56:50

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

14 10 2024 9:29:15

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

13 10 2024 0:48:23

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

12 10 2024 15:23:48

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

11 10 2024 11:19:42

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы влияния

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы влияния Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....

10 10 2024 15:25:35

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

09 10 2024 12:40:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::