Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических работников образовательных учреждений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе УОР, осознание преимуществ от их внедрения в образовательный процесс говорит о распространении такого явления как “информационная культура” педагога.

Применение информационно-коммуникационных технологий уже не ограничивается рамками предмета информатики, все большее количество учителей-предметников видят необходимость их использования на своих уроках.

Обучение в межпредметном компьютерном классе дает учащимся возможность индивидуальной работы, не подстраиваясь под общий темп урока, позволяет возвращаться к любым фрагментам урока, делая упор на непонятных моментах. Существующие программные продукты чаще всего предназначены именно для индивидуального применения. Компьютерный видеокомплекс (один компьютер и мультимедийный проектор с экраном) всё чаще используется в интегрированных уроках.

Демонстрация на большом экране учебных материалов в виде текста и графической информации, с компьютерной анимацией повышает дидактические возможности урока. Компьютерный видеокомплекс заменяет обычные наглядные пособия (карты, плакаты, иллюстрации), традиционные аудиовизуальные средства обучения (кодоскопы, проекторы, видеотехнику), он перекрывает возможности вышеперечисленных средств и выводит образование на новый уровень продуктивности технологий обучения.

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в мультимедийном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Обучившись на курсах компьютерной подготовки, учителя создают собственные электронные иллюстративные приложения к урокам в среде Microsoft PowerPoint

Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.

Это настоящие мультимедийные проекты с использованием фрагментов из различных программно-педагогических средств, отсканированных фотографий, оцифрованных видеоматериалов, а также сетевых образовательных ресурсов, которые служат учителям подспорьем в создании электронных иллюстративных приложений к уроку.

Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека. При этом нравственные и эстетические истины постигаются учащимся в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально-духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.

От традиционного урока нестандартные уроки отличаются сочетанием используемых средств и методов. Обычно такие уроки начинаются с определения места, т.е. учитель определяет последовательность изучения содержания учебного материала, выясняет из каких других учебных предметов будут использоваться знания на уроках, детализируются методы обучения, дозы и хаpaктер домашних заданий, а затем только разpaбатывает план урока.

Одной из форм нестандартных уроков являются интегрированные уроки-игры, которые включают в учебно-познавательный вид деятельности весь класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

интегрированного учебного занятия (биология + информатика) в 11-м классе

Тема \"Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал\"

Цель: Раскрыть комплексный хаpaктер глобальных проблем современности на примере озера Байкал.

Задачи учебного занятия:

  • Показать учащимся суть проблемы взаимоотношений человека и природы.
  • Дать возможность учащимся осознать мировоззренческое значение знаний по данной теме, сформировать собственное отношение к вопросу глобальных проблем современности, дать конкретное представление о пpaктической деятельности человека в области охраны окружающей среды.
  • Развивать экологическую культуру учащихся.
  • Развивать умения вести дискуссию, сравнивать, аргументировать свое мнение, делать выводы.
  • Развивать умение самостоятельно добывать информацию по интересующему вопросу.
  • Формировать навык использования ПК для оформления информации по изучаемому вопросу (Презентация в программной среде Microsoft PowerPoint)

Оборудование: выставка книг об озере Байкал, фильм “О Байкале” (СD-диск), компьютерный видеокомплекс (один компьютер и мультимедийный проектор с экраном), презентации в программной среде Microsoft PowerPoint.

Технология интегрированного учебного занятия по биологии и информатике.

  1. Поисковый этап - за 2-3 недели до начала учебного занятия класс разбивается на несколько групп (по 2-3 человека) по количеству рассматриваемых вопросов. Используя различные источники информации, каждая группа готовит проект презентации с помощью учителя информатики в программной среде Microsoft PowerPoint.
  2. Подготовительный этап – подготовить выступление учащихся по выбранной проблеме. Работа с источниками. Подбор фактов, статистических данных, используя Интернет. Ознакомление с презентацией в программной среде Microsoft PowerPoint. Каждый участник дискуссии определился со своей областью изучения глобальных проблем. Беседа, просмотр материала, умение его излагать и защищать в процессе дискуссии.
  3. Основной этап – Развивать экологическую культуру учащихся. Развивать умение самостоятельно принимать решение на основании данных. Формировать навык использования средств ИКТ для оформления и показа информации по изучаемому вопросу – подбор информации в Интернете, презентация в программной среде Microsoft PowerPoint. Художественное слово. Вопросы к учащимся. Использование подготовленного материала. Осознание учащимися комплексного хаpaктера глобальных проблем. Анализ и оценка выступлений.
  4. Заключительный этап - Выполнить работу, используя программу Microsoft PowerPoint. Учащиеся формулируют вывод, что решение экологических проблем носит комплексный хаpaктер. Определяют возможные пути решения глобальных и локальных проблем. Анализ презентаций. Обсуждение вариантов путей решения проблем. Ознакомление с официальными проектами решения проблем. Анализ предложенных путей решения проблем. Рефлексия учащихся учебного занятия.
  5. Подведение итогов – Обобщение знаний учащихся. Подведение итогов.

Ход учебного занятия

На учебном занятии каждая группа сидит за отдельным столом, слушает выступления учащихся, аргументирует своё мнение, делает выводы.

1 этап. Эпиграф (выведен на экран):

“Не насыщая пищей чрева,
Жуёт себя ХХ век.
И рубит, рубит жизни чрево,
Как беспощадный дровосек…
Великий разум!
Запрети ты
Рубить хотя б последний сук”.

Михаил Дудин

Учитель биологии. “Самый страшный зверь на Земле” – так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь темной клетки, он видит самого себя –за решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись? К сожалению, нет! Обедняя природу, человек сам становится беднее.

Учащийся рассказывает о глобальных проблемах современности (схема по С.Б. Лаврову) Приложение 1

Учитель биологии. На учебном занятии будет в основном рассматриваться экологическая проблема на примере озера Байкал, но мы увидим её тесную взаимосвязь с другими проблемами: демографической, экономической, продовольственной, географической, проблемой здоровья и др.

Учащийся сообщает о путях решения глобальных проблем:

  • глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;
  • острота проявления;
  • комплексный хаpaктер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
  • способность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
  • возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов. Приложение 1

На экране запись “Любое экологическое бедствие является общечеловеческим. Экологическое благополучие невозможно создать в отдельно взятом регионе”.Приложение 1

Учитель биологии. Любая экологическая проблема требует комплексного подхода в её решении. Нам следует изменить отношение к природе, понять свое место в эволюции, чтобы не разделить судьбу исключенных из нее гигантских ящеров. Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. И первоочередную задачу мы видим в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры. Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”. Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на территории нашей жемчужины озера Байкал?

Ввиду использования различных источников информации от энциклопедических словарей и возможностей Интернет - технологий до научно-популярной литературы и СМИ старшеклассники могут по-разному строить свои выступления по вопросам:

  1. Правовые основы охраны природы в РФ
  2. Историческая справка об озере Байкал.
  3. Ресурсы озера Байкал
  4. Проблемы озера Байкал.
  5. Загрязнение озера Байкал.

Желательно, чтобы в выступлениях прозвучала следующая информация:

  • авторы (сторонники) изучения данного вопроса;
  • хорошо, если учащиеся могут выделить в “своем” вопросе проблемы и недостатки, их выступления должны прояснить эколого-социальную трагедию озера Байкал.

Запись на экране “Вывод – действительно гибнет кусочек мира и необходимо кричать SOS!” (см Приложение 1.)

2 этап.

Слово предоставляется аналитикам.

Выступления учащихся (тезисное изложение), презентация в программной среде Microsoft PowerPoint на ПК - иллюстрированный материал к этой части учебного занятия подготовлен в виде файлов презентации и открыт на мониторах ПК и на экране (см Приложение 2.pps, Приложение 3., Приложение 4.pps, Приложение 5.pps)

3 этап.

Данный этап урока проходит в форме регламентированной дискуссии. Каждая группа может задавать вопросы любой другой группе, уточнять, опровергать, корректировать полученную информацию в рамках отведенного времени (например, одна минута на вопрос). Учитель информатики или назначенный им ведущий в ходе работы фиксирует активность учащихся при работе на учебном занятии в листе оценки работы на уроке. В процессе обсуждения тезисов учащиеся приходят к выводу о глобальном хаpaктере экологической проблемы озера Байкал, о необходимости комплексного подхода в её решении, о возможности предотвращения других катастроф и бедствий путём проведения исследований на различных моделях рассматриваемых систем и объектов, в том числе и на компьютерных моделях.

4 этап.

Во время работы “счетной палаты” остальным учащимся предлагается принять участие в мозговом штурме “Пути решения проблем озера Байкал”.

Пути решения экологических проблем современности (по мере поступления появляются на экране, вывод на экран осуществляет учащийся, имея при этом заготовленный слайд):

Первые 2-3 минуты отводятся для обсуждения возможных путей в группах;

Затем перечисляются все пути, создается банк идей (идеи появляются на экране) ; приложение 7.ppt

2-3 минуты предложенные пути обсуждаются в группах.

Коллективно критикуются все представленные пути решения, вычеркиваются те из них, что не выдерживают критики,2-3 минуты оставшиеся пути обсуждаются в группах.

Коллективно анализируются все оставшиеся пути, выделяются самые убедительные.

Определяется самая интересная и обоснованная идея (ее автор может повысить свой рейтинг дополнительным количеством заработанных баллов).

Учитель биологии. Итак, в ходе занятия мы попытались сформулировать и отстоять собственное мнение по вопросу экологических проблем озера Байкал. Каковы ваши впечатления? (Рефлексия: каждому ученику в классе опять предлагается произнести только одно слово или краткое словосочетание, хаpaктеризующее его отношение к происходящему).

На этом уроке мы не ставили себе целью доказать или опровергнуть какую-либо идею. Все идеи хороши, так как нас волнует судьба озера Байкал, ведь оно не только достояние нашей Родины, но и всего мира. Самым важным для нас сегодня было научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию.

5 этап.

Подведение итогов, результаты “счетной палаты”, оценка работы учащихся за учебное занятие.

Приложение 6.

Правила дискуссии

Девиз: мнение можно изменить, истина неизменна.

Помнить, что каждый должен:

  • участвовать в дискуссии;
  • говорить по сути вопроса;
  • не перебивать собеседника;
  • не переходить на личности;
  • не навязывать свое мнение, а делиться размышлениями;
  • слушать собеседника;
  • быть кратким и вежливым.

Каждому рекомендуется забыть, что:

“Дважды два всегда четыре”;

“Есть только два мнения: мое и неправильное”;

“Начальство всегда право”.

Приложение 8.

Критерии оценки работы в группах – рейтинговая система:

  1. Для объективной оценки результативности каждого участника дискуссии вводится бальная система.
  2. Параметры оценки:
    • за презентацию – до 5 баллов;
    • за вопросы, комментарии, аргументированную критику и т.п. – по 1 баллу;
    • за убедительность и доказательность защиты вопроса – до 5 баллов;
    • за внешнюю оценку одноклассников - по 1 баллу за каждый голос.
    • за нарушение правил ведения дискуссии и некорректность предусматриваются штрафные санкции по 1 баллу за каждое нарушение,
  3. Все баллы заносятся в таблицу (на классной доске), по следующей форме:
№ комaнды представленная презентация вопросы, комментарии, аргументированная критика убедительность, доказательность защиты вопроса штрафные баллы итого
№ 1          
№ 2          
№ 3          
№ 4          

При наборе 15 баллов выставляется оценка “отлично”

При наборе 13 - 14 баллов выставляется оценка “хорошо”

При наборе 11 - 12 баллов выставляется оценка “удовлетворительно”



Комментарии:

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"


    Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

      Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

04 12 2025 23:23:24

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

03 12 2025 1:35:49

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

02 12 2025 1:34:43

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

01 12 2025 19:32:24

Урок-панорама "Наследственные заболевания"


    Урок-панорама "Наследственные заболевания"

      Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

30 11 2025 4:45:56

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

29 11 2025 9:10:52

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

28 11 2025 10:25:53

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

27 11 2025 1:13:54

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

26 11 2025 11:41:16

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

25 11 2025 5:52:12

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

24 11 2025 21:34:11

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

23 11 2025 2:49:13

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

22 11 2025 18:41:29

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

21 11 2025 7:35:21

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

20 11 2025 21:59:17

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

19 11 2025 10:23:47

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

18 11 2025 5:40:16

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

17 11 2025 20:22:33

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

16 11 2025 13:29:18

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

15 11 2025 2:29:40

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

14 11 2025 0:16:51

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

13 11 2025 16:20:12

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

12 11 2025 7:27:39

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

11 11 2025 21:32:26

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

10 11 2025 14:40:18

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

09 11 2025 15:59:36

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

08 11 2025 2:24:40

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

07 11 2025 20:29:24

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

06 11 2025 22:15:34

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

05 11 2025 16:15:12

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

04 11 2025 11:50:51

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

03 11 2025 4:59:42

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

02 11 2025 21:22:55

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

01 11 2025 22:16:57

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

31 10 2025 23:51:27

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников


    Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

      Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

30 10 2025 12:27:18

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

29 10 2025 15:44:46

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

28 10 2025 12:28:32

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

      Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

27 10 2025 9:37:27

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

26 10 2025 4:17:52

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

25 10 2025 9:51:55

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

24 10 2025 6:12:36

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

23 10 2025 22:37:12

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

22 10 2025 19:56:28

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

21 10 2025 3:18:18

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

20 10 2025 17:33:12

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....

19 10 2025 18:46:12

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

18 10 2025 12:45:32

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

17 10 2025 1:27:13

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

16 10 2025 6:31:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::