Растения и животные в символике Хакасии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

Форма урока – урок - игра.

Тип урока – изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с растениями и животными, используемых в символике государства, на примере республики Хакасии и г. Абакана.

Задачи:

  • знакомство с многообразием растений и животных Хакасии;
  • изучение растений и животных, используемых в символике республики Хакасии, г. Абакана;
  • продолжить формирование чувства гордости за свою малую Родину и бережное отношение к природному богатству.

Для проведения данного урока необходима предварительная подготовка, которая включает сбор материала о растениях и животных – символах. Учащиеся знакомятся с легендами, мифами о растениях, животных.

Из числа учащихся класса выбираются члeны жюри (3 человека), архивариусы (3 человека), чтецы (2 человека). Остальные учащиеся разбиваются на 3 комaнды. Каждая комaнда придумывает название, выбирает капитана.

Ход урока

Учитель: (слайд № 1 (см. презентацию)) Добрый день, ребята! Сегодня наш урок биологии будет проходить в форме игры, и посвящен он символам. Ребята, скажите, что такое символ?

(учащиеся отвечают на вопрос)

Учитель: (слайд № 2) Толковый словарь Ожегова тpaктует данное понятие так: “Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, идеи”. С древних времён люди, каждое государство имеет свой символ. Для его создания используют растения или животных, которые имеют определённое значение. Почему же в символике используют растения или животных? На этот вопрос мы попросим ответить архивариуса (слайд № 3)

Архивариус: С древних времён люди используют в качестве символов растения и животных, которые являются символами народных традиций, государственности. (слайд № 4) Растение – символ красоты, мира, благополучия. Ещё древние мудрецы считали, что растение это символ жизни, и каждый орган растения что-то символизирует. Стебель – символ источника жизни, корни – символ скрытых сил природы, а ветви – это проявление бесконечности жизни.

Среди огромного их разнообразия человек отмечал такие, которые восхищали его красотой, внушали почтение долголетием или своей мощью, удивляли своими неповторимыми свойствами, были близки ему духовно. В национальной символике используются разные по значению растения: одни – священные, запечатлены в старинных сказаниях, легендах, мифах, другие – окружают человека, приносят благополучие и успех, потому связаны с национальными традициями. Иногда всеобщее внимание привлекают редкие растения и животные, как достопримечательность, реликвия страны. (слайд № 5) Животные с древних времён являются олицетворением силы, хитрости, ловкости, быстроты.

Учитель: Наша игра будет посвящена непосредственно символам нашего города и республики Хакасия.

Ученик:

Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
М.Кильчичаков

Учитель: Уникальна и неповторима по красоте природа Хакасии. Недаром нашу республику называют “маленькая Швейцария”. (слайд № 6 – 10)

Первый конкурс посвящён растениям, произрастающим на территории нашей республики – “Жители Флоры”. Каждая комaнда получает бланк с заданием, которое должно выполнить в течение 4мин. Бланк, с выполненным заданием, передаёте жюри. Максимальный балл за этот конкурс - 8.

(смотри Приложение)

Учитель: Животный мир Хакасии не менее интересен и разнообразен, чем мир растений. (слайд № 11 – 14) Следующий конкурс – “Ты - мне, я - тебе”. Это конкурс загадок о животных, обитающих на территории Хакасии.

Каждая комaнда загадывает по 2 загадки своим соперникам. Время на раздумье - 30 сек. За правильный ответ 1 балл.

(комaнды загадывают загадки)

Учитель: Третий конкурс называется “Хочу всё знать”. Комaнды отвечают на вопросы. Время на раздумье отводится не более 1мин. Ответ записываете на бланке, передаёте жюри.

Ученик:

Абакан родной – моя столица!
Город солнца, песен и друзей!
Абакан родной, тобой гордится
Весь народ Хакасии моей.
Отказался ты от улиц узких
И как всадник в степи ускакал.
Абакан – “Медвежья кровь”
По-русски,
По-хакасски просто
Ты АГБАН.
Н.Доможаков

(во время чтения стихотворения демонстрация слайдов № 15 – 21)

Учитель: Первый вопрос будет посвящён столице Хакасии - городу Абакану.

В 1980г. был утверждён герб г. Абакана. Какой цветок изображён на гербе? (слайд № 22)

(комaнды отвечают)

Учитель: Пока жюри проверяет ваши ответы, я предлагаю послушать архивариуса, который назовет правильный ответ и объяснит нам, почему символом выбран этот цветок.

Архивариус: На территории нашей республики произрастает много красивых растений. Но самым красивым считается жарок. (слайд № 22,23) Поэтому его изобразили на гербе нашего города. Но есть и другое объяснение. Город Абакан – город молодой, развивающийся и его сравнили с этим цветком.

Жарки это народное название растения, а научное – купальница азиатская. Купальница – растение многолетнее. Оно начинает цвести на 9 год. На одном растении от 1-3 цветков диаметром до 6см. В народе этот цветок называют авдоткой, запонками, полдёнышек, воловье око. Долгое время жарки были под охраной государства, т.к. это растение находилось на грани исчезновения. Люди истрeбляли его, собирая огромные букеты.

Учитель: Это действительно очень красивый цветок. Наш хакасский поэт Валерий Майнашев посветил этому растению своё стихотворение “Жарки”.

Ученик:

Вновь брожу я по лесам зелёным
Над бездымным пламенем жарков.
И кукушки голос отдаленный,
Словно сердце вешнее лесов.

О жарки, жарки, вы дети солнца
(как у нас в народе говорят).
По лесам лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.

Знаю я, что есть цветы другие.
Восхищает нас их красота,
Но они, как дeвyшки чужие,
Мне не грели душу никогда.

Наберу опять цветов охапку,
Окунусь лицом в огонь живой,
И заноет сердце болью сладкой,
Словно той далёкою весной.

Словно вновь вернулись эти годы,
Где душой я чист и нежен был,
И любимой целые подводы
Я жарков из леса привозил.

О жарки, жарки, горите страстно,
Пусть в лесах цветёт, поёт весна!
А когда уйдёте вы, погаснув,
Потемнеет наша сторона.

Учитель: Продолжаем конкурс “Хочу всё знать”.

Абакан - столица Хакасии. На гербе города изображён жарок. А какое растение и животное изображено на гербе республики? (комaнды отвечают)

Учитель: Пока жюри проверяет ваши ответы и подводит предварительные итоги, мы снова обратимся к нашим архивариусам. Уважаемые архивариусы, что изображено на гербе Хакасии? (слайд № 24)

Архивариус: На гербе нашей республики изображена ветвь берёзы и крылатый барс.

Учитель: Почему на гербе изображена ветвь берёзы и снежный барс?

Архивариус: (слайд №24, 25) Берёза – священное растение для многих народов. На Руси берёзу называли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать. В празднования Троицы древние славяне наряжали её лентами, водили вокруг хороводы, пели песни.

Предки хакасов в апреле месяце проводили праздник Земле. В этот день они совершали обряд Благодарения Берёзе. Привязывали к ней чалама – ленточки белого, синего, красного, зелёного цветов и просили у богов урожая, благополучия, здоровья.

Таким образом, берёза символизирует духовную чистоту, покровительство высших сил. Она является символом дружбы, а венок из берёзовых ветвей символизирует бесcмepтие и величие государства.

Имя “берёза” было дано этому растению ещё в глубокой древности. Это растение неприхотливо – может расти и на песках, и на болотистых почвах с избытком влаги. Но берёза - растение светолюбивое.

Архивариус: слайд № 26) Снежный барс, в странах Востока, символизирует отвагу, готовность сразиться с любым противником, даже в одиночку. Эти качества были присущи создателям первого на территории Хакасии государства кыргызов (6 -7 в).

Белый цвет фигуры барса указывает на мирное существование современной Хакасии, а наличие крыльев является символом неутомимости и скорости развития нашего региона. Снежный барс – житель высокогорий. Встречается на высоте до 5500м. над уровнем моря. Второе название – ирбис – укоренилось в нашем языке давно. Ещё в XVII веке русские купцы-меховщики переняли его у охотников из Азии. На тюрском языке – ирбиз, что в переводе на русский язык значит снежная кошка. Снежный барс имеет мягкий, пышный мех и длинный пушистый хвост. Общий фон наряда ирбиса светло-серый, и по нему разбросано множество тёмных пятен. Такая пёстрая окраска маскирует его среди тёмных скал, камней, белого снега. Туловище у снежного барса вытянутое и приземистое. Это помогает ему маскироваться. Излюбленные места обитания ирбиса - скальные участки гор, нагромождения камней. Убежище и логово барс устраивает в пещерах, скальных расщелинах. В этих убежищах он проводит светлое время суток, а с наступлением сумерек выходит на охоту. Идёт он осторожно, но смело. Врагов у него нет. В XIXв. ирбис не представлял редкость. Охота на него разрешалась круглый год и даже поощрялась, барсы считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Шапки и шубы из меха ирбиса свидетельствовали о состоятельности и житейской мудрости тех, кто ими обладал. С 1973г. охота на снежных барсов запрещена в связи с сокращением численности.

Учитель: Жюри огласите предварительные итоги трёх конкурсов.

(жюри подводит предварительные итоги)

Учитель: Следующий наш конкурс – “Узнай меня”. В этом конкурсе участвуют капитаны комaнд. Им будет дано описание растения, и они в течение 2 мин. должны будут отгадать это растение.

Капитаны готовятся. У меня вопрос к участникам игры.

На территории Хакасии разнообразна флора и фауна. Но в результате хозяйственной деятельности человека численность растений и животных постепенно стала сокращаться. Для сохранения и восстановления численности исчезающих видов был организован заповедник “Хакасский”. Ребята, подумайте и скажите, а как вы можете помочь в сохранении природного богатства республики?

(беседа с игроками по этому вопросу)

Учитель: Капитаны готовы ответить.

(капитаны отвечают, жюри подводит итоги конкурса)

Учитель: Последний наш конкурс – домашнее задание “Мой герб для моей малой Родины”. Комaнды защищают макет своего герба. На защиту отводится 3-4мин.

(защита макетов)

Учитель: Сейчас я прошу жюри подвести итоги нашей игры.

(жюри подводит итоги, объявляет победителей)

Учитель: Закончился наш конкурс. Скажите, ребята, вы что-нибудь нового, интересного для себя узнали?

Наш урок я закончу такими словами (слайд № 27)

Богом дарована родина чудная,
Сердцу – отрада, душе – благодать.
Покуда дышу, воспевать тебя буду я,
Святая земля – моя древняя мать.



Комментарии:

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

05 12 2025 0:37:38

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

04 12 2025 14:57:32

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

03 12 2025 6:16:11

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

02 12 2025 2:35:38

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

01 12 2025 1:31:53

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....

30 11 2025 9:16:55

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

29 11 2025 12:15:53

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

28 11 2025 23:18:49

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

27 11 2025 5:42:35

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

26 11 2025 21:11:37

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

25 11 2025 3:24:17

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

24 11 2025 21:32:11

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

23 11 2025 5:50:53

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

22 11 2025 19:17:31

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

21 11 2025 22:30:44

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

      2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

20 11 2025 14:48:31

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

19 11 2025 22:42:10

Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"


    Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"

      Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

18 11 2025 20:39:41

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

17 11 2025 16:21:59

Вода – удивительный дар природы


    Вода – удивительный дар природы

      Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

16 11 2025 7:20:11

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

15 11 2025 20:41:59

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

14 11 2025 14:16:10

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

13 11 2025 17:34:43

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

12 11 2025 0:11:42

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

11 11 2025 11:32:22

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

10 11 2025 6:11:26

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

09 11 2025 20:24:49

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

08 11 2025 3:16:16

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

07 11 2025 13:16:48

Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

06 11 2025 17:30:50

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

05 11 2025 14:42:40

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

04 11 2025 13:12:38

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

03 11 2025 11:43:22

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

      Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

02 11 2025 16:42:49

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

01 11 2025 12:17:47

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

31 10 2025 13:10:51

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"


    Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"

      Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...

30 10 2025 11:45:48

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

29 10 2025 11:37:45

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

28 10 2025 0:38:23

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

27 10 2025 22:45:24

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

26 10 2025 20:15:27

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся


    Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

      Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

25 10 2025 13:54:57

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

24 10 2025 18:43:17

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

23 10 2025 13:13:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

22 10 2025 13:54:58

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

21 10 2025 12:19:25

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

20 10 2025 17:36:44

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

      Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

19 10 2025 10:43:36

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

18 10 2025 0:24:41

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

17 10 2025 12:13:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::