Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

Тип занятия: обобщающее, закрепление знаний
Вид занятия: комбинированный
Цели занятия:
- Образовательная: формирование профессиональных компетенций и навыков в определении растений
- Развивающая: развитие у студентов надежной теоретической базы для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности; развитие чувств целеустремленности, внимательности.
- Воспитательная: способствовать воспитанию дисциплины, соблюдению норм и правил работы в группе, ответственного отношения к делу.
Межпредметные связи: Биология, Дендрология, Основы почвоведения, земледелия и агрохимии, Декоративное древоводство и питомники, Цветоводство с основами селекции и семеноводства, Озеленение населенных мест с основами градостроительства.
Формирование общих и профессиональных компетенций:
- Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
- Работа в коллективе и комaнде, эффективное общение с коллегами;
- Развитие культуры межличностного общения, взаимодействие между людьми;
- Организация собственной деятельности, решение поставленных задач, оценивание эффективности выполненной работы и качества;
- Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- Проведение ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения.
Материальное обеспечение занятия, наглядные образцы: учебный кабинет, определители, гербарные образцы побегов в облиственном состоянии, гербарные образцы побегов в безлистном состоянии, плоды и семена лиственных пород, семена и шишки хвойных пород.
Группа: студенты 2 курса специальности 250203.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Содержание занятия:
| № | Время (мин) | Элементы занятия и их содержание | Методы обучения |
| 1 | 2 | Организационный момент | Проверка посещаемости |
| 2 | 3 | Сообщение цели занятия | Объяснение |
| 3 | 70 | Объяснение нового материала, в сочетании с повторением пройденного. | Объяснение, фронтальный опрос |
| 4 | 10 | Закрепление изученного материала | Работа с определителями, фронтальный опрос |
| 5 | 5 | Итоги и оценка занятия. |
Ход занятия.
Преподаватель приветствует студентов, преподавателей, пришедших на открытое занятие, и выясняет, кто из студентов группы отсутствует.
Преподаватель: Сегодня наше занятие
не простое, не обыкновенное. Чем же оно
необыкновенно, можете спросить вы? Мы завершаем
изучение таких дисциплин как «Ботаника с
основами физиологии растений» и «Дендрология».
Теоретический курс подходит к завершению, и на
следующей неделе вы сдаете экзамены, после чего
начнется новый ответственный этап обучения –
учебная пpaктика, где сможете закрепить
полученные теоретические знания. И сегодня, наш
урок, станет переходным звеном, где будут
сочетаться повторение теоретического курса,
изучение новой темы и проверка пpaктических
умений.
Тема урока – «Определение растений» Судя по теме
упор нам нужно сделать на растение и на то, как
можно определить тот или иной вид. Для начала
давайте вспомним, что такое растение. Кто ответит
на этот вопрос? Пожалуйста.
Студент: Растение – это живой организм, который проходит путь от рождения до естественной cмepти.
Преподаватель: Спасибо, верно. А как называется этот путь?
Студент: онтогенез.
Преподаватель: Очень хорошо, и этот путь у каждого растения занимает определенный срок. Есть растения, которые проходят этот путь всего лишь за один год, и мы называем их однолетними. У кого-то – два года, и это двулетние растения. А кому-то повезло больше, и они радуют нас своей красотой много лет. И называются они многолетними. Давайте приведем примеры.
Студент: Однолетние растения –
одуванчик, крапива. Двулетние растения –
маргаритка, цинерария. Многолетние растения –
все древесно-кустарниковые растения.
Слово преподавателя: Совершенно верно, спасибо.
Когда мы изучали растения, будь то древесные,
будь то травянистые, мы давали им описание,
которое складывалось из русского и латинского
названий; жизненной формы, размеров,
хаpaктеристики вегетативных и генеративных
органов растений, отношения к экологическим
факторам, ареала и использования. Для того, чтобы
охаpaктеризовать растения по перечисленным
направлениям, нам необходимы знания разделов
ботаники. Давайте их вспомним.
Студент: Морфология, анатомия, физиология, систематика, география, экология.
Преподаватель: Спасибо. Морфология растений изучает внешнее строение растений. Зная этот раздел, мы можем полностью охаpaктеризовать внешнее строение вегетативных и генеративных органов. А чем отличаются вегетативные и генеративные органы?
Студент: Вегетативные органы отвечают за жизнь одного растения, это корень, стебель, лист. А генеративные – за продолжение рода, это цветок, семя и плод.
Преподаватель: Следующий раздел, анатомия растений изучает внутреннее строение растений. Из каких тканей состоит растение, и как эти ткани дифференцированы. А физиология растений изучает жизненные процессы, протекающие в растениях. Какие же это процессы?
Студент: Обмен веществ, рост, развитие, трaнcпирация, питание, дыхание.
Преподаватель: Очень хорошо! Следующий раздел, систематика, помогает нам разобраться в большом количестве растений, так как классифицирует их, т.е. раскладывает их по полочкам, которые называются таксономическими единицами. Маленькая единичка это вид, виды объединяются в роды, роды – в подклассы и т.д. Экология растений изучает взаимосвязь растений с окружающей средой. Здесь мы говорили о том, какие экологические факторы могут повлиять на жизнь растения и изучали классификацию растений по отношению к свету, теплу, воде, чистоте воздуха и т.д. И наконец, последний раздел география растений изучает распространение видов по земной поверхности. Мы знаем, что в каждом населенном пункте, годе, районе, стране есть растения местные и растения интродуценты. Мы вспомнили все разделы ботаники, теперь давайте подумаем, какие из перечисленных помогут нам в определении вида растений.
Студент: Наиболее важным разделом является морфология растений.
Преподаватель: Действительно, это морфология. Остается выяснить какие признаки нам помогут определить растение и как ими правильно воспользоваться. Начнем с основных вегетативных органов растений. Вид можно определить по листу. Какие же признаки нам необходимо учитывать при определении? А здесь придется вспомнить все о листьях. Начнем с того, что листья бывают простые и сложные. Напомните, пожалуйста, чем они отличаются.
Студент: Простой лист состоит из одной листовой пластинки, а сложный – из нескольких.
Преподаватель: Спасибо, правильно. И мы можем привести множество примеров. Простой лист у одуванчика, крапивы, березы, липы, а сложный – у рябины, акации. А теперь посмотрите, пожалуйста, на эти листья. Чем они отличаются, и простые они или сложные?
Студент: Это листья простые, но у них разное рассечение листовой пластинки.
Преподаватель: Совершенно верно, это простые листья. По степени рассечения листовой пластинки бываю цельные, лопастные, раздельные и рассеченные листья. Этот признак является очень важным при определении вида растения. Немаловажным является и тип жилкования. Различают жилкование простое и сложное. Простое жилкование свойственно хвойным видам, у которых одна главная жилка. А сложное, когда помимо главной жилки, есть боковые жилки различных порядков. Сложное жилкование бывает перистое, пальчатое, дуговое и параллельное. Как отличить перистое жилкование от пальчатого?
Студент: При перистом жилковании с одной точки основания листовой пластинки отходит одна главная жилка, от которой отходят боковые жилки различных порядков. А при пальчатом – несколько главных жилок, от которых отходят боковые жилки различных порядков. При дуговом жилковании главные жилки расположены в виде дуги, а при параллельном – главные жилки расположены параллельно друг другу.
Преподаватель: Спасибо, верно. Но еще важно обратить внимание и на то, доходят ли боковые жилки первого порядка до края листовой пластинки или нет. Если они доходят до края листовой пластинки, то такое жилкование совершенное, а если не доходят, или раздваиваются, то несовершенным. Также, при определении вида растения по листу необходимо обратить внимание на край листовой пластинки. Он может быть цельнокрайним, зубчатым, пильчатым, городчатым; на вершинку листа, которая бывает округлая, с выемкой, заостренная и на основание листовой пластинки. Мы повторили важные признаки листа, а теперь попробуем провести морфологический анализ листа (студенты проводят морфологический анализ листа дуба черешчатого и рябины обыкновенной). Спасибо, хорошо. Следующий вегетативный орган – стебель. Необходимо вспомнить, что каждому растению хаpaктерен тип ветвления. Ветвление может быть дихотомическим, ложнодихотомическим, симподиальным и моноподиальным. Определить древесные и кустарниковые виды можно не только по побегам в облиственном состоянии, но и в зимний период. Когда все травянистые растения спрятаны от наших глаз, древесно-кустарниковые можно определить по побегам в безлистном состоянии. Для этого необходимо вспомнить части побега: верхушечная и боковые почки, листовой рубец, листовые следы, узел, междоузлие, место прикрепления чешуй верхушечной почки, чечевички. Важным признаком при определении вида растения является расположение почек на побегах, которое может быть очередным (у березы), супротивным (у клена), мутовчатым (у сосны). Хаpaктер наружного покрова – гладкий, покрыт волосками и железками, наличие шипов или колючек. Попробуем провести морфологический анализ побегов (студенты проводят морфологический анализ побегов березы и клена). Третий вегетативный орган – корень. Корень – это подземный орган растения, который является определяющим признаком в основном травянистых растений. Здесь необходимо вспомнить, какие бывают виды корней: главный, боковой, придаточный. Совокупность корней одного растения называется корневой системой. Давайте вспомним, какие основные типы корневых систем бывают, и чем они отличаются.
Студент: Корневые системы бывают мочковатая и стержневая. У мочковатой корневой системы главный корень плохо выражен и теряется среди многочисленных разветвленных боковых корней, а у стержневой – главный корень хорошо выражен.
Преподаватель: Спасибо верно, а у некоторых растений встречаются различные метаморфозы корней, вспомните, пожалуйста, свеклу, морковь – у них произошло видоизменения корня, который называется корнеплодом. Мы повторили важные признаки вегетативных органов, которые нам необходимо знать, чтобы определить растение. Теперь поговорим о генеративных органах. Цветок – генеративный орган, который появился в процессе эволюции у представителей отдела Покрытосеменные. Для того, чтобы не возникло проблем при определении растения по цветку, необходимо знать его строение. Назовите, пожалуйста, части цветка.
Студент: Основными частями цветка являются: цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.
Преподаватель: Верно, спасибо. Цветки бывают правильные и неправильные; обоеполые и раздельнополые; простые и сложные. Также необходимо помнить, что у некоторых растений цветки одиночные, например, у шиповника, а у некоторых собраны в соцветия. Приведите, пожалуйста, примеры.
Студент: Соцветия бывают: кисть – у черемухи, метелка – у сирени, колос – у подорожника, сложный колос – у злаков, плейохазий – у липы.
Преподаватель: Спасибо, совершенно
верно. А еще забыли назвать початок, корзинку,
щиток, зонтик, сложный зонтик и другие. У цветков
есть еще и другие признаки, которые могут помочь
нам определить растение, например, окраска,
размер. С представителями одела Покрытосеменные
понятно, но у голосеменных нет цветков, а семена
появляются. Что же есть у них для репродукции. У
них на побегах располагаются мужские и женские
стробилы, по которым тоже можно определить вид
растения. После опыления из женских стробил
образуются шишки. Вспомните весенний период, как
декоративна лиственница в этот период, своими
ярко окрашенными стробилами.
А хвойные растения очень легко определить по
шишкам. Казалось бы, многие шишки похожи, но если
внимательно приглядеться у них столько
отличительные признаков, которые помогут нам в
определении вида. Начнем с того, что шишки могут
быть деревянистыми или шишкоягоды. В основном у
всех представителей – деревянистые, а у
представителей рода Можжевельник, Тис –
шишкоягоды. Посмотрите сколько шишек
деревянистых, и как же определить какому роду
принадлежит шишка? Обращаем внимание на
расположение семенных чешуй. Оно может быть
спиральным и супротивным. Из представителей с
супротивным расположением семенных чешуй – туя
западная. У остальных шишек спиральное
расположение семенных чешуй. Одним из важных
признаков является утолщение семенных чешуй. У
одних шишек семенные чешуи сравнительно тонкие,
у других имеется утолщение. Посмотрим
внимательно шишки. У всех этих шишек, несмотря на
разную форму, цвет, размер есть общий признак –
утолщение семенных чешуй, наличие щитка в виде
более менее правильного ромба и пупка на нем. Из
этого можно сделать вывод, что принадлежат они
одному роду, который нам все хорошо известен. И
вы, наверное, догадались, что это представители
рода Сосна. Но если внимательно посмотреть, можно
увидеть, что у одних видов пупок расположен
посередине щитка, или чуть, ниже, а у других – на
верхушке. О чем нам может подсказать этот
признак. А говорит он нам о том, сколько хвоинок у
данного вида на укороченных побегах. Те шишки, у
которых пупок посередине щитка, принадлежат
2-х хвойным соснам (обыкновенная, Банкса,
крымская), а если на верхушке, то 5-ти хвойным
соснам (веймутова, румелийская, кедровые). У
других шишек семенные чешуи сравнительно тонкие.
Будем искать отличительные особенности.
Посмотрите на эту интересную шишку, это шишка
Лжетсуги Мензиса. Она интересна тем, что кроющие
чешуйки значительно длиннее семенных – это ее
отличительный признак. У этих шишек помимо формы,
размера есть отличительный признак – кроющие
чешуйки заметны только у основания шишки, это
представители рода Ель, а у этих шишек – кроющие
чешуйки хорошо заметны не только у основания
шишки, но и по всей ее длине – это представители
рода Лиственница. Также шишки бывают
раскрывающиеся, рассыпающиеся, не
раскрывающиеся в течение длительного времени.
Какую шишку мы можем посмотреть только на
картинке или не спелую.
Студент: Шишку пихты, потому что при созревании она рассыпается прямо на дереве.
Преподаватель: Верно. Теперь нам осталось вспомнить отличительные признаки плодов и семян. Если говорить о представителях отдела Покрытосеменные, то у них плоды делятся на три группы: сухие вскрывающиеся, сухие нераскрывающиеся, сочные. Приведите, пожалуйста, примеры всех групп плодов.
Студент: К сочным плодам относится – ягода, яблоко, померанец, тыквина, к сухим нераскрывающимся – семянка, желудь, орех, к сухим вскрывающимся – боб, стручок, коробочка.
Преподаватель: Молодец, спасибо! Также плоды можно отличить по цвету, размеру, форме. Семена хвойных пород могут быть бескрылыми или с одним, двумя крылышками. Приведите, пожалуйста, примеры.
Студент: Бескрылые семена у кедровых сосен, у представителей родов Ель, Сосна, Лиственница, Пихта, Лжетсуга семена снабжены одним крылышком, а у Туи – двумя крылышками.
Преподаватель: Совершенно верно!
Важным признаком при определении хвойного вида
по семенам является то, насколько легко
отделяется семя от крылышка. Если семена легко
отделяются от крылышка, после чего в нижней его
части остается углубление в виде ложечки, то это
представители рода Ель. Если семена легко
отделяются от крылышка, после чего в нижней его
части остается углубление в виде щипчиков, то это
представители рода Сосна. Если семена не
отделяются, а отламываются вместе с нижней
частью крылышка, то это представители рода
Лжетсуга, Пихты, Лиственницы. Мы перечислили
основные признаки растений, которые понадобятся
вам при определении растений. Но не все помнят
или знают те признаки, которые могут привести нас
к виду. Поэтому существует такая литература как
атласы-определители, определители древесных и
кустарниковых растений, определители высших
травянистых растений и другие. С принципом
работы определителя вы уже знакомы. Напоминаю,
что в основном все определители состоят из
таблиц, они в свою очередь включают тезы и
антитезы. При определении растения составляется
ключ, указывается русское и латинское название
вида, краткая хаpaктеристика определяемых
признаков. Попробуем по определителю древесных и
кустарниковых растений определить вид растения
по шишке. Кто хочет попробовать? (Студенты у доски
работают с определителями). Определить
растение можно в комнатных условиях по гербарным
образцам, но можно это сделать и в природных
условиях, не нанося вред растениям.
В вашей будущей профессии важно знать
отличительные признаки видов, т.к.:
морфологические признаки являются и
декоративными признаками; необходимо отличать
виды растений, т.к. придется подбирать растения
для озеленения территорий.
Конечно, тяжело помнить каждый отличительный
признак растений. Поэтому советую приобрести
справочную литературу, а у кого есть компьютер,
можно пользоваться электронными определителями
в сети интернет. Желаю вам успехов в определении
видов! А теперь давайте немного запишем материал
по теме.
Так незаметно время нашего занятия подходит к
завершению. Мы сегодня выполнили большой объем
работы. Цели, поставленные в начале занятия,
думаю, достигнуты. Подведем итоги. Определение
растений для специалистов садово-паркового и
ландшафтного строительства является важным
элементом работы. Так как необходимо будет
подбирать растения для озеленения
территорий, и ориентироваться в том
многообразии, которое существует в современное
время на рынке услуг. При определении вида
необходимо знать морфологические признаки
растения, они же являются и декоративными.
Преподаватель благодарит студентов за работу и
выражает надежду, что знания, полученные в ходе
занятия, пригодятся им в будущей
профессиональной деятельности.
Комментарии:
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
30 11 2025 13:15:49
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
29 11 2025 6:59:20
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
28 11 2025 2:53:27
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
27 11 2025 13:49:13
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
26 11 2025 11:50:34
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
25 11 2025 6:56:22
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
24 11 2025 6:54:35
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
23 11 2025 16:18:36
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
22 11 2025 17:40:20
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
21 11 2025 6:18:12
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
20 11 2025 23:23:14
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
19 11 2025 11:36:29
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
18 11 2025 16:44:24
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
17 11 2025 12:50:55
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике.
...
16 11 2025 8:57:58
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
15 11 2025 22:21:33
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
14 11 2025 5:39:40
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
13 11 2025 13:10:57
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
12 11 2025 15:29:32
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
11 11 2025 2:10:52
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
10 11 2025 10:31:56
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
09 11 2025 0:50:33
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
08 11 2025 0:38:26
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
07 11 2025 21:26:27
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
06 11 2025 3:29:12
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
05 11 2025 16:47:18
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
04 11 2025 7:23:36
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
03 11 2025 10:37:39
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
02 11 2025 6:38:40
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
01 11 2025 7:41:42
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
31 10 2025 1:53:30
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
30 10 2025 15:32:36
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
29 10 2025 13:30:15
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
28 10 2025 9:15:20
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
27 10 2025 16:23:10
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
26 10 2025 4:19:23
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
25 10 2025 13:55:57
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
24 10 2025 8:31:17
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
23 10 2025 16:53:48
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
22 10 2025 6:15:39
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
21 10 2025 23:30:17
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
20 10 2025 4:43:17
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
19 10 2025 16:39:56
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
18 10 2025 6:49:31
Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
17 10 2025 6:43:59
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
16 10 2025 16:31:32
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
15 10 2025 15:27:13
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
14 10 2025 18:59:39
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
13 10 2025 7:28:15
Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
...
12 10 2025 3:32:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




