Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"


    Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

Тип занятия:  обобщающее, закрепление знаний

Вид занятия: комбинированный

Цели занятия:

  • Образовательная: формирование профессиональных компетенций и навыков в определении растений
  • Развивающая: развитие у студентов надежной теоретической базы для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности; развитие чувств целеустремленности,  внимательности.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию дисциплины, соблюдению норм и правил работы в группе, ответственного отношения к делу.    

Межпредметные связи: Биология, Дендрология, Основы почвоведения, земледелия и агрохимии, Декоративное древоводство и питомники, Цветоводство с основами селекции и семеноводства, Озеленение населенных мест с основами градостроительства.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

  • Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
  • Работа в коллективе и комaнде, эффективное общение с коллегами;
  • Развитие культуры межличностного общения, взаимодействие между людьми;
  • Организация собственной деятельности, решение поставленных задач, оценивание эффективности выполненной работы и качества;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • Проведение ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения.

Материальное обеспечение занятия, наглядные образцы: учебный кабинет, определители, гербарные образцы побегов в облиственном состоянии, гербарные образцы побегов в безлистном состоянии, плоды и семена лиственных пород, семена и шишки хвойных пород.

Группа: студенты 2 курса специальности 250203.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Содержание занятия:

Время (мин) Элементы занятия и их содержание Методы обучения
1 2 Организационный момент Проверка посещаемости
2 3 Сообщение цели занятия Объяснение
3 70 Объяснение нового материала, в сочетании с повторением пройденного. Объяснение, фронтальный опрос
4 10 Закрепление изученного материала Работа с определителями, фронтальный опрос
5 5 Итоги и оценка занятия.  

Ход занятия.

Преподаватель приветствует студентов, преподавателей, пришедших на открытое занятие, и выясняет, кто из студентов группы отсутствует.

Преподаватель: Сегодня наше занятие не простое, не обыкновенное. Чем же оно необыкновенно, можете спросить вы? Мы завершаем изучение таких дисциплин как «Ботаника с основами физиологии растений» и «Дендрология». Теоретический курс подходит к завершению, и на следующей неделе вы сдаете экзамены, после чего начнется новый ответственный этап обучения – учебная пpaктика, где сможете закрепить полученные теоретические знания. И сегодня, наш урок, станет переходным звеном, где будут сочетаться повторение теоретического курса, изучение новой темы и проверка пpaктических умений.
Тема урока – «Определение растений» Судя по теме упор нам нужно сделать на растение и на то, как можно определить тот или иной вид. Для начала давайте вспомним, что такое растение. Кто ответит на этот вопрос? Пожалуйста.

Студент: Растение – это живой организм, который проходит путь от рождения до естественной cмepти.

Преподаватель: Спасибо, верно. А как называется этот путь?

Студент: онтогенез.

Преподаватель: Очень хорошо, и этот путь у каждого растения занимает определенный срок. Есть растения, которые проходят этот путь всего лишь за один год, и мы называем их однолетними. У кого-то – два года, и это двулетние растения. А кому-то повезло больше, и они радуют нас своей красотой много лет. И называются они многолетними. Давайте приведем примеры.

Студент: Однолетние растения – одуванчик, крапива.  Двулетние растения – маргаритка, цинерария. Многолетние растения – все древесно-кустарниковые растения.
Слово преподавателя: Совершенно верно, спасибо. Когда мы изучали растения, будь то древесные, будь то травянистые, мы давали им описание, которое складывалось из русского и латинского названий; жизненной формы, размеров, хаpaктеристики вегетативных и генеративных органов растений, отношения к экологическим факторам, ареала и использования. Для того, чтобы охаpaктеризовать растения по перечисленным направлениям, нам необходимы знания разделов ботаники. Давайте их вспомним.

Студент: Морфология, анатомия, физиология, систематика, география, экология.

Преподаватель: Спасибо. Морфология растений изучает внешнее строение растений. Зная этот раздел, мы можем полностью охаpaктеризовать внешнее строение вегетативных и генеративных органов. А чем отличаются вегетативные и генеративные органы?

Студент: Вегетативные органы отвечают за жизнь одного растения, это корень, стебель, лист. А генеративные – за продолжение рода, это цветок, семя и плод.

Преподаватель: Следующий раздел, анатомия растений изучает внутреннее строение растений. Из каких тканей состоит растение, и как эти ткани дифференцированы. А физиология растений изучает жизненные процессы, протекающие в растениях. Какие же это процессы?

Студент: Обмен веществ, рост, развитие, трaнcпирация, питание, дыхание.

Преподаватель:  Очень хорошо! Следующий раздел, систематика, помогает нам разобраться в большом количестве растений, так как классифицирует их, т.е. раскладывает их по полочкам, которые называются таксономическими единицами. Маленькая единичка это вид, виды объединяются в роды, роды – в подклассы и т.д.  Экология растений  изучает взаимосвязь растений с окружающей средой. Здесь мы говорили о том, какие экологические факторы могут повлиять на жизнь растения и изучали классификацию растений по отношению к свету, теплу, воде, чистоте воздуха и т.д. И наконец, последний раздел география растений изучает распространение видов по земной поверхности. Мы знаем, что в каждом населенном пункте, годе, районе, стране есть растения местные и растения интродуценты. Мы вспомнили все разделы ботаники, теперь давайте подумаем, какие из перечисленных помогут нам в определении вида растений.

Студент: Наиболее важным разделом является  морфология растений.

Преподаватель: Действительно, это морфология. Остается выяснить какие признаки нам помогут определить растение и как ими правильно воспользоваться. Начнем с основных вегетативных органов растений. Вид можно определить по листу. Какие же признаки нам необходимо учитывать при определении? А здесь придется вспомнить все о листьях. Начнем с того, что листья бывают простые и сложные. Напомните, пожалуйста, чем они отличаются.

Студент: Простой лист состоит из одной листовой пластинки, а сложный – из нескольких.

Преподаватель:  Спасибо, правильно. И мы можем привести множество примеров. Простой лист у одуванчика, крапивы, березы, липы, а сложный – у рябины, акации. А теперь посмотрите, пожалуйста, на эти листья. Чем они отличаются, и простые они или сложные?

Студент: Это листья простые, но у них разное рассечение листовой пластинки.

Преподаватель: Совершенно верно, это простые листья. По степени рассечения листовой пластинки бываю цельные, лопастные, раздельные и рассеченные листья. Этот признак является очень важным при определении вида растения. Немаловажным является и тип жилкования. Различают жилкование простое и сложное. Простое жилкование свойственно хвойным видам, у которых одна главная жилка. А сложное, когда помимо главной жилки, есть боковые жилки различных порядков. Сложное жилкование бывает перистое, пальчатое, дуговое и параллельное. Как отличить перистое жилкование от пальчатого?

Студент: При перистом жилковании с одной точки основания листовой пластинки отходит одна главная жилка, от которой отходят боковые жилки различных порядков. А при пальчатом – несколько главных жилок, от которых отходят боковые жилки различных порядков.  При дуговом жилковании главные жилки расположены в виде дуги, а при параллельном – главные жилки расположены параллельно друг другу.

Преподаватель: Спасибо, верно. Но еще важно обратить внимание и на то, доходят ли боковые жилки первого порядка до края листовой пластинки или нет. Если они доходят до края листовой пластинки, то такое жилкование совершенное, а если не доходят, или раздваиваются, то несовершенным. Также, при определении вида растения по листу необходимо обратить внимание на край листовой пластинки. Он может быть цельнокрайним, зубчатым, пильчатым, городчатым; на вершинку листа, которая бывает округлая, с выемкой, заостренная и на основание листовой пластинки. Мы повторили важные признаки листа, а теперь попробуем провести морфологический анализ листа (студенты проводят морфологический анализ листа дуба черешчатого и рябины обыкновенной). Спасибо, хорошо. Следующий вегетативный орган – стебель. Необходимо вспомнить, что каждому растению хаpaктерен тип ветвления. Ветвление может быть дихотомическим, ложнодихотомическим, симподиальным и моноподиальным. Определить древесные и кустарниковые виды можно не только по побегам в облиственном состоянии, но и в зимний период. Когда все травянистые растения спрятаны от наших глаз, древесно-кустарниковые можно определить по побегам в безлистном состоянии. Для этого необходимо вспомнить части побега: верхушечная и боковые почки, листовой рубец, листовые следы, узел, междоузлие, место прикрепления чешуй верхушечной почки, чечевички. Важным признаком при определении вида растения является расположение почек на побегах, которое может быть очередным (у березы), супротивным (у клена), мутовчатым (у сосны). Хаpaктер наружного покрова – гладкий, покрыт волосками и железками, наличие шипов или колючек. Попробуем провести морфологический анализ побегов (студенты проводят морфологический анализ побегов березы и клена). Третий вегетативный орган – корень. Корень – это подземный орган растения, который является определяющим признаком в основном травянистых растений. Здесь необходимо вспомнить, какие бывают виды корней: главный, боковой, придаточный. Совокупность корней одного растения называется корневой системой. Давайте вспомним, какие основные типы корневых систем бывают, и чем они отличаются.

Студент: Корневые системы бывают мочковатая и стержневая. У мочковатой корневой системы главный корень плохо выражен и теряется среди многочисленных разветвленных боковых корней, а у стержневой – главный корень хорошо выражен.

Преподаватель: Спасибо верно, а у некоторых растений встречаются различные метаморфозы корней, вспомните, пожалуйста, свеклу, морковь – у них произошло видоизменения корня, который называется корнеплодом. Мы повторили важные признаки вегетативных органов, которые нам необходимо знать, чтобы определить растение. Теперь поговорим о генеративных органах. Цветок – генеративный орган, который появился в процессе эволюции  у представителей отдела Покрытосеменные. Для того, чтобы не возникло проблем при  определении  растения по цветку, необходимо знать его строение. Назовите, пожалуйста, части цветка.

Студент: Основными частями цветка являются: цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Преподаватель:  Верно, спасибо. Цветки бывают правильные и неправильные; обоеполые и раздельнополые; простые и сложные. Также необходимо помнить, что у некоторых растений цветки одиночные, например, у шиповника, а у некоторых собраны в соцветия. Приведите, пожалуйста, примеры.

Студент: Соцветия бывают: кисть – у черемухи, метелка – у сирени, колос – у подорожника, сложный колос – у злаков, плейохазий – у липы.

Преподаватель: Спасибо, совершенно верно. А еще забыли назвать початок, корзинку, щиток, зонтик, сложный зонтик и другие. У цветков есть еще и другие признаки, которые могут помочь нам определить растение, например, окраска, размер. С представителями одела Покрытосеменные понятно, но у голосеменных нет цветков, а семена появляются. Что же есть у них для репродукции. У них на побегах располагаются мужские и женские стробилы, по которым тоже можно определить вид растения. После опыления из женских стробил образуются шишки. Вспомните весенний период, как декоративна лиственница в этот период, своими ярко окрашенными стробилами.
А хвойные растения очень легко определить по шишкам. Казалось бы, многие шишки похожи, но если внимательно приглядеться у них столько отличительные признаков, которые помогут нам в определении вида. Начнем с того, что шишки могут быть деревянистыми или шишкоягоды. В основном у всех представителей – деревянистые, а у представителей рода Можжевельник, Тис – шишкоягоды. Посмотрите сколько шишек деревянистых, и как же определить какому роду принадлежит шишка? Обращаем внимание на расположение семенных чешуй. Оно может быть спиральным и супротивным. Из представителей с супротивным расположением семенных чешуй – туя западная. У остальных шишек спиральное расположение семенных чешуй. Одним из важных признаков является утолщение семенных чешуй. У одних шишек семенные чешуи сравнительно тонкие, у других имеется утолщение. Посмотрим внимательно шишки. У всех этих шишек, несмотря на разную форму, цвет, размер есть общий признак – утолщение семенных чешуй, наличие щитка в виде более менее правильного ромба и пупка на нем. Из этого можно сделать вывод, что принадлежат они одному роду, который нам все хорошо известен. И вы, наверное, догадались, что это представители рода Сосна. Но если внимательно посмотреть, можно увидеть, что у одних видов пупок расположен посередине щитка, или чуть, ниже, а у других – на верхушке. О чем нам может подсказать этот признак. А говорит он нам о том, сколько хвоинок у данного вида на укороченных побегах. Те шишки, у которых пупок посередине щитка,  принадлежат 2-х хвойным соснам (обыкновенная, Банкса, крымская), а если на верхушке, то 5-ти хвойным соснам (веймутова, румелийская, кедровые). У других шишек семенные чешуи сравнительно тонкие. Будем искать отличительные особенности. Посмотрите на эту интересную шишку, это шишка Лжетсуги Мензиса. Она интересна тем, что кроющие чешуйки значительно длиннее семенных – это ее отличительный признак. У этих шишек помимо формы, размера есть отличительный признак – кроющие чешуйки заметны только у основания шишки, это представители рода Ель, а у этих шишек – кроющие чешуйки хорошо заметны не только у основания шишки, но и по всей ее длине – это представители рода Лиственница. Также шишки бывают раскрывающиеся, рассыпающиеся, не раскрывающиеся в течение длительного времени. Какую шишку мы можем посмотреть только на картинке или не спелую.

Студент: Шишку пихты, потому что при созревании она рассыпается прямо на дереве.

Преподаватель:  Верно.  Теперь нам осталось вспомнить отличительные признаки плодов и семян. Если говорить о представителях отдела Покрытосеменные, то у них плоды делятся на три группы: сухие вскрывающиеся, сухие нераскрывающиеся, сочные. Приведите, пожалуйста, примеры всех групп плодов.

Студент: К сочным плодам относится – ягода, яблоко, померанец, тыквина, к сухим нераскрывающимся – семянка, желудь, орех, к сухим вскрывающимся – боб, стручок, коробочка.

Преподаватель:  Молодец, спасибо! Также плоды можно отличить по цвету, размеру, форме. Семена хвойных пород могут быть бескрылыми или с одним, двумя крылышками. Приведите, пожалуйста, примеры.

Студент: Бескрылые семена у кедровых сосен, у представителей родов Ель, Сосна, Лиственница, Пихта, Лжетсуга семена снабжены одним крылышком, а у Туи – двумя крылышками.

Преподаватель:  Совершенно верно! Важным признаком при определении хвойного вида по семенам является то, насколько легко отделяется семя от крылышка. Если семена легко отделяются от крылышка, после чего в нижней его части остается углубление в виде ложечки, то это представители рода Ель. Если семена легко отделяются от крылышка, после чего в нижней его части остается углубление в виде щипчиков, то это представители рода Сосна. Если семена не отделяются, а отламываются вместе с нижней частью крылышка, то это представители рода Лжетсуга, Пихты, Лиственницы.  Мы перечислили основные признаки растений, которые понадобятся вам при определении растений. Но не все помнят или знают те признаки, которые могут привести нас к виду. Поэтому существует такая литература как атласы-определители, определители древесных и кустарниковых растений, определители высших травянистых растений и другие. С принципом работы определителя вы уже знакомы. Напоминаю, что в основном все определители состоят из таблиц, они в свою очередь включают тезы и антитезы. При определении растения составляется ключ, указывается русское и латинское название вида, краткая хаpaктеристика определяемых признаков. Попробуем по определителю древесных и кустарниковых растений определить вид растения по шишке. Кто хочет попробовать? (Студенты у доски работают с определителями).  Определить растение можно в комнатных условиях по гербарным образцам, но можно это сделать и в природных условиях, не нанося вред растениям.
В вашей будущей профессии важно знать отличительные признаки видов, т.к.: морфологические признаки являются и декоративными признаками; необходимо отличать виды растений, т.к. придется подбирать растения для озеленения территорий.
Конечно, тяжело помнить каждый отличительный признак растений. Поэтому советую приобрести справочную литературу, а у кого есть компьютер, можно пользоваться электронными определителями в сети интернет. Желаю вам успехов в определении видов! А теперь давайте немного запишем материал по теме.
Так незаметно время нашего занятия подходит к завершению. Мы сегодня выполнили большой объем работы. Цели, поставленные в начале занятия, думаю, достигнуты. Подведем итоги. Определение растений  для специалистов садово-паркового и ландшафтного строительства является важным  элементом работы. Так как  необходимо будет подбирать растения для озеленения территорий,  и ориентироваться в том многообразии, которое существует в современное время на рынке услуг. При определении вида  необходимо знать морфологические признаки растения, они же являются и декоративными.
Преподаватель благодарит студентов за работу и выражает надежду, что знания, полученные в ходе занятия, пригодятся им в будущей профессиональной деятельности.



Комментарии:

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

14 11 2025 18:30:36

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

13 11 2025 16:34:59

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

12 11 2025 15:29:17

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

11 11 2025 16:12:29

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

10 11 2025 13:56:15

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

09 11 2025 23:56:15

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

08 11 2025 2:19:27

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

07 11 2025 8:59:55

"Класс однодольные. Сравнительная хаpaктеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....

06 11 2025 18:26:33

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

05 11 2025 9:41:46

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

04 11 2025 5:40:36

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

03 11 2025 3:15:15

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

02 11 2025 2:19:19

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

01 11 2025 6:53:35

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

31 10 2025 6:56:52

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

30 10 2025 10:23:37

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

29 10 2025 7:17:24

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

28 10 2025 8:14:32

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"


    Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

      В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

27 10 2025 16:21:38

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

26 10 2025 5:31:16

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

      Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

25 10 2025 12:26:21

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

24 10 2025 9:56:52

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

23 10 2025 4:14:29

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

22 10 2025 17:37:55

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

21 10 2025 19:51:30

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

20 10 2025 3:33:43

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

19 10 2025 9:59:50

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

18 10 2025 4:59:11

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

17 10 2025 19:48:34

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

16 10 2025 3:48:47

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

15 10 2025 10:48:13

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

14 10 2025 1:43:36

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

13 10 2025 23:47:58

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

12 10 2025 3:40:39

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

11 10 2025 10:15:46

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

10 10 2025 2:13:10

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

09 10 2025 15:33:20

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

08 10 2025 18:54:54

Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

      Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

07 10 2025 17:16:23

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"


    Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

      Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

06 10 2025 14:15:18

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

05 10 2025 7:43:25

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

04 10 2025 14:27:36

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

03 10 2025 9:26:18

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

02 10 2025 2:20:55

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

01 10 2025 4:26:24

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

30 09 2025 1:45:17

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

29 09 2025 21:34:52

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

28 09 2025 19:12:19

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

27 09 2025 8:52:28

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

26 09 2025 5:52:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::