Путешествие в мир насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

Цели урока:

  1. Образовательные: закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых.
  2. Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, устной речи учащихся.
  3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к окружающему миру и его обитателям.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Рисунки насекомых.

Ход урока

1. Организационная часть: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и целей урока.

2. Устный опрос по пройденным темам “Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные и Паукообразные”.

Сегодня у нас урок – путешествие. Отправляясь в любое путешествие, мы берём с собой какой-то багаж. Что обычно вы берёте с собой? (Заслушиваются ответы учащихся). Но мы собираемся в путешествие в мир науки, и нам понадобится совершенно другой багаж – багаж знаний. Вот сейчас мы и проверим, готов ли вы к путешествию.

Вам, ребята, предстоит ответить на мои вопросы по пройденным темам. А изучали мы с вами классы paкообразных и паукообразных животных из типа члeнистоногих. Вопросы я буду задавать по рядам, то, кто первым даст правильный ответ, получает один балл. Все полученные баллы фиксируются в диагностической карте активности на уроке. Позже мы подсчитаем результаты и выставим оценки. Моим помощником на уроке будет комaндир класса, он запишет результаты.

Вопросы учащимся:

  1. Объясните название типа – “Члeнистоногие”?
  2. Назовите нескольких представителей из класса Paкообразных?
  3. Какие животные относятся к классу Паукообразных?
  4. Каких ядовитых пауков вы знаете?
  5. Зачем paкам усики?
  6. Какие представители паукообразных являются переносчиками энцефалита, чесотки, сыпного тифа?
  7. Верна ли поговорка “красный как paк”?
  8. Как паук узнаёт о жертве, попавшей в паутину?
  9. Что такое линька? Зачем она нужна paкообразным?
  10. Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион – представитель paкообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав? Докажите.
  11. Паук серебрянка, как и все пауки, дышит атмосферным воздухом. Но живёт он под водой. Как же паук решает данную проблему?
  12. В народе говорят: “Я тебе покажу, где paки зимуют!”. А где же зимуют paки?
  13. Чем интересен краб – пальмовый вор?
  14. В гималайских горах на высоте 6600 метров в зоне вечных снегов, где не растут даже растения, обнаружены пауки-скакуны. Чем же они там питаются?
  15. Решите головоломку: вычеркните последнюю букву в названии рычажного инструмента – узнаете название животного из класса паукообразных.
  16. Почему paков называют санитарами водоёмов?
  17. У каких представителей паукообразных длинные тонкие ножки, которыми они могут пожертвовать в случае опасности?
  18. Как называется покров тела всех члeнистоногих животных?

3. Изучение новой темы:

Я вижу, ребята, у вас хороший багаж знаний. Пора отправляться в путешествие. Нам понадобится дневники наблюдений, ими будут ваши рабочие тетради, откройте их, запишите дату, “классная работа” и тему урока “Путешествие в мир насекомых”. Итак, в путь.

I станция – “Визитная карточка”.

Здесь мы узнаем, какие животные относятся к классу насекомых, и на какие отряды они делятся. (На экране появляются названия отрядов насекомых и картинки представителей отрядов (Приложение 1), учитель комментирует слайды, учащиеся записывают отряды насекомых в тетрадь).

– Ребята, а как называется наука о насекомых?

Отряды насекомых:

– жесткокрылые (жук-носорог, жук-олень, божья коровка),
– чешуекрылые (сатурния, пестрокрылка, махаон),
– прямокрылые (сверчок, медведка, кузнечик),
– перепончатокрылые (оса-аммофила, бродячий муравей, шмель),
– таpaкановые (чёрный таpaкан, прусак),
– уховёртки,
– подёнки,
– вши,
– блохи,
– клопы.

Всего на Земле известно 3,5 – 4 миллионов видов животных, из них – 1,5 миллиона насекомых.

II станция – “Насекомые рекордсмены”.

На этой станции мы познакомимся с интересными особенностями насекомых, и начнём с насекомых гигантов и карликов (рассматриваются и комментируются слайды (Приложение 1)).

Самое крупное насекомое – сингапурский палочник (брюшко – 27 см, а с вытянутыми вперёд лапками – 40 см). На втором месте бабочки – южноамериканская серая агриппина и птицекрыл, в размахе крыльев их длина составляет 27–30 см. Жук-дровосек-титан длиной 18 см, голиаф – 15–18 см, а самые крупные жуки в России – уссурийский дровосек и дальневосточный усач, длиной 10–11 см.

Самые маленькие – крохотные осы-паразиты (0,21 см) и жуки-перистокрылки (0,4 см), жуки-короеды (2мм), моль-малютка (3-5 мм).

– Ребята, как вы думаете, а какими были древние насекомые?

Древние насекомые были гораздо крупнее современных. Представьте себе, как в каменноугольном периоде летали стрекозы размером 90 см, а учёному Ю.М.Залесскому удалось найти отпечатки стрекозоподобных насекомых размером 1м 15 см.

Насекомые – спринтеры – таpaканы, они способны пробегать за 1 секунду 30–70 см.

Самые лучшие летуны – мотылёк-ястреб (развивает скорость при попутном ветре 53 км/ч) и стрекозы (28 км/ч).

Быстрее всех машет крыльями – комар-форсипомия (62760 взмахов в минуту).

Самые громогласные – цикады (звук цикад слышен на расстоянии 400 метров).

Самое лучшее обоняние – у бабочек (самец способен почувствовать запах самки за несколько километров).

Самые лучшие прыгуны – кобылки (рекорд – прыжок на 76 см), полевые сверчки (61 см), блохи (30,5 см). По человеческим масштабам это может показаться скромным. Но если соотнести расстояние и длину тела, то это равносильно тому, что человек среднего роста, обладая способностями блохи, прыгнул бы на 300 метров.

III станция – “Насекомые умельцы”.

Человек с древних времён освоил множество профессий, помогающих ему в жизни. Но что удивительно, среди насекомых тоже встречаются умельцы. Давайте с ними познакомимся (на экране появляются слайды (Приложение1) ).

Строители – пчёлы, муравьи, осы, термиты. Причём строят они так, что температура в их жилище в любое время года остаётся постоянной. Самое крупное строение – термитники, высотой 12м и длиной по окружности 31м.

Производители сахара – тли, на 1 гектаре поселяется до 5 миллионов особей, ежедневно они выделяют в почву до 2 тонн сахаров.

Скотоводы – муравьи, захватывают в плен тлей, разводят их и питаются их сахаристой жидкостью. Кроме того, запасы на зиму они хранят в своих сородичах, прикрепляющихся к потолку жилища.

Земледельцы – также муравьи, выращивают грибные плантации под землёй, а на поверхности земли собирают растения, используемые в качестве удобрения.

Производители мёда и воска – пчёлы.

Ткачи – бабочки-шелкопряды.

Большая остановка – давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку. (Помощник учителя проводит с ребятами физкультминутку.)

IV станция – “Как устроены насекомые?”

Используя слайды (Приложение 1), учитель рассказывает учащимся строение насекомых, учащиеся записывают в тетрадь.

Внешнее строение:

– покров (хитиновый),
– отделы тела (голова, гpyдь, брюшко),
– глаза (сложные),
– усики (обоняние и осязание),
– ротовой аппарат (грызущий, колюще-сосущий, лижущий и др.),
– крылья (1–2 пары),
– 3 пары ног,
– дыхальца (поступление воздуха).

Внутреннее строение:

– органы дыхания (трахеи),
– кровеносная система (незамкнутая, кровь – гемолимфа не переносит кислород),
– пищеварительная система (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительная железа),
– выделительная система (мальпигиевы сосуды),
– нервная система (окологлоточное кольцо, брюшная цепочка),
– размножение (пoлoвoе),
– развитие (с метаморфозом и без него).

Наше путешествие подошло к концу. Пришло время подвести итоги урока и выставить оценки.

4. Подведение итогов урока:

Помощник учителя объявляет результаты. Ученики, набравшие 5 баллов, получают оценку “5”, а тем, у кого 4 правильных ответа, учитель задаёт дополнительный вопрос, ответив на который, они также получают “5”. Если ученик набрал 1–3 балла, ответы резервируются на следующий урок.

Вопросы учащимся:

  1. Загадка: нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.
  2. Любопытную историю рассказал известный натуралист К. Брэм про одного аpaба, уснувшего на скале. Когда на утро он проснулся, то оказался совершенно гoлым, за ночь насекомые съели всю его одежду. О каких насекомых идёт речь?
  3. Муравей вернулся в свой муравейник, однако на него неожиданно накинулись муравьи, охраняющие муравейник, и вытащили его оттуда. Так продолжалось несколько раз. Но через некоторое время муравей без затруднения прошёл в муравейник. Объясните почему?
  4. Платяная моль – бабочка, которая наносит большой вред одежде и мебели. Но оказывается, у взрослой бабочки нет рта. Кто же ест нашу одежду?
  5. Назовите насекомых, имеющих названия других животных.
  6. Добавь одну букву к названию рыбного супа – получишь насекомое из отряда двукрылых.
  7. Все известно, что комары относятся к кровососущим насекомым, но кровью питается только самка. Чем же питается комар-самец?
  8. Чем полезны насекомые и в чём их вред?

5. Домашнее задание: Прочесть параграф № 19, устно ответить на вопросы, подготовить дополнительный материал о различных насекомых.



Комментарии:

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

25 04 2025 2:19:53

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

24 04 2025 10:48:58

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

23 04 2025 3:22:23

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

22 04 2025 20:50:23

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

21 04 2025 9:13:30

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

20 04 2025 3:15:50

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

19 04 2025 17:45:26

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

18 04 2025 20:20:12

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

      Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

17 04 2025 16:11:42

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

16 04 2025 8:22:25

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

15 04 2025 23:37:25

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

14 04 2025 16:53:47

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

13 04 2025 20:42:51

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

12 04 2025 2:12:10

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

      Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

11 04 2025 9:50:14

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

10 04 2025 2:37:35

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

09 04 2025 6:41:21

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

08 04 2025 14:19:55

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

07 04 2025 14:34:31

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

06 04 2025 14:47:16

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    "Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

05 04 2025 11:16:50

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

04 04 2025 18:36:36

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

03 04 2025 3:41:17

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

02 04 2025 14:42:41

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

01 04 2025 22:33:32

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

31 03 2025 6:22:12

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

30 03 2025 16:52:12

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

29 03 2025 14:24:20

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

28 03 2025 9:55:45

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

27 03 2025 10:54:43

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

26 03 2025 0:20:53

Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии


    Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии

      В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...

25 03 2025 11:35:29

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

24 03 2025 5:29:41

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


    Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

      Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

23 03 2025 23:35:41

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

22 03 2025 8:55:30

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

21 03 2025 18:13:52

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

20 03 2025 4:55:32

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

19 03 2025 12:19:28

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

18 03 2025 16:26:50

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

17 03 2025 13:54:38

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

16 03 2025 3:24:19

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

15 03 2025 18:16:50

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

14 03 2025 9:57:23

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

13 03 2025 11:57:29

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

12 03 2025 1:40:13

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

11 03 2025 17:35:23

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

10 03 2025 8:44:20

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

09 03 2025 19:38:24

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

08 03 2025 9:50:37

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

07 03 2025 0:28:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::