Путешествие в мир насекомых
Цели урока:
- Образовательные: закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, устной речи учащихся.
- Воспитательные: воспитание познавательного интереса к окружающему миру и его обитателям.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Рисунки насекомых.
Ход урока
1. Организационная часть: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и целей урока.
2. Устный опрос по пройденным темам “Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные и Паукообразные”.
Сегодня у нас урок – путешествие. Отправляясь в любое путешествие, мы берём с собой какой-то багаж. Что обычно вы берёте с собой? (Заслушиваются ответы учащихся). Но мы собираемся в путешествие в мир науки, и нам понадобится совершенно другой багаж – багаж знаний. Вот сейчас мы и проверим, готов ли вы к путешествию.
Вам, ребята, предстоит ответить на мои вопросы по пройденным темам. А изучали мы с вами классы paкообразных и паукообразных животных из типа члeнистоногих. Вопросы я буду задавать по рядам, то, кто первым даст правильный ответ, получает один балл. Все полученные баллы фиксируются в диагностической карте активности на уроке. Позже мы подсчитаем результаты и выставим оценки. Моим помощником на уроке будет комaндир класса, он запишет результаты.
Вопросы учащимся:
- Объясните название типа – “Члeнистоногие”?
- Назовите нескольких представителей из класса Paкообразных?
- Какие животные относятся к классу Паукообразных?
- Каких ядовитых пауков вы знаете?
- Зачем paкам усики?
- Какие представители паукообразных являются переносчиками энцефалита, чесотки, сыпного тифа?
- Верна ли поговорка “красный как paк”?
- Как паук узнаёт о жертве, попавшей в паутину?
- Что такое линька? Зачем она нужна paкообразным?
- Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион – представитель paкообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав? Докажите.
- Паук серебрянка, как и все пауки, дышит атмосферным воздухом. Но живёт он под водой. Как же паук решает данную проблему?
- В народе говорят: “Я тебе покажу, где paки зимуют!”. А где же зимуют paки?
- Чем интересен краб – пальмовый вор?
- В гималайских горах на высоте 6600 метров в зоне вечных снегов, где не растут даже растения, обнаружены пауки-скакуны. Чем же они там питаются?
- Решите головоломку: вычеркните последнюю букву в названии рычажного инструмента – узнаете название животного из класса паукообразных.
- Почему paков называют санитарами водоёмов?
- У каких представителей паукообразных длинные тонкие ножки, которыми они могут пожертвовать в случае опасности?
- Как называется покров тела всех члeнистоногих животных?
3. Изучение новой темы:
Я вижу, ребята, у вас хороший багаж знаний. Пора отправляться в путешествие. Нам понадобится дневники наблюдений, ими будут ваши рабочие тетради, откройте их, запишите дату, “классная работа” и тему урока “Путешествие в мир насекомых”. Итак, в путь.
I станция – “Визитная карточка”.
Здесь мы узнаем, какие животные относятся к классу насекомых, и на какие отряды они делятся. (На экране появляются названия отрядов насекомых и картинки представителей отрядов (Приложение 1), учитель комментирует слайды, учащиеся записывают отряды насекомых в тетрадь).
– Ребята, а как называется наука о насекомых?
Отряды насекомых:
– жесткокрылые (жук-носорог, жук-олень, божья коровка),
– чешуекрылые (сатурния, пестрокрылка, махаон),
– прямокрылые (сверчок, медведка, кузнечик),
– перепончатокрылые (оса-аммофила, бродячий муравей, шмель),
– таpaкановые (чёрный таpaкан, прусак),
– уховёртки,
– подёнки,
– вши,
– блохи,
– клопы.
Всего на Земле известно 3,5 – 4 миллионов видов животных, из них – 1,5 миллиона насекомых.
II станция – “Насекомые рекордсмены”.
На этой станции мы познакомимся с интересными особенностями насекомых, и начнём с насекомых гигантов и карликов (рассматриваются и комментируются слайды (Приложение 1)).
Самое крупное насекомое – сингапурский палочник (брюшко – 27 см, а с вытянутыми вперёд лапками – 40 см). На втором месте бабочки – южноамериканская серая агриппина и птицекрыл, в размахе крыльев их длина составляет 27–30 см. Жук-дровосек-титан длиной 18 см, голиаф – 15–18 см, а самые крупные жуки в России – уссурийский дровосек и дальневосточный усач, длиной 10–11 см.
Самые маленькие – крохотные осы-паразиты (0,21 см) и жуки-перистокрылки (0,4 см), жуки-короеды (2мм), моль-малютка (3-5 мм).
– Ребята, как вы думаете, а какими были древние насекомые?
Древние насекомые были гораздо крупнее современных. Представьте себе, как в каменноугольном периоде летали стрекозы размером 90 см, а учёному Ю.М.Залесскому удалось найти отпечатки стрекозоподобных насекомых размером 1м 15 см.
Насекомые – спринтеры – таpaканы, они способны пробегать за 1 секунду 30–70 см.
Самые лучшие летуны – мотылёк-ястреб (развивает скорость при попутном ветре 53 км/ч) и стрекозы (28 км/ч).
Быстрее всех машет крыльями – комар-форсипомия (62760 взмахов в минуту).
Самые громогласные – цикады (звук цикад слышен на расстоянии 400 метров).
Самое лучшее обоняние – у бабочек (самец способен почувствовать запах самки за несколько километров).
Самые лучшие прыгуны – кобылки (рекорд – прыжок на 76 см), полевые сверчки (61 см), блохи (30,5 см). По человеческим масштабам это может показаться скромным. Но если соотнести расстояние и длину тела, то это равносильно тому, что человек среднего роста, обладая способностями блохи, прыгнул бы на 300 метров.
III станция – “Насекомые умельцы”.
Человек с древних времён освоил множество профессий, помогающих ему в жизни. Но что удивительно, среди насекомых тоже встречаются умельцы. Давайте с ними познакомимся (на экране появляются слайды (Приложение1) ).
Строители – пчёлы, муравьи, осы, термиты. Причём строят они так, что температура в их жилище в любое время года остаётся постоянной. Самое крупное строение – термитники, высотой 12м и длиной по окружности 31м.
Производители сахара – тли, на 1 гектаре поселяется до 5 миллионов особей, ежедневно они выделяют в почву до 2 тонн сахаров.
Скотоводы – муравьи, захватывают в плен тлей, разводят их и питаются их сахаристой жидкостью. Кроме того, запасы на зиму они хранят в своих сородичах, прикрепляющихся к потолку жилища.
Земледельцы – также муравьи, выращивают грибные плантации под землёй, а на поверхности земли собирают растения, используемые в качестве удобрения.
Производители мёда и воска – пчёлы.
Ткачи – бабочки-шелкопряды.
Большая остановка – давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку. (Помощник учителя проводит с ребятами физкультминутку.)
IV станция – “Как устроены насекомые?”
Используя слайды (Приложение 1), учитель рассказывает учащимся строение насекомых, учащиеся записывают в тетрадь.
Внешнее строение:
– покров (хитиновый),
– отделы тела (голова, гpyдь, брюшко),
– глаза (сложные),
– усики (обоняние и осязание),
– ротовой аппарат (грызущий, колюще-сосущий, лижущий и др.),
– крылья (1–2 пары),
– 3 пары ног,
– дыхальца (поступление воздуха).
Внутреннее строение:
– органы дыхания (трахеи),
– кровеносная система (незамкнутая, кровь – гемолимфа не переносит кислород),
– пищеварительная система (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник,
пищеварительная железа),
– выделительная система (мальпигиевы сосуды),
– нервная система (окологлоточное кольцо, брюшная цепочка),
– размножение (пoлoвoе),
– развитие (с метаморфозом и без него).
Наше путешествие подошло к концу. Пришло время подвести итоги урока и выставить оценки.
4. Подведение итогов урока:
Помощник учителя объявляет результаты. Ученики, набравшие 5 баллов, получают оценку “5”, а тем, у кого 4 правильных ответа, учитель задаёт дополнительный вопрос, ответив на который, они также получают “5”. Если ученик набрал 1–3 балла, ответы резервируются на следующий урок.
Вопросы учащимся:
- Загадка: нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.
- Любопытную историю рассказал известный натуралист К. Брэм про одного аpaба, уснувшего на скале. Когда на утро он проснулся, то оказался совершенно гoлым, за ночь насекомые съели всю его одежду. О каких насекомых идёт речь?
- Муравей вернулся в свой муравейник, однако на него неожиданно накинулись муравьи, охраняющие муравейник, и вытащили его оттуда. Так продолжалось несколько раз. Но через некоторое время муравей без затруднения прошёл в муравейник. Объясните почему?
- Платяная моль – бабочка, которая наносит большой вред одежде и мебели. Но оказывается, у взрослой бабочки нет рта. Кто же ест нашу одежду?
- Назовите насекомых, имеющих названия других животных.
- Добавь одну букву к названию рыбного супа – получишь насекомое из отряда двукрылых.
- Все известно, что комары относятся к кровососущим насекомым, но кровью питается только самка. Чем же питается комар-самец?
- Чем полезны насекомые и в чём их вред?
5. Домашнее задание: Прочесть параграф № 19, устно ответить на вопросы, подготовить дополнительный материал о различных насекомых.
Комментарии:
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
24 08 2025 16:52:25
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
23 08 2025 19:48:33
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
22 08 2025 22:21:58
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
21 08 2025 14:31:22

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
20 08 2025 2:46:39
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
19 08 2025 13:10:27
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
18 08 2025 17:55:53
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
17 08 2025 15:26:32
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
16 08 2025 12:43:16
Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....
15 08 2025 23:18:31
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
14 08 2025 9:16:25
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
13 08 2025 2:52:57
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий.
...
12 08 2025 7:40:34
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
11 08 2025 16:53:43
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
10 08 2025 12:21:53
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
09 08 2025 15:37:48
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
08 08 2025 4:48:40
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
07 08 2025 22:55:56
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
06 08 2025 9:48:44
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
05 08 2025 15:47:48
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
04 08 2025 11:58:25
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
03 08 2025 19:14:46
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
02 08 2025 12:42:46
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
01 08 2025 9:13:28
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
31 07 2025 21:24:40
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
30 07 2025 18:47:29
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
29 07 2025 22:13:27
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
28 07 2025 13:50:28
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
27 07 2025 5:55:15
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
26 07 2025 2:25:14
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
25 07 2025 4:32:47
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
24 07 2025 13:44:58
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
23 07 2025 8:52:28
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
22 07 2025 22:27:12
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
21 07 2025 0:51:42
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
20 07 2025 3:57:15
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
19 07 2025 19:10:14
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
18 07 2025 12:30:52
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
17 07 2025 3:36:12
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
16 07 2025 23:40:50
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
15 07 2025 12:51:22
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
14 07 2025 3:17:21
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
13 07 2025 10:12:20
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
12 07 2025 21:40:47
Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....
11 07 2025 5:41:23
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
10 07 2025 16:55:32
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
09 07 2025 8:42:39

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
08 07 2025 1:34:10
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
07 07 2025 18:40:58
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
06 07 2025 15:51:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::