Урок биологии по теме "Естественный отбор"
Цели:
- Сформировать понятие естественного отбора
- Познакомиться с формами естественного отбора
- Уметь на основе примеров определять формы естественного отбора
- Уметь объяснять творческую роль естественного отбора.
- Научиться любить природу и видеть ее красоту.
- Продолжить выработку коммуникативных умений учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка целей урока, тематика
II. Объяснение нового материала с использованием ИКТ
ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Естественный отбор – основная
движущая сила эволюции, и любой вид живых
организмов, когда-либо живший на Земле, так или
иначе, формировался под действием естественного
отбора.
В современном понимании принцип естественного
отбора включает в себя следующее:
- индивидуальная изменчивость влияет на вероятность выживания и размножения особей в популяции;
- индивидуальные черты особей в популяции наследственны (генетически предопределены), по крайней мере, частично;
- доля генов в популяции, которые увеличивают успех выживания и размножения особей, возрастает со временем. [1]
Генетическая сущность естественного отбора
заключается в избирательном сохранении
популяции отдельных генотипов. Содержащийся в
них наследственный материал передается
следующим поколениям. Таким образом, естественный
отбор можно определить, как избирательное
воспроизведение генотипов, которые в наилучшей
степени отвечают сложившимся условиям жизни
популяции.
Результатом действия естественного отбора являются
адаптации – приспособления организмов
к окружающей среде и все многообразие видов
существующих в природе.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
Говоря об адаптациях, необходимо обратить внимание на то, что всякая адаптация относительна. [2]
Можно ли увидеть, как происходит этот процесс в природе? (Учитель может дать возможность учащимся ответить на этот вопрос самостоятельно, используя методику ТРИЗ).
Реально наблюдать этот процесс в природе довольно сложно. Для этого мы должны:
- Заметить какие-либо изменения внешнего облика особей в популяции того или иного вида,
- Показать, что эти изменения происходят под воздействием внешней среды и носят приспособительный хаpaктер,
- Доказать, что в данной популяции существует наследственная изменчивость по отбираемому признаку.
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1. Стабилизирующий отбор
- Направлен на поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признака или свойства.
- Он действует при относительно постоянных (колeблющихся в определенных пределах) условиях внешней среды.
3. При стабилизирующем отборе преимущество в
размножении получают
наиболее типичные особи в популяции, особи же,
заметно уклоняющиеся от установившейся нормы,
устраняются естественным отбором.
- Эта форма отбора самая обычная, но заметить ее сложно, так как в этом случае не происходит изменения морфологического облика организмов в популяции.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
2. Движущий или направленный отбор
- Отбор, способствующий сдвигу среднего значения признака или свойства в популяции.
- Эта форма отбора возникает при изменении условий существования.
- Приводит к установлению новой нормы взамен ранее существующей.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
3. Дизруптивный (disrupt – разрывать, раздробллять, англ.) или раздробляющий отбор
- Отбор, идущий одновременно в пользу нескольких уклоняющихся вариантов против особей с промежуточным значением признака.
- Эта форма отбора возникает в случаях, когда ни одна из групп генотипов не получает решающего преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории.
- Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
В начале XX века, на заре генетики, многие
исследователи отрицали роль естественного
отбора как созидающего фактора. Основной
эволюционной силой считался мутационный процесс
как единственная причина возникновения новых
признаков и свойств организма. Поскольку мутация
- явление исключительно редкое (установлено, что
в среднем мутирует один ген из миллиона),
естественному отбору отводили роль простого
\"контролера\", вступающему в действие только
после появления нового генетического
отклонения.
Однако дальнейшие исследования показали, что в
природных популяциях любого вида существует
огромный запас генетической изменчивости по
самым разнообразным признакам. Таким образом, у
естественного отбора всегда есть огромный
материал для работы. В лабораторных
экспериментах удалось установить, что с помощью
отбора можно изменять пpaктически любые
свойства организма, даже такие, как
доминантность или рецессивность тех или иных
признаков.
Действительно, единственным источником
\"эволюционного материала\" (наследственной
изменчивости) является мутационный процесс. Но
это не отрицает творческую роль естественного
отбора: его можно сравнить со скульптором,
который создает прекрасные предметы искусства
лишь отсекая от глыбы мрамора \"ненужные\"
куски. [1]
III. Закрепление знаний
Далее учитель обращается к вопросам, которые даны в презентации (Приложение 1).
Ответьте на вопросы:
1. Что же такое естественный отбор?
2. Какие формы естественного отбора вы знаете?
3. Многие из форм организмов, живущих на
океаническом дне, пpaктически без изменений
сохранились до наших дней. О какой форме
естественного отбора идет речь? Ответ обоснуйте.
4. Перечные пяденицы меняют свою окраску со
светлой на темную под влиянием выбросов сажи и
закопчения стволов деревьев в индустриальных
районах Англии в XIX в. О какой форме естественного
отбора идет речь? Ответ обоснуйте.
5. В чем заключается творческая роль
естественного отбора?
IV. Домашнее задание: § 58, вопросы с.214. Подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора из научно-популярной литературы или на основе собственных наблюдениях. [3]
V. Итог урока
Список информационных источников:
- Официальный Интернет-сайт Государственного Дарвиновского музея (www.darwin.museum.ru). Авторы текстов: Рубцов А. С., Александрова А. А.
Список литературы:
- Каменский А.А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология 10-11 кл., Учебник. М., Дрофа. 2006.
- Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. УМК. М., Экзамен. 2006.
Комментарии:
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
29 11 2023 4:18:20
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
28 11 2023 7:51:16
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
27 11 2023 15:26:21
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
26 11 2023 15:59:24
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
25 11 2023 12:30:38
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
24 11 2023 0:39:50
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
23 11 2023 8:45:51
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
22 11 2023 7:28:15
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
21 11 2023 5:59:24
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
20 11 2023 11:33:14
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
19 11 2023 9:38:14
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
18 11 2023 13:23:46
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
17 11 2023 18:28:20
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
16 11 2023 5:49:13
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
15 11 2023 2:13:34
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
14 11 2023 5:26:52
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
13 11 2023 12:11:17
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
12 11 2023 20:55:32
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
11 11 2023 23:59:34
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
10 11 2023 3:43:19
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
09 11 2023 16:27:41
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
08 11 2023 10:38:16
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
07 11 2023 11:27:12
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
06 11 2023 5:15:22
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
05 11 2023 17:12:47
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
04 11 2023 14:16:23
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
03 11 2023 23:51:22
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
02 11 2023 13:28:14
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
01 11 2023 3:26:30
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
31 10 2023 18:48:35
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
30 10 2023 6:17:41
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
29 10 2023 14:28:50
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
28 10 2023 12:34:52
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
27 10 2023 11:57:15
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
26 10 2023 0:47:50
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
25 10 2023 15:59:30
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
24 10 2023 12:33:45
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
23 10 2023 23:21:54
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
22 10 2023 0:17:57
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
21 10 2023 20:24:17
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
20 10 2023 12:47:29
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
19 10 2023 22:57:46
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
18 10 2023 1:30:25
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
17 10 2023 2:18:44
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
16 10 2023 23:46:11
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
15 10 2023 9:22:47
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
14 10 2023 17:18:38
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
13 10 2023 15:37:16
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
12 10 2023 17:33:59
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
11 10 2023 5:49:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::