Урок биологии по теме "Естественный отбор"

Цели:
- Сформировать понятие естественного отбора
- Познакомиться с формами естественного отбора
- Уметь на основе примеров определять формы естественного отбора
- Уметь объяснять творческую роль естественного отбора.
- Научиться любить природу и видеть ее красоту.
- Продолжить выработку коммуникативных умений учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка целей урока, тематика
II. Объяснение нового материала с использованием ИКТ
ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Естественный отбор – основная
движущая сила эволюции, и любой вид живых
организмов, когда-либо живший на Земле, так или
иначе, формировался под действием естественного
отбора.
В современном понимании принцип естественного
отбора включает в себя следующее:
- индивидуальная изменчивость влияет на вероятность выживания и размножения особей в популяции;
- индивидуальные черты особей в популяции наследственны (генетически предопределены), по крайней мере, частично;
- доля генов в популяции, которые увеличивают успех выживания и размножения особей, возрастает со временем. [1]
Генетическая сущность естественного отбора
заключается в избирательном сохранении
популяции отдельных генотипов. Содержащийся в
них наследственный материал передается
следующим поколениям. Таким образом, естественный
отбор можно определить, как избирательное
воспроизведение генотипов, которые в наилучшей
степени отвечают сложившимся условиям жизни
популяции.
Результатом действия естественного отбора являются
адаптации – приспособления организмов
к окружающей среде и все многообразие видов
существующих в природе.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
Говоря об адаптациях, необходимо обратить внимание на то, что всякая адаптация относительна. [2]
Можно ли увидеть, как происходит этот процесс в природе? (Учитель может дать возможность учащимся ответить на этот вопрос самостоятельно, используя методику ТРИЗ).
Реально наблюдать этот процесс в природе довольно сложно. Для этого мы должны:
- Заметить какие-либо изменения внешнего облика особей в популяции того или иного вида,
- Показать, что эти изменения происходят под воздействием внешней среды и носят приспособительный хаpaктер,
- Доказать, что в данной популяции существует наследственная изменчивость по отбираемому признаку.
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1. Стабилизирующий отбор
- Направлен на поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признака или свойства.
- Он действует при относительно постоянных (колeблющихся в определенных пределах) условиях внешней среды.
3. При стабилизирующем отборе преимущество в
размножении получают
наиболее типичные особи в популяции, особи же,
заметно уклоняющиеся от установившейся нормы,
устраняются естественным отбором.
- Эта форма отбора самая обычная, но заметить ее сложно, так как в этом случае не происходит изменения морфологического облика организмов в популяции.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
2. Движущий или направленный отбор
- Отбор, способствующий сдвигу среднего значения признака или свойства в популяции.
- Эта форма отбора возникает при изменении условий существования.
- Приводит к установлению новой нормы взамен ранее существующей.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
3. Дизруптивный (disrupt – разрывать, раздробллять, англ.) или раздробляющий отбор
- Отбор, идущий одновременно в пользу нескольких уклоняющихся вариантов против особей с промежуточным значением признака.
- Эта форма отбора возникает в случаях, когда ни одна из групп генотипов не получает решающего преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории.
- Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.
Далее учитель обращается к примерам, которые даны в презентации (Приложение 1).
ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
В начале XX века, на заре генетики, многие
исследователи отрицали роль естественного
отбора как созидающего фактора. Основной
эволюционной силой считался мутационный процесс
как единственная причина возникновения новых
признаков и свойств организма. Поскольку мутация
- явление исключительно редкое (установлено, что
в среднем мутирует один ген из миллиона),
естественному отбору отводили роль простого
\"контролера\", вступающему в действие только
после появления нового генетического
отклонения.
Однако дальнейшие исследования показали, что в
природных популяциях любого вида существует
огромный запас генетической изменчивости по
самым разнообразным признакам. Таким образом, у
естественного отбора всегда есть огромный
материал для работы. В лабораторных
экспериментах удалось установить, что с помощью
отбора можно изменять пpaктически любые
свойства организма, даже такие, как
доминантность или рецессивность тех или иных
признаков.
Действительно, единственным источником
\"эволюционного материала\" (наследственной
изменчивости) является мутационный процесс. Но
это не отрицает творческую роль естественного
отбора: его можно сравнить со скульптором,
который создает прекрасные предметы искусства
лишь отсекая от глыбы мрамора \"ненужные\"
куски. [1]
III. Закрепление знаний
Далее учитель обращается к вопросам, которые даны в презентации (Приложение 1).
Ответьте на вопросы:
1. Что же такое естественный отбор?
2. Какие формы естественного отбора вы знаете?
3. Многие из форм организмов, живущих на
океаническом дне, пpaктически без изменений
сохранились до наших дней. О какой форме
естественного отбора идет речь? Ответ обоснуйте.
4. Перечные пяденицы меняют свою окраску со
светлой на темную под влиянием выбросов сажи и
закопчения стволов деревьев в индустриальных
районах Англии в XIX в. О какой форме естественного
отбора идет речь? Ответ обоснуйте.
5. В чем заключается творческая роль
естественного отбора?
IV. Домашнее задание: § 58, вопросы с.214. Подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора из научно-популярной литературы или на основе собственных наблюдениях. [3]
V. Итог урока
Список информационных источников:
- Официальный Интернет-сайт Государственного Дарвиновского музея (www.darwin.museum.ru). Авторы текстов: Рубцов А. С., Александрова А. А.
Список литературы:
- Каменский А.А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология 10-11 кл., Учебник. М., Дрофа. 2006.
- Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. УМК. М., Экзамен. 2006.
Комментарии:
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
04 12 2025 1:47:36
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
03 12 2025 4:53:14
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
02 12 2025 22:36:21
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
01 12 2025 7:53:55
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
30 11 2025 16:12:53
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
29 11 2025 6:45:20
Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем.
...
28 11 2025 1:35:18
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
27 11 2025 14:48:50
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
26 11 2025 13:52:47
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
25 11 2025 10:57:23
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
24 11 2025 20:30:31
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
23 11 2025 23:55:43
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
22 11 2025 7:45:31
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
21 11 2025 4:14:39
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
20 11 2025 12:53:17
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
19 11 2025 10:29:23
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
18 11 2025 4:13:29
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
17 11 2025 0:15:38
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
16 11 2025 10:52:46
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
15 11 2025 2:38:27
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
14 11 2025 5:26:15
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к
жизни в воде....
13 11 2025 15:36:52
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
12 11 2025 22:21:42
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
11 11 2025 14:26:30
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
10 11 2025 0:57:26
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
09 11 2025 6:36:23
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
08 11 2025 10:55:38
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность.
...
07 11 2025 7:37:23
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
06 11 2025 15:24:45
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
05 11 2025 19:57:37
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
04 11 2025 5:26:50
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
03 11 2025 7:19:43
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
02 11 2025 3:19:27
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
01 11 2025 3:28:26
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
31 10 2025 2:41:48
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
30 10 2025 8:15:42
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
29 10 2025 6:57:38
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
28 10 2025 22:41:20
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
27 10 2025 6:25:49
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
26 10 2025 3:45:32
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
25 10 2025 4:35:42
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
24 10 2025 21:19:20
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
23 10 2025 17:25:12
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
22 10 2025 2:48:20
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
21 10 2025 3:11:41
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
20 10 2025 14:56:33
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
19 10 2025 13:36:45
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
18 10 2025 22:25:14
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
17 10 2025 19:26:13
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
16 10 2025 7:19:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




