Заключительный урок по теме "Корень"

Задачи: обобщить и закрепить знание учащихся о особенностях строения корневых систем однодольных и двудольных растений, развивать пpaктические навыки по их определению и распознаванию, расширить представление учащихся о взаимосвязи растительного организма со средой.
Оборудование: письмо “совета барона Мюнхгаузена огородникам” ; конверты с разноцветными карточками-вопросами для каждой комaнды. На доске – красочно оформленная таблица, в которую по ходу игры будут занесены названия комaнд, баллы за ответы и буквы, составляющие слово “корень”
Ход урока.
Наш урок называется “Ярмарка знаний”. Самое главное на ярмарке – торг и товар. Комaнда, Выгоднее других продавшая свои знания – станет победительницей. В нашей игре принимают участие 5 комaнд. На доске прикреплены буквы, составляющие слово “корень”. Под каждой буквой находятся вопросы. Комaнда при прохождении определённого этапа игры, называет букву и получает вопрос. Баллы за ответы выставляются в таблицу на доске. После прохождения каждого этапа комaнда демонстрирует домашнее задание (Стихотворение, кроссворд, поделку и т. д. всё - о корнях). Запрещается шуметь и кричать, разрешается – принимать активное участие в игре.
Итак, приступаем к проверке знаний комaнд на контрольном пункте.
I. Контрольный пункт.
- Какие функции выполняет корень?
- Из каких видов состоит стержневая корневая система?
- Какое строение имеет стержневая корневая система?
- Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
- Какие зоны обеспечивают увеличение и рост корня?
- Какова роль корневого чехлика?
- Что общего между сердцем и корнем в специфике их работы? (безостановочность)
II. “Юный следопыт”
Учитель проверяет степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.
- Его производит обыкновенная корова, в небольших количествах он очень полезен, когда его слишком много – он становится настоящим бедствием. При попадании в водоёмы – он разрушается. Рыбы и животные начинают задыхаться.
- В жаркую погоду при долгом отсутствии дождей на почве искусственного полива образуется корка с множеством мелких и крупных трещин.
- Две дeвoчки решили вырастить герань. Одна посадила растение в железную банку с землёй, вторая – в глиняный цветочный горшок. В него она положила камни, а сверху насыпала слой почвы. Ухаживали дeвoчки за растениями одинаково. У первой герань зачахла, а у второй – зацвела как можно объяснить эти результаты?
- Если выращивать растения на питательных растворах, то можно заметить, что количество корневых волосков уменьшится или они совсем исчезают. Почему это происходит?
- Хорошо Известнен опыт, демонстрирующий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды быстро понижается, хотя у цветов корни отсутствуют. Почему?
- Почему почву, где много дождевых червей, считают наиболее благоприятной для жизни растений?
О чём идёт речь? (Навоз)
В каком случае растения будут расти лучше – если эту корку не трогать или же постоянно её удалять, разрыхляя почву? Почему?
III “Сельское хозяйство”
Учитель выявляет способности детей к творческому мышлению.
Объясните смысл поговорок о земле и земледелии:
- Чем чернее земля – тем она плодороднее.
- На бесплодной земле не разбогатеешь.
- Кто хочет победить сорняки, Должен воевать с корнями.
- Без хозяина земля – круглая сирота.
- Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом собирает.
- Познанная земля на половину побеждена.
Учитель распечатывает письмо, присланное знаменитым выдумщиком бароном Мюнхгаузеном, - “советы огородникам” и читает его.
- Для полива рассады особенно полезно использовать холодную воду.
- Никогда не рыхлите почву, это способствует повреждению корней.
- Уничтожайте дождевых черней, обитающих в почве, - они подгрызают корни растений.
- При пересадке необходимо тщательно очистить растение от земли.
- Вносите азотные удобрения в почву осенью, а навоз – в первый половине лета в виде подкормки.
- Поливать растение лучше днём, когда наиболее высокая температура, вода в это время хорошо впитывается в почву и меньше испаряется.
Объясните, почему эти советы принесут вред растениям?
IV Станция – “Анатомическая”
Учитель выявляет способность детей связи между строением органа и функциями, которые он выполняет.
- Изображено клеточное строение органа растение. Что это? Какую функцию он выполняет?
- Докажите, что строение клеток и тканей корня зависит от выполняемой функции.
- Изображён разрез органа растения. Что это. Какую функцию выполняет?
- Где находится корневой чехлик, какова его роль?
- Какие ткани образуют середину корня, придают плотность, поглощают питательные вещества?
- По рисунку расскажите о значении и строении зон корня.
V “Растительный ералаш”
Учитель проверяет способность детей думать в нестандартной ситуации, выpaбатывать критическое отношение к качеству новой информации.
Учитель готовит карточки с названием растений. У каких из перечисленных растений наблюдается видоизменение органов? Значение этих видоизменений?
1).
- Пшеница (корнеплоды, в них накапливаются питательные вещества)
- Морковь
- Огурец
2).
- Овёс (корнешишки, запас питательных веществ)
- Ге opгин
- Перец
3).
- Плющ (плющ, корни прицепки прикрепляются к крышам, стволам
- Пшеница деревьев)
- Просо
4).
- Монстера (воздушные или дыхательные корни. Всасывание воды от
- Укроп дождя, росы)
- Томат
5).
- Репа
- Редька - корнеплоды (все)
- Овёс
6).
- Деревья тропического леса (досковидные боковые корни, опopное значение)
- Томат
- Огурец
VI Перевёртыши
Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих способы ухода за растениями.
- П-л-в (полив)
- Р-х-е-ие (рыхление)
- П-д-кор-а (подкормка)
- П-р-в-а (пикировка)
- О-у-и-в-е (окучивание)
- П-п-л-п (прополка)
Объясните смысл этих слов.
Подведение итогов.
Все члeны комaнды, занявшей первое место, получают “5”, члeны комaнды, занявшей второе место получают “5” и “4” (по усмотрению жюри). Все члeны комaнды, занявшей третье место получают “4”.
Литература.
- Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы. автор: Э.Ф. Илларионов. Москва “ВАКО” 2003г.
- Занимательная ботаника автор: В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петрсов. “Аст-пресс”, 1998
- Биология. Игры на уроках. автор: О. М. Леонтьева ООО “ фирма “издательство АСТ””, 1998 г .
Комментарии:
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
07 12 2025 7:10:56
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
06 12 2025 16:47:46
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
05 12 2025 11:28:52
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
04 12 2025 11:52:50
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
03 12 2025 12:20:11
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
02 12 2025 17:57:15
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
01 12 2025 16:16:45
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
30 11 2025 23:26:42
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
29 11 2025 20:51:44
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
28 11 2025 23:57:38
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
27 11 2025 17:41:40
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
26 11 2025 23:41:38
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
25 11 2025 2:51:12
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
24 11 2025 5:32:38
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
23 11 2025 20:49:15
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
22 11 2025 21:39:30
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
21 11 2025 22:43:45
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
20 11 2025 5:19:28
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
19 11 2025 15:25:25
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
18 11 2025 16:31:19
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья.
...
17 11 2025 12:16:20
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
16 11 2025 4:45:23
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
15 11 2025 0:16:58
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
14 11 2025 16:19:31
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
13 11 2025 6:40:14
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
12 11 2025 3:50:35
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.).
...
11 11 2025 22:59:48
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
10 11 2025 16:45:48
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
09 11 2025 22:17:33
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
08 11 2025 3:49:24
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
07 11 2025 18:20:31
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
06 11 2025 3:30:56
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
05 11 2025 13:10:39
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
04 11 2025 23:29:10
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
03 11 2025 15:55:23
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
02 11 2025 9:16:42
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
01 11 2025 18:46:11
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
31 10 2025 0:26:31
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
30 10 2025 10:58:52
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
29 10 2025 9:54:41
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
28 10 2025 1:12:10
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
27 10 2025 13:53:50
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
26 10 2025 8:18:35
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
25 10 2025 14:27:22
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
24 10 2025 14:36:37
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
23 10 2025 22:28:25
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
22 10 2025 9:20:30
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
21 10 2025 13:44:26
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
20 10 2025 12:20:38
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
19 10 2025 8:36:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"