Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"
Отношение людей к представителям животных из классов \"Земноводные\" и \"Пресмыкающиеся\" крайне противоречиво. С одной стороны у одних эти животные вызывают негативное и даже брезгливое к ним отношение, состояние стpaxa перед ядовитыми животными. С другой - наблюдается содержание амфибий и рептилий в домашних условиях. Они используются для медицинских и биологических исследований, яды змей применяются в фармокологической промышленности, ряд животных широко используются в пищу, кожа и панцири других используют для изготовления поделок, обуви и кожно-галантерейных изделий. Всё это, а так же техногенное и сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды способствуют сокращению численности ряда представителей этих животных.
В Нижегородской области в естественных условиях отмечены 11 видов земноводных и 7 видов пресмыкающихся. Четыре вида занесены в Красную книгу Нижегородской области.
Наблюдение - один из главных методов изучения природы. Можно посоветовать пойти в лес и там искать ответы на волнующие вопросы, однако это не всегда возможно. Вот почему все чаще местом проведения экскурсий становятся школьные участки, экологические тропы, а то и уголки живой природы.
Рекомендация: Экскурсия предназначена для обучающихся в возрасте 9 - 13 лет.
Цель экскурсии: ознакомление обучающихся с многообразием земноводных и пресмыкающихся на примере обитателей уголка живой природы, их приспособленностью к естественной среде обитания.
Цель разработки: оказание помощи педагогам ДО и учителям школ в проведении экскурсий в уголке живой природы.
Задачи данной разработки:
- Оказать помощь педагогу в пополнении сведений о животных уголка живой природы.
- Помочь экскурсоводу в организационных моментах экскурсии.
- Способствовать экономии и рациональному использованию времени педагога ДО. предоставив в распоряжение готовый материал.
Новизна разработки в том, что в ней рекомендуется проведение экскурсий не только среди живых объектов, но и с использованием фотовыставок, электронных изданий, мультимедийных систем.
Материально-техническое обеспечение, оформление.
- Фотовыставка животных, содержание которых в уголке живой природы невозможно, обременительно или неэтично.
- Животные уголка живой природы.
Методические советы на период подготовки к экскурсии.
- До экскурсии навестить животных уголка живой природы, проверить их состояние, отметить изменения в условиях содержания.
- Подготовить и проверить материалы выставки и ЭИ.
Маршрут экскурсии:
Фотовыставка, обратить особое внимание на охраняемых животных Нижегородской области; 2. Земноводные уголка живой природы; 3. Черепахи; 4. Ящерицы.
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ
Земноводные (амфибии) и пресмыкающиеся (рептилии) - это древнейшие группы наземных позвоночных животных, весьма широко распространённые.
Видовой состав класса пресмыкающихся в фауне нашей страны невелик -142 вида. Более 30 видов включены в Красную книгу. В то же время мировая фауна насчитывает около 7000 видов пресмыкающихся [7]. В Нижегородской области 7 видов пресмыкающихся, три занесены в Красную книгу Нижегородской области [4].
Вообще удельный вес рептилий в фауне России невелик по видовому составу и численности. Поэтому содержать их в уголках живой природы можно только очень ограниченно. Ограниченность определяется тем, что в уголке природы нельзя содержать змей, тем более змей ядовитых.
Обыкновенная гадюка - самая широко распространённая ядовитая змея в России.
Обыкновенная гадюка (Vipera renardi).
Обширный ареал вида охватывает значительную часть лесной зоны Северной Евразии. Обыкновенная гадюка заселяет большую часть Поволжья, за исключением южных безлесных регионов. В лесах Нижегородской области может быть встречена пpaктически повсеместно, однако численность её в последние десятилетия существенно сократилась, поэтому она занесена в Красную книгу Нижегородской области. В длину достигает 85 см. Окраска очень разнообразна: кроме серых или светло-коричневых с хаpaктерной зигзагообразной полосой гадюк, встречаются целиком чёрные или тёмно-бурые особи. Ядовита, укус опасен для здоровья человека, однако cмepтельные случаи крайне редки.
Обыкновенная гадюка - красная цветовая вариация.
Обыкновенная медянка (Coronella austriaca).
Обширный ареал вида охватывает большую часть Европы, доходя на востоке до юга Западной Сибири и Казахстана. Медянка встречается на большей части территории Поволжья, за исключением самых северных и безлесных южных регионов, однако нигде в его пределах не является многочисленным видом. Очень редка в настоящее время и в Нижегородской области, где занесена в Красную книгу. Не ядовита и не опасна для человека. Питается в основном ящерицами, реже - мелкими мышевидными грызунами и птенцами, обычно умерщвляя жертву кольцами своего тела. В длину достигает 90 см.
Земноводные.
Для содержания в условиях неволи земноводные животные представляют большой интерес, однако пpaктические возможности у нас к этому крайне ограничены. Всего в мировой фауне на сегодня насчитывают около 2800 видов земноводных. В нашей стране обитает 32 вида амфибий. В Нижегородской области в естественных условиях отмечены 11 видов земноводных. Один вид занесён в Красную книгу Нижегородской области.
Сибирский углозуб (Salamandrella keyserlingii).
Обладает самым широким ареалом среди современных земноводных - от северо-восточной Европы до Дальнего Востока и от Северного Ледовитого океана до севера Центральной Азии ( 12 млн. км2), живёт в России, северном Казахстане, Монголии, Китае, Корее и Японии. В Поволжье обнаружен лишь на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском и Шарангском районах 2 локальные популяции). Сибирский углозуб - хвостатое земноводное среднего размера, длина тела с хвостом до 16 см. На задней лапе 4 пальца. Населяет влажные хвойные, смешанные и лиственные леса в зоне тайги и долинные леса в тундре и лесостепи. Взрослые углозубы, за исключением короткого периода размножения, всю жизнь проводят на суше. Уникальной особенностью этого вида является его способность переносить низкие температуры. Известны находки живых углозубов в многолетней мерзлоте.
Кладка икры сибирского углозуба.
Икрометание у сибирского углозуба происходит в конце апреля - начале мая в очень сжатые сроки (иногда 1-2 ночи). В каждой кладке содержится от 27 до 305 икринок.
Если Вы встретили в природе кладку Сибирского углозуба, Вам повезло, это редкий вид Нижегородской области, самый редкий представитель земноводных в области. Парные икряные мешки, закрученные спирально в 1 - 3 оборота, обычно не спутаешь с кладками других земноводных. Вначале они небольшие, длиной 2 - 3 см, затем, после разбухания, длина их достигает 18 - 24 см, а диаметр - 2-3 см. В каждом мешке от 30 до 60 икринок. Кладка укрепляется на веточку или растение под водой. Выклев личинок происходит через 2-4 недели, метаморфоз - через 2-3 месяца. Личинки и взрослые питаются различными беспозвоночными. Продолжительность жизни - до 13 и более лет [4].
Инструктаж о правилах поведения. Уголок живой природы - дом для его обитателей и Вы пришли к ним в гости. А в гостях не принято громко говорить, бегать, а тем более трогать руками самих хозяев и то, что им принадлежит. В часы экскурсии одни животные могут спать, другие - бодрствовать, они могут быть заняты уходом за потомством или только готовиться стать родителями, поэтому, Вы, дорогие ребята, не должны их беспокоить.
Обыкновенный тритон (Triturus ulgaris).
Географический ареал вида покрывает всю Европу, кроме южной Франции, Испании, Португалии, северной Скандинавии, степей России и Украины. На восток ареал простирается до Восточной Сибири. Обыкновенный тритон населяет большую часть Поволжья от Вологодской, Костромской и Кировской областей на севере до Саратовской и Волгоградской областей на юге. В Нижегородской области достаточно обычен в пределах лесной зоны. Мелкий тритон, максимальная длина тела с хвостом до 10 см. Населяет лиственные, смешанные леса, парки, сады и кустарники, избегая открытых прострaнcтв и полей. Весну и начала лета проводит в мелких, обычно стоячих водоёмах. Во второй половине лета взрослые тритоны покидают водоёмы. Зимуют на суше. В нашей области вид внесён в Приложение 2 к Красной книге Нижегородской области как нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.
В саду, огороде, в тенистых местах придворовых территорий скрываются под поленицами дров, под камнями и кирпичами, около погребов, в лесах и парках в лесной подстилке, кучах валежника, норках зверьков.
Обыкновенный тритон, в Нижегородской области может быть встречен повсеместно. Обратите внимание на хаpaктерную узкую тёмную полоску, которая проходит через глаз. У самцов в период размножения от затылка до хвоста образуется фестончатый гребень с оранжевой каймой и гoлyбой полоской. Гребень не прерывается у основания хвоста. У самок брачной окраски и гребня нет. В отличие от углозуба - у тритонов на задних лапках по пять пальцев. Питаются мелкими беспозвоночными. В водоёмах основу питания составляют личинки комаров. Активны в тёмное время. В водоёмах активны круглые сутки. Зимуют тритоны на суше в норах грызунов, в кучах листвы, в подвалах и погребах, чаще небольшими группами по 3-5 особей. На зимовку уходят обычно в октябре, выходят с зимовки в апреле-мае, когда температура воздуха достигнет +8:+100С, а воды +4:+70С. Продолжительность жизни высокая - до 28 лет.
Кожа во время размножения в водоёмах гладкая, на суше - мелкозернистая. Окраска верхней стороны тела бурая, нижней - желтоватая с мелкими тёмными пятнышками. Оплодотворению яиц предшевствуют брачные игры. Самка откладывает от 60 до 700 яиц. Каждое яйцо самка отдельно откладывает на лист подводного растения, часть листа она загибает задними лапами, так что икринка оказывается между двумя его створками, склеенными слизистой оболочкой яйца. Личинки длиной 6,5 мм выклёвываются на 14-20 день. Метаморфоз заканчивается через 60-70 дней, и молодые тритоны выходят на сушу, длина их тела в это время достигает 32-36 мм. Пoлoвoзрелость наступает на 2-3 году жизни [6].
Из немногочисленных земноводных, пригодных для содержания в уголке живой природы, в нашей стране в любительских акватеррариумах и в разных ёмкостях лабораторного хаpaктера, в научно-исследовательских, педагогических и других институтах содержится так называемая гладкая шпорцевая лягушка, распространенная в Южной Африке.
В роде шпорцевых лягушек 5 видов, распространённых в Африке к югу от Сахары. Всю свою жизнь они проводят только в водоёмах, не появляясь на их берегах. Вместе с этим они дышат с помощью лёгких, для чего из толщи воды периодически поднимаются к её поверхности. Здесь же, ухватившись передними лапками за водные растения, плавающие предметы или выступающие из воды корни деревьев, камни, островки, лягушки могут отдыхать, но, как правило, кратковременно, так как шпорцевые лягушки отличаются большой активностью и подвижностью в течение всего светлого времени суток. \"Шпоры\" у них имеют вид длинных и острых чёрных когтей на трёх первых пальцах задних лапок. Все пять пальцев задних лапок соединены плавательной перепонкой, образующей мощный толкательный орган, с помощью которого животное быстро и ловко перемещается в воде и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. Передние лапки иные. На них по четыре пальца - тонких, длинных и не соединённых перепонкой. Ими лягушка очень ловко действует при захвате, удержании добычи и заправке её в пасть. Основной корм - беспозвоночные животные, обитающие в водоёмах или попадающие на их поверхность с береговой растительности или из воздуха. На воле эта лягушка не белая, а оливковая. Альбиносы впервые появились в научных учреждениях и ничем, кроме цвета, от своих собратьев не отличаются. Голова очень маленькая, приплюснутая, с округлой мордочкой, на которой хорошо различимы обращённые вверх небольшие ноздри и маленькие глаза с округлым зрачком.
Лягушка принимает самые разнообразные позы: то лежит на дне и периодически стремительно поднимается вверх, чтобы сделать очередной выдох и вдох, то плавает, отталкиваясь своими задними лапками-вёслами, а то вдруг зависнет в толще воды, приняв вертикальное положение, или как бы стоит, лишь слегка касаясь дна кончиками пальцев задних ног. На теле у шпорцевых лягушек имеются органы боковой линии, что хаpaктерно для рыб.
Лягушки одного возраста и равных размеров между собой не враждуют. Комнатная температура воды 18-200С обеспечивает им нормальную жизнедеятельность и даже размножение, но для его стимулирования температуру воды необходимо повысить до 25-260С. Размножаются они круглогодично. Самка мечет от 500 до нескольких тысяч икринок. Оплодотворение наружное. Развитие икры продолжается примерно двое суток ( при температуре воды 23-240С). Через 4-5 суток после выклева личинки уже свободно плавают и начинают кормиться. Метаморфоз растянут от 30 до 180 суток.
В связи с водным образом жизни у шпорцевой лягушки произошла редукция языка. Под глазами у неё имеется так называемая осязательная нить - орган, воспринимающий и соответственно реагирующий на температурные колебания, болевые и раздражающие ощущения от соприкосновения с окружающей средой, разными предметами и другими животными.
Во время пребывания в толще воды ноздри у лягушки смыкаются, плотно примыкают друг к другу и челюсти. Но при заглатывании пищи ноздри продолжают быть сомкнутыми, а челюсти размыкаются. Однако глотка при этом сжата, чтобы в неё не проникала вода, свободно окружающая животное. По мере заглатывания еды эластичная глотка лягушки расширяется в зависимости от величины добычи, которая проходит через пищевод.
Шпорцевые лягушки очень прожорливы. Будучи голодными и обладая острым зрением, они, находясь у поверхности воды, могут, заметив пролетающую мимо муху, сделать резкий бросок [2, 7].
Единственный представитель отряда черепах отмеченный в естественных условиях на территории Нижегородской области Болотная черепаха (Emys orbicularis).
Ареал вида охватывает обширную территорию от северо-западной Африки и южной Европы до западного Казахстана и Туркмении. В Поволжье болотная черепаха заселяет его южную часть, на севере доходя до Самарской и Пензенской областей. В Нижегородской области известны отдельные случаи находок этого вида, благодаря чему болотная черепаха была занесена в Красную книгу Нижегородской области. Однако все эти встречи, очевидно, являются результатом завоза черепах из более южных регионов. В низовьях Волги черепахи пока ещё достаточно обычны, однако этот вид включен в Международную Красную книгу. Длина панциря достигает 20 см.
Среднеазиатская черепаха.
Область распространения Южный Казахстан и Средняя Азия ( в основном равнины, а в горах она встречается на высоте до 1200 м над уровнем моря). Излюбленные места обитания - глинистые и песчаные пустыни с травянистой и кустарниковой растительностью, которая служит черепахе пищей. Изредка черепахи поедают мелких беспозвоночных животных.
В естественных условиях среднеазиатская черепаха активна всего лишь 4 - 5 месяцев в году. Холодное и засушливое время года она проводит в спячке, зарываясь в почву на глубину до 2 м или используя для жизненного покоя старые норы грызунов, провалы и другие естественные образования в почве, пригодные для отдыха. Образ её жизни дневной.
Размножается черепаха в течение наиболее благоприятного периода времени для активной жизни - в апреле - июне, пока в местах её обитания есть в достатке корм. В неволе среднеазиатские черепахи живут хорошо и долго при главном и непременном условии их содержания - постоянной оптимальной температуре окружающего их воздуха и температуры того субстрата, на котором они будут жить[7].
Красноухая черепаха самый обычный вид украшенных черепах. Длиной до 28 см, с ярким красным или жёлтым пятном сзади глаз. Расцветка и рисунок этих черепах необычайно варьируют и, кроме того, сильно изменяются с возрастом. Старые самцы нередко становятся совершенно чёрными.
Красноухие черепахи обитают в восточных штатах США на север до озера Мичиган и Вашингтона, а также в Северо-Восточной Мексике. Они держатся в мелких озёрах и прудах с низкими заболоченными берегами, питаются разнообразной растительной и животной пищей.
К размножению черепахи приступают в марте-апреле. Самка выходит на сушу и отыскивает место для гнезда. В гнездо диаметром от 7 до 25 см она откладывает около 10 яиц и закапывает их. Размеры яиц небольшие - до 4 см.
Рыбаки используют черепашьи яйца как превосходную приманку для рыбы [3].
Геккон.
Гекконы (Geckonidae) - мелкие и наиболее примитивные ящерицы. Распространены в жарких пустынях, в тропиках и в субтропиках обоих полушарий. Встречаются в Крыму, Закавказье, Средней Азии и Казахстане [6].
Это - ночные животные, обитающие во всех жарких странах, очень странного вида и весьма интересные по своему образу жизни. Тело их сравнительно коротко и плоско, шея короткая и толстая, морда заострённая, щучья, цвет кожи некрасивый - грязно-серый или бурый. Особого внимания заслуживает устройство глаз и пальцев.
Как и у всех ночных животных, глаза у них значительной величины, сильно выпуклые, зрачок в виде узкой поперечной щели, в темноте он сильно расширяется и становится круглым. Век у гекконов нет совсем. На коротких ногах сидят пальцы очень своеобразного строения. В большинстве случаев они коротки и соединены друг с другом кожистой перепонкой, а снизу снабжены пластинчатыми подушечками, состоящими из множества поперечно расположенных кожистых листочков. Эти подушечки действуют, как пневматические присоски, и дают возможность животному быстро бегать по очень гладким поверхностям в каком угодно положении.
Единственные неприятности, которые они доставляют людям, заключаются лишь в том, что они очень любят поселяться в человеческих жилищах и наряду с огромной пользой (как, например истрeбление вредных насекомых) причиняют часто беспокойство своим присутствием.
С наступлением ночи, а отчасти и днём, гекконы беспрестанно бегают по стенам и по потолку, откуда иногда сваливаются, причём у них обыкновенно отламывается хвост. Поломка хвоста не составляет большого несчастья для геккона, так как уже через неделю хвост отрастает на значительную длину, а через месяц совершенно восстанавливается.
Движения гекконов очень быстры и чрезвычайно ловки. Нрав их соответствует такой живости, они также беспокойны, задорны, веселы и игривы, как и наши дневные ящерицы. Защищаясь от человека бросаются и кусают так сильно, что прокусывают кожу [1].
Игуана.
Игуаны (Iguanidae) - многочисленные ( около 700 видов) крупные ящерицы ( до 1,5 м). Обитают в горах, лесах, пустынях; некоторые виды живут в воде, иногда даже в море. Размножаются откладыванием яиц и яйцеживорождением. Мясо и яйца игуан население использует в пищу [6].
Все игуаны живут на деревьях, преимущественно растущих на берегу. Здесь они двигаются с большой ловкостью, лазая и прыгая с ветки на ветку, и умеют очень хорошо прятаться в листве. К вечеру они нередко спускаются на землю, чтобы и здесь искать себе пищу, но при опасности спасаются, если это возможно, на верхушки деревьев или прыгают в воду. В воде игуаны двигаются очень хорошо, причём с большой ловкостью действуют своим сильным гребенчатым хвостом, как веслом; ныряют точно так же хорошо, как и плавают, могут долго оставаться под водой, не устают и могут легко спастись от всех врагов, угрожающих им в этой чуждой для них стихии; по крайней мере, они вовсе не боятся кайманов, изобилующих в тропических реках.
Питаются они исключительно растительными веществами, хотя, вероятно, при случаях проглатывают и мелких насекомых и червей. При виде человека они обыкновенно убегают, если же они находятся в безвыходном положении и бежать не могут, то пробуют защищаться, фыркают, шипят, прыгают на своего противника и пробуют его укусить. Если что схватят сильными зубами, то вырвать это назад очень трудно, почти невозможно. Своим большим хвостом они наносят очень чувствительные и даже опасные удары. В феврале, марте или апреле самка откладывает прямо в песок или в небольшие, тщательно выкопанные и прикрытые ямочки 18-24 яиц, величиной с гoлyбиные. У пленных игуан ярость понемногу затихает, и по прошествии нескольких недель они становятся настолько ручными, что позволяют себя трогать [1].
Методические советы на период проведения экскурсии.
- Группа не должна быть очень большой, не более 15 человек.
- Перед экскурсией желательно выяснить возраст обучающихся, уровень подготовленности по данной теме, ожидания экскурсантов от мероприятия.
- Провести небольшой инструктаж по правилам поведения в уголке живой природы.
- По возможности корректировать содержание экскурсии в зависимости от специфики группы.
- Младших школьников учить правилам поведения во время экскурсии.
- Рассредоточивать своё внимание на всех участников экскурсии.
- Не позволять трогать животных без разрешения взрослых.
Методические советы на период подведения итогов.
- Отвечать на возникающие вопросы.
- Задавать вопросы обучающимся для получения обратной связи.
- Пропагандировать занятия в объединениях эколого-биологического направления.
ЛИТЕРАТУРА
- Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 3: Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные.- М.: ТЕРРА, 1992.- 496 с.
- Гагарин А.В. Воспитание природой // Жур. Биология в школе.- 2003.- № 4.- С. 17-22
- Жизнь животных: в 6 т. Т. 4: Земноводные, пресмыкающиеся.- М.: издательство \"Просвещение\", 1969.- 488 с.
- Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области. Методическое пособие. Авт.-сост. М.В. Пестов, С.В. Бака, Н.Ю. Киселёва, Е.И. Маннапова. Под.ред. А.И. Бака. Н Н.Новгород: Международный Социально-экологический союз, Экоцентр \"Дронт\". 1999. 44 с.
- Красная книга Нижегородской области. Том 1. Животные.- Нижний Новгород, 2003. - 380 с.
- Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1982.- 464 с.
- Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 112 с.
Приложение.
Комментарии:
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
30 06 2025 14:59:34
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
29 06 2025 15:30:47
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
28 06 2025 23:24:23
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
27 06 2025 18:21:57
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
26 06 2025 12:52:51
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
25 06 2025 18:31:36
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
24 06 2025 4:51:59
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
23 06 2025 14:21:32
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
22 06 2025 7:51:38
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
21 06 2025 2:16:19
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
20 06 2025 13:40:30
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
19 06 2025 21:14:53
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
18 06 2025 23:40:30
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
17 06 2025 15:51:45
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
16 06 2025 18:30:23
Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....
15 06 2025 1:57:19
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
14 06 2025 0:35:25
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
13 06 2025 6:48:15
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
12 06 2025 10:11:43
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
11 06 2025 8:58:33
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
10 06 2025 13:52:57
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
09 06 2025 9:58:38
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
08 06 2025 0:13:55
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
07 06 2025 19:35:55
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
06 06 2025 23:57:58
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
05 06 2025 0:16:24
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
04 06 2025 11:43:10
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
03 06 2025 11:32:56
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
02 06 2025 23:53:27
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
01 06 2025 17:11:25
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
31 05 2025 3:44:13
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
30 05 2025 21:17:33
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
29 05 2025 9:52:38
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
28 05 2025 7:54:20
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
27 05 2025 20:28:28
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
26 05 2025 18:10:24
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
25 05 2025 8:13:25
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
24 05 2025 10:52:36
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
23 05 2025 0:55:53
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
22 05 2025 9:57:26
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
21 05 2025 23:54:49
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
20 05 2025 16:22:56
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
19 05 2025 23:29:43
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
18 05 2025 18:26:40
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
17 05 2025 13:38:49
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
16 05 2025 5:38:50
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
15 05 2025 18:27:16
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
14 05 2025 22:30:19
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
13 05 2025 20:56:25
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование.
...
12 05 2025 9:25:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::