Пищеварение в ротовой полости и желудке
Программа: Авторы: И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов, Р.Д. Маш, Н.Д. Андреева, Н.М. Чернова./ Под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой.
Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Графф, 2009.
Тип урока: урок-исследование.
Место урока в теме: это четвёртый и пятый уроки в теме «Пищеварение». На предыдущих уроках учащиеся познакомились со строением и функциями органов пищеварительной системы. Изучили состав и значение пищи, строение и функции зубов, а также гигиенические правила ухода за зубами.
Главная идея урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И.П. Павлов.
Триединая дидактическая цель урока:
Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и в желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и в желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке.
Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Сравнивают условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости и в желудке. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.
Методы и приёмы:
- словесные (эвристическая беседа; работа с учебником) ;
- наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ) ;
- пpaктические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).
Средства обучения:
- учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран) ;
- дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы) ;
- психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).
Оборудование:
- демонстрационное – таблица «Строение органов пищеварения», модель торса человека, видеофильм «Пищеварение», портрет И.П. Павлова, компьютер, экран, проектор;
- лабораторное – накрахмаленный бинт, чашка Петри со слабым раствором йода, палочки с ватой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап актуализации знаний.
Игра «Пирамида».
На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются пары учеников. Остальные – болельщики. Начинающая пара выбирает поле игры.
- «Что такое?»
- «Да и нет»
- «Найди соответствие»
- «Узнай орган по таблице»
- «Расскажи мне, расскажи…»
- «Третий лишний».
1 конкурс «Что такое?».
За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.
- Питательные вещества.
- Кариес.
2 конкурс «Да – нет».
В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За одну минуту один из участников зачитывает утверждения, а второй говорит «да», если оно верно, «нет» – если оно ошибочно.
- сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
- питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
- глотка является частью пищеварительного тpaкта.
- в состав эмали зубов входят соли кальция.
- у каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
- в ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.
- слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.
- в глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.
Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 8.
3 конкурс «Найди соответствие».
В конкурсе участвуют оба ученика пары. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Назови с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.
- предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).
- лёгкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание).
- желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).
- печень: желчь = желудок: (желудочный сок).
4 конкурс «Узнай орган по таблице».
Один из участников получает список органов, которые ему надо показать по таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – одна минута.
- глотка,
- печень,
- желудок,
- толстый кишечник,
- поджелудочная железа,
- тонкий кишечник,
- пищевод,
- прямая кишка,
- двенадцатипёрстная кишка,
- аппендикс.
5 конкурс «Расскажи мне, расскажи…»
Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.
- Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).
- Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).
- Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).
- Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).
- Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз? (сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку).
6 конкурс «Третий лишний».
Один из учащихся зачитывает группу слов, другой – называет лишнее. Время конкурса – 1 минута.
- глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
- питательные вещества – это: сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
- функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.
- у каждого зуба имеется коронка, шейка, дентин и корень.
- в ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.
III. Этап мотивации.
Учитель читает пример вслух:
«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»
(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от стpaxa сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)
Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи.
IV. Исполнительный этап: выполнение исследования и выступление групп.
Класс делится на группы, которые получают задания. (Приложение 1)
1 группа: «Анатомы». Исследуют дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желёз, готовят выступление для всего класса.
2 группа: «Экспериментаторы». Выполняют лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняют полученные результаты перед классом.
3 группа: «Методисты». Исследуют дополнительный материал по методике изучения функций слюнных желёз, готовят сообщение для класса.
4 группа: «Теоретики». Исследуют материал о глотании.
5 группа: «Физиологи». Исследуют материал о свойствах ферментов желудочного сока, работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке, влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке.
После работы групп учитель формирует «экспертную комиссию». Каждый эксперт имеет оценочный лист и оценивает выступление группы по разработанным учителем критериям, т.е. выставляет баллы каждой группе. (Приложение 2)
По ходу выступления групп демонстрируются слайды компьютерной презентации. (Приложение 3)
V. Диагностика.
Осуществляется в виде тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
1 вариант.
-
Какова роль ферментов в пищеварении?
А) ускорение процесса расщепления веществ
Б) замедление процесса пищеварения
В) изменение внутренней среды организма. -
Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?
а) белки
б) жиры
в) углеводы. -
Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?
а) белки
б) жир
ы в) углеводы. -
Попаданию пищи в гортань препятствует:
А) мягкое нёбо
Б) надгортанник
В) щитовидный хрящ
Г) язык -
Что происходит с пищей в ротовой полости? (выберите правильные ответы)
А) смачивание пищи слюной
Б) измельчение пищи
В) расщепление жиров
Г) расщепление крахмала
Д) расщепление белков
Е) перетирание пищи -
Причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является:
А) постоянное движение мышц желудка
Б) кислая среда
В) щелочная среда -
Соляная кислота (возможны несколько вариантов ответов):
А) защищает слизистую желудка
Б) способствует расщеплению белков
В) активизирует ферменты
Г) обладает бактерицидным действием -
Какую из функций желудок не выполняет?
А) переваривание белков
Б) секреция соляной кислоты
В) секреция пепсина
Г) секреция желчи.
2 вариант.
-
Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:
А) слюна
Б) желудочный сок
В) поджелудочный сок
Г) кишечный сок. -
Что происходит с пищей в ротовой полости? Выберите правильные ответы:
А) смачивание пищи слюной
Б) измельчение пищи
В) расщепление жиров
Г) расщепление крахмала
Д) расщепление белков
Е) перетирание пищи. -
Какие условия необходимы для расщепления крахмала в ротовой полости?
А) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, слабощелочная среда, 37°С
Б) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, кислая среда, 37-38°С
В) измельчение пищи, наличие ферментов поджелудочной железы, слабощелочная среда, температура тела. -
Какие из перечисленных процессов происходят в желудке?
А) расщепление белков, всасывание воды и минеральных солей, образование пепсина
Б) всасывание жиров, расщепление углеводов и минеральных веществ
В) всасывание белков, расщепление жиров, образование сока поджелудочной железы. -
Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?
А) 4
Б) 2
В) 3 -
Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?
А) белки
б) жиры
в) крахмал -
В какой среде наиболее активен фермент желудочного сока – липаза?
А) нейтральная
б) кислая
в) щелочная. -
Какие вещества расщепляет липаза?
А) белки
б) жиры
в) углеводы.
7. Закрепление.
Организуется работа учащихся по вопросам:
- Где образуется слюна?
- Как называются три пары крупных слюнных желёз?
- Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладковатый вкус?
- Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
- При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости и в желудке?
- Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз?
- Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Когда я ем, я глух и нем».
- Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?
- Как понимать слова И.П.Павлова: «Кушать надо со вниманием и удовольствием»?
- Какое влияние на пищеварение в желудке оказывают курение и употрeбление алкоголя?
8. Домашнее задание.
- Изучить параграф 31, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа.
- Индивидуальное задание: подготовить сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.
- Написать эссе, содержащее личный взгляд на высказывание И.П. Павлова: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!».
Комментарии:
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
31 08 2025 14:18:34
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях.
...
30 08 2025 15:53:35
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
29 08 2025 15:35:25
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов.
...
28 08 2025 1:19:26
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
27 08 2025 21:36:11
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
26 08 2025 20:34:18
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
25 08 2025 0:27:12
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
24 08 2025 4:32:19
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
23 08 2025 17:28:54
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
22 08 2025 8:35:45
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
21 08 2025 4:33:11
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
20 08 2025 13:50:18
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
19 08 2025 5:13:45
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
18 08 2025 1:37:35
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
17 08 2025 17:23:53
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
16 08 2025 1:33:43
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
15 08 2025 8:39:45
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
14 08 2025 1:21:27
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
13 08 2025 0:56:45
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
12 08 2025 14:30:26
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
11 08 2025 7:45:43
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
10 08 2025 21:26:13
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
09 08 2025 8:17:39
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
08 08 2025 6:12:59
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
07 08 2025 22:52:33
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
06 08 2025 5:19:44
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
05 08 2025 7:22:16
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
04 08 2025 3:26:23
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
03 08 2025 20:27:50
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
02 08 2025 2:55:18
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
01 08 2025 9:14:27
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
31 07 2025 6:15:33
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
30 07 2025 8:57:25
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
29 07 2025 3:33:15
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
28 07 2025 13:47:32
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
27 07 2025 21:42:50
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
26 07 2025 4:39:12
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
25 07 2025 19:38:35
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
24 07 2025 21:17:15
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
23 07 2025 16:24:51
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
22 07 2025 13:58:31
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
21 07 2025 8:25:45
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
20 07 2025 1:27:40
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
19 07 2025 7:35:35
Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе.
...
18 07 2025 11:22:26
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
17 07 2025 16:41:37
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
16 07 2025 21:37:53
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
15 07 2025 17:16:14
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
14 07 2025 3:39:52
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
13 07 2025 5:44:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::