Пищеварение в ротовой полости и желудке > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

Программа: Авторы: И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов, Р.Д. Маш, Н.Д. Андреева, Н.М. Чернова./ Под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой.

Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Графф, 2009.

Тип урока: урок-исследование.

Место урока в теме: это четвёртый и пятый уроки в теме «Пищеварение». На предыдущих уроках учащиеся познакомились со строением и функциями органов пищеварительной системы. Изучили состав и значение пищи, строение и функции зубов, а также гигиенические правила ухода за зубами.

Главная идея урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И.П. Павлов.

Триединая дидактическая цель урока:

Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и в желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и в желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Сравнивают условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости и в желудке. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.

Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Методы и приёмы:

  1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником) ;
  2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ) ;
  3. пpaктические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).

Средства обучения:

  1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран) ;
  2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы) ;
  3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).

Оборудование:

  • демонстрационное – таблица «Строение органов пищеварения», модель торса человека, видеофильм «Пищеварение», портрет И.П. Павлова, компьютер, экран, проектор;
  • лабораторное – накрахмаленный бинт, чашка Петри со слабым раствором йода, палочки с ватой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Этап актуализации знаний.

Игра «Пирамида».

На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются пары учеников. Остальные – болельщики. Начинающая пара выбирает поле игры.

  1. «Что такое?»
  2. «Да и нет»
  3. «Найди соответствие»
  4. «Узнай орган по таблице»
  5. «Расскажи мне, расскажи…»
  6. «Третий лишний».

1 конкурс «Что такое?».

За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.

  1. Питательные вещества.
  2. Кариес.

2 конкурс «Да – нет».

В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За одну минуту один из участников зачитывает утверждения, а второй говорит «да», если оно верно, «нет» – если оно ошибочно.

  1. сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
  2. питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
  3. глотка является частью пищеварительного тpaкта.
  4. в состав эмали зубов входят соли кальция.
  5. у каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
  6. в ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.
  7. слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.
  8. в глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 8.

3 конкурс «Найди соответствие».

В конкурсе участвуют оба ученика пары. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Назови с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

  1. предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).
  2. лёгкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание).
  3. желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).
  4. печень: желчь = желудок: (желудочный сок).

4 конкурс «Узнай орган по таблице».

Один из участников получает список органов, которые ему надо показать по таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – одна минута.

  1. глотка,
  2. печень,
  3. желудок,
  4. толстый кишечник,
  5. поджелудочная железа,
  6. тонкий кишечник,
  7. пищевод,
  8. прямая кишка,
  9. двенадцатипёрстная кишка,
  10. аппендикс.

5 конкурс «Расскажи мне, расскажи…»

Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

  1. Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).
  2. Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).
  3. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).
  4. Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).
  5. Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз? (сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку).

6 конкурс «Третий лишний».

Один из учащихся зачитывает группу слов, другой – называет лишнее. Время конкурса – 1 минута.

  1. глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. питательные вещества – это: сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
  3. функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.
  4. у каждого зуба имеется коронка, шейка, дентин и корень.
  5. в ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

III. Этап мотивации.

Учитель читает пример вслух:

«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от стpaxa сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)

Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи.

IV. Исполнительный этап: выполнение исследования и выступление групп.

Класс делится на группы, которые получают задания. (Приложение 1)

1 группа: «Анатомы». Исследуют дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желёз, готовят выступление для всего класса.

2 группа: «Экспериментаторы». Выполняют лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняют полученные результаты перед классом.

3 группа: «Методисты». Исследуют дополнительный материал по методике изучения функций слюнных желёз, готовят сообщение для класса.

4 группа: «Теоретики». Исследуют материал о глотании.

5 группа: «Физиологи». Исследуют материал о свойствах ферментов желудочного сока, работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке, влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке.

После работы групп учитель формирует «экспертную комиссию». Каждый эксперт имеет оценочный лист и оценивает выступление группы по разработанным учителем критериям, т.е. выставляет баллы каждой группе. (Приложение 2)

По ходу выступления групп демонстрируются слайды компьютерной презентации. (Приложение 3)

V. Диагностика.

Осуществляется в виде тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант.

  1. Какова роль ферментов в пищеварении?
    А) ускорение процесса расщепления веществ
    Б) замедление процесса пищеварения
    В) изменение внутренней среды организма.

  2. Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?
    а) белки
    б) жиры
    в) углеводы.

  3. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?
    а) белки
    б) жир
    ы в) углеводы.

  4. Попаданию пищи в гортань препятствует:
    А) мягкое нёбо
    Б) надгортанник
    В) щитовидный хрящ
    Г) язык

  5. Что происходит с пищей в ротовой полости? (выберите правильные ответы)
    А) смачивание пищи слюной
    Б) измельчение пищи
    В) расщепление жиров
    Г) расщепление крахмала
    Д) расщепление белков
    Е) перетирание пищи

  6. Причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является:
    А) постоянное движение мышц желудка
    Б) кислая среда
    В) щелочная среда

  7. Соляная кислота (возможны несколько вариантов ответов):
    А) защищает слизистую желудка
    Б) способствует расщеплению белков
    В) активизирует ферменты
    Г) обладает бактерицидным действием

  8. Какую из функций желудок не выполняет?
    А) переваривание белков
    Б) секреция соляной кислоты
    В) секреция пепсина
    Г) секреция желчи.

2 вариант.

  1. Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:
    А) слюна
    Б) желудочный сок
    В) поджелудочный сок
    Г) кишечный сок.

  2. Что происходит с пищей в ротовой полости? Выберите правильные ответы:
    А) смачивание пищи слюной
    Б) измельчение пищи
    В) расщепление жиров
    Г) расщепление крахмала
    Д) расщепление белков
    Е) перетирание пищи.

  3. Какие условия необходимы для расщепления крахмала в ротовой полости?
    А) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, слабощелочная среда, 37°С
    Б) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, кислая среда, 37-38°С
    В) измельчение пищи, наличие ферментов поджелудочной железы, слабощелочная среда, температура тела.

  4. Какие из перечисленных процессов происходят в желудке?
    А) расщепление белков, всасывание воды и минеральных солей, образование пепсина
    Б) всасывание жиров, расщепление углеводов и минеральных веществ
    В) всасывание белков, расщепление жиров, образование сока поджелудочной железы.

  5. Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?
    А) 4
    Б) 2
    В) 3

  6. Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?
    А) белки
    б) жиры
    в) крахмал

  7. В какой среде наиболее активен фермент желудочного сока – липаза?
    А) нейтральная
    б) кислая
    в) щелочная.

  8. Какие вещества расщепляет липаза?
    А) белки
    б) жиры
    в) углеводы.

7. Закрепление.

Организуется работа учащихся по вопросам:

  1. Где образуется слюна?
  2. Как называются три пары крупных слюнных желёз?
  3. Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладковатый вкус?
  4. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
  5. При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости и в желудке?
  6. Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз?
  7. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Когда я ем, я глух и нем».
  8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?
  9. Как понимать слова И.П.Павлова: «Кушать надо со вниманием и удовольствием»?
  10. Какое влияние на пищеварение в желудке оказывают курение и употрeбление алкоголя?

8. Домашнее задание.

  1. Изучить параграф 31, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.
  3. Написать эссе, содержащее личный взгляд на высказывание И.П. Павлова: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!».



Комментарии:

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

06 03 2025 18:53:48

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

05 03 2025 8:27:13

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

04 03 2025 19:41:21

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

03 03 2025 21:49:10

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

02 03 2025 23:35:25

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

01 03 2025 0:24:49

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

28 02 2025 18:13:33

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

27 02 2025 8:50:15

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"


    Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

      В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

26 02 2025 19:37:47

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

25 02 2025 21:16:54

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

24 02 2025 16:41:50

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

23 02 2025 0:18:46

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

22 02 2025 17:26:13

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

21 02 2025 7:20:45

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

20 02 2025 5:32:50

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

19 02 2025 12:33:53

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

18 02 2025 22:46:49

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

17 02 2025 7:43:59

Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы

Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....

16 02 2025 8:54:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

15 02 2025 15:43:39

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

14 02 2025 9:27:52

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

13 02 2025 0:24:55

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

12 02 2025 22:10:17

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс


    "Путешествие в страну сказок". 6-й класс

      Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

11 02 2025 3:21:10

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

10 02 2025 6:47:17

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

      География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

09 02 2025 8:53:44

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

08 02 2025 1:36:43

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

07 02 2025 1:50:37

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

06 02 2025 0:22:20

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

05 02 2025 20:17:23

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

04 02 2025 0:20:53

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

03 02 2025 18:15:56

День птиц

Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....

02 02 2025 3:29:40

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

01 02 2025 20:48:46

Урок-лекция "Биоразнообразие – результат органической эволюции"

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....

31 01 2025 12:26:50

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

30 01 2025 15:44:14

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

29 01 2025 22:37:31

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

28 01 2025 6:43:35

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

27 01 2025 17:13:11

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

26 01 2025 8:24:28

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

25 01 2025 14:23:30

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

24 01 2025 2:17:45

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

23 01 2025 21:37:34

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

22 01 2025 7:50:47

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

21 01 2025 23:13:57

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

20 01 2025 22:28:56

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

19 01 2025 15:12:21

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

18 01 2025 13:20:29

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

17 01 2025 21:36:17

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

16 01 2025 13:38:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::