Пищеварение в ротовой полости и желудке > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

Программа: Авторы: И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов, Р.Д. Маш, Н.Д. Андреева, Н.М. Чернова./ Под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой.

Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Графф, 2009.

Тип урока: урок-исследование.

Место урока в теме: это четвёртый и пятый уроки в теме «Пищеварение». На предыдущих уроках учащиеся познакомились со строением и функциями органов пищеварительной системы. Изучили состав и значение пищи, строение и функции зубов, а также гигиенические правила ухода за зубами.

Главная идея урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И.П. Павлов.

Триединая дидактическая цель урока:

Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и в желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и в желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Сравнивают условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости и в желудке. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.

Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Методы и приёмы:

  1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником) ;
  2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ) ;
  3. пpaктические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).

Средства обучения:

  1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран) ;
  2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы) ;
  3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).

Оборудование:

  • демонстрационное – таблица «Строение органов пищеварения», модель торса человека, видеофильм «Пищеварение», портрет И.П. Павлова, компьютер, экран, проектор;
  • лабораторное – накрахмаленный бинт, чашка Петри со слабым раствором йода, палочки с ватой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Этап актуализации знаний.

Игра «Пирамида».

На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются пары учеников. Остальные – болельщики. Начинающая пара выбирает поле игры.

  1. «Что такое?»
  2. «Да и нет»
  3. «Найди соответствие»
  4. «Узнай орган по таблице»
  5. «Расскажи мне, расскажи…»
  6. «Третий лишний».

1 конкурс «Что такое?».

За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.

  1. Питательные вещества.
  2. Кариес.

2 конкурс «Да – нет».

В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За одну минуту один из участников зачитывает утверждения, а второй говорит «да», если оно верно, «нет» – если оно ошибочно.

  1. сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
  2. питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
  3. глотка является частью пищеварительного тpaкта.
  4. в состав эмали зубов входят соли кальция.
  5. у каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
  6. в ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.
  7. слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.
  8. в глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 8.

3 конкурс «Найди соответствие».

В конкурсе участвуют оба ученика пары. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Назови с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

  1. предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).
  2. лёгкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание).
  3. желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).
  4. печень: желчь = желудок: (желудочный сок).

4 конкурс «Узнай орган по таблице».

Один из участников получает список органов, которые ему надо показать по таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – одна минута.

  1. глотка,
  2. печень,
  3. желудок,
  4. толстый кишечник,
  5. поджелудочная железа,
  6. тонкий кишечник,
  7. пищевод,
  8. прямая кишка,
  9. двенадцатипёрстная кишка,
  10. аппендикс.

5 конкурс «Расскажи мне, расскажи…»

Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

  1. Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).
  2. Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).
  3. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).
  4. Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).
  5. Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз? (сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку).

6 конкурс «Третий лишний».

Один из учащихся зачитывает группу слов, другой – называет лишнее. Время конкурса – 1 минута.

  1. глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. питательные вещества – это: сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
  3. функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.
  4. у каждого зуба имеется коронка, шейка, дентин и корень.
  5. в ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

III. Этап мотивации.

Учитель читает пример вслух:

«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от стpaxa сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)

Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи.

IV. Исполнительный этап: выполнение исследования и выступление групп.

Класс делится на группы, которые получают задания. (Приложение 1)

1 группа: «Анатомы». Исследуют дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желёз, готовят выступление для всего класса.

2 группа: «Экспериментаторы». Выполняют лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняют полученные результаты перед классом.

3 группа: «Методисты». Исследуют дополнительный материал по методике изучения функций слюнных желёз, готовят сообщение для класса.

4 группа: «Теоретики». Исследуют материал о глотании.

5 группа: «Физиологи». Исследуют материал о свойствах ферментов желудочного сока, работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке, влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке.

После работы групп учитель формирует «экспертную комиссию». Каждый эксперт имеет оценочный лист и оценивает выступление группы по разработанным учителем критериям, т.е. выставляет баллы каждой группе. (Приложение 2)

По ходу выступления групп демонстрируются слайды компьютерной презентации. (Приложение 3)

V. Диагностика.

Осуществляется в виде тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант.

  1. Какова роль ферментов в пищеварении?
    А) ускорение процесса расщепления веществ
    Б) замедление процесса пищеварения
    В) изменение внутренней среды организма.

  2. Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?
    а) белки
    б) жиры
    в) углеводы.

  3. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?
    а) белки
    б) жир
    ы в) углеводы.

  4. Попаданию пищи в гортань препятствует:
    А) мягкое нёбо
    Б) надгортанник
    В) щитовидный хрящ
    Г) язык

  5. Что происходит с пищей в ротовой полости? (выберите правильные ответы)
    А) смачивание пищи слюной
    Б) измельчение пищи
    В) расщепление жиров
    Г) расщепление крахмала
    Д) расщепление белков
    Е) перетирание пищи

  6. Причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является:
    А) постоянное движение мышц желудка
    Б) кислая среда
    В) щелочная среда

  7. Соляная кислота (возможны несколько вариантов ответов):
    А) защищает слизистую желудка
    Б) способствует расщеплению белков
    В) активизирует ферменты
    Г) обладает бактерицидным действием

  8. Какую из функций желудок не выполняет?
    А) переваривание белков
    Б) секреция соляной кислоты
    В) секреция пепсина
    Г) секреция желчи.

2 вариант.

  1. Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:
    А) слюна
    Б) желудочный сок
    В) поджелудочный сок
    Г) кишечный сок.

  2. Что происходит с пищей в ротовой полости? Выберите правильные ответы:
    А) смачивание пищи слюной
    Б) измельчение пищи
    В) расщепление жиров
    Г) расщепление крахмала
    Д) расщепление белков
    Е) перетирание пищи.

  3. Какие условия необходимы для расщепления крахмала в ротовой полости?
    А) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, слабощелочная среда, 37°С
    Б) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, кислая среда, 37-38°С
    В) измельчение пищи, наличие ферментов поджелудочной железы, слабощелочная среда, температура тела.

  4. Какие из перечисленных процессов происходят в желудке?
    А) расщепление белков, всасывание воды и минеральных солей, образование пепсина
    Б) всасывание жиров, расщепление углеводов и минеральных веществ
    В) всасывание белков, расщепление жиров, образование сока поджелудочной железы.

  5. Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?
    А) 4
    Б) 2
    В) 3

  6. Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?
    А) белки
    б) жиры
    в) крахмал

  7. В какой среде наиболее активен фермент желудочного сока – липаза?
    А) нейтральная
    б) кислая
    в) щелочная.

  8. Какие вещества расщепляет липаза?
    А) белки
    б) жиры
    в) углеводы.

7. Закрепление.

Организуется работа учащихся по вопросам:

  1. Где образуется слюна?
  2. Как называются три пары крупных слюнных желёз?
  3. Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладковатый вкус?
  4. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
  5. При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости и в желудке?
  6. Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз?
  7. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Когда я ем, я глух и нем».
  8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?
  9. Как понимать слова И.П.Павлова: «Кушать надо со вниманием и удовольствием»?
  10. Какое влияние на пищеварение в желудке оказывают курение и употрeбление алкоголя?

8. Домашнее задание.

  1. Изучить параграф 31, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.
  3. Написать эссе, содержащее личный взгляд на высказывание И.П. Павлова: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!».



Комментарии:

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс


    Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

      Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

17 07 2025 3:23:26

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

16 07 2025 12:11:54

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

15 07 2025 22:22:12

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

      При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

14 07 2025 4:57:20

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

13 07 2025 1:23:44

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

12 07 2025 21:34:12

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

11 07 2025 4:30:52

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

10 07 2025 5:41:29

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

09 07 2025 17:43:11

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

08 07 2025 7:33:56

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

07 07 2025 23:21:53

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

06 07 2025 23:55:46

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

05 07 2025 0:48:50

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

04 07 2025 23:48:44

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

03 07 2025 8:33:38

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

02 07 2025 23:57:40

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

01 07 2025 20:30:48

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

30 06 2025 23:21:56

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

29 06 2025 21:32:40

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"


    Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

      Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

28 06 2025 13:17:56

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

27 06 2025 20:43:58

Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

      Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

26 06 2025 0:24:33

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

25 06 2025 12:56:57

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах


    Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

      В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....

24 06 2025 22:27:26

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

23 06 2025 8:58:44

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"


    Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

      Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

22 06 2025 21:20:46

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

21 06 2025 23:13:29

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

20 06 2025 8:37:56

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

19 06 2025 7:13:16

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

18 06 2025 12:56:29

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

17 06 2025 16:49:49

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

16 06 2025 19:39:38

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

15 06 2025 1:37:39

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

14 06 2025 14:22:23

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

13 06 2025 4:16:26

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

12 06 2025 7:47:54

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

11 06 2025 15:51:55

Значение живых организмов в природе и жизни человека


    Значение живых организмов в природе и жизни человека

      Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....

10 06 2025 8:43:30

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

09 06 2025 12:20:12

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

08 06 2025 5:49:48

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

07 06 2025 11:46:26

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"


    Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

06 06 2025 14:34:50

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

05 06 2025 17:51:53

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

04 06 2025 23:41:38

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

03 06 2025 17:47:57

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

02 06 2025 13:25:56

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

01 06 2025 14:13:20

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

31 05 2025 21:33:27

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

30 05 2025 5:22:41

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"


    Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

      Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. ...

29 05 2025 2:16:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::