Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении
Данные изучения показателей здоровья учащихся показывают, что лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения негативно отражается на формировании здоровья нации. Причины этого связаны не только с влиянием средовых факторов, но и с элементарным пренебрежением проблемами охраны здоровья, низким уровнем поведения, направленного на сохранение собственного здоровья. В тоже время одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Поэтому на современном этапе необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимое условие жизнеспособности. Здоровьеформирующая деятельность направлена на мотивацию укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своём здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье.
К основополагающим принципам здоровьеформирующего образования относится принцип комплексности, который предполагает создание целостной программы формирования здоровья учащихся. Одним из направлений данной программы в нашей школе является организация сетевого взаимодействия.
На данный момент школа осуществляет сетевое взаимодействие в рамках создания здоровьеформирующей среды со следующими организациями:
- Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА) ;
- Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ) ;
- Ковровская государственная технологическая академия (ФГБОУ ВПО “КГТА им. В.А. Дегтярева”) ;
- Муниципальное общеобразовательное учреждение межшкольный учебный комбинат города Коврова (МОУ МУК) ;
- Центр медицинской профилактики города Коврова;
- Станция Юных техников города Коврова.
Ежегодно учащиеся 7-8 классов проходят обучение в Городской медико-педагогической школе, организованной Межшкольным комбинатом и Центром медицинской профилактики. Учащиеся посещают занятия по здоровому образу жизни, затрагивающие вопросы, связанные с режимом дня, правильным питанием, и отдыхом, профилактикой вредных привычек. Преподаватели используют интеpaктивные методы и ИКТ, позволяющие каждому учащемуся стать активным участником образовательного процесса. С целью повышения уровня теоретических знаний в области наиболее распространенных заболеваний организуются совместные лекции с узкими специалистами из городских больниц, осуществляется проведение общешкольных родительских собраний.
Учащиеся 10-11 классов химико-биологического профиля посещают уроки технологии в Межшкольном комбинате по профессии социальный работник, проходят пpaктику на базе Центральной городской больницы, что позволяет приобретать пpaктические знания по уходу за больными. Учащиеся, планирующие продолжить обучение профессии врача, имеют возможность профильной подготовки в данной области. В рамках договоров с ИвГМА и ИГХТУ они в течение двух лет посещают лекции, семинары и пpaктические занятия по биологии и химии, на которых уделяется внимание вопросам гигиены и предупреждения травм и заболеваний. Работа с наглядным материалом, посещение музеев анатомии, эмбриологии, микроскопов делает занятия вариативными. Ребята с удовольствием делятся полученными знаниями с учащимися начального и среднего звена, участвуя в работе лекторской группы, что свидетельствует о значимости данных занятий.
Для старшеклассников организован школьный кружок “Введение в научно-исследовательскую деятельность”, где они изучают требования к написанию научно-исследовательских и проектных работ. Благодаря сетевому взаимодействию ребята участвуют в студенческих научно-пpaктических конференциях на базе Ковровской государственной технологической академии на кафедре “Психологии и акмеологии”, приобретая опыт проведения исследования и защиты своей научно-исследовательской работы. В Ивановской государственной медицинской академии осуществляется сотрудничество со студенческим научным обществом. В рамках Недели науки на межрегиональных конференциях для специализированных медико-биологических классов учащиеся представляют исследовательские работы и стендовые доклады, получают квалифицированные консультации преподавателей ВУЗа по теме исследования. Многие учащиеся работают по тематике собственных заболеваний или заболеваний своих родных, что подтверждает высокий уровень заинтересованности в укреплении своего здоровья.
Совместно со специалистами по туризму станции Юных техников в школе на всех ступенях организован кружок “Школа безопасности”, направленный на изучение вопросов сохранения своего здоровья в чрезвычайных ситуациях, при природных катастрофах. Проводятся туристические походы, позволяющие применить полученные знания на пpaктике.
Создание здоровьеформирующей образовательной среды в нашей школе позволяет:
- формировать и развивать у всех субъектов позитивную, устойчивую ориентацию на сохранение здоровья;
- осуществлять предпрофильную и профильную подготовку с учетом организации химико-биологических классов в старшем звене;
- самореализоваться каждому учащемуся через внеурочные и внеклассные занятия;
- профессионально развиваться педагогическому коллективу;
- проводить постоянный внешний и внутренний анализ состояния безопасности образовательного учреждения;
- совершенствовать технологии обеспечения безопасности в школе.
Таким образом, организация сетевого взаимодействия позволяет привлечь профессионалов в области различных наук, затрагивающих разные аспекты укрепления здоровья и профилактики болезней. Создать единую здоровьеформирующую среду, где учащиеся приобретают устойчивые мировоззренческие представления о здоровом образе жизни как общечеловеческой ценности необходимой для самореализации в современном обществе.
Презентация.
Литература
1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
2. Девятова К. В. Здоровьеформирующее образовательное прострaнcтва колледжа как необходимое условие повышения качества образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №13. — с. 622-624.
3. Науменко Ю.В. Психологические основания здоровьеформирующего образования// Электронный журнал “Психологическая наука и образование”. – 2009. №3.
4. http://sociosphera.com/publication/conference/2011/104/zdoroveformiruyuwee_obrazovanie_opyt_problemy_prognozy/
5. http://минобрнауки.рф/documents/543
Комментарии:
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
01 04 2025 12:14:52
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
31 03 2025 19:29:31
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
30 03 2025 3:35:43
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
29 03 2025 13:45:28
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.
...
28 03 2025 13:33:48
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
27 03 2025 10:31:27
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
26 03 2025 11:56:49
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
25 03 2025 2:47:45
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
24 03 2025 19:37:38
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
23 03 2025 6:55:43
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
22 03 2025 6:34:55
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
21 03 2025 15:59:26
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
20 03 2025 0:24:13
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
19 03 2025 10:27:13
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
18 03 2025 21:32:37
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
17 03 2025 22:12:22
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
16 03 2025 23:54:37
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
15 03 2025 21:45:48
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
14 03 2025 21:29:17
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
13 03 2025 10:20:37
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
12 03 2025 15:27:53
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
11 03 2025 20:52:12
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
10 03 2025 22:55:21
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации.
...
09 03 2025 1:27:42
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией.
...
08 03 2025 17:57:51
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
07 03 2025 13:27:15
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
06 03 2025 1:54:31
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
05 03 2025 0:26:21
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
04 03 2025 5:21:43
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
03 03 2025 19:41:45
Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....
02 03 2025 17:59:58
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
01 03 2025 13:14:24
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
28 02 2025 13:43:19
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
27 02 2025 15:48:14

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
26 02 2025 12:45:52
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
25 02 2025 16:51:39
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
24 02 2025 18:53:25
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
23 02 2025 18:44:23
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
22 02 2025 8:12:25
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
21 02 2025 20:42:50
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
20 02 2025 0:30:54
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
19 02 2025 12:57:10
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
18 02 2025 19:15:24
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
17 02 2025 0:57:57
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
16 02 2025 2:18:18
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
15 02 2025 19:23:26
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
14 02 2025 3:31:44
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
13 02 2025 14:15:47
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
12 02 2025 2:30:11
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
11 02 2025 5:17:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::