Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


Тип урока: урок изучения нового материала (урок по модульной технологии).

Цель: изучить строение ядра как важнейшего компонента эукариотической клетки

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки;
    • раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки;
    • изучить строение ядра;
    • сформировать познавательный интерес к процессам, происходящим в клетке;
    • углубить знания о связи строения  и функции на примере ядра клетки;
    • показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ;
    • выяснить, что такое хромосомный набор клетки;
    • найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы);
    • способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности);
    • способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
    • продолжить формировать умения работы с текстом, схемами  и рисунками учебника, находить сведения для составления схем, пользоваться рекомендациями к выполнению  определённого вида деятельности;
    • развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование умения и навыков работать в режиме «само», оценивать  результаты своей работы и работы своих товарищей;
    • показать ученику, что каждый из них является перспективным  подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей личности.

Предметными результатами являются: умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; сравнивать эукариотические клетки,  пoлoвые и соматические клетки  и формулировать выводы на основе сравнения; представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке; выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов; пользоваться современной цитологической терминологией.

Метапредметными результатами являются:  умение видеть проблему, давать определения понятий, делать выводы и заключения, находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностными результатами являются: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии.

Учащиеся должны знать:

  • ядро клетки;
  • кариоплазма;
  • хроматин;
  • ядрышки;
  • кариотип;
  • хромосомный набор клетки;
  • соматические клетки;
  • пoлoвые клетки;
  • диплоидный набор хромосом;
  • гаплоидный набор хромосом;
  • гомологичные хромосомы;
  • пoлoвые хромосомы.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять причины происходящих в клетке процессов;
  • выявлять взаимосвязь строения и функции;
  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • искать необходимую информацию для выполнения заданий;
  • работать с учебно-тематической картой;
  • владеть языком предмета;
  • выявлять особенности строения и функции  ядра клетки.

Личностная значимость: Я – исследователь. Я открываю для себя тайны живой природы.

Формируемая область понимания: субклеточный (надмолекулярный)  уровень организации живых существ – ядро клетки.

Контроль: индивидуальный, фронтальный, самоконтроль.

Методы: наглядные, беседа, работа с книгой и учебно-тематической картой, волевые,  социальные, познавательные, эмоциональные.

Оборудование: учебно-тематические карты для организации самостоятельного поиска, знаний в классе,  таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Строение хромосом», «Кариотип человека», учебник.

План урока:

I. Оргмомент
1.1. Проверить явку учащихся.
1.2. Проверить готовность класса к уроку.
II. Проверка знаний и умений учащихся: фронтальный опрос, корректировка знаний учащихся по теме «Клеточная мембрана» (Приложение 1).
III. Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематическими картами и  учебной литературой.
IV. Обсуждение выполнения заданий учебных элементов.
V. Рефлексия. Подведение итогов модульного урока, определение индивидуального
домашнего задания.

Учебно-тематическая карта «Ядро»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием учебного материала

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ- 1 Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой:
  • Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.
  • Раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки.
  • Изучить строение ядра.
  • Сформировать познавательный интерес к процессам, происходящим в клетке.
  • Углубить знания о связи строения  и функции на примере ядра клетки.
  • Показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ.
  • Выяснить, что такое хромосомный набор клетки.
  • Найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.
Внимательно прочитайте цели урока.

Информацию, отсутству-ющую в учебнике, в краткой форме заносите в тетрадь.

Выпишите дома определения в тетрадь

УЭ-2 Цель:
  • Изучить особенности строения ядра клетки.
  • Выяснить в чём заключается роль ядра в клетке.
  • Показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ.

Устно ответьте на вопросы

  1. Почему ядро является важнейшей структурой клетки?
  2. Какое вещество ядра клетки является носителем наследственной информации? В каком количестве оно находится в ядре клетки?
  3. Какова форма ядра?
  4. Чем отделено ядро от цитоплазмы клетки?
  5. Каково строение ядерной мембраны?
  6. Определите значение пор в ядерной оболочке?
  7. Ядерная оболочка одномембранная или двумембранная структура?
  8. Сколько ядер может находиться в клетке эукариот?
  9. Чем расположение ядра в растительной клетке отличается от расположения ядра в животной клетке?
  10. Как называется внутреннее  содержимое ядра?
  11. Что такое хроматин?
  12. Что такое хромосомы?
  13. Для чего нужны ядерные белки-гистоны?
  14. Какова длина хромосомы человека в растянутом виде?
  15. Каково строение хромосомы?
  16. Что такое гены?
  17. В каком состоянии должен находиться хроматин, чтобы гены могли осуществлять свою работу?
  18. Может ли ДНК участвовать в синтезе рибосомальной-РНК?
  19. Как формируются ядрышки?
  20. Какова функция ядрышек?
  21. Сколько ядрышек может находиться в клеточном ядре?
  22. Как рибосомы попадают в цитоплазму?

Запомни!

  • Ядерная оболочка отделяет ядро от цитоплазмы.
  • Регулирует  трaнcпорт веществ из ядра в цитоплазму (РНК, субъединицы рибосом) и из цитоплазмы в ядро (белки, жиры, углеводы, АТФ, вода, ионы)

Запомни!

  • Ядрышко – состоит из белка и РНК. Образуется на вторичной перетяжке ядрышковой хромосомы. При делении клеток распадается.
  • Функция ядрышек: формирование половинок рибосом из р-РНК и белка.

Запомни!

  • Кариоплазма – полужидкое вещество, представляющее собой коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов, минеральных солей. Реакция кислая.
  • Функция: участвует в трaнcпорте веществ и ядерных структур, заполняет прострaнcтво между ядерными структурами, во время деления клетки смешивается с цитоплазмой.

Запомни!

  • Хроматином называются глыбки, гранулы, сетевидные структуры ядра.
  • В зависимости от степени спирализации различают:
    • Эухроматин – деспирализованные участки хроматина,  имеющие вид тонких нитей и генетически активных. Слабо окрашиваются.
    • Гетерохроматин – спирализованные и уплотнённые участки хроматина, имеющего вид глыбок или гранул и генетически не активных. Окрашиваются хорошо.

Выполните задания:

1. Для каких организмов хаpaктерно ядро:

а) прокариоты
б) эукариоты

2. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы:

а) хромосома
б) ядрышко
в) ядерный сок
г) ядерная оболочка

3. Что представляет собой ядерная оболочка:

а) сплошная
б) пористая
в) одномембранная
г) двумембранная

4. Какая ядерная структура несёт наследственные свойства:

а) ядерная оболочка
б) ядерный сок
в) хромосомы
г) ядрышко

5. В какой части ядра находится молекула ДНК:

а) ядерный сок
б) хромосомы
в) ядерная оболочка

6. Какие суждения верны:

а) гетерохроматин – активная форма хроматина
б)  в ядрышках синтезируются субъединицы рибосом
в) Ядро  участвует в синтезе АТФ

7. Какая из ядерных структур принимает участие в сборе субъединиц рибосом:

а) ядерная оболочка
Б) ядрышко
В) ядерный сок

8. Каковы функции ядра:

а) хранение и передача наследственной информации
б) участие в делении клеток
в) участие в биосинтезе белка
г) синтез ДНК
д) синтез РНК
е) формирование субъединиц рибосом

9. Составьте схему:

и т.д.

10.  Составьте схему

и т.д.

11. Как называются продольные половинки митотической хромосомы:

а) плечи
б) хроматиды

12. Как  называются поперечные части митотической хромосомы:

а) хроматиды
б) плечи

13. Где расположена центромера на хромосоме:

а) на первичной перетяжке
б) на вторичной перетяжке

14. Где находится ядрышко на хромосоме:

а) на первичной перетяжке
б) на вторичной перетяжке

15. Ген – это:

а) ДНК, связанная с белками
б) участок молекулы ДНК, кодирующий структуру какого-либо белка
в) Ядрышковая ДНК

16. Хромосома – это:

а) скрученный перед делением клетки  хроматин
б) участок молекулы ДНК, кодирующий структуру какого-либо белка
в) Ядрышковая ДНК

17. Вторично утратили ядро:

а) нейроны
б) клетки гладкой мышечной  ткани
в) бактерии
г) эритроциты

 

Работайте с текстом § 14, р. 2

 



стр. 57 абз. 2
стр. 57 абз. 2

стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 58 абз 1
стр. 58 абз 2
стр. 58 абз 3
стр. 58 абз 3
стр. 58 абз 3
стр. 59, абз. 1
стр. 59 абз 1
стр. 59 абз 1
стр. 59 абз 2
рис. 26
стр. 59 абз 3
стр. 59 абз 3
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 17 баллов

УЭ-3 Цель:
  • Выяснить, что такое хромосомный набор клетки.
  • Найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.

Устно ответьте на вопросы

  1. Что такое кариотип клетки?
  2. Докажите, что кариотип неповторим.
  3. Какие клетки называются соматическими?
  4. Какой набор хромосом содержат соматические клетки?
  5. Что такое диплоидный набор хромосом?
  6. Какие хромосомы называются гомологичными?
  7. Чем представлены пoлoвые хромосомы млекопитающих?
  8. Какой набор хромосом называется гаплоидным?
  9. В каких клетках содержится гаплоидный набор хромосом?
  10. Сколько хроматид находиться в каждой хромосоме в интерфазе клеточного деления? С чем это связано?

Запомни!

  • Кариотип – совокупность количественных (число, размер) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматической клетки.
  • Гомологичные хромосомы – одинаковы по форме, размеру, несут одинаковые гены
  • Соматические клетки – клетки, составляющие ткани любого многоклеточного организма.
  • Диплоидный набор хромосом – двойной, содержит по две хромосомы одинакового вида
  • Гаплоидный набор хромосом – одинарный, каждая хромосома представлена в единственном числе

Обозначения:

Диплоидный набор хромосом 2n, в нём количество ДНК – 2с
Гаплоидный набор  хромосом 1n, в нём количество ДНК – 1с

Выполните задания

1. В каком состоянии находятся хромосомы к началу деления клеток:

а) спирализованные
б) деспирализованные
в) однохроматидные
г) двухроматидные

2. Кариотип – это:

а) набор хромосом, содержащийся в клетках всех живых организмов
б) набор хромосом, содержащийся в клетках какого-либо вида живых существ

3. Диплоидный набор хромосом хаpaктерен для клеток:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

4. Гаплоидный набор хромосом хаpaктерен для клеток:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

5. В клетках печени содержится:

а) диплоидный набор хромосом
б) гаплоидный набор хромосом

6. В яйцеклетке млекопитающего содержится:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

7. Гомологичные хромосомы – это:

а) парные, абсолютно одинаковые хромосомы (одна от матери, другая от отца), имеющие одинаковую форму,  размер, порядок расположения нуклеотидов
б) парные, хромосомы (одна от матери, другая от отца), имеющие разные форму,  размер, порядок расположения нуклеотидов

 

 

 

 

Стр. 59, абз 5
Стр. 59, абз 5
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 60, абз. 1
Стр. 60, абз. 1
Стр. 61, абз. 2

 

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 7

УЭ- 5 Рефлексия. Подведение итогов работы

Прочитайте цели урока.  Достигли ли вы поставленной цели?
Получите у преподавателя ключи к заданиям. Оцените свою работу.

«5» – 24-23 баллов
«4» – 22- 20 баллов
«3» –  19-12 баллов

Сдайте тетрадь на проверку учителю.

Д/З а) выполнили всё на «5» – освобождаетесь от домашнего задания; выполнили на «4» – прочитайте параграфы более внимательно; выполнили на «3» – отработайте еще раз параграфы по технологической карте.

Самостоятельно

Максимальное количество баллов – 24

Литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.: ил.
  2. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240 с.: ил.




Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

22 01 2022 19:23:45

Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

      Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

21 01 2022 20:52:28

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

20 01 2022 12:22:42

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

19 01 2022 5:15:52

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

      Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

18 01 2022 12:22:42

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

17 01 2022 7:21:56

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы


    Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

      Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

16 01 2022 20:47:28

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

15 01 2022 8:27:51

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

14 01 2022 22:43:12

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

13 01 2022 1:15:55

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

12 01 2022 16:58:21

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

11 01 2022 6:21:48

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

10 01 2022 13:26:11

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

09 01 2022 13:10:37

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

08 01 2022 21:50:35

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

07 01 2022 13:45:17

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

06 01 2022 17:20:33

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

05 01 2022 20:58:52

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

04 01 2022 12:31:27

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

03 01 2022 20:45:25

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

02 01 2022 14:40:22

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

01 01 2022 1:16:51

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

31 12 2021 15:35:39

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

30 12 2021 2:22:57

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"


    Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

      В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

29 12 2021 11:53:26

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

28 12 2021 18:11:59

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

27 12 2021 5:20:58

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

26 12 2021 0:40:42

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

25 12 2021 2:53:17

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

24 12 2021 0:32:45

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

      Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

23 12 2021 13:40:40

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

22 12 2021 17:37:22

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

21 12 2021 5:50:41

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

20 12 2021 23:19:38

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

19 12 2021 3:46:55

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды


    Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

      Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

18 12 2021 23:44:43

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

      Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

17 12 2021 8:27:40

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

16 12 2021 7:38:56

"Свойства и функции белков". 10-й класс


    "Свойства и функции белков". 10-й класс

      Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

15 12 2021 3:19:19

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

14 12 2021 17:39:15

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

13 12 2021 9:26:33

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

12 12 2021 14:19:44

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

11 12 2021 8:13:22

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

10 12 2021 12:35:30

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

09 12 2021 2:48:58

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

08 12 2021 14:18:37

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

07 12 2021 16:37:54

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

06 12 2021 19:12:23

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

05 12 2021 16:46:39

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

04 12 2021 3:11:24

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::