Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

Тип урока: урок изучения нового материала (урок по модульной технологии).

Цель: изучить строение ядра как важнейшего компонента эукариотической клетки

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки;
    • раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки;
    • изучить строение ядра;
    • сформировать познавательный интерес к процессам, происходящим в клетке;
    • углубить знания о связи строения  и функции на примере ядра клетки;
    • показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ;
    • выяснить, что такое хромосомный набор клетки;
    • найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы) ;
    • способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности) ;
    • способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
    • продолжить формировать умения работы с текстом, схемами  и рисунками учебника, находить сведения для составления схем, пользоваться рекомендациями к выполнению  определённого вида деятельности;
    • развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование умения и навыков работать в режиме «само», оценивать  результаты своей работы и работы своих товарищей;
    • показать ученику, что каждый из них является перспективным  подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей личности.

Предметными результатами являются: умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; сравнивать эукариотические клетки,  пoлoвые и соматические клетки  и формулировать выводы на основе сравнения; представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке; выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов; пользоваться современной цитологической терминологией.

Метапредметными результатами являются:  умение видеть проблему, давать определения понятий, делать выводы и заключения, находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностными результатами являются: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии.

Учащиеся должны знать:

  • ядро клетки;
  • кариоплазма;
  • хроматин;
  • ядрышки;
  • кариотип;
  • хромосомный набор клетки;
  • соматические клетки;
  • пoлoвые клетки;
  • диплоидный набор хромосом;
  • гаплоидный набор хромосом;
  • гомологичные хромосомы;
  • пoлoвые хромосомы.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять причины происходящих в клетке процессов;
  • выявлять взаимосвязь строения и функции;
  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • искать необходимую информацию для выполнения заданий;
  • работать с учебно-тематической картой;
  • владеть языком предмета;
  • выявлять особенности строения и функции  ядра клетки.

Личностная значимость: Я – исследователь. Я открываю для себя тайны живой природы.

Формируемая область понимания: субклеточный (надмолекулярный)  уровень организации живых существ – ядро клетки.

Контроль: индивидуальный, фронтальный, самоконтроль.

Методы: наглядные, беседа, работа с книгой и учебно-тематической картой, волевые,  социальные, познавательные, эмоциональные.

Оборудование: учебно-тематические карты для организации самостоятельного поиска, знаний в классе,  таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Строение хромосом», «Кариотип человека», учебник.

План урока:

I. Оргмомент
1.1. Проверить явку учащихся.
1.2. Проверить готовность класса к уроку.
II. Проверка знаний и умений учащихся: фронтальный опрос, корректировка знаний учащихся по теме «Клеточная мембрана» (Приложение 1).
III. Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематическими картами и  учебной литературой.
IV. Обсуждение выполнения заданий учебных элементов.
V. Рефлексия. Подведение итогов модульного урока, определение индивидуального
домашнего задания.

Учебно-тематическая карта «Ядро»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием учебного материала

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ- 1 Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой:
  • Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.
  • Раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки.
  • Изучить строение ядра.
  • Сформировать познавательный интерес к процессам, происходящим в клетке.
  • Углубить знания о связи строения  и функции на примере ядра клетки.
  • Показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ.
  • Выяснить, что такое хромосомный набор клетки.
  • Найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.
Внимательно прочитайте цели урока.

Информацию, отсутству-ющую в учебнике, в краткой форме заносите в тетрадь.

Выпишите дома определения в тетрадь

УЭ-2 Цель:
  • Изучить особенности строения ядра клетки.
  • Выяснить в чём заключается роль ядра в клетке.
  • Показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ.

Устно ответьте на вопросы

  1. Почему ядро является важнейшей структурой клетки?
  2. Какое вещество ядра клетки является носителем наследственной информации? В каком количестве оно находится в ядре клетки?
  3. Какова форма ядра?
  4. Чем отделено ядро от цитоплазмы клетки?
  5. Каково строение ядерной мембраны?
  6. Определите значение пор в ядерной оболочке?
  7. Ядерная оболочка одномембранная или двумембранная структура?
  8. Сколько ядер может находиться в клетке эукариот?
  9. Чем расположение ядра в растительной клетке отличается от расположения ядра в животной клетке?
  10. Как называется внутреннее  содержимое ядра?
  11. Что такое хроматин?
  12. Что такое хромосомы?
  13. Для чего нужны ядерные белки-гистоны?
  14. Какова длина хромосомы человека в растянутом виде?
  15. Каково строение хромосомы?
  16. Что такое гены?
  17. В каком состоянии должен находиться хроматин, чтобы гены могли осуществлять свою работу?
  18. Может ли ДНК участвовать в синтезе рибосомальной-РНК?
  19. Как формируются ядрышки?
  20. Какова функция ядрышек?
  21. Сколько ядрышек может находиться в клеточном ядре?
  22. Как рибосомы попадают в цитоплазму?

Запомни!

  • Ядерная оболочка отделяет ядро от цитоплазмы.
  • Регулирует  трaнcпорт веществ из ядра в цитоплазму (РНК, субъединицы рибосом) и из цитоплазмы в ядро (белки, жиры, углеводы, АТФ, вода, ионы)

Запомни!

  • Ядрышко – состоит из белка и РНК. Образуется на вторичной перетяжке ядрышковой хромосомы. При делении клеток распадается.
  • Функция ядрышек: формирование половинок рибосом из р-РНК и белка.

Запомни!

  • Кариоплазма – полужидкое вещество, представляющее собой коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов, минеральных солей. Реакция кислая.
  • Функция: участвует в трaнcпорте веществ и ядерных структур, заполняет прострaнcтво между ядерными структурами, во время деления клетки смешивается с цитоплазмой.

Запомни!

  • Хроматином называются глыбки, гранулы, сетевидные структуры ядра.
  • В зависимости от степени спирализации различают:
    • Эухроматин – деспирализованные участки хроматина,  имеющие вид тонких нитей и генетически активных. Слабо окрашиваются.
    • Гетерохроматин – спирализованные и уплотнённые участки хроматина, имеющего вид глыбок или гранул и генетически не активных. Окрашиваются хорошо.

Выполните задания:

1. Для каких организмов хаpaктерно ядро:

а) прокариоты
б) эукариоты

2. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы:

а) хромосома
б) ядрышко
в) ядерный сок
г) ядерная оболочка

3. Что представляет собой ядерная оболочка:

а) сплошная
б) пористая
в) одномембранная
г) двумембранная

4. Какая ядерная структура несёт наследственные свойства:

а) ядерная оболочка
б) ядерный сок
в) хромосомы
г) ядрышко

5. В какой части ядра находится молекула ДНК:

а) ядерный сок
б) хромосомы
в) ядерная оболочка

6. Какие суждения верны:

а) гетерохроматин – активная форма хроматина
б)  в ядрышках синтезируются субъединицы рибосом
в) Ядро  участвует в синтезе АТФ

7. Какая из ядерных структур принимает участие в сборе субъединиц рибосом:

а) ядерная оболочка
Б) ядрышко
В) ядерный сок

8. Каковы функции ядра:

а) хранение и передача наследственной информации
б) участие в делении клеток
в) участие в биосинтезе белка
г) синтез ДНК
д) синтез РНК
е) формирование субъединиц рибосом

9. Составьте схему:

и т.д.

10.  Составьте схему

и т.д.

11. Как называются продольные половинки митотической хромосомы:

а) плечи
б) хроматиды

12. Как  называются поперечные части митотической хромосомы:

а) хроматиды
б) плечи

13. Где расположена центромера на хромосоме:

а) на первичной перетяжке
б) на вторичной перетяжке

14. Где находится ядрышко на хромосоме:

а) на первичной перетяжке
б) на вторичной перетяжке

15. Ген – это:

а) ДНК, связанная с белками
б) участок молекулы ДНК, кодирующий структуру какого-либо белка
в) Ядрышковая ДНК

16. Хромосома – это:

а) скрученный перед делением клетки  хроматин
б) участок молекулы ДНК, кодирующий структуру какого-либо белка
в) Ядрышковая ДНК

17. Вторично утратили ядро:

а) нейроны
б) клетки гладкой мышечной  ткани
в) бактерии
г) эритроциты

 

Работайте с текстом § 14, р. 2

 



стр. 57 абз. 2
стр. 57 абз. 2

стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 58 абз 1
стр. 58 абз 2
стр. 58 абз 3
стр. 58 абз 3
стр. 58 абз 3
стр. 59, абз. 1
стр. 59 абз 1
стр. 59 абз 1
стр. 59 абз 2
рис. 26
стр. 59 абз 3
стр. 59 абз 3
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 17 баллов

УЭ-3 Цель:
  • Выяснить, что такое хромосомный набор клетки.
  • Найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.

Устно ответьте на вопросы

  1. Что такое кариотип клетки?
  2. Докажите, что кариотип неповторим.
  3. Какие клетки называются соматическими?
  4. Какой набор хромосом содержат соматические клетки?
  5. Что такое диплоидный набор хромосом?
  6. Какие хромосомы называются гомологичными?
  7. Чем представлены пoлoвые хромосомы млекопитающих?
  8. Какой набор хромосом называется гаплоидным?
  9. В каких клетках содержится гаплоидный набор хромосом?
  10. Сколько хроматид находиться в каждой хромосоме в интерфазе клеточного деления? С чем это связано?

Запомни!

  • Кариотип – совокупность количественных (число, размер) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматической клетки.
  • Гомологичные хромосомы – одинаковы по форме, размеру, несут одинаковые гены
  • Соматические клетки – клетки, составляющие ткани любого многоклеточного организма.
  • Диплоидный набор хромосом – двойной, содержит по две хромосомы одинакового вида
  • Гаплоидный набор хромосом – одинарный, каждая хромосома представлена в единственном числе

Обозначения:

Диплоидный набор хромосом 2n, в нём количество ДНК – 2с
Гаплоидный набор  хромосом 1n, в нём количество ДНК – 1с

Выполните задания

1. В каком состоянии находятся хромосомы к началу деления клеток:

а) спирализованные
б) деспирализованные
в) однохроматидные
г) двухроматидные

2. Кариотип – это:

а) набор хромосом, содержащийся в клетках всех живых организмов
б) набор хромосом, содержащийся в клетках какого-либо вида живых существ

3. Диплоидный набор хромосом хаpaктерен для клеток:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

4. Гаплоидный набор хромосом хаpaктерен для клеток:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

5. В клетках печени содержится:

а) диплоидный набор хромосом
б) гаплоидный набор хромосом

6. В яйцеклетке млекопитающего содержится:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

7. Гомологичные хромосомы – это:

а) парные, абсолютно одинаковые хромосомы (одна от матери, другая от отца), имеющие одинаковую форму,  размер, порядок расположения нуклеотидов
б) парные, хромосомы (одна от матери, другая от отца), имеющие разные форму,  размер, порядок расположения нуклеотидов

 

 

 

 

Стр. 59, абз 5
Стр. 59, абз 5
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 60, абз. 1
Стр. 60, абз. 1
Стр. 61, абз. 2

 

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 7

УЭ- 5 Рефлексия. Подведение итогов работы

Прочитайте цели урока.  Достигли ли вы поставленной цели?
Получите у преподавателя ключи к заданиям. Оцените свою работу.

«5» – 24-23 баллов
«4» – 22- 20 баллов
«3» –  19-12 баллов

Сдайте тетрадь на проверку учителю.

Д/З а) выполнили всё на «5» – освобождаетесь от домашнего задания; выполнили на «4» – прочитайте параграфы более внимательно; выполнили на «3» – отработайте еще раз параграфы по технологической карте.

Самостоятельно

Максимальное количество баллов – 24

Литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.: ил.
  2. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240 с.: ил.



Комментарии:

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

06 03 2025 10:31:27

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

05 03 2025 2:22:48

Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"


    Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"

      Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....

04 03 2025 1:12:48

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

03 03 2025 4:52:38

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

02 03 2025 13:51:37

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"


    Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

      Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

01 03 2025 21:16:47

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

28 02 2025 4:20:49

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

27 02 2025 12:32:36

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

26 02 2025 10:14:23

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

25 02 2025 21:52:52

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

24 02 2025 11:28:27

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

23 02 2025 11:15:58

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

22 02 2025 18:53:19

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

21 02 2025 3:59:57

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

20 02 2025 8:20:57

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

19 02 2025 4:33:43

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

18 02 2025 7:39:14

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

17 02 2025 13:15:28

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

16 02 2025 3:59:40

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

15 02 2025 9:45:13

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

14 02 2025 11:52:13

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

13 02 2025 5:16:51

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

12 02 2025 20:21:35

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

11 02 2025 15:53:45

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

10 02 2025 13:29:44

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

09 02 2025 9:42:11

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

08 02 2025 17:44:59

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

07 02 2025 19:43:17

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

06 02 2025 16:29:50

Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"


    Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"

      Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...

05 02 2025 20:34:48

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

04 02 2025 1:48:46

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

03 02 2025 11:55:52

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

02 02 2025 9:36:57

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

01 02 2025 21:46:32

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

31 01 2025 12:57:39

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

30 01 2025 18:34:54

Развитие жизни в Мезозойскую эру


    Развитие жизни в Мезозойскую эру

      Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....

29 01 2025 8:24:39

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

28 01 2025 23:17:42

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

27 01 2025 20:37:28

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

26 01 2025 16:35:32

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

25 01 2025 9:51:26

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

24 01 2025 5:34:17

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

23 01 2025 17:29:51

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

22 01 2025 17:42:51

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

21 01 2025 7:44:56

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

20 01 2025 8:57:58

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

19 01 2025 14:48:25

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

18 01 2025 1:25:50

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

17 01 2025 9:13:49

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"


    Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

      Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....

16 01 2025 2:47:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::