Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

Тип урока: урок изучения нового материала (урок по модульной технологии).

Цель: изучить строение ядра как важнейшего компонента эукариотической клетки

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки;
    • раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки;
    • изучить строение ядра;
    • сформировать познавательный интерес к процессам, происходящим в клетке;
    • углубить знания о связи строения  и функции на примере ядра клетки;
    • показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ;
    • выяснить, что такое хромосомный набор клетки;
    • найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы) ;
    • способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности) ;
    • способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
    • продолжить формировать умения работы с текстом, схемами  и рисунками учебника, находить сведения для составления схем, пользоваться рекомендациями к выполнению  определённого вида деятельности;
    • развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование умения и навыков работать в режиме «само», оценивать  результаты своей работы и работы своих товарищей;
    • показать ученику, что каждый из них является перспективным  подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей личности.

Предметными результатами являются: умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; сравнивать эукариотические клетки,  пoлoвые и соматические клетки  и формулировать выводы на основе сравнения; представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке; выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов; пользоваться современной цитологической терминологией.

Метапредметными результатами являются:  умение видеть проблему, давать определения понятий, делать выводы и заключения, находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностными результатами являются: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии.

Учащиеся должны знать:

  • ядро клетки;
  • кариоплазма;
  • хроматин;
  • ядрышки;
  • кариотип;
  • хромосомный набор клетки;
  • соматические клетки;
  • пoлoвые клетки;
  • диплоидный набор хромосом;
  • гаплоидный набор хромосом;
  • гомологичные хромосомы;
  • пoлoвые хромосомы.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять причины происходящих в клетке процессов;
  • выявлять взаимосвязь строения и функции;
  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • искать необходимую информацию для выполнения заданий;
  • работать с учебно-тематической картой;
  • владеть языком предмета;
  • выявлять особенности строения и функции  ядра клетки.

Личностная значимость: Я – исследователь. Я открываю для себя тайны живой природы.

Формируемая область понимания: субклеточный (надмолекулярный)  уровень организации живых существ – ядро клетки.

Контроль: индивидуальный, фронтальный, самоконтроль.

Методы: наглядные, беседа, работа с книгой и учебно-тематической картой, волевые,  социальные, познавательные, эмоциональные.

Оборудование: учебно-тематические карты для организации самостоятельного поиска, знаний в классе,  таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Строение хромосом», «Кариотип человека», учебник.

План урока:

I. Оргмомент
1.1. Проверить явку учащихся.
1.2. Проверить готовность класса к уроку.
II. Проверка знаний и умений учащихся: фронтальный опрос, корректировка знаний учащихся по теме «Клеточная мембрана» (Приложение 1).
III. Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематическими картами и  учебной литературой.
IV. Обсуждение выполнения заданий учебных элементов.
V. Рефлексия. Подведение итогов модульного урока, определение индивидуального
домашнего задания.

Учебно-тематическая карта «Ядро»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием учебного материала

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ- 1 Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой:
  • Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки.
  • Раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки.
  • Изучить строение ядра.
  • Сформировать познавательный интерес к процессам, происходящим в клетке.
  • Углубить знания о связи строения  и функции на примере ядра клетки.
  • Показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ.
  • Выяснить, что такое хромосомный набор клетки.
  • Найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.
Внимательно прочитайте цели урока.

Информацию, отсутству-ющую в учебнике, в краткой форме заносите в тетрадь.

Выпишите дома определения в тетрадь

УЭ-2 Цель:
  • Изучить особенности строения ядра клетки.
  • Выяснить в чём заключается роль ядра в клетке.
  • Показать  связь молекулярного и субклеточного уровней организации живых существ.

Устно ответьте на вопросы

  1. Почему ядро является важнейшей структурой клетки?
  2. Какое вещество ядра клетки является носителем наследственной информации? В каком количестве оно находится в ядре клетки?
  3. Какова форма ядра?
  4. Чем отделено ядро от цитоплазмы клетки?
  5. Каково строение ядерной мембраны?
  6. Определите значение пор в ядерной оболочке?
  7. Ядерная оболочка одномембранная или двумембранная структура?
  8. Сколько ядер может находиться в клетке эукариот?
  9. Чем расположение ядра в растительной клетке отличается от расположения ядра в животной клетке?
  10. Как называется внутреннее  содержимое ядра?
  11. Что такое хроматин?
  12. Что такое хромосомы?
  13. Для чего нужны ядерные белки-гистоны?
  14. Какова длина хромосомы человека в растянутом виде?
  15. Каково строение хромосомы?
  16. Что такое гены?
  17. В каком состоянии должен находиться хроматин, чтобы гены могли осуществлять свою работу?
  18. Может ли ДНК участвовать в синтезе рибосомальной-РНК?
  19. Как формируются ядрышки?
  20. Какова функция ядрышек?
  21. Сколько ядрышек может находиться в клеточном ядре?
  22. Как рибосомы попадают в цитоплазму?

Запомни!

  • Ядерная оболочка отделяет ядро от цитоплазмы.
  • Регулирует  трaнcпорт веществ из ядра в цитоплазму (РНК, субъединицы рибосом) и из цитоплазмы в ядро (белки, жиры, углеводы, АТФ, вода, ионы)

Запомни!

  • Ядрышко – состоит из белка и РНК. Образуется на вторичной перетяжке ядрышковой хромосомы. При делении клеток распадается.
  • Функция ядрышек: формирование половинок рибосом из р-РНК и белка.

Запомни!

  • Кариоплазма – полужидкое вещество, представляющее собой коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов, минеральных солей. Реакция кислая.
  • Функция: участвует в трaнcпорте веществ и ядерных структур, заполняет прострaнcтво между ядерными структурами, во время деления клетки смешивается с цитоплазмой.

Запомни!

  • Хроматином называются глыбки, гранулы, сетевидные структуры ядра.
  • В зависимости от степени спирализации различают:
    • Эухроматин – деспирализованные участки хроматина,  имеющие вид тонких нитей и генетически активных. Слабо окрашиваются.
    • Гетерохроматин – спирализованные и уплотнённые участки хроматина, имеющего вид глыбок или гранул и генетически не активных. Окрашиваются хорошо.

Выполните задания:

1. Для каких организмов хаpaктерно ядро:

а) прокариоты
б) эукариоты

2. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы:

а) хромосома
б) ядрышко
в) ядерный сок
г) ядерная оболочка

3. Что представляет собой ядерная оболочка:

а) сплошная
б) пористая
в) одномембранная
г) двумембранная

4. Какая ядерная структура несёт наследственные свойства:

а) ядерная оболочка
б) ядерный сок
в) хромосомы
г) ядрышко

5. В какой части ядра находится молекула ДНК:

а) ядерный сок
б) хромосомы
в) ядерная оболочка

6. Какие суждения верны:

а) гетерохроматин – активная форма хроматина
б)  в ядрышках синтезируются субъединицы рибосом
в) Ядро  участвует в синтезе АТФ

7. Какая из ядерных структур принимает участие в сборе субъединиц рибосом:

а) ядерная оболочка
Б) ядрышко
В) ядерный сок

8. Каковы функции ядра:

а) хранение и передача наследственной информации
б) участие в делении клеток
в) участие в биосинтезе белка
г) синтез ДНК
д) синтез РНК
е) формирование субъединиц рибосом

9. Составьте схему:

и т.д.

10.  Составьте схему

и т.д.

11. Как называются продольные половинки митотической хромосомы:

а) плечи
б) хроматиды

12. Как  называются поперечные части митотической хромосомы:

а) хроматиды
б) плечи

13. Где расположена центромера на хромосоме:

а) на первичной перетяжке
б) на вторичной перетяжке

14. Где находится ядрышко на хромосоме:

а) на первичной перетяжке
б) на вторичной перетяжке

15. Ген – это:

а) ДНК, связанная с белками
б) участок молекулы ДНК, кодирующий структуру какого-либо белка
в) Ядрышковая ДНК

16. Хромосома – это:

а) скрученный перед делением клетки  хроматин
б) участок молекулы ДНК, кодирующий структуру какого-либо белка
в) Ядрышковая ДНК

17. Вторично утратили ядро:

а) нейроны
б) клетки гладкой мышечной  ткани
в) бактерии
г) эритроциты

 

Работайте с текстом § 14, р. 2

 



стр. 57 абз. 2
стр. 57 абз. 2

стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 57 абз 3
стр. 58 абз 1
стр. 58 абз 2
стр. 58 абз 3
стр. 58 абз 3
стр. 58 абз 3
стр. 59, абз. 1
стр. 59 абз 1
стр. 59 абз 1
стр. 59 абз 2
рис. 26
стр. 59 абз 3
стр. 59 абз 3
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4
стр. 59 абз 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 17 баллов

УЭ-3 Цель:
  • Выяснить, что такое хромосомный набор клетки.
  • Найти отличительные особенности между соматической и пoлoвoй клетками.

Устно ответьте на вопросы

  1. Что такое кариотип клетки?
  2. Докажите, что кариотип неповторим.
  3. Какие клетки называются соматическими?
  4. Какой набор хромосом содержат соматические клетки?
  5. Что такое диплоидный набор хромосом?
  6. Какие хромосомы называются гомологичными?
  7. Чем представлены пoлoвые хромосомы млекопитающих?
  8. Какой набор хромосом называется гаплоидным?
  9. В каких клетках содержится гаплоидный набор хромосом?
  10. Сколько хроматид находиться в каждой хромосоме в интерфазе клеточного деления? С чем это связано?

Запомни!

  • Кариотип – совокупность количественных (число, размер) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматической клетки.
  • Гомологичные хромосомы – одинаковы по форме, размеру, несут одинаковые гены
  • Соматические клетки – клетки, составляющие ткани любого многоклеточного организма.
  • Диплоидный набор хромосом – двойной, содержит по две хромосомы одинакового вида
  • Гаплоидный набор хромосом – одинарный, каждая хромосома представлена в единственном числе

Обозначения:

Диплоидный набор хромосом 2n, в нём количество ДНК – 2с
Гаплоидный набор  хромосом 1n, в нём количество ДНК – 1с

Выполните задания

1. В каком состоянии находятся хромосомы к началу деления клеток:

а) спирализованные
б) деспирализованные
в) однохроматидные
г) двухроматидные

2. Кариотип – это:

а) набор хромосом, содержащийся в клетках всех живых организмов
б) набор хромосом, содержащийся в клетках какого-либо вида живых существ

3. Диплоидный набор хромосом хаpaктерен для клеток:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

4. Гаплоидный набор хромосом хаpaктерен для клеток:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

5. В клетках печени содержится:

а) диплоидный набор хромосом
б) гаплоидный набор хромосом

6. В яйцеклетке млекопитающего содержится:

а) ядра которых  содержат две хромосомы одинакового вида
б) ядра которых  содержат хромосомы, представленные в  единственном  числе

7. Гомологичные хромосомы – это:

а) парные, абсолютно одинаковые хромосомы (одна от матери, другая от отца), имеющие одинаковую форму,  размер, порядок расположения нуклеотидов
б) парные, хромосомы (одна от матери, другая от отца), имеющие разные форму,  размер, порядок расположения нуклеотидов

 

 

 

 

Стр. 59, абз 5
Стр. 59, абз 5
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 59, абз 6
Стр. 60, абз. 1
Стр. 60, абз. 1
Стр. 61, абз. 2

 

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 7

УЭ- 5 Рефлексия. Подведение итогов работы

Прочитайте цели урока.  Достигли ли вы поставленной цели?
Получите у преподавателя ключи к заданиям. Оцените свою работу.

«5» – 24-23 баллов
«4» – 22- 20 баллов
«3» –  19-12 баллов

Сдайте тетрадь на проверку учителю.

Д/З а) выполнили всё на «5» – освобождаетесь от домашнего задания; выполнили на «4» – прочитайте параграфы более внимательно; выполнили на «3» – отработайте еще раз параграфы по технологической карте.

Самостоятельно

Максимальное количество баллов – 24

Литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.: ил.
  2. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240 с.: ил.



Комментарии:

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

27 11 2024 9:34:36

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

26 11 2024 14:55:15

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

25 11 2024 14:24:36

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

24 11 2024 2:18:44

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

23 11 2024 16:53:39

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

22 11 2024 9:28:57

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

21 11 2024 12:24:20

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

20 11 2024 22:26:54

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

19 11 2024 4:34:16

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

18 11 2024 10:22:51

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

17 11 2024 14:16:21

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

16 11 2024 9:58:19

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

15 11 2024 16:37:16

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

14 11 2024 17:57:38

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

13 11 2024 22:34:39

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

12 11 2024 12:58:34

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

      На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

11 11 2024 15:25:25

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

10 11 2024 18:26:45

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

09 11 2024 2:51:57

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

08 11 2024 6:50:46

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

07 11 2024 2:12:29

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

06 11 2024 19:46:18

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

05 11 2024 1:52:39

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

04 11 2024 17:14:42

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

03 11 2024 22:58:58

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

02 11 2024 23:24:39

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"


    Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

      В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

01 11 2024 7:16:37

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

31 10 2024 14:54:29

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

30 10 2024 8:24:56

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

29 10 2024 15:15:41

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

28 10 2024 21:10:25

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

27 10 2024 21:59:32

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии


    Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

      В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

26 10 2024 6:57:55

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

25 10 2024 6:28:39

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

24 10 2024 17:42:14

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

23 10 2024 13:32:45

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

22 10 2024 13:43:22

Урок "Происхождение человека"


    Урок "Происхождение человека"

      Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

21 10 2024 19:40:27

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

20 10 2024 1:44:26

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

19 10 2024 22:39:19

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

18 10 2024 16:31:54

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

17 10 2024 3:33:53

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

16 10 2024 18:37:11

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"


    Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

      В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

15 10 2024 23:12:56

Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"

      Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....

14 10 2024 22:28:49

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

13 10 2024 13:13:35

Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"


    Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"

      Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....

12 10 2024 10:47:21

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

11 10 2024 19:45:40

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

10 10 2024 16:47:20

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

09 10 2024 9:38:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::