Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии
План.
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.
2. Этапы исследовательской деятельности.
3. Создание проектов в обучении биологии. Цель создания проектов.
4. Основные требования в организации проекта.
5. Технология и результативность создания проекта.
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности.
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
8. Описание научно-исследовательской работы учащихся.
9. Оформление научно-исследовательской работы.
10. Защита проекта.
11. Использованная литература.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Древняя мудрость.
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Потребности в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания не достаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Исследование подводит к одному из сложных категорий современности – понятию интеллектуальной собственности. Исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить “видение” учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на пpaктике такое случается далеко не всегда. Самостоятельное определение проблем затруднительно. Тут на помощь должен прийти учитель. В своей пpaктике, я стараюсь предложить детям младшего возраста занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы “Осенние явления в жизни растений” ребята с удовольствием собирают гербарии осенней окраски листьев, которые впоследствии пригодятся им при изучении темы “Лист”. Старшие школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, в совокупности с изучением экологической обстановки окрестностей лицея, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.
В ходе сбора фактического материала зачастую необходимо задать направление деятельности посредством указаний, схем, опopных конспектов. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишёнными какой-либо логики. Их число не следует строго регламентировать: оно должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученных данных полезно осуществлять разнообразными способами. Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной. Изучение экологической обстановки в пойме р. Кума подвигло учащихся заняться очисткой реки от промышленного и бытового мусора.
Цель создания проекта – создать условия для подготовки ученика и непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность лицеистов на рынке труда.
2. Этапы исследовательской деятельности.
Выделяются этапы исследовательской деятельности учителей и учащихся.
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- описание исследовательской работы;
- защита.
Условия для реализации исследовательского направления лицеистов таковы:
- научно-исследовательская деятельность через различные формы: семинары, пpaктикумы и др.;
- деятельность научного общества лицеистов;
- деятельность методических объединений по предметам;
- привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ.
Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, и сам умел сопоставлять факты, искать информацию. В нашем лицее имеются все условия для того, чтобы ученик смог самореализоваться. Работает научное общество учащихся (НОУ). В январе 2007г. прошла конференция для гуманитарного цикла, в апреле состоится открытое заседание НОУ по новым направлениям деятельности в точных науках. Проявлен интерес к тематике докладов преподавателями математики, физики, информатики, биологии, городских высших учебных заведений и вузов региона КМВ, что свидетельствует о серьёзности заявок юных исследователей лицея.
3. Создание проектов в обучении биологии.
Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов.
Суть метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего пpaктическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя. Укажу некоторые темы, на материале которых можно осуществлять подготовку учащихся к проектной деятельности.
Тема урока | Деятельность учащихся |
Осенние явления в жизни природы | Сбор материала для гербария “Осенняя окраска листьев”, “Виды листовых пластинок”, “Коллекции вредителей листопадных деревьев”. |
Семя | Сбор коллекций семян растений – масленичных, плодово-ягодных, декоративных культур. |
Экология растений | Разработка проекта “Влияние загрязнения окружающей среды на растения”, Выполнение экологического исследования по отслеживанию чистоты воздуха района лицея с использованием метода биоиндикации”, разработка “Проекта по очистке поймы р. Кума”, исследование “Влияние растений на формирование плодородия почвы (на примере бобовых культур и выращивание картофеля)” |
Экология человека | Исследование “Влияние уровня шумовой загрязненности на умственную работоспособность школьников”, исследование “Физиологические особенности развития школьников различных возрастных групп” |
4. Основные требования к организации проекта.
- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;
- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь пpaктическое (возможно, и теоретическое) значение;
- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский хаpaктер;
- проект планируется и разpaбатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществление.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на пpaктике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.
Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задаёт “прострaнcтво” возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Проект может интегрировать различные учебные предметы, тогда учителя – предметники должны скоординировать свою работу в определении цели, выбора тематики исследования и сроков проведения проекта. Такой союз у нас биологии с информатикой. Приобщение учащихся к новым, нетрадиционным формам работы – длительный и сложный процесс. Поэтому учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Начинать надо с мини-проектов. Надпредметный проект выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит хаpaктер исследования.
5. Технология и результативность создания проекта.
Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. В своей пpaктике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности. Идея создания проекта на электронном носителе возникла не так давно. Оценка результатов и процесса проектной деятельности может быть на экзамене, школьной или городской конференции. Первичная презентация может пройти на уроке, классном часе, школьном методическом объединении.
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности.
Применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования. Для того, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика стала самостоятельной, должна измениться организация этой деятельности. Перспективным, на мой взгляд, является использование информационных технологий на уроках биологии, а также в проектной деятельности. Самостоятельное получение новых знаний на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания. В нашем лицее ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав себе тему для исследований, учащиеся 9-х классов, с углубленным изучений предметов естественнонаучного цикла, выполняют проекты и компьютерные презентации к ним (“Бактерии, их значение в природе и деятельности человека”, “Физиология нервной системы”, “Физиология сердечно-сосудистой системы”, “Физиология системы размножения”, “Сердце – строение и функции”, “СПИД – мифы и реальность”, “Вирусы – неклеточные формы жизни” и другие).
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
Этапы работы ученика в проектной деятельности позволяет вести своеобразный дневник, в котором отражается каждый шаг деятельности ученика:
- определение темы, результата работы;
- разработка плана действий;
- подбор литературы, материала;
- составление плана проекта;
- конспектирование;
- консультации;
- рецензирование;
- первичная презентация;
- защита: НМС, школьная или городская конференция. (См. п.3)
8. Описание исследовательской работы
В любой исследовательской работе выделяют три основных раздела: введение, основные части и заключение. Учащиеся старших классов оформляют проекты согласно принятым нормам. В ведении обосновывают актуальность проблемы исследования. На основании актуальности определяется объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности формулируется кратко, одним предложением. При формулировании задач отбирают оптимальное количество 3 – 5. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. В заключении ученик перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы.
9. Оформление проектной работы.
При оформлении проектной работы наши лицеисты придерживаются следующих правил: выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других источников. Титульный лист является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам (см. п.5).
После титульного листа помещается оглавление (см. п.7), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом, рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. После заключения помещают список использованной литературы и других источников. Все страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа.
В состав работы входит аннотация (см. п.6). Аннотация и содержание работы между собой не скрепляются. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе (цель, способы и методы, которые использовались в работе, выводы и заключения). Аннотация печатается на одной странице в следующем порядке:
- стандартный заголовок;
- слово “Аннотация” посередине строки;
- текст аннотации
К работе прилагается рецензия руководителя.
10. Защита проекта.
Защита проекта производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении (первичная презентация, урок, классный час, заседание НО, школьное методическое объединение), а затем окончательная защита на научном методическом совещании, школьной конференции, городской конференции, на академических чтениях в пределах 10-15 минут. После выступления исследователь отвечает на возникшие вопросы и возражения. Работу оценивает жюри путём принятия коллективного решения.
Приложение
11. Используемая литература.
- Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр “Школьная книга”, 2003
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник-М: народное образование 2001
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования-М 2000
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. Директор школы 1998 №4
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие-М: народное образование, 1998.
Комментарии:
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
06 12 2023 13:31:35
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
05 12 2023 8:49:49
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
04 12 2023 19:49:55
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
03 12 2023 3:58:20
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
02 12 2023 7:20:20
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
01 12 2023 20:32:11
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
30 11 2023 5:10:42
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
29 11 2023 16:37:47
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
28 11 2023 3:31:27
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
27 11 2023 20:28:57
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
26 11 2023 19:32:29
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
25 11 2023 8:56:42
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
24 11 2023 4:33:56
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
23 11 2023 3:17:10
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
22 11 2023 9:22:32
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
21 11 2023 22:45:56
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
20 11 2023 7:17:11
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
19 11 2023 21:28:58
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
18 11 2023 9:41:21
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
17 11 2023 22:20:28
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
16 11 2023 8:45:51
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
15 11 2023 15:19:39
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
14 11 2023 0:15:53
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
13 11 2023 15:14:12
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
12 11 2023 1:24:49
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход.
...
11 11 2023 22:28:37
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
10 11 2023 13:32:20
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
09 11 2023 21:25:46
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
08 11 2023 11:37:32
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
07 11 2023 2:58:13
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
06 11 2023 4:21:49
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
05 11 2023 21:59:53
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
04 11 2023 15:27:11
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
03 11 2023 20:42:12
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
02 11 2023 4:33:26
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
01 11 2023 12:34:17
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
31 10 2023 11:44:54
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
30 10 2023 13:27:29
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
29 10 2023 15:24:24
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
28 10 2023 8:34:23
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
27 10 2023 6:55:56
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
26 10 2023 8:49:18
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
25 10 2023 17:38:27
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
24 10 2023 23:50:49
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
23 10 2023 12:18:33
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ.
...
22 10 2023 10:36:12
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
21 10 2023 15:56:54
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
20 10 2023 0:14:25
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
19 10 2023 22:12:12
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
18 10 2023 9:31:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::