Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"


Под элективным курсом понимают обязательный курс по выбору, расширяющий или углубляющий знания профильной области знания.

Данный курс предназначен для обучающихся 10-11-х классов естественнонаучного профиля (химико-биологического) обучения. Необходимость курса определяется развитием фундаментальных основ современной биологической науки. Планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов изучения генетики человека.

Генетика человека – это особый раздел генетики, который изучает особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания, генетическую структуру популяций человека. Генетика человека является основой современной медицины и современного здравоохранения.

Почему от кареглазых родителей рождаются гoлyбоглазые дети? Почему дети так похожи и так не похожи на своих родителей? На эти и многие другие вопросы отвечает генетика. Генеалогия как метод изучения генетики человека заслуживает особого внимания, поскольку предоставляет пищу для размышлений и биологического и этического хаpaктера. Генетика – экспериментальная наука. Пpaктически все её выводы основаны на результатах большого числа экспериментов. Решая генетические задачи, анализируя результаты экспериментов, составляя родословные по определенным наследственным признакам, обучающиеся овладевают интеллектуальными операциями, которые помогут им в работе с любым учебным предметом.

Обучаясь навыку решения задач по генетике, посредством которых обучающиеся составляют родословные, используя при этом математические знания, обучающиеся овладевают умениями находить разные способы решения проблем, применять знания в нестандартных ситуациях. Всё это необходимо любому культурному человеку.

Стандарт профильного уровня биологического образования предусматривает выполнение одной лабораторной работы по составлению родословных, что является расширением раздела генетики человека. Этого недостаточно для овладения навыком составлять даже простейшие родословные.

Данная программа в 2005 году была заявлена на областной конкурс авторских программ, получила высокую оценку жюри и была апробирована в лицее № 66 города Омска. Программа вызвала огромный интерес у обучающихся 10-11-х классов химико-биологического и социально-экономического профиля обучения.

Творческими были итоговые проекты. Обучающиеся, объединившись в группы, составляли родословные сразу по нескольким признакам (форма и цвет волос, цвет глаз, наличие веснушек и т.д.), иногда просчитывая предполагаемые бpaки с одноклассниками. Составление родословных по итогам изучения данного элективного курса отличается от исторических родословных (кто кому приходится) тем, что данная родословная должна содержать наследование какого-либо признака.

Цель: Расширение и углубление знаний о генеалогии как методе изучения генетики человека. Овладение умениями и навыками построения родословных.

Задачи:

– сформировать понятие генеалогического метода изучения наследственности человека;

– научить определять коэффициент инбридинга, пользоваться генеалогической символикой, составлять родословные своего рода;

– показать влияние инбридинга на наследственность, множественный хаpaктер наследования некоторых признаков и наследования личностных качеств человека;

– развивать умения изучать родословные как общенаучными (наблюдение, подсчет, моделирование), так и специальными методами (математический, генетический, исторический) [12];

– развивать способности к таким видам деятельности как трудолюбие, систематичность, целеустремлённость, организованность, аккуратность, к умению работать в группе.

В содержании программы курса выделяется 2 части:

Теоретическая и пpaктическая.

В пpaктической части предусмотрено рассмотрение следующих теоретических вопросов:

– Основные законы Г.Менделя и признаки человека, наследуемые по данным законам.

– Группы сцепления.

– Генеалогическая терминология.

В пpaктической части предусмотрено выполнение пpaктических работ по:

– решению генетических задач;

– составлению генетических задач по наследованию признаков человека;

– составление коротких родословных по заданным признакам.

Выполнение творческих работ и выполнение рефератов:

– составление расширенных родословных;

– анализ родословных знаменитых семейств.

Выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов:

– составление родословной своего семейства по выбранному учащимся признаку или составление родословной других семейств по заинтересовавшему учащихся признаку.

Содержание программы (Примерный тематический план см. Приложение 1)

Тема 1. Основные термины генетики. Законы Г.Менделя. (4 часа)

Мужская и женская особь. Гомозигота, гетерозигота. Фенотип и генотип. Потомки, родительские особи. Доминантный и рецессивный признак. Схемы скрещивания. 1-ый, 2-ой, 3-ий законы Г.Менделя. Промежуточное наследование. Объяснение некоторых особенностей наследования признаков у человека законами Г.Менделя.

Пpaктические работы: (см. Приложение 3, Приложение 4)

№1 Решение задач на моногибридное, дигибридное скрещивание и промежуточное наследование.

№2 Составление задач на моногибридное, дигибридное скрещивание и промежуточное наследование.

Тема 2. Сцепленное наследование и наследование, сцепленное с полом. (2 часа)

Закон Т.Моргана. Группы сцепления. Хромосомная теория наследственности. Наследование, сцепленное с полом.

Пpaктические работы: (см. Приложение 5)

№3 Составление и решение задач на сцепленное с полом наследование.

Тема 3. Генеалогия как метод изучения наследственности человека. (2 часа)

Генеалогия. Пробанд. Сибсы. Инбридинг. Коэффициент инбридинга. Символы, принятые для составления родословных.

Тема 4. Анализ родословных. (3 часа)

Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Наследование, сцепленное с Х-хромосомой.

Пpaктические работы: (см. Приложение 6)

№ 4 Составление простейших родословных по заданным признакам

Вопросы к теме для самостоятельного изучения:

  1. Применимы ли законы наследственности к человеку?
  2. В чем отличия аутосомно-доминантного от аутосомно-рецессивного типа наследование у человека?
  3. В чём заключается опасность близкородственных бpaков?

Тема 5. Анализ родословных знаменитых семей. (3 часа)

Анализ родословной А.С.Пушкина.[6] Анализ родословной английских королей по гемофилии[1].

Пpaктические работы: (см. Приложение 7)

№ 5 Составление простейших родословных по заданным признакам.

Можно оформить в виде рефератов.

Темы рефератов:

  1. Анализ родословной семьи Романовых, начиная с Петра I. (По любому признаку).
  2. Анализ родословной русских писателей и поэтов (на выбор): А.Блок, М.Лермонтов, Л.Толстой.

Тема 6. Анализ и составление родословных по пройденным темам. (3 часа)

Пpaктические работы: (см. Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10)

№ 6 Анализ и составление родословных по заданным признакам.

№ 7 Анализ и составление родословных по заданным признакам.

№ 8 Составление родословных по заданным признакам.

Тема 7. Составление личных родословных по пройденным темам. (3 часа)

Творческие проекты:

Выполнение индивидуальных и групповых проектов:

– составление родословной своего семейства по выбранному признаку или составление родословной других семейств по заинтересовавшему обучающихся признаку.

Методические рекомендации

Реализация программы осуществляется на основе реализации межпредметных связей и предполагает интеграцию наук: истории, литературы, медицины, изучение математическими методами биологических объектов, что сближает биологию с другими науками.

В процессе обучения целесообразно:

– создать условия необходимые для обладания способами самостоятельного поиска знаний, фактов, сведений;

– адаптировать теоретический и пpaктический материал к уровню подготовки учащихся (материал должен быть доступным и понятным);

– создать условия, побуждающие учащихся к обсуждению и дискуссии;

– использовать разнообразные методы контроля: устный, письменный, отчеты о проделанной работе, рефераты.

Основная деятельность учителя заключается в создании условий для овладения генеалогическим методом изучения генетики человека.

Для того чтобы определить объём теоретического материала и для оценки уровня знаний по теме предлагаются следующие задания самоанализа для обучающихся:

Основные положения к теме № 1:

  1. Каждый признак данного организма контролируется парой аллельных генов.
  2. Если организм содержит два различных аллеля, то один из них (доминантный) проявляется полностью, подавляя проявление другого (рецессивного).
  3. При образовании гамет в каждую из них может попасть любой аллель из одной пары вместе с любым другим из другой пары, если они расположены в разных хромосомах.
  4. Каждый организм от каждого из родителей наследует по одному аллелю. Каждый признак у организма кодируется парой аллельных генов.
  5. При аутосомном наследовании не имеет значения, от какого из родителей (отца или матери) наследуется данный признак.

Основные положения к теме № 2:

  1. Гены, расположенные в одной хромосоме образуют группы сцепления.
  2. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
  3. Сцепление может нарушаться кроссинговером.
  4. Признаки, сцепленные с пoлoвыми хромосомами, могут быть доминантными или рецессивными.

Задание для самоанализа:

  1. Прочитать каждое положение.
  2. Попытайтесь задать как можно больше вопросов по этой теме.
  3. Расположите вопросы в порядке убывания их сложности под соответствующими буквами: А– самые сложные; Б– средней сложности; В – лёгкие.

Тема 1.

По этой теме рекомендуется использование словесных (изложение), наглядных (демонстрация таблиц) и пpaктических методов обучения. Решая конкретные задачи темы, обучающиеся с помощью учителя закрепляют уже знакомый материал.

Тема 2.

В этой теме продолжается повторение теоретического материала, который является базой для дальнейших пpaктических работ. И в соответствие с целями занятий, максимально направленных на решение всех аспектов, методы словесные, наглядные и пpaктические будут наиболее целесообразны.

Тема 3.

В данной теме рассматривается новый материал, ранее не изучавшийся, поэтому для подготовки восприятия учащимися материала учитель может использовать объяснительно-иллюстративный метод с элементами репродуктивного.

Тема 4.

В данной теме происходит перенос и использование ранее полученных знаний в новую ситуацию, целесообразно использовать беседу с проблемными методами обучения и пpaктическими работами (составление родословных).

Тема 5.

В данной теме учителю необходимо создать условия для организации познавательной деятельности учащихся. С этой целью предлагается провести анализ имеющихся (готовых) родословных знаменитых семейств. В дальнейшем данный навык пригодиться для составления и анализа собственных родословных.

Тема 6 и 7.

Предусматривает пpaктические занятия по составлению родословных с итоговой творческой работой. Исследовательский метод будет наиболее целесообразным, т.к. он создаёт условия для формирования приемов умственной деятельности обучающихся, (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение) одновременно развивая активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, совершенствуя и развивая одновременно внимание и память.

Пpaктическую часть программы рекомендуется выполнять индивидуально и самостоятельно по темам № 1, 2, 4, 5. По теме № 6 предполагается работа в группа. Тема № 7 предполагает исследовательский проект, который можно выполнить как индивидуально, так и в группе.

Эффективность данного курса зависит от того или иного подхода к использованию методов обучения, ведущих к осуществлению цели курса.

Об эффективности курса можно судить:

– по активности учащихся на занятиях;

– по выполнению индивидуальных заданий (рефераты, самостоятельное изучение материала, публичная презентация учебного материала);

– по качеству отчетов по пpaктическим работам.

Существенную помощь в оценке эффективности обучения оказывают результаты контроля. Для этого в темах разработаны следующие формы контроля:

По теме № 1 “Основные термины генетики, законы Г.Менделя” – входящий контроль (см. Приложение 2): письменный (вопросы для самоанализа), устный: формулировки законов, терминов, письменный: решение задач, тестирование.

По теме №2 “Сцепленное наследование и наследование, сцепленное с полом” – письменный: составление и решение задач на сцепленное наследование, тестирование.

По теме №3 “Генеалогия как метод изучения наследственности человека” – устный: формулировки терминов

По теме № 4 “Анализ родословных” - устный: типы наследования признаков, письменный: составление простейших родословных по заданному признаку

По теме №5 “Анализ родословных знаменитых семей” – письменный: рефераты, анализ родословных любого знаменитого семейства.

По теме №6 “Анализ и составление родословных по пройденным темам” – письменный: составление родословных по заданному признаку

По теме № 7 “Составление личных родословных по пройденным темам” – Творческий отчет. Выполнение индивидуальных или групповых проектов.

Для оценивания достижений учащихся используется 5 – бальная система.

Заключительным этапом реализации программы может стать итоговая конференция по защите индивидуальных или групповых проектов.

Примерный план конференции:

  1. История возникновения и развития генетики человека в странах запада и России.
  2. Достижения в области генетики человека на современном этапе.
  3. Использование достижений в области генетики человека в медицине.
  4. Презентация индивидуальных проектов: “Моя родословная”, “Моё генеалогическое древо (по конкретным признакам)”, “Почему я такой” и т.д.

Требования к уровню усвоения учебного материала

Знать:

– сущность процессов наследственности и изменчивости;

– основные теории и законы генетики – хромосомную теорию наследственности, законы Г.Менделя;

– основные термины генетики;

– основные методы изучения генетики человека;

– основные термины генеалогии;

– основные требования к составлению родословных;

– основные области применения генетических знаний в пpaктике медицины и здоровья человека;

– основы профессиональной этики ученого-генетика.

Уметь:

– решать генетические задачи по заданным темам;

– пользоваться знаниями математических, генетических закономерностей для составления задач и родословных;

– давать аргументированную оценку новой информации по вопросам генеалогии;

– работать с научно-популярной и учебной литературой;

– составлять план, реферат;

– составить и оформить творческий проект и представить его на итоговой конференции.

Используемая литература

  1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика в трех томах, т.1 М.: “Мир” 1988
  2. Ауэрбах Ш. Генетика, “Атомиздат”, 1968
  3. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: “Просвещение” 1989.
  4. Атраментова Л.А. “О составлении и использовании генетических задач”. Биология в школе. № 6, 1990
  5. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др., 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии. (Для школьников и поступающих в ВУЗы). М.: “Дрофа”, 1990
  6. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября” Биология, Объединение педагогических изданий “Чистые пруды”, январь 3/1998.
  7. Кулев А.В. Общая биология Поурочное планирование для 11-х классов – Санкт-Петербург “Паритет” 2001.
  8. Лернер Г.И. Общая биология поурочные тесты и задания 10-11-х класс – М.: “Аквариум”, 1998.
  9. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология, 10-11-х классы – М.: Дрофа 2001.
  10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах т.3-М.: “Художественная литература 1987.
  11. Пушкин А.С. Избранные сочинения – М.: “Художественная литература 1990.
  12. Рабочая тетрадь “Генетика”, М.: Изд-во гимназии “Открытый мир” 1995.
  13. Рувинский А.О.и др. “Общая биология” учебник для 10-11-х кл. с углубленным изучением биологии в школе. М.: “Просвещение” 1995-2001.
  14. Фогель Ф., Мотульски А., Генетика человека в трёх томах т.1 М.: “Мир” 1991.
  15. Интернет-ресурс главная страница сайта ОБЩАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ.

"http://afonin-59-bio.narod.ru"ru


Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

16 08 2022 8:43:56

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

15 08 2022 21:52:24

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

14 08 2022 6:54:44

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

13 08 2022 19:35:35

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

12 08 2022 4:33:43

Внеклассное мероприятие по экологии родного края


    Внеклассное мероприятие по экологии родного края

      Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

11 08 2022 20:49:22

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

10 08 2022 0:22:17

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

09 08 2022 19:15:21

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

08 08 2022 13:11:41

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

07 08 2022 0:32:19

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

06 08 2022 11:45:53

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

05 08 2022 21:19:58

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

04 08 2022 7:58:51

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

03 08 2022 18:30:11

Урок по теме "Лишайники"


    Урок по теме "Лишайники"

      Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

02 08 2022 8:38:15

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

01 08 2022 19:11:37

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"


    Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

      Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

31 07 2022 21:19:42

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

30 07 2022 18:22:51

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

29 07 2022 5:22:50

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

28 07 2022 8:44:37

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

27 07 2022 22:31:59

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

26 07 2022 16:45:34

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

25 07 2022 21:11:25

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

24 07 2022 20:55:23

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

23 07 2022 9:56:59

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

22 07 2022 12:25:53

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

21 07 2022 13:51:18

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

20 07 2022 21:26:34

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

19 07 2022 5:20:52

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

18 07 2022 4:54:34

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

17 07 2022 4:29:44

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

16 07 2022 15:39:47

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

15 07 2022 5:55:56

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

14 07 2022 18:26:21

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

13 07 2022 10:35:25

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

12 07 2022 12:18:46

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

11 07 2022 18:59:50

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

10 07 2022 10:18:56

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

09 07 2022 10:40:33

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

08 07 2022 2:47:31

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

07 07 2022 11:11:16

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

06 07 2022 19:20:28

Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс

      В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....

05 07 2022 21:52:26

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

04 07 2022 21:29:38

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

03 07 2022 16:25:33

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

02 07 2022 11:21:10

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

01 07 2022 20:19:29

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

30 06 2022 15:57:16

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

29 06 2022 6:30:50

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

28 06 2022 18:26:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::