Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"


    Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Под элективным курсом понимают обязательный курс по выбору, расширяющий или углубляющий знания профильной области знания.

Данный курс предназначен для обучающихся 10-11-х классов естественнонаучного профиля (химико-биологического) обучения. Необходимость курса определяется развитием фундаментальных основ современной биологической науки. Планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов изучения генетики человека.

Генетика человека – это особый раздел генетики, который изучает особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания, генетическую структуру популяций человека. Генетика человека является основой современной медицины и современного здравоохранения.

Почему от кареглазых родителей рождаются гoлyбоглазые дети? Почему дети так похожи и так не похожи на своих родителей? На эти и многие другие вопросы отвечает генетика. Генеалогия как метод изучения генетики человека заслуживает особого внимания, поскольку предоставляет пищу для размышлений и биологического и этического хаpaктера. Генетика – экспериментальная наука. Пpaктически все её выводы основаны на результатах большого числа экспериментов. Решая генетические задачи, анализируя результаты экспериментов, составляя родословные по определенным наследственным признакам, обучающиеся овладевают интеллектуальными операциями, которые помогут им в работе с любым учебным предметом.

Обучаясь навыку решения задач по генетике, посредством которых обучающиеся составляют родословные, используя при этом математические знания, обучающиеся овладевают умениями находить разные способы решения проблем, применять знания в нестандартных ситуациях. Всё это необходимо любому культурному человеку.

Стандарт профильного уровня биологического образования предусматривает выполнение одной лабораторной работы по составлению родословных, что является расширением раздела генетики человека. Этого недостаточно для овладения навыком составлять даже простейшие родословные.

Данная программа в 2005 году была заявлена на областной конкурс авторских программ, получила высокую оценку жюри и была апробирована в лицее № 66 города Омска. Программа вызвала огромный интерес у обучающихся 10-11-х классов химико-биологического и социально-экономического профиля обучения.

Творческими были итоговые проекты. Обучающиеся, объединившись в группы, составляли родословные сразу по нескольким признакам (форма и цвет волос, цвет глаз, наличие веснушек и т.д.), иногда просчитывая предполагаемые бpaки с одноклассниками. Составление родословных по итогам изучения данного элективного курса отличается от исторических родословных (кто кому приходится) тем, что данная родословная должна содержать наследование какого-либо признака.

Цель: Расширение и углубление знаний о генеалогии как методе изучения генетики человека. Овладение умениями и навыками построения родословных.

Задачи:

– сформировать понятие генеалогического метода изучения наследственности человека;

– научить определять коэффициент инбридинга, пользоваться генеалогической символикой, составлять родословные своего рода;

– показать влияние инбридинга на наследственность, множественный хаpaктер наследования некоторых признаков и наследования личностных качеств человека;

– развивать умения изучать родословные как общенаучными (наблюдение, подсчет, моделирование), так и специальными методами (математический, генетический, исторический) [12];

– развивать способности к таким видам деятельности как трудолюбие, систематичность, целеустремлённость, организованность, аккуратность, к умению работать в группе.

В содержании программы курса выделяется 2 части:

Теоретическая и пpaктическая.

В пpaктической части предусмотрено рассмотрение следующих теоретических вопросов:

– Основные законы Г.Менделя и признаки человека, наследуемые по данным законам.

– Группы сцепления.

– Генеалогическая терминология.

В пpaктической части предусмотрено выполнение пpaктических работ по:

– решению генетических задач;

– составлению генетических задач по наследованию признаков человека;

– составление коротких родословных по заданным признакам.

Выполнение творческих работ и выполнение рефератов:

– составление расширенных родословных;

– анализ родословных знаменитых семейств.

Выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов:

– составление родословной своего семейства по выбранному учащимся признаку или составление родословной других семейств по заинтересовавшему учащихся признаку.

Содержание программы (Примерный тематический план см. Приложение 1)

Тема 1. Основные термины генетики. Законы Г.Менделя. (4 часа)

Мужская и женская особь. Гомозигота, гетерозигота. Фенотип и генотип. Потомки, родительские особи. Доминантный и рецессивный признак. Схемы скрещивания. 1-ый, 2-ой, 3-ий законы Г.Менделя. Промежуточное наследование. Объяснение некоторых особенностей наследования признаков у человека законами Г.Менделя.

Пpaктические работы: (см. Приложение 3, Приложение 4)

№1 Решение задач на моногибридное, дигибридное скрещивание и промежуточное наследование.

№2 Составление задач на моногибридное, дигибридное скрещивание и промежуточное наследование.

Тема 2. Сцепленное наследование и наследование, сцепленное с полом. (2 часа)

Закон Т.Моргана. Группы сцепления. Хромосомная теория наследственности. Наследование, сцепленное с полом.

Пpaктические работы: (см. Приложение 5)

№3 Составление и решение задач на сцепленное с полом наследование.

Тема 3. Генеалогия как метод изучения наследственности человека. (2 часа)

Генеалогия. Пробанд. Сибсы. Инбридинг. Коэффициент инбридинга. Символы, принятые для составления родословных.

Тема 4. Анализ родословных. (3 часа)

Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Наследование, сцепленное с Х-хромосомой.

Пpaктические работы: (см. Приложение 6)

№ 4 Составление простейших родословных по заданным признакам

Вопросы к теме для самостоятельного изучения:

  1. Применимы ли законы наследственности к человеку?
  2. В чем отличия аутосомно-доминантного от аутосомно-рецессивного типа наследование у человека?
  3. В чём заключается опасность близкородственных бpaков?

Тема 5. Анализ родословных знаменитых семей. (3 часа)

Анализ родословной А.С.Пушкина.[6] Анализ родословной английских королей по гемофилии[1].

Пpaктические работы: (см. Приложение 7)

№ 5 Составление простейших родословных по заданным признакам.

Можно оформить в виде рефератов.

Темы рефератов:

  1. Анализ родословной семьи Романовых, начиная с Петра I. (По любому признаку).
  2. Анализ родословной русских писателей и поэтов (на выбор): А.Блок, М.Лермонтов, Л.Толстой.

Тема 6. Анализ и составление родословных по пройденным темам. (3 часа)

Пpaктические работы: (см. Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10)

№ 6 Анализ и составление родословных по заданным признакам.

№ 7 Анализ и составление родословных по заданным признакам.

№ 8 Составление родословных по заданным признакам.

Тема 7. Составление личных родословных по пройденным темам. (3 часа)

Творческие проекты:

Выполнение индивидуальных и групповых проектов:

– составление родословной своего семейства по выбранному признаку или составление родословной других семейств по заинтересовавшему обучающихся признаку.

Методические рекомендации

Реализация программы осуществляется на основе реализации межпредметных связей и предполагает интеграцию наук: истории, литературы, медицины, изучение математическими методами биологических объектов, что сближает биологию с другими науками.

В процессе обучения целесообразно:

– создать условия необходимые для обладания способами самостоятельного поиска знаний, фактов, сведений;

– адаптировать теоретический и пpaктический материал к уровню подготовки учащихся (материал должен быть доступным и понятным) ;

– создать условия, побуждающие учащихся к обсуждению и дискуссии;

– использовать разнообразные методы контроля: устный, письменный, отчеты о проделанной работе, рефераты.

Основная деятельность учителя заключается в создании условий для овладения генеалогическим методом изучения генетики человека.

Для того чтобы определить объём теоретического материала и для оценки уровня знаний по теме предлагаются следующие задания самоанализа для обучающихся:

Основные положения к теме № 1:

  1. Каждый признак данного организма контролируется парой аллельных генов.
  2. Если организм содержит два различных аллеля, то один из них (доминантный) проявляется полностью, подавляя проявление другого (рецессивного).
  3. При образовании гамет в каждую из них может попасть любой аллель из одной пары вместе с любым другим из другой пары, если они расположены в разных хромосомах.
  4. Каждый организм от каждого из родителей наследует по одному аллелю. Каждый признак у организма кодируется парой аллельных генов.
  5. При аутосомном наследовании не имеет значения, от какого из родителей (отца или матери) наследуется данный признак.

Основные положения к теме № 2:

  1. Гены, расположенные в одной хромосоме образуют группы сцепления.
  2. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
  3. Сцепление может нарушаться кроссинговером.
  4. Признаки, сцепленные с пoлoвыми хромосомами, могут быть доминантными или рецессивными.

Задание для самоанализа:

  1. Прочитать каждое положение.
  2. Попытайтесь задать как можно больше вопросов по этой теме.
  3. Расположите вопросы в порядке убывания их сложности под соответствующими буквами: А– самые сложные; Б– средней сложности; В – лёгкие.

Тема 1.

По этой теме рекомендуется использование словесных (изложение), наглядных (демонстрация таблиц) и пpaктических методов обучения. Решая конкретные задачи темы, обучающиеся с помощью учителя закрепляют уже знакомый материал.

Тема 2.

В этой теме продолжается повторение теоретического материала, который является базой для дальнейших пpaктических работ. И в соответствие с целями занятий, максимально направленных на решение всех аспектов, методы словесные, наглядные и пpaктические будут наиболее целесообразны.

Тема 3.

В данной теме рассматривается новый материал, ранее не изучавшийся, поэтому для подготовки восприятия учащимися материала учитель может использовать объяснительно-иллюстративный метод с элементами репродуктивного.

Тема 4.

В данной теме происходит перенос и использование ранее полученных знаний в новую ситуацию, целесообразно использовать беседу с проблемными методами обучения и пpaктическими работами (составление родословных).

Тема 5.

В данной теме учителю необходимо создать условия для организации познавательной деятельности учащихся. С этой целью предлагается провести анализ имеющихся (готовых) родословных знаменитых семейств. В дальнейшем данный навык пригодиться для составления и анализа собственных родословных.

Тема 6 и 7.

Предусматривает пpaктические занятия по составлению родословных с итоговой творческой работой. Исследовательский метод будет наиболее целесообразным, т.к. он создаёт условия для формирования приемов умственной деятельности обучающихся, (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение) одновременно развивая активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, совершенствуя и развивая одновременно внимание и память.

Пpaктическую часть программы рекомендуется выполнять индивидуально и самостоятельно по темам № 1, 2, 4, 5. По теме № 6 предполагается работа в группа. Тема № 7 предполагает исследовательский проект, который можно выполнить как индивидуально, так и в группе.

Эффективность данного курса зависит от того или иного подхода к использованию методов обучения, ведущих к осуществлению цели курса.

Об эффективности курса можно судить:

– по активности учащихся на занятиях;

– по выполнению индивидуальных заданий (рефераты, самостоятельное изучение материала, публичная презентация учебного материала) ;

– по качеству отчетов по пpaктическим работам.

Существенную помощь в оценке эффективности обучения оказывают результаты контроля. Для этого в темах разработаны следующие формы контроля:

По теме № 1 “Основные термины генетики, законы Г.Менделя” – входящий контроль (см. Приложение 2): письменный (вопросы для самоанализа), устный: формулировки законов, терминов, письменный: решение задач, тестирование.

По теме №2 “Сцепленное наследование и наследование, сцепленное с полом” – письменный: составление и решение задач на сцепленное наследование, тестирование.

По теме №3 “Генеалогия как метод изучения наследственности человека” – устный: формулировки терминов

По теме № 4 “Анализ родословных” - устный: типы наследования признаков, письменный: составление простейших родословных по заданному признаку

По теме №5 “Анализ родословных знаменитых семей” – письменный: рефераты, анализ родословных любого знаменитого семейства.

По теме №6 “Анализ и составление родословных по пройденным темам” – письменный: составление родословных по заданному признаку

По теме № 7 “Составление личных родословных по пройденным темам” – Творческий отчет. Выполнение индивидуальных или групповых проектов.

Для оценивания достижений учащихся используется 5 – бальная система.

Заключительным этапом реализации программы может стать итоговая конференция по защите индивидуальных или групповых проектов.

Примерный план конференции:

  1. История возникновения и развития генетики человека в странах запада и России.
  2. Достижения в области генетики человека на современном этапе.
  3. Использование достижений в области генетики человека в медицине.
  4. Презентация индивидуальных проектов: “Моя родословная”, “Моё генеалогическое древо (по конкретным признакам)”, “Почему я такой” и т.д.

Требования к уровню усвоения учебного материала

Знать:

– сущность процессов наследственности и изменчивости;

– основные теории и законы генетики – хромосомную теорию наследственности, законы Г.Менделя;

– основные термины генетики;

– основные методы изучения генетики человека;

– основные термины генеалогии;

– основные требования к составлению родословных;

– основные области применения генетических знаний в пpaктике медицины и здоровья человека;

– основы профессиональной этики ученого-генетика.

Уметь:

– решать генетические задачи по заданным темам;

– пользоваться знаниями математических, генетических закономерностей для составления задач и родословных;

– давать аргументированную оценку новой информации по вопросам генеалогии;

– работать с научно-популярной и учебной литературой;

– составлять план, реферат;

– составить и оформить творческий проект и представить его на итоговой конференции.

Используемая литература

  1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика в трех томах, т.1 М.: “Мир” 1988
  2. Ауэрбах Ш. Генетика, “Атомиздат”, 1968
  3. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: “Просвещение” 1989.
  4. Атраментова Л.А. “О составлении и использовании генетических задач”. Биология в школе. № 6, 1990
  5. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др., 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии. (Для школьников и поступающих в ВУЗы). М.: “Дрофа”, 1990
  6. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября” Биология, Объединение педагогических изданий “Чистые пруды”, январь 3/1998.
  7. Кулев А.В. Общая биология Поурочное планирование для 11-х классов – Санкт-Петербург “Паритет” 2001.
  8. Лернер Г.И. Общая биология поурочные тесты и задания 10-11-х класс – М.: “Аквариум”, 1998.
  9. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология, 10-11-х классы – М.: Дрофа 2001.
  10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах т.3-М.: “Художественная литература 1987.
  11. Пушкин А.С. Избранные сочинения – М.: “Художественная литература 1990.
  12. Рабочая тетрадь “Генетика”, М.: Изд-во гимназии “Открытый мир” 1995.
  13. Рувинский А.О.и др. “Общая биология” учебник для 10-11-х кл. с углубленным изучением биологии в школе. М.: “Просвещение” 1995-2001.
  14. Фогель Ф., Мотульски А., Генетика человека в трёх томах т.1 М.: “Мир” 1991.
  15. Интернет-ресурс главная страница сайта ОБЩАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ.

\"http://afonin-59-bio.narod.ru\"ru



Комментарии:

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

09 10 2025 10:55:43

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

08 10 2025 4:13:49

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

07 10 2025 9:11:33

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

06 10 2025 5:53:37

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

05 10 2025 19:31:31

Что такое интегрированный урок?


    Что такое интегрированный урок?

      На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

04 10 2025 1:48:28

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

03 10 2025 19:35:37

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

02 10 2025 15:26:47

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

01 10 2025 7:37:13

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

30 09 2025 19:54:19

Многообразие рыб. 7-й класс

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....

29 09 2025 2:31:17

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"


    Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

      Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

28 09 2025 11:31:59

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"


    Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

      Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

27 09 2025 2:45:28

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

26 09 2025 14:13:33

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

25 09 2025 15:31:50

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

24 09 2025 0:18:48

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

23 09 2025 0:21:19

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

22 09 2025 22:15:57

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

21 09 2025 13:15:41

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

20 09 2025 14:40:50

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

19 09 2025 17:52:44

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

18 09 2025 3:42:14

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

17 09 2025 19:15:19

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии


    Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии

      Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

16 09 2025 14:49:33

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

15 09 2025 8:19:47

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

14 09 2025 9:45:36

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс


    Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

      Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

13 09 2025 12:14:39

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс


    Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

      На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

12 09 2025 8:43:59

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

11 09 2025 5:48:39

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

10 09 2025 8:30:36

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

09 09 2025 18:54:40

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

08 09 2025 23:47:37

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

07 09 2025 13:36:59

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

06 09 2025 3:29:27

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

05 09 2025 18:31:23

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

04 09 2025 8:58:55

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"


    Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

      Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

03 09 2025 5:39:10

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

02 09 2025 1:33:16

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

01 09 2025 10:47:25

Урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....

31 08 2025 11:58:52

Кровь


    Кровь

      Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

30 08 2025 0:32:11

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

29 08 2025 19:18:19

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

28 08 2025 18:30:29

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

27 08 2025 5:54:19

Образование новых видов, географический и экологический способы

Образование новых видов, географический и экологический способы Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...

26 08 2025 22:27:43

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

25 08 2025 16:35:43

Рост и развитие растений. 6-й класс


    Рост и развитие растений. 6-й класс

      Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....

24 08 2025 1:19:20

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

23 08 2025 7:12:16

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

22 08 2025 21:24:23

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

21 08 2025 12:25:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::