Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"
Цели урока:
- Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли млекопитающих в природе и жизни человека, выяснить влияние человека на видовой состав и численность млекопитающих.
- Воспитательные – сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.
- Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.
Оборудование.
- Таблицы по охране животных, рисунки по нервной и кровеносной системе хордовых, карточки с разноуровневыми заданиями, материал кабинета, видиокасета.
Методы и приёмы.
Работа с карточками, с книгой (самостоятельная работа), парная форма работы, индивидуальный опрос у доски, беседа, использование элементов проблемного обучения, работа с техническими средствами обучения, использование игровой технологии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Цель урока: выяснить роль млекопитающих в природе и жизни человека, влияние человека на млекопитающих.
Для этого мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их.
Тема этого урока входит в зачёт и в экзаменационные билеты, поэтому мы должны её хорошо освоить.
2. Повторение.
1) 4 человека работают по карточкам. (В карточке дано 2 задания: одно-1уровня, второе -2уровня. Выполняется только одно задание).
2) Сравните строение головного мозга пресмыкающихся и млекопитающих.
3) Сравните особенности кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих.
4) Докажите сходство и различие между пресмыкающимися и млекопитающими.
Проанализируйте ответ.
5) Что Вы могли бы рассказать об ископаемых предках млекопитающих.
6) Что собой представляли первые млекопитающие, появившиеся на Земле?
7) Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку Вы его выбрали:
а) кенгуру, сумчатая мышь, лисица, коала (все остальные относятся к подклассу сумчатых, а лисица – плацентарных) ;
б) тюлени, кошки, морские львы, моржи (тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные) ;
в) лошади, зебры, олени, носороги (олени – отряд Парнокопытные, а остальные – отряд Непарнокопытные) ;
г) олень, белый медведь, куропатка, верблюд (1 способ – куропатка-птица, а остальные-звери. 2способ – верблюд, все остальные обитают в ЯНАО).
3. Изучение нового материала.
Тема (запись в тетради).
Работа по плану:
1. Роль млекопитающих в природе.
2. Значение млекопитающих для человека.
3. Охрана млекопитающих.
Учитель:
Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало.
Смогли бы мы обойтись без млекопитающих?(Ответ).
А какова роль их в природе? (Беседа, самостоятельная работа с учебником, парная форма работы).
Вывод:
1. Млекопитающие регулируют рост и развитие растений.
2. Регулируют численность других животных.
3. Выполняют роль санитаров.
4. Служат основным источником пищи для других животных.
5. Образуют пищевые связи.
Учитель:
Составим схему пищевой связи.
РАСТЕНИЯ – ТРАВОЯДНЫЕ – ХИЩНЫЕ.
Учитель:
Какое значение имеют млекопитающие для человека:
а) положительное,
б) отрицательное ? (беседа).
Учитель:
Справились ли мы с поставленной задачей? (Ответ:... обойтись без зверей мы не можем, роль их в жизни человека и природе очень велика).
Физминутка.
Учитель:
Я перед изучением нового материала предложила Вам представить, что млекопитающие вдруг исчезли.
А такое может быть в действительности?(Да, может..)
Учитель:
На стенде “Подумай” помещено было задание, кто его выполнил?
Ученик:
Это морская корова – Стеллерова корова – существовала до 1768 г., питалась морской капустой , стала известна благодаря описаниям натуралиста Г. Стеллера в 1741 г.
Г. Стеллер писал, что огромные куски мяса отрезали от живой ещё добычи.
(Просмотр фрагмента кинофильма о морской корове, беседа о возможности гибели зверей).
Учитель:
С некоторыми данными нас познакомит…
Ученик:
За последние 2тыс. лет на земном шаре вымерло 106 форм одних млекопитающих. Только в нашем веке полностью уничтожено не менее 100 видов и подвидов зверей и птиц. А сейчас в Красную книгу МСОП (Международный союз охраны природы), изданную в 1978г., занесено 314 видов и подвидов млекопитающих. Этот процесс затронул пpaктически все уголки земного шара, и ЯНАО не стал исключением. Добыча нефти и газа привела к ухудшению экологии в целом по округу. В 1997г. была создана Красная книга ЯНАО.(Из книги: ”Приуральский район на карте ЯНАО”.)
Учитель:
Что необходимо делать, чтобы сохранить зверей на Земле? (беседа об экологии).
Ученик:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
Птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдёт своей беды.И сколько тут корысти ни ищи ты.
Какой бы отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(Сергeй Островой. “Красная книга”.)
Учитель:
Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? (Беседа).
Ученик:
1. Создаются заповедники. В ЯНАО – Верхнетазовский заповедник.
Некоторые заповедники специально занимаются восстановлением определённых видов зверей: Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.
2. Создаются заказники. В ЯНАО – Собты-юганский заказник, Нижнеобской заказник и другие.
3. Редких животных заносят в Красную книгу. В Красную книгу ЯНАО занесены 7 видов млекопитающих:
1) Белый медведь (Наибольшее количество этих животных погибло в 30 года прошлого столетия. Сейчас, благодаря запрету на промысел белых медведей, общая численность их увеличивается),
2) Северная европейская норка (Бpaконьерство привело к уменьшению этих животных на территории ЯНАО. Сейчас в специальных питомниках разводят европейскую норку, и затем интродуцируют в районы, где количество их резко упало),
3) Гренландский кит ,
4) Сельдяной кит,
5) Атлантический морж,
6) Западносибирский речной бобр,
7) Тундровый северный олень (По данным авиаучёта, проведённого в 1978г., численность диких оленей на полуострове Ямал и о. Белый составляла до 150 особей. Полярноуральская популяция, по данным Красной книги ЯНАО, не превышает несколько десятков голов. Бpaконьерство, развитие нефтегазовой промышленности, строительство трубопроводов, железных и автомобильных дорог – вот причина уменьшения количества данных животных. Необходимо организовывать заказники и заповедники, построить переходы на путях миграций оленей через промышленные коммуникации, усилить борьбу с бpaконьерством).
4. Охота на животных разрешена в строго определённое время.
Учитель:
Какую задачу мы решали на этом этапе урока? (Беседа).
5. Закрепление.(Беседа).
Учитель:
А теперь мы с вами поиграем. Наступило время нашего видеоканала.
Сегодня в программе:
1) Репортаж наших специальных корреспондентов с выставки :” Зверюшкины рекорды”.
А) Самое высокое сухопутное животное – жираф.
Б) Самый крупный обитатель суши – африканский слон.
В) Самое крупное наземное млекопитающее нашей страны – зубр.
Г) Самое крупное и тяжёлое млекопитающее - синий кит.
2) Викторина:
В штатах Аризона на западе США истребили врагов оленей – волков. Олени зажили припеваючи. За четверть века их поголовье увеличилось в 25раз. Прошло ещё 15лет – и численность начала катастрофически падать. В чём причина?
Чем самцы оленей внешне отличаются от самцов?
Чем заповедники отличаются от заказников?
6. Обобщение.
7. Выводы по уроку.
8. Домашнее задание.
Учитель:
В заключение урока послушаем стихи ученицы нашей школы Томы Сыротинской:
Берегите каждую травинку,
Берегите каждый лепесток,
Берегите каждую песчинку,
Чтобы уничтожить их никто не смог.Нам дано это всё на радость,
Нам дано это не навсегда.
И должны мы беречь это чудо,
Чтобы радоваться им всегда.
Комментарии:
Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....
18 07 2025 11:58:53
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
17 07 2025 11:33:26
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
16 07 2025 4:47:42
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
15 07 2025 5:39:24
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
14 07 2025 5:27:57
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
13 07 2025 20:11:24
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
12 07 2025 11:33:26
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
11 07 2025 22:38:35
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
10 07 2025 15:28:59
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
09 07 2025 12:36:14
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
08 07 2025 1:13:12
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
07 07 2025 22:36:36
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
06 07 2025 4:43:56
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
05 07 2025 19:52:13
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
04 07 2025 17:57:13
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
03 07 2025 15:59:17
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
02 07 2025 7:56:35
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
01 07 2025 23:46:56
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
30 06 2025 15:28:57
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
29 06 2025 23:27:27
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
28 06 2025 23:52:51

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
27 06 2025 22:35:18
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
26 06 2025 3:46:36
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
25 06 2025 20:26:16
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
24 06 2025 12:39:54
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
23 06 2025 6:33:13
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
22 06 2025 5:31:33

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
21 06 2025 20:33:54
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
20 06 2025 16:59:15
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
19 06 2025 19:22:48
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
18 06 2025 14:14:31
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
17 06 2025 14:52:18
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
16 06 2025 4:26:36
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
15 06 2025 3:14:24
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
14 06 2025 11:10:43
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
13 06 2025 2:17:12
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
12 06 2025 21:40:30
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
11 06 2025 14:20:12
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
10 06 2025 11:20:59
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
09 06 2025 19:25:13
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
08 06 2025 11:50:38
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
07 06 2025 17:39:14
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
06 06 2025 17:40:59
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
05 06 2025 16:41:28
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
04 06 2025 7:18:34
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
03 06 2025 2:36:27
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
02 06 2025 6:48:16
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
01 06 2025 6:16:59
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
31 05 2025 4:32:47
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
30 05 2025 23:32:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::