Урок "Иммунитет"
Урок. Иммунитет.
Цели:
- углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ (новых информационных технологий) ;
- формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой, дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.
Оборудование:
- компьютеры,
- видеопроектор,
- экран,
- диск – мультимидийное учебное пособие нового образца “Биология 9 класс”;
- таблица “Кровь”, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Биология. Человек. 8 класс”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний по теме “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции”. (10 мин.)
1. Два ученика самостоятельно проходят компьютерное тестирование с использованием выше указанного диска. Раздел “Кровь – жидкая ткань”. Упражнения 1 – 6, 8, 10.
2. Три ученика работают по карточкам (письменно).
Карточка №1. Объясните, как происходит перенос эритроцитами кислорода?
Карточка №2. Что такое малокровие, почему оно может возникнуть?
Карточка №3. Зачем больному проводят анализ крови?
3. Фронтальный опрос (остальных учащихся).
- Каков состав внутренней среды? В чем ее значение для организма?
Примерный ответ. Внутреннюю среду организма образуют межклеточная жидкость, лимфа и кровь. Межклеточная (тканевая) жидкость выполняет дыхательну и питательную функции. С помощью нее происходит очищение клеток от продуктов распада. Лимфа выполняет защитную функцию от болезнетворных микроорганизмов. Кровь выполняет дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную, защитную и гумopaльную функции
- Что такое кровь? Из чего она состоит?
Примерный ответ. Кровь – это соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов (клеток): 96% эритроцитов,3% лейкоцитов и1% кровяных пластинок – тромбоцитов.
- Что такое плазма крови? Каково ее значение?
Примерный ответ. Плазма крови – это межклеточное вещество одной из разновидностей соединительной ткани – крови. В ее состав входят: 90 -92% воды, около 1% минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие), органические вещества (белки, глюкоза и др.), причем белок составляет 7% плазмы крови. Значение плазмы крови: принимает участие в трaнcпортировке веществ и участвует в свертывании крови.
- Каковы особенности строения эритроцитов? Где они образуются и какую функцию выполняют?
Примерный ответ. Эритроциты – это мелкие, безъядерные клетки, формы двояковогнутой линзы; эластичные, содержат особый белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Образуются в красном костном мозге, живут 100 – 120 суток. В 1 мм3 – 4,5 - 5,5% эритроцитов. Выполняют дыхательную функцию.
- Каковы особенности строения лейкоцитов? Где они образуются и какую функцию выполняют?
Примерный ответ. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000 лейкоцитов и лимфоцитов. Это бесцветные клетки различной формы, содержат ядро, могут активно передвигаться. Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических узлах. Они защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.
- Каковы особенности строения тромбоцитов? Где они образуются и какова их функция?
Примерный ответ. Тромбоциты – это небольшие безъядерные образования. Образуются в красном костном мозге, живут 5 – 7 дней. В 1 мм3 находится до 400 000 тромбоцитов, которые участвуют в свертывании крови.
- Что такое свертывание крови? Как оно происходит?
Примерный ответ. Свертывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие кровяные пластинки – тромбоциты – разрушаются, при этом в плазму выделяется особый фермент. Под его влиянием происходит целая цепь химических реакций, в результате которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Его нити образуют густую сеть – сгусток крови (тромб), который закрывает рану.
III. Изучение нового материала. (25 мин.)
1. Двое учащихся читают отрывки из стихотворений:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
(А.С. Пушкин “Пир во время чумы”).
Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Cмepтный огонек.Говорить не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный.
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычьи стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?
(Э. Багрицкий “Cмepть пионерки”).
2. Вступительное слово учителя.
Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла ? часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной cмepтью.
Не менее опасна была оспа.
В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
- Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?
(Учащиеся пытаются высказывать свое мнение).
- Чтобы ответить на этот вопрос, заслушаем сообщение на тему “Защитные свойства крови”.
3. Сообщение учащегося на тему “Защитные свойства крови” проводится с использованием компьютера. Диск “Электронная библиотека “Просвещение” - Биология 9 класс”, раздел “Инфекционные заболевания”.
(На экран выводится поочередно подразделы “Непрошенные гости”, “Некоторые факты об инфекциях” и учащийся начинает доклад).
- Тело человека постоянно подвергается воздействию болезнетворных, или патогенных микроорганизмов. Заболевания, вызванные микробами, называются инфекционными. (На экран поочередно выводится подразделы “Риск заражения”, “Пути заражения” и учащийся продолжает доклад).Микробы могут проникнуть через дыхательные пути, кожу, пищеварительный тpaкт. От инфекционных заболеваний страдают в первую очередь люди с ослабленной иммунной системой. Это – маленькие дети, люди с иммунодефицитом и пожилые люди. Подвержены частым инфекция люди, испытывающие голод, постоянный стресс или уже страдающие каким-либо недугом. Потенциальными жертвами патогенных микробов являются люди, пренебрегающие элементарными правилами гигиены (мытье рук, уборка жилого помещения и т. д.).
Каждый человек может заразиться, но не каждый может заболеть. Заражение и заболевания – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8 – 10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет). Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь, табакокурение – они угнетают иммунитет.
Вопрос: Что же такое иммунитет?
(Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ).
4. Слово учителя.
-Каков же физиологический механизм иммунитета?
(Внимание учащихся обращается на проекционный экран, где демонстрируется физиологический механизм иммунитета в разделе “Лимфатическая и иммунная система” в подразделах “Наша собственная армия”, “Вездесущие лимфоциты”, “Последняя битва – антиген, антитело” с объяснением учителя).
(В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов.
Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И. Мечников(показывается портрет) предположил, что фагоциты имеют место и у высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится 6-8 тыс. в 1 мм3, однако их число может изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций.
При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз).
При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов (лейкопения).
Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.
Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом.)
- Какие виды иммунитета существуют?
(Учащимся предлагается самостоятельное изучение материала учебника на с. 122 и выполнение задания 95 в рабочей тетради. После завершения работы проверяется правильность выполнения задания и вместе с учителем даются понятия новым терминам).
Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет выpaбатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет выpaбатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм выpaбатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. (Демонстрируется процесс проведения прививки на экране).
Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.
Развитие очень опасной болезни – столбняка – можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в организме очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет выpaбатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
5. Заключение.
- В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
(Внимание учащихся переключается на экран, где в разделе диска “СПИД – чума XX века” демонстрируются признаки заболевания, пути заражения, меры профилактики и т. д.)
IV. Закрепление знаний. (8 мин.)
- Пробное компьютерное тестирование в разделе “Лимфатическая и иммунная система”. Упражнение 2-7.
- Выполнение заданий в рубрике “Какие утверждения верны?” на с. 124 учебника.
- Выполнение заданий 1-4 в рубрике “Выберите правильный ответ” на с. 125 учебника.
V. Подведение итогов. (2 мин.)
VI. Задание на дом. Изучить текст учебника на с. 122; выполнить в рабочей тетради задания 94, 96.
Комментарии:
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
25 04 2025 14:10:43
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
24 04 2025 16:42:57
Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры.
...
23 04 2025 6:27:52
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
22 04 2025 16:26:50
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
21 04 2025 0:29:22
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
20 04 2025 13:32:36
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
19 04 2025 5:27:11
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
18 04 2025 8:58:54
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
17 04 2025 0:11:23
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
16 04 2025 22:49:55
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
15 04 2025 1:59:58
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
14 04 2025 15:54:55
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
13 04 2025 1:32:46
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
12 04 2025 5:18:47
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
11 04 2025 3:25:12

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
10 04 2025 5:45:56
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
09 04 2025 3:53:35
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
08 04 2025 8:27:35
Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....
07 04 2025 10:12:32
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
06 04 2025 16:38:26
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
05 04 2025 22:21:20
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
04 04 2025 15:49:50
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
03 04 2025 14:23:35
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
02 04 2025 8:26:28

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
01 04 2025 6:14:40
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
31 03 2025 17:40:30
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
30 03 2025 1:29:41
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
29 03 2025 15:17:52
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
28 03 2025 0:53:15
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
27 03 2025 16:35:30
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
26 03 2025 0:14:26
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
25 03 2025 16:41:51
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
24 03 2025 6:18:57
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
23 03 2025 20:29:13
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
22 03 2025 5:18:53
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
21 03 2025 17:40:32
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
20 03 2025 22:32:34
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
19 03 2025 16:38:30
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
18 03 2025 3:28:19
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
17 03 2025 5:15:28
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
16 03 2025 18:16:18
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
15 03 2025 4:35:44
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
14 03 2025 7:53:33
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
13 03 2025 9:27:49
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
12 03 2025 7:34:40

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
11 03 2025 15:12:42
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
10 03 2025 19:51:53
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
09 03 2025 5:15:23
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
08 03 2025 13:32:45
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
07 03 2025 13:14:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::