Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Я работаю в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №32 I, II, и V вида” (Презентация, слайд 1). Это образовательное учреждение, где обучаются глухие дети <Слайд 2>.
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.
Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья, который учится без познавательного интереса, воспринимает полученные знания, как “мертвый груз”, а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремится углубллять свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются.
Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса старшеклассников на уроках биологии являются следующие:
- Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач.
- Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников.
- Акцентирование внимания на теоретической важности и пpaктической значимости получаемых на уроках биологии знаний и умений.
- Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках.
- Предложение школьникам трудного, но посильного материала.
- Использование многообразия форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
- Обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов.
- Эмоциональность учителя, его увлеченность биологией.
- Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.)
- Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др.
- Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.
Но использовать все эти общепринятые методы с глухими учащимися бывает затруднительно. Восприятие учебного материала <Слайд 3> у глухих учащихся идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому я использую как можно больше наглядности в виде схем <Приложение 1>, <Слайд 4>, опopных текстовых схем <Приложение 2>, <Слайд 5>, таблиц <Приложение 3>, <Слайд 6>. Необходимо помнить об особенностях памяти глухих учащихся. Детей с ограниченными возможностями здоровья, обладая образной памятью, часто отмечают несуществующие признаки. Глухие учащиеся реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У таких детей очень кратковременная память. У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в развитии словесной речи, которое приводит к отставанию в развитии словесной памяти. У глухих учащихся ограниченный запас слов. При работе с глухими детьми необходимо соблюдать приемы, формирующие познавательные интересы детей, с ограниченными возможностями.
- Работа учащихся с любимыми привлекательными объектами;
- связь с близкой детям ситуацией, с собственным опытом, наблюдениями в природе за изучаемыми объектами <Слайд 7>;
- включение речевой и другой учебный материал в интересную для детей деятельность;
- снятие, устранение или облегчение непреодолимой трудности; создание условий при котором дети достигают успеха;
- содействие преодолению трудностей и достижению положительного результата;
- положительное отношение педагога к работе с детьми <Слайд 8>.
Здесь я подразумеваю следующие моменты:
- Личная заинтересованность учителя, вера в успех работы, разъяснение словами ее интересности.
- Внимание к ответу каждого ребенка, привлечение каждого ребенка к работе.
- Доброжелательное отношение к детям, к их успехам, желание им помочь добиться хорошего результата.
- Подбадривание, похвала, подчеркивание каждого достижения со стороны педагога: общественная оценка результата достигнутого ребенком, вызывающая и усиливающая переживание радости успеха.
- Пробуждение педагогом инициативы детей; принятие им различных предложений детей; организация работы, при которой предложения как бы идут от детей чувствующих себя инициаторами и творцами предстоящей работы.
Я развиваю интерес учащихся к изучению биологии за счет создания в кабинете биологии живого уголка. У меня в кабинете два аквариума. В большом аквариуме <Слайд 9> живут крупные рыбы – гурами, моллюски, а в другом аквариуме <Слайд 10> маленькие – гуппи. Ребята с удовольствием кормят рыб, меняют воду в аквариуме и наблюдают за жизнью рыб и моллюсков. Лабораторные работы <Слайд 11> по изучению простейших, водорослей, моллюсков, рыб проходят с большим интересом. Вся наглядность живая. Ребята берут водоросли и рассматривают в микроскоп <Слайд 12>, что вызывает у них большой интерес. Но это и вызывает трудности в сопоставлении слова и действия, слова и предмета, поэтому я использую текстовые опopные схемы, которые помогают учащимся высказать свои мысли. Пpaктически у всех учащихся есть компьютеры и выход в Интернет. Они много смотрят научно популярных фильмов о животном и растительном мире, но рассказать затрудняются, так как у них ограничен словарный запас. Я поместила справочный материал о рыбах около аквариума, это помогает учащимся. Ребята читают, проговаривают и стараются запомнить и использовать в общении. Использование текстовых опopных схем помогает учащимся в формировании ответа на вопрос.
Животные класса Пресмыкающихся у меня представлены черепахой <Слайд 13>. Черепаха живет у меня в классе уже 5 лет. Ребята с интересом наблюдают за передвижением черепахи, процессом питания, сами привозят ей любимое лакомство. Фиксируют, когда черепаха впала в спячку.
В кабинете у меня еще живут хомяк <Слайд 14, 15> и морская свинка <Слайд 16> – это животные представители класса Млекопитающие. Наблюдая за жизнью этих животных, учащиеся активно обсуждают поведение и повадки данных животных. Ребята делятся впечатлениями о животных, которых они видели по телевидению или во время посещения зоопарка, или отдыха на природе.
В нашем классном живом уголке большое количество цветов <Слайд 17>. Под моим руководством учащиеся ухаживают за цветами <Слайд 18>, поливают <Слайд 19>, удобряют, рыхлят, пересаживают, то есть приобретают первичные трудовые навыки по цветоводству. Большое количество цветов дает возможность с большим интересом проводить лабораторные работы по курсу биологии (растения). Все живые натуральные объекты и дают возможность развивать познавательный интерес у учащихся к биологии. Для проведения лабораторных работ мною составлены опopные схемы с доступным описанием хода работы. Выполнение задания вызывает у учащихся интерес, так как учащиеся пpaктически самостоятельно могут ответить на все вопросы.
На протяжении нескольких лет я провожу развлекательные игры – встречи <Слайд 20> со слышащими сверстниками из школы № 25. Полученные на уроках знания позволяют глухим учащимся отвечать на поставленные вопросы наравне со слышащими школьниками. Эти встречи помогают совершенствовать средства общения глухих учащихся и коммуникативную направленность речевого развития в социуме. Учащимся приобретают навыки общения со слышащими, у них появляются новые друзья.
Презентация.
Комментарии:
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
12 12 2025 12:18:10
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
11 12 2025 7:25:24
Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
10 12 2025 8:45:39
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
09 12 2025 6:55:55
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
08 12 2025 10:13:52
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
07 12 2025 3:43:18
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
06 12 2025 17:24:45
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
05 12 2025 23:44:18
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
04 12 2025 0:52:15
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
03 12 2025 14:33:44
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
02 12 2025 3:28:28
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
01 12 2025 12:14:17
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
30 11 2025 7:53:14
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
29 11 2025 4:46:12
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
28 11 2025 0:48:53
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
27 11 2025 2:59:57
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
26 11 2025 22:47:18
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
25 11 2025 3:28:47
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
24 11 2025 18:55:33
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
23 11 2025 4:55:57
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
22 11 2025 7:15:16
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
21 11 2025 5:49:38
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
20 11 2025 22:52:24
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
19 11 2025 11:36:52
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
18 11 2025 16:48:56
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
17 11 2025 1:58:46
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
16 11 2025 13:33:52
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
15 11 2025 9:56:34
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
14 11 2025 8:17:30
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
13 11 2025 11:51:19
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
12 11 2025 3:22:29
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
11 11 2025 17:18:57
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
10 11 2025 3:21:56
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
09 11 2025 21:49:35
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
08 11 2025 22:15:52
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
07 11 2025 8:19:56
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
06 11 2025 23:28:53
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
05 11 2025 15:16:34
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
04 11 2025 20:10:18
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
03 11 2025 20:43:55
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
02 11 2025 0:11:17
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
01 11 2025 12:49:32
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
31 10 2025 2:30:11
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
30 10 2025 19:28:41
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
29 10 2025 15:52:16
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
28 10 2025 7:24:40
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
27 10 2025 2:12:18
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
26 10 2025 19:48:58
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
25 10 2025 19:32:54
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
24 10 2025 0:43:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"