Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Я работаю в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №32 I, II, и V вида” (Презентация, слайд 1). Это образовательное учреждение, где обучаются глухие дети <Слайд 2>.
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.
Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья, который учится без познавательного интереса, воспринимает полученные знания, как “мертвый груз”, а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремится углубллять свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются.
Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса старшеклассников на уроках биологии являются следующие:
- Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач.
- Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников.
- Акцентирование внимания на теоретической важности и пpaктической значимости получаемых на уроках биологии знаний и умений.
- Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках.
- Предложение школьникам трудного, но посильного материала.
- Использование многообразия форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
- Обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов.
- Эмоциональность учителя, его увлеченность биологией.
- Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.)
- Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др.
- Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.
Но использовать все эти общепринятые методы с глухими учащимися бывает затруднительно. Восприятие учебного материала <Слайд 3> у глухих учащихся идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому я использую как можно больше наглядности в виде схем <Приложение 1>, <Слайд 4>, опopных текстовых схем <Приложение 2>, <Слайд 5>, таблиц <Приложение 3>, <Слайд 6>. Необходимо помнить об особенностях памяти глухих учащихся. Детей с ограниченными возможностями здоровья, обладая образной памятью, часто отмечают несуществующие признаки. Глухие учащиеся реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У таких детей очень кратковременная память. У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в развитии словесной речи, которое приводит к отставанию в развитии словесной памяти. У глухих учащихся ограниченный запас слов. При работе с глухими детьми необходимо соблюдать приемы, формирующие познавательные интересы детей, с ограниченными возможностями.
- Работа учащихся с любимыми привлекательными объектами;
- связь с близкой детям ситуацией, с собственным опытом, наблюдениями в природе за изучаемыми объектами <Слайд 7>;
- включение речевой и другой учебный материал в интересную для детей деятельность;
- снятие, устранение или облегчение непреодолимой трудности; создание условий при котором дети достигают успеха;
- содействие преодолению трудностей и достижению положительного результата;
- положительное отношение педагога к работе с детьми <Слайд 8>.
Здесь я подразумеваю следующие моменты:
- Личная заинтересованность учителя, вера в успех работы, разъяснение словами ее интересности.
- Внимание к ответу каждого ребенка, привлечение каждого ребенка к работе.
- Доброжелательное отношение к детям, к их успехам, желание им помочь добиться хорошего результата.
- Подбадривание, похвала, подчеркивание каждого достижения со стороны педагога: общественная оценка результата достигнутого ребенком, вызывающая и усиливающая переживание радости успеха.
- Пробуждение педагогом инициативы детей; принятие им различных предложений детей; организация работы, при которой предложения как бы идут от детей чувствующих себя инициаторами и творцами предстоящей работы.
Я развиваю интерес учащихся к изучению биологии за счет создания в кабинете биологии живого уголка. У меня в кабинете два аквариума. В большом аквариуме <Слайд 9> живут крупные рыбы – гурами, моллюски, а в другом аквариуме <Слайд 10> маленькие – гуппи. Ребята с удовольствием кормят рыб, меняют воду в аквариуме и наблюдают за жизнью рыб и моллюсков. Лабораторные работы <Слайд 11> по изучению простейших, водорослей, моллюсков, рыб проходят с большим интересом. Вся наглядность живая. Ребята берут водоросли и рассматривают в микроскоп <Слайд 12>, что вызывает у них большой интерес. Но это и вызывает трудности в сопоставлении слова и действия, слова и предмета, поэтому я использую текстовые опopные схемы, которые помогают учащимся высказать свои мысли. Пpaктически у всех учащихся есть компьютеры и выход в Интернет. Они много смотрят научно популярных фильмов о животном и растительном мире, но рассказать затрудняются, так как у них ограничен словарный запас. Я поместила справочный материал о рыбах около аквариума, это помогает учащимся. Ребята читают, проговаривают и стараются запомнить и использовать в общении. Использование текстовых опopных схем помогает учащимся в формировании ответа на вопрос.
Животные класса Пресмыкающихся у меня представлены черепахой <Слайд 13>. Черепаха живет у меня в классе уже 5 лет. Ребята с интересом наблюдают за передвижением черепахи, процессом питания, сами привозят ей любимое лакомство. Фиксируют, когда черепаха впала в спячку.
В кабинете у меня еще живут хомяк <Слайд 14, 15> и морская свинка <Слайд 16> – это животные представители класса Млекопитающие. Наблюдая за жизнью этих животных, учащиеся активно обсуждают поведение и повадки данных животных. Ребята делятся впечатлениями о животных, которых они видели по телевидению или во время посещения зоопарка, или отдыха на природе.
В нашем классном живом уголке большое количество цветов <Слайд 17>. Под моим руководством учащиеся ухаживают за цветами <Слайд 18>, поливают <Слайд 19>, удобряют, рыхлят, пересаживают, то есть приобретают первичные трудовые навыки по цветоводству. Большое количество цветов дает возможность с большим интересом проводить лабораторные работы по курсу биологии (растения). Все живые натуральные объекты и дают возможность развивать познавательный интерес у учащихся к биологии. Для проведения лабораторных работ мною составлены опopные схемы с доступным описанием хода работы. Выполнение задания вызывает у учащихся интерес, так как учащиеся пpaктически самостоятельно могут ответить на все вопросы.
На протяжении нескольких лет я провожу развлекательные игры – встречи <Слайд 20> со слышащими сверстниками из школы № 25. Полученные на уроках знания позволяют глухим учащимся отвечать на поставленные вопросы наравне со слышащими школьниками. Эти встречи помогают совершенствовать средства общения глухих учащихся и коммуникативную направленность речевого развития в социуме. Учащимся приобретают навыки общения со слышащими, у них появляются новые друзья.
Презентация.
Комментарии:
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
11 11 2025 6:54:46
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
10 11 2025 8:34:19
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
09 11 2025 8:45:26
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
08 11 2025 11:56:53
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
07 11 2025 16:13:47
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
06 11 2025 19:18:42
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
05 11 2025 3:57:30
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
04 11 2025 5:40:51
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
03 11 2025 7:53:10
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
02 11 2025 21:53:27
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
01 11 2025 7:14:21
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
31 10 2025 12:27:43
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
30 10 2025 8:58:15
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
29 10 2025 11:20:34
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
28 10 2025 19:15:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
27 10 2025 11:23:59
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
26 10 2025 8:13:12
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
25 10 2025 8:34:21
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
24 10 2025 2:19:32
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
23 10 2025 6:13:30
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
22 10 2025 4:54:14
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
21 10 2025 2:43:41
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
20 10 2025 16:59:12
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
19 10 2025 1:45:40
Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
18 10 2025 9:10:48
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
17 10 2025 6:47:40
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
16 10 2025 0:34:37
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
15 10 2025 4:20:23
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
14 10 2025 20:13:24
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
13 10 2025 18:29:48
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
12 10 2025 7:30:52
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
11 10 2025 2:24:23
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
10 10 2025 19:36:49
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
09 10 2025 21:16:33
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
08 10 2025 23:41:58
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
07 10 2025 19:12:12
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
06 10 2025 10:55:59
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
05 10 2025 3:25:42
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
04 10 2025 7:55:44
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
03 10 2025 9:43:58
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
02 10 2025 8:40:10
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
01 10 2025 17:35:57
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
30 09 2025 20:25:49
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
29 09 2025 0:54:11
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
28 09 2025 13:29:38
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
27 09 2025 22:42:50
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
26 09 2025 17:44:18
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
25 09 2025 13:23:19
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
24 09 2025 10:48:43
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
23 09 2025 3:42:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны