Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть понятие природного сообщества, показать их разнообразие, основные компоненты: производители, потребители, разрушители.
- Развивающая: сформировать умения составлять простые цепи питания, работать с натуральными объектами; развитие информационно-коммуникативных компетенций.
- Воспитательная: понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края.
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
Средства обучения и оборудование: учебники, рабочая тетрадь УМК Сонина Н.И., презентация \"Природные сообщества\", гербарий, цветные карандаши, маркеры.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мотивационно-целевой этап а) определение темы урока |
1. Приветствие. Психологический
настрой на деятельность 2. Диалог с учащимися Рассказ учителя: Дорогие ребята Вам отправили телеграмму, давайте прочитаем. Чтобы спасти стерхов мы должны изучить среды обитания стерхов, почему они оказались в опасности. Сегодня на уроке мы продолжим изучение среды обитания организмов. - Что такое среда обитания? - Какие живые организмы приспособились к колебаниям температуры окружающей среды? - В каких средах обитают живые организмы? - В каком природном сообществе можно встретить окуня и плотву? Да - это река |
Приветствие. Учащиеся сидят по 5 в трех
группах 1 из уч-ся читает \"Учащиеся 6 класса, спасите нас. Карта у учителя. Спасите наше природное сообщество. Стерхи\".
Отвечают на вопросы |
Сообщение темы урока \"Природные сообщества долины реки Амга\" | Записывают в тетрадь | |
б) целеполагание | Сообщение целей и задач урока: Определим природные сообщества Раскроем основные компоненты и сложность их взаимоотношений Углубим знания о пищевых связях Составим пищевые связи или цепи питания |
Вместе читают на презентации цели и задачи урока |
Изучение нового материала Деятельностный этап | Давайте соберёмся в путь. Чтобы путешествовать, нужен путевой журнал, чтобы записывать свои наблюдения. Путешественникам нужна карта. Обращаю внимание на карту Россию, Якутию. (Рассказ по маршруту) Летим на самолете ТУ-154 Москва - Якутск слушаем и записываем свои путевые заметки Презентация \"Природные сообщества Якутии\" Якутия - страна за снеженная, климат резко-континентальный, здесь суровая зима, жаркое лето. В тайге можно встретить медведя, зайца-беляка, а среди трав - пырея, мышиный горошек. Сообщество (биоценоз) - группа организмов разных видов, приспособленных к определенным условиям существования, на однородном участке и взаимно влияющих друг на друга. Иногда выделяют сообщества растений, животных. Микроорганизмов. Экосистема - группа организмов разных видов, занимающих определенную территорию и взаимодействующих друг с другом и окружающей их неживой природой. Теперь из Якутска в Татту отправляемся на автомобиле. Вот река Амга Задание: найти в интернет ресурсах об реке Амга. Презентация \"Река Амга\" То величавая, то шаловливая, словно из сказки,
река, - А теперь в путь. Мы поплывём сначала на лодках, остановимся возле леса. Остановка 1. ЛЕС Структура природного сообщества: производители, потребители, разрушители (учебник) - задание: загадки про животных Кто бежит задними ногами вперед (заяц - растительноядное) Животное, у которого на голове растут ветки (олень-растительноядное) Его называют лесным разбойником (волк-хищник) Какое животное спит зимой (медведь) Вывод: определение потребителя - Пройдем по реке и сделаем ещё одну остановку - Живут ли в лесу стерхи? - Продолжаем поиск Остановка 2. РЕКА - игра \"Поймай рыбку\" - Нам надо подкрепиться, давайте поймаем рыбу (окунь, щука, плотва, хариус, червя, водоросль, моллюск, жук) Задание: - построиться по размеру, - по 1 буквам - кто чем питается Вывод: о цепи питания, о сети питания - Кто-нибудь видел стерхов? - Продолжаем поиск - Вот мы приплыли на красивый берег. Немножко разомнемся после долгой дороги. ФИЗКУЛЬТИНУТКА (четверостишие на якутском языке) - Следующая остановка - Отдохнули, далее наш путь пройдёт по лугу. Остановка 3. ЛУГ. Пойменный луг Задание: выберите образцы луговых растений (гербарий) Вывод: определение производители, разрушители - Встречаются ли растения, которыми питаются стерхи? - Здесь будет наша последняя остановка Остановка 4. ОХРАНЫ ПРИРОДЫ - Игра \"Слабое звено\" Стерхи очень нуждаются в охране. - Задание: Вам нужно сделать проект \"Как спасти среду обитания стерхов?\" Видеофильм \"О стерхов\" |
Слушают и записывают в журнал наблюдений свои заметки
Запись в журналах
Поиск по интернету об Амге (выступление из групп по 3 предложения)
Работа по учебники стр. 171
Отгадывают загадки и определяют тип питания (хищник, растительноядное, всеядные)
Р.Т. Упр 117
Нет
Из групп выходят на игру по 3 участника \"В реке плавают рыбы, надо поймать удочкой\" Игра-соревнование \"Выстроиться в ряд\" Написать названия звеньев цепи питания РТ стр 65 Упр 118 Нет
Упражнение лягушка (или танец стерхов)
Работа в группах Р.Т. Упр 117
Да
Дидактическая игра \"Слабое звено\" о журавлях Нарисовать проект на стр.67 |
3. Контрольно-оценочный этап | Защита проектов Условие: - Каждый из вас должен сказать одно предложение о проектах (условие: не повторяться) Вывод: важно охранять окружающую среду |
Рассказ проектов 3 уч-ся Взаимооценка |
4. Рефлексивный этап | Рефлексия урока: - Какие новые знания вы сегодня получили на уроке? - Чему вы научились? - Что на уроке было интересное, познавательное? - Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение? (выставление оценок, их комментирование) - Есть старинное народное поверье \"Человек хоть раз в жизни увидевшее стерхов будет счастлив всю жизнь\" Спасибо за урок. Желаю успехов, счастья. |
Участвуют в подведении итога урока |
Комментарии:
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
01 12 2023 23:20:57
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
30 11 2023 9:21:51
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
29 11 2023 7:58:55
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
28 11 2023 7:54:51
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
27 11 2023 21:46:54
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
26 11 2023 10:10:52
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
25 11 2023 13:44:12
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
24 11 2023 2:43:46
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
23 11 2023 7:56:57
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
22 11 2023 16:48:35
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
21 11 2023 6:18:50

Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
20 11 2023 15:35:24
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
19 11 2023 7:23:18
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
18 11 2023 18:57:21
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
17 11 2023 17:43:37
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
16 11 2023 21:13:13
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
15 11 2023 0:53:26
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
14 11 2023 18:22:53
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
13 11 2023 13:19:12
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
12 11 2023 9:26:55
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
11 11 2023 0:31:32
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
10 11 2023 0:17:42
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
09 11 2023 18:48:54
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
08 11 2023 11:40:13
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
07 11 2023 10:24:17
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
06 11 2023 23:20:49
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
05 11 2023 1:13:58
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
04 11 2023 9:18:35
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
03 11 2023 21:51:26
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
02 11 2023 20:57:22
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
01 11 2023 3:35:44
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
31 10 2023 15:27:54
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
30 10 2023 5:35:28
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
29 10 2023 23:44:29
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
28 10 2023 8:18:30
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
27 10 2023 9:30:53
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
26 10 2023 18:45:45
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
25 10 2023 4:11:40
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
24 10 2023 22:27:14
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
23 10 2023 1:54:18
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
22 10 2023 6:20:20
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
21 10 2023 17:14:11
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
20 10 2023 11:44:57
В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....
19 10 2023 21:12:58
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
18 10 2023 18:18:14
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
17 10 2023 2:12:41
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
16 10 2023 6:14:51
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
15 10 2023 15:45:14
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
14 10 2023 14:57:26
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
13 10 2023 10:55:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::