Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть понятие природного сообщества, показать их разнообразие, основные компоненты: производители, потребители, разрушители.
- Развивающая: сформировать умения составлять простые цепи питания, работать с натуральными объектами; развитие информационно-коммуникативных компетенций.
- Воспитательная: понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края.
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
Средства обучения и оборудование: учебники, рабочая тетрадь УМК Сонина Н.И., презентация \"Природные сообщества\", гербарий, цветные карандаши, маркеры.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мотивационно-целевой этап а) определение темы урока |
1. Приветствие. Психологический
настрой на деятельность 2. Диалог с учащимися Рассказ учителя: Дорогие ребята Вам отправили телеграмму, давайте прочитаем. Чтобы спасти стерхов мы должны изучить среды обитания стерхов, почему они оказались в опасности. Сегодня на уроке мы продолжим изучение среды обитания организмов. - Что такое среда обитания? - Какие живые организмы приспособились к колебаниям температуры окружающей среды? - В каких средах обитают живые организмы? - В каком природном сообществе можно встретить окуня и плотву? Да - это река |
Приветствие. Учащиеся сидят по 5 в трех
группах 1 из уч-ся читает \"Учащиеся 6 класса, спасите нас. Карта у учителя. Спасите наше природное сообщество. Стерхи\".
Отвечают на вопросы |
Сообщение темы урока \"Природные сообщества долины реки Амга\" | Записывают в тетрадь | |
б) целеполагание | Сообщение целей и задач урока: Определим природные сообщества Раскроем основные компоненты и сложность их взаимоотношений Углубим знания о пищевых связях Составим пищевые связи или цепи питания |
Вместе читают на презентации цели и задачи урока |
Изучение нового материала Деятельностный этап | Давайте соберёмся в путь. Чтобы путешествовать, нужен путевой журнал, чтобы записывать свои наблюдения. Путешественникам нужна карта. Обращаю внимание на карту Россию, Якутию. (Рассказ по маршруту) Летим на самолете ТУ-154 Москва - Якутск слушаем и записываем свои путевые заметки Презентация \"Природные сообщества Якутии\" Якутия - страна за снеженная, климат резко-континентальный, здесь суровая зима, жаркое лето. В тайге можно встретить медведя, зайца-беляка, а среди трав - пырея, мышиный горошек. Сообщество (биоценоз) - группа организмов разных видов, приспособленных к определенным условиям существования, на однородном участке и взаимно влияющих друг на друга. Иногда выделяют сообщества растений, животных. Микроорганизмов. Экосистема - группа организмов разных видов, занимающих определенную территорию и взаимодействующих друг с другом и окружающей их неживой природой. Теперь из Якутска в Татту отправляемся на автомобиле. Вот река Амга Задание: найти в интернет ресурсах об реке Амга. Презентация \"Река Амга\" То величавая, то шаловливая, словно из сказки,
река, - А теперь в путь. Мы поплывём сначала на лодках, остановимся возле леса. Остановка 1. ЛЕС Структура природного сообщества: производители, потребители, разрушители (учебник) - задание: загадки про животных Кто бежит задними ногами вперед (заяц - растительноядное) Животное, у которого на голове растут ветки (олень-растительноядное) Его называют лесным разбойником (волк-хищник) Какое животное спит зимой (медведь) Вывод: определение потребителя - Пройдем по реке и сделаем ещё одну остановку - Живут ли в лесу стерхи? - Продолжаем поиск Остановка 2. РЕКА - игра \"Поймай рыбку\" - Нам надо подкрепиться, давайте поймаем рыбу (окунь, щука, плотва, хариус, червя, водоросль, моллюск, жук) Задание: - построиться по размеру, - по 1 буквам - кто чем питается Вывод: о цепи питания, о сети питания - Кто-нибудь видел стерхов? - Продолжаем поиск - Вот мы приплыли на красивый берег. Немножко разомнемся после долгой дороги. ФИЗКУЛЬТИНУТКА (четверостишие на якутском языке) - Следующая остановка - Отдохнули, далее наш путь пройдёт по лугу. Остановка 3. ЛУГ. Пойменный луг Задание: выберите образцы луговых растений (гербарий) Вывод: определение производители, разрушители - Встречаются ли растения, которыми питаются стерхи? - Здесь будет наша последняя остановка Остановка 4. ОХРАНЫ ПРИРОДЫ - Игра \"Слабое звено\" Стерхи очень нуждаются в охране. - Задание: Вам нужно сделать проект \"Как спасти среду обитания стерхов?\" Видеофильм \"О стерхов\" |
Слушают и записывают в журнал наблюдений свои заметки
Запись в журналах
Поиск по интернету об Амге (выступление из групп по 3 предложения)
Работа по учебники стр. 171
Отгадывают загадки и определяют тип питания (хищник, растительноядное, всеядные)
Р.Т. Упр 117
Нет
Из групп выходят на игру по 3 участника \"В реке плавают рыбы, надо поймать удочкой\" Игра-соревнование \"Выстроиться в ряд\" Написать названия звеньев цепи питания РТ стр 65 Упр 118 Нет
Упражнение лягушка (или танец стерхов)
Работа в группах Р.Т. Упр 117
Да
Дидактическая игра \"Слабое звено\" о журавлях Нарисовать проект на стр.67 |
3. Контрольно-оценочный этап | Защита проектов Условие: - Каждый из вас должен сказать одно предложение о проектах (условие: не повторяться) Вывод: важно охранять окружающую среду |
Рассказ проектов 3 уч-ся Взаимооценка |
4. Рефлексивный этап | Рефлексия урока: - Какие новые знания вы сегодня получили на уроке? - Чему вы научились? - Что на уроке было интересное, познавательное? - Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение? (выставление оценок, их комментирование) - Есть старинное народное поверье \"Человек хоть раз в жизни увидевшее стерхов будет счастлив всю жизнь\" Спасибо за урок. Желаю успехов, счастья. |
Участвуют в подведении итога урока |
Комментарии:
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
31 05 2025 5:35:50
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
30 05 2025 12:20:45
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
29 05 2025 15:26:27
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
28 05 2025 11:54:21
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
27 05 2025 4:37:49

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
26 05 2025 16:59:56
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
25 05 2025 18:28:53
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
24 05 2025 22:46:17
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
23 05 2025 4:35:36
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
22 05 2025 18:35:59
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
21 05 2025 16:40:14
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
20 05 2025 2:36:44
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
19 05 2025 10:45:32
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
18 05 2025 3:49:22
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
17 05 2025 11:22:32
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
16 05 2025 23:53:34
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
15 05 2025 12:12:54
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
14 05 2025 12:30:35
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
13 05 2025 10:46:12
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
12 05 2025 20:11:33

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
11 05 2025 9:16:40
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
10 05 2025 4:58:51
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
09 05 2025 5:36:47
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
08 05 2025 8:57:39
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
07 05 2025 23:31:24
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
06 05 2025 12:20:26

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
05 05 2025 7:52:52
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
04 05 2025 15:46:30
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
03 05 2025 17:51:38
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
02 05 2025 18:30:33
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
01 05 2025 11:19:19
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
30 04 2025 21:35:34

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....
29 04 2025 21:58:39
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
28 04 2025 9:46:17
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
27 04 2025 21:27:54
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
26 04 2025 20:17:36
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
25 04 2025 18:12:21
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
24 04 2025 19:30:35
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
23 04 2025 5:15:38
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
22 04 2025 9:22:56
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
21 04 2025 9:37:44
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
20 04 2025 18:20:43
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
19 04 2025 7:50:16
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
18 04 2025 22:23:19
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
17 04 2025 19:13:10
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
16 04 2025 22:38:45
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
15 04 2025 5:54:29
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
14 04 2025 20:16:47
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения.
...
13 04 2025 10:22:33
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
12 04 2025 1:27:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::