Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть понятие природного сообщества, показать их разнообразие, основные компоненты: производители, потребители, разрушители.
- Развивающая: сформировать умения составлять простые цепи питания, работать с натуральными объектами; развитие информационно-коммуникативных компетенций.
- Воспитательная: понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края.
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
Средства обучения и оборудование: учебники, рабочая тетрадь УМК Сонина Н.И., презентация \"Природные сообщества\", гербарий, цветные карандаши, маркеры.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мотивационно-целевой этап а) определение темы урока |
1. Приветствие. Психологический
настрой на деятельность 2. Диалог с учащимися Рассказ учителя: Дорогие ребята Вам отправили телеграмму, давайте прочитаем. Чтобы спасти стерхов мы должны изучить среды обитания стерхов, почему они оказались в опасности. Сегодня на уроке мы продолжим изучение среды обитания организмов. - Что такое среда обитания? - Какие живые организмы приспособились к колебаниям температуры окружающей среды? - В каких средах обитают живые организмы? - В каком природном сообществе можно встретить окуня и плотву? Да - это река |
Приветствие. Учащиеся сидят по 5 в трех
группах 1 из уч-ся читает \"Учащиеся 6 класса, спасите нас. Карта у учителя. Спасите наше природное сообщество. Стерхи\".
Отвечают на вопросы |
Сообщение темы урока \"Природные сообщества долины реки Амга\" | Записывают в тетрадь | |
б) целеполагание | Сообщение целей и задач урока: Определим природные сообщества Раскроем основные компоненты и сложность их взаимоотношений Углубим знания о пищевых связях Составим пищевые связи или цепи питания |
Вместе читают на презентации цели и задачи урока |
Изучение нового материала Деятельностный этап | Давайте соберёмся в путь. Чтобы путешествовать, нужен путевой журнал, чтобы записывать свои наблюдения. Путешественникам нужна карта. Обращаю внимание на карту Россию, Якутию. (Рассказ по маршруту) Летим на самолете ТУ-154 Москва - Якутск слушаем и записываем свои путевые заметки Презентация \"Природные сообщества Якутии\" Якутия - страна за снеженная, климат резко-континентальный, здесь суровая зима, жаркое лето. В тайге можно встретить медведя, зайца-беляка, а среди трав - пырея, мышиный горошек. Сообщество (биоценоз) - группа организмов разных видов, приспособленных к определенным условиям существования, на однородном участке и взаимно влияющих друг на друга. Иногда выделяют сообщества растений, животных. Микроорганизмов. Экосистема - группа организмов разных видов, занимающих определенную территорию и взаимодействующих друг с другом и окружающей их неживой природой. Теперь из Якутска в Татту отправляемся на автомобиле. Вот река Амга Задание: найти в интернет ресурсах об реке Амга. Презентация \"Река Амга\" То величавая, то шаловливая, словно из сказки,
река, - А теперь в путь. Мы поплывём сначала на лодках, остановимся возле леса. Остановка 1. ЛЕС Структура природного сообщества: производители, потребители, разрушители (учебник) - задание: загадки про животных Кто бежит задними ногами вперед (заяц - растительноядное) Животное, у которого на голове растут ветки (олень-растительноядное) Его называют лесным разбойником (волк-хищник) Какое животное спит зимой (медведь) Вывод: определение потребителя - Пройдем по реке и сделаем ещё одну остановку - Живут ли в лесу стерхи? - Продолжаем поиск Остановка 2. РЕКА - игра \"Поймай рыбку\" - Нам надо подкрепиться, давайте поймаем рыбу (окунь, щука, плотва, хариус, червя, водоросль, моллюск, жук) Задание: - построиться по размеру, - по 1 буквам - кто чем питается Вывод: о цепи питания, о сети питания - Кто-нибудь видел стерхов? - Продолжаем поиск - Вот мы приплыли на красивый берег. Немножко разомнемся после долгой дороги. ФИЗКУЛЬТИНУТКА (четверостишие на якутском языке) - Следующая остановка - Отдохнули, далее наш путь пройдёт по лугу. Остановка 3. ЛУГ. Пойменный луг Задание: выберите образцы луговых растений (гербарий) Вывод: определение производители, разрушители - Встречаются ли растения, которыми питаются стерхи? - Здесь будет наша последняя остановка Остановка 4. ОХРАНЫ ПРИРОДЫ - Игра \"Слабое звено\" Стерхи очень нуждаются в охране. - Задание: Вам нужно сделать проект \"Как спасти среду обитания стерхов?\" Видеофильм \"О стерхов\" |
Слушают и записывают в журнал наблюдений свои заметки
Запись в журналах
Поиск по интернету об Амге (выступление из групп по 3 предложения)
Работа по учебники стр. 171
Отгадывают загадки и определяют тип питания (хищник, растительноядное, всеядные)
Р.Т. Упр 117
Нет
Из групп выходят на игру по 3 участника \"В реке плавают рыбы, надо поймать удочкой\" Игра-соревнование \"Выстроиться в ряд\" Написать названия звеньев цепи питания РТ стр 65 Упр 118 Нет
Упражнение лягушка (или танец стерхов)
Работа в группах Р.Т. Упр 117
Да
Дидактическая игра \"Слабое звено\" о журавлях Нарисовать проект на стр.67 |
3. Контрольно-оценочный этап | Защита проектов Условие: - Каждый из вас должен сказать одно предложение о проектах (условие: не повторяться) Вывод: важно охранять окружающую среду |
Рассказ проектов 3 уч-ся Взаимооценка |
4. Рефлексивный этап | Рефлексия урока: - Какие новые знания вы сегодня получили на уроке? - Чему вы научились? - Что на уроке было интересное, познавательное? - Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение? (выставление оценок, их комментирование) - Есть старинное народное поверье \"Человек хоть раз в жизни увидевшее стерхов будет счастлив всю жизнь\" Спасибо за урок. Желаю успехов, счастья. |
Участвуют в подведении итога урока |
Комментарии:
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
01 04 2025 10:15:28
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
31 03 2025 4:57:22
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
30 03 2025 15:27:41
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
29 03 2025 5:30:30
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
28 03 2025 13:38:35
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
27 03 2025 12:35:45
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
26 03 2025 14:35:15
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
25 03 2025 16:19:29
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
24 03 2025 5:13:10
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
23 03 2025 9:15:57
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
22 03 2025 7:42:32
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
21 03 2025 22:18:14

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
20 03 2025 15:37:36
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
19 03 2025 4:39:37
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
18 03 2025 9:41:30
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
17 03 2025 17:29:58
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
16 03 2025 23:10:32

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
15 03 2025 19:29:43
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
14 03 2025 1:47:21
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
13 03 2025 7:19:30
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
12 03 2025 8:47:29
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
11 03 2025 14:32:21
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
10 03 2025 2:11:30
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
09 03 2025 23:38:19
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
08 03 2025 19:16:11
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
07 03 2025 3:59:13

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
06 03 2025 6:34:37
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
05 03 2025 19:34:29
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
04 03 2025 21:29:37
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
03 03 2025 18:20:14
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
02 03 2025 1:11:32
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
01 03 2025 2:49:27
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
28 02 2025 17:18:43
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
27 02 2025 4:56:43
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
26 02 2025 15:37:54
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
25 02 2025 5:25:51

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
24 02 2025 4:27:34

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
23 02 2025 5:48:32
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
22 02 2025 2:17:55
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
21 02 2025 10:10:48
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
20 02 2025 1:23:35
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
19 02 2025 21:40:17
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
18 02 2025 5:50:53
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
17 02 2025 4:35:45
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
16 02 2025 21:21:10
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
15 02 2025 0:33:50
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
14 02 2025 18:29:52
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
13 02 2025 16:39:11
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
12 02 2025 3:17:22
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
11 02 2025 12:18:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::