Элективный курс "Решение генетических задач" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

Пояснительная записка.

Генетика – одна из ведущих наук современной биологии. В курсе общей биологии раздел генетики является наиболее трудным для усвоения и понимания учащимися, причем наибольшую сложность представляет решение задач. Одновременно генетика тесно связана с целым рядом биологических дисциплин, что дает возможность в ходе занятий рассматривать проблемы цитологии и прикладных наук (прежде всего медицины и селекции).

Наконец, элективный курс “Решение генетических задач” позволяет привлечь школьников к изучению теории, чтению книг, подготовке сообщений, но и заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ, для решения разнообразных задач, без чего невозможно достаточно глубокое и творческое усвоение биологии.

Основная цель данного курса состоит не в воспроизведении теоретического материал, а в освоении новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий.

Элективный курс “Решение генетических задач” поможет лучшему усвоению пpaктических основ генетики; научит учащихся применять творческий подход к решению задач; умению ориентироваться в нестандартных условиях; лучше подготовиться к сдаче экзамена по биологии. Программа рассчитана на пpaктический результат. Рекомендуемой формой преподавания курса являются пpaктикумы по решению генетических задач повышенного уровня сложности.

В школьном курсе задачи по темам “Плейотропия”, “Пенетрантность” и “Популяционная генетика” не решаются. В программе элективного курса рассматриваются задачи разной степени сложности, комбинированные и для самостоятельного решения.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов.

Он рассчитан на 32 часа.

Цель курса: углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся.

Задачи курса:

  • Усвоить теоретические и пpaктические основы классической генетики,
  • Стимулировать творческий подход к решению задач,
  • Умение ориентироваться в нестандартных условиях,
  • Подготавливать учащихся к сдаче экзамена по биологии.

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • Совершенствовать опыт использования теоретических знаний для решения задач повышенного уровня сложности по молекулярной и классической генетике;
  • Сформировать умения учащихся решать задачи по генетике популяций;
  • Доказывать ход логических рассуждений и правильность своих выводов, выбирать рациональный способ решения генетических задач.

Формы контроля:

  • Самостоятельные работы.
  • Тесты.
  • Контрольные работы.
  • Пpaктические работы.

Тематический план.

Наименование темы. Кол-во часов. Семинары, пpaктикумы. Контроль.
1 Введение в генетику. 2 2 Входной контроль (контрольная работа № 1).
2 Молекулярная генетика.

Решение задач по молекулярной генетике.

4 4 Пpaктическая работа № 1.
3 Классическая генетика.
Решение задач на законы Г. Менделя.
Решение задач на сцепленное наследование генов.
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Решение задач на взаимодействие неаллельных генов: Комплементарность, эпистаз, полимерия.
Решение задач по теме: Плейотропия, Пенетрантность.
19
4
4
4
4

3


Пpaктическая работа № 2.
Пpaктическая работа № 3.
Пpaктическая работа № 4.
Пpaктическая работа № 5.

Пpaктическая работа № 6.

4 Популяционная генетика. 3 3 Пpaктическая работа № 7.
5 Заключение.
Решение задач на смешанную тематику.
Решение генетических задач для самостоятельного изучения.
4 3

1

Пpaктическая работа № 8.

Контрольная работа № 2.
(Итоговый контроль.)

Содержание курса:

Общее количество часов – 32.

Тема № 1: Введение (2 часа).

Введение в генетику. Античные и средневековые представления о наследственности. Зарождение и развитие молекулярной генетики.

Контрольная работа № 1 (входной контроль).

Тема № 2: Молекулярная генетика (4 часа).

Пpaктическая работа № 1: решение задач по молекулярной генетике (4 часа).

Тема № 3: Классическая генетика (19 часов).

Пpaктическая работа № 2. “Решение задач на законы Г. Менделя” (4 часа).

Пpaктическая работа № 3 “Решение задач на сцепленное наследование генов” (4 часа).

Пpaктическая работа № 4 “Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом” (4 часа).

Пpaктическая работа № 5 “Решение задач на взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия” (4 часа).

Пpaктическая работа № 6 “Решение задач по теме: Плейотропия. Пенетрантность” (3 часа).

Тема № 4 Популяционная генетика (3 часа).

Пpaктическая работа № 7 “Решение задач по теме: Генетика популяций” (3 часа).

Тема № 5 Заключение (4 часа).

Пpaктическая работа № 8 “Решение задач на смешанную тематику” (3 часа).

Контрольная работа № 2 “Решение генетических задач” (1 час).

Тема № 2: Молекулярная генетика (4 часа).

Пpaктическая работа № 1.

1. Одна из цепочек молекул ДНК имеет такую последовательность:

А) – ЦААТАЦАЦЦГТЦГТТ –…
Б) – АГТЦАТГГТЦАЦГТ –…
В) – ЦАЦЦГТАЦАГААТЦГЦТГАТ –…

Какую последовательность нуклеотидов имеет цепь молекулы РНК.

Укажите: количество триплетов;

Последовательность аминокислот в белке.

2. Белок имеет следующий состав аминокислот:

А) – лей-гис-глу-асн-вал-фен-
Б) – лиз-сер-тир-асн-сер-лей-
В) – илей-мет-про-гли-сер-глу-

Определите:

– последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК,
– длину молекулы ДНК,
– количество триплетов и нуклеотидов,
– структуру второй цепи молекулы ДНК.

3. Зашифруйте последовательность аминокислот в последовательность нуклеотидов для молекулы ДНК:

А) – лей-сер-тир-гис-стоп-
Б) – мет-вал-глу-арг-глн-стоп-

4. Зашифруйте последовательность нуклеотидов в последовательность аминокислот в молекуле ДНК:

А) – ААЦГТЦТЦТЦЦГАТЦ –
Б) – ЦАГТЦГАТТГГТТГЦААЦТ–

5. По фрагменту цепи молекулы ДНК определите:

– Структуру участка гена,
– Длину участка гена,
– Содержание в процентах каждого типа нуклеотидов в участке гена,
– АТГЦАГЦТЦАТ –

Решение задач по теме: “Биосинтез белка”.

Задача 1.

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин, состоящий из 51 аминокислоты?

Задача 2.

Молекулярная масса белка Х=50000. Определите длину соответствующего гена, если молекулярная масса одной аминокислоты =100, а одного нуклеотида=345.

Задача 3.

Известна молекулярная масса четырех видов белков:

А) 3000 б)4600 в) 78000 г) 3500.

Определите длину соответствующих генов.

Задача 4.

Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров белка, запрограммированного в этой ДНК.

Задача 5.

Какова молекулярная масса гена (двух цепей ДНК), если в одной цепи его запрограммирован белок с молекулярной массой 1500?

Задача 6.

Известно, что расстояние между двумя соседними нуклеотидами в молекуле ДНК равно 0, 34 нм, какую длину имеют гены, определяющие молекулу гемоглобина, включающего 287 аминокислот?

Задача 7.

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок – инсулин, состоящий из 51 аминокислоты?

Задача 8.

Молекулярная масса белка Ч равна 50 тысяч. Определите длину соответствующего гена, если молекулярная масса одной аминокислоты равна 100?

Задача 9.

Одна из цепей молекулы ДНК имеет молекулярную массу равную 34155. определите количество мономеров белка, запрограммированного в этой ДНК, если молекулярная масса одного нуклеотида равна 345?

Задача 10.

Химический анализ показал, что 28% от общего числа нуклеотидов данной РНК приходится на аденин, 6% на гуанин и 40% на урацил. Каков должен быть нуклеотидный состав, соответствующего участка ДНК, информация с которого “переписана” данной РНК?

Решение задач по теме: “Нуклеиновые кислоты”.

Задача 1.

Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

Задача 2.

Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.

Задача 3.

В процессе трaнcляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Задача 4.

В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ, Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин, гуанин, тимин и цитозин в двухцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

Задача 5.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Задача 6.

Общая масса всех молекул ДНК в хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6*10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в cпepматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Задача 7.

В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Задача 8.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид аденин. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Решение задач по теме: “Пластический и энергетический обмен”.

Задача 1.

В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль.

Определите:

  1. Сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано?
  2. Сколько моль АТФ при этом синтезировано?
  3. Сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ?
  4. Сколько моль кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты?

Задача 2.

В процессе диссимиляции произошло расщепление 17 моль глюкозы, из которых кислородному расщеплению подверглись 3 моли.

Определите:

  1. Сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано?
  2. Сколько моль АТФ при этом синтезировано?
  3. Сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ?
  4. Сколько моль кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты?

Задача 3.

В результате диссимиляции в клетках образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа.

Определите:

  1. Сколько всего моль глюкозы израсходовано?
  2. Сколько из них подверглось только неполному и сколько полному расщеплению?
  3. Сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано?
  4. Сколько моль кислорода израсходовано на окисление образовавшейся молочной кислоты?

Тема № 3: Классическая генетика (19 часов).

Пpaктическая работа № 2:

Моногибридное скрещивание (1час).

  1. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Сколько типов гамет образуется у жены? Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары? Какова вероятность рождения в каждой семье ребенка с нормальным зрением?
  2. У собаки висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши, получено 214 щенков. Сколько типов гамет может образоваться у собаки со стоячими ушами? Сколько гетерозиготных животных будет в F1? Сколько животных будет с висячими ушами?
  3. У коров комолость доминирует над рогатостью. От скрещивания комолых животных с рогатыми получено 96 гибридов. Гибриды скрещивались между собой и в F2 получено 48 телят. Сколько гетерозиготных животных среди гибридов F2? Сколько будет комолых и рогатых животных в F2?
  4. Проведено скрещивание пшеницы с красной и белой окраской колоса. Полученное в результате скрещивание красноколосые растения опылено пыльцой белоколосого растения. Всего в F2 получено 28 растений. Сколько гетерозиготных растений будет в F2? Сколько растений из них будет иметь красный колос?
  5. у человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами? Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
  6. У крупного рогатого скота красная масть неполно доминирует над белой. Гетерозиготы – чалые. Бык чалый, а коровы всех трех мастей. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из трех скрещиваний?
  7. У ячменя пленчатость доминирует над голозерностью. Гетерозиготное растение опылено пыльцой гомозиготного пленчатого растения. Всего получено 48 растений. Сколько растений из них будет гомозиготными, гетерозиготными, пленчатыми?

Пpaктическая работа № 2:

Дигибридное скрещивание (3часа).

  1. У томатов пурпурная окраска и рассеченная форма листа – доминанта. Родители имели пурпурный стебель и рассеченный лист, зеленый стебель и рассеченный лист. В потомстве получено 722 растения с пурпурным стeблем и рассеченным листом, 236 – с пурпурным и цельнокрайнным листом. Определить генотипы родителей?
  2. В семье, где родители хорошо слышали и имели – один – гладкие волосы, а другой – вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Каковы генотипы родителей и детей, если вьющиеся волосы доминантны, а глухота – рецессивный признак?
  3. От скрещивания стелющегося гороха с окрашенными цветками и кустистого белоцветкового получено в F 1 все стелющиеся с окрашенными цветками. Определите генотипы родителей и потомков в F2?
  4. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета над красным. Скрещивается гетерозиготный по обоим признакам черный комолый бык с такой же коровой. Каким окажутся телята?
  5. У львиного зева цветки бывают нормальной формы и пилорической, а по окраске – красные, розовые и белые. Нормальная форма цветка доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений, двух розовых пилорических растений?
  6. У человека ген карих глаз доминирует над гoлyбыми, а умение владеть правой рукой над леворукостью. Каким могут быть дети, если родители их гетерозиготны? Каким могут быть дети, если отец – левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать гoлyбоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками.
  7. Черные комолые коровы скрещиваются с черным комолым быком. В F1 – 896 телят, из них было получено 535 черных комолых и 161 красных комолых телят. Сколько было рогатых телят и какая часть из них красного цвета, если комолость и черный цвет – доминантные признаки.
  8. Сколько из 150 растений томата полученные в результате скрещивания карликового растения с красными плодами с растением нормального роста, плоды которого имеют желтую окраску, будут иметь карликовые размеры и желтые плоды? Доминантные гены – нормальная длина и красная окраска.

Пpaктическая работа № 3:

Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере (4часа).

  1. Гомозиготное по обоим признакам красноцветковое растение с узкими листьями скрестили с белоцветковым широколистным растением (рецессивный признак). Гены сцеплены. Определите, каковы генотипы и фенотипы F1 и F2?
  2. Катаpaкта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаpaкту от отца, а многопалость от матери. Определите возможные фенотипы детей от её бpaка со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует.
  3. Доминантные гены катаpaкты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определить вероятные фенотипы и генотипы детей от бpaка здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.
  4. У яблони высокий рост стeбля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной. Гены высоты стeбля и формы плода сцеплены. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, грушевидным. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?
  5. У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие черную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой гомологичной хромосоме. Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с черным самцом, не имеющим щетинок?
  6. Дигетерозиготное красноцветковое узколистное растение скрещено с таким же из F1. Гены сцеплены. Допустим, что у этих растений 50% мужских гамет образовалось в результате перекреста, а остальные женские и мужские гаметы – без перекреста. Определите формулы расщепления потомства F2 по генотипу и фенотипу?
  7. У томатов высокий рост стeбля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидным, гены высоты стeбля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?
  8. У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме и находятся на расстоянии около 6 морганид. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие черную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой гомологичной хромосоме. Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с черным самцом, не имеющим щетинок?
  9. Известно, что ген гемофилии и ген дальтонизма – это рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме; расстояние между ними определено в 9, 8 морганиды. Здоровая дeвyшка, мать которой дальтоник, а отец гемофилик, выходит замуж за мужчину, родители которого здоровы. Определить, какова вероятность появления в этой семье здоровых детей.
  10. Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется полностью доминантным аутосомным геном. На расстоянии 10 морганид от него находится локус крови по системе АВО. Один из супругов имеет 2 группу крови, другой – третью. Тот, у которого вторая группа крови, страдает дефектом ногтей и коленной чашечки. Известно, что его отец был с первой группой крови и не имел аномалий, а мать с четвертой группой крови имела оба дефекта. Супруг, имеющий третью группу крови, нормален в отношении гена дефекта ногтей и коленной чашечки и гомозиготен по обеим парам анализируемых генов. Определите вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектом ногтей и коленной чашечки, и возможные группы их крови.
  11. Гены, контролирующие развитие рахита и нормальное развитие потовых желёз, доминируют над генами, контролирующими нормальное развитие костей и отсутствие потовых желёз, Эти гены расположены в Х-хромосоме, допустим, на расстоянии 32 морганид. Об одной семье известно следующее: муж страдал рахитом и отсутствием потовых желёз; жена страдала рахитом и имела нормально развитые потовые железы, причём её отец не имел потовых желёз, а мать обладала нормально развитыми костями. Определить вероятность рождения в этой семье детей, страдающих одновременно рахитом и отсутствием потовых желёз.
  12. Скрещены две линии мышей: в одной – черная шерсть нормальной длины, а в другой – длинная серая. В F1 все гибриды нормальные и серые. При анализирующем скрещивании в F2 получено: нормальных серых – 89; нормальных черных – 36; длинных серых – 35; длинных черных –88. Какой % составят кроссоверные мышата?
  13. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, а окрашенные семена – над неокрашенными. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и с морщинистыми неокрашенными семенами получено следующее потомство: 4152 – гладких окрашенных; 149 – морщинистых окрашенных; 152 – гладких неокрашенных; 4166 – морщинистых неокрашенных. Определить тип наследования (сцепленное или независимое) и расстояние между генами, кодирующими форму и окраску семян у кукурузы?
  14. При скрещивании гетерозиготной мухи с красными глазами и нормальными крыльями и мухи с пурпурными глазами и короткими крыльями получили: 1109 красноглазых мух с длинными крыльями; 1140 красноглазых мух с короткими крыльями; 1122 пурпурноглазых мух с длинными крыльями; 1160 пурпурноглазых мух с короткими крыльями. Сцепленно или независимо наследуются гены формы крыльев и цвета глаз у дрозофилы? Какие гены являются доминантными, а какие – рецессивными?
  15. Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В первом поколении все кролики пятнистые нормальношерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания и какой процент потомков будет гетерозиготен?

Пpaктическая работа № 4:

Наследование признаков, сцепленных с полом (4часа).

  1. У мушки дрозофилы серая окраска тела и красный цвет глаз являются доминантными признаками по отношению к жёлтой окраске тела и белому цвету глаз. Оба признака сцеплены с Х-хромосомой. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам красноглазой дрозофилы, имеющей серое тело, с белоглазым самцом, имеющим жёлтое тело?
  2. У дрозофилы редуцированные крылья обусловлены рецессивным геном, а белый цвет глаз – рецессивным, сцепленным с полом геном. От скрещивания белоглазой самки с нормальными крыльями и красноглазого самца с редуцированными крыльями получено 80 мух, среди которых были и с редуцированными крыльями мухи. Сколько получилось потомков с генотипом самца?
  3. При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен, признак сцеплен с полом) получено 3 части красноглазые и 1 часть белоглазые особи. Определите генотипы родителей и потомства по полу?
  4. Дальтонизм – одна из форм слепоты, заболевание, сцепленное с полом и наследуется по рецессивному гену. Проявление этого признака хаpaктерно для мужчин, хотя ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой. Дочь дальтоника вышла замуж за сына дальтоника. Оба различают цвета нормально. Укажите генотипы родителей и определите, каким будет зрение у их сыновей и дочерей?
  5. Дeвyшка, имеющая нормальное зрение, отец которой имел цветовую слепоту, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого также страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у детей? Дальтонизм – одна из форм слепоты, сцепленное с полом и наследуется по рецессивному гену.
  6. Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют сына дальтоника и нормальную дочь. Каковы генотипы родителей и детей?
  7. Дальтонизм – одна из форм слепоты, сцепленное с полом и наследуется по рецессивному гену. Каков был генотип матери, если среди детей есть мальчик – дальтоник и дeвoчка – носитель. Отец здоров.
  8. Женщина с карими глазами и нормальным зрением выходит замуж за гoлyбоглазого мужчину и дальтоника. У них родилась гoлyбоглазая дочь – дальтоник. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет страдать дальтонизмом, если известно, что дальтонизм – рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак? Какой цвет глаз возможен у больных детей?
  9. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел гoлyбые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за гoлyбоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х – хромосомой?
  10. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота – рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х – хромосомой, а глухота – аутосомный признак?
  11. Гемофилия – рецессивное заболевание, сцепленное с полом. Отец страдал гемофилией. Мать – здорова. Сын – гемофилик. Можно ли сказать в данном случае, что сын унаследовал гемофилию от отца?
  12. Гемофилия – рецессивное заболевание, сцепленное с полом. Мужчина больной гемофилией женится на здоровой женщине. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые вступают в бpaк с нестрадающими лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия и какова вероятность появления больных детей в семье дочери и сына?
  13. Мужчина – гемофилик вступает в бpaк с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей? Гемофилия – рецессивное заболевание, сцепленное с полом.
  14. Мужчина, много лет работавший в радиобиологической лаборатории, стал отцом ребенка – гемофилика. Случаев этого заболевания не было как в его роду, так и в роду его жены. Можно ли рассматривать возникновение аномалии как результат облучения отца ребенка? Гемофилия определяется рецессивным геном, локализованным в Х-хромосоме.
  15. Гемофилия у человека обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. У здоровых родителей родился один здоровый сын и три здоровые дочери, а один сын оказался гемофиликом. Какова вероятность рождения детей – гемофиликов у дочерей, если они выйдут замуж за здоровых мужчин?
  16. Один из видов задержки умственного развития у человека может быть обусловлен рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен рецессивным аутосомным геном. В семье у здоровых родителей родился сын – альбинос с задержкой умственного развития. Определите генотипы родителей? Какова вероятность рождения в этой семье здоровых детей?

Пpaктическая работа № 5:

Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.

Комплементарность (1 час).

  1. Окраска цветов душистого горошка в красный цвет обусловлена двумя парами генов. Если хотя бы одна пара находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. Одновременное присутствие в генотипе обоих доминантных генов вызывает развитие окраски. Какой генотип растений с белыми цветами, если при их скрещивании друг с другом все растения получились красного цвета?
  2. У душистого горошка окраска цветков проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство в первом и втором поколении получится от скрещивания растений с генотипами ААвв и ааВВ?
  3. Гибридные семена от скрещивания двух сортов ячменя со светло-пурпурными семенами оказались темно-пурпурными, а во втором поколении получилось примерно 900 темно– пурпурных, 600 светло-пурпурных и 100 белых. Определите генотипы родителей и потомства?
  4. При скрещивании зеленозёрного сорта ржи с белозёрным в потомстве были получены только зелёные семена. Во втором поколении наблюдалось расщепление в соотношении: 90 семян зелёных, 30 жёлтых и 40 белых. Как наследуется окраска семян? Определите генотипы скрещиваемых особей и их потомства?
  5. Предположим, что цвет клюва у гусей контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов и может быть красным и коричневым. При скрещивании гусей, имеющих коричневые клювы, все потомство оказалось с красными клювами. При скрещивании этих потомков между собой получили 65 гусят с красными клювами и 49 – с коричневыми. Определите генотипы родителей и всех потомков?
  6. У дрозофилы глаза могут быть красными, ярко-красными, коричневыми и белыми. Окраска глаз контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Сочетание двух доминантных аллельных генов определяет красный цвет глаз, их рецессивные аллели – белый цвет глаз. В результате скрещивания между собой красноглазых мух получили 112 потомков, из которых 64 имели красные глаза, 20 – ярко-красные, 22 – коричневые и 6 – белые глаза. Как наследуется окраска глаз дрозофил? Определить генотипы родителей и потомства?
  7. Форма плодов у тыквы может быть дисковидной, сферической и грушевидной. При скрещивании между собой тыкв с дисковидными плодами в потомстве наблюдалось следующее расщепление: 26 растений с дисковидными плодами, 19 – со сферическими и 3 – с грушевидными плодами. Как наследуется форма плодов у тыквы? Определить генотипы родительских форм тыкв и их потомства?

Пpaктическая работа № 5:

Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.

Эпистаз (2 часа).

  1. Предположим, что белая окраска шерсти у кроликов контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Один доминантный ген определяет развитие черной окраски шерсти, а доминантный ген другой пары является подавителем окраски. На ферме при скрещивании белых кроликов в первом поколении получили только белых крольчат. В результате скрещивания потомков первого поколения между собой оказалось 912 белых и 215 черных крольчат. Как наследуется окраска шерсти кроликов? Определить генотипы скрещиваемых особей и потомков первого и второго поколений?
  2. Цвет венчика у мака восточного может быть красный, розовый и белый. Один доминантный ген обусловливает красную окраску, а другой – розовую, причем ген красной окраски подавляет ген розовой окраски. Оба рецессивных аллеля обусловливают белую окраску. При скрещивании растений с красными и белыми цветками получили растения с красными цветками. В результате самоопыления этих растений в потомстве оказалось следующее расщепление: 238 растений с красными цветками, 63 – с розовыми и 21 – с белыми цветками. Определить хаpaктер наследования окраски венчика, генотипы родителей и потомков первого поколения?
  3. Окраска зерен кукурузы определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов и может быть пурпурной и белой. Один доминантный ген определяет пурпурную окраску, а его рецессивный аллель – белую. Доминантный ген другой пары подавляет окраску, а его рецессивный аллель – не подавляет окраску зерен. В результате скрещивания белозерной кукурузы между собой в потомстве получилось 120 белозерных растений и 26 растений с пурпурными зернами. Определить хаpaктер наследования окраски зерен, а также генотипы скрещиваемых особей и их потомства?
  4. Васильки могут иметь синий, фиолетовый и белый цвет. Допустим, что синяя окраска определяется доминантным геном А. Рецессивная аллель этого гена (а) обуславливает фиолетовую окраску этого цветка. Доминантная аллель другой пары генов проявляет окраску, а его рецессивная аллель – подавляет проявление обоих генов А и а, и формирует белую окраску цветка. Цветовод скрестил синие и белые васильки между собой и получил только синие васильки. При самоопылении васильков первого поколения во втором поколении было обнаружено 364 синих, 156 белых и 118 фиолетовых васильков. Определить генотипы скрещиваемых особей и их потомства?
  5. Окраска шерсти мышей контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Доминантный одной пары определяет серый цвет, а его рецессивный аллель – черный цвет. Доминантный ген другой пары проявляет окраску, а его рецессивный аллель подавляет окраску. При скрещивании гомозиготных белых и серых мышей во втором поколении получили 53 серых, 19 черных и 25 белых мышат. Определите генотипы скрещиваемых особей и их потомства?

Пpaктическая работа № 5:

Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.

Полимерия (1час).

  1. У разводимых в звероводческих хозяйствах норок цвет меха определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Доминантные гены обоих аллелей определяют коричневую окраску. Рецессивные аллели обеих пар определяют платиновую окраску меха. Какое потомство получится при скрещивании двух гетерозиготных по обеим парам генов норок?
  2. Степень пигментации кожи зависит от двух пар (на самом деле от большего количества) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВв или АаВВ), средние мулаты (АаВв или ааВВ или ААвв), светлые мулаты (Аавв или ааВв) и белые (аавв). Сын белой женщины и негра женился на белой женщине. Может ли ребенок от этого бpaка быть темнее своего отца?
  3. В бpaк вступают гетерозиготные по двум парам генов мужчина и женщина. Определить возможные генотипы и фенотипы детей, а также их соотношение?
  4. От скрещивания краснозернового сорта пшеницы с белозерновым получились розовые семена, а среди гибридов второго поколения оказалось примерно 100 красных зерен, 400 темно-розовых, 600 розовых, 400 светло-розовых и 100 белых. Сколько разных генотипов среди розовых семян во втором поколении? Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида с краснозерным сортом?
  5. Предположим, что у кошек длина шерсти контролируется двумя парами неаллельных генов. У особей, имеющих короткую шерсть, преобладают доминантные аллели, а у особей с длинной шерстью – рецессивные. Скрестили гомозиготных длинношерстную кошку (длина 5 см) с короткошерстным котом (длина шерсти 1 см) и во втором поколении получили котят, длина шерсти которых варьировала от 5 до 1 см. Определить генотипы, их соотношение и длину шерсти у гибридов первого и второго поколений?
  6. У некоторых кур оперенность ног контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов. При скрещивании особей с неоперенными и оперенными ногами в первом поколении все цыплята были с оперенными ногами, а во втором поколении получили цыплят с оперенными и неоперенными ногами в соотношении 15:1. Определить хаpaктер наследования оперенности ног у кур, а также генотипы родителей и потомства?

Тема № 4: Популяционная генетика.

Пpaктическая работа № 7: Генетика популяций (3 часа).

  1. Альбинизм у ржи наследуется как аутосомный рецессивный признак. На обследованном участке среди 84000 растений обнаружено 210 альбиносов. Определите частоту гена альбинизма у ржи?
  2. У крупного рогатого скота породы шортгорн красная масть неполно доминирует над белой. Гибриды имеют чалую масть. В районе, специализирующемся на разведении шотгорнов, зарегистрировано 4169 красных животных, 3780 чалых и 756 белых. Определите частоту генов красной и белой окраски скота в данном районе?
  3. Альбинизм общий (молочно-белая окраска кожи, отсутствие меланина в коже, волосяных луковицах и эпителии сетчатки) наследуется как рецессивный аутосомный признак. Заболевание встречается с частотой 1: 20000. Вычислите количество гетерозигот в популяции.
  4. Популяция состоит из 80% особей с генотипом ВВ и 20% с генотипом вв. Определить в долях единицы частоты генотипов ВВ, Вв, вв после установления в популяции равновесия в соответствии с законом Харди-Вайнберга.
  5. У озимой ржи антоциановая (красно-фиолетовая) окраска всходов определяется доминантным геном А, зеленая – рецессивным аллелем а. В исследуемой популяции растения с зеленой окраской всходов встречаются с частотой 400 на 10000, т.е. составляют 4% (0,04) всех особей в популяции. Определить генетическую структуру популяции.
  6. В США около 30% населения ощущает горький вкус фенилтиокарбамида (ФКТ), а 70% – нет. Способность ощущать вкус ФКТ детерминируется рецессивным геном а. Определите частоту аллелей А и а в данной популяции.
  7. На одном из островов было отстреляно 10000 лисиц. 9991 из них оказались рыжего цвета (доминантный признак) и 9 особей белого цвета (рецессивный признак). Определите частоту встречаемости генотипов гомозиготных рыжих лисиц, гетерозиготных рыжих и белых в данной популяции.
  8. Подагра встречается у 2% людей и обусловлена аутосомным доминантным геном. У женщин ген подагры не проявляется, а у мужчин пенетрантность его равна 20%. Определите генетическую структуру популяции по анализируемому признаку. Исходя из этих данных.

Пpaктическая работа № 8:

“Решение генетических задач смешанного типа”.

Вариант – 1.

  1. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Сколько типов гамет образуется у жены? Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары? Какова вероятность рождения в каждой семье ребенка с нормальным зрением?
  2. Черные комолые коровы скрещиваются с черным комолым быком. В F1 – 896 телят, из них было получено 535 черных комолых и 161 красных комолых телят. Сколько было рогатых телят и какая часть из них красного цвета, если комолость и черный цвет – доминантные признаки
  3. Мужчина, много лет работавший в радиобиологической лаборатории, стал отцом ребенка – гемофилика. Случаев этого заболевания не было как в его роду, так и в роду его жены. Можно ли рассматривать возникновение аномалии как результат облучения отца ребенка? Гемофилия определяется рецессивным геном, локализованным в Х-хромосоме.
  4. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота – рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х – хромосомой, а глухота – аутосомный признак?
  5. Форма плодов у тыквы может быть дисковидной, сферической и грушевидной. При скрещивании между собой тыкв с дисковидными плодами в потомстве наблюдалось следующее расщепление: 26 растений с дисковидными плодами, 19 – со сферическими и 3 – с грушевидными плодами. Как наследуется форма плодов у тыквы? Определить генотипы родительских форм тыкв и их потомства?
  6. Предположим, что у кошек длина шерсти контролируется двумя парами неаллельных генов. У особей, имеющих короткую шерсть, преобладают доминантные аллели, а у особей с длинной шерстью – рецессивные. Скрестили гомозиготных длинношерстную кошку (длина 5 см) с короткошерстным котом (длина шерсти 1 см) и во втором поколении получили котят, длина шерсти которых варьировала от 5 до 1 см. Определить генотипы, их соотношение и длину шерсти у гибридов первого и второго поколений?

Пpaктическая работа № 8:

“Решение генетических задач смешанного типа”.

Вариант – 2.

  1. У собаки висячие уши доминируют над стоячими ушами. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши, получено 214 щенков. Сколько типов гамет может образоваться у собаки со стоячими ушами? Сколько гетерозиготных животных будет в F1? Сколько животных будет с висячими ушами?
  2. У человека ген карих глаз доминирует над гoлyбыми глазами, а умение владеть правой рукой над леворукостью. Каким могут быть дети, если родители их гетерозиготны? Каким могут быть дети, если отец – левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать гoлyбоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками.
  3. Мужчина – гемофилик вступает в бpaк с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей? Гемофилия – рецессивное заболевание, сцепленное с полом.
  4. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел гoлyбые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за гoлyбоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х – хромосомой?
  5. Окраска шерсти мышей контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Доминантный одной пары определяет серый цвет, а его рецессивный аллель – черный цвет. Доминантный ген другой пары проявляет окраску, а его рецессивный аллель подавляет окраску. При скрещивании гомозиготных белых и серых мышей во втором поколении получили 53 серых, 19 черных и 25 белых мышат. Определите генотипы скрещиваемых особей и их потомства?
  6. На одном из островов было отстреляно 10000 лисиц. 9991 из них оказались рыжего цвета (доминантный признак) и 9 особей белого цвета (рецессивный признак). Определите частоту встречаемости генотипов гомозиготных рыжих лисиц, гетерозиготных рыжих и белых в данной популяции.

Контрольная работа № 2.

“Решение генетических задач” (1 час)

Вариант – 1.

  1. У коров комолость доминирует над рогатостью. От скрещивания комолых животных с рогатыми получено 96 гибридов. Гибриды скрещивались между собой и в F2 получено 48 телят. Сколько гетерозиготных животных среди гибридов F2? Сколько будет комолых и рогатых животных в F2?
  2. В семье, где родители хорошо слышали и имели – один – гладкие волосы, а другой – вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Каковы генотипы родителей и детей, если вьющиеся волосы доминантны, а глухота – рецессивный признак?
  3. Дeвyшка, имеющая нормальное зрение, отец которой имел цветовую слепоту, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого также страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у детей? Дальтонизм – одна из форм слепоты, заболевание, сцепленное с полом. Наследуется по рецессивному гену.
  4. Женщина с карими глазами и нормальным зрением выходит замуж за гoлyбоглазого мужчину и дальтоника. У них родилась гoлyбоглазая дочь – дальтоник. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет страдать дальтонизмом, если известно, что дальтонизм – рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак? Какой цвет глаз возможен у больных детей?
  5. При скрещивании зеленозёрного сорта ржи с белозёрным в потомстве были получены только зелёные семена. Во втором поколении наблюдалось расщепление в соотношении: 90 семян зелёных, 30 жёлтых и 40 белых. Как наследуется окраска семян? Определите генотипы скрещиваемых особей и их потомства?
  6. Цвет венчика у мака восточного может быть красный, розовый и белый. Один доминантный ген обусловливает красную окраску, а другой – розовую, причем ген красной окраски подавляет ген розовой окраски. Оба рецессивных аллеля обусловливают белую окраску. При скрещивании растений с красными и белыми цветками получили растения с красными цветками. В результате самоопыления этих растений в потомстве оказалось следующее расщепление: 238 растений с красными цветками, 63 – с розовыми и 21 – с белыми цветками. Определить хаpaктер наследования окраски венчика, генотипы родителей и потомков первого поколения?
  7. Альбинизм у ржи наследуется как аутосомный рецессивный признак. На обследованном участке среди 84000 растений обнаружено 210 альбиносов. Определите частоту гена альбинизма у ржи?

Контрольная работа № 2.

“Решение генетических задач” (1 час).

Вариант – 2.

  1. Проведено скрещивание пшеницы с красной и белой окраской колоса. Полученное в результате скрещивание красноколосые растения опылено пыльцой белоколосого растения. Всего в F2 получено 28 растений. Сколько гетерозиготных растений будет в F2? Сколько растений из них будет иметь красный колос?
  2. У томатов пурпурная окраска и рассеченная форма листа – доминанта. Родители имели пурпурный стебель и рассеченный лист, зеленый стебель и рассеченный лист. В потомстве получено 722 растения с пурпурным стeблем и рассеченным листом, 236 – с пурпурным и цельнокрайнным листом. Определить генотипы родителей?
  3. Дальтонизм – одна из форм слепоты, заболевание, сцепленное с полом. Наследуется по рецессивному гену. Проявление этого признака хаpaктерно для мужчин, хотя ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой. Дочь дальтоника вышла замуж за сына дальтоника. Оба различают цвета нормально. Укажите генотипы родителей и определите, каким будет зрение у их сыновей и дочерей?
  4. У дрозофилы редуцированные крылья обусловлены рецессивным геном, а белый цвет глаз – рецессивным, сцепленным с полом геном. От скрещивания белоглазой самки с нормальными крыльями и красноглазого самца с редуцированными крыльями получено 80 мух, среди которых были и с редуцированными крыльями мухи. Сколько получилось потомков с генотипом самца?
  5. Предположим, что цвет клюва у гусей контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов и может быть красным и коричневым. При скрещивании гусей, имеющих коричневые клювы, все потомство оказалось с красными клювами. При скрещивании этих потомков между собой получили 65 гусят с красными клювами и 49 – с коричневыми. Определите генотипы родителей и всех потомков?
  6. Окраска зерен кукурузы определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов и может быть пурпурной и белой. Один доминантный ген определяет пурпурную окраску, а его рецессивный аллель – белую. Доминантный ген другой пары подавляет окраску, а его рецессивный аллель – не подавляет окраску зерен. В результате скрещивания белозерной кукурузы между собой в потомстве получилось 120 белозерных растений и 26 растений с пурпурными зернами. Определить хаpaктер наследования окраски зерен, а также генотипы скрещиваемых особей и их потомства?
  7. В бpaк вступают гетерозиготные по двум парам генов мужчина и женщина. Определить возможные генотипы и фенотипы детей, а также их соотношение?

Литература

  1. Адельшина Г. А. “Генетика в задачах” В. 2001 г.
  2. Авилова В. Г., Лабунько И. П. “Сборник задач по общей биологии” В. 1993 г.
  3. Берклинблит М. Б., Жердев А. В. “200 задач по генетике” М., 1992 г.
  4. Ватти К. В., Тихомиров М. М. “Руководство к пpaктическим занятиям по генетике” М. 1997 г.
  5. Муртазин Г. М., “Задачи и упражнения по общей биологии” М. 2000 г.
  6. Подгорнова Г. П. “Учебные задания по генетике” В. 1998 г.
  7. Соколовская Б. Х. “Молекулярная биология и генетика” М. 1995 г.
  8. Хелевин Н. В., Лобанов А. М. “Задачник по общей и медицинской генетике” М. 1993 г.

Литература для учащихся

  1. Соколова “Пособие для поступающих в вузы”.
  2. Хадорн, Вернер “Задачи по биологии с комментариями и решениями”.
  3. Соколовская Б. Х. “120 задач по генетике”.
  4. Лемеза “Пособие для поступающих в вузы”.



Комментарии:

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

02 12 2025 0:31:20

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

01 12 2025 2:11:37

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

30 11 2025 23:27:44

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

29 11 2025 5:19:51

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

28 11 2025 10:44:34

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

27 11 2025 20:49:50

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

26 11 2025 11:30:27

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс


    Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

      Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

25 11 2025 8:59:37

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

24 11 2025 15:20:25

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

23 11 2025 14:58:13

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира


    Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

      Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

22 11 2025 17:53:21

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

21 11 2025 18:20:42

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

20 11 2025 3:34:56

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

19 11 2025 18:39:28

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

18 11 2025 7:15:58

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....

17 11 2025 7:29:27

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

16 11 2025 14:55:12

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

15 11 2025 6:50:52

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

      При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

14 11 2025 6:20:54

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

13 11 2025 16:19:25

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

12 11 2025 17:41:12

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

11 11 2025 6:20:12

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

10 11 2025 3:26:41

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

09 11 2025 10:50:36

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

      Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

08 11 2025 12:12:54

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

07 11 2025 19:29:49

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

06 11 2025 0:44:27

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

05 11 2025 20:26:31

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

04 11 2025 2:29:27

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

03 11 2025 11:21:49

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

02 11 2025 5:52:15

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

01 11 2025 15:16:28

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

31 10 2025 20:41:12

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

30 10 2025 0:22:26

Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии


    Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии

      В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...

29 10 2025 22:47:54

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

28 10 2025 22:31:32

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

27 10 2025 8:24:59

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

26 10 2025 0:43:53

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

25 10 2025 22:18:50

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

24 10 2025 18:47:53

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

23 10 2025 2:19:32

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

22 10 2025 14:19:50

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

21 10 2025 5:15:11

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

20 10 2025 5:52:54

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

19 10 2025 18:35:33

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

18 10 2025 17:41:23

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

17 10 2025 15:52:26

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

16 10 2025 23:32:17

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

15 10 2025 10:48:10

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

14 10 2025 7:19:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::