Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

Первый этап проекта “Я не такой как все”

Подготовительный этап

На подготовительном этапе учитель предлагает каждому ученику создать любыми, интересными для них способами, автопортреты, акцентировав внимание свои индивидуальные особенности.

Учитель собирает у учащихся (по желанию) электронные фотографии, для использования в подготовке презентации к уроку.

Так же предварительно класс делиться на 4 группы, при этом учитываются психологические особенности и уровень обученности школьников. Группы должны быть равные по всем показателям. Каждой группе дается задание познакомится с работами одного из ученых и подготовить презентацию для демонстрации опытов Гриффита, Эйвери , А.Херши и М. Чейза. Четвертая группа должна приготовить модель строения хромосом (по одной на каждую группу).

Тема: “Генетическая информация”

Материалы и оборудование:

Компьютер; мультимедийный проектор; презентация учителя к уроку; презентации учащихся, рабочий материал к уроку для учащихся;

На каждый стол: лист ватмана. На 2 стола из четырех знаки нуклеотидов (Т А Г Ц), на 2 названия аминокислот написанные на карточках сделанных из картона. С нижней стороны знаков двухсторонний скотч.

Описание и иллюстрации опытов Гриффита, Эйвери , А.Херши и М. Чейза

Для каждого ученика: карточки входного и выходного контроля.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая

ЭТАПЫ УРОКА

1. Актуализация жизненного опыта и знаний учащихся:

Цель: заинтересовать темой урока учащихся

Вступительное слово учителя (Слайд 2)

– Кто я? Почему я такой? – Я думаю, эти вопросы задавал себе каждый из вас.

Сегодня на уроке мы открываем новую главу “Наследственная информация и реализация ее в клетке”, изучение которой, я надеюсь, позволит вам ответить на волнующие каждого человека вопросы, с биологической точки зрения.

Наш урок это первый этап в реализации проекта “Я не такой как все”!

Для урока вы выполнили творческое задание, позволившие продемонстрировать, в чем заключается ваша индивидуальность.

Сегодня вы работаете в группах. Познакомьтесь с работами друг друга и выберите от каждого стола по одной наиболее интересной, пусть автор продемонстрирует свой автопортрет и расскажет о своей индивидуальности всем.

От каждой группы выходит представитель. При выступлении учеников учитель записывает ключевые хаpaктеристики на доске.

2. Мотивация и целеполагание:

Цель: побудить обучающихся к деятельности

Учитель обращается к классу, акцентируя внимание на записях на доске, и просит назвать одним словом все хаpaктеристики данные ранее учениками. Все названные показатели можно назвать словом – признак. Учитель записывает термин на доске и задает вопрос – Почему же каждый человек уникален?

В процессе беседы он формулирует мысль о наличии индивидуальных хромосом и генов. После этого учитель называет цель урока и задачи реализация которых обеспечит достижение цели.

Цель урока: выяснить, какая информация называется генетической (Слайд 3)

Задачи:

  • восстановить знания по строению и функциям органических веществ;

  • познакомиться с экспериментами, доказавшими роль различных веществ в явлениях наследственности;

  • сформулировать понятия ген, генетическая информация(слайд4).

3. Восстановление и расширении ранее полученных знаний

Цель: восстановление знаний об органических веществах.

Первый этап: знакомство со строением хромосом

Учитель представляет слов, группе выполнявшей задания по созданию моделей хромосом. Учащиеся демонстрируют модели, при этом возможно сопровождение с использованием диска “Открытая биология”, тема: “Гены и хромосомы”. После выступления учитель просит назвать два основных вещества входящих в состав хромосом. (Слайд 5)

Два основных вещества определяющих жизнь– белки и нуклеиновые кислоты, для того, что бы выяснить их роль в передаче и реализации наследственной информации предлагаю на уроке пройти интересный пут.

Сегодня вы работаете в группах у каждых 2 групп одинаковые задания, две группы выполнят работу по белкам, две по нуклеиновым кислотам. Одна группа веществ, посмотрим, получатся ли у групп выполняющих одинаковые занятия, одинаковые результаты?

Второй этап: восстановление знаний по органическим веществам.

Учитель предлагает выбрать карточки с заданиями (Приложение 1)

Карты двух типов:

– 1 вверху красная полоса, это задания повышенного уровня сложности, содержат только вопросы, ответы ученик должен дать сам;

– 2 вверху синяя полоса, задания составлены по принципу тестов, т.е имеют варианты ответов, что упрощает работу.

На выполнение задания отводиться 5 минут.

После выполнения задания, от одной группы работающей по белкам И одной работающей по нуклеиновым кислотам приглашается представитель для заполнения таблицы. Отвечают ученики с одного стола, с другого контролируют. (Слайд 6, 7)

Показатель

Белки

Нуклеиновые кислоты

Являются ли полимерами

   

Мономер

   

Разнообразие мономеров в молекуле

   

Уровни организации молекулы

   

Сколько разновидностей веществ известно

   

Функции

   

 Сразу после заполнения таблицы учитель просит оценить себя и сдать карточки. (Слайд 7)

4. Формирование умений и навыков:

Цель: сформировать основные понятия темы

После анализа таблицы ученики должны сделать выводы, что наиболее распространенными веществами являются белки .

Учитель обращает внимание на высказывание Ф. Энгельса “Жизнь есть способ существования белковых тел”…(Слайд 8)

Учитель записывает в схему слово– белок

………………– белок– признак

В справедливости данного высказывания можно убедиться рассмотрев пример по серповидно-клеточной анемии, что позволит ученикам сделать выводы о влиянии белка на формирование признаков организма. (Слайд 9 -10)

5. Изучение нового учебного материала:

Цель: знакомство с экспериментами, позволяющие обучающимся в процессе логического мышления самостоятельно придти к выводам по механизмам передачи наследственной информации

Первый этап: знакомство с экспериментами по наследственности

Учитель предоставляет слово представителям различных групп для представления экспериментов начала 20 века.

Каждая группа демонстрирует презентацию, так же описание экспериментов Гриффита (1928г.) ( Слайд 11), Эйвери (1944г.) .( Слайд 12) А.Херши и М. Чейза (1952 г) .( Слайд 13)

находится на столах у каждого ученика. (Приложение №2)

Учитель просит записывать в тетради выводы по опытам ученых.

Затем обращается к классу учитель и просит сделать аргументированный вывод о том, в каком веществе заключена наследственная информация?

Резюме учителя: Белки это основа индивидуальности организмов.

Носителем наследственной информации является ДНК.( Слайд 14)

Второй этап: работа с учебником для выявления данных по проблемам серповидно-клеточной анемии.

Учитель предлагает, используя данные учебника стр. 96 ответить на вопросы:

– Чем отличаются эритроциты здорового человека и больного серповидно клеточной анемией?

– Как называется основной белок в эритроцитах?

– Чем отличаются белки нормальных и “плохих” эритроцитов?

– Почему произошла замена одной аминокислоты на другую?

Третий этап: выявление основных понятий урока.

Учитель должен в процессе беседы получить необходимый ответ, о том, что причиной замены одной аминокислоты стало изменение структуры ДНК, так как именно она является носителем наследственной информации.

Учитель обращает внимание на то, что молекула ДНК содержит информацию не об одном белке. Хромосомы содержат информацию о сотнях и тысячах белков, значит за развитие белка отвечает участок хромосомы – это ген. Ученики записывают определение в тетрадь: “Участок ДНК, содержащий информацию о структуре и свойствах одного белка называется геном”.(слайд15)

Учитель напоминает тему урока “Генетическая информация” и просит сформулировать понятие о том, какая информация называется генетической.

Информация, заключенная в ДНК называется генетической. Следовательно, можно сказать, что индивидуальные особенности организма определяют белки информацию, о которых несут гены ДНК

Учитель окончательно записывает схему: Ген-белок-признак (Слайд 17)

Последние слайды имеют музыкальное сопровождение, учитель просит назвать, музыка из какого фильма прозвучала. Ученики безошибочно узнают “Матрицу”, учитель интересуется, как они определяют данное понятие.

Правильно. Матрица -это то, с чего считывается информация. А что служит матрицей у всех живых организмов (У организмов матрицей является ДНК).

Учитель говорит о взаимосвязи матричного принципа с наследованием признаков.(Слайд 18)

6. Первичное выявление уровня усвоения материала и расширение знаний:

Цель: закрепить и расширить знания по основным понятиям

Учитель проводит обобщающую беседу по следующим вопросам.

– Что является носителем наследственной информации?

– Что такое ген?

– Какая информация называется генетической?

– Какой принцип лежит в основе воспроизведения генетической информации?

Выполнение работы творческой работы на тему:

“Создание моделей органических веществ”

Материалы: вырезанные из картона модели нуклеотидов и аминокислот на обороте с двусторонним скотчем, белый лист формат А4/

Аминокислоты:

Цель: Смоделировать полимеры из мономеров.

Ход работы

  1. Используя предложенные мономеры, прикрепите их, создав полимеры.
  2. Представьте полученный результат одноклассникам.

После демонстрации результатов работы учитель проводит беседу по следующим вопросам

– Посмотрите на модели нуклеиновых кислот, отличаются ли они у разных групп?

– Посмотрите на модели белков, отличаются?

– Что послужило матрицей для вашей работы? Почему вы именно такие молекулы создали?

Затем учитель снова возвращается к матричному принципу, говоря о том, что у групп не было исходной матрицы и поэтому из одинаковых мономеров они создали разные вещества.

Как же реализуется матричный принцип в природе, мы изучим с вами на следующих уроках.

В заключение урока предлагаю вам оценить уровень усвоения материала.

Предлагаю карточки: красные, синие. Выполнив правильно любую карточку можно получить отлично, но степень сложности сильно отличается, выберите себе задания по силам, либо очень сложное, красное, средний уровень сложности на синих карточках.

На выполнение задания 3 мин. (Приложение №3)

6. Подведение итогов урока:

Проверка выполнения заданий выходного контроля. Самооценка.

Домашняя работа

На дом параграф 13. Найдите ответ на вопрос, как могут быть связаны ДНК и белок.

Литература:

  1. Б. Албертс и др. Молекулярная биология клетки в 3-х т Мир 1994 т 2.
  2. Л. В. Высоцкая и др. Учебник Общая биология параграф 13.
  3. Грин Н., Стаут У.,Тейлор Д. Биология В 3-х т. М: Мир 1997 г.
  4. Кемп А. Введение в биологию Мир 1988 глава 14.
  5. Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: “РАУБ – Цитадель”. 1997.
  6. Ярыгина В.Н., Биология в 2. –х т. М.: “Высшая школа”, 1999 т. 1.

Электронные пособия:

Мамонтов Д.И. Мультимедийный курс Открытая биология ООО Физикон 2005 г. Глава Гены и хромосомы.

Музыкальное сопровождение

Презентация



Комментарии:

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

23 11 2025 8:22:48

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

22 11 2025 5:19:39

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

21 11 2025 16:49:24

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

20 11 2025 1:41:40

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

19 11 2025 7:13:12

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

18 11 2025 4:11:32

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

17 11 2025 8:37:26

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

16 11 2025 15:25:46

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

15 11 2025 6:41:41

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

14 11 2025 10:50:29

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

13 11 2025 7:50:34

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

12 11 2025 23:50:59

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

11 11 2025 17:10:20

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"


    Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

      Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

10 11 2025 23:42:49

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....

09 11 2025 13:34:25

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

08 11 2025 21:35:28

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

07 11 2025 8:48:13

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

06 11 2025 19:41:50

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

05 11 2025 9:16:26

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

04 11 2025 4:28:35

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

03 11 2025 20:59:44

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

02 11 2025 13:56:54

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс


    Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

      Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

01 11 2025 0:22:59

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

31 10 2025 12:36:12

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

30 10 2025 14:54:49

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

29 10 2025 22:35:32

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

28 10 2025 0:22:16

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

27 10 2025 23:20:59

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

26 10 2025 6:32:50

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

25 10 2025 10:16:35

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

24 10 2025 1:25:52

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

23 10 2025 5:16:16

Хвойные растения Амурской области


    Хвойные растения Амурской области

      На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

22 10 2025 22:25:23

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс


    Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

21 10 2025 16:53:20

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"


    Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

      На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

20 10 2025 3:49:38

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

19 10 2025 12:27:44

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

18 10 2025 2:57:13

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

17 10 2025 16:45:15

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

16 10 2025 19:45:52

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

15 10 2025 15:51:55

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

14 10 2025 13:47:57

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

13 10 2025 23:38:51

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

12 10 2025 18:29:43

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс


    Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

      Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

11 10 2025 22:33:51

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)


    Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

      Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

10 10 2025 11:58:42

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

09 10 2025 0:15:41

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

08 10 2025 4:15:26

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

07 10 2025 22:38:54

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

06 10 2025 6:50:12

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

05 10 2025 5:50:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::