Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Содержание:
- 1) Строение скатов
- 2) Отряды скатов
- 3) Размножение скатов
- 4) Образ жизни скатов
- 5) Значение скатов в жизни человека
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды.
В тропических широтах живут скаты маленьких размеров до 15см, средними размерами обладает Хвостокол Кука, около 5 метров. Морской дьявол — самый большой представитель Скатов, достигает 7м в ширину, весом в 3.5 тонны. Разберем основные хаpaктеристики надотряда скатов.
Строение скатов
Для скатов свойственно иметь сплющенное тело, с наличием массивных грудных плавников, которые соединены с головным отделом. Хвостовой плавник тонкий, с неразвитыми лопастями, aнaльного – нет. Внутренний скелет состоит из хрящевой ткани.
Нижняя сторона оснащена ноздрями и пятью жаберными дугами. Верхний кожный покров может быть окрашен в светлые цвета или темные, зависит от места обитания животных, что помогает им маскироваться и оставаться незамеченными.
Зубы в виде шипов или уплощенные, плотно смыкаются, формируя терку. Глаза находятся на спине, лишены мигательной перегородки. Поверхность тела покрыта плакоидной чешуей, которая имеет полость с соединительной тканью, где залегают кровеносные сосуды и нервы.
Скаты имеют хорошо развитое зрение, химическую рецепцию, боковую линию. Благодаря электрорецепции способны улавливать электрические импульсы от других рыб (сокращение сердца или дыхательной мускулатуры). Плавательный пузырь отсутствует.
Дыхательная система имеет отличительные черты в сравнении с другими рыбами. Поскольку скаты постоянно находятся на дне, а часто вовсе зарываются в песчаное дно, во время дыхания вместе с водой в дыхательные органы попал бы и песок, во избежание этого дыхательная система скатов адаптировалась к их придонному способу жизни.
Воздух поступает через брызгальца, которые расположены на спинной стороне. Они оснащены специальным клапаном, который предотвращает попаданию чужеродных тел. Если даже произойдет сбой в работе клапана, от постороннего предмета рыба может избавиться, подав струю воды.
Отряды скатов
Отряд Электрические скаты – ведут малоподвижный образ жизни, часто закапываются в песчаное дно. В области грудных плавников расположен орган генерирующий ток. Сила электрического заряда способна навредить и человеку, но сами скаты не нападают на людей, используют ток в качестве защиты.
Отряд Пилорылообразные скаты – грудные плавники не так развиты, как у других представителей, для перемещения пользуются хвостовым плавником. Головной отдел плоский, широкий, с острыми зубцами по бокам, они помогают охотиться или искать добычу в песке. Иногда могут переплывать и жить в пресных водоемах.
Отряд Скатообразные скаты – имеют ромбовидное, приплюснутое тело, с выростами в области тазовых хрящей, возле брызгалец расположены остатки жаберных складок. Размножаются в основном путем живорождения. У гитарных скатов еще сохранились спинальные плавники. Известный представитель, обитающий возле берегов Европы – морская лисица.
Отряд Орляковые скаты – крупные рыбы, легко передвигаются с помощью грудных плавников, которые заканчиваются на уровне глаз, поэтому головной отдел четко прослеживается. В отряд Орляковых входит многочисленное семейство Хвостоколов, которое часто выделяют в отдельный отряд. Эти рыбы в хвостовой части имеют костяной выступ – колючку, необходимую для защиты и охоты, она также содержит яд. Люди на пляже, не заметив ската в песке, могут наступить на Хвостокола и получить удар. Ядовитые вещества, приникшие в рану, вызывают рвоту, падение давления, парезы.
Размножение скатов
Скаты – это раздельнополые рыбы, размножаются двумя способами: одни способны к живорождению, другие откладывают яйца окруженные капсулой.
Живородящие самки производят на свет небольшое потомство, так, у электрических скатов рождается до 14 детенышей, а самка морского дьявола вовсе способна выносить лишь одно дитя (вес новорожденного ската около 10кг). Матка их оснащена специальными выростами (трофотениями), которые поставляют питательные вещества плоду.
Продолжительность жизни отдельных особей зависит в основном от их величины, чем меньше размеры, тем короче сам жизненный цикл, мелкие рыбы проживают при благоприятных условиях до 10 лет, более крупные могут дожить до 20 лет.
Образ жизни скатов
Придонный образ жизни скатов обусловил хаpaктерный вид рыб. Они долгое время находятся на дне, их никогда не встретишь в поверхностных водах, поэтому они имеют приплюснутое широкое тело. Передвигаются они с помощью боковых плавников, плавно взмахивая ими как крыльями, при этом для плаванья совсем не пользуются хвостовым плавником.
Они могут жить в условиях низких температур (около 2°С), и достаточно высоких (до 30°С). Скаты – хищные рыбы, основными продуктами питания служат моллюски, paки, лосось, сардины некоторые виды также питаются планктоном. В процессе захвата пищи они прижимают добычу к донной поверхности и захватывают рыбу ртом, расположенным в брюшной области.
Некоторые скаты, которые способны выделять электрический ток, затаившись на дне, ждут свою жертву. Когда осьминоги или paки подплывают близко, скаты поражают их разрядом, а затем собирают добычу. Ключехвостый скат обладает особым оружием – это хвостовой плавник с множеством шипов на поверхности, которым он поражает жертв.
Значение скатов в жизни человека
- Используются как сырьё для изготовления биологически активных добавок;
- скаты – ценный пищевой продукт, является деликатесом в ресторанном меню, особенно на востоке. Корейцы употрeбляют мясо в сыром виде;
- выживают в условиях неволи, поэтому их держат как аквариумных рыб;
- из-за хищной природы, являются необходимым звеном экосистемы, для регуляции численности морских организмов, на ранних стадиях развития сами становятся кормом;
- кожа скатов прочная со специфической фактурой, поэтому ее используют для пошива сумок, кошельков.
Комментарии:
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
08 12 2025 8:44:13
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
07 12 2025 2:56:12
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
06 12 2025 17:18:53
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
05 12 2025 22:53:37
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
04 12 2025 12:45:58
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
03 12 2025 1:53:24
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
02 12 2025 11:48:31
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
01 12 2025 7:50:24
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
30 11 2025 8:55:17
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
29 11 2025 12:33:18
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
28 11 2025 15:34:55
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
27 11 2025 5:37:22
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
26 11 2025 3:37:51
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
25 11 2025 8:28:26
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
24 11 2025 5:18:40
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
23 11 2025 20:26:50
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
22 11 2025 13:34:15
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
21 11 2025 20:22:22
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
20 11 2025 15:31:39
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
19 11 2025 18:44:18
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
18 11 2025 23:15:52
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
17 11 2025 0:44:41
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
16 11 2025 15:24:15
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
15 11 2025 1:15:33
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
14 11 2025 6:20:33
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
13 11 2025 20:34:32
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
12 11 2025 12:36:17
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
11 11 2025 10:36:51
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
10 11 2025 0:46:59
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
09 11 2025 6:23:38
Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в
период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся
ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной
технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу,
оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения,
консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много
оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть
"приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и
исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p>
...
08 11 2025 22:51:59
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
07 11 2025 22:16:22
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
06 11 2025 6:19:39
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
05 11 2025 2:47:26
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
04 11 2025 0:40:28
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
03 11 2025 10:22:26
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
02 11 2025 19:37:16
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
01 11 2025 21:58:27
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
31 10 2025 1:21:24
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
30 10 2025 11:33:57
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
29 10 2025 16:34:19
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
28 10 2025 3:12:14
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
27 10 2025 7:52:24
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
26 10 2025 16:43:33
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
25 10 2025 1:17:32
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
24 10 2025 20:40:46
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
23 10 2025 1:44:23
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
22 10 2025 18:42:52
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
21 10 2025 7:24:38
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
20 10 2025 19:22:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"