Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Содержание:
- 1) Строение скатов
- 2) Отряды скатов
- 3) Размножение скатов
- 4) Образ жизни скатов
- 5) Значение скатов в жизни человека
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды.
В тропических широтах живут скаты маленьких размеров до 15см, средними размерами обладает Хвостокол Кука, около 5 метров. Морской дьявол — самый большой представитель Скатов, достигает 7м в ширину, весом в 3.5 тонны. Разберем основные хаpaктеристики надотряда скатов.
Строение скатов
Для скатов свойственно иметь сплющенное тело, с наличием массивных грудных плавников, которые соединены с головным отделом. Хвостовой плавник тонкий, с неразвитыми лопастями, aнaльного – нет. Внутренний скелет состоит из хрящевой ткани.
Нижняя сторона оснащена ноздрями и пятью жаберными дугами. Верхний кожный покров может быть окрашен в светлые цвета или темные, зависит от места обитания животных, что помогает им маскироваться и оставаться незамеченными.
Зубы в виде шипов или уплощенные, плотно смыкаются, формируя терку. Глаза находятся на спине, лишены мигательной перегородки. Поверхность тела покрыта плакоидной чешуей, которая имеет полость с соединительной тканью, где залегают кровеносные сосуды и нервы.
Скаты имеют хорошо развитое зрение, химическую рецепцию, боковую линию. Благодаря электрорецепции способны улавливать электрические импульсы от других рыб (сокращение сердца или дыхательной мускулатуры). Плавательный пузырь отсутствует.
Дыхательная система имеет отличительные черты в сравнении с другими рыбами. Поскольку скаты постоянно находятся на дне, а часто вовсе зарываются в песчаное дно, во время дыхания вместе с водой в дыхательные органы попал бы и песок, во избежание этого дыхательная система скатов адаптировалась к их придонному способу жизни.
Воздух поступает через брызгальца, которые расположены на спинной стороне. Они оснащены специальным клапаном, который предотвращает попаданию чужеродных тел. Если даже произойдет сбой в работе клапана, от постороннего предмета рыба может избавиться, подав струю воды.
Отряды скатов
Отряд Электрические скаты – ведут малоподвижный образ жизни, часто закапываются в песчаное дно. В области грудных плавников расположен орган генерирующий ток. Сила электрического заряда способна навредить и человеку, но сами скаты не нападают на людей, используют ток в качестве защиты.
Отряд Пилорылообразные скаты – грудные плавники не так развиты, как у других представителей, для перемещения пользуются хвостовым плавником. Головной отдел плоский, широкий, с острыми зубцами по бокам, они помогают охотиться или искать добычу в песке. Иногда могут переплывать и жить в пресных водоемах.
Отряд Скатообразные скаты – имеют ромбовидное, приплюснутое тело, с выростами в области тазовых хрящей, возле брызгалец расположены остатки жаберных складок. Размножаются в основном путем живорождения. У гитарных скатов еще сохранились спинальные плавники. Известный представитель, обитающий возле берегов Европы – морская лисица.
Отряд Орляковые скаты – крупные рыбы, легко передвигаются с помощью грудных плавников, которые заканчиваются на уровне глаз, поэтому головной отдел четко прослеживается. В отряд Орляковых входит многочисленное семейство Хвостоколов, которое часто выделяют в отдельный отряд. Эти рыбы в хвостовой части имеют костяной выступ – колючку, необходимую для защиты и охоты, она также содержит яд. Люди на пляже, не заметив ската в песке, могут наступить на Хвостокола и получить удар. Ядовитые вещества, приникшие в рану, вызывают рвоту, падение давления, парезы.
Размножение скатов
Скаты – это раздельнополые рыбы, размножаются двумя способами: одни способны к живорождению, другие откладывают яйца окруженные капсулой.
Живородящие самки производят на свет небольшое потомство, так, у электрических скатов рождается до 14 детенышей, а самка морского дьявола вовсе способна выносить лишь одно дитя (вес новорожденного ската около 10кг). Матка их оснащена специальными выростами (трофотениями), которые поставляют питательные вещества плоду.
Продолжительность жизни отдельных особей зависит в основном от их величины, чем меньше размеры, тем короче сам жизненный цикл, мелкие рыбы проживают при благоприятных условиях до 10 лет, более крупные могут дожить до 20 лет.
Образ жизни скатов
Придонный образ жизни скатов обусловил хаpaктерный вид рыб. Они долгое время находятся на дне, их никогда не встретишь в поверхностных водах, поэтому они имеют приплюснутое широкое тело. Передвигаются они с помощью боковых плавников, плавно взмахивая ими как крыльями, при этом для плаванья совсем не пользуются хвостовым плавником.
Они могут жить в условиях низких температур (около 2°С), и достаточно высоких (до 30°С). Скаты – хищные рыбы, основными продуктами питания служат моллюски, paки, лосось, сардины некоторые виды также питаются планктоном. В процессе захвата пищи они прижимают добычу к донной поверхности и захватывают рыбу ртом, расположенным в брюшной области.
Некоторые скаты, которые способны выделять электрический ток, затаившись на дне, ждут свою жертву. Когда осьминоги или paки подплывают близко, скаты поражают их разрядом, а затем собирают добычу. Ключехвостый скат обладает особым оружием – это хвостовой плавник с множеством шипов на поверхности, которым он поражает жертв.
Значение скатов в жизни человека
- Используются как сырьё для изготовления биологически активных добавок;
- скаты – ценный пищевой продукт, является деликатесом в ресторанном меню, особенно на востоке. Корейцы употрeбляют мясо в сыром виде;
- выживают в условиях неволи, поэтому их держат как аквариумных рыб;
- из-за хищной природы, являются необходимым звеном экосистемы, для регуляции численности морских организмов, на ранних стадиях развития сами становятся кормом;
- кожа скатов прочная со специфической фактурой, поэтому ее используют для пошива сумок, кошельков.
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
16 05 2022 6:21:21
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
15 05 2022 13:21:36
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
14 05 2022 22:59:17
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
13 05 2022 3:15:32
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
12 05 2022 5:35:18
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
11 05 2022 3:26:37
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
10 05 2022 8:59:42
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
09 05 2022 10:47:21
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
08 05 2022 5:12:23
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
07 05 2022 21:39:49
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
06 05 2022 23:13:10
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
05 05 2022 16:57:44
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение.
...
04 05 2022 19:11:43
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
03 05 2022 9:31:39
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
02 05 2022 2:33:14
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
01 05 2022 11:17:22
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
30 04 2022 17:31:43
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
29 04 2022 23:12:16
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
28 04 2022 12:55:30
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
27 04 2022 4:14:54
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
26 04 2022 23:27:46
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
25 04 2022 3:13:25
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
24 04 2022 21:43:27
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
23 04 2022 4:48:46
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
22 04 2022 17:59:13
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
21 04 2022 5:44:18
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
20 04 2022 2:41:52
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
19 04 2022 0:46:16
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
18 04 2022 4:51:17
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
17 04 2022 23:29:50
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
16 04 2022 11:43:18
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
15 04 2022 4:48:43
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
14 04 2022 12:12:15
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
13 04 2022 10:20:44
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
12 04 2022 0:32:15
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
11 04 2022 13:49:52
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
10 04 2022 6:33:10
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
09 04 2022 18:57:20
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
08 04 2022 6:47:32
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
07 04 2022 8:30:10
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
06 04 2022 0:38:46
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
05 04 2022 5:18:34
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
04 04 2022 20:34:17
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
03 04 2022 14:34:17
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
02 04 2022 8:24:33
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
01 04 2022 20:25:41
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
31 03 2022 21:58:48
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
30 03 2022 9:27:52
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
29 03 2022 12:58:55
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
28 03 2022 20:10:57
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::