Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Цели урока:
- раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;
- изучить ее роль в природе и жизни человека.
Оборудование:
- рисунки и фотографии члeнов пчелиной семьи,
- модель-апликация “Пчелы. Устройство улья”,
- выставка: “Использование продуктов жизнедеятельности пчел в жизни человека”,
- дополнительная литература,
- презентация (приложение).
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся:
а) фронтальный мини-опрос : - к какому отряду насекомых относят пчёл?
- сколько пар крыльев у перепончатокрылых?
- сколько пар ног у всех насекомых?
- каких насекомых называют жалоносными и зачем оно им нужно?
4. Активизация познавательной деятельности.
Вспомните, как в мультфильме Вини-Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся? Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете?
Учащиеся предполагают пути решения данной задачи, а учитель подводит их к выводу:
Мёд диких пчёл можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые.
Пчёлы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно этот мёд взять.
Жизнь пчёл в дупле незаметна, а значит, неизвестна, поэтому управлять деятельностью пчёл просто невозможно.
Взять мёд можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая её на гибель.
Отсюда, как сказал великий русский пчеловод Петр Иванович Прокопович, пpaктическая задача пчеловода – создать “учение о пчёлах на таких основаниях, чтобы, не умерщвляя их и даже поддерживая их существование разными верными средствами и способами, навсегда сохранить каждое пчелиное семейство. Или, другими словами, когда улей насажен пчёлами, то они должны быть в нем беспереводно”.
5. Изучение нового материала.
А) Этапы развития пчеловодства.
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами –мёдом и воском.
Древнейшие исторические известия о наших предках-славянах, указывают, что мёд и воск вместе с мехами были у них главными предметами торговли. В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев – так называемые “бортни”, откуда этот первобытный способ пчёловождения и называется бортничеством.
Мёдом и воском в старину платили дань, подати и налоги; за похищение пчёл старинное “бортное право” карало cмepтью, и это показывает, какое важное значение в народном хозяйстве того времени имело пчеловодство. Тогда повсеместно мёд заменял собою наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для освещения.
Позднее пчеловоды стали предоставлять пчёлам специально устроенные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, и по мере вырубки лесов прежнее бортничество стало вытесняться пасечной системой. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеляк не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым он имел дело; он не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а добывая из улья соты с мёдом, он попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. В таком первобытном виде пчеловодство не могло удержаться при новых экономических условиях. С развитием техники у мёда и воска появились очень серьёзные конкуренты, и это обстоятельство заставило искать более правильных приёмов пчеловодного хозяйства.
В начале 19 века украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный улей, а вскоре и на Западе появились и получили широкое распространение рамочные ульи различной конструкции, которые в конце 19 века постепенно вошли в пpaктику и наших отечественных пчеловодов. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья. Теперь на смену дедовскому пчеловодству с ульями-колодами и неграмотным пчеляком, пришло пчеловодство рациональное, с разборными рамочными ульями и с научно обоснованными приемами.
(По ходу чтения последнего абзаца текста – демонстрация модели-апликации: “Устройство улья” - 6,7,9).
Б) Состав пчелиной семьи.
Полиморфизм (многообразный) – наличие в пределах одного вида резко отличных по внешнему облику особей, не имеющих переходных форм. Для общественных насекомых хаpaктерен полиморфизм, связанный с разделением функций в семье.
1 ученик: Главой пчелиной семьи является матка. Это самка, которая в течение теплого времени года откладывает до 2-3 тысяч яиц. (демонстрация аппликаций – на магнитной доске).
2 ученик: Трутни – это самцы, основное назначение которых – оплодотворение самки во время роения. После того, как трутень оплодотворит молодую самку, он погибает, а от остальных трутней рабочие пчелы избавятся – они их не пустят в улей и они погибнут. Таким образом, трутни живут в улье только в теплое время года. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно.
3 ученик: Обязанности рабочей пчелы в семье зависят от её возраста, это связано с физиологическими изменениями в организме. Трудиться рабочие пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчёлы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие особой железы (мaндибулярной), в которой выpaбатывается молочко, которым кормят матку и её потомство. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчёлы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поисками новых, богатых источников корма.
Часть ячеек в сотах пчёлы занимают пищевыми запасами – мёдом и “хлебиной” (пергой). Остальная часть предназначена для расплода: здесь матка откладывает яички и рабочие пчёлы выращивают из них потомство. Для этой цели пчёлы строят ячейки разных типов: трутневые, маточники и пчелиные ячейки.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему?
В) Выполнение работы в тетради (задание 4 на стр.43).
Физкультминутка: Упражнение на расслабление глазных мышц. Снятие напряжения с мышц шеи и спины. Самомассаж пальцев рук.
Г) Роение и танцы пчел – пример инстинктивных действий.(выступление учеников, обобщение учителя).
Д) Значение медоносной пчелы в жизни человека.
С самых древних времён человек использует для различных целей продукты жизнедеятельности пчёл: мёд, прополис (пчелиный клей), воск, маточное молочко (королевское желе), пчелиный яд. Попробуем выяснить, в чём польза этих продуктов.
1 ученик: Мёд. В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза. Мёд выгодно отличается от сахара тем, что содержит:
- ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме;
- минеральные вещества ;
- микроэлементы;
- органические кислоты;
- витамины;
- фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями.
2 ученик: Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу.
Лечебные свойства:
- обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза) ;
- противозудное;
- противомикробное;
- тонизирует организм, повышает иммунитет;
- укрепляет эмаль зубов;
- обезболивает и размягчает мозоли.
3 ученик: Маточное молочко (королевское желе) содержит минеральные соли, пoлoвые гормоны, микроэлементы, витамины.
Лечебное действие:
- повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови;
- повышает аппетит, повышает вес;
- стимулирует рост волос;
- улучшает память и зрение;
- повышает иммунитет.
4 ученик: Воск пчелиный. Этот продукт выpaбатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием.
5 ученик: Пчелиный яд.
Лечебное действие:
- обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием;
- повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет;
- противомикробное;
- расширяет сосуды;
- снижает кровяное давление;
- уменьшает вязкость и свёртываемость крови;
- снижает холестерин в крови.
6. Выводы к уроку.
А теперь сформулируем выводы о том, что мы узнали на уроке.
- Создание рамочных разборных ульев открыло возможности изучить деятельность пчёл и управлять ею, позволило перейти к рациональному пчеловодству.
- Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.
- Особенности строения рабочей пчелы связаны с её “профессиональными” обязанностями.
- Развитие пчелы идет в 4 этапа. Роение – важный процесс в жизни пчелиной семьи, который не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи.
- Пчела – “общественное” насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, которые производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за “детками”, в целесообразности разделения труда между члeнами семьи, в их удивительном строительном искусстве.
- Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное пpaктическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.
Новые термины:
- Бортни,
- бортничество,
- матка,
- трутень рабочая пчела,
- роение,
- танцы пчёл,
- мёд,
- прополис,
- маточное молочко,
- пчелиный воск,
- пчелиный яд.
Комментарии:
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
08 12 2025 15:22:48
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
07 12 2025 0:52:48
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
06 12 2025 1:26:29
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
05 12 2025 11:55:35
Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры.
...
04 12 2025 10:43:44
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
03 12 2025 15:56:36
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
02 12 2025 2:59:10
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
01 12 2025 9:23:53
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
30 11 2025 21:45:11
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
29 11 2025 10:46:53
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
28 11 2025 21:26:20
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
27 11 2025 8:25:50
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
26 11 2025 4:12:39
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
25 11 2025 10:47:49
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
24 11 2025 14:43:32
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
23 11 2025 16:49:38
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
22 11 2025 3:13:40
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
21 11 2025 5:32:12
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
20 11 2025 18:12:42
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
19 11 2025 10:14:49
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
18 11 2025 14:28:11
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
17 11 2025 17:25:33
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
16 11 2025 14:30:32
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
15 11 2025 23:48:51
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
14 11 2025 9:32:51
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
13 11 2025 0:32:46
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
12 11 2025 7:31:27
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
11 11 2025 15:33:58
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
10 11 2025 22:43:40
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
09 11 2025 9:46:19
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
08 11 2025 10:12:52
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
07 11 2025 6:10:49
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
06 11 2025 6:49:20
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
05 11 2025 15:14:25
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
04 11 2025 15:34:41
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
03 11 2025 17:22:58
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
02 11 2025 10:44:40
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
01 11 2025 1:23:46
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
31 10 2025 8:37:11
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
30 10 2025 3:55:33
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
29 10 2025 6:13:49
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
28 10 2025 21:40:54
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
27 10 2025 13:31:23
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
26 10 2025 14:15:58
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
25 10 2025 12:24:48
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
24 10 2025 1:47:51
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
23 10 2025 15:35:25
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
22 10 2025 23:43:53
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
21 10 2025 19:51:39
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
20 10 2025 16:51:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"