Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить какие законы в Российской Федерации регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения:

  1. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: наглядные (презентация) и пpaктические (выполнение пpaктической работы) ;
  2. По логике передачи и восприятия информации: дедуктивные;
  3. По степени управления учебной работой: под руководством учителя и самостоятельная работа учащихся.

Формы работы:

  1. Объяснение учителя;
  2. Пpaктическая работа (анализ статистических материалов) при помощи программы MS Excel;
  3. Сообщения учащихся по опережающим заданиям о первых российских заповедниках.
  4. Оборудование: Конституция Российской Федерации, распечатки статей Федерального закона “Об особоохраняемых природных территориях”, и закона “О животном мире”, мультимедиаоборудование.

Ход урока

I. Изучение нового материала:

Формы работы: Объяснение учителя о первых законах, об охране животного мира, с демонстрацией презентации.

1. Законы об охране природы.

1919–1920 г.г. Опубликованы декреты, определявшие общие условия охоты, охраны и воспроизводства промысловых зверей и птиц.

1921 г. декрет “Об охране памятников природы, садов, парков”.

По этим декретам были созданы заповедники.

Формы работы: Сообщения учащихся по опережающим заданиям: о первых российских заповедниках.

1. АСТРАХАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в приморской части дельты Волги, на территории Астpaxaнской области России. Площадь около 67 тыс. га — состоит из трех участков. Ландшафты заповедника представляют собой классический образец дельты крупной равнинной реки. В дельте Волги выделяют 10 природных зон; в границах заповедника — 5.

2. ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в Челябинской области, в восточных предгорьях Южного Урала (Ильменские горы), близ Миасса. Заповедник основан как минералогический (около 200 видов минералов), в 1935 году преобразован в комплексный. Площадь 30380 га.

3. БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК (Баргузинский биосферный заповедник), расположен в Бурятии на северо-восточном побережье Байкала и западных склонах Баргузинского хребта. Площадь 374,3 тыс. га; заповедна также трехкилометровая полоса акватории озера Байкал площадью 150 тыс. га. Территория заповедника отнесена к объектам Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Формы работы: Беседа учителя о Конституции Российской Федерации, учащиеся находят и зачитывают статьи 9 и 58 Конституции.

В основе законов Российской Федерации, регламентирующих охрану животного мира, лежит Конституция Российской Федерации. Которая была официально одобрена 12 декабря 1993 года на всеобщем референдуме:

Статья 9.

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Формы работы: Рассказ учителя о Федеральных законах “О животном мире” и “Об особоохраняемых природных территориях”, в которых заложены основы правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания:

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Федеральный закон “Об особоохраняемых природных территориях” регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

2. Мониторинг.

Формы работы: Краткое объяснение учителя понятия мониторинг.

МОНИТОРИНГ, наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. д., получаемых с космических аппаратов, а также путем сбора данных с наземных и морских станций. Космический мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и хаpaктер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем. Служба мониторинга создана во многих странах; 1988 организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП).

Все собранные данные по численности животных собираются и обpaбатываются в управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Статья 15 Федерального закона “О животном мире”: Государственный мониторинг объектов животного мира.

Государственный мониторинг объектов животного мира – система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается Правительством Российской Федерации.

Формы работы: Демонстрация одного из методов мониторинга за животными на примере метода пробных площадок (метод используется для подсчёта численности животных).

Подсчитаем количество следов косули на небольших участках (площадках), и затем подсчитаем численность на территории всего Партизанского района.

Мы выберем 3 площадки:

  1. В северной части района, около села Крестьянск.
  2. В южной части района, недалеко от посёлка Мана.
  3. В юго-восточной части района, Юльевский прииск.

Площадки все одинакового размера 5 на 5 километров.

Плошадка

с. Крестьянск

п. Мана

Прииск Юльевский

Количество, шт

0

3

7

Рисунок

Площадь территории Партизанского района 5000 км2.

Среднее число особей косули 3,3 шт., на 25 км2. А на территории всего района число особей косули 660 шт.

3. Пpaктическая работа учащихся.

Формы работы: Пpaктическая работа учащихся по анализу статистических материалов.

Рассмотрим и проанализируем динамику запасов охотничье-промысловых животных на территории Партизанского района, Красноярского края.

Динамика запасов основных видов охотничье-промысловых животных на территории Партизанского района Красноярского края.

ВИД

ЧИСЛЕННОСТЬ (КОЛИЧЕСТВО ОСОБЕЙ)

1998

2000

2001

2002

2003

2005

2006

1.

БЕЛКА

657

3549

6066

4792

5539

4531

9250

2.

ВОЛК

30

27

20

12

32

16

22

3.

ЗАЯЦ – БЕЛЯК

521

599

191

169

828

712

1003

4.

ЗАЯЦ – РУСАК

124

90

273

188

223

111

150

5.

КОЛОНОК

139

109

920

288

233

357

457

6.

КОСУЛЯ

625

608

228

82

893

396

241

7.

ЛИСИЦА

83

86

120

46

254

90

113

8.

ЛОСЬ

123

127

33

33

214

58

57

9.

МАРАЛ

243

262

225

84

392

295

217

10.

РОСОМАХА

5

4

7

2

11

9

6

11.

РЫСЬ

14

11

7

5

11

9

6

12.

СОБОЛЬ

424

312

490

353

1024

483

1409

13.

КАБАРГА

144

153

105

39

243

146

266

14.

ГЛУХАРЬ

9410

2267

724

3879

1438

3082

15.

РЯБЧИК

2480

5754

1893

8390

4036

9966

16.

ТЕТЕРЕВ

955

4010

1161

2223

2726

1123

Разделим класс на 3 группы:

Первая группа рассматривает динамику численности боровой дичи, вторая группа рассматривает динамику хищных и пушных зверей, третья динамику численности копытных.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы учащимися:

  1. На рабочем столе откройте папку био7, откройте файл MS Excel Пр7 – 11.
  2. Из таблицы “Динамика запасов охотничье-промысловых животных на территории Партизанского района, Красноярского края” данные о своей группе животных занесите в таблицы.
  3. Выделить столбцы таблицы, содержащие данные. Запустите “Мастер диаграмм”.
  4. На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” в списке “Тип” – “Стандартные” выбрать “Гистограмма”. В окне “Вид” выбрать “Обычная гистограмма”. Щёлкнуть кнопку “Далее”.
  5. На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” на вкладке “Диапазон данных” щёлкнуть кнопку “Далее”.
  6. На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” щёлкнуть кнопку “Далее”.
  7. На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” на вкладке “Диапазон данных” щёлкнуть кнопку “Готово”. В результате на листе с данными получим гистограмму.
  8. Повторить шаги с 1 по 7 для каждого из животных.
  9. Обсудите полученные результаты, сделайте выводы.
  10. Сохраните полученные результаты под именем АВС (где АВС – ваши инициалы).

4. Заключительная часть урока.

Каждая группа демонстрирует полученные графики и знакомит учащихся со своими выводами:

  • Численность боровой дичи постоянно изменяется.

Так численность глухарей в 2002 году 724 особи – это самый низкий показатель, за период наблюдения. Максимальное число в 2000 году – 9410 особей. На начало 2006 года число глухарей снизилось почти в 3 раза и их насчитывается 3082 особи.

Количество рябчиков меньше всего было в 2002 году – 1893особи. На начало 2006 года их насчитывается 9966 особи, что больше, чем в 2002 году более чем в 5 раз.

Тетеревов в 2000 году было 955 особей, а в2001 году численность увеличилась до 4010 особей – это максимальная численность за время наблюдения. На начало 2006 года 1123 особи.

  • Численность хищных и пушных зверей меняется следующим образом.

Белка: В 1998 году насчитывалось 657 особей – это минимальная численность за период наблюдения. Через 2 года их численность возрастает в 5,5 раз и составляет 3549 особей. Затем через год численность ещё возрастает почти в 2 раза. А в2002 году упала до 4792 особей. 2006 год– это максимум численности 9250 особей.

Рысь: Самое наименьшее число особей 5, в 2002 году. Максимальное число особей 14 в 1998 году. В 2006 году их насчитывается 6.

Лисица: Самое наибольшее число особей было в 2003 году – 254 особи. Самое меньшее в 1998 году – 83. В 2006 их насчитывается 113 особи.

Соболь: В 2003 году было насчитано 1024 особи, в 2006 году их было уже больше 1409 особей, наименьшее число – 312 особи в 2000 году.

  • После анализа запасов копытных на территории района пришли к выводу:

Косуля: Наименьшая численность в 2002 году – 82 особи, максимальная в 2003 – 893. На начало 2006 года насчитывается 241 особь.

Лось: Максимальная численность особей в 2003 году – 214, минимальная в 2001 и 2002 – 33. В 2006 году 57 особей.

Марал: На начало 2006 года насчитывается 217 особей. Минимальная численность особей 84 насчитывалась в 2002 году, максимальная в 2003 – 392 особи.

Кабарга: Минимальная численность особей 39 насчитывалась в 2002 году, максимальная в 2006 – 266 особей.

II. Закрепление изученного материала.

  1. Какие законы лежат в основе законов об охране животных в Российской Федерации?
  2. В каких статьях Конституции Российской Федерации отображена природоохранная направленность?
  3. Что такое мониторинг?
  4. Какую роль играет мониторинг в сохранении объектов животного и растительного мира?

Домашнее задание: § 59.

Презентация



Комментарии:

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

12 09 2024 7:55:58

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

11 09 2024 0:28:17

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"


    Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

      Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

10 09 2024 18:25:55

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

09 09 2024 22:12:10

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

08 09 2024 0:57:25

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

07 09 2024 16:11:51

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

06 09 2024 5:15:39

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды


    Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

      Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

05 09 2024 3:42:48

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....

04 09 2024 15:28:13

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

03 09 2024 13:50:13

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

02 09 2024 3:30:28

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

01 09 2024 13:23:59

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

31 08 2024 23:30:22

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

30 08 2024 5:31:48

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

29 08 2024 13:40:47

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

28 08 2024 14:28:34

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

27 08 2024 11:13:51

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

26 08 2024 18:38:43

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

25 08 2024 3:16:55

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

24 08 2024 16:31:25

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

23 08 2024 20:20:20

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

22 08 2024 3:58:21

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

21 08 2024 15:36:21

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

20 08 2024 19:47:27

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

19 08 2024 10:32:42

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

18 08 2024 2:17:55

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

17 08 2024 14:31:19

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

16 08 2024 6:33:29

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

15 08 2024 16:32:49

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

      Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

14 08 2024 8:12:21

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

13 08 2024 3:36:16

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

12 08 2024 22:12:55

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

11 08 2024 8:50:32

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

10 08 2024 6:56:21

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

09 08 2024 19:28:24

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

08 08 2024 5:11:14

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

07 08 2024 5:11:16

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

06 08 2024 23:26:38

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

      В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...

05 08 2024 10:17:30

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

04 08 2024 19:23:54

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

03 08 2024 1:40:58

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

02 08 2024 11:34:10

Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


    Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»

      Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....

01 08 2024 18:10:40

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"


    Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

      Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

31 07 2024 12:19:21

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

30 07 2024 21:19:40

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

29 07 2024 11:17:11

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

28 07 2024 20:24:36

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

27 07 2024 3:40:12

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

26 07 2024 16:47:19

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

25 07 2024 16:16:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::