Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

Ценности: истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие (не причинение вреда), красота.

Подценности: поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.

Цели:

  • Образовательная – изучить основные особенности строения и функции цветка, основные части цветка как органа цветкового растения; рассмотреть значение цветка в природе и жизни человека; дать ребенку возможность запомнить те ценности, которым его учат.
  • Воспитательная – продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе через эмоциональное восприятие красоты; желания охранять ее богатства; положительного отношения к окружающему миру; продолжить эстетическое воспитание учащихся через красоту цветковых растений.
  • Развивающая – продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт характера; развивать умение видеть и чувствовать красоту.

Цитаты: “Все вокруг может учить нас”; “Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты” (Я.П. Полянский); “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок ” (Х.К.Андерсен).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: магнитофон, компьютер, аудиокассеты “Шедевры инструментальной музыки”, плакаты с цитатами, компьютерная презентация “Цветы”, плакаты и рисунки с изображением цветковых растений, фотографии цветов, репродукции картин, коллекция лекарственных растений, схема строения цветка, разборная модель цветка, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, учебники, тетради, текст сказки, сценарий инсценировки и атрибуты к костюмам.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Индукция. Минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация).
  3. Вводная часть. Сообщение темы урока.
  4. Создание проблемной ситуации: как строение цветка связано с выполняемыми им функциями?
  5. Инструктаж по работе с информационным листом.
  6. Изучение нового материала:
  1. Цветок – орган цветкового растения. Строение цветка, главные части цветка. (Беседа с использованием схемы строения цветка, рисунков, фотографий, картин цветов). Работа с информационным листком.
  2. Пестик и тычинка – главные части цветка, их значение. Биологическое значение цветка и соцветий. (Беседа с использованием схемы строения цветка, наглядных пособий). Работа с информационным листком.
  3. Значение цветков и цветковых растений в природе и для жизни человека. (Беседа с использованием картин с изображениями цветковых растений, схемы строения цветка, компьютерного слайд-шоу):

1) Лекарственные цветковые растения. (Беседа с использованием слайд-шоу, показ упаковок с лекарственными цветковыми растениями).
2) Эстетическое значение цветов. Цветы в живописи и в поэзии. (Беседа с учащимися, чтение легенд и стихов о цветах).
3) Охрана цветковых растений. Цветковые растения в Красной книге Дагестана. (Беседа с использованием наглядных пособий, инсценировка). Работа с информационным листком.

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
  2. Заключительная минута тишины. (“Сидение в тишине”, релаксация).

Ход урока

1. Организационный момент (1–2 минуты)

2. Индукция. Минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация)

Включить негромко музыку, попросить детей закрыть глаза, сесть удобнее, держать спину прямо, дышать глубоко. Звучит “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского, на экране появляются изображения различных цветов (презентация, слайд-шоу).

Учитель: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить себе, что мы идем гулять в лес. Представьте себе теплый весенний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки и шмели, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. Постарайтесь представить себе тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения. Представьте себе, что вы во время вдоха вдыхаете в себя свет (добро, все, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым из вас выходит темнота (зло, все, что имеет отрицательное значение). Посмотрите, какие красивые цветы растут вокруг вас. Вот один, другой, третий…. Выберите самый красивый и наблюдайте за ним. Вот среди цветов появилась маленькая девочка. Интересно, кто она и где живет? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните все, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

3. Вводная часть. Сообщение темы урока

– Для каждого любителя природы цветы – это праздник души. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий и красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляют многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности и любви. Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”, и вместе с нами будет наша маленькая сказочная гостья – Дюймовочка.

Итак, наша тема урока “Путешествие с Дюймовочкой в Страну цветов”.

4. Проблемная ситуация

– Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и чувств, просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция. Я хочу напомнить вам, что цветок – это орган цветкового растения. А что бы вы еще хотели узнать о цветке? Нашей гостье Дюймовочке также будет интересно узнать, какое же строение имеет цветок, в котором она живет, и как строение цветка связано с выполняемыми им функциями? Нам также надо узнать функции и особенности строения цветка, как важной составной части побега, научиться распознавать части цветка.

5. Инструктаж по работе с информационным листом, на котором записано число, тема урока, основные понятия темы, домашнее задание

Информационный лист – это часть рабочей тетради учащихся, который они вклеивают дома в свои тетради.

6. Изучение нового материала

  1. Цветок – орган цветкового растения. Строение цветка, главные части цветка. ((Беседа с использованием схемы строения цветка, рисунков, фотографий, картин цветов). Работа с информационным листком.
  2. Пестик и тычинка – главные части цветка, их значение. Биологическое значение цветка и соцветий. (Беседа с использованием схемы строения цветка, наглядных пособий). Работа с информационным листком.

Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть, орган цветкового растения. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Цветки выполняют функцию полового размножения. Из завязи пестика развивается плод. Главные части цветка – пестик и окружающие его тычинки. Они все располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика, рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца. Тычинка состоит из пыльника и тычиной нити. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки. Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков обычно называют соцветием. Биологическое значение соцветий состоит в привлечении насекомых для опыления мелких, невзрачных цветков, собранных в крупные соцветия.

Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называют обоеполыми. Такие цветки имеют яблоня, вишня, сирень. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называют раздельнополыми. Виды, у которых раздельнополые цветки (тычиночные или пестичные) находятся на одном растении (огурец, тыква, кукуруза), называются однодомными, а если они расположены на разных растениях (ива, тополь), то их называют двудомными.

– Итак, мы с вами рассмотрели строение цветка. В своих информационных листках на схемах обозначьте главные части цветка и укажите, какое строение имеют пестик и тычинка как главные части цветка.

Беседа по вопросам (закрепление пройденного материала):

– Скажите, какое строение имеет цветок?
– Каковы главные части цветка?
– Каково строение пестика и тычинки?
– Каково значение главных частей цветка?
– Какова функция цветка?
– Что такое соцветие? Каковы его функции?
– Какие цветки называют обоеполыми? А какие раздельнополые? Примеры?
– Какие растения называют однодомными и двудомными? Примеры привести.

7. Игра-физкультминутка

(Игра с учетом психологических особенностей подросткового периода):

– Я вижу, что вы немножечко устали. Давайте поиграем! Давайте представим, что мы цветы. Лепестки у цветов раскрываются и закрываются, вот и мы с вами сделаем движения руками, как лепестки цветов. Повторяйте за мной! Молодцы, ребята, вы очень активны! Садитесь, и продолжим урок!

  1. Значение цветков и цветковых растений в природе и для жизни человека. (Беседа с использованием картин с изображениями цветковых растений, схемы строения цветка, компьютерного слайд-шоу).

– Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса дарит нам наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра, танец цветов.

– “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Х.К.Андерсен в сказке о Дюймовочке. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты бедна наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу, раскрывает лучшие грани человеческого характера. “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, так гласит венгерская пословица.

– Цветковые растения помогают человеку во многих ситуациях. Например, при различных заболеваниях люди издавна используют цветковые растения, они являются источником витаминов, антиоксидантов, дубильных, пряных и ароматических веществ. У нас в классе собрана небольшая коллекция лекарственных растений, которые наиболее часто употребляют люди. (Демонстрируется коллекция лекарственных растений – ромашка, василек, бессмертник, ноготки (календула), липа, бузина черная и другие). Знания о действии лекарственных растений люди собирали тысячелетиями. Многие знаменитые врачи древности Гиппократ, Эскулап, Гален, Авиценна, Аверроэс практиковали лечение травами, которое почти не дает осложнений.

– Я надеюсь, что знания о лекарственных растениях пригодятся вам в жизни, а болеть вы не будете. Болезни поселяются часто в тех организмах, которые угрюмы, мрачны, часто находятся в плохом настроении, унылы. Чтобы преодолеть депрессию, плохое настроение, люди обращаются к музыке, поэзии, живописи.

– Цветы – всегда праздник для человека, источник радости и вдохновения. Они вдохновляют музыкантов, поэтов, писателей создавать радостные произведения, которые украшают нашу жизнь. Композиторы Чайковский, Шуберт, Брамс, Вивальди, Моцарт, Бородин, Мусоргский, художники Ван Гог, Ван Дейк, Пикассо, Рубенс, Фонтене, Жан Натье, Клод Моне, Брейгель, Редон Оделон, Дмитриев, Колганов, поэты Пушкин, Майков, Фет, Бунин, Лермонтов, Державин, Блок, Бальмонт, Баратынский, Тютчев, Северянин, Брюсов, Есенин создавали шедевры, которые дошли к нам через века. (Демонстрация репродукций картин художников с изображением цветов).

– Давайте послушаем стихотворения о цветах в исполнении наших учащихся. Я думаю, нашей гостье Дюймовочке тоже интересно будет их услышать.(Учащиеся 6 класса читают стихотворения, что сопровождается показом фотографий соответствующих цветов).

– Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь и умножать его! Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы охраняем, а озера и родники, зоны чистого воздуха, безлюдные места – не храним. Это совершенно не понятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – наш отец, Вода – мать, Земля – наш дом.

– Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна, который пишет: “…Давай пройдемся медленно по лугу и “Здравствуй!” скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать”. Цветы – всегда праздник для человека, с ними приходит к нам радость. И мы с вами должны беречь, охранять и защищать их. (Учащиеся представляют инсценировку на экологическую тематику).

– Часто ли мы замечаем вокруг себя прекрасное? Сколько раз за неделю вы замечали красоту окружающего мира, неба, деревьев, моря, цветов? Люди стали черствы к природе и друг другу, часто не видят или просто не замечают красоты вокруг себя. Множество книг посвящено цветам, их красоте, аромату, удивительному разнообразию. Цветы слышат нас, реагируют на наше раздражение. И чем мы больше посылаем любовь цветам, тем более они, видя наше внимание, стремятся собственной красотой ответить нам, порадовать неожиданным цветением. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой.

8. Подведение итогов урока

– Какие мысли и чувства вызвал у вас урок? (Беседа, учащиеся высказывают свое мнение.)

9. Закрепление (беседа по вопросам)

  1. Какое строение имеет цветок?
  2. Назовите главные части цветка?
  3. Что такое соцветие?
  4. Каково биологическое значение цветка и соцветий?

10. Домашнее задание

Творческое задание:

– Представьте себе и нарисуйте волшебный цветок. Что может подарить ваш волшебный цветок людям? (напишите 2-3 предложения). Составьте список добрых дел, которые вы должны делать каждый день. Контролируйте себя, что было сделано, а что – нет. Учитесь делать только добрые дела.

11. Заключительная минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация).

Заключительные слова (читает учитель): “Как было бы прекрасно – взрослым вместе с детьми почаще погружаться в Красоту цветов и возвращать детям через такие красивые источники радость понимания Мира, Красоты, Любви”.

Дети тихо сидят 1–2 минуты в тишине и думают о свете, который есть в их сердце. Этот свет ни что иное, как Любовь, Красота, Доброта, Цветы, освещающие весь мир. Пусть они мысленно пожелают всем людям счастья, любви, красоты, мира и спокойствия.

Информационный лист

Строение цветка: Цветок состоит из венчика и чашечки. Венчик состоит их лепестков, чашечка состоит из чашелистиков. Тычинка состоит из пыльника с пыльцой и тычиночной нити. Пестик состоит завязи, столбика и рыльца. Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называют обоеполыми. Такие цветки имеют яблоня, вишня, сирень. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называют раздельнополыми. Виды, у которых раздельнополые цветки (тычиночные или пестичные) находятся на одном растении (огурец, тыква, кукуруза), называются однодомными, а если они расположены на разных растениях (ива, тополь), то их называют двудомными. Соцветие – это группа мелких цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Новые термины: Венчик, чашелистик, сростнолепестный и раздельнолепестный венчик, соцветия, рыльце, столбик, завязь, обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные и двудомные растения.

Цветковые растения в Красной книге Дагестана: Венерин башмачок настоящий, водяной орех гирканский, лук крупный, первоцвет Юлии, пион кавказский, подснежник лагодехский, ятрышник болотный, рябчик кавказский, безвременник яркий, офрис кавказская, мак малолистный, касатик карликовый.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

25 09 2021 8:28:34

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

25 09 2021 2:51:46

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

25 09 2021 7:14:24

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

25 09 2021 7:36:42

Тест для тематического контроля по теме "Тип Членистоногие"

В работе представлен тест для тематического контроля по теме « Тип Членистоногие», ориентированный на использование по У М К Сонина Н. И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

25 09 2021 1:13:57

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы « Отдел покрытосеменные растения»....

25 09 2021 4:56:24

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

25 09 2021 16:57:18

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

25 09 2021 22:54:33

Групповая работа по теме "Командный пункт организма". 8-й класс

В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

25 09 2021 17:39:28

Класс Брюхоногие

...

25 09 2021 3:23:12

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; практические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на практике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

25 09 2021 14:30:38

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

25 09 2021 22:40:47

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

25 09 2021 1:31:29

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

В ходе урока обучающиеся знакомятся с характерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

25 09 2021 3:47:31

Урок-путешествие "Мир чувств"

Урок является вводным по теме « Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...

25 09 2021 20:18:44

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой " Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

25 09 2021 15:33:27

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

25 09 2021 19:11:26

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

25 09 2021 2:51:41

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

Цель урока: закрепление основных понятий темы " Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

25 09 2021 8:12:20

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

25 09 2021 9:17:46

Использование файнвордов на уроках биологии

Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

25 09 2021 3:21:54

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

25 09 2021 18:38:53

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме " Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова....

25 09 2021 18:23:21

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по У М К Н. И. Сонина, М. Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

25 09 2021 0:11:22

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

25 09 2021 0:57:30

Использование ИКТ на уроках биологии

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение И К Т....

25 09 2021 19:31:57

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

25 09 2021 4:11:48

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

На тему " Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В. В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

25 09 2021 18:46:13

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

25 09 2021 12:42:43

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

25 09 2021 8:15:48

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

25 09 2021 22:14:41

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

25 09 2021 18:47:37

Песец – полярный путешественник

В материале описано занятие для учащихся детского объединения « Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

25 09 2021 12:40:41

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

В течение года занятия проводились по образовательной программе автора " Уникальная природа Шри- Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

25 09 2021 13:12:11

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

25 09 2021 12:36:38

Деление клетки. Митоз

На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

25 09 2021 5:49:50

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

25 09 2021 14:24:11

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла " Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

25 09 2021 23:26:34

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

25 09 2021 4:50:51

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

25 09 2021 18:58:43

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

25 09 2021 16:21:37

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

25 09 2021 17:49:13

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

25 09 2021 0:55:24

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

Целью деятельности кружка " Юный эколог" в М О У " Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

25 09 2021 1:49:58

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

25 09 2021 17:41:19

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

25 09 2021 7:34:37

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

25 09 2021 4:31:10

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

25 09 2021 14:15:50

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

25 09 2021 10:16:14

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них " Копилку педагогических находок"....

25 09 2021 16:33:20

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)