Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

Ценности: истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие (не причинение вреда), красота.

Подценности: поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.

Цели:

  • Образовательная – изучить основные особенности строения и функции цветка, основные части цветка как органа цветкового растения; рассмотреть значение цветка в природе и жизни человека; дать ребенку возможность запомнить те ценности, которым его учат.
  • Воспитательная – продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе через эмоциональное восприятие красоты; желания охранять ее богатства; положительного отношения к окружающему миру; продолжить эстетическое воспитание учащихся через красоту цветковых растений.
  • Развивающая – продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт хаpaктера; развивать умение видеть и чувствовать красоту.

Цитаты: “Все вокруг может учить нас”; “Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты” (Я.П. Полянский) ; “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок ” (Х.К.Андерсен).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: магнитофон, компьютер, аудиокассеты “Шедевры инструментальной музыки”, плакаты с цитатами, компьютерная презентация “Цветы”, плакаты и рисунки с изображением цветковых растений, фотографии цветов, репродукции картин, коллекция лекарственных растений, схема строения цветка, разборная модель цветка, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, учебники, тетради, текст сказки, сценарий инсценировки и атрибуты к костюмам.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Индукция. Минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация).
  3. Вводная часть. Сообщение темы урока.
  4. Создание проблемной ситуации: как строение цветка связано с выполняемыми им функциями?
  5. Инструктаж по работе с информационным листом.
  6. Изучение нового материала:
  1. Цветок – орган цветкового растения. Строение цветка, главные части цветка. (Беседа с использованием схемы строения цветка, рисунков, фотографий, картин цветов). Работа с информационным листком.
  2. Пестик и тычинка – главные части цветка, их значение. Биологическое значение цветка и соцветий. (Беседа с использованием схемы строения цветка, наглядных пособий). Работа с информационным листком.
  3. Значение цветков и цветковых растений в природе и для жизни человека. (Беседа с использованием картин с изображениями цветковых растений, схемы строения цветка, компьютерного слайд-шоу):

1) Лекарственные цветковые растения. (Беседа с использованием слайд-шоу, показ упаковок с лекарственными цветковыми растениями).
2) Эстетическое значение цветов. Цветы в живописи и в поэзии. (Беседа с учащимися, чтение легенд и стихов о цветах).
3) Охрана цветковых растений. Цветковые растения в Красной книге Дагестана. (Беседа с использованием наглядных пособий, инсценировка). Работа с информационным листком.

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
  2. Заключительная минута тишины. (“Сидение в тишине”, релаксация).

Ход урока

1. Организационный момент (1–2 минуты)

2. Индукция. Минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация)

Включить негромко музыку, попросить детей закрыть глаза, сесть удобнее, держать спину прямо, дышать глубоко. Звучит “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского, на экране появляются изображения различных цветов (презентация, слайд-шоу).

Учитель: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить себе, что мы идем гулять в лес. Представьте себе теплый весенний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки и шмели, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. Постарайтесь представить себе тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения. Представьте себе, что вы во время вдоха вдыхаете в себя свет (добро, все, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым из вас выходит темнота (зло, все, что имеет отрицательное значение). Посмотрите, какие красивые цветы растут вокруг вас. Вот один, другой, третий…. Выберите самый красивый и наблюдайте за ним. Вот среди цветов появилась маленькая дeвoчка. Интересно, кто она и где живет? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните все, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

3. Вводная часть. Сообщение темы урока

– Для каждого любителя природы цветы – это праздник души. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий и красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляют многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности и любви. Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”, и вместе с нами будет наша маленькая сказочная гостья – Дюймовочка.

Итак, наша тема урока “Путешествие с Дюймовочкой в Страну цветов”.

4. Проблемная ситуация

– Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и чувств, просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция. Я хочу напомнить вам, что цветок – это орган цветкового растения. А что бы вы еще хотели узнать о цветке? Нашей гостье Дюймовочке также будет интересно узнать, какое же строение имеет цветок, в котором она живет, и как строение цветка связано с выполняемыми им функциями? Нам также надо узнать функции и особенности строения цветка, как важной составной части побега, научиться распознавать части цветка.

5. Инструктаж по работе с информационным листом, на котором записано число, тема урока, основные понятия темы, домашнее задание

Информационный лист – это часть рабочей тетради учащихся, который они вклеивают дома в свои тетради.

6. Изучение нового материала

  1. Цветок – орган цветкового растения. Строение цветка, главные части цветка. ((Беседа с использованием схемы строения цветка, рисунков, фотографий, картин цветов). Работа с информационным листком.
  2. Пестик и тычинка – главные части цветка, их значение. Биологическое значение цветка и соцветий. (Беседа с использованием схемы строения цветка, наглядных пособий). Работа с информационным листком.

Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть, орган цветкового растения. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Цветки выполняют функцию пoлoвoго размножения. Из завязи пестика развивается плод. Главные части цветка – пестик и окружающие его тычинки. Они все располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика, рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца. Тычинка состоит из пыльника и тычиной нити. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки. Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков обычно называют соцветием. Биологическое значение соцветий состоит в привлечении насекомых для опыления мелких, невзрачных цветков, собранных в крупные соцветия.

Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называют обоеполыми. Такие цветки имеют яблоня, вишня, сирень. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называют раздельнополыми. Виды, у которых раздельнополые цветки (тычиночные или пестичные) находятся на одном растении (огурец, тыква, кукуруза), называются однодомными, а если они расположены на разных растениях (ива, тополь), то их называют двудомными.

– Итак, мы с вами рассмотрели строение цветка. В своих информационных листках на схемах обозначьте главные части цветка и укажите, какое строение имеют пестик и тычинка как главные части цветка.

Беседа по вопросам (закрепление пройденного материала):

– Скажите, какое строение имеет цветок?
– Каковы главные части цветка?
– Каково строение пестика и тычинки?
– Каково значение главных частей цветка?
– Какова функция цветка?
– Что такое соцветие? Каковы его функции?
– Какие цветки называют обоеполыми? А какие раздельнополые? Примеры?
– Какие растения называют однодомными и двудомными? Примеры привести.

7. Игра-физкультминутка

(Игра с учетом психологических особенностей подросткового периода):

– Я вижу, что вы немножечко устали. Давайте поиграем! Давайте представим, что мы цветы. Лепестки у цветов раскрываются и закрываются, вот и мы с вами сделаем движения руками, как лепестки цветов. Повторяйте за мной! Молодцы, ребята, вы очень активны! Садитесь, и продолжим урок!

  1. Значение цветков и цветковых растений в природе и для жизни человека. (Беседа с использованием картин с изображениями цветковых растений, схемы строения цветка, компьютерного слайд-шоу).

– Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса дарит нам наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра, танец цветов.

– “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Х.К.Андерсен в сказке о Дюймовочке. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты бедна наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу, раскрывает лучшие грани человеческого хаpaктера. “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, так гласит венгерская пословица.

– Цветковые растения помогают человеку во многих ситуациях. Например, при различных заболеваниях люди издавна используют цветковые растения, они являются источником витаминов, антиоксидантов, дубильных, пряных и ароматических веществ. У нас в классе собрана небольшая коллекция лекарственных растений, которые наиболее часто употрeбляют люди. (Демонстрируется коллекция лекарственных растений – ромашка, василек, бесcмepтник, ноготки (календула), липа, бузина черная и другие). Знания о действии лекарственных растений люди собирали тысячелетиями. Многие знаменитые врачи древности Гиппократ, Эскулап, Гален, Авиценна, Аверроэс пpaктиковали лечение травами, которое почти не дает осложнений.

– Я надеюсь, что знания о лекарственных растениях пригодятся вам в жизни, а болеть вы не будете. Болезни поселяются часто в тех организмах, которые угрюмы, мрачны, часто находятся в плохом настроении, унылы. Чтобы преодолеть депрессию, плохое настроение, люди обращаются к музыке, поэзии, живописи.

– Цветы – всегда праздник для человека, источник радости и вдохновения. Они вдохновляют музыкантов, поэтов, писателей создавать радостные произведения, которые украшают нашу жизнь. Композиторы Чайковский, Шуберт, Брамс, Вивальди, Моцарт, Бородин, Мусоргский, художники Ван Гог, Ван Дейк, Пикассо, Рубенс, Фонтене, Жан Натье, Клод Моне, Брейгель, Редон Оделон, Дмитриев, Колганов, поэты Пушкин, Майков, Фет, Бунин, Лермонтов, Державин, Блок, Бальмонт, Баратынский, Тютчев, Северянин, Брюсов, Есенин создавали шедевры, которые дошли к нам через века. (Демонстрация репродукций картин художников с изображением цветов).

– Давайте послушаем стихотворения о цветах в исполнении наших учащихся. Я думаю, нашей гостье Дюймовочке тоже интересно будет их услышать.(Учащиеся 6 класса читают стихотворения, что сопровождается показом фотографий соответствующих цветов).

– Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь и умножать его! Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы охраняем, а озера и родники, зоны чистого воздуха, безлюдные места – не храним. Это совершенно не понятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – наш отец, Вода – мать, Земля – наш дом.

– Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна, который пишет: “…Давай пройдемся медленно по лугу и “Здравствуй!” скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать”. Цветы – всегда праздник для человека, с ними приходит к нам радость. И мы с вами должны беречь, охранять и защищать их. (Учащиеся представляют инсценировку на экологическую тематику).

– Часто ли мы замечаем вокруг себя прекрасное? Сколько раз за неделю вы замечали красоту окружающего мира, неба, деревьев, моря, цветов? Люди стали черствы к природе и друг другу, часто не видят или просто не замечают красоты вокруг себя. Множество книг посвящено цветам, их красоте, аромату, удивительному разнообразию. Цветы слышат нас, реагируют на наше раздражение. И чем мы больше посылаем любовь цветам, тем более они, видя наше внимание, стремятся собственной красотой ответить нам, порадовать неожиданным цветением. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой.

8. Подведение итогов урока

– Какие мысли и чувства вызвал у вас урок? (Беседа, учащиеся высказывают свое мнение.)

9. Закрепление (беседа по вопросам)

  1. Какое строение имеет цветок?
  2. Назовите главные части цветка?
  3. Что такое соцветие?
  4. Каково биологическое значение цветка и соцветий?

10. Домашнее задание

Творческое задание:

– Представьте себе и нарисуйте волшебный цветок. Что может подарить ваш волшебный цветок людям? (напишите 2-3 предложения). Составьте список добрых дел, которые вы должны делать каждый день. Контролируйте себя, что было сделано, а что – нет. Учитесь делать только добрые дела.

11. Заключительная минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация).

Заключительные слова (читает учитель): “Как было бы прекрасно – взрослым вместе с детьми почаще погружаться в Красоту цветов и возвращать детям через такие красивые источники радость понимания Мира, Красоты, Любви”.

Дети тихо сидят 1–2 минуты в тишине и думают о свете, который есть в их сердце. Этот свет ни что иное, как Любовь, Красота, Доброта, Цветы, освещающие весь мир. Пусть они мысленно пожелают всем людям счастья, любви, красоты, мира и спокойствия.

Информационный лист

Строение цветка: Цветок состоит из венчика и чашечки. Венчик состоит их лепестков, чашечка состоит из чашелистиков. Тычинка состоит из пыльника с пыльцой и тычиночной нити. Пестик состоит завязи, столбика и рыльца. Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называют обоеполыми. Такие цветки имеют яблоня, вишня, сирень. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называют раздельнополыми. Виды, у которых раздельнополые цветки (тычиночные или пестичные) находятся на одном растении (огурец, тыква, кукуруза), называются однодомными, а если они расположены на разных растениях (ива, тополь), то их называют двудомными. Соцветие – это группа мелких цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Новые термины: Венчик, чашелистик, сростнолепестный и раздельнолепестный венчик, соцветия, рыльце, столбик, завязь, обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные и двудомные растения.

Цветковые растения в Красной книге Дагестана: Венерин башмачок настоящий, водяной орех гирканский, лук крупный, первоцвет Юлии, пион кавказский, подснежник лагодехский, ятрышник болотный, рябчик кавказский, безвременник яркий, офрис кавказская, мак малолистный, касатик карликовый.



Комментарии:

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

31 08 2025 3:51:38

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

30 08 2025 9:44:34

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

29 08 2025 13:44:16

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

28 08 2025 15:36:38

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

27 08 2025 13:54:21

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

26 08 2025 19:43:19

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

25 08 2025 1:44:52

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

24 08 2025 6:13:59

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

23 08 2025 21:27:59

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

22 08 2025 22:51:51

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

21 08 2025 8:17:21

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

20 08 2025 9:16:42

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

19 08 2025 23:55:51

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

18 08 2025 23:55:36

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

      Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

17 08 2025 0:16:34

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

16 08 2025 13:21:11

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

15 08 2025 3:35:49

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

14 08 2025 10:26:48

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

13 08 2025 17:17:21

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

12 08 2025 0:29:20

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

11 08 2025 8:27:58

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

10 08 2025 12:29:32

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

      Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

09 08 2025 22:33:37

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

08 08 2025 10:11:38

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

07 08 2025 10:26:11

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

06 08 2025 18:45:19

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

05 08 2025 18:12:56

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

04 08 2025 6:57:19

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

03 08 2025 19:32:33

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

02 08 2025 0:58:24

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

01 08 2025 6:14:52

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

31 07 2025 17:36:32

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

30 07 2025 12:33:36

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

29 07 2025 23:35:36

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

28 07 2025 16:29:16

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

27 07 2025 22:27:11

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

26 07 2025 1:19:59

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

25 07 2025 1:29:37

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

24 07 2025 13:32:55

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

      Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

23 07 2025 21:24:58

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

22 07 2025 8:56:30

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

21 07 2025 2:30:50

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

20 07 2025 9:18:25

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

19 07 2025 0:18:20

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

18 07 2025 16:49:12

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

17 07 2025 15:15:29

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

16 07 2025 8:55:40

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

15 07 2025 7:55:39

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

14 07 2025 1:23:19

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

13 07 2025 0:16:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::