Экология и культура — будущее России
Оборудование: Фрагмент видеозаписи выступления Северн Сузуки (http://netopalto.ru/vystuplenie-severn-suzuki.html), на столах для каждого ученика выписка из документа “Хартия Земли”
Цель урока: Побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем.
Задачи урока:
– на основе анализа разных источников информации объяснять взаимосвязь
биологического и культурного разнообразия;
– высказывать свое личное мнение о роли биологического и культурного
разнообразия для устойчивого развития России и благополучия каждого ее
гражданина; о роли культурного обмена, совместных действий, умений
договариваться в решении экологических проблем страны;
– сформировать первичное представление о сущности умения договариваться и
применить его при составлении общего для коллектива класса документа “Наша
экологическая Хартия”.
Ход урока
I. Организация начала урока; тема; цель урока, сформулированная учителем; целеполагание учащихся (2 мин.).
II. Основная часть (25 мин).
Введение (актуализация проблемы 2 мин): Сегодня нас более 7 миллиардов человек,
понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться.
1. Может ли развиваться человечество, не обращая внимания на окружающий мир?
– Нет.
Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Сегодня скорость развития “не вписывается” в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли “Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию”.
2. Какие проблемы человека с окружающей средой вы знаете? (Беседа – 5 мин.)
Примерные ответы:
1.
Биоразнообразие.
2. Воздушная
среда.
3.
Здоровье.
4.
Земельные ресурсы.
5.
Климат.
6.
Опустынивание.
7. Горные
районы.
8. Лесные ресурсы.
9. Полярные районы.
10.
Пресноводные ресурсы.
11.
Прибрежные и морские зоны.
12.
Экосистемы.
С середины 1800-ого года средняя мировая температура повысилась примерно на
0,6 градуса по Цельсию, что неминуемо сказалось на всей планете. Так, например,
в течение ХХ века:
– средний уровень Мирового океана повысился на 10–20 см;
– общий объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3;
– толщина арктических льдов в конце лета и в начале осени сокращалась примерно
на 40%, и гора Кения (Африка) потеряла 92% ледяной массы, а гора Килимaнджаро
(Африка) 82%.
Другие значительные наблюдаемые изменения включают:
– сокращение на 40–60% общего объема имеющихся водных ресурсов в крупных
бассейнах рек Нигер, Сенегал и озера Чад;
– отступление на 70% песчаной береговой линии и перемещение бореальных лесов
(хвойные леса) Аляски к северу примерно на 100 км при каждом повышении
температуры на 1 градус по Цельсию.
Появились уже и первые жертвы изменения климата: жители деревни Латеу на одном из островов Вануату вынуждены покинуть родные места из-за затопления острова водами океана.
За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн. куб. метров газа. За этот период человечество увеличило свои энергетические ресурсы в 1000 раз. С 1950–1955г. потрeбление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов – в 6 раз, электроэнергии – в 8 раз. Если человечество сделает ставку только на экономический рост, то уже к 2032 году рост потрeбления органического топлива приведет к тому, что объем выброса углекислого газа в атмосферу достигнет 16 млрд. тонн в год, если же приоритетом станет обеспечение устойчивого развития, то активные шаги по внедрению энергосберегающих технологий позволят к 2032 году снизить этот показатель вдвое, до 8 млрд. тонн.
Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс “Рио+20” к Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию (развитие “продолжающееся” (“самодостаточное”), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.) в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро.
3. Каково будущее России? Должна наша страна двигаться в направлении устойчивого развития? – дискуссия 10 мин.
Класс делится на две группы. Каждая в свою очередь делится еще на две (одна ЗА, вторая против). Первая группа обсуждает все за и против ответа на вопрос:
– Есть ли смысл России изменять свой путь развития? Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.
Вторая группа обсуждает все за и против ответа на вопрос:
– Почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?
На это дается 5 минут. По окончанию, по два ученика от группы (один из которых рассказывает о всех за, другой – о всех против по своему вопросу) представляют результат совместной работы.
После ответов представителей обеих групп учитель обобщает все за и против:
– Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.
Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия. Наука, доказывающая необходимость бережного отношения к природным ресурсам, современные “зеленые” технологии, позволяющие природе восстанавливать взятые у нее ресурсы, не помогут выйти из экологического кризиса, если каждый из нас, и мы все вместе не пересмотрим свои ценности.
Россия среди стран, для которых устойчивое развитие сегодня актуально. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. Россия, совместно с другими странами БРИКС (включая Бразилию, Индию и Китай), могла бы выступить в качестве лидера движения в направлении устойчивого развития.
Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Их необходимо знать, чтобы человек мог “вписать” свою деятельность в природные процессы. Для этого необходимы не только знания, но и культура.
В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура – это хаpaктеристика человеческой жизнедеятельности. Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование). Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.), способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе). Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой.
Мы – представители разных народов России, должны осознать, что бережное отношение к своей культуре, ее “экологической мудрости” поможет нам всем вместе сохранить и приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, и сохранить ее природное достояние.
Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.
Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали хартию земли.
Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.
Класс делится на четыре группы. Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения одного из раздела хартии:
- С уважением и заботой относиться ко всему живому
- Экологическая целостность
- Социальная и экономическая справедливость
- Демократия, ненасилие и мир
Каждая группа дает краткий ответ, актуальны ли эти предложения и возможно ли применение “Хартии Земли”, как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе. В результате делается вывод.
Для будущего России как минимум, есть два варианта сценария развития:
1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугублляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.
2. Мы ищем пpaктические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.
Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение. (5 мин.)
Обобщение обсуждения.
Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать ее ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств. Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.
Итак, экономим воду:
1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.
2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.
3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).
4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, – лучше принимайте душ!
Во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!
Экономим электричество, тепло (и топливо!):
1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.
2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.
3. Если из-под земли пошел пар и бьют струи горячей воды – это не гeйзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.
4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.
5. Чем меньше вещей мы потрeбляем и мусора производим, тем больше энергии экономим – на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу – отдайте их на переработку.
Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие “экономные” идеи!
III. Этап закрепления, решение проектной задачи (12 мин). Обобщение знаний и апробирование умения договариваться организуется в процессе решения проектной задачи по разработке экологической Хартии класса и ее совместному обсуждению. В результате урока классом составлен документ “наша экологическая хартия”:
Мы, учащиеся 6-го класса понимая, что:
– биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние
России, охранять его – дело совести каждого из нас;
– важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для
нас, и среду их обитания;
– для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру
нашей многонациональной Родины;
– важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не
допускать неуважительное отношение к ним;
– людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить
природное и культурное наследие страны,
решили договориться:
– проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур
нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что в
них рассказывается о гармонии между человеком и природой, вследствии чего они
являются обязательной составной частью экологического просвещения и воспитания,
эффективно дополняющего методы научного убеждения, помогающие сохранить и
приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, сохранить ее природное
достояние;
– рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре
коренных народов нашей местности, потому что – это источник уникальной
экологической информации о способах адаптации и выживания на конкретных
территориях, нерасточительного природопользования, поддержания пригодной для
жизни среды обитания.
– бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям,
родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что – это
условие сбережения участков природного и культурного мирового наследия;
– мирно решать между собой спopные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская
оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей,
потому что общество, граждане в котором не могут договориться о согласованных
действиях по экономному использованию общих природных ресурсов, обречено;
– изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков,
потому что это традиционные стратегии неразрушающего природопользования,
гармоничного вписывания хозяйственной деятельности в окружающую среду, научно
объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего
“экологического следа” в природе;
– стараться давать старым вещам вторую жизнь, потому что чем меньше вещей мы
потрeбляем , тем больше энергии экономим – на производство и перевозку товаров,
их упаковку;
– не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, поддерживать чистоту в своем
окружении, потому что чем меньше мусора производим, тем больше энергии экономим
на уборку мусора;
– не поджигать мусор, потому что этим мы загрязняем атмосферу;
– экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их,
потому что если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать ее
ресурсы (топливо) разумно, экономно, без излишеств;
– в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими
веществами, потому что в природе не существует “ненужных” биологических видов и
потеря любого из них расшатывает экологическое равновесие;
– не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх
потребности для жизни, потому что флора и фауна трудно восстанавливается, а
биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы, обеспечения
целостности круговорота веществ;
– экономить бумагу, потому что этим мы бережем леса – легкие нашей планеты;
– закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что экономят ресурсы не
только жадные люди, а все, кому это небезразлично.
Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.
IV. заключительный этап урока. (6 мин.)
Урок завершается фрагментом видеозаписи выступления Северн Сузуки, 12 летней дeвoчки, которая в 1992 году, на саммите Земли в Рио-де-Жанейро обратилась к представителям более 100 стран мирас призывом начать договариваться и реально решать экологические проблемы ради всех детей планеты и их будущего. Это выступление вошло в историю, как выступление дeвoчки, заставившей замолчать мир на пять минут.
Комментарии:
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
17 07 2025 13:51:44
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
16 07 2025 10:11:43
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
15 07 2025 9:48:17
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
14 07 2025 19:45:36
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
13 07 2025 12:24:38
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
12 07 2025 3:43:21
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
11 07 2025 10:31:34
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
10 07 2025 20:26:34
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
09 07 2025 7:49:44
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
08 07 2025 14:20:17
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
07 07 2025 12:19:44
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
06 07 2025 8:23:25
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
05 07 2025 21:52:59
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
04 07 2025 22:55:35
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
03 07 2025 1:12:31
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
02 07 2025 11:11:33
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
01 07 2025 6:48:53
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
30 06 2025 10:12:40
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
29 06 2025 7:30:38
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
28 06 2025 9:27:24
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
27 06 2025 0:44:31
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
26 06 2025 18:15:51
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
25 06 2025 23:57:47
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
24 06 2025 18:59:30
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
23 06 2025 11:30:51
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
22 06 2025 16:51:48
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
21 06 2025 8:29:49
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
20 06 2025 11:17:27
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
19 06 2025 2:56:45
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
18 06 2025 3:22:47
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
17 06 2025 10:47:10
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
16 06 2025 22:22:48
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
15 06 2025 3:33:17
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
14 06 2025 5:27:29

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
13 06 2025 22:50:58
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
12 06 2025 3:20:18
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
11 06 2025 8:53:55
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
10 06 2025 16:43:59
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
09 06 2025 10:21:22
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
08 06 2025 1:15:32
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
07 06 2025 20:54:34
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
06 06 2025 16:40:57
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
05 06 2025 1:12:40
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
04 06 2025 19:24:56
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
03 06 2025 14:25:51
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
02 06 2025 15:28:51
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
01 06 2025 22:20:45
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
31 05 2025 4:57:35
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
30 05 2025 15:53:35
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
29 05 2025 15:42:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::